Россия ратифицировала конвенции МОТ: что дальше

Россия ратифицировала конвенции МОТ: что дальше?

Татьяна Пономарева, экономист, шеф-редактор

Журнал «Кадровое дело» № 8 август 2010

В июле Президент России подписал федеральные законы, которыми ратифицированы сразу три конвенции Международной организации труда: об оплачиваемых отпусках, о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях, а также о содействии коллективным переговорам. Как нововведения отразятся на взаимоотношениях работодателей и работников? Этот вопрос сегодня волнует многих.

Несгораемые дни ежегодного отпуска

Конвенция об оплачиваемых отпусках (Конвенция № 132)[1] защищает права работника, связанные с гарантированным оплачиваемым ежегодным отпуском. Документ предусматривает минимальную продолжительность такого отпуска (три недели), минимальный период работы (не более шести месяцев), необходимый для получения права на этот отпуск и ряд других показателей и правил.

По словам Александра САФОНОВА, «ориентировочно грамота о ратификации будет внесена в реестр МОТ в осеннюю сессию этой организации» [2], скорее всего в ноябре. После этого дается переходный период (год), в течение которого национальное законодательство нужно гармонизировать с конвенцией. Таким образом, она вступит в силу на территории России не раньше ноября 2011 года.

Государственно-правовое управление Президента РФ проанализировало российское законодательство (в частности главу 19 ТК РФ «Отпуска») на предмет соответствия Конвенции № 132 и пришло к заключению, что имеет место полное соответствие. А значит, поправки в действующее законодательство в связи с ратификацией конвенции не требуются[3]. Замминистра здравоохранения и социального развития также считает, что с подписанием конвенции в нашем трудовом законодательстве не произойдет кардинальных перемен, оно уже соответствует международным нормам, а по ряду параметров даже превосходит их.

Словарь кадровика

Международная организация труда (МОТ) – специализированное учреждение Организации объединенных наций, которое занимается вопросами регулирования трудовых отношений. Участниками МОТ являются 182 государства. 31 марта 2010 года Минздравсоцразвития России и МОТ подписали программу сотрудничества до 2012 года. Со стороны МОТ Россия получает консультационную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства и по другим вопросам. Так, общая безработица рассчитывается по методике МОТ.

1. Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного Трудовым кодексом, составляет 28 календарных дней. Это на неделю больше минимума, установленного конвенцией.

2. Минимальный период работы, необходимый для возникновения права на ежегодный оплачиваемый отпуск по Трудовому кодексу, – шесть месяцев. Такой же срок установлен и конвенцией.

3. Минимальный неделимый размер одной из частей отпуска при его дроблении по Кодексу – 14 дней, что так же соответствует международным требованиям.

Возникает закономерный вопрос: зачем ратифицировать документ, если российское законодательство и так соответствует международным правилам? По мнению Александра САФОНОВА, «время от времени трудовое законодательство может корректироваться, но в любом случае изменить его в сторону уменьшения гарантий на отпуск ниже параметров, прописанных в конвенции, будет уже невозможно».

Цитируем закон

1. Непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска*, упомянутая в пункте 2 статьи 8 настоящей конвенции, предоставляется и используется не позже чем в течение одного года, и остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже чем в течение восемнадцати месяцев, считая с конца того года, за который предоставляется отпуск.

2. Любая часть ежегодного отпуска сверх определенной минимальной продолжительности может быть отсрочена с согласия заинтересованного лица, работающего по найму, на период, превышающий тот, который указан в пункте 1 настоящей статьи, но не выходящий за определенный предел.

3. Минимум и предел времени, упомянутые в пункте 2 настоящей статьи, определяются компетентным органом после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся или посредством коллективных переговоров или таким другим методом, соответствующим национальной практике, который может быть совместим с национальными условиями.

Статья 9 Конвенции № 132

* Имеются в виду две недели.

Расхождения между Конвенцией № 132 и Трудовым кодексом все же есть. Насколько они существенны – судите сами.

1. В пункте 1 статьи 4 Конвенции № 132 предусмотрено следующее. Лицо, продолжительность работы которого в течение года меньше той, что требуется для приобретения права на полный отпуск, может рассчитывать на оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности работы в течение этого года. В пункте 2 этой статьи разъясняется выражение «год» – это календарный год или любой период такой же продолжительности, определенный компетентным органом власти каждой страны.

В российском трудовом законодательстве порядок пропорционального расчета предусмотрен только для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск. Но применить его к рассматриваемой ситуации по аналогии нельзя. Дело в том, что, согласно статье 7 Конвенции № 132, каждый отпускник получает за полный отпуск «по крайней мере свою нормальную или среднюю зарплату, подсчитанную в соответствии с методом, определяемым компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране». Официальный метод, которым рассчитывается компенсация за неиспользованный отпуск, таков, что компенсируемая сумма всегда меньше нормальной или средней зарплаты[4]. Иными словами, чтобы применить положения статьи 4 Конвенции № 132 в российской практике, необходимо установить на национальном уровне соответствующую методику расчета.

