Организация осуществляет закупки с соответствии с Федеральным законом от N 223-ФЗ — О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Организация осуществляет закупки с соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При выполнении работ было обнаружено несоответствие объема работ. Заказчик принял решение привлечь экспертную организацию, но подрядчик не успевает выполнить работы в срок. Можно ли увеличить сроки выполнения работ (ни положением о закупке, ни договором не предусмотрены ограничения на изменение срока выполнения работ)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если необходимость изменения сроков выполнения работ обусловлена объективной необходимостью (то есть изменение не является произвольным), такое изменение не может рассматриваться как нарушение Закона N 223-ФЗ.

Обоснование вывода:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, в том числе условий о количестве товаров (объеме работ, услуг), цене договора, сроке его исполнения. Более того, из ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ видно, что закон прямо предусматривает возможность изменения условий договора, требуя от заказчика только размещения информации о таком изменении в единой информационной системе (далее — ЕИС) и в реестре договоров, заключенных заказчиками. Отметим, что приведенная норма не должна восприниматься как допускающая произвольное изменение условий договоров, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В частности, не допускается изменение предмета такого договора (смотрите письмо Минэкономразвития России от 04.08.2015 N Д28и-2250). В п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, прямо указано, что не допускается такое изменение договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора. На наш взгляд, если необходимость изменения сроков выполнения работ обусловлена объективной необходимостью (то есть изменение не является произвольным), такое изменение не может рассматриваться как нарушение Закона N 223-ФЗ.
Также следует учитывать, что внесение изменений в договор может быть ограничено требованиями положения о закупке заказчика (п. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). В том случае, если положение о закупке, договор, документация о конкретной закупке не предполагают возможность изменения условий договора, нельзя исключить, что такое изменение при определенных обстоятельствах будет расцениваться как нарушение законодательства о защите конкуренции и как основание для обжалования действий заказчика (сторон договора) на основании ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. Однако в рассматриваемой ситуации ни положением о закупке, ни договором не предусмотрены ограничения на изменение срока выполнения работ.
Как следует из ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров (работ, услуг) заказчики руководствуются в том числе ГК РФ, соответственно, к заключенным в ходе закупки договорам применяются общие положения гражданского законодательства, допускающие изменение договора по соглашению сторон (ст. 708 ГК РФ), а в предусмотренных законом или договором случаях — и в одностороннем порядке (ст. 450 ГК РФ). И, поскольку в данном случае это не противоречит утвержденному заказчиком положению о закупке, стороны вправе заключить соглашение о продлении предусмотренных договором сроков выполнения работ. Информация об указанных изменениях должна быть своевременно размещена в ЕИС (смотрите по данному вопросу: Энциклопедия решений. Изменение и расторжение договора по Закону N 223-ФЗ; Энциклопедия решений. Реестр договоров, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

6 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник:
http://www.garant.ru/consult/gpurchase/1306669/

Возможность продления срока действия договора по 223-ФЗ

Регламентация

Желательное для заказчиков продление сроков исполнения контрактов, заключённых на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с постоянной потребностью в них, ограничено законодательно и ставится в зависимость от законов, в рамках которых осуществляется закупочный процесс.

Ч. 1 ст. 95 44-ФЗ запрещает, за редкими исключениями, корректировать существенные условия контракта, к которым принадлежит и время его действия.

Т. е. продление, или как принято чаще называть данное действие, пролонгация договорных соглашений не отвечает нормам 44-ФЗ.

В соответствии с нормативной базой, все госзакупки обязаны производиться в соответствии с планом-графиком, публикуемом в ЕИС. Сроки исполнения контракта в данном документе составляют базовые показатели и изменению не подлежат.

Более того, письмо Минэкономразвития РФ № ОГ-Д28-4011 от 31.03.2017 даже не допускает включения в договорный текст пунктов о вероятности пролонгации и, соответственно, оформления допсоглашений о пролонгации времени исполнения контракта.

Игнорирование этих требований чревато для нарушителей админштрафами в сумме 20 тыс. руб. в отношении должностных лиц и до 200 тыс. руб. в отношении юрлиц.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ могут быть изменены только в виде исключения на основании решений правительства, органов управления субъектов федерации или местной администрации. Например, согласно ПП РФ № 1186 от 19.12.2013.

Закон 223-ФЗ более лоялен к заказчикам, которые хотели бы увеличить время действия ранее подписанных контрактных соглашений.

Самостоятельно разрабатывая положения о закупочной процедуре, заказчики вольны вносить в него пункты о возможности пролонгации договора.

Если такие пункты в него внесены без изменения существенных условий контракта, исключая стоимость и объём, то пролонгация контракта без осуществления новой закупочной процедуры отвечает нормам 223-ФЗ.

