Порядок применения ККТ и БСО при осуществлении кассовых операций

Порядок применения ККТ и БСО при осуществлении кассовых операций

Автор: Зарипова М., эксперт журнала

Если бюджетное учреждение оказывает платные услуги, то при совершении кассовых операций у него возникает необходимость соблюдать требования Закона № 54-ФЗ[1]. В приведенный закон Законом № 129-ФЗ[2] были внесены очередные поправки, о которых необходимо знать бюджетным учреждениям. Рассмотрим основные новшества в статье.

Сфера применения ККТ.

Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных названным законом.

Под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

Таким образом, при приеме (получении) денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за выполняемые работы, оказываемые услуги положения Закона № 54-ФЗ возлагают на учреждение обязанность применять ККТ в учреждении (письма Минфина РФ от 08.02.2019 № 03-01-15/7887, от 06.03.2019 № 03-01-15/14640).

Отметим, что до 01.07.2019 было разрешено не применять ККТ в учреждении и не выдавать БСО организациям и ИП (п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ):

осуществляющим расчеты с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);

осуществляющим расчеты при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;

осуществляющим зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов;

предоставляющим займы для оплаты товаров, работ, услуг;

предоставляющим или получающим иное встречное предоставление за товары, работы, услуги.

Однако поскольку Законом № 129-ФЗ действие данной нормы не продлено, при осуществлении таких расчетов необходимо применять ККТ.

Например, в Письме от 25.01.2019 № 03-01-15/4355 Минфин указал, что в случае исполнения обязательств работников организации-работодателя по оплате оказываемых им услуг путем удержания из зарплаты работников соответствующих сумм задолженности организация обязана применять контрольно-кассовую технику с 01.07.2019.

Выдача кассового чека и (или) БСО

В силу п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета учреждение обязано выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе. В случае предоставления покупателем до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты необходимо направить кассовый чек или бланк строгой отчетности на данный номер либо адрес. Иными словами, Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что при каждом расчете обязательно должен выдаваться кассовый чек или БСО.

Заметим, что исходя из п. 5.4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении безналичных расчетов, исключающих возможность непосредственного взаимодействия с покупателем, кассовый чек (БСО) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем расчета (Письмо Минфина РФ от 06.03.2019 № 03-01-15/14628).

Под БСО понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронном виде и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги. Этот документ содержит сведения о расчете и подтверждает факт его осуществления, а также соответствует требованиям законодательства РФ о применении ККТ.

Обратите внимание:

В связи с завершением переходного периода с 01.07.2019 организации и индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению обязаны оформлять БСО с применением ККТ.

Нужно учитывать, что автоматизированная система для БСО используется исключительно при осуществлении расчетов за оказанные услуги. При этом ККТ, которая не является автоматизированной системой для БСО, данного ограничения не имеет и может применяться при расчетах и за товары, и за услуги (работы).

Следовательно, БСО может быть сформирован любой моделью ККТ, а не только той, которая входит в реестр в качестве автоматизированной системы. Как отмечается в Письме ФНС РФ от 13.06.2019 № ЕД-4-20/11437@, в настоящее время в реестр включены модели ККТ, которые предназначены для расчетов в различных условиях.

Применение ККТ вне места совершения расчетов.

Законом № 129-ФЗ учтены особенности применения ККТ в случаях, когда расчеты производятся отдаленно от места расположения контрольно-кассовой техники.

В статью 1.2 Закона № 54-ФЗ включены новые п. 5.6 – 5.10. Так, из п. 5.6 следует, что пользователи вправе применять ККТ[3], расположенную вне места совершения расчетов:

1) при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в Интернете) за реализуемые товары при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);

2) при осуществлении расчетов по месту выполнения работ и (или) оказания услуг, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения, их частей и (или) земельного участка, используемых на праве собственности, аренды или ином законном основании;

3) при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных п. 5.8 – 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ.

В случаях, перечисленных в п. 5.6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, обязанность по выдаче покупателю (клиенту) кассового чека (БСО) помимо способов, указанных в п. 2 данной статьи, может быть исполнена пользователем одним из способов (п. 5.7):

1) путем направления покупателю в момент расчета на абонентский номер либо по адресу электронной почты, которые предоставлены покупателем до совершения расчета:

сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (БСО)[4];

информации об адресе информационного ресурса, который размещен в Интернете и по которому данный кассовый чек (БСО) может быть бесплатно получен покупателем;

2) путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.

В случае если согласно законодательству РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство РФ предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче клиенту кассового чека (БСО) помимо способов, указанных в п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, может быть исполнена им путем передачи клиенту документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (БСО), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (БСО) (QR-кодом и (или) датой и временем осуществления расчета, порядковым номером фискального документа, признаком расчета, суммой расчета, заводским номером фискального накопителя и фискальным признаком документа).

Применение ККТ при расчетах за ЖКХ.

Если бюджетные учреждения осуществляют расчеты с населением за жилое помещение и коммунальные услуги, то им следует обратить внимание на п. 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ. В случае осуществления расчетов[5] при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги обязанность по применению ККТ, в том числе по формированию кассового чека (БСО) и передаче всех фискальных данных ФНС, исполняется пользователем в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя. Обязанность по выдаче клиенту кассового чека (БСО) при осуществлении данных расчетов исполняется путем выдачи (направления) клиенту пользователем бесплатно по его письменному запросу на бумажном носителе или в электронной форме, содержащему наименование услуги, дату и сумму расчета, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения такого запроса. Этот запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю не позднее трех месяцев со дня формирования соответствующего кассового чека (БСО). При отсутствии такого запроса по истечении указанного срока обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (БСО) считается исполненной.

