Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 ноября 2013 г

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 ноября 2013 г. N 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»

В соответствии с пунктом 21 статьи 4 и частью первой статьи 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2013, N 27, ст. 3460) приказываю:

Утвердить прилагаемые основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 апреля 2014 г.
Регистрационный N 31801

Основные требования
к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 ноября 2013 г. N 685н)

1. Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности (далее — Требования) представляют собой совокупность требований технического и технологического характера к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, направленных на создание им условий для выполнения трудовой функции.

Требования устанавливаются к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, за исключением оснащения (оборудования) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, характер труда которых либо нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности не приводят к необходимости оснащения (оборудования) специальных рабочих мест.

Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов включает в себя подбор, монтаж и эксплуатацию основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте.

2. Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем индивидуально для конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, и включает в себя следующие этапы:

а) анализ потребностей инвалида (группы инвалидов) в оснащении (оборудовании) специального рабочего места на основе сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с характером труда инвалида, его трудовыми функциями, технологическими, психологическими и метеорологическими особенностями выполнения трудовых функций на специальном рабочем месте;

б) формирование перечня мероприятий, направленных на оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая разработку перечня основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает реализацию инвалидом его трудовых функций;

в) реализация перечня мероприятий, направленных на оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая приобретение, монтаж и настройку основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает реализацию инвалидом его трудовых функций.

Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не должно мешать выполнению трудовых функций других работников.

3. Требования применяются в зависимости от характера нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, а также с учетом профессии (должности), характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций, и не включают в себя требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда, требований доступности зданий и сооружений для инвалидов, а также требований санитарных норм и правил, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по зрению — слабовидящих с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают:

а) оснащение (оборудование) специального рабочего места общим и местным освещением, обеспечивающим беспрепятственное нахождение инвалидом по зрению — слабовидящим своего рабочего места и выполнение трудовых функций, видеоувеличителями, лупами;

б) в случае, если трудовые функции инвалидов по зрению — слабовидящих предполагают работу с использованием компьютерной техники — оснащение (оборудование) специального рабочего места адаптированными видеодисплеями, программными средствами для контрастирования и укрупнения шрифта с учетом международного стандарта доступности веб-контента и веб-сервисов, принтерами для печати крупным шрифтом.

5. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по зрению — слепых с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают:

а) оснащение (оборудование) специального рабочего места тифлотехническими ориентирами и устройствами, с возможностью использования крупного рельефно-контрастного шрифта и шрифта Брайля, акустическими навигационными средствами, обеспечивающими беспрепятственное нахождение инвалидом по зрению — слепого своего рабочего места и выполнение трудовых функций;

б) озвучивание визуальной информации с использованием дополнительных периферийных устройств и электронных тифлотехнических средств функционального назначения, обеспечивающих возможность выполнения работы без зрительного контроля;

в) оснащение (оборудование) специального рабочего места средствами для письма рельефно-точечным и плоскопечатным шрифтом, в том числе грифелями, тетрадями и блокнотами для письма рельефно-точечным шрифтом, приборами для письма шрифтом Брайля, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой;

г) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере — оснащение специальным компьютерным оборудованием и оргтехникой с возможностью использования крупного рельефно-контрастного шрифта и шрифта Брайля (дисплей Брайля и клавиатура Брайля), озвучивания визуальной информации на экране монитора с использованием специальных аппаратных и программных средств, в том числе, адаптированного тактильного дисплея и аудиодисплея (синтезатора речи).

6. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по слуху — слабослышащих с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают оснащение (оборудование) специального рабочего места звукоусиливающей аппаратурой, телефонами громкоговорящими.

7. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов по слуху — глухих с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают:

а) оснащение (оборудование) специального рабочего места визуальными индикаторами, преобразующими звуковые сигналы в световые, речевые сигналы в текстовую бегущую строку, для беспрепятственного нахождения инвалидом по слуху — глухого своего рабочего места и выполнения работы;

б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере — оснащение (оборудование) специального рабочего места визуальными индикаторами, преобразующими звуковые сигналы в световые, речевые сигналы в текстовую бегущую строку.

8. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов с одновременным нарушением функции зрения и слуха — слепоглухих с учетом выполняемой трудовой функции включают в себя:

а) оснащение (оборудование) специального рабочего места тактильными тифлотехническими устройствами для беспрепятственного нахождения инвалидом с одновременным нарушением функции зрения и слуха — слепоглухим своего рабочего места и выполнения работы, электронными тифлотехническими средствами функционального назначения, обеспечивающими возможность выполнения работы без зрительного и слухового контроля;

б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере — оснащение (оборудование) специального рабочего места тифлотехническими устройствами, устройством телетайпной связи, подсоединяемым к брайлевскому дисплею, тифлоорганайзером, с использованием дополнительных периферийных устройств и электронных тифлотехнических средств функционального назначения, обеспечивающими возможность выполнения работы без зрительного и слухового контроля;

предоставление работодателем по соглашению с работником возможности получения последним услуг тифлосурдопереводчика на специальном рабочем месте.

9. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают:

а) оснащение (оборудование) специального рабочего места оборудованием, обеспечивающим реализацию эргономических принципов (максимально удобное для инвалида расположение элементов, составляющих рабочее место), механизмами и устройствами, позволяющими изменять высоту и наклон рабочей поверхности, положение сиденья рабочего стула по высоте и наклону, угол наклона спинки рабочего стула, оснащение специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, специальными приспособлениями для управления и обслуживания этого оборудования, а также устройствами для захвата и удержания предметов и деталей, компенсирующими полностью или частично, либо замещающими нарушения функций и (или) структур организма, а также ограничения жизнедеятельности инвалидов;

б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере, оснащение (оборудование) специального рабочего места специальными механизмами и устройствами, позволяющими изменять высоту и наклон рабочей поверхности, положение сиденья рабочего стула по высоте и наклону, угол наклона спинки рабочего стула, оснащение специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, в случае необходимости — специальной клавиатурой, специальной компьютерной мышью различного целевого назначения.

10. Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с учетом выполняемой трудовой функции предусматривают:

а) оснащение (оборудование) специального рабочего места оборудованием, обеспечивающим возможность подъезда к рабочему месту и разворота кресла-коляски. Пространство под элементами оборудования, должно создавать условия подъезда и работы на кресле-коляске;

б) для рабочего места, предполагающего работу на компьютере — оснащение (оборудование) специального рабочего места мебелью, пространство под элементами которой должно создавать условия подъезда и работы на кресле-коляске.

В июле 2013 г. в Закон о соцзащите инвалидов были внесены изменения. Работодатели обязаны оборудовать специальные рабочие места для трудоустройства данных лиц с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

Утверждены требования к оснащению. Оно включает подбор, монтаж и эксплуатацию основного и вспомогательного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов.

Предварительно анализируются потребности инвалида в оснащении специального рабочего места. Учитываются в т. ч. характер труда, индивидуальные программы реабилитации. Формируется перечень мероприятий по оснащению. Оборудование покупают, устанавливают и настраивают.

Предусмотрен ряд специальных требований к оснащению рабочих мест для слабовидящих. Например, им потребуются видеоувеличители, лупы. Общее и местное освещение должно позволять беспрепятственно находить свое рабочее место.

Для инвалидов по зрению — слепых нужны, в частности, тифлотехнические ориентиры и устройства с возможностью использовать крупный рельефно-контрастный шрифт и шрифт Брайля. Необходимы акустические навигационные средства. Потребуются грифели, тетради и блокноты для письма рельефно-точечным шрифтом, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.

Для слабослышащих нужно установить звукоусиливающие средства, телефоны громкоговорящие. Для глухих — оборудование, преобразующее звуковые сигналы в световые, в текстовую бегущую строку.

