Служебные командировки: расходы на проезд

Служебные командировки: расходы на проезд

По делам компании работник может направляться в другую местность. Расходы на проезд к месту командировки и обратно относятся к командировочным расходам. Мы расскажем о том, как подтвердить указанные расходы без рисков для компании, а также рассмотрим особенности учета подобных затрат.

Расходы проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы относятся к командировочным расходам и уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом не важно, каким видом общественного транспорта воспользуется сотрудник. Работник должен позаботиться о сохранении билета, ведь именно этот документ после поездки он приложит к авансовому отчету (п. 12 Положения о командировках, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749).

Электронный билет

При покупке авиабилета в электронном виде авиаперевозчик оформляет маршрут/квитанцию электронного билета. Этот документ в распечатанном виде выдается покупателю, если покупка билета происходит в пунктах продажи перевозок. Либо высылается на электронную почту, если покупка осуществлялась посредством Интернета (п. 52 Правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

Но помимо «распечатки» электронного билета, работник должен представить и посадочный талон, если к месту командировки он добирается самолетом. Ведь именно посадочный талон является доказательством того, что перелет состоялся. Именно так считают чиновники, о чем свидетельствуют Письма Минфина РФ от 04.02.2014 № 03-03-06/1/4391, от 07.06.2013 № 03-03-07/21188, от 19.08.2013 № 03-03-07/33656.

Посадочный талон утерян. Какие риски?

При отсутствии такой справки расходы на проезд к месту командировки и (или) обратно, по мнению чиновников, нельзя учесть для целей налогообложения прибыли. Такие разъяснения можно увидеть в Письме Минфина РФ от 07.06.13 № 03-03-07/21187. На наш взгляд, отсутствие посадочного талона не может являться причиной, по которой расходы на оплату проезда работника в командировку исключаются из налоговой базы. Ведь документы, косвенно подтверждающие расходы, также могут приниматься в целях налогообложения (п. 1 ст. 252 НК РФ). Например, счет гостиницы, подтверждающий проживание сотрудника в другом городе, свидетельствует о том, что перелет состоялся. Но чтобы подстраховаться и избежать возможных претензий налоговиков, советуем получить у перевозчика справку о перелете.

Чем еще чревата потеря сотрудником посадочного талона? Тем, что проверяющие из ПФР могут доначислить страховые взносы на сумму возмещения работнику стоимости перелета. На практике такие прецеденты уже случались, и подобные споры доходили даже до суда. Доказательством тому является Постановление ФАС Уральского округа от 17.06.14 № Ф09-3145/14. К счастью для компаний, суд не поддержал контролеров, указав, что при утрате посадочного талона расходы на авиаперелет в командировку в целях освобождения от уплаты страховых взносов можно подтвердить электронным билетом, авансовым отчетом и счетом из гостиницы.

Также может быть доначислен НДФЛ. Но и тут суды на стороне компаний, о чем свидетельствует, в частности, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 по делу № А81-1294/2011. Суд отметил, что непредставление посадочного талона, не меняет целевого назначения командировочных выплат. К тому же имелись дополнительные документы, подтверждающие нахождение работников в командировке.

Поезд отправляется…

Каких-либо дополнительных документов, например, выписки, подтверждающей оплату банковской картой, для подтверждения проездных расходов не требуется (Письмо Минфина от 29.08.2013 № 03-03-07/35554).

Нет цены в распечатке электронного билета

Чиновники приводят следующие аргументы. Документом строгой отчетности, который применяется для расчетов в случае приобретения электронного авиабилета, является маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок). Это установлено пунктом 2 приказа Минтранса России от 08.11.06 № 134. Данный документ должен содержать обязательные реквизиты. В число таких реквизитов входят, например, тариф, итоговая стоимость перевозки и форма оплаты. При отсутствии любого из обязательных реквизитов маршрут/квитанция считается недействительной. А такой документ, как отмечают в Минфине, не может служить основанием для списания в расходы стоимости приобретенного авиабилета.

На наш взгляд, данная позиция небесспорна, ведь согласно статье 252 НК РФ документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы (допустим, акт приема-передачи авиабилета), также могут приниматься во внимание.

Повышенная комфортность

В стоимости билета может указываться отдельно стоимость питания. Минфин РФ в Письме от 20.05.2015 № 03-03-06/2/28976 поясняет, что эти затраты не учитываются при расчете налога на прибыль, поскольку они не отвечают условиям признания расходов, установленных в статье 252 НК РФ.

Стоимость платного сервисного обслуживания, включенная в цену билета на проезд в вагоне повышенной комфортности, не образует у командированного работника дохода, с которого нужно удержать НДФЛ. Такая позиция выражена в письме Минфина России от 02.07.15 № 03-04-06/38183.

Когда в служебную поездку отправляется руководство компании, то могут быть дополнительные расходы на пребывание в VIP-зале аэропорта или вокзала. Эти расходы фирма может учесть при налогообложении прибыли при условии, что данные расходы документально подтверждены и экономически обоснованы (Письма ФНС России от 05.06.2014 № ГД-4-3/10784, Минфина России от 25.10.2013 № 03-04-06/45215).