Кто вправе не применять ККТ?

1. В силу закона ККТ не нужно применять при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением производимых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 15.02.2019 № 03-01-11/9459, от 06.03.2019 № 03-01-15/14614.

Дополнительно отметим, что ККТ не применяется (письма ФНС РФ от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@, Минфина РФ от 06.03.2019 № 03-01-15/14624, от 25.01.2019 № 03-01-15/4355):

при выдаче работникам организации заработной платы, материальной помощи и других выплат, а также денежных средств под отчет и возврате сотрудником неизрасходованных денежных средств, ранее выданных под отчет.

при выплате организацией денежных средств физическому лицу за оказанные им услуги в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера;

при возмещении работников расходов организации-работодателя на приобретение бланка трудовой книжки, расходов на мобильную связь.

2. ККТ не применяется при осуществлении видов деятельности и при оказании следующих услуг, которые перечислены в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. В данном перечне, в частности, приведены:

продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

вспашка огородов и распиловка дров.

В силу поправок, внесенных в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, разрешено не применять ККТ учреждениям при оказании услуг по розничной продаже бахил (см. ст. 1 Закона № 129-ФЗ).

3. Согласно п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ учреждения, осуществляющие расчеты в местностях, указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), вправе не применять ККТ.

Критерии отнесения местностей к отдаленным или труднодоступным в случае необходимости могут быть разработаны органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно (Письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 03-01-15/343).

Однако в этом случае должно соблюдаться условие о выдаче покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между им и организацией. Данный документ должен содержать наименование, порядковый номер, реквизиты, установленные абз. 4 – 12 п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, и подпись лица, его выдавшего (Письмо Минфина РФ от 19.12.2018 № 03-01-15/92862).

4. В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ вправе не применять ККТ аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

5. В силу п. 12 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

Перечень платных услуг, оказываемых указанными в названном пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством РФ.

6. Кроме того, ст. 2 Закона № 54-ФЗ дополнена новыми п. 13 и 14. Так, в соответствии с п. 13 данной статьи ККТ может не применяться при осуществлении расчетов:

товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание членам таких товариществ и кооперативов услуг в рамках их уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образовательными организациями при оказании населению услуг в сфере образования;

физкультурно-спортивными организациями при оказании населению услуг в сфере физической культуры и спорта;

домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании населению услуг в области культуры.

Обратите внимание:

В силу норм, изложенных в п. 13 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 129-ФЗ), положения данного пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также на расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

Согласно п. 14 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 129-ФЗ) ККТ может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка. Положения обозначенного пункта не распространяются на случаи реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием Интернета и сетей связи.

Читайте также  Как самостоятельно проверить квартиру на юридическую чистоту – пошаговая инструкция

В заключение отметим, что неприменение ККТ в установленных Законом № 54-ФЗ случаях является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

на должностных лиц – в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;

на юридических лиц – в размере от 3/4 до полной суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

[1] Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] За исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

[4] Регистрационного номера ККТ, суммы, даты и времени расчета, фискального признака документа.

[5] За исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия клиента с пользователем.

Источник:
http://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a15/994125.html

Бланки строгой отчетности (БСО) для ИП и ООО в 2020 году

Что это такое

Бланк строгой отчетности — фискальный документ, который вместо кассового чека могут формировать для своих клиентов организации и ИП, занятые в сфере оказания услуг населению.

До 1 июля 2019 года организации и ИП, независимо от выбранной системы налогообложения, имели право не применять кассовый аппарат, а вместо кассовых чеков выдавать своим клиентам бланки строгой отчетности, отпечатанные типографским способом.

С 1 июля 2019 года бумажные бланки не могут применяться взамен кассовых чеков. Это связано с тем, что все фискальные документы должны передаваться через интернет в ФНС. Поэтому БСО должны формироваться на специальных БСО-ККТ или обычных онлайн-кассах. Для их печати нужно выбирать аппараты, в названии которых есть литера «Ф» — они оснащены принтером.

Бумажные бланки строгой отчетности применялись как альтернатива чекам и позволяли не приобретать кассовый аппарат. Теперь же, когда их нужно формировать на ККТ, применение БСО не имеет смысла для большинства компаний и ИП. Однако это не означает, что бумажные бланки применять запрещено вовсе. Если это удобно и необходимо, их можно выписывать и дальше, но одновременно с этим формировать чек на онлайн-кассе.

Обратите внимание, с 1 июля 2019 года выписывать типографские БСО без выдачи чека можно только в случаях, если бизнес освобожден от применения кассовой техники, и при этом закон не требует выписывать какой-либо документ с определенными реквизитами.

Таким образом, типографские БСО в 2020 году могут применять по желанию:

  • ИП без работников из сферы услуг. Для них действует отсрочка на применение ККТ до 1 июля 2021 года. При этом они не обязаны выдавать какие-либо расчетные документы, но могут это делать по своему желанию или по просьбе клиента;
  • другие бизнес-субъекты, освобожденные от применения ККТ (ст. 2 закона 54-ФЗ о ККТ), если они не должны выдавать документ с конкретными реквизитами;
  • остальные компании и ИП из сферы услуг — только не вместо, а помимо чека онлайн-кассы.