Закреплены требования к оснащению рабочих мест для инвалидов с нарушением зрения и слуха (одновременно), опорно-двигательного аппарата, а также для тех, кто передвигается на креслах-колясках.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 ноября 2013 г. N 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 апреля 2014 г.
Регистрационный N 31801

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Читайте также  Алименты в Беларуси (2020 год) - все аспекты

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 11 апреля 2014 г. N 83

Источник:
http://base.garant.ru/70631460/

Специальное рабочее место для инвалида

Да, вы обязаны создавать специальное рабочее место для инвалида с учетом его индивидуальных особенностей в каждом случае приема его на работу.

Статья 224 Трудового кодекса обязывает работодателя создать сотрудникам-инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Мнение работодателя о том, что специально оборудованные места не требуются, вовсе не означает, что он преодолел требование закона о создании таких мест. Инвалиды — особая категория работников, у которых в определенной мере ограничены физические возможности и повышена эмоциональная напряженность. Создание специального рабочего места не всегда означает значительное переоборудование в офисе (пандусы и дверные проемы). Иногда достаточно изменить высоту рабочего стола.

Что такое специальное рабочее место

Определение специального рабочего места для трудоустройства инвалидов дано в ст. 22 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ). Это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Иными словами, для работника, использующего инвалидную коляску, надо будет установить пандусы и расширить дверные проемы. Для слабослышащего или слабовидящего сотрудника необходимо предусмотреть специальное оборудование, например установить дополнительные световые кнопки вызова, специальное программное обеспечение в компьютере с включением субтитров, с диктофоном, управлением для клавиатуры, экранной лупой.

Требования к оборудованию

Общие требования к особенностям организации рабочих мест для инвалидов в зависимости от заболевания, ставшего причиной инвалидности, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30. Этим постановлением введены Санитарные правила СП 2.2.9.2510—09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» (далее — Санитарные правила).

Согласно п. 4.1 Санитарных правил специальные рабочие места для инвалидов должны проектироваться и оснащаться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

Кроме того, специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья или травмирования.

В Санитарных правилах закреплено, что при проектировании, реконструкции и эксплуатации специальных рабочих мест для инвалидов следует руководствоваться действующим законодательством РФ. Таким образом, надо обязательно соблюдать требования ст. 224 ТК РФ, то есть учитывать индивидуальную программу реабилитации инвалида. Эта программа разрабатывается на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий (ст. 11 Закона № 181-ФЗ). Причем инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Такой отказ освобождает организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за ее исполнение.

Ответственность

Действие Санитарных правил распространяется на все отрасли экономической деятельности, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд инвалидов (п. 1.3 Санитарных правил).

За нарушение Санитарных правил лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — штраф от 500 до 1000 руб., для юридических лиц — штраф от 10 000 до 20 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Возмещение затрат

Если в том субъекте РФ, где находится работодатель, в соответствии с Законом РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с осложнением ситуации на рынке труда реализованы дополнительные мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, работодателю могут быть возмещены его затраты на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (письмо Минздравсоцразвития России от 18.02.2010 № 23-3/10/1-570).

Размер возмещения ограничен максимальной суммой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

В 2010 г. максимальная сумма возмещения составляла 30 000 руб. на одно постоянное рабочее место, в 2011 г. она увеличена до 50 000 руб.

Льготы

Помимо требований по оборудованию специального рабочего места (ст. 224 ТК РФ), законодательство устанавливает дополнительные льготы для инвалидов.

В частности, продолжительность рабочего времени для сотрудников — инвалидов I и II групп не должна составлять более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). Продолжительность ежедневной работы (смены) должна быть установлена в соответствии с медицинским заключением (ст. 94 ТК РФ).

К работе в ночное время (с 22 до 6 часов), сверхурочно, в выходные и нерабочие праздничные дни инвалиды могут быть привлечены только с их письменного согласия и если это не запрещено им по состоянию здоровья (ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99, ч. 7 ст. 113 ТК РФ). К тому же работник должен быть под роспись ознакомлен со своим правом отказаться от подобной работы.

