Тарифы на коммунальные услуги

Тарифы на коммунальные услуги

Тарифы ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) это ежемесячные выплаты, которые предусмотрены законодательством и являются обязательными. Для того чтобы разобраться во всех начислениях, нужно чётко разграничить понятия жилищные и коммунальные услуги. Для большинства людей данные значения едины и представляют собой плату за пользование коммунальными услугами.

Чтобы разбираться во всех тарифах, необходимо изучить нормы Жилищного кодекса, в котором описаны все нюансы возможных начислений. Коммунальщики используют закон, который определяет тарифный план на данной территории.

Формирование и структура тарифов

Итак, коммунальные услуги – это перечень процедур, что применяются для предоставления населению всех необходимых ресурсов для жизнедеятельности, а именно:

  • подача населению тёплой и холодной воды;
  • газоснабжение;
  • подача электроэнергии;
  • предоставление канализационных стоков.

Одним из видов предоставляемых услуг являются жилищные, они организованы специальными предприятиями.

Данная деятельность включает следующий спектр услуг:

  • поддержание достойного уровня обслуживания жилой площади;
  • контроль функционирования инженерной структуры;
  • надлежащий уход за территорией вокруг дома;
  • уборка подъездов, дворов, поддержание чистоты;
  • вывоз мусора;
  • проведение косметических или капитальных ремонтов.

Важно помнить, что квитанции с суммами к оплате включают все предоставляемые услуги в полной стоимости как жилищные, так и коммунальные. Все суммы называются квартплатой, начисляются ежемесячно, оплата производится так же. Тарифами называется прописанный перечень всех предоставляемых ресурсов. Если следовать процентному соотношению, то часть жилищных услуг составляет 25% из общей суммы квартплаты. Для каждого дома суммы могут отличаться, это всё зависит от территории и региона, где используется тарифная сетка, которая предназначена и действует только там.

Сколько стоит квартплата, можно узнать, только обратившись жилищно-коммунальные инстанции, все вычеты индивидуальны и зависят от личного потребления, а также ухода за территорией жилого дома.

Особенности расчётов

Тарифы на коммунальные услуги могут отличаться, это зависит от жилищного фонда в первую очередь. То, какие работы планируются, влияет на суммы к оплате, поэтому следует учитывать данный фактор при оплате услуг. Все расходы просчитываются заранее, вносятся в общую смету, а ознакомиться с ними может каждый желающий собственник. Остальная сумма — это цены на услуги и тарифы ЖКХ, расчётами данных показателей занимаются специальные комитеты, которые регулируют деятельность жилищного комплекса.

Формирование тарифов на коммунальные услуги – это сложный процесс, на расчёт влияют многие факторы, экономические показатели, изменения в законодательстве, действующий закон.

Главной задачей остаётся правильность расчётов тарифного плана, ведь именно от этого зависит корректность взаимодействия с населением. Тщательно изучив все нюансы начислений и тарифы на ЖКХ, можно обозначить, что снижение суммы к оплате возможно в том случае если будет снижена себестоимость услуг. Только себестоимость всех проводимых работ и предоставляемых услуг является самой затратной из общей суммы.

Для того чтобы снизить себестоимость, нужно провести ряд реформ и нововведений, а также ориентироваться на новые технологии и инновации в предоставлении услуг. Важным нюансом на пути к усовершенствованию считается переход всего населения на оплату коммунальных услуг по счётчикам, а не ориентировка на общие тарифы. Данный подход показал свою эффективность и снизил сумму за коммунальные услуги на 20% за каждый вид.

Способы как снизить коммунальные счета

На сегодняшний день повышение тарифов ЖКХ достаточно актуальный вопрос, который интересует каждого собственника жилья. Регулирование тарифов напрямую зависит от наличия прибора, который контролирует потребление коммунальных услуг, поэтому приборы учёта, счётчики пользуются большим спросом. Собственники жилья в многоквартирных домах устанавливают счётчики на каждый вид предоставляемых услуг, что позволяет значительно экономить свои средства.

Конечно же, экономится в таком случае ресурс, от которого зависит стоимость всей квартплаты. Высокие тарифы, повышение цен – всё это факторы, что заставляют население экономить. Если имеется счётчик, то человек платит по данным, которые соответствуют действительности, а не чётким нормативам, которые предусмотрены государством.

Что касается счётчиков по контролю тепла, то в таком случае жилищным инспекциям достаточно сложно предположить возможный исход потребления. В связи с этим сложно предугадать необходимый расход тепла, что, конечно, вносит особенные коррективы в привычный уклад.

Тарифы повышаются, что заставляет людей искать альтернативу и новые способы оплаты коммунальных услуг. Установка счётчиков позволит сэкономить деньги и ресурсы. Стоимость услуг, предоставляемых ЖКХ, может значительно отличаться от реального потребления человеком.

Стоимость тарифов жилищно-коммунальных услуг можно снизить на 25–30%, конечно же, если бережно относиться к ресурсам и экономно их использовать.

Для того чтобы правильно экономить, нужно помнить простые правила, а именно:

  1. Установка счётчика на воду позволит определить расход воды на одного человека и контролировать его. В новых многоэтажных домах застройщиками предусмотрена данная услуга, в коммуналке, например, можно поставить общий счётчик на пользование водой. С помощью прибора можно сэкономить до 30% денег, что является приличной суммой, пользователь платит только за объёмы использованного ресурса, при этом независимо от количества проживаемых людей. Некоторые собственники многоквартирных домов ставят общие приборы и всю сумму делят поровну, но такой вариант не всем подходит.
  2. Сделав ремонт труб, сантехники и других приборов, что отвечают за подачу ресурсов, можно также сэкономить. Современная сантехника экономична, при этом расходует гораздо меньше воды, тепла.
  3. Можно установить тарифный счётчик, которые распределяет ночное и дневное потребление электроэнергии, что позволяет экономить потраченные средства.
  4. Энергосберегающие лампочки доказали свою эффективность, они работают гораздо дольше обычных ламп и при этом потребляют мало электроэнергии.
  5. Нужно выключать бытовые приборы из сети, особенно на время длительного отсутствия, командировки, такая экономия довольно ощутима. В этот перечень входят и зарядные устройства, которые остаются в сети после зарядки телефона, стоит помнить, что они так и потребляют энергию.
  6. Вместо батареек можно использовать аккумуляторы, что прослужат гораздо дольше и этим сэкономят деньги.