Если же БСО применяются взамен кассовых чеков, они должны быть сформированы на специальной БСО-ККТ или обычной онлайн-кассе.

Для некоторых видов деятельности существуют формы БСО, разработанные государством. Вот они:

  • билеты (железнодорожные, авиа, общественный транспорт);
  • услуги предоставления парковок;
  • туристские и экскурсионные путевки;
  • абонементы и квитанции на оплату ветеринарных услуг;
  • залоговые билеты и сохранные квитанции для услуг ломбардов.

Однако с 1 июля 2019 года указанные выше бумажные бланки также действуют только при одновременном формировании кассового чека. Например, если покупателю выдается билет на поезд, возможны такие варианты:

  • Билет приобретается в электронном виде. Покупателю направляется электронный проездной документ с напечатанными на нем реквизитами кассового чека, включая QR-код. Либо ему направляется электронный билет и отдельно чек онлайн-кассы в электронной форме.
  • Покупается бумажный билет. Покупателю выдается стандартный бланк железнодорожного билета (утвержденный БСО) + чек онлайн-кассы. Либо ему выдается стандартный бланк билета, на котором есть реквизиты чека, включая QR-код.

Компаниям из сферы культуры и искусства необходимо применять БСО, если они хотят получить освобождение от уплаты НДС. Оно предоставляется в том случае, если реализуются билеты в форме утвержденного документа. Однако это не освобождает их от обязанности применять онлайн-ККТ. То есть чтобы не нарушить закон и получить освобождение от НДС, заведениям культуры нужно сформировать кассовый чек и выписать бумажный билет (БСО из приказа Минкультуры № 257). К слову, министерством разработан новый бланк билета, и после утверждения он заменит действующую форму БСО.

БСО и ОКВЭД2, ОКПД2

Ранее для применения БСО необходимо было убедиться, что коды вашей деятельности есть в ОКУН (общероссийском классификаторе услуг населению). Но с 1 января 2017 года на смену этому справочнику введены в действие новые классификаторы – ОКВЭД2 (029-2014) и ОКПД2 (ОК-034-2014).

В том случае, если нет однозначного понимания, можно ли использовать БСО или нет, лучше всего обратиться в местную налоговую инспекцию и уточнить данный вопрос.

Формы БСО (что к ним относится)

В зависимости от вида оказываемых услуг, бланки строгой отчетности могут называться по-разному: квитанции, билеты, путевки, абонементы и т.д. Разными могут быть и формы БСО.

Организации и ИП могут сами разрабатывать ту форму бланка строгой отчетности, которую им будет удобно использовать в деятельности, но при условии, что она будет содержать перечень обязательных реквизитов (ст. 4.7 закона 54-ФЗ).

Перечень обязательных реквизитов бланка БСО

  • наименование документа;
  • порядковый номер за смену;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
  • наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество ИП;
  • ИНН пользователя;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • признак расчета (приход, возврат прихода, расход, возврат расхода);
  • наименование товаров, работ, услуг, платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС (ИП на спецрежимах могут не указывать до 01.02.2021 название и количество);
  • сумма расчета с указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам;
  • форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке;
  • должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем;
  • регистрационный номер ККТ, на котором сформирован БСО;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • фискальный признак документа;
  • адрес сайта уполномоченного органа, на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
  • абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (если БСО в электронном виде направлен ему на телефон или email);
  • адрес электронной почты отправителя;
  • порядковый номер фискального документа;
  • номер смены;
  • фискальный признак сообщения;
  • QR-код.

Где взять БСО

БСО – это документы строгой отчетности, поэтому их нельзя распечатывать на обычном принтере. До 1 июля 2019 года изготовить бланки строгой отчетности можно было двумя способами:

Способ 1. Заказать в типографии (наделенной правом выпускать БСО) — не работает с середины 2019 года.

Стоимость БСО в типографии составляла примерно 3 руб. за шт. (но она может быть другой в зависимости от региона, вида бланка и объема тиража).

Способ 2. Распечатать при помощи автоматизированной системы

Под автоматизированной системой подразумевалось устройство, внешне похожее на кассовый аппарат, но с несколько другим функционалом.

Такие устройства должны были обеспечивать защиту бланков от несанкционированного доступа, а также идентифицировать, фиксировать и сохранять информацию по всем операциям с бланками в течение не менее 5 лет (в том числе уникальный номер и серию).

В 2020 году БСО создаются при помощи автоматизированной системы БСО-ККТ или обычной онлайн-кассы, которую нужно купить и поставить на учет в ФНС.

Преимущества и недостатки БСО

Использование в деятельности бланков строгой отчетности ранее давало ряд преимуществ: не нужно было покупать ККТ, регистрировать ее в ФНС и тратиться на обслуживание аппарата, а тому же при выездной деятельности (фотосессии, свадебные прически и т.д.) проще было выписать БСО, чем возить с собой ККМ. Однако с середины июля 2019 года, когда БСО стали формироваться на кассовой технике, эти преимущества исчезли.

В свою очередь, у бланков строгой отчетности по сравнению с кассовыми чеками есть серьезный недостаток: ограниченность использования — только для услуг населению.

Учет, хранение, выдача и списание БСО

Одним из важных условий использования БСО является обеспечение их сохранности и ведение правильного учета.