Инвалиды имеют право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ч. 2 ст. 128 ТК РФ) и ежегодный оплачиваемый отпуск до 30 календарных дней (ч. 5 ст. 23 Закона № 181-ФЗ).

Работодатель, нарушивший указанные требования закона, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Для должностного лица это штраф от 1000 до 5000 руб., для юридического — либо штраф от 30 000 до 50 000 руб., либо приостановление деятельности на срок до 90 суток, для предпринимателя — либо указанное приостановление, либо штраф от 1000 до 5000 руб.

Источник:
http://www.eg-online.ru/consultation/125466/

Значительная часть работодателей обязана соблюдать требование о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом работодатель обязан не только принять на работу обязательное количество инвалидов, но и обеспечить им необходимые условия труда. Несоблюдение данных правил грозит финансовыми потерями. Рассмотрим установленные законом требования подробнее.

О квотировании рабочих мест для инвалидов

Согласно ч. 1, 2 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2016; далее — Закон № 1032-1) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. Одна из таких гарантий — квота для приема на работу инвалидов, устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ).

Извлечение из Федерального закона № 181-ФЗ

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации[1] устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Также при расчете квоты не учитываются филиалы и представительства организации, расположенные в другой местности (Определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11395/12 по делу № А32-13713/11).

К сведению

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов освобождаются (ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Соответственно, размер квоты в своем регионе работодатель может узнать из соответствующего закона субъекта РФ. Так, например, согласно ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014) для работодателей со среднесписочной численностью более 100 человек квота установлена в размере 4 %: 2 % — для трудоустройства инвалидов и 2 % — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 данного Закона.

Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» (в ред. от 26.02.2010) для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов установлена в размере 2,5 % к среднесписочной численности работников.

Кроме того, нормативными актами субъекта РФ может регламентироваться порядок квотирования рабочих мест для инвалидов. Например, п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» (в ред. от 23.12.2015) установлено, что работодатели в месячный срок после регистрации в налоговых органах встают на учет в Центре квотирования рабочих мест.

Также нужно учитывать, что нормативными актами субъекта РФ в пределах квоты для приема на работу инвалидов устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для их трудоустройства (ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ). Например, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 16.05.2016 № 313 на предприятиях со среднесписочной численностью от 35 до 100 работников — 1 специальное рабочее место; от 101 до 300 работников — 2; от 301 до 500 работников — 3; свыше 500 работников — 4 специальных рабочих места.

Одного резервирования рабочих мест для инвалидов недостаточно

В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатели обязаны (ст. 24 Федерального закона № 181-ФЗ):

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемые по формам, приведенным в Приложениях № 2 и 3 к Приказу Минтруда России от 31.07.2015 № 528н (в ред. от 27.01.2016);
  • предоставлять ежемесячно в службу занятости информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ № 1032-1)[2].
Читайте также  Что такое клевета и как можно наказать за клевету - Степанов Евгений Сергеевич, 20 июня 2019

К сведению

Обязанность по созданию специального рабочего места возникает у работодателя с момента установления квоты, но выполнение данной обязанности невозможно без направления к нему для трудоустройства центром занятости либо самостоятельного обращения инвалида, поскольку условия труда создаются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации конкретного инвалида и с учетом его индивидуальных особенностей (Апелляционное определение Омского областного суда от 11.12.2013 по делу № 33-8096/2013).

Первая и третья обязанности по отношению к работникам-инвалидам, как правило, у работодателей сложностей не вызывают. Вопросы возникают относительно создания условий труда для данной категории граждан.

Оснащение (оборудование) рабочих мест инвалидов

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов (ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ). Оснащаются такие рабочие места в соответствии с основными требованиями к такому оснащению.

К сведению

Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности утверждены Приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н (далее — Приказ Минтруда № 685н; действуют с 22.04.2014).

[1] Здесь и далее выделено автором.

[2] Законодательством субъектов РФ может быть установлен свой срок представления таких сведений.

Н. В. Лебедева, эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 6, 2016.