Закон про коммунальные услуги на 2017 год имеет свои коррективы и положения по отношению к потребителям. Кто устанавливает тарифы, кто контролирует данный процесс и как проверить свои расходы — привычные вопросы, что интересуют всех собственников жилья.

Порядок оплаты и основные нюансы

Тарифы считаются утверждёнными, когда они вступают в действие, установить их можно только с учётом действующего законодательства. В этом году тарифный план обещает увеличение стоимости коммунальных услуг. В субъектах действуют тарифы, которые также установлены региональными властями и имеют свою силу в данном регионе. Тарифы на услуги пользованием ЖКХ считаются утверждёнными в случае принятия закона, который вступает в действие с определённого числа. Закон «О контроле и регулировке тарифов» отображает все нюансы расчётов на первое полугодие.

Подорожание тарифов нуждается в контроле управляющей стороны и самих собственников. Расшифровка суммы – это услуга, которую могут оказать в жилищно-коммунальной инстанции. Квартплата регулируется муниципальными властями и начисляется с учётом всех особенностей.

Тарифы на квартплату могут меняться каждый год, что связанно не только с внутренними, но и внешними факторами влияния.

По результатам статистики на оплату коммунальных счетов тратится от 12 до 20% доходов. В случае если показатель превышает данную норму, можно оформить субсидию, что предусмотрено законодательством и считается легальной льготой для населения. Утвердить льготы могут региональные власти, все начисления происходят именно в муниципальных ведомствах. Для установления тарифов используются показатели, которые актуальны в данном районе. Узнать тарифы или расшифровывать их можно, посетив инстанции и учреждения, которые отвечают за данные начисления. Субсидиями и льготами пользуется каждые 7–10 семей Российской Федерации. Цена ЖКХ на тариф по потреблению ресурсов устанавливается в зависимости от региона и федеральной значимости города, для этого учитывается и средняя заработная плата.

Кто утверждает тарифы, и кто сможет проверить тарифы? В зависимости от регионального расположения проводятся все начисления по квартплате, утверждение происходит ежегодно, а новые тарифы начисляются с расчётом последних нововведений.

Всеми вопросами занимается правительство областей, администрации, они занимаются следующей деятельностью:

  • определяют методику регулировки ЖКХ;
  • устанавливают максимально допустимый индекс;
  • определяют критерии доступности квартплаты;
  • установка тарифного плана.

Источник:
http://zhiloepravo.com/zhkh/tarify-zhkh.html

Как начисляется плата за ЖКУ

1. Как начисляется плата за отопление?

В большинстве московских домов плата за отопление рассчитывается по показаниям общедомового счетчика тепла. Для этого используются показания счетчика за прошлый год.

  1. Управляющая компания делит количество тепла, которое по показаниям счетчика получил ваш дом в прошлом году, на 12 месяцев.
  2. Из полученной цифры вычитают потребление на нежилые встроенно-пристроенные помещения, а разницу делят на площадь жилых помещений дома и умножают на общую площадь вашей квартиры и действующий С 1 июля 2020 года для жителей всех округов Москвы, кроме ТиНАО, установлены следующие тарифы на тепловую энергию:

  • если дом обслуживает публичное акционерное общество «Мосэнерго» — 1925,8 руб./Гкал;
  • если дом обслуживает публичное акционерное общество «Московская объединенная энергетическая компания» — 1970,4 руб./Гкал;
  • если дом обслуживает публичное акционерное общество «Московская объединенная энергетическая компания» и он подключен к тепловой сети после теплового пункта (или на нем), эксплуатируемого теплоснабжающей организацией, — 2 467,38 руб./Гкал.

«>тариф .

  • В начале года управляющая компания сверяет получившуюся цифру с фактически потребленным количеством тепла и делает корректировку в ту или иную сторону в зависимости от того, сколько тепла потратил ваш дом в прошлом году. Корректировка платежа указывается в квитанции, в графе «Перерасчет».
  • Площадь дома и показания общедомового счетчика тепла вы можете запросить в своей управляющей компании. Ее контакты можно найти на портале «Дома Москвы».

    2. Как начисляется плата за водоснабжение и водоотведение?

    • по счетчикам. Если в вашей квартире стоят индивидуальные счетчики, вычислите разницу между показаниями за текущий и предыдущий месяц, умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф. Водоотведение рассчитывается как сумма фактического потребления по холодному и горячему водоснабжению и также умножается на действующий С 1 июля 2020 года для жителей всех округов Москвы, кроме ТиНАО, установлены следующие тарифы на водоснабжение и водоотведение:
    • холодное водоснабжение — 42,3 руб./м³;
    • горячее водоснабжение — 205,15 руб./м³;
    • водоотведение — 30,9 руб./м³.

    «>тариф ;

  • без счетчиков. Если в вашей квартире нет индивидуальных счетчиков, уточните в управляющей компании (ее контакты вы можете найти на портале «Дома Москвы»), установлен ли в вашем доме общедомовой прибор учета воды. Если установлен, то вычтите из его показаний общедомовые расходы воды (на полив газонов, мытье лестничных клеток и так далее) и показания счетчиков, установленных в нежилых помещениях (в подвале, на чердаке и так далее), — все эти показания можно уточнить в управляющей компании. Из получившейся цифры вычтите показания приборов учета, установленных в жилых помещениях; разницу разделите между всеми жильцами, зарегистрированными в квартирах без счетчиков воды. Результат не может превышать норматива, установленного для одного человека, более чем в два раза;
  • по нормативам. Если дом аварийный, ветхий или в нем Если в квартире не установлены счетчики, хотя такая техническая возможность имеется, итоговую сумму умножат еще и на повышающий коэффициент 1,5. Этого можно избежать, если вы представите в обслуживающую организацию акт обследования, подтверждающий отсутствие технической возможности установки счетчика.