2. Конвенция запрещает (признает недействительными) соглашения об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск (п. 3 ст. 3 Конвенции № 132) или о неиспользовании такого отпуска с заменой его компенсацией. В Трудовом кодексе такого прямого запрета нет.

3. Еще одно разночтение, которое уже вызвало массу споров в СМИ, – дробление отпуска на части и временные ограничения, предусмотренные для использования одной из таких частей (ст. 9 Конвенции № 132).

Так, по конвенции одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска (минимум две недели) должна быть использована в том году, за который предоставляется отпуск. Остаток отпуска нужно использовать в течение 18 месяцев (и не позднее), считая с конца того года, за который предоставляется отпуск. Например, в 2011 году нужно использовать минимум 14 дней отпуска за этот год, а оставшиеся дни – не позднее 1 июля 2013 года. Как решили многие, если эти дни не использовать в установленный срок (или не получить за них компенсацию), они «сгорят». Но для такого вывода нет оснований.

Действительно, сейчас статья 124 Трудового кодекса позволяет в исключительных случаях (когда предоставление отпуска в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы) с согласия работника перенести отпуск на следующий рабочий год. Такой отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется. Эта же статья запрещает непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление такого отпуска работникам до 18 лет и тем, кто занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Если сравнить положения статьи 124 Трудового кодекса с положениями статьи 9 Конвенции № 132, разница очевидна. Сейчас по российским правилам можно в порядке исключения оставить работника без отпуска в течение года. С вступлением в силу конвенции каждому работнику гарантирован отпуск минимальной продолжительности, а на то, чтобы отгулять неиспользованную часть ежегодного отпуска, работнику отводится минимум 18 месяцев, а не 12, как у нас. Этот предел может быть расширен, например, отраслевым соглашением или коллективным договором (см. п. 2 и 3 ст. 9 Конвенции № 132).

Так что поводов для опасений действительно нет, если только имеющиеся на сегодняшний день гарантии, связанные с отпусками, не будут в обозримом будущем сужены до минимальных пределов, обозначенных в конвенции.

Продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков в государствах, которые ратифицировали Конвенцию № 132

* Для проработавших свыше 20 лет.

Деятельность представителей работников на предприятии нередко вызывает недовольство работодателя, который своими действиями может нанести им ущерб. Например, незаконно уволить. Если увольнение связано именно со статусом (деятельностью) представителя или его членством в профсоюзе, можно рассчитывать на Конвенцию о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенция № 135)[5]. Подразумевается, что сам представитель действует в соответствии с законодательством, коллективными договорами или другими совместно согласованными условиями. Иными словами, представители работников должны соблюдать требования законодательства, а защита (гарантии) обеспечивается им лишь в связи с непосредственным осуществлением профсоюзной деятельности.

Сказанное относится как к представителям профсоюзов, которые назначены или избраны профсоюзами (их членами), так и к выборным представителям – свободно избранным работниками предприятия в соответствии с положениями национального законодательства. Таким представителям должны быть обеспечены возможности для быстрого и эффективного выполнения функций. При этом учитываются особенности системы трудовых отношений страны, ратифицирующей названную конвенцию, а также потребности, размер и возможности конкретного бизнеса.

Поправки в Трудовой кодекс неизбежны

На вопросы отвечает Евгений ГОНТМАХЕР, доктор экономических наук, директор по социально-экономическим проблемам Института современного развития (ИНСОР).

– Как повлияет ратификация конвенций МОТ на взаимоотношения профсоюзных работников и работодателей, на практику разрешения коллективных трудовых споров и практику предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков?

– Никак не повлияет, так как в России преобладают неформальные отношения в социально-трудовой сфере. Официально все будет оформляться по-новому, а по факту работник будет договариваться с работодателем по старым порядкам.

– ГПУ Президента сделало выводы о том, что положения всех трех конвенций полностью реализованы в российском трудовом законодательстве. Но даже беглого знакомства, например, с Конвенцией № 132 об оплачиваемых отпусках достаточно, чтобы найти нестыковки. Вы согласны, что изменения в Трудовой кодекс не нужны?

– Не согласен. Внесение изменений в Трудовой кодекс необходимо. Во-первых, он должен быть приведен в соответствие с ратифицированной Конвенцией № 132, и, во-вторых, надо рассчитывать на перспективу: когда-нибудь трудовые отношения будут в основном легальными.

– Пресса подняла шум по поводу того, что работники могут потерять дни, не использованные в течение 18 месяцев после того года, за который предоставляется отпуск. Как вы считаете, имеют ли эти опасения под собой почву? Не появится ли у законодателя искушение буквально перенести в Трудовой кодекс положения Конвенции № 132?

– Внесение изменений в Трудовой кодекс произойдет потому, что это требование нашего же законодательства, предусматривающего инкорпорирование российского правового регулирования в международное (тем более из-за того, что Конвенция № 132 Россией ратифицирована). Но на реальные процессы предоставления и использования оплачиваемых отпусков это никак не повлияет.