Источник:
http://www.profiz.ru/sec/6_2016/trud_invalidov/

Рабочие места для инвалидов

Инвалидность не является приговором для человека, который ее получил — государство рассчитывает вернуть человека к нормальной жизни при помощи реабилитационных мероприятий. Если до 2013 года у инвалида существовали ограничения в виде «нерабочей» группы, то на сегодняшний день работать могут все (если это не противоречит реабилитационному листу).

Особенности создания рабочих мест

Закон №181-ФЗ требует от крупных компаний со штатом больше ста человек иметь квоту 2-4% от общей численности сотрудников. Средние компании, от 35 до 100 человек, обязаны обеспечить до 3% мест от размера. При наличии вакансий организации обязаны сообщать о них ежемесячно, порядок и точные показатели квот определяются региональными властями.

Рабочее место должно быть индивидуально обустроено согласно программе реабилитации. Конкретная группа или заболевание не имеет значения: человеку предоставляется место, полностью соответствующее его ИПР. Впрочем, при желании сам инвалид может отказаться от некоторых требований, придя к компромиссу с работодателем.

Следует помнить, что ИПР (индивидуальная программа реабилитации) является рекомендательным для инвалида документом и не запрещает работу без спецсредств. Например, слепой наборщик может использовать свою или стандартную клавиатуру, если его это устраивает.

Соискатель вакансии может вообще не сообщать работодателю о своей инвалидности. В этом случае компания не несет ответственности за несоблюдение ИПР.

Количество рабочих мест для инвалидов

Квотирование вакансий для инвалидов в крупных предприятиях предусмотрено законом №181-ФЗ, регламентирующим социальную помощь инвалидам. В статье 24 описаны следующие обязанности работодателя:

  • Организация мест для работы инвалидов. Создание благоприятных условий, указанных в ИПР;
  • Принятие нормативных актов, регламентирующих работу и взаимодействие инвалида с остальными сотрудниками компании;
  • Предоставление данных в службу занятости.

Квота определяется соответствующим региональным законом и штатным расписанием компании. Например, для Москвы по закону №90 «О квотировании» и Постановлению правительства №724-ПП организации с более чем сотней работников обязаны держать как минимум 2 процента особых рабочих мест.

Важно! Закон все еще не определился по поводу дробных чисел квоты. Например, при штатном расписании на 125 человек компании потребуется оборудовать 2,5 рабочих места. На 2020 год вопрос решается округлением по арифметическим правилам, но в некоторых регионах это может вызвать разночтения.

Прямых запретов на работу инвалидов в какой-то сфере деятельности не существует. Если человек подходит по требованиям, но компания отказывает ему без объяснения причин — это прямая дискриминация. Организации, выставляющие вакансии для инвалидов с заведомо нереальными требованиями или отказывающие всем подряд, получают административные взыскания и штрафы.

Наказания могут отличаться от региона к региону. Так, в Москве за каждую незаполненную квоту при закрытом штатном расписании работодателю придется выплачивать по минимальному окладу ежемесячно.

Правила и порядок создания рабочих мест

Для выполнения требований закона, предприятие должно:

  1. Определить свои обязанности в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Рассчитать норму квотирования;
  2. Утвердить ряд внутренних документов;
  3. Зарегистрироваться в органах занятости по стандартной форме;
  4. Ежемесячно взаимодействовать с центром занятости, обмениваясь информацией.

На предприятии утверждаются два локальных акта – о квотировании и выделении вакансий. В положении указываются:

  • Размер квоты, подпадающие категории граждан (инвалиды, молодежь, иностранцы);
  • Осуществляемые мероприятия и порядок их проведения;
  • Ответственное за исполнение акта лицо.

Приказ в свою очередь содержит:

  • Должности, которые может занять инвалид;
  • Изменения в трудовом распорядке;
  • Ответственный сотрудник.

Чаще всего ответственность ложится на заместителя директора по персоналу или начальника отдела кадров. В дальнейшем должностное лицо, указанное в документах, может перераспределять обязанности дополнительными внутренними актами.