НДФЛ в данном случае не возникает. Так считает и Минфин РФ (Письма от 25.10.2013 № 03-04-06/45215, от 20.09.2013 № 03-04-06/39125, от 15.08.2013 № 03-04-06/33238).

А вот со страховыми взносами дела обстоят иначе. Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ при оплате командировок страховые взносы можно не начислять на целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, а также на сборы за услуги аэропортов. Чиновники считают, что к таким расходам следует относить только обязательные платежи, взимаемые за услуги аэропорта. Расходы на оплату услуг зала повышенной комфортности не являются обязательными платежами, а потому не подпадают под действие статьи 9 Закона № 212-ФЗ (совместное Письмо ПФР № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014, Письмо Минздравсоцразвития России от 06.08.10 № 2538-19). Причем арбитражные суды могут поддержать проверяющих, как это сделал, например, Арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 07.08.15 № Ф03-3138/2015. Но есть судебные решения, вынесенные в пользу компаний (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 № 11АП-613/2015 по делу № А65-24395/2014).

Такси до аэропорта или вокзала

Фактическую оплату услуг такси необходимо подтвердить чеком ККТ или квитанцией в форме бланка строгой отчетности с реквизитами, предусмотренными в Приложении № 5 к Постановлению Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.

А что по поводу начисления НДФЛ и страховых взносов?

Согласно подпункту 3 статьи 217 НК РФ не облагаются НДФЛ фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа. На основании этой нормы расходы на такси до аэропорта или вокзала в местах отправления, назначения или пересадок, являясь возмещением командировочных расходов работника, не облагаются НДФЛ. С данным выводом согласен и Минфин РФ в Письмах от 29.01.2015 № 03-04-06/3305, от 27.11.13 № 03-04-05/51373.

Расходы работника в командировке по оплате проезда на такси от аэропорта до гостиницы страховыми взносами не облагаются только в случае их экономического обоснования и документального подтверждения. Такие разъяснения даны в Письме Минэкономразвития России от 5 августа 2010 г. № 2519-19.

Налоговый Кодекс РФ не дает никаких пояснений, но в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 приводится расширенная формулировка. Так, в пункте 18 раздела II Приложения № 4 к указанному постановлению сказано, что по командировочным расходам в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (их копии) с выделенной отдельной строкой суммой НДС. На этом основании чиновники и проверяющие на местах делают вывод, что если в билете (распечатке электронного билета) отсутствует отдельно указанная сумма НДС, то вычет налога невозможен. Такие разъяснения содержатся в Письмах Минфина РФ 30.07.2014 № 03-07-11/37594, от 10.01.2013 № 03-07-11/01, от 12.01.2011 № 03-07-11/07.

Если сумма НДС в бумажном билете или в распечатке электронного билета не указана отдельно, то есть один способ, который поможет не лишиться вычета НДС. Для этого нужно запросить у перевозчика или у посредника счет-фактуру, в котором будет фигурировать сумма НДС. В этом случае основанием для вычета будет являться данный счет-фактура. Правда, здесь следует заметить, что на практике иногда налоговики пытаются поставить под сомнение данный способ, но арбитражная практика в подобных случаях встает на сторону налогоплательщиков (Постановление ФАС Московского округа от 04.03.2011 № КА-А40/17007-10;2). К тому же сами чиновники в вышеупомянутом Письме № 03-07-11/3522 подтвердили, что вычет НДС по расходам на проезд может подтверждаться и счетом-фактурой. Поэтому если проверяющие начнут высказывать претензии, то можно сослаться на официальную позицию Минфина и на положительную арбитражную практику.

При отсутствии счета-фактуры и отсутствии в билете отдельно указанной суммы НДС всю сумму проезда с НДС нужно относить к прочим расходам (Письмо Минфина РФ от 10 января 2013 г. № 03-07-11/01).

При регистрации билетов в книге покупок могут возникнуть некоторые вопросы. Например, в электронном билете может отсутствовать какая-то информация (ИНН или КПП перевозчика). В этом случае необходимую информацию можно запросить у перевозчика, либо самим постараться найти с помощью интернета, либо просто оставить пустыми соответствующие графы книги покупок. Последнее не будет являться нарушением, ведь данной информации у бухгалтера просто-напросто нет.

Источник:
http://www.klerk.ru/buh/articles/431031/

Должен ли работодатель компенсировать работнику стоимость страхового взноса на личное страхование при воздушной перевозке, когда он направляется в отпуск?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не должен компенсировать работнику стоимость страхового взноса на личное страхование при воздушной перевозке.