Беседовала Наталья ЛИТВИНОВА,
эксперт журнала «Кадровое дело»

Коллективные переговоры: правила не меняются

Конвенция о содействии коллективным переговорам (Конвенция № 154)[6] направлена на поддержку свободных и добровольных коллективных переговоров. К последним, согласно конвенции, относятся все переговоры, которые проводятся между работодателями[7] и работниками[8] для определения условий труда и занятости, регулирования трудовых отношений.

По мнению специалистов ГПУ Президента РФ, требования конвенции соответствуют нормам Трудового кодекса, что дает возможность сторонам социального партнерства при ведении коллективных переговоров применять национальные нормы[9]. И с этим можно согласиться.

Татьяна ПОНОМАРЕВА, экономист,
шеф-редактор журнала «Кадровое дело»

[1] Принята 54-й сессией Генеральной конференции МОТ 24 июня 1970 г. и вступила в силу 30 июня 1973 г. Россия – 36-е по счету государство, которое ратифицировало эту конвенцию (Федеральный закон от 1 июля 2010 г. № 139-ФЗ).

[2] Заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ заявил об этом на пресс-конференции, посвященной принятию Конвенции № 132.

[3] Справка ГПУ на сайте Президента РФ (www.kremlin.ru/news/8224).

[4] О методике Роструда, применяемой для исчисления компенсируемых дней неиспользованного отпуска, читайте в № 6 и № 7, 2010.

[5] Принята 56-й сессией Генеральной конференции МОТ 23 июня 1971 г. и вступила в силу 30 июня 1973 г. Ратифицирована Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 137-ФЗ. Россия – 84-е государство, которое ратифицировало эту конвенцию.

[6] Принята 67-й сессией Генеральной конференции МОТ в Женеве 19 июня 1981 г., вступила в силу 11 августа 1983 г. Ратифицирована Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 138?ФЗ. Россия – 41-я в списке стран, которые ратифицировали эту конвенцию.

[7] Работодателем, группой работодателей либо одной или несколькими организациями работодателей.

[8] Одной или несколькими организациями работников.

Источник:
http://www.audit-it.ru/articles/account/a1/247640.html

Конвенции МОТ, ратифицированные Россией

Генеральные директора МОТ

События

  • 1818. На Конгрессе Священного Союза в Ахене, Германия, английский промышленник Роберт Оуэн настаивает на ведении положений о защите трудящихся и создании комиссии по социальным вопросам.
  • 1831—1834. Жестоко подавлены два восстания ткачей на шелкопрядных фабриках в Лионе.
  • 1838−1859. Французский промышленник Даниэль Легран подхватывает идеи Оуэна.
  • 1864. В Лондоне основан 1-й Интернационал «Международное товарищество рабочих»
  • 1866. Конгресс 1-го Интернационала требует принятия международного трудового законодательства.
  • 1867. Публикация первого тома труда Карла Маркса «Капитал».
  • 1833—1891. Принятие в Германии первого в Европе социального законодательства.
  • 1886. Хеймаркетское восстание. 350 тысяч трудящихся бастуют в Чикаго, требуя 8- часового рабочего дня, это выступление было жестоко подавлено.
  • 1889. В Париже основан 2-ой Интернационал трудящихся.
  • 1890. Представители 14 стран на встрече в Берлине выдвигают предложения, которые повлияют на национальное законодательство по труду ряда стран.
  • 1900. На конференции в Париже создано первое объединение защиты трудящихся.
  • 1906. На конференции в Берне принимаются две международных конвенции — об ограничении использования токсичного белого фосфора в производстве спичек и запрещении ночного труда женщин.
  • 1919. Рождение МОТ. Первая Международная конференция труда принимает шесть конвенций, первая устанавливает 8 часовой рабочий день и 48 -часовую рабочую неделю.
  • 1925. Принятие конвенций и рекомендаций по социальному обеспечению.
  • 1927. Проходит первая сессия Комитета экспертов по применению Конвенций.
  • 1930. Принимается конвенция о постепенной отмене принудительного и обязательного труда.
  • 1944. Филадельфийская декларация подтверждает основные цели МОТ.
  • 1946. МОТ становится первым специализированным агентством, ассоциированным с ООН.
  • 1969. МОТ была присуждена Нобелевская премия мира.
  • 2002. Учреждён Всемирный день борьбы с детским трудом.
Читайте также  ВЫБОР ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ВИНТОВКИ ДЛЯ ОХОТЫ (вопросы, ответы, АПы)

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник:
http://cyberpedia.su/12×9284.html

Каким актом рф ратифицируются конвенции международной организации труда

Конвенция N 11 «Относительно прав на ассоциацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921 г.).

Конвенция N 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» (1921 г.).

Конвенция N 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921 г.).

Конвенция N 16 «Относительно обязательного медицинского освидетельствования детей и подростков, занятых на борту судов» (1921 г.).

Конвенция N 23 «О репатриации моряков» (1926 г.).

Конвенция N 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах» (1929 г.).

Конвенция N 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930 г.).

Конвенция N 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов» (1932 г.).

Конвенция N 45 «Относительно применения труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода» (1935 г.).