В зависимости от способа изготовления бланки необходимо учитывать по-разному:

Учет бланков, изготовленных типографским способом

Когда БСО печатались в типографии, был особый порядок их учета. Поскольку эти бланки должны храниться в течение 5 лет, то их правильный учет актуален и сегодня.

БСО должен принять работник, ответственный за их хранение, учет и выдачу (либо сам руководитель или ИП). С этим работником должен быть заключен договор о материальной ответственности.

Во время принятия БСО проверяется соответствие фактического количества бланков, а также их серий и номеров с данными, указанными в сопроводительных документах из типографии. После этого составляется акт приемки БСО.

Акт должен быть подписан руководителем организации (ИП) и членами комиссии по приемке бланков строгой отчетности. Состав комиссии утверждается соответствующим приказом.

Хранить бланки необходимо было в металлических шкафах, сейфах или в специально оборудованных помещениях в условиях исключающих их порчу и хищение.

Учет бумажных бланков ведется в книге учета БСО. Утвержденной формы журнала нет, поэтому компании и ИП вправе разработать свой вариант. Листы книги нумеруются, шнуруются и подписываются руководителем и главбухом (либо ИП), а также скрепляются печатью.

В момент приема денег от клиента уполномоченный работник заполнял БСО. Основную часть бланка он передавал клиенту, а отрывной корешок (либо копию) оставлял себе. На полученную сумму денег оформлялся приходный кассовый ордер (корешок или копия БСО служит документом, подтверждающим поступление денег).

Корешки (копии) бланков упаковывались в мешки и опечатывались. Их следует хранить в течение 5 лет. По окончании этого срока документы нудно утилизировать и составить акт о списании БСО (по такому же акту утилизируются испорченные и бракованные бланки).

Учет бланков, изготовленных при помощи автоматизированной системы или онлайн-кассы

Бланки, изготовленные при помощи автоматизированной системы, учитываются ею самой. Система БСО или обычная ККТ фиксирует и сохраняет в памяти данные обо всех напечатанных БСО. По этой причине книгу учета БСО вести не нужно.

Процедура выдачи бланков, а также алгоритм хранения и уничтожения корешков (копий) для БСО, изготовленных в типографии и для бланков, напечатанных при помощи автоматизированной системы – одинаковые.

Образец заполнения БСО

Наглядный образец заполнения бланка строгой отчетности вы можете посмотреть на этой странице.

Контроль над использованием БСО

Контроль над соблюдением правил использования бланков строгой отчетности осуществляют работники Федеральной Налоговой службы. В случае проверки БСО за периоды до середины 2019 года необходимо предоставить инспекторам книгу их учета или информацию из автоматизированной системы о количестве выпущенных бланков. С 1 июля 2019 года данные из БСО поступают в ФНС сразу после формирования бланка, у налогоплательщика же информация об их формировании хранится в модуле памяти онлайн-кассы — фискальном накопителе.

Штрафы за невыдачу БСО

Если при принятии платы за услуги, которые оказаны физическому лицу, организация или ИП не выдаст бланк строгой отчетности, сформированный на ККТ, или же не выбьет обычный кассовый чек, то может последовать штраф в соответствии со статьей 14.5 КоАП. Пункт 2 этой статьи содержит санкции за неприменение контрольно-кассовой техники. Штраф составит:

  • для ИП — 25-50% выручки без БСО или чека, но не менее 10 тыс. рублей;
  • для организаций — 75-100% выручки, но не менее 30 тыс. рублей. При повторном нарушении (если при этом сумма выручки без фискальных документов будет более 1 млн рублей) могут приостановить деятельность на срок до 90 дней, а должностное лицо — дисквалифицировать на 1-2 года.

Если БСО (или чек) не выдать или не направить клиенту в электронной форме, то может быть наложен штраф по пункту 4 ст. 14.5 КоАП. ИП оштрафуют на 2 тыс., а организацию — на 10 тыс. рублей.

Также за несоблюдение порядка и сроков хранения бланков строгой отчетности, для ИП и должностных лиц организаций предусмотрен штраф в размере от 2 000 до 3 000 рублей (статья 15.11 КоАП РФ).

Кроме этого, за отсутствие БСО (как первичного документа) предусмотрена ответственность по статье 120 НК РФ.

Источник:
http://www.malyi-biznes.ru/bso/

Когда при оказании услуг можно использовать бланки строгой отчетности?

Организациям и предпринимателям, оказывающим услуги населению, повезло. Они, вместо того чтобы пробивать чеки на кассовом аппарате, вправе выдавать своим клиентам бланки строгой отчетности (БСО) . Давайте посмотрим, кто же попал в число везунчиков.

БСО применяют при оказании услуг именно населению

Минфин России считает, что услуги населению — это услуги, которые перечислены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) . Хотя в Законе о применении ККТ ОКУН и не упоминается.

Казалось бы, эта позиция выгодна большинству организаций и предпринимателей — ведь в ОКУН можно найти виды услуг практически на любой вкус.

Тем не менее все же существуют услуги, которые в ОКУН не поименованы. Обычно это связано с тем, что Классификатор просто не успевает за техническим прогрессом. Так, услуги по ремонту мобильных телефонов появились в ОКУН лишь в 2008 г. , а ремонт электронных книг (e-book) не упоминается до сих пор. Также не попали в ОКУН и риелторские услуги, и поэтому Минфин считает, что риелторам нельзя применять БСО . С такими же сложностями сталкиваются юристы, оказывающие услуги населению, если они не адвокаты и не нотариусы. Раз правовых услуг в Классификаторе нет, то, по мнению Минфина, юристы также должны забыть о БСО и обязаны применять ККТ .