Обоснование вывода:
Согласно части первой ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
В силу части восьмой ст. 325 ТК РФ правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета Камчатского края, установлены Положением о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, проживающим в Камчатском крае и работающим в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 21.06.2011 N 253-П (далее — Положение).
Постановлением Правительства Камчатского края от 11 января 2017 г. N 5-П из п. 1 ч. 6 Положения исключены слова «страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте». Это связано с тем, что Федеральным законом от 14.06.2012 N 78-ФЗ (далее — Закон N 78-ФЗ) в связи с принятием Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» из ст. 133 Воздушного кодекса РФ исключены положения об обязательном страховании пассажира при воздушной перевозке, поэтому личное страхование пассажиров при воздушной перевозке не является обязательным (ст. 3 Закона N 78-ФЗ).
Таким образом, пассажир мог отказаться от такого вида страхования при воздушной перевозке и при предоставлении работником отчета и проездных документов, подтверждающих расходы по проезду в отпуск, работодатель не должен компенсировать работнику стоимость страхового тарифа по данному виду страхования.

Читайте также  Как оформить иностранца на работу и не получить штраф – пошаговая инструкция

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник:
http://www.garant.ru/consult/work_law/1264351/

Добровольно-принудительное страхование пассажира при покупке билета: размышления.

На днях пришлось мне возвращаться в свой родной город Л. из города В. И получилось так, что наличных денег в кармане почти не осталось, я рассчитывал снять их со своей карточки в банкомате на автовокзале города В.

Увы, такое хоть и редко, но бывает. На дисплеях банкоматов горела надпись: «Ведутся технические работы. Обслуживание будет возобновлено в ближайшее время».

На информационном стенде я увидел, что билет на автобус из В. до Л. стоит 263 рубля 50 копеек, времени искать другой банкомат уже не было, и я начал судорожно шарить по карманам. Ура! Наскреб 265 рублей! На дорогу есть!

Подхожу к кассе, покупаю билет, кассир (К.) называет мне сумму: 268,50.

Я: — Карточкой рассчитаться можно?

К.: — Терминал не работает. Только наличными.

Я: — Позвольте, но на стенде указано, что билет стоит 263.50!

К.: — А 5 рублей – это страховка.

Я: — Страховка добровольная. Она мне не нужна.

К.: — Без страховки мы билет не продаем!

Далее следует диалог с требованием вызвать администратора, пришла администратор, и из разговора с администратором, кассиром и сотрудником охраны я узнал, что я – нищий, что меня близко не нужно допускать к автобусам, что я должен сидеть дома, что меня сейчас отправят в психушку, либо вызовут полицию и заявят, что я хотел убить кассира, и все сотрудники автовокзала подпишутся.

Когда уже я сам собрался набрать телефон полиции 102, мне сообщили, что автобус отправляется, продажа билетов закрыта, а на следующий (последний) рейс все билеты проданы еще днем, поскольку там идет 16-местный микроавтобус, и мое желание удавиться за 5 рублей ни к чему хорошему не привело.

Я бросился на остановку, на которой водители обычно подсаживают пассажиров, не успевших купить билет, и наткнулся на хищный взгляд администратора вокзала с видеокамерой в руке; автобус, в котором была занята от силы третья часть мест, проехал мимо меня; естественно, водитель не хотел, чтобы его оштрафовали за подсадку пассажира в неположенном месте.

На перекладных добирался я до дома, но это – совсем другая история.

А теперь давайте посмотрим на ситуацию с юридической точки зрения.

Да, Закон о защите прав потребителей (пункт 2 статьи 16) запрещает обуславливать приобретение одних товаров или услуг приобретением других. Но для того, чтобы это право отстоять, требуются нервы, и, главное – это время, которого у пассажира как раз, как правило, и не бывает.

Можно, конечно, даже довести дело до суда, но судебный процесс займет 4 – 5 месяцев, а на выходе суд присудит 2000 рублей компенсации морального вреда, чтобы получить которую, придется еще несколько месяцев побегать за судебными приставами. Этой слабостью судебной системы и успешно пользуются вокзалы и страховые компании.

Что дает «добровольная страховка пассажира?»

В качестве примера я посмотрел на «Публичную оферту» САО «ВСК», размещенную на сайте ticketonbus.ru.

Итак, страховая сумма для пассажиров автобусов составляет 200000 рублей, плата за страховой полис – 70 рублей (исходя из этого, при стоимости страховки в 5 рублей, страховая сумма составит всего 15000 рублей – именно такую страховку предлагали мне в городе В.). соответственно, 200000 и 15000 рублей – это максимальная сумма, которую получит моя семья в случае моей гибели; а в случае травмы сумма оказывается значительно меньше.

Страховка не распространяется на случаи стихийных бедствий и терактов.

Чтобы получить страховую выплату, мне нужно представить в Москву (!) пакет из примерно 10 различных документов.

Действие страховки начинается с момента моего выхода на перрон в момент объявления посадки на автобус и заканчивается в тот момент, когда я сойду с перрона высадки в пункте прибытия.

Чем «добровольное» страхование пассажиров мешает работе перевозчика?

Во-первых, при продаже билета агент или кассир (вокзал, аэропорт) почему-то не доводит до пассажира информации о том, что пассажир уже застрахован перевозчиком, и что нужно сделать в случае наступления страхового случая (травмы или заболевания пассажира, утраты или повреждения багажа). В случае наступления такого случая пассажир начинает предъявлять претензии перевозчику и задавать ему вопросы относительно получения страхового возмещения. Это стоит как нервов сотруднику перевозчика, так и времени, которое затрачивается на ответы на претензии и вопросы пострадавших пассажиров. Именно это время, которое следовало бы потратить на пояснение о том, что ответственность перевозчика застрахована, кассиры тратят на оформление «добровольной» страховки.