    «>нет технической возможности установить общедомовой или индивидуальный счетчик, расход воды (для домов со всеми видами удобств) определяется из расчета 6,935 кубометра холодной воды, 4,745 кубометра горячей воды и 11,68 кубометра на водоотведение для каждого зарегистрированного в квартире человека. Норматив также умножается на действующий тариф.

    В домах с индивидуальным тепловым пунктом (котельной) плата за горячую воду состоит из платы за холодную воду и за ее подогрев. Холодная вода оплачивается как обычно.

    3. Как начисляется плата за газ?

    Если у вас не установлен счетчик газа, его потребление рассчитывается по Нормативы потребления газа:

    • при наличии газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения — 8,3 м³/чел.;
    • при наличии газовой плиты, газового водонагревателя и отсутствии централизованного горячего водоснабжения — 20,8 м³/чел.;
    • при наличии газовой плиты, отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя — 10,4 м³/чел.

    «>нормативу на каждого зарегистрированного в квартире жильца и умножается на действующий С 1 июля 2019 года для жителей всех округов Москвы, кроме ТиНАО, установлены следующие тарифы на газоснабжение:

    • 4 904,86 руб./1 000 м³ — для домов с отоплением от газовых нагревателей;
    • 6,83 руб./м³ — для всех остальных домов.

    «>тариф ;

    Если в вашей квартире установлен счетчик газа, то вы оплачиваете только тот газ, который потратили. Для этого вычислите разницу между показаниями за текущий и предыдущий месяц, умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф.

    Счетчики на газ нужно устанавливать, только если вы потребляете больше двух кубометров газа в час. На практике это значит, что, помимо газовой плиты, у вас дома как минимум должна быть газовая колонка.

    Подробнее о том, как установить счетчики, вы можете прочитать в нашей инструкции.

    4. Как начисляется плата за электроэнергию?

    Плата за электроэнергию начисляется по показаниям счетчиков. Вычислите разницу между показаниями счетчиков электричества за текущий и предыдущий месяц и умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий С 1 июля 2020 года для жителей всех округов Москвы, кроме ТиНАО, установлены следующие тарифы на электроснабжение:

    — для квартир и домов, в которых есть электроплита или электрическая отопительная установка:

    • тариф с единой ставкой — 4,87 руб./кВт•ч;
    • тариф, дифференцированный по двум зонам суток: дневная зона — 5,60 руб./кВт•ч, ночная зона — 1,63 руб./кВт•ч;
    • тариф, дифференцированный по трем зонам суток: пиковая зона — 5,84 руб./кВт•ч, полупиковая зона — 4,87 руб./кВт•ч, ночная зона — 1,63 руб./кВт•ч;

    — для квартир и домов, в которых нет электроплиты или электрической отопительной установки:

    • тариф с единой ставкой — 5,66 руб./кВт•ч;
    • тариф, дифференцированный по двум зонам суток: дневная зона — 6,51 руб./кВт•ч, ночная зона — 2,32 руб./кВт•ч;
    • тариф, дифференцированный по трем зонам суток: пиковая зона — 6,79 руб./кВт•ч, полупиковая зона — 5,66 руб./кВт•ч, ночная зона — 2,32 руб./кВт•ч.

    5. Как узнать о тарифах на коммунальные услуги?

    Управляющие организации обязаны обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством их размещения в ГИС ЖКХ.

    6. Как начисляется плата за капитальный ремонт и социальный наем?

    Если вы собственник жилья, то оплачиваете взносы за капитальный ремонт. С 1 января 2020 года единая минимальная ставка составляет 18,86 рубля за один квадратный метр. Подробнее о взносах на капитальный ремонт вы можете прочитать в нашей инструкции.

    Если вы наниматель квартиры по договору социального найма, то взносы за капитальный ремонт за вас делает город, однако ежемесячно вы должны платить за наем жилого помещения. Плата вычисляется путем перемножения базовой ставки на различные коэффициенты.

    Источник:
    http://www.mos.ru/otvet-dom-i-dvor/kak-nachislyaetsya-plata-za-zhku/

    Принцип формирования тарифов на ЖКХ

    Прежде чем понять, как происходит формирование тарифов на ЖКХ, нужно хорошо представлять, что вообще такое тариф! А это будет невозможно сделать, если не уметь различать такие понятия как жилищные услуги и коммунальные услуги. Коммунальные услуги — это те ресурсы, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека, то есть это подача воды, газа, тепла и электричества. А вот действия связанные с общим обслуживанием жилого фонда, придомовой территории, контроль за работоспособностью всей инженерной структуры, облагораживание участка, вывоз мусора и многое другое, относятся к жилищным услугам.

    Каждый месяц жильцы своих квартир получают квитанции с указанной суммой квартплаты, за каждую отдельную услугу установлена своя цена, это и есть тариф. Обычно доля затрат жилищных услуг в квитанции составляет не больше 23%, но она может варьироваться, в зависимости от того какие работы и закупки нужно произвести. Все затраты связанные с жилищными услугами рассчитывают ТСЖ. А вот коммунальные платежи устанавливают различные комитеты и федеральные органы.

    Формирование тарифов на оплату жилищных услуг происходит на основе следующих факторов:

    • уплата налогов;
    • выплата заработной платы персоналу;
    • приобретение необходимых материалов и хозяйственного инвентаря;
    • арендная плата и прочие.

    Перед тем как формировать итоговую сумму управляющая компания должна оценить себестоимость оказываемых услуг и работ, а также учесть возможные риски и прибавить будущую прибыль. Именно себестоимость составляет наибольшую и затратную часть тарифа, а отсюда следует вывод, что снижение тарифов возможно только в случае снижения себестоимости работ и услуг.

    Что касается тарифов на коммунальные услуги, то здесь огромное влияние оказывают такие факторы как климатические условия конкретного региона, установленные нормативы и методики. Например, за воду, и электроэнергию все платят исходя из показаний счетчика, то есть, сколько нагорело, столько и оплатили. За тепло также кто-то платит по счетчикам, а кто-то старым методом, исходя из площади квартиры.