Конвенция N 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935 г.).

Конвенция N 52 «Относительно ежегодных оплачиваемых отпусков» (1936 г.).

Конвенция N 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946 г.).

Конвенция N 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946 г.).

Конвенция N 77 «Относительно медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946 г.).

Конвенция N 78 «Относительно медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946 г.).

Конвенция N 79 «Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах» (1946 г.).

Конвенция N 81 «Об инспекции труда» (1947 г.) (вместе с Протоколом 1995 г. к данной Конвенции).

Конвенция N 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (1948 г.).

Конвенция N 90 «Относительно ночного труда подростков в промышленности (пересмотренная в 1948 г.)».

Конвенция N 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (пересмотрена в 1949 г.).

Конвенция N 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949 г.).

Конвенция N 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.).

Конвенция N 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.).

Конвенция N 103 «Об охране материнства» (1952 г.).

Конвенция N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.).

Конвенция N 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» (1957 г.).

Конвенция N 108 «О национальных удостоверениях личности моряков» (1958 г.).

Конвенция N 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.).

Конвенция N 113 «О медицинском осмотре рыбаков» (1959 г.).

Конвенция N 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации» (1960 г.).

Конвенция N 116 «О частичном пересмотре конвенций» (1961 г.).

Конвенция N 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963 г.).

Конвенция N 120 «О гигиене в торговле и учреждениях» (1964 г.).

Конвенция N 122 «О политике в области занятости» (1964 г.).

Конвенция N 124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» (1965 г.).

Конвенция N 126 «О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов» (1966 г.).

Конвенция N 133 «О помещениях для экипажа на борту судов. Дополнительные положения» (1970 г.).

Конвенция N 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» (1970 г.).

Конвенция N 137 «О социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах» (1973 г.).

Конвенция N 138 «О минимальном возрасте» (1973 г.).

Конвенция N 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975 г.).

Конвенция N 147 «О минимальных нормах на торговых судах» (1976 г.).

Конвенция N 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом, вибрацией на рабочих местах» (1977 г.).

Конвенция N 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» (1977 г.).

Конвенция N 150 «О регулировании вопросов труда» (1978 г.).

Конвенция N 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах» (1979 г.).

Конвенция N 155 «О безопасности и гигиене труда в производственной сфере» (1981 г.).

Конвенция N 156 «О трудящихся с семейными обязанностями» («О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями») (1981 г.).

Конвенция N 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г.).

Конвенция N 160 «О статистике труда» (1985 г.).

Конвенция N 162 «Об охране труда при использовании асбеста» (1986 г.).

Конвенция N 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996 г.)

Конвенция N 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.)

Источник:
http://all-sci.net/trudovoe-pravo_835/perechen-konventsiy-mot-ratifitsirovannyih-65931.html

Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений

Конвенции МОТ также являются источниками трудового права, которые непосредственно применимы при регулировании трудовых отношений. Например, в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» сделана ссылка на п. 1 ст. 1 Конвенции N 29 о принудительном или обязательном труде.

При регулировании трудовых отношений применению подлежат конвенции МОТ, которые ратифицированы нашим государством.

В настоящее время ратифицированы следующие конвенции МОТ:

1) Конвенция N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве;

2) Конвенция N 11 о праве на ассоциацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве;

3) Конвенция N 13 о применении белил в малярном деле;

4) Конвенция N 14 о еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях;

5) Конвенция N 15 о минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров на флоте;

6) Конвенция N 16 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов;

7) Конвенция N 23 о репатриации моряков;

8) Конвенция N 27 об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах;

9) Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде;

10) Конвенция N 32 о защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке и разгрузке судов;

11) Конвенция N 45 о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода;

12) Конвенция N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю;

13) Конвенция N 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках;

14) Конвенция N 58 о минимальном возрасте допуска детей на работу в море;

15) Конвенция N 59 о минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность;

16) Конвенция N 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы;

17) Конвенция N 69 о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации;

18) Конвенция N 73 о медицинском освидетельствовании моряков;

19) Конвенция N 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности;

20) Конвенция N 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на промышленных работах;

21) Конвенция N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах;

22) Конвенция N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле;

23) Конвенция N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию;

24) Конвенция N 90 о ночном труде подростков в промышленности;

25) Конвенция N 92 о помещениях для экипажа на борту судов;

26) Конвенция N 95 об охране заработной платы;

27) Конвенция N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров;

28) Конвенция N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности;

29) Конвенция N 103 об охране материнства;

30) Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда;

31)Конвенция N 106 о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях;

32) Конвенция N 103 о национальных удостоверениях личности моряков;

33) Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий;

34) Конвенция N 112 о минимальном возрасте для принятия на работу моряков;

35) Конвенция N 113 о медицинском осмотре рыбаков;

36) Конвенция N 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации;

37) Конвенция N 119 о снабжении машин защитными приспособлениями;

38) Конвенция N 120 о гигиене в торговле и промышленности;