Внимание! Если вы применяете БСО вместо ККТ, не имея на это права, то штрафовать вас будут за неприменение ККТ .

Однако с такой позицией можно и поспорить. Во-первых, как мы уже говорили, Закон о применении ККТ к ОКУН не отсылает. Значит, закрытого перечня услуг населению нет и быть не может.

Во-вторых, в ОКУН есть услуги, которые услугами назвать никак нельзя, например розничная торговля. Однако лишь на основании ОКУН никто не пытается называть торговлю услугой и выдавать БСО при продаже товаров в магазинах. Но тогда получается, что Классификатор для целей законодательства о ККТ применяется только частично, а это неправильно. Ведь либо ОКУН для определения услуг населению используется полностью (и тогда организации розничной торговли начинают выдавать БСО), либо Классификатор при решении вопроса о применении БСО не используется вообще.

А что по этому поводу думают суды? Нам удалось найти только одно решение, в котором суд признал незаконным привлечение организации к ответственности за неприменение ККТ из-за того, что она применяла БСО при оказании услуг, не поименованных в ОКУН . В этом деле речь шла об услугах по искусственному загару, которых в ОКУН действительно нет. Но суд решил, что услуга солярия по сути является косметической, а косметические услуги поименованы в ОКУН (код 081501), поэтому организация была вправе выдавать БСО.

Однако пока арбитражная практика по этому вопросу не сложилась, выдача БСО при оказании отсутствующих в ОКУН услуг, скорее всего, вызовет споры с налоговиками. А на чью сторону встанет суд — еще вопрос.

И предприниматель — население

А теперь давайте посмотрим, кто же относится к населению. Понятно, что население — это физические лица.

А можно ли выдавать БСО, если услуга оказана предпринимателю? Пленум ВАС РФ в 2003 г. ответил на этот вопрос утвердительно — предприниматели в целях применения Закона о ККТ тоже относятся к категории «население» . Ведь предприниматель — это тоже физлицо, пусть и имеющее особый статус. Кстати, вы об этом статусе можете и не догадываться.

Следовательно, расчеты с предпринимателями можно оформлять с использованием БСО. Тем не менее по-прежнему находятся инспекторы, которые пытаются штрафовать за неприменение ККТ, если заказчик услуги — предприниматель. И судам приходится в подобной ситуации защищать исполнителя услуг от необоснованных претензий налоговиков . Так что если и вы, выдав БСО предпринимателю, столкнетесь с претензиями налоговиков, ссылайтесь в подтверждение своей правоты на указанное Постановление Пленума ВАС .

А вот если заказчик ваших услуг — организация, то принимать от нее наличные можно только через ККТ. Как же определить, кем является оплачивающий услугу гражданин — обычным физлицом или представителем организации?

Если услугу заказал подотчетник, который не сообщил вам, что он действует от имени организации, то для вас это обычное физлицо, приобретающее услуги лично для себя, и ему можно выдать БСО. Но если он попросил оформить документы на имя его организации, то в этом случае заказчиком услуги выступает сама организация. Поэтому вам придется выдать подотчетнику чек ККТ и выписать на его организацию-работодателя акт об оказании услуг и счет-фактуру, если вы плательщик НДС.

При оказании услуг продали товар? Нужна ККТ

Но иногда, оказывая услугу, вы еще можете продать своему клиенту какой-нибудь товар. Так вот, даже если вы оказываете услуги, поименованные в ОКУН, важно помнить, что бланки можно выдавать только при расчетах за оказание услуг. Поэтому если продажа товара неразрывно связана с оказанием услуги, то достаточно выдать БСО. А вот если товар вы продаете вне рамок оказания услуги, то придется использовать ККТ.

К примеру, салон красоты продал своему клиенту шампунь или какое-то другое косметическое средство «на вынос». Понятно, что продажа такого товара непосредственно не связана с оказанием клиенту косметической услуги. Значит, на товар придется выбивать отдельный чек ККТ, а если этого не сделать, то вам грозит штраф за неприменение ККТ . Однако на стоимость шампуня, использованного мастером при оказании парикмахерских услуг, конечно же, чек ККТ пробивать не нужно .

Аналогичная ситуация складывается, когда ателье шьет пальто по заказу клиента, но из своих материалов. В стоимость пошива пальто, помимо стоимости работы, входит стоимость ткани, меха, ниток, пуговиц, но без этих материалов оказать услугу по пошиву невозможно. Поэтому ателье на вполне законных основаниях может выдать рассчитавшемуся наличными клиенту БСО. Но вот если ателье просто продаст клиенту ткань, то такая продажа никакого отношения к оказанию услуг не имеет и применять ККТ при наличных расчетах необходимо.

Такая же ситуация складывается и при продаже автосервисом запчастей. Если запчасти использовал мастер этого же автосервиса при ремонте автомобиля клиента, то их передача происходит в рамках оказания услуги и достаточно выдать БСО, указав в нем стоимость ремонта с учетом стоимости запчастей. Если же владелец автомобиля купил в сервисе запчасти, чтобы потом установить их на машину самостоятельно, то это уже отдельный договор купли-продажи и надо выбивать чек ККТ.

Внимание! При перепродаже покупных товаров БСО применять нельзя.