Во-вторых, навязывание вокзалами «добровольной страховки» влечет негативную репутацию перевозчика. Большинство пассажиров не имеют юридического образования и не могут понять, что им навязали страховку. Но они запомнят, что «на стенде указана одна цена билета, а в кассе оказалось дороже», и не преминут сообщить об этом в социальных сетях. Пассажир не понимает, что автовокзал – это другое юридическое лицо. Для него виноват перевозчик. Причем, чем сильнее «раскрученным» является «бренд» перевозчика, тем сильнее несоответствие цены билета в кассе с ценой, заявленной перевозчиком и размещенной на стендах вокзала, вызывает негативную реакцию пассажира.

И, наконец, доступность добровольной страховки пассажира может повлечь несчастный случай из-за действий злоумышленника, который ценой своей жизни или здоровья может попытаться поправить материальное положение своей семьи. Еще в 1968 году известный писатель Артур Хейли в своем романе «Аэропорт» широко и красочно описал подобную ситуацию. Кассир, продавая пассажиру страховой полис, не сможет проверить пассажира на вменяемость. Это сможет сделать лишь специально обученный сотрудник страховой компании.

С юридической точки зрения такой договор для пассажира содержит все признаки так называемой «кабальной сделки», поскольку:

— в момент ее совершения на меня значительно давит как ограничение во времени, так и люди, стоящие за мной в очереди в кассу;

— условия договора страхования явно невыгодны: если со мной в пути что-то случится, но я останусь жить, то получу примерно 6000 рублей, которых мне не хватит даже на покупку необходимых лекарств; а за получением этих 6000 рублей мне придется собрать кипу документов, которую передать аж в Москву!

— не факт, что страховая компания добровольно выплатит мне всю причитающуюся страховую сумму, скорее всего, что-то получить удастся только через суд.

«Агрессивный маркетинг» страховых компаний.

Да, именно так следует назвать действия страховых компаний. Их руководители – тонкие психологи и понимают, что проще заплатить эти 5 рублей, чем ругаться или судиться из-за них (описанная в начале статьи форс-мажорная ситуация возникает в одном случае из тысячи, не чаще), тем более, что сзади на тебя давят другие пассажиры, которые также спешат на свои автобусы и хотят побыстрее купить билет. И их можно понять.

На различных вокзалах страховки навязывают разными путями. Где-то кассир «обрабатывает» пассажира до тех пор, пока он не согласится купить страховку; где-то ее просто продают вместе с билетом, не спрашивая согласия, и на редких автовокзалах о добровольной страховке нет и речи (но я думаю, что страховые компании быстро исправят этот недочет).

«Агрессивный маркетинг» нередко применяется и при онлайн-покупке билетов через интернет. Так, при покупке билетов на поезла на сайте РЖД по умолчанию поставлена «галочка» в пунктах «добровольное страхование». Не всякий обратит на это внимание, и не всякий догадается снять «галочку». В итоге страховка куплена.

Почему на самом деле такая «добровольная страховка» — ненужный придаток?

Ответ прост: ответственность перевозчика перед пассажиром, как было сказано выше, УЖЕ застрахована. Есть Федеральный закон N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. ». И в соответствии с данным Законом, перевозчик, кем бы он ни был: индивидуальным предпринимателем с единственным автобусом, крупным автобусным парком, ОАО «РЖД» или самой крутой авиакомпанией, уже за свой счет застраховал Вас от несчастных случаев в тот момент, когда продал Вам билет!

Зачем страховаться дважды от одного и того же?

Кроме того, продажей такой страховки страховая компания нарушает и требования статьи 10 Закона РФ «О «ащите прав потребителей». Вряд ли кассир, продающий билет, сможет ответить на все вопросы пассажира, если они возникнут. У кассира нет ни надлежащей информации, ни времени. В лучшем случае, Вам предложат пнформационный стенд или сайт страховой компании.

На какую страховку я мог бы согласиться?

Меня совершенно не интересует страховка «с момента выхода на перрон до момента ухода с перрона». Наибольшая опасность в транспортном комплексе меня подстерегает не в автобусе (поезде, самолете) и не на вокзале (в аэропорту), а в момент перемещения к вокзалу (в аэропорт), либо между вокзалами и аэропортами. Когда же я вышел на автовокзале или около аэропорта на стоянку такси или остановку городского автобуса – страховка уже не действует.

Я бы согласился застраховаться от несчастных случаев за разумную цену, но:

— страховая сумма – не меньше миллиона рублей в случае моей смерти и не меньше 30000 рублей за каждый день моей нетрудоспособности;

— страховка начинает действие в тот момент, когда я пришел на остановку городского транспорта, вошел на станцию метро или вызвал такси, чтобы доехать на вокзал или в аэропорт отправления, и заканчивается, когда я отошел от остановки городского транспорта или вышел из помещения станции метро или автомобиля такси в конечном пункте назначения (свой дом, работа, дом или офис принимающей стороны, и т.п.);

— страховка распространяется и на случаи стихийных бедствий и терактов.