39) Конвенция N 122 о политике в области занятости;

40) Конвенция N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках;

41) Конвенция N 124 о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках;

42) Конвенция N 126 о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов;

43) Конвенция N 133 о помещениях для экипажа на борту судов;

44) Конвенция N 134 о предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков;

45) Конвенция N 138 о минимальном возрасте для приема на работу;

46) Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов;

47) Конвенция N 147 о минимальных нормах на торговых судах;

48) Конвенция N 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;

49) Конвенция N 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала;

50) Конвенция N 150 о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация;

51) Конвенция N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде;

52) Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов;

53) Конвенция N 160 о статистике труда; 54) Конвенция N 156 о трудящихся с семейными обязанностями;

55) Конвенция N 116 о частичном пересмотре конвенций МОТ;

56) Конвенция N 162 об охране труда при использовании асбеста;

57) Конвенция N 179 о найме и трудоустройстве моряков;

58) Конвенция N 182 о запрещении наихудших форм детского труда;

59) Конвенция N 137 о социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах;

60) Конвенция N 152 о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах.

Нормативы перечисленных Конвенций МОТ подлежат применению при регулировании трудовых отношений. Однако при этом следует помнить, что они могут быть применены лишь к отношениям, возникшим после введения в действие Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. До этого момента положения конвенций МОТ непосредственно при регулировании трудовых отношений не применялись.

Данные положения могли быть применены лишь после их включения в нормы внутреннего законодательства. В настоящее время на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила конвенций МОТ должны непосредственно применяться при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Для этого не требуется повторения положений конвенций МОТ в нормах внутреннего законодательства. Хотя до введения в действие Конституции РФ могут быть применены лишь положения конвенций МОТ, которые были воспроизведены в нормах российского законодательства.

Другие положения конвенций МОТ до указанного срока не применялись. Например, Конвенция МОТ N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю (1935 г.), ратифицирована 4 июня 1956 года. Однако до 7 октября 1992 года, то есть до вступления в силу изменений, внесенных в КЗоТ РФ 25 сентября 1992 года, в нашем государстве была установлена рабочая неделя продолжительностью 41 час. В связи с этим работники в период с 4 июня 1956 года до 7 октября 1992 года работали сверх нормы, установленной Конвенцией МОТ N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, еженедельно по одному часу. Однако данная переработка не противоречила внутреннему законодательству.

Читайте также  Какие документы нужны для возврата 13 процентов с покупки квартиры: перечень для налогового вычета

Нормы конвенций МОТ в тот период непосредственно не применялись, поэтому требования работников об оплате в повышенном размере переработанных сверх установленного названной Конвенцией норматива часов, то есть о признании их сверхурочной работой, удовлетворению не подлежат.

Однако после принятия Конституции РФ положения конвенций МОТ подлежат непосредственному применению. В связи с чем при наличии противоречий между правилом, включенным в конвенцию МОТ, и положениями внутреннего законодательства применению подлежат нормы международно-правовой регламентации труда.

К примеру, в настоящее время на основании внутреннего законодательства труд военнослужащих используется на гражданских объектах. Хотя в ст. 1 Конвенции МОТ N 105 об упразднении принудительного труда говорится о том, что государство берет на себя обязательства не использовать принудительный или обязательный труд в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития.

Военнослужащий не может отказаться от выполнения порученной ему командованием работы, так как на службе он выполняет обязанности, для которых добровольно своих услуг не предлагал. Поэтому использование лиц, проходящих срочную службу, для выполнения работ на гражданских объектах, является использованием труда военнослужащих, не предложивших свои услуги добровольно для выполнения обязанностей, связанных с прохождением военной службы, в качестве метода использования рабочей силы для нужд экономического развития.

Налицо нарушение положений названной Конвенции, которая имеет более высокую юридическую силу, чем внутреннее законодательство, позволяющее привлекать военнослужащих к труду на гражданских объектах. Более того, в ч. 2 ст. 2 Конвенции МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде говорится о том, что труд лиц, отбывающих наказание по приговору суда, не может быть передан в распоряжение частных лиц, компаний или обществ.

Данное правило применимо по аналогии и к труду военнослужащих, призванных на военную службу, которые должны исполнять обязанности военной службы, а не создавать прибыль для частных лиц. На основании названных Конвенций МОТ лица, незаконно привлеченные к принудительному труду, могут требовать восстановления нарушенного права, а также компенсации причиненного морального вреда, поскольку в рассматриваемом случае нарушается их нематериальное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, и не привлекаться к выполнению работ, для исполнения которых они не предложили добровольно своих услуг.

Таким образом, перечисленные ратифицированные Конвенции МОТ подлежат применению при регулировании трудовых отношений, они подлежат применению и в тех случаях, когда нормы российского законодательства вступают в противоречие с их предписаниями.

Однако не только ратифицированные конвенции МОТ подлежат применению на территории Российской Федерации. В настоящее время действует Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года, которая опубликована для официального применения («Российская газета», 16 декабря 1998 года).