    Формирование тарифов на ЖКХ — дело серьезное и ответственное, ведь в реальности никто не хочет переплачивать и быть обманутым. Поэтому, ответственным неравнодушным гражданам нужно знать следующую схему формирования тарифов на ЖКХ:

    1. Целеполагание
      • список необходимых работ;
      • периодичность проведения этих работ;
      • качество.
    2. Сбор исходных данных
      • знать все тех. характеристики многоквартирного дома;
      • определить размер оплаты труда рабочим и подрядным бригадам;
      • цены на материалы, топливо;
      • а также ставки налогов и сборов.
    3. Расчет
      • все материальные и трудовые затраты помножить на технико-экономические показатели МКД, далее помножить на ставку оплаты труда и прибавить размер налогов.
    4. Согласование и утверждение
      • предоставить рассчитанный тариф соответствующему органу;
      • при необходимости произвести корректировку;
      • утверждение.

    Из всего вышеперечисленного, становится абсолютно ясно и понятно, что для того чтобы сформировать адекватный тариф на ЖКХ необходимо учесть очень много различных и важных факторов. Если бы каждый гражданин знал эту схему, то он бы отчетливо понимал, что при формировании тарифов на ЖКХ, суммы берутся не с потолка, а они вполне обоснованы и реалистичны.

    Источник:
    http://fin-inform.ru/nedvizhimost/princip-formirovaniya-tarifov-na-zhkh

    Как формируются тарифы ЖКХ

    По сравнению с 2015 годом, тарифы на ЖКХ в 2016 году увеличились более, чем на 7%. Если раньше мы не задумывались об этом, то сейчас, когда значительную долю наших расходов составляет квартплата, многие собственники уже начинают внимательнее относиться к счетам за коммунальные услуги и пытаются разобраться в формулах, по которым производится расчет.

    Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц, рубль Российская Федерация

    *Данные взяты с сайта федеральной службы государственной статистики, www.gks.ru

    В данной статье мы постараемся доступно рассказать, из чего состоит наша квартплата и на основе чего формируются тарифы ЖКХ.

    Из чего состоит квартплата

    В состав оплаты за услуги ЖКХ традиционно включают три взноса:

    Содержание и текущий ремонт жилого помещения включает стоимость услуг, которые определены в договоре управления. Взнос рассчитывается по одному из самых “непрозрачных” тарифов на услуги ЖКХ.

    Коммунальные услуги/оплата за коммунальные ресурсы. Данные услуги, в первую очередь, необходимы для создания комфортных условий жизнедеятельности человека. К ним относятся отопление, газоснабжение, электричество, водоснабжение и водоотведение.

    Прочее. Данные услуги предоставляют иные организации, которые заключили договор лично с собственником жилья. Это может быть оплата за радио, телевидение и др.

    Далее мы остановимся на первых двух пунктах более подробно.

    Структура тарифа на жилищные услуги

    Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя работы по управлению многоквартирным домом и деятельность по содержанию и текущему ремонту общего имущества (лестниц, подвалов, лифтов и др.).

    К таким услугам относятся:

    облагораживание придомовых участков;

    уборка во дворах;

    содержание в чистоте и безопасности общественно-полезных площадей;

    осуществление ремонтных работ различного уровня сложности.

    Формально, согласно ч.7 ст.156 ЖК, размер платы за услуги устанавливают сами собственники жилья на общем собрании (если не созданы товарищества/жилищные кооперативы). Но в реальности в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ чаще всего применяются тарифы, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

    Ставки на жилищные услуги привязаны к 1 кв.м. общей площади жилья. Следовательно, чтобы получить сумму счета, необходимо умножить тариф (T) на площадь вашей квартиры (S).

    Как правило, тарифы ЖКХ повышаются один раз в год. Так как площадь квартиры с течением времени не меняется, платеж за содержание и ремонт остается одинаковым на протяжении года.

    Компоненты тарифа на коммунальные услуги

    Коммунальные услуги включают подачу воды, газа, электричества и тепла, канализационные стоки (водоотведение) и общедомовые нужды. Тарифы и нормативы на эти ресурсы устанавливает государство.

    Тариф – установленная стоимость за единицу ресурса, а норматив — количество ресурса на одного потребителя услуги в месяц, определенное законодательством региона.

    Итоговая сумма по той или иной услуге зависит от наличия или отсутствия общедомовых и индивидуальных счетчиков и рассчитывается несколькими способами.

    Обратим внимание, что собственники обязаны проводить поверку индивидуальных приборов учета (ИПУ) за свой счет в сроки, указанные в паспорте прибора учета. Иначе в дальнейшем счета на оплату за пользование водой будет рассчитываться по нормативу с учетом количества зарегистрированных в квартире жильцов.

    Счетчиков нет

    При отсутствии общедомового прибора учета тепла плата за отопление начисляется исходя из норматива, который меняется в зависимости от типа дома.

    Формула будет выглядеть как умножение норматива (H) на площадь квартиры (S) и на тариф (T).

    Если в квартире и в доме нет счетчиков, то для определения суммы платежей за воду и водоотведение также используют нормативы. В таком случае формула для расчета оплаты за воду будет представлять собой произведение тарифа (T) на норматив (H), а затем получившееся число на количество зарегистрированных граждан (N).

    Счетчики есть

    При наличии общедомового счетчика на тепловую энергию итоговая сумма за отопление распределяется между жителями в соответствии с площадью их квартир.

    V – индивидуальное потребление;

    V1 – общедомовое потребление;

    S – общая площадь квартиры;

    S1 – общая площадь жилых и нежилых помещений;

    При расчете оплаты за воду формула будет выглядеть, как умножение количества потребленного ресурса (V) на тариф (T).

    Таким образом, размер квартплаты каждый месяц меняется в зависимости от объема потребления по приборам учета. Используя специальную программу для расчета квартплаты, можно добиться повышения прозрачности начислений согласно действующим тарифам.