Заключить такой договор страхования в данный момент не готова ни одна страховая компания. Иная страховка мне, увы, не нужна.

Как бороться с произволом страховых компаний и продавцов билетов?

Только повышенным вниманием и настойчивостью на грани упрямства.

Заказывая билет кассиру, сразу, в момент заказа, произнесите фразу: «Добровольная страховка мне не нужна, выслушивать информацию о страховке отказываюсь».

Если кассир настаивает или Вы видите, что страховку все равно продают – требуйте книгу жалоб, от кассы не отходите, стоящих в очереди за Вами не подпускайте, пока не закончите писать жалобу в книге; Вас еще не обслужили. Включите видеокамеру на телефоне. Вызовите полицию по телефону 102.

Читайте также  Жалоба на МФЦ: куда жаловаться и как писать на работу сотрудника

При покупке билета через интернет внимательно просмотрите всю страницу и не забудьте снять «галочки» около пометок «страхование».

Чем могут помочь общественные организации перевозчиков и пассажиров?

Выступить с законодательной инициативой о запрете продажи страховых полисов в кассах по продаже билетов и агентами по продаже билетов.

Собственно, страховым компаниям ничто не мешает открыть свои офисы на вокзалах и в аэропортах. Другой вопрос, будут ли эти офисы востребованы, если, конечно, их сотрудники не будут приставать к пассажирам, находящимся в зданиях вокзалов и аэропортов, с предложениями о страховании. Поэтому отдельно стоит обратить внимание на необходимость запрета страховым агентам проявлять инициативу в общении с пассажирами, стоящими в очереди в билетные кассы или ожидающими своего рейса. Достаточно размещения рекламы страховых компаний на чпециально выделенных стендах и объявлений по громкой связи о том, что желающие могут застраховать свою жизнь на время поездки.

Только в офисе страховой компании пассажир может также получить и всю информацию о заключенном договоре страхования, а также ответы на свои вопросы, которые не может дать билетный кассир.

Пассажир не идет в офис страховой компании за тем, чтобы купить билет на автобус, поезд или самолет.

Не идёт гражданин и в билетную кассу железнодорожного вокзала, автовокзала или аэропорта для того, чтобы купить, например, полис ОСАГО. Но. Если следовать логике, то раз билетная касса, продавая полисы добровольного страхования пассажиров, выступает в роли страхового агента, то в ней должны продаваться все возможные страховые полисы, такие как: полис ОСАГО или полис медицинского страхования для выезжающих за границу. Нелепость? Такая же нелепость — и продажа билетными кассирами «добровольных страховок пассажира на время поездки».

Каждый должен заниматься своим делом: вокзал или билетная касса – продавать билеты, а страховая компания – продавать страховые полисы.

Николай Криухин, эксперт общественной организации

«Объединение автопассажирских перевозчиков»

Источник:
http://www.9111.ru/questions/777777777255652/

Безопасны ли поездки со страхованием пассажиров на РЖД?

Железнодорожный транспорт считается одним из самых безопасных. Но в любой поездке могут случиться аварии, которые влекут большие финансовые потери для перевозчика. Это связано с количеством пострадавших, поэтому перевозчик страхует пассажиров на время поездки.

Что это такое?

Во время поездки в поезде пассажиры застрахованы от несчастного случая. До 2013 года в России существовало добровольное и обязательное страхование.

С 1 января 2013 года в обязательном порядке перевозчики страхуют ответственность за причинение ущерба здоровью, жизни и имуществу пассажиров.

Полисы добровольного страхования позволяют обезопасить пассажиров во время поездки от дополнительных рисков. Страховщик компенсирует затраты на госпитализацию, покупку медикаментов, преждевременные роды.

Особенности

Полис оформляется на один или несколько страховых рисков. Большинство страховщиков предлагает защиту в таких случаях:

  • травмы вследствие несчастного случая;
  • временная потеря трудоспособности после аварии и отравления;
  • инвалидность;
  • смерть.

Не все происшествия в пути признаются страховыми случаями.

Согласно правилам страхования не покрываются страховкой телесные повреждения, инвалидности или смерть вследствие следующих событий:

  • преступных действий пассажира;
  • самоубийства и умышленного нанесения увечий самому себе;
  • пребывания под воздействием наркотиков, алкоголя или других запрещенных веществ;
  • войны, гражданских беспорядков;
  • влияния радиации;
  • перевоза большего количества пассажиров, чем предусмотрено изготовителем транспорта.
  • сознательных действий застрахованного лица с целью получить выплаты.

Не компенсируют затраты на лечение пассажиру, если травмы он получил до момента начала действия полиса

Конкретный размер возмещения устанавливается по соглашению сторон договора. Это может быть сумма на одного пострадавшего, за каждый несчастный случай или на все страховые риски сразу.

Для заключения договора страхования нужно письменное заявление от компании-перевозчика. Перед подписанием документов стороны договариваются о страховых рисках, размере возмещения, количестве застрахованных лиц, периоде действия полиса.