В п. 2 названной Декларации говорится о том, что все государства — члены МОТ, даже если они не ратифицировали соответствующие конвенции МОТ, имеют обязательства, вытекающие из самого факта их членства в МОТ, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций.

К числу таких принципов Декларация относит:

1) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

2) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

3) действенное запрещение детского труда; 4) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

В связи с чем можно сделать вывод о том, что на территории Российской Федерации должны применяться не только ратифицированные конвенции МОТ, но и нератифицированные конвенции МОТ, в которых имеются нормы, обеспечивающие реализацию перечисленных принципов.

Из Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда вытекают следующие юридически значимые обстоятельства, наличие которых влечет возникновение у правоприменителей обязанности по применению нератифицированных конвенций МОТ.

Во-первых, таким обстоятельством является наличие конвенции МОТ, имеющей в своем содержании определенное правило поведения.

Во-вторых, к числу этих обстоятельств относится наличие непосредственной связи имеющегося в конвенции правила поведения с реализацией перечисленных принципов.

В-третьих, таким обстоятельством следует назвать нарушение перечисленных принципов при регулировании труда в связи с невыполнением правил поведения, имеющихся в содержании нератифицированной конвенции МОТ.

Практически в каждой конвенции МОТ имеются положения, которые направлены на обеспечение принципа о недопустимости дискриминации в области труда и занятий. В связи с чем они могут быть применены при регулировании трудовых отношений. Например, подлежит применению Конвенция МОТ N 158 о прекращении трудовых отношений, которая возлагает на работодателя бремя доказывания наличия законного основания для увольнения работников, а также не допускает прекращение трудовых отношений в связи с временной нетрудоспособностью.

Очевидно, что правила данной Конвенции призваны не допустить дискриминации при проведении увольнения работников, в том числе по признаку наличия у них временной нетрудоспособности. Применению подлежат и положения Конвенции МОТ N 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, гарантирующие приоритетное удовлетворение требований работников при неплатежеспособности работодателя по сравнению с другими привилегированными требованиями, в частности, по сравнению с требованиями государства и системы социального страхования.

Правила данной Конвенции также призваны не допустить дискриминации прав работников по сравнению с другими кредиторами работодателя в случае его неплатежеспособности.

Таким образом, на территории Российской Федерации должны применяться нормы не только ратифицированных конвенций МОТ, но и положения нератифицированных конвенций МОТ, которые направлены на реализацию основополагающих принципов и прав в сфере труда, которые определены в качестве таковых Декларацией МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Источник:
http://hr-portal.ru/article/konvencii-mezhdunarodnoy-organizacii-truda-mot-v-regulirovanii-trudovyh-otnosheniy

Билет № 19. Основные международные правовые акты о труде

· Международно-правовое регулирование труда — установленная международным актом и ратифицированная государством система стандартов регулирования труда, оказывающая влияние на национальное трудовое законодательство

· П. 4 ст. 15 Конституции РФ: общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы

· П. 9 ППВС о применении ТК: 9. При рассмотрении трудовых дел суд обязан разрешать дела на основании …. общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.

Субъекты, осуществляющие регулирование:

ООН, МОТ, Совет Европы (акты, регулирующие трудовую деятельность)

· Устав ООН (ст. 55 этого документа указывает, что деятельность ООН содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития);

· Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 23 закрепляет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для работника и его семьи, право создавать профессиональные союзы, право на отдых);

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ратифицирован СССР в 1973 г.) (ст. 6 указывает, что государства, ратифицировавшие этот документ, признают право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает и на который свободно соглашается).

· Конвенции МОТ, конкретизирующие положения указанных актов (из тех, что ратифицированы Россией):

§ Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде;

§ Конвенция N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю;

§ Конвенция N 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках;

§ Конвенция N 59 о минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность;

§ Конвенция N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах;

§ Конвенция N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле;

§ Конвенция N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию;

§ Конвенция N 95 об охране заработной платы;

§ Конвенция N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров;

§ Конвенция N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности;

§ Конвенция N 103 об охране материнства;

§ Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда;

§ Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий;

§ Конвенция N 120 о гигиене в торговле и промышленности;

§ Конвенция N 138 о минимальном возрасте для приема на работу;

§ Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов;

§ Конвенция N 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;

§ Конвенция N 150 о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация;

§ Конвенция N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде;

§ Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов;

§ Конвенция N 160 о статистике труда;

§ Конвенция N 156 о трудящихся с семейными обязанностями;

§ Конвенция N 182 о запрещении наихудших форм детского труда;

· Рекомендации МОТ (не являются обязательными для исполнения)

Европейская Социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года (ратифицирована РФ, вступил в силу с 1 декабря 2009 года)

— право на труд, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на справедливое вознаграждение, право мужчин и женщин на равную оплату труда, право на объединение в организации и право на заключение коллективных договоров (включая право на забастовку), право на социальное обеспечение;

право на равные возможности и равные условия в том, что касается занятости и профессии, без дискриминации по признаку пола; право трудящихся на то, чтобы их информировали и с ними консультировались в рамках предприятия; право трудящихся принимать участие в определении условий труда и производства на предприятии; право лиц преклонного возраста на социальную защиту.