    Общедомовые нужды

    Законодательство в сфере ЖКХ постоянно меняется. Так, в начале 2017 года планируется введение нового закона, регулирующего отношения по вопросу расчета ОДН. Одним из нововведений будет перенос ОДН в статью «жилищные расходы» и его расчет по региональным нормативам вместо показаний счетчиков.

    С осени 2012 года общедомовые расходы оплачиваются жильцами на основе показаний общедомовых счетчиков. Из этой величины вычитается сумма потребленного объема в жилых и нежилых помещениях. Полученная разница распределяется между гражданами пропорционально размеру площади принадлежащего помещения.

    Если счетчика нет, то, как и в предыдущих случаях, расчет ведется по специальным нормативам на ОДН, которые разрабатываются комитетом по тарифам.

    Как можно снизить тарифы ЖКХ

    Стоимость тарифов ЖКХ напрямую зависят от экономической ситуации в стране и роста цен на топливно-энергетические ресурсы. Но, несмотря на это, существуют способы снижения ставок на ЖКУ. Одним из наиболее доступных способов является переход предприятий, работающих в сфере обслуживания жилья и коммунальных услуг, на упрощенную систему налогообложения. В результате данного метода, стоимость тарифов ЖКХ может быть снижена на 10-15%.

    Как мы упоминали ранее, создание товарищества собственников недвижимости или жилья позволит самостоятельно устанавливать размер тарифов на жилищные услуги. При этом собственники сами смогут определять востребованность услуг и перечень необходимых работ. Более подробно методы снижения тарифов ЖКХ мы рассмотрим в следующих статьях.

    Источник:
    http://vgkh.ru/articles/kak-formiruyutsya-tarify-zhkkh/

    Выбрать муниципалитет

    Выберите городской округ

    Кто утверждает тарифы и нормативы на коммунальные услуги?

    • Поделиться:

    В настоящей статье рассмотрим теорию собственников об установлении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и органами местного самоуправления.

    Суть теории

    Поскольку общеизвестно, что потребители коммунальных услуг (далее – КУ) не наделены правом устанавливать тарифы на КУ и нормативы их потребления, при этом оплата таких услуг осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ), делается вывод, что тарифы и нормативы потребления КУ устанавливаются именно исполнителями коммунальных услуг. Более «продвинутые» граждане зачастую утверждают, что тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления.

    Несмотря на довольное широкое распространение приведенных мнений, их сторонники свои выводы, собственно, ничем не подтверждают. Чаще всего аргументация строится по простой логике – кто является получателем денег за услуги, тот и устанавливает стоимость этих услуг. Логика «продвинутых» граждан заключается в том, что поскольку администрация активно занимается вопросами ЖКХ (как минимум – часто затрагивает эту тему в СМИ и на различных мероприятиях), то именно администрация и определяет стоимость услуг.

    Какова ситуация на самом деле?

    Итак, сначала необходимо определиться, какие же услуги оказывают жильцам ИКУ, к которым относятся управляющие организации (УО), ТСЖ и ЖСК. Эти услуги можно разделить на две группы:

    1. Содержание жилья;

    2. Коммунальные услуги.

    В состав содержания жилья входят услуги работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ). Необходимо отметить, что размер платы за содержание зависит от площади помещения, которым владеет плательщик. В рамках настоящей статьи вопросы содержания жилья не рассматриваются.

    Виды коммунальных услуг, предоставляемых потребителям определены пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354):

    Именно о тарифах на указанные коммунальные услуги и о нормативах их потребления пойдет речь в данной статье.

    Кто предоставляет коммунальную услугу?

    Коммунальные услуги предоставляет исполнитель коммунальных услуг. Лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом (далее – МКД). В соответствии с пунктом 9 Правил 354, такими лицами могут быть УО, ТСЖ, ЖСК и в отдельных случаях ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

    Обязательства потребителя по оплате потребленной коммунальной услуги возникают именно перед исполнителем услуги, поскольку договор предоставления коммунальной услуги заключается между потребителем и исполнителем. В случае управления домом управляющей организацией положения о порядке предоставления коммунальных услуг включаются в договор управления.

    Схема предоставления коммунальной услуги.

    Поскольку подавляющее число исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) не имеют собственных котельных, собственных электростанций, систем очистки воды и другого оборудования, необходимого для самостоятельной выработки электроэнергии, теплоэнергии, воды, необходимых для предоставления коммунальных услуг, возникает вопрос, откуда же указанные блага поступают к жильцам.

    Для ответа на этот вопрос необходимо разъяснить схему предоставления коммунальной услуги.

    Как уже сказано выше, исполнитель оказывает потребителям коммунальную услугу. При этом пункт 13 Правил 354 устанавливает: «13. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом . посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

    Часть 12 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения . договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). ».

    Таким образом, ИКУ в силу закона обязан заключить договор с РСО, по которому приобретает коммунальные ресурсы. Указанные коммунальные ресурсы ИКУ предоставляет потребителям. Именно этот процесс и называется коммунальной услугой (абзац 9 пункта 2 Правил 354 устанавливает: «»коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)»).В целом получается следующая схема: ИКУ приобретает у РСО коммунальный ресурс и поставляет указанный коммунальный ресурс потребителю, тем самым предоставляя коммунальную услугу.

    Оплата коммунального ресурса осуществляется, соответственно, в обратном порядке: потребители оплачивают коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг, а ИКУ покупает у РСО коммунальный ресурс. Здесь необходимо отметить, что по решению общего собрания собственников помещений МКД оплата коммунальных услуг может производиться напрямую в РСО (это важный момент, чуть ниже мы о нем вспомним).

    Из представленной схемы следует, что в части предоставления коммунальных услуг ИКУ является фактически посредником между РСО и потребителями коммунальных услуг. И тут же возникает вопрос – а сколько стоит такая «посредническая деятельность», сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах? Для ответа на этот вопрос продолжим наше исследование.

    Как определяется стоимость коммунальной услуги?

    Порядок расчета стоимости коммунальных услуг, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, установлен Правительством РФ. В соответствии с приведенной нормой, Правительством РФ принято постановление от 06.05.2011 N354 (в этой статье обозначенное Правила 354).