Стандартный договор действует не меньше 1 года. Страховая защита распространяется на пассажиров железнодорожного транспорта на период поездки: за 30 минут до отправки и в течение 1 часа после приезда.

Зона действия

Страховка распространяется на территорию Российской федерации и страны, куда отправляются поезда ОАО «РЖД».

Исключение составляют государства и регионы, в которых происходит война, народные волнения, боевые действия, объявлено чрезвычайное положение вследствие военных конфликтов.

РЖД вправе требовать от страховщика возвращения части страховой премии, если это предусмотрено соглашением сторон. Возврат денег происходит в следующих случаях:

  1. Страхователь уменьшил количество страховых рисков. Страховая компания проводит пересчет пропорционально оставшемуся сроку действия договора. Возврат суммы проводится в течение 30 календарных дней с момента внесения изменений в условия страховки.
  2. После досрочного прекращения договора страхования гражданской ответственности, если страховое событие не произошло. Сумма возврата высчитывается исходя из количества дней, которые остались до окончания действия страховки.

Пассажир имеет право вернуть полную стоимость страховки, если он сдал билет за 30 минут до отправки поезда. .

Цена полиса гражданской ответственности зависит от установленной страховой суммы, тарифа и количества застрахованных лиц.

На 1 пассажира поездов РЖД дальнего следования и пригорода страховое покрытие определено в таком размере:

  • ущерб для жизни – 2 025 000 рублей;
  • причинение вреда здоровью – 2 000 000 рублей;
  • повреждение имущества – 23 000 рублей.

Согласно договору страхования защита распространяется на 5,9 млн. человек, которые купили билеты на дальние маршруты. Страховка возместит убытки около 111 млн. пассажирам из пригорода. ОАО «РЖД» страховка стоила 9,43 млн. рублей

Пассажиры поездов вправе оформить дополнительные полисы, которые покроют разные страховые риски. Стоимость таких страховок зависит от выбора страховой компании.

Как и где оформляется?

За причинение вреда здоровью или жизни вследствие несчастного случая во время поездки несет ответственность РЖД. Перевозчик заключает договор со страховой компанией, которая победила на открытом конкурсе.

Перед подписанием документов обе стороны приходят к соглашению по основным условиям:

  • страховая сумма;
  • риски;
  • период действия страховки;
  • размер выплаты.

Самостоятельно приобрести страховку от несчастного случая пассажир может при покупке билета на сайте РЖД. Во время процедуры оформления нужно выбрать соответствующую опцию. После оплаты билета полис становится доступным в Личном кабинете на сайте. Перед поездкой его нужно распечатать.

За страховку дополнительно доплачивают от 100 до 200 рублей. Сумма выплаты составляет около 150 000 рублей

Страховые программы

Пользователям железнодорожным транспортом предлагают страховки множество страховых компаний. Список страховых событий отличается, что влияет на стоимость полиса.

Компания Ренессанс страхование продает страховки пассажирам от несчастного случая или отравления. Документ можно оформить онлайн во время приобретения билета.

Страховыми событиями считаются:

  • временная нетрудоспособность;
  • инвалидность;
  • смерть.

Стоимость страховки варьируется от 50 до 200 рублей в зависимости от размера страховой суммы. Страховое покрытие составляет 500 000 – 2 000 000 рублей. Начало действия полиса – за 30 минут до выезда, а окончание – не больше 1 часа после выхода пассажира на станции или вокзале.

Выплаты составляют от 40 до 100% страхового покрытия в зависимости от тяжести травмы. При временной нетрудоспособности ежедневно выплачивается 0,1% в течение 60 дней. В случае смерти родственники получают страховую сумму полностью.

Росгосстрах страхует пассажиров поездов дальнего сообщения.

Покупка происходит на сайте компании или в кассе железнодорожного вокзала.

К страховым рискам относится временная потеря трудоспособности, инвалидность или смерть вследствие несчастного случая.

Цена полиса, размер страховой суммы и срок действия аналогичны условиям в предыдущей фирме.

СОГАЗ продает страховки от несчастного случая на время 1 поездки. В договор включены стандартные страховые риски. Стоимость полиса составляет 50 – 200 рублей, а покрытие насчитывает от 500 000 до 2 000 000 рублей.

В период лечения пострадавший получает 0,3% страховой сумы на протяжении 100 дней. В случае инвалидности ему выплачивают от 40 до 100% суммы.

Особенности страховых случаев и порядок действий

Если произошел страховой случай, обращаются к начальнику поезда для составления акта о несчастном случае. После прибытия в место назначения в течение 24 часов проходят обследование в больнице. Главное условие для получения возмещения – сообщить страховщику о событии не позже 60 дней.

Документы, которые предъявляют страховой компании:

  • полис;
  • паспорт;
  • заявление о выплате;
  • билет;
  • акт о наступлении несчастного случая;
  • справки о состоянии здоровья из больницы.

Пострадавший может обратиться напрямую к перевозчику. Пассажир составляет письменное заявление в свободной форме о выплате возмещения и дополнительными документами.

Можно ли включить стоимость в командировочные расходы?