Такой же логикой руководствуются и суды. Суд встанет на сторону организации, только если она докажет, что переданный клиенту товар неразрывно связан с оказанием услуги , либо налоговая инспекция не сможет установить обратное .

Если ваши услуги есть в ОКУН, то смело выдавайте БСО. Однако использование БСО при оказании услуг, не вошедших в ОКУН, рискованно. Поэтому проще купить ККТ, хотя, конечно, применять и обслуживать ее недешево и хлопотно. Альтернативный вариант — постарайтесь подобрать из ОКУН услугу, максимально соответствующую по характеру вашей. К примеру, услуги автозагара можно отнести к косметическим (код 081501), а ремонт ноутбуков — к услугам по ремонту вычислительной техники (код 804904).

п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ); п. 1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее — Положение о наличных расчетах без ККТ)

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163; Письма Минфина России от 03.03.2010 N 03-01-15/1-23, от 19.11.2009 N 03-11-09/377

ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ

Изменение 11/2008 ОКУН Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (принято и введено в действие Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2008 N 72-ст)

Письмо Минфина России от 11.08.2009 N 03-01-15/8-405

Письмо Минфина России от 03.03.2010 N 03-01-15/1-23

ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ

Решение Арбитражного суда Московской области от 31.05.2006 N А41-К2-8056/06

п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16

см., например, Постановление ФАС ЗСО от 23.12.2008 N Ф04-7997/2008(18316-А03-3)

ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 01.11.2008 N 22-12/102493; Постановления ФАС ДВО от 22.08.2008 N Ф03-А51/08-2/2929; ФАС СЗО от 09.04.2007 N А13-547/2007; ФАС УО от 27.10.2008 N Ф09-7836/08-С1

Постановление ФАС ЗСО от 06.11.2008 N Ф04-6720/2008(15323-А45-29)

Постановление ФАС ДВО от 01.11.2007 N Ф03-А04/07-2/4960

Постановление ФАС ВСО от 18.11.2009 N А19-9554/09

Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» N01, 2011

Источник:
http://www.klerk.ru/buh/articles/208068/

Бланки строгой отчетности – порядок применения

Бланки строгой отчетности (БСО) – документы, которые используются для оформления расчетов наличными денежными средствами, или расчетов с использованием платежных карт. Бланки строгой отчетности приравниваются к кассовым чекам. Так, бланками строгой отчетности являются: квитанции, проездные документы, путевки, абонементы и пр. БСО могут использовать организации или индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению.

Заказать БСО

Порядок использования бланков строгой отчетности прописан в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 06 мая 2008 года №359 – далее Положение.

Рассмотрим порядок применния, хранения, уничтожения бланков строгой отчетности, а также ответственность за нарушение порядка их применения.

Когда при расчетах наличными можно использовать БСО

Бланки строгой отчетности применяются организациями и предпринимателями оказывающими населению платные услуги и заменяют кассовый чек.
При оказании каких услуг, налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, могут не использовать ККТ? Специалисты Минфина в своих письмах №03-01-15/1-42 от 03 февраля 2009 года, №03-01-15/1-29 от 27 января 2009 года, а также в других письмах разъясняли, что к таким услугам относятся те виды услуг, оказываемых населению, которые включены в классификатор ОКУН, утвержденный постановлениемГосстандарта России от 28 июня 1993 года №163.

Однако, такие разъяснения ухудшали положение многих налогоплательщиков. Ведь со временем расширяется сфера деятельности, появляются все новые и новые виды услуг, которые не включены в ОКУН.
И вот, в 04 апреля 2012 года Минфин в письме №03-01-15/3-74 дает разъяснения, согласно которым, виды оказываемых населению платных услуг не ограничиваются видами услуг, включенными в ОКУН.

В нормативных актах по сей день не приведен исчерпывающий перечень видов деятельности по оказанию услуг населению, при которых можно не применять ККТ, ограничившись выдачей бланков строгой отчетности (БСО).

Таким образом, налогоплательщики в самостоятельном порядке могут определить, могут ли использовать в своей деятельности БСО, не применяя кассовую технику. Разумеется, при этом следует руководствоваться здравым смыслом. Поскольку если вид деятельности можно лишь с натяжкой причислить к оказанию услуг населению, то используя БСО, налогоплательщики рискуют попасть в категорию нарушителей действующего законодательства, порядка использования ККТ, со всеми вытекающими последствиями в виде санкций и административной ответственности. Также бланки не используются при продаже населению товаров.

Организации и предприниматели самостоятельно разрабатывают бланки и утверждают их форму приказом руководителя.
Обязательные реквизиты, которые должны содержать БСО, указаны в третьем пункте Положения:

  • Наименование документа, серия и шестизначный номер;
  • Наименование организации с указанием организационно-правовой формы;
  • Место нахождения организации;
  • ИНН;
  • Вид оказываемых услуг;
  • Стоимость услуги;
  • Размер полученных наличных средств, либо размер оплаты платежной картой;
  • Дата оплаты и дата составления документа;
  • Должность, с указанием ФИО ответственного лица, личная подпись и печать организации;
  • Иные сведения, которыми дополняется документ, для определения специфики оказываемой услуги.

Здесь мы не рассматриваем утвержденные формы БСО для отдельных видов деятельности, таких как оказание услуг по перевозке пассажиров ,оказание услуг учреждениями культуры и т.д. Для определенных видов деятельности, утверждены специальные формы БСО, которые применяются только организациями, оказывающими подобные услуги.
Лишь перечислим виды утвержденных бланков строгой отчетности, применяемых организациями, оказывающими соответствующие услуги.