    Правила 354 содержат множество формул, но вся их суть сводится к тому, что стоимость коммунальной услуги определяется как произведение тарифа на коммунальную услугу и потребленного объема услуги.

    При этом объем услуги может быть определен либо по приборам учета, либо по нормативам потребления (в случае отсутствия приборов учета). Дополнительно может быть применен повышающий коэффициент, но в рамках этой статьи данный вопрос не рассматривается, более важной целью публикации являются разъяснения размера тарифов на коммунальные услуги.

    Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?

    Пункт 38 Правил 354 устанавливает «38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)». Во избежание разночтений необходимо особо обратить внимание, что приведенная норма ссылается на тарифы, «установленные ресурсоснабжающей организации» (то есть – установленные для ресурсоснабжающей организации), но никак не «установленные ресурсоснабжающей организацией» (у РСО нет права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы).

    Таким образом, при расчете стоимости коммунальной услуги применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

    При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ: «2. Размер платы за коммунальные услуги . рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

    Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг?

    Очевидно, что для потребителей, помещения которых не оборудованы приборами учета коммунальных ресурсов, существенную роль играют не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг. Некоторые потребители высказывают мнение, что не только тарифы на КУ, но и нормативы потребления таких услуг якобы устанавливаются решением исполнителей коммунальных услуг.

    В опровержение озвученного ошибочного мнения процитируем часть 1 статьи 157 ЖК РФ: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. ».

    Таким образом, именно органы государственной власти субъектов РФ утверждают не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг.

    Схема финансовых потоков.

    Как ранее указывалось, у потребителя услуги возникает обязанность по оплате коммунальной услуги в пользу исполнителя коммунальной услуги. При этом для целей оказания коммунальной услуги исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс, тариф на который равен тарифу на коммунальную услугу. При этом объем потребления коммунальной услуге равен объему потребления коммунального ресурса.

    Из сказанного следует, что размер обязательств потребителей коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг равен размеру обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО. Таким образом, мы получаем ответ на ранее поставленный вопрос «сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах?». Исходя из равенства обязательств по оплате коммунальных услуг и по оплате коммунальных ресурсов, исполнитель, все средства, полученные от потребителей в качестве оплаты коммунальных услуг, обязан оплатить в РСО за коммунальные ресурсы. То есть, никакого «остатка», никакой «маржи», никакой «прибыли» непосредственно от процесса предоставления коммунальных услуг исполнители (УО, ТСЖ, ЖСК) не получают!

    Дополнительным доказательством того, что ИКУ не имеет права присваивать некую часть стоимости коммунальных услуг себе, является установленное законодательством право собственников помещений МКД производить оплату коммунальных услуг непосредственно в РСО (о такой возможности ранее упоминалось в настоящей публикации). При этом оплата в РСО производится в том же объеме, в котором она производилась бы в УО, ТСЖ, ЖСК, никакого «агентского вознаграждения» с этой суммы исполнителю не выплачивается.

    Важно понимать, что правоотношения между ИКУ и РСО урегулированы договором ресурсоснабжения, а отношения между ИКУ и потребителями урегулированы договором предоставления коммунальных услуг (либо договором управления). И поскольку это два различных вида правоотношений, неисполнение одного из указанных договоров не влечет за собой уменьшения обязанностей по исполнению другого договора. И в случае, если потребители не оплатили (или оплатили не в полном объеме) потребленные коммунальные услуги, обязанность ИКУ оплатить весь объем коммунального ресурса, поставленного в МКД, никто не снимает. А поскольку очевидно, что получить от жильцов 100% стоимости потребленных услуг невозможно (ни в добровольном, ни в принудительном порядке), то практически все 100% УО, ТСЖ, ЖСК в России являются должниками перед РСО.

    Интересы исполнителей коммунальных услуг.

    Как следует из всего сказанного, у исполнителя коммунальных услуг отсутствует финансовая заинтересованность в повышении тарифов на коммунальные ресурсы (они же – тарифы на коммунальные услуги), более того – УО, ТСЖ, ЖСК заинтересованы в снижении стоимости таких услуг по ряду причин:

    1. УО, ТСЖ, ЖСК не получают прибыли из стоимости коммунальных услуг;

    2. Оплата коммунальных услуг поступает на расчетный счет УО и при некоторых системах налогообложения указанная сумма облагается налогом, независимо от того, что она в полном объеме выплачивается в пользу РСО;

    3. Чем большие суммы поступают в кассы и/или на расчетные счета УО, ТСЖ, ЖСК, тем больше ИКУ несет расходов на администрирование платежей (стоимость банковских переводов, комиссии за зачисление средств на расчетный счет, оплата инкассации и т.д.);

    4. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем более напряженные отношения складываются между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, несмотря на то, что исполнители не обладают полномочиями по утверждению тарифов и нормативов потребления КУ;

    5. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем большая задолженность возникает у ИКУ перед РСО вследствие невозможности сбора с потребителей 100% стоимости потребленных коммунальных услуг;

    6. Сами работники ИКУ являются потребителями жилищно-коммунальных услуг и, как и все прочие потребители, просто по-человечески заинтересованы в уменьшении своей квартплаты.

    Таким образом, необходимо отметить, что УО, ТСЖ, ЖСК не только не имеют полномочий по утверждению тарифов на коммунальные услуги, но и заинтересованы в уменьшении таких тарифов!

    Для понимания, откуда же ИКУ может получить прибыль, если деятельность по предоставлению коммунальных услуг не только не приносит дохода, но и является фактически убыточной, необходимо заметить, что прибыль ИКУ складывается исключительно из прибыли от деятельности по содержанию жилья (управление МКД, содержание и ремонт общего имущества), но никак не от предоставления коммунальных услуг.

    «На самом деле, тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг устанавливают органы государственной власти субъектов РФ, а исполнители коммунальных услуг (за исключением случаев, когда такими исполнителями являются РСО) абсолютно не заинтересованы в повышении тарифов на КУ», — сообщает эксперт в сфере строительства и ЖКХ Юрий Ганенко.