Согласно законодательству РФ страховые взносы по обязательному страхованию включаются в расходы при оплате проезда в место командировки.

Советы пассажирам

Страхование пассажиров железнодорожного транспорта считается распространенным. На российском рынке множество компаний, которые предоставляют подобную услугу.

Поэтому при выборе конкретного полиса учитывают такие рекомендации:

  1. Изучить рейтинг страховых компаний, чтоб определится с одним страховщиком;
  2. Почитать отзывы о компании в интернете;
  3. Зайти ее на сайт и просмотреть все предложения;
  4. Для дальних поездок лучше оформить дополнительно страхование от несчастных случаев.

Безопасность пассажиров является обязательным для перевозчика, поэтому проводится страхование ответственности РЖД за причинение ущерба жизни, здоровью или имуществу. Если человек переживает за поездку, он может оформить дополнительный полис. Это дает возможность покрыть расходы, которые не возьмет на себя РЖД.

Источник:
http://strahovoi.expert/lichnoe-strahovanie/neschastnyj-sluchaj/passazhirov-na-rzhd.html

Возмещение суммы медицинской страховки в авиабилете

Вопрос:
Сотрудник представил в бухгалтерию по возвращении из командировки авиабилет, в котором отдельной строкой указана сумма медицинской страховки и страховки на время перелета. Насколько я помню такие расходы не возмещаются или что-то изменилось?
Ответ:
при покупке железнодорожного или авиабилета дополнительно продают полис медицинского страхования. Страхование в этом случае является добровольным, и при покупке билета от страхового полиса можно отказаться. Рассмотрим, можно ли включить в расходы сумму медицинской страховки и не появится ли в данном случае обязанность по исчислению и уплате НДФЛ с данной суммы.
Стоимость медицинского полиса нельзя отнести к расходам на проезд. Тем не менее добровольное страхование сотрудников можно учитывать при налогообложении прибыли, если речь идет о страховке «исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей» (п. 16 ст. 255 НК РФ). Полис, продаваемый вместе с билетом, предусматривает страхование как раз на такой случай, поэтому его можно включить в расходы.
Поскольку полис предусматривает страхование жизни и здоровья сотрудника, удерживать НДФЛ с его стоимости не нужно (п. 3 ст. 213 НК РФ). Начислять страховые взносы также нет необходимости (пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Сумма страхового взноса на обязательное государственное страхование пассажиров на транспорте относится к расходам на проезд сотрудника. Порядок отражения в бухучете командировочных расходов зависит от цели командировки, возможные варианты учета приведены ниже в рекомендации. Компенсация документально подтвержденных командировочных расходов, в том числе расходы на обязательную страховку связанных с проездом сотрудника до места командировки не облагаются НДФЛ и страховыми взносами. Сумму таких расходов включите в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Дополнительная информация:
В стоимость билетов могут входить дополнительные услуги авиакомпании. Например, провоз дополнительного багажа, страховка и пр. Чиновники требуют обосновывать дополнительные траты. Расходы подтвердят внутренние документы, в которых компания записала условие о компенсации расходов. Например, это приказы директора либо документы от перевозчика о том, что дополнительные услуги формируют единую стоимость билета (письмо Минфина России от 19.06.17 № 03-03-06/1/37945).
Обоснование:
Вопрос: Организация за свой счет оплачивает полисы добровольного личного страхования от несчастных случаев при приобретении авиа- и железнодорожных билетов командированным работникам. Страховые полисы являются приложениями к билетам.
Правомерно ли (если да, то на основании каких норм) учитывать для целей исчисления налога на прибыль расходы на добровольное личное страхование от несчастных случаев на воздушном и железнодорожном транспорте командированных работников?
По нашему мнению, организация, оплачивающая полисы добровольного личного страхования от несчастных случаев при приобретении авиа- и железнодорожных билетов, которые являются приложением к данным билетам командированным работникам, может учесть расходы на добровольное страхование от несчастных случаев на воздушном и железнодорожном транспорте командированных работников в качестве командировочных расходов для целей исчисления налога на прибыль. Вместе с тем по данному вопросу возможны споры с налоговыми органами.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены названным Федеральным законом.
Страхование, осуществляемое пассажирами, иными лицами, за исключением перевозчиков, по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью при несчастных случаях при перевозках, относится к добровольному страхованию.
Расходы работодателя по договорам личного страхования, страховым случаем по которому является причинение вреда жизни или здоровью названного в договоре работника (застрахованного лица), могут быть учтены по п. 16 ч. 2 ст. 255 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включены расходы налогоплательщика на командировки. При этом перечень указанных расходов не носит исчерпывающего характера. К расходам на командировки могут быть отнесены и иные расходы, которые несет организация в связи с поездкой работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Установленный ст. 168 Трудового кодекса РФ перечень расходов, возмещаемых в связи со служебной командировкой, также не является исчерпывающим. Порядок и размеры возмещения работникам расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Расходы на добровольное страхование от несчастных случаев на воздушном и железнодорожном транспорте командированных работников также могут быть учтены в качестве командировочных расходов, если коллективным договором или локальным нормативным актом предусмотрено возмещение указанных расходов.
Способ оформления уплаты страховых взносов (на основании отдельного страхового полиса, являющегося приложением к билету; включением сумм взносов в стоимость проездного документа) принципиального значения не имеет.
Вместе с тем налоговые органы могут не согласиться с таким способом учета расходов на добровольное страхование от несчастных случаев на воздушном и железнодорожном транспорте при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Читайте также  В связи с тем, что головной офис организации находится в г