Контакты с центром занятости происходят по нормам закона №1032-1. Стандартная форма отчетности находится в приказе Росстата №566, приложение 9. В бланк включены:

  • Общий объем вакансий;
  • Количество льготных мест;
  • Список принятых работников (включая инвалидов);
  • Локальные акты, влияющие на объем квот.

Формат передачи данных практически полностью совпадает с формой №П-4, также ежемесячно предоставляемой в Росстат.

За срыв сроков по предоставлению отчетности предусмотрены административные наказания. Должностные лица штрафуются на сумму от 10 до 50 тысяч рублей, юридические — от 20 до 150 тысяч.

Требования для организации места работы для инвалида

Помимо бюрократических требований существуют и санитарные правила. Описываются они в нормативе СП 2.2.9.2510-09 и утверждены в 2009 году главным врачом страны.

Документ слишком обширен, чтобы приводить его в этой статье полностью. Ниже описаны каждая из его шести частей и их основные идеи:

  1. Область применения. Краткое описание того, на что распространяются правила, и чьи права с обязанностями они определяют;
  2. Общие положения. Цели и задачи документа;
  3. Санэпидемтребования к условиям труда. Отличия обычного предприятия от специального, требования к работодателю;
  4. Спецтребования к рабочей зоне. Анатомические требования для рабочих мест, общие противопоказания для труда инвалидов (шум, вибрация, загазованность, физические и психологические нагрузки). Что необходимо учитывать дополнительно;
  5. Санэпидемтребования к особым помещениям. Описание норм для предприятий, направленно занимающихся трудоустройством инвалидов (например, заводам под эгидой Всероссийского Общества Слепых);
  6. Требования для организации труда людей с особыми проблемами. Санитарные нормы для заразных больных, обеспечение помещений для стерилизации и дезинфекции. Дополнительные указания по условиям труда, обеспечению опасных зон и оборудования. Запреты по трудоустройству людей с конкретными заболеваниями на работы, ухудшающие их состояние.

За несоблюдение санитарных правил директору и ответственному лицу грозит административная ответственность по статьям 6.3 и 6.4 КоАП. Штрафы за несоблюдение норм достаточно небольшие — до 20 тысяч рублей, но при систематических нарушениях возможна приостановка работы компании на срок вплоть до трех месяцев для их устранения.

Заключение

К сожалению, слишком часто рабочие места для инвалидов создаются только на бумаге. Небольшой компании проще списать деньги на одну-две квоты в неизбежные потери и подойти к вопросу формально, чем действительно искать инвалида на место.

Заметную пользу от квотирования получат инвалиды третьей группы — они редко требуют особых условий, а для компании это станет хорошей возможностью закрыть еще одну квоту. Инвалидам второй и первой группы стоит обратить внимание на крупные государственные заводы и специализированные предприятия.

Источник:
http://invalid.expert/rabochie-mesta/

Как создать рабочее место для инвалида?

Предприятие наше немаленькое – больше 500 сотрудников, и кадровой работы, как говорится, непочатый край. А тут еще начальник озадачил проблемой: необходимо места для инвалидов создавать. Стала изучать эту тему, в результате в голове – одна каша. И, к сожалению, даже времени нет разобраться что к чему. Вот, например, «создание рабочего места для инвалида» и «квотирование рабочих мест» – это одно и то же? И еще момент. Если наш региональный Центр занятости населения направит к нам инвалида, мы будем обязаны его принять?

Мы, конечно, поможем вам разобраться в вопросах создания рабочих мест для инвалидов. И начнем с упоминания такого важного международного документа, как Европейская социальная хартия (пересмотренная), которая была принята в Страсбурге 03.05.1996. Пункт 2 ст. 15 Европейской социальной хартии обязывает государства активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной рабочей среде и приспосабливать условия труда к потребностям инвалидов путем создания подходящих для них видов занятости в соответствии со степенью их инвалидности.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181-ФЗ) содержит специальную норму, посвященную обеспечению занятости инвалидов. Согласно ст. 20 этого Закона инвалидам федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. К таким мероприятиям относят:

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты (ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ)

1. Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

2. Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

3. Стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

Квотирование рабочих мест

Согласно ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе соблюдая установленную квоту для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Их число должно составлять не менее 2 и не более 4%.