    Источник:
    http://vmo24.ru/news/kto_utverzhdaet_tarify_i_normativy_na_kommunalnye_uslugi

    Коммунальные услуги их стоимость

    Формирование тарифов ЖКХ

    Ежегодно отмечается повышение ЖКХ тарифов. Соответственно расходы россиян на оплату коммунальных услуг стремительно растут. Поэтому и отношение наших граждан к расчетам оплаты за ком.услуги становится более серьезным. В этой статье мы дадим ответы на многие вопросы, в числе которых: «Зачем отделять жилищные услуги от коммунальных?», «Что входит в общедомовые нужды?» и «Нужно ли приобретать двухтарифный счетчик электроэнергии?».

    Основные взносы за ЖКХ услуги

    Собственники жилья в многоквартирном доме оплачивают три основных взноса за услуги ЖКХ.

    Оплата услуг ЖКХ включает:

    1. Взносы на капитальный ремонт.
    2. Взносы за содержание и текущий ремонт.(уборка подъезда, ремонт общедомовых помещений и т.п.).
    3. Оплата коммунальных услуг.

    Зачем нужно отличать коммунальные услуги от жилищных

    Сначала определим какие услуги включены в список коммунальных, а какие относятся к жилищным.

    К коммунальным услугам относится предоставление:

    1. Горячего водоснабжения.
    2. Холодного водоснабжения.
    3. Электроэнергии.
    4. Сетевого газоснабжения.
    5. Услуг канализации.
    6. Услуг центрального отопления.

    К общедомовым услугам относятся следующие:

    1. Текущий ремонт.
    2. Капитальный ремонт.
    3. Содержание общедомового оборудования.
    4. Содержание и текущий ремонт лифтового оборудования.
    5. Вывоз твердых и жидких бытовых отходов (мусор).

    Тарифы на ком.услуги устанавливаются государством. Соответственно на нем и лежит ответственность за контроль данного процесса.

    Стоимость жилищных услуг определяется собственниками жилых помещений. Тарифы на оплату устанавливаются управляющей компанией, ЖСК, ТСЖ или другой организацией, выбранной для обслуживания многоквартирного дома.

    Именно поэтому нужно разграничивать информацию, касающуюся этих вроде бы схожих, но все же различающихся областей.

    Приведем простейший пример этой необходимости. Государство объявило о том, что в течение года тарифы на коммунальные услуги повышаться не будут. И в этот же период управляющая компания вдруг повысила стоимость своих услуг. Жильцы дома начинают возмущаться, писать жалобы и не соглашаться с повышением цен, даже если оно вполне обосновано. Результат — масса недовольных, но не добившихся понижения цен граждан.

    Общедомовые нужды. Что это такое и как они рассчитываются?

    Что входит в общедомовое имущество?

    Сначала перечислим, что относится к общедомовому имуществу:

    1. Помещения многоквартирного дома, не входящие в состав квартир, предназначенные для обслуживания более, чем одного жилища. К ним относятся: лестницы, лестничные площадки, лифты, лифтовые шахты, подвалы с инженерными коммуникациями, чердаки, технические этажи.
    2. Прочие помещения, не принадлежащие конкретному собственнику, предназначенные для удовлетворения бытовых и социальных потребностей всех жильцов. К ним относятся: помещения для организации культурного досуга, занятий спортом и прочих мероприятий.
    3. Ограждающие конструкции, крыши, электрическое, санитарно-техническое, механическое и прочее оборудование, обслуживающее более одной квартиры и находящееся внутри помещений или за его пределами.
    4. Земельный участок с элементами благоустройства и озеленения, на котором находится многоквартирный дом.
    5. Объекты, которые расположены на указанном участке, предназначенные для благоустройства, обслуживания и эксплуатации дома.

    Что включено в общедомовые нужды (ОДН)

    Законодательством определены следующие виды коммунальных услуг на общедомовые нужды многоквартирного дома:

    • Холодное водоснабжение.
    • Горячее водоснабжение.
    • Водоотведение
    • Электроснабжение.
    • Газоснабжение.
    • Отопление.

    Как рассчитываются затраты на общедомовые нужды?

    Рассчитывается величина потребленных на общедомовые нужды ком.услуг следующим образом:
    Общее количество потребленных коммунальных услуг минус величина по показаниям индивидуальных приборов учета.

    Примерная норма затрат на ОДН составляет 3-7% от общего количества. Если указанная норма заметно превышена, то не стоит ее бездумно оплачивать. Возможно у некоторых жильцов дома установлены некорректно работающие счетчики или, хуже того, жилконтора Вас банально обворовывает. Поэтому, если вдруг сумма затрат на общедомовые нужды вдруг резко возросла, обязательно разберитесь в этом вопросе.

    Начисление оплаты за ОДН должно проводиться управляющей компанией по строго установленным нормам. Для расчета должна учитываться площадь дома по техническому паспорту, требующая затрат на обслуживание. В каждой платежке должно быть указано, какому собственнику квартиры что принадлежит и какой тариф для оплаты будет использован в отношении его. Стоит учесть, что чем больше площадь квартиры, тем большую сумму за общедомовые нужды придется оплачивать ее хозяину.

    К сожалению, даже при строгой экономии коммунальных услуг в рамках своей квартиры, зачастую жильцам приходится оплачивать слишком большие счета. Это происходит за счет постоянно включенного света в подъездах, а не только в темное время, бесконтрольного использования поливочного оборудования, протечек и т. п.

    Как сэкономить на ОДН?

    Для того, чтобы уменьшить суммы платежей на общедомовые нужды, следует тщательно контролировать весь процесс, начиная от их использования и заканчивая произведением расчетов.

    Итак, для экономии на ОДН нужно:

    1. Отслеживайте использование ресурсов. Если в подъезде или на территории дома круглосуточно горит свет или весь день осуществляется полив околодомовой площади, стоит сообщить о данном факте в обслуживающую организацию с требованием осуществить контроль за целесообразным расходованием.
    2. Добивайтесь прозрачности в расчетах. Если у Вас есть сомнения в их правдивости, обязательно требуйте подробных разъяснений. Вы имеете право знать, за что отдаете свой деньги.
    3. Сообщайте в ЖЭК о неучтенных жильцах.