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Телефон: +7 495 925 52 95
Линия консультаций: +7 495 223 06 80
Задать вопрос на «Линию консультаций»
Факс: +7 495 925 52 95
e-mail: info@atlant-pravo.ru

Юридический адрес: 115088, г. Москва, ул. 1-я Дубровская, дом 13а
Строение 2, офис 302 © Атлант-право, 2002 — 2020

Источник:
http://atlant-pravo.ru/hot_line/exclusiveconsults/detail.php?ID=7573

Страховой полис

Лесик мне скидывал статью.

Иванеев ссылается на 263, ст, а я на 255 п.16, может он ее не читал? И потом, что это за фраза-приложением к билету, это не приложение, а добровольно приобретенный полис страхования от НС , и на случай смерти.

Ранее ответила не в ту тему.

В 255 инициатива работодателя.
В данной ситуации инициатива работника.

При приобретении железнодорожных, автобусных и авиационных билетов взимается страховой взнос по страхованию пассажиров без согласия работников.
Учитывается ли сумма оплаты страхового полиса в составе командировочных расходов для целей налогообложения прибыли?
Является ли эта сумма доходом командировочного лица и подлежит включению в совокупный облагаемый доход?

Как видно из представленных документов работником при приобретении билета на железнодорожный транспорт был приобретен страховой полис добровольного страхования от несчастных случаев пассажиров железнодорожного транспорта. Представитель Общества пояснил, что билеты приобретены работником самостоятельно.
Статьей 166 ТК РФ установлено, что под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом работнику гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).
На основании ст. 168 ТК РФ к расходам, подлежащим возмещению относятся:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Как видно из указанных норм законодательства работодатель не обязан компенсировать расходы по добровольному страхованию от несчастных случаев, если страховой полис не был приобретен с разрешения и ведома работодателя.
В соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом понесенные налогоплательщиком расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
На основании п.п. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
При этом указанная статья не предусматривает отнесения затрат по добровольному страхованию от несчастных случаев пассажиров к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
В соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, относятся к расходам на оплату труда.
К расходам на оплату труда относятся договоры добровольного личного страхования заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Из вышеуказанной нормы следует, что расходы по добровольному страхованию относятся на расходы по оплате труда только при заключении работодателем договора страхования в пользу работника. Компенсация же расходов по договору добровольного страхования заключенного работником со страховой компанией в силу указанной нормы не может быть отнесена к расходам на оплату труда.
Кроме того, хотим обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в РФ», Кодекса внутреннего водного транспорта и Воздушного кодекса РФ пассажиры железнодорожного, водного и воздушного транспорта подлежат обязательному страхованию. На основании Указа Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 «О государственном обязательном страховании пассажиров» сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Из чего получается, что лицо страхуется дополнительно от случаев, от которых оно уже было застраховано.
Таким образом, по нашему мнению, указанные расходы нельзя признать экономически обоснованными расходами, в связи с чем, не могут быть отнесены на расходы при определении налоговой базы по налогу прибыль организаций.
В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случаев, если страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц.
Таким образом, в случае, когда работник, приобретая билеты, приобретает полис добровольного страхования от несчастных случаев на транспорте, договор страхования заключается самим работником от своего имени. Из чего следует, что в случае возмещения работодателем работнику расходов по добровольному страхованию от несчастных случаев пассажиров, сумма страхового взноса будет считаться доходом физического лица, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц.
Хотим обратить Ваше внимание на то, что договор добровольного страхования от несчастных случаев пассажиров не является обязательным и не может быть заключен без согласия лица, приобретающего билет на любой вид транспорта.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Таким образом, приобретая билет, работник вправе отказаться от приобретения полиса добровольного страхования и ему не могут отказать в приобретении билетов без полиса добровольного страхования.

Вывод
Расходы работника по добровольному страхованию от несчастных случаев на транспорте не подлежат возмещению работнику и не могут быть отнесены на расходы по налогу на прибыль, так как такового рода расходы не предусмотрены действующим законодательством и, по нашему мнению, не могут быть признаны экономически обоснованными.
Приобретая полис добровольного страхования от несчастных случаев на транспорте, договор заключается самим работником от своего имени. Таким образом, сумма страховой премии, возмещенная работодателем, по нашему мнению, будет являться доходом физического лица, подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц.

ООО «Аудит-новые технологии»

15 марта 2006 г.

*отлично все написано»

Вопрос был от ИТВ.

В нашей огранизации принято так, как сказано было выше. Что не противоречит законодательству.

*а про «спорные вопросы» вроде *Леля писала*

Источник:
http://www.audit-it.ru/forum/1/449115_strahovoy-polis/