Читайте также  Ипотека под низкий процент, новости Перми

При этом надо иметь в виду, что от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации (ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Квотирование рабочих мест предусматривается и для несовершеннолетних инвалидов. Так, ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляет обязательность осуществления квотирования рабочих мест для трудоустройства молодежи в возрасте до 18 лет, включая детей-инвалидов.

Наша справка

Правовой статус инвалида подтверждается документально.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок признания лица инвалидом утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Инвалидность физического лица должна быть подтверждена справкой медико- социальной экспертизы, в которой указывается группа инвалидности (форма справки утв. приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031 н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления») и индивидуальной программой реабилитации инвалида (форма ИПР утв. приказом Минздравсоцразвития России №379н от 04.08.2008 «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»).

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Квота для приема на работу инвалида — минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов от среднесписочной численности работников в организации

Субъекты РФ принимают свои нормативные акты по вопросам квотирования рабочих мест для инвалидов, которые организуются работодателями за счет собственных средств, и, как правило, квота для инвалидов составляет от 2 до 4%.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 1 00 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности работников, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2% от среднесписочной численности работников.

Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Чтобы организовать специализированные рабочие места для инвалидов, необходимо принять дополнительные меры по организации их труда, включая:

  • адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения,
  • дополнительное оснащение рабочего места и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Проведение этих и иных мероприятий сопровождается дополнительными затратами (ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ).

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого работодателя в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, Государственного фонда занятости населения РФ или работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Согласно ст. 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неправомерный отказ от заключения трудового договора с инвалидом (в пределах установленной квоты) на руководителя организации могут наложить штраф в размере от 2000 до 3000 руб., если инвалид обратится в суд за защитой своего нарушенного права.

Как определить требования, которым должно соответствовать специальное рабочее место? Гигиенические требования к условиям труда инвалидов устанавливаются СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30). Так, специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными и умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья.

Работодателю возмещаются затраты на оборудование (оснащение) специального рабочего места, на которое трудоустроен инвалид по направлению службы занятости (письмо Минздравсоцразвития России от 18.02.2010 № 233/10/1-570)

Обратите внимание: работодатели обязаны ежемесячно представлять органам занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона № 1032-1). Конкретные сроки предоставления такой информации определяются в регионах.

Трудоустройство инвалидов

Учтите, что органы службы занятости направляют инвалида для трудоустройства не произвольно, а лишь с учетом критериев подходящей работы для конкретного физического лица, признанного инвалидом, и подходящая работа для инвалида, подыскиваемая ему органом службы занятости, представляет собой работу, соответствующую рекомендациям органов МСЭ, уровню профессиональной подготовки, опыту, полученному им на прежней работе, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Отказать в заключении трудового договора инвалиду, направленному на работу органами занятости в счет квотируемых рабочих мест, введенных в организации

Орган службы занятости при наличии вакансий, соответствующих критериям подходящей работы для инвалида, ищущего работу, выдает направление, с которым инвалид обязан лично в течение трех дней обратиться к работодателю для решения вопроса о своем трудоустройстве, и в случае отказа работодателя в приеме инвалида на работу причина отказа фиксируется в направлении.

При этом инвалидность не может быть причиной отказа в приеме на работу на места, специально выделенные для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.

Невыполнение квоты — это отсутствие факта трудоустройства инвалида на квотируемое рабочее место. Но при этом следует учитывать и невозможность выполнения квот по следующим объективным причинам.

Причина 1. В связи с наличием в организации профессий и специальностей, не предусматривающих использование труда инвалидов в соответствии с действующим законодательством РФ;

Причина 2. В связи с отсутствием необходимого числа инвалидов, зарегистрированных в органах службы занятости населения по месту расположения организации и имеющих соответствующие показания в индивидуальных программах реабилитации для трудоустройства на квотируемые рабочие места в конкретной организации.