Источник:
http://paruscbp.ru/poleznaya-informaciya/blanki-strogoj-otchetnosti-poryadok-primeneniya.html

Бланки строгой отчетности – порядок применения

Бланки строгой отчетности (БСО) – документы, которые используются для оформления расчетов наличными денежными средствами, или расчетов с использованием платежных карт. Бланки строгой отчетности приравниваются к кассовым чекам. Так, бланками строгой отчетности являются: квитанции, проездные документы, путевки, абонементы и пр. БСО могут использовать организации или индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению.

Заказать БСО

Порядок использования бланков строгой отчетности прописан в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 06 мая 2008 года №359 – далее Положение.

Рассмотрим порядок применния, хранения, уничтожения бланков строгой отчетности, а также ответственность за нарушение порядка их применения.

Когда при расчетах наличными можно использовать БСО

Бланки строгой отчетности применяются организациями и предпринимателями оказывающими населению платные услуги и заменяют кассовый чек.
При оказании каких услуг, налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, могут не использовать ККТ? Специалисты Минфина в своих письмах №03-01-15/1-42 от 03 февраля 2009 года, №03-01-15/1-29 от 27 января 2009 года, а также в других письмах разъясняли, что к таким услугам относятся те виды услуг, оказываемых населению, которые включены в классификатор ОКУН, утвержденный постановлениемГосстандарта России от 28 июня 1993 года №163.

Однако, такие разъяснения ухудшали положение многих налогоплательщиков. Ведь со временем расширяется сфера деятельности, появляются все новые и новые виды услуг, которые не включены в ОКУН.
И вот, в 04 апреля 2012 года Минфин в письме №03-01-15/3-74 дает разъяснения, согласно которым, виды оказываемых населению платных услуг не ограничиваются видами услуг, включенными в ОКУН.

В нормативных актах по сей день не приведен исчерпывающий перечень видов деятельности по оказанию услуг населению, при которых можно не применять ККТ, ограничившись выдачей бланков строгой отчетности (БСО).

Таким образом, налогоплательщики в самостоятельном порядке могут определить, могут ли использовать в своей деятельности БСО, не применяя кассовую технику. Разумеется, при этом следует руководствоваться здравым смыслом. Поскольку если вид деятельности можно лишь с натяжкой причислить к оказанию услуг населению, то используя БСО, налогоплательщики рискуют попасть в категорию нарушителей действующего законодательства, порядка использования ККТ, со всеми вытекающими последствиями в виде санкций и административной ответственности. Также бланки не используются при продаже населению товаров.

Организации и предприниматели самостоятельно разрабатывают бланки и утверждают их форму приказом руководителя.
Обязательные реквизиты, которые должны содержать БСО, указаны в третьем пункте Положения:

  • Наименование документа, серия и шестизначный номер;
  • Наименование организации с указанием организационно-правовой формы;
  • Место нахождения организации;
  • ИНН;
  • Вид оказываемых услуг;
  • Стоимость услуги;
  • Размер полученных наличных средств, либо размер оплаты платежной картой;
  • Дата оплаты и дата составления документа;
  • Должность, с указанием ФИО ответственного лица, личная подпись и печать организации;
  • Иные сведения, которыми дополняется документ, для определения специфики оказываемой услуги.

Здесь мы не рассматриваем утвержденные формы БСО для отдельных видов деятельности, таких как оказание услуг по перевозке пассажиров ,оказание услуг учреждениями культуры и т.д. Для определенных видов деятельности, утверждены специальные формы БСО, которые применяются только организациями, оказывающими подобные услуги.
Лишь перечислим виды утвержденных бланков строгой отчетности, применяемых организациями, оказывающими соответствующие услуги.

Источник:
http://paruscbp.ru/poleznaya-informaciya/blanki-strogoj-otchetnosti-poryadok-primeneniya.html

Все о бланках строгой отчетности (БСО)

Дата публикации: 01 декабря 2011 .

Требования к бланкам строгой отчетности

Бланк строгой отчетности является первичным учетным документом, на основании которого оформляются операции с денежными средствами.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» все организации при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт при продаже товаров (работ, услуг) обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ).

Однако это требование имеет ряд исключений. Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ, в следующих случаях:

  1. В силу специфики своей деятельности при осуществлении видов деятельности, указанных в п. 3 ст. 2 Закона №54-ФЗ, например таких как: продажа газет и журналов, проездных билетов и талонов в общественном транспорте, торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив и другие виды деятельности, перечень которых является закрытым.
  2. В силу особенностей своего местонахождения. Организации и предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях, а также аптечные организации и обособленные подразделения, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
  3. При оказании услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
  4. При осуществлении плательщиком ЕНВД деятельности, которая не подпадает под действие предыдущих пунктов, при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств). Документ выдается в момент получения денежных средств и должен содержать реквизиты, установленные законом. К таким видам деятельности относится, например, розничная торговля, оказание услуг организациям по ремонту, техобслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Порядок расчетов с использованием БСО

Организации или индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, вправе отказаться от применения ККТ, в этом случае они обязаны при расчете наличными денежными средствами выдавать бланки строгой отчетности (БСО). Принадлежность вида деятельности к услугам населению определяется в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 №163. Классификатор включает в себя следующие виды услуг:
01 – бытовые услуги;
02 – услуги пассажирского транспорта;
03 – услуги связи;
04 – жилищно-коммунальные услуги;
05 – услуги учреждений культуры;
06 – туристские и экскурсионные услуги;
07 – услуги физической культуры и спорта;
08 – медицинские, санаторные-оздоровительные, ветеринарные услуги;
09 – услуги правового характера, оказываемые нотариусами и адвокатами;
10 – услуги банков;
11 – услуги в системе образования;
12 – услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;
80 – прочие услуги населению, к ним относятся: услуги по финансовому посредничеству, страхованию, услуги в области рекламы, по охране жилищ и пр.

Порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, порядок их учета, хранения и уничтожения установлен Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.08 №359 (далее — Положение).

В отношении отдельных видов услуг БСО разрабатывают и утверждают федеральные органы исполнительной власти. Если форма бланка уже разработана и утверждена, то необходимо использовать именно ее. Если же формы нет, то организации и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно разработать форму БСО, которая должна содержать все обязательные реквизиты.

К обязательным реквизитам бланков строгой отчетности относятся:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • наименование и организационно-правовая форма организации, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности;
  • ИНН организации или индивидуального предпринимателя, выдавших документ;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты;
  • дата осуществления расчета и составления документа;
  • должность, Ф. И. О. лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации;

Внешний вид бланка, форму, шрифт, цвет организация вправе определить самостоятельно, а также указать дополнительные реквизиты, характеризующие специфику оказываемой услуги, допускается и художественное оформление (Письма УФНС России по г. Москве от 12.07.09 №17-15/022192, от 02.03.09 №17-15/19792).

Особое внимание следует обратить на то, что БСО также является и первичным учетным документом, на основании которого оформляются операции с денежными средствами, в связи с этим он должен отвечать требованиям ст. 9 Закона от 21.11.96 №129-ФЗ. Бланки строгой отчетности должны заполняться четко и разборчиво, без исправлений. Испорченные бланки перечеркиваются и прилагаются к книге учета бланков за тот день, в котором они были заполнены.

Изготовление БСО

Бланки строгой отчетности могут быть изготовлены двумя способами: типографским или с использованием автоматизированных систем.
На типографском бланке обязательно должны быть указаны сведения об изготовителе (наименование, ИНН, место нахождения, номер и год выполнения заказа, тираж). При заполнении бланка должно быть обеспечено оформление не менее одной копии бланка, либо он может иметь отрывные части.

Формирование бланков с использованием автоматизированной системы на данный момент времени представляет определенные сложности. Официальных разъяснений, что же считать такой системой, нет. В Положении указано, что автоматизированная система должна:

  • иметь защиту от несанкционированного доступа;
  • идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с БСО не менее 5 лет;
  • сохранять номер и серию бланка.

По мнению контролирующих органов система должна отвечать требованиям, предъявляемым к ККТ. Компьютер не подходит для изготовления бланков, т.к. не обеспечивает защиту, фиксацию и хранение сведений о бланке. По вопросам применения автоматизированной системы изготовления бланков строгой отчетности Минфин рекомендует обращаться в Министерство промышленности и торговли (Письмо от 06.03.09 №03-01-15/2-96).

Хранение и учет БСО

Бланки строгой отчетности принимаются сотрудником, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. Он занимается хранением, учетом и выдачей бланков, а также приемом от населения наличных денежных средств.
Поступившие бланки принимаются материально-ответственным лицом в присутствии комиссии, созданной руководителем организации, в день их поступления. Комиссия должна проверить соответствие фактического количества, серий, номеров с данными, указанными в сопроводительных документах. По итогам проверки составляется акт приемки бланков строгой отчетности. Акт, утвержденный руководителем, будет являться основанием для принятия БСО к учету. Учет бланков ведется на счете 006 «Бланки строгой отчетности».
Ответственное лицо заносит приход в книгу учета бланков строгой отчетности. В этой книге бланки учитываются по наименованиям, сериям, номерам, местам хранения, с указанием даты их получения и выдачи, а также по количеству, стоимости и материально-ответственным лицам. Листы книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем и главным бухгалтером и скреплены печатью.

Унифицированной формы книги учета бланков строгой отчетности не существует, поэтому организация или индивидуальный предприниматель самостоятельно разрабатывают и утверждают ее форму. За образец можно взять Книгу учета бланков строгой отчетности, приведенную в Приказе Минфина РФ от 15.12.10 №173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Бланки строгой отчетности нужно хранить в металлических шкафах, сейфах, либо в специальных помещениях, исключающих их порчу, утерю и хищение. В конце каждого рабочего дня место хранения бланков должно быть опломбировано или опечатано.
Инвентаризацию бланков проводят одновременно с инвентаризацией наличных денежных средств в кассе.
Копии и корешки использованных и испорченных бланков должны хранится в систематизированном виде, в упакованных и опечатанных мешках не менее 5 лет. По окончании срока хранения, но не ранее месяца со дня последней инвентаризации, копии бланков уничтожаются. Для этого руководителем создается комиссия и составляется акт об уничтожении бланков. В акте в обязательном порядке указывается состав комиссии, дата и номер документа, которым назначена комиссия, период списания, перечень списываемых бланков с отражением их серий, номеров и причины списания. Испорченные бланки уничтожаются в аналогичном порядке.

Источник:
http://delconsult.ru/blog/vse-o-blankah-strogoj-otchetnosti-bso