Наиболее важный орган МОТ — разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-бытовых проблем; разрабатывает и принимает международно-трудовые нормы для осуществления принятой политики; оказывает помощь странам — членам МОТ в решении проблем занятости и сокращения безработицы; защищает трудовые права человека, направленные на улучшение условий, охрану труда, взаимоотношение работников с работодателем, разрабатывает меры по особой защите в труде и занятости слабозащищенных групп населения.

Билет № 20. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ)

Система охраны труда:

· Производственная санитария

· Гигиена труда

· Электробезопасность

· Пожарная безопасность

· Промышленная безопасность

· Безопасность жизнедеятельности

· Управление безопасностью труда

· Управление профессиональными рисками

Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ТК РФ).

Правовая основа:

· Конвенция МОТ о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№155; 1981)

· Ст. 2 ТК РФ, предусматривающая, что каждый работник имеет права на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, соответствующие требованиям охраны труда.

· Ст. 219 ТК РФ, предусматривает право работника на:

§ – рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

§ – обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ;

§ – получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций:

а) об условиях и охране труда на рабочем месте;

б) о существующем риске повреждения здоровья;

в) о принимаемых мерах по его защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

г) о полагающихся ему компенсациях за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда и средствах индивидуальной защиты.

§ – отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ, до устранения такой опасности;

§ – обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

Читайте также  Система штрафов для сотрудников

§ – обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

§ – дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

§ – запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте ФОИВ, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, ОИВ, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

§ – обращение в органы государственной власти РФ, ОГВ субъектов РФ и ОМСУ, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные

§ – органы по вопросам охраны труда;

§ – личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

§ – внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и на компенсации, установленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

При невыполнении работодателем указанных обязанностей работник вправе, например, сделать запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте государственными органами соответствующего надзора и контроля или органами общественного контроля и принять лично или через своих представителей участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте.

· Ст. 220, содержит следующие гарантии:

§ Сохранение за работником места работы (должность) и среднего заработка, если на организацию наложено наказание в виде административного приостановления деятельности или в виде временного запрета деятельности (по причине нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника)

§ Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда

§ Перевод работника на другую работу работодателем с его согласия, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (по причинам указанным в предыдущем пункте)

§ Работник вправе отказаться выполнять работу в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением некоторых случаев). В таком случае работодатель обязан предоставить ему другую работу

§ Работник имеет право на оплату времени простоя в размере не менее 2/3 среднего заработка, если предоставление другой работы невозможно (ст. 157 ТК РФ)

§ Работник имеет право отказаться от выполнения работы, если он не обеспечен средствами индивидуальной и коллективной защиты. Работодатель не имеет право требовать от работника исполнения трудовых обязанностей в этом случае, и обязан оплатить время простоя. Отказ не влечет привлечение к дисциплинарной ответственности

§ Работник имеет право на возмещение вреда, причиненного при исполнении трудовых обязанностей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (во взаимосвязи со ст. 184 ТК).

· Кроме того, государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований

В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Работодатель обязан обеспечить за свой счет приобретение, хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников.

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Так, работодатель обязан обеспечивать работнику безопасность и условия труда, отвечающие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также обеспечить оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Источник:
http://infopedia.su/16xa867.html

Трудовое право

Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений

Конвенции МОТ также являются источниками трудового права, которые непосредственно применимы при регулировании трудовых отношений. Например, в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» сделана ссылка на п. 1 ст. 1 Конвенции № 29 о принудительном или обязательном труде.

При регулировании трудовых отношений применению подлежат конвенции МОТ, которые ратифицированы нашим государством.

Нормативы конвенций МОТ подлежат применению при регулировании трудовых отношений. Однако при этом следует помнить, что они могут быть применены лишь к отношениям, возникшим после введения в действие Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. До этого момента положения конвенций МОТ непосредственно при регулировании трудовых отношений не применялись.

Данные положения могли быть применены лишь после их включения в нормы внутреннего законодательства. В настоящее время на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила конвенций МОТ должны непосредственно применяться при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Для этого не требуется повторения положений конвенций МОТ в нормах внутреннего законодательства.

Хотя до введения в действие Конституции РФ могут быть применены лишь положения конвенций МОТ, которые были воспроизведены в нормах российского законодательства. Другие положения конвенций МОТ до указанного срока не применялись. Например, Конвенция МОТ № 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю (1935 г.) ратифицирована 4 июня 1956 года.

Однако до 7 октября 1992 года, то есть до вступления в силу изменений, внесенных в КЗоТ РФ 25 сентября 1992 года, в нашем государстве была установлена рабочая неделя продолжительностью 41 час. В связи с этим работники в период с 4 июня 1956 года до 7 октября 1992 года работали сверхнормы, установленной Конвенцией МОТ № 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, еженедельно по одному часу. Однако данная переработка не противоречила внутреннему законодательству.