    Двухтарифные счетчики электроэнергии

    Как уже упоминалось в начале статьи, тарифы ЖКХ в России постоянно растут. Именно поэтому вопрос сбережения ресурсов, а в частности и электроэнергии стоит на первом месте. На смену устаревшим индукционным счетчикам приходят электронные приборы учета, позволяющие разделять подсчет использования энергии в разное время суток.

    Суть работы двухтарифного счетчика электроэнергии заключается в том, что он считывает расход отдельно по дневному и ночному тарифам.

    Зачем это нужно?

    Как правило, среднестатистические граждане нашей страны работают и занимаются делами днем, а ночью отдыхают. В связи с этим потребление электрической энергии происходит не равномерно. Основная нагрузка приходится на утреннее и вечернее время, когда россияне собираются уходить из дома и возвращаются обратно. В ночное время потребляется минимальное количество электроэнергии.

    Для того, чтобы выровнять разбежки потребления электроэнергии в разное время суток, энергоснабжающие организации делают скидку на электроэнергию, потребляемую в ночной период. Рассчитано, что данное действие стимулирует потребителей более активно использовать бытовые приборы в ночное время в ущерб утренним и вечерним часам.

    Таким образом, двухтарифный счетчик электроэнергии может автоматически переключаться с дневного режима на ночной. Дневной период продолжается с 7.00 до 23.00, ночной, соответственно, с 23.00 до 7.00.

    Для того, чтобы сэкономить потребление электрической энергии нужно рационально распределять деятельность бытовых приборов. К примеру, включать стиральную и посудомоечную машину гораздо более оправданно именно после 23.00. Практика показывает, что данное условие позволяет сэкономить минимум 15-20% электроэнергии. Соответственно и за коммунальные услуги придется платить на порядок меньше.

    Как перейти на двухтарифный счетчик электроэнергии?

    В новостройках, как правило, изначально установлены двухтарифные счетчики. А для пользователей устаревших индукционных приборов учета предусмотрены плановые замены. Однако это не означает, что вне этой программы нельзя установить новый счетчик по желанию.

    Если Вы хотите поменять свой старый счетчик на новый двухтарифный, следует обратиться в энергоснабжающую компанию с заявкой. Прибор должны заменить в течение одного дня. После чего будет выписан счет, в который будет включена стоимость счетчика, его монтаж и программирование на местное время.

    В процессе оформления заявки на смену счетчика в пользу двухтарифного, потребителей должны подробно ознакомить с условиями, тарифными ставками, а также скидками, которые предоставляются пенсионерам и ветеранам.

    Не обязательно приобретать прибор у энергоснабжающей организации. Его можно купить самостоятельно в специализированном магазине. Прежде чем совершить покупку, рекомендуется получить консультацию у представителя энергоснабжающей организации или консультанта в магазине.

    Установку прибора учета не следует производить самостоятельно, если у вас нет опыта в данном деле. Лучше всего вызвать сотрудника энергоснабжающей организации или знакомого электрика.

    Замена счетчиков электроэнергии регламентируется решением Госстандарта РФ. После того, как монтаж будет окончен, электрик программирует тарифы в системе и оставляет заявку на опломбирование прибора учета. Для этого приглашается пломбировщик из компании энергосбыта по месту жительства. Он списывает остаточные показания на старом счетчике и показания на новом счетчике, после чего ставит пломбу. В течение максимум пяти рабочих дней данные заносятся в программу и счетчик ставится на учет.

    ВАЖНО! Ни в коем случае не выкидывайте старый счетчик до прихода специалиста. Его показания будут сверять с показаниями нового. Демонтаж приборов учета без ведома энергокомпаниии и снятие их без одновременной замены ЗАПРЕЩЕНЫ!

    1. УСЛУГИ ЖКХ
      Статья поможет узнать что такое услуги ЖКХ, как осуществляется их расчет и что включает в себя договор о предоставлении ЖКУ.
    2. РЕФОРМА ЖКХ
      Статья поможет узнать что такое реформа ЖКХ, работает ли программа модернизации и реформирования и как организовать ТСЖ.
    3. ЛЬГОТЫ ЖКХ
      Статья поможет узнать что такое льготы ЖКХ, кому они положены и как ими воспользоваться.
    4. ЖКХ, вопросы, ответы
      Статья поможет узнать, какие действия предпринять в случае возникновения проблем в сфере ЖКХ.
    5. ОПЛАТА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ЖКХ через интернет
      Статья поможет узнать что входит в состав коммунальных услуг, каков порядок оплаты и где узнать действующие тарифы.
    6. КАПРЕМОНТ ДОМА: текущий, капитальный
      Статья поможет узнать в чем различия капитального и текущего ремонтов и что входит в общее имущество дома.
    7. СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЬЯ
      В этой статье мы расскажем, что включает в себя такое понятие, как «Содержание и ремонт жилья» и также определим как формируются тарифы на 2015 год в данной сфере.
    8. СУБСИДИИ на КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
      Статья поможет узнать кто имеет право на получении субсидии, как ее рассчитать и что нужно для оформления.
    9. ОШИБКИ в квитанциях на оплату коммунальных услуг
      Что делать, если Вы обнаружили ошибку в квитанции ЖКХ. Статья поможет узнать что делать, если у вас в квитанции ошибки, как произвести перерасчет и как выгодно платить за коммунальные услуги.
    10. Замена водосчетчик, электросчетчик
      Статья поможет узнать зачем нужно менять приборы учета, каков межповерочый интервал счетчиков и как не попасться на уловку мошенников.
    11. ТАРИФЫ ЖКХ на коммунальные услуги в 2020
      Статья поможет узнать насколько повысят коммунальные тарифы ЖКХ на воду, электроэнергию в 2016 году, в чем причина их роста и как сэкономить на оплате коммунальных услуг.

    Источник:
    http://www.assessor.ru/notebook/zhkh/formirovanie_tarifov_zhkh/