В целях содействия государственной политике обеспечения занятости инвалидов работодатели должны квотировать рабочие места и создавать специальные рабочие места для инвалидов. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в счет установленной квоты производится с учетом предложений органа службы занятости населения.

Как видим, некоторые работодатели в силу специфики их производственной деятельности не могут выделять специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и, соответственно, ожидать прихода инвалида для трудоустройства. Но в большинстве случаев работодатели должны квотировать рабочие места, создавать специальные условия для труда инвалидов и принимать на работу таких работников по направлению органов службы занятости.

Журнал: Всё для кадровика, По состоянию на: 14.08.2012, Год: 2012, Номер: №9
Автор: Зайцева Ольга Борисовна

Источник:
http://hr-portal.ru/article/kak-sozdat-rabochee-mesto-dlya-invalida

Какого инвалида пришлют — для такого и придется оборудовать специальное рабочее место

Отказывать в приеме на работу инвалиду из-за того, что на его рабочем месте необходимо подготовить особые условия труда, нельзя. К такому выводу пришел ВС РФ. Рассказываем, как было дело, а также о ближайших планах Минтруда по трудоустройству инвалидов.

Как было дело

Центр занятости направил соискателя-инвалида II группы на работу по квоте в компанию (напомним, что законодательство РФ обязывает работодателей с численностью более 35 человек предоставлять определенный процент рабочих мест людям с инвалидностью).

Инвалид явился к будущему работодателю, но тот в трудоустройстве отказал. На основании того, что квота у него, конечно, есть, но специально оборудованного рабочего места для данного инвалида нету. Мол, требования санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30) компания в настоящий момент выполнить не может, поэтому и на работу не берет.

Для информации: СП регламентируют необходимость создания для работников-инвалидов допустимых санитарно-гигиенических условий на рабочем месте (в связи с видом ограничения их возможностей). Например, поддержание определенной температуры воздуха, уровня шума, безопасности и удобства в оборудовании помещения, где трудится инвалид, и еще много чего.

Несостоявшийся работник-инвалид подал иск в суд, в котором требовал принять его на работу и взыскать компенсацию морального вреда. По его мнению, отказ в трудоустройстве незаконен, так как не связан с деловыми качествами.

Что решили суды

Фемида не сразу улыбнулась безработному инвалиду. Суд первой инстанции и апелляция постановили, что фирма-работодатель права, отказав в трудоустройстве.

Специальных рабочих мест у работодателя не было, а соискатель пришел трудоустраиваться по квоте для инвалидов, а не по квоте для специальных рабочих мест. Следовательно, решили судьи первых инстанций, отказ инвалиду допустим и правомерен.

Верховный Суд решил иначе, указав на то, что закон обязывает работодателей не только создавать квотируемые вакансии, но и обеспечивать выполнение квоты. Данная обязанность признается выполненной не с момента создания рабочих мест, а с момента приема на них инвалидов.

Если фирма должна принимать инвалидов на работу по квоте и при этом не позаботилась об организации для них рабочих мест, такой работодатель не только не прав, отказывая в трудоустройстве, но и нарушает нормы федерального и региональных НПА по квотам для инвалидов.

Иск инвалида к фирме суд удовлетворил.

Работодателю на заметку

Чтобы выполнить обязанность по трудоустройству инвалидов, мало заявить о вакансиях для них по квоте. Вакансии должны быть закрыты фактическим трудоустройством.

С 2020 года «технология» по выполнению квот для инвалидов еще более ужесточится. Минтруд уже разработал проект, исходя из принципа «не можешь трудоустроить инвалида — плати». Поэтому всем работодателям, попадающим в сферу действия законодательства о квотах для инвалидов, нужно задуматься об обустройстве подходящих рабочих мест и не отказывать из-за их отсутствия.

Друзья, поддержите нас — подпишитесь на наш блог на Клерке :).

Источник:
http://www.klerk.ru/blogs/blogkadrovika/492385/