Нормы конвенций МОТ в тот период непосредственно не применялись, поэтому требования работников об оплате в повышенном размере переработанных сверх установленного названной Конвенцией норматива часов, то есть о признании их сверхурочной работой, удовлетворению не подлежат.

Однако после принятия Конституции РФ положения конвенций МОТ подлежат не- посредственному применению. В связи с чем при наличии противоречий между правилом, включенным в конвенцию МОТ, и положениями внутреннего законодательства, применению подлежат нормы международно-правовой регламентации труда. К примеру, в настоящее время на основании внутреннего законодательства труд военнослужащих используется на гражданских объектах.

Хотя в ст. 1 Конвенции МОТ № 105 об упразднении принудительного труда говорится о том, что государство берет на себя обязательства не использовать принудительный или обязательный труд в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития.

Военнослужащий не может отказаться от выполнения порученной ему командованием работы, так как на службе он выполняет обязанности, для которых добровольно своих услуг не предлагал. Поэтому использование лиц, проходящих срочную службу, для выполнения работ на гражданских объектах, является использованием труда военнослужащих, не предложивших свои услуги добровольно для выполнения обязанностей, связанных с прохождением военной службы, в качестве метода использования рабочей силы для нужд экономического развития.

Налицо нарушение положений названной Конвенции, которая имеет более высокую юридическую силу, чем внутреннее законодательство, позволяющее привлекать военнослужащих к труду на гражданских объектах. Более того, в ч. 2 ст. 2 Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде говорится о том, что труд лиц, отбывающих наказание по приговору суда, не может быть передан в распоряжение частных лиц, компаний или обществ.

Данное правило применимо по аналогии и к труду военнослужащих, призванных на военную службу, которые должны исполнять обязанности военной службы, а не создавать прибыль для частных лиц. На основании названных конвенций МОТ лица, незаконно привлеченные к принудительному труду, могут требовать восстановления нарушенного права, а также компенсации причиненного морального вреда, поскольку в рассматриваемом случае нарушается их нематериальное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, и не привлекаться к выполнению работ, для исполнения которых они не предложили добровольно своих услуг.

Таким образом, перечисленные ратифицированные конвенции МОТ подлежат применению при регулировании трудовых отношений, они подлежат применению и в тех случаях, когда нормы российского законодательства вступают в противоречие с их предписаниями.

Однако не только ратифицированные конвенции МОТ подлежат применению на территории Российской Федерации. В настоящее время действует Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года, которая опубликована для официального применения («Российская газета», 16 декабря 1998 года). В п. 2 названной Декларации говорится о том, что все государства – члены МОТ, даже если они не ратифицировали соответствующие конвенции МОТ, имеют обязательства, вытекающие из самого факта их членства в МОТ, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций.

К числу таких принципов Декларация относит:

  1. свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров
  2. упразднение всех форм принудительного или обязательного труда
  3. действенное запрещение детского труда
  4. недопущение дискриминации в области труда и занятий

В связи с чем можно сделать вывод о том, что на территории Российской Федерации должны применяться не только ратифицированные конвенции МОТ, но и не ратифицированные конвенции МОТ, в которых имеются нормы, обеспечивающие реализацию перечисленных принципов.

Из Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда вытекают следующие юридически значимые обстоятельства, наличие которых влечет возникновение у правоприменителей обязанности по применению нератифицированных конвенций МОТ. Во-первых, таким обстоятельством является наличие конвенции МОТ, имеющей в своем содержании определенное правило поведения.

Во-вторых, к числу этих обстоятельств относится наличие непосредственной связи имеющегося в конвенции правила поведения с реализацией перечисленных принципов. В- третьих, таким обстоятельством следует назвать нарушение перечисленных принципов при регулировании труда в связи с невыполнением правил поведения, имеющихся в содержании нератифицированной конвенции МОТ.

Практически в каждой конвенции МОТ имеются положения, которые направлены на обеспечение принципа о недопустимости дискриминации в области труда и занятий. В связи с чем они могут быть применены при регулировании трудовых отношений.

Например, подлежит применению Конвенция МОТ № 158 о прекращении трудовых отношений, которая возлагает на работодателя бремя доказывания наличия законного основания для увольнения работников, а также не допускает прекращение трудовых отношений в связи с временной нетрудоспособностью.

Очевидно, что правила данной Конвенции призваны не допустить дискриминации при проведении увольнения работников, в том числе по признаку наличия у них временной нетрудоспособности.

Применению подлежат и положения Конвенции МОТ № 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, гарантирующие приоритетное удовлетворение требований работников при неплатежеспособности работодателя по сравнению с другими привилегированными требованиями, в частности, по сравнению с требованиями государства и системы социального страхования. Правила данной Конвенции также призваны не допустить дискриминации прав работников по сравнению с другими кредиторами работодателя в случае его неплатежеспособности.

Таким образом, на территории Российской Федерации должны применяться нормы не только ратифицированных конвенций МОТ, но и положения нератифицированных конвенций МОТ, которые направлены на реализацию основополагающих принципов и прав в сфере труда, которые определены в качестве таковых Декларацией МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

Источник:
http://isfic.info/trudpr2/trupra133.htm