Однако при этом необходимо соблюсти определённые требования.

Ежегодное продление сроков действия договора по 223-ФЗ посредством заключения допсоглашений должно корреспондироваться с:

  • указанием на это обстоятельство во внутреннем положении организации о закупочной деятельности;
  • фиксацией подобной вероятности в самом контрактном тексте;
  • публикацией изменённой информации о договорных сроках в ЕИС.

Хотя пролонгация договоров по 223-ФЗ при соблюдении названных условий вполне законна, тем не менее у контролирующих органов по поводу удлинения времени действия договора, заключённого на конкурентной основе, зачастую возникают вопросы. Они провоцируются тем обстоятельством, что заказчик, осуществляя продление срока действия договора по 223-ФЗ, не проводит новую закупку с предоставлением участникам равных конкурентных возможностей, а продолжает вести дело лишь с одним поставщиком.

В этой связи специалисты рекомендуют по возможности избегать пролонгации контрактных соглашений даже при соблюдении всех требований закона.

Пролонгация существующего договора вместо заключения нового не конфликтует с положениями 223-ФЗ, однако может стать объектом повышенного внимания со стороны контролирующих органов из-за подозрения в нарушении принципа конкурентности.

Источник:
http://tendr.guru/223fz/vozmozhnost-prodlenija-sroka-dejstvija-dogovora-po-223-fz

Изменение договора по 223-ФЗ

Антикризисное предложение до 22 октября

Изменение договора по 223-ФЗ: основания и порядок действий

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Условия договора по 223-ФЗ, которые можно изменять
  • Внесение изменений в договор по 223-ФЗ
  • Размещение изменений договора 223-ФЗ в ЕИС
  • Изменение цены в рамках заключенного договора по 223-ФЗ
  • На сколько можно изменить стоимость договора по 223-ФЗ

Изменение договора по 223-ФЗ возможно только по соглашению сторон, кроме случаев, когда иное предусмотрено законодательством. К подобным корректировкам предъявляются определенные требования. Например, они не должны противоречить п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ, а также положению о закупке.

Однако в данном положении отдельно оговариваются условия, ограничивающие внесение подобных изменений в договор. И потому даже наличие обоюдного согласия исполнителя и заказчика на корректировки контракта не является гарантией того, что судья не признает изменения неправомерными, если возникнет необходимость в судебном решении касательно претензий одной из сторон. Давайте разберемся, как сделать правки в договоре по 223-ФЗ, чтобы избежать их последующего аннулирования.

Условия договора по 223-ФЗ, которые можно изменять

Гражданское законодательство позволяет контрагентам вносить изменения в договор, корректируя различные его положения:

  • Объем товаров или услуг.
  • Стоимость сделки.
  • Период действия договора.
  • Регламент проведения работ или поставки товара.
  • Исполнитель. Необходимость изменения поставщика возникает в случае реорганизации компании (в том числе слияния и присоединения). Это положение также содержится в письме Министерства экономики и развития ОГ-Д28-15146 от 1 декабря 2015 года.
  • Реквизиты любой из сторон.

Как видим, изменение предмета договора дополнительным соглашением по 223-ФЗ не входит в перечень разрешенных положений.

Для того чтобы правильно внести корректировки в любое из условий, нужно учитывать некоторые особенности, о которых пойдет речь далее.

Изменение договора, заключенного по 223-ФЗ, осуществляется с учетом положений гражданского законодательства и закона о контрактной системе. Для этого между сторонами не должно быть противоречий, они совместно вырабатывают поправки и оформляют дополнительное соглашение к договору. Только в этом случае изменения будут законными.

Если же согласия добиться не удается, одна из сторон обращается в суд с просьбой откорректировать положения существующего договора. Такой иск, как правило, удовлетворяется, если инициатор предоставляет доказательства того, что вторая сторона не выполняет свои обязательства по контракту либо возникли обстоятельства, из-за которых невозможно продолжать сотрудничество на прежних условиях.

Иногда изменение существенных условий договора по 223-ФЗ не допускается Положением о закупках. Тогда у сторон не остаётся возможностей откорректировать условия контракта – любые отклонения от прежних договоренностей будут незаконными.

В особых обстоятельствах одна из сторон может обращаться в судебные органы по вопросу изменения условий сотрудничества либо расторжения контракта, когда не удается добиться компромисса. Это возможно в следующих случаях:

  • изменились условия, которые были основой для заключения договора;
  • одна из сторон нарушила условия сотрудничества;
  • прочие предусмотренные законом обстоятельства.

Подписывая контракт, стороны могут в его тексте предусмотреть правила, в соответствии с которыми возможно внести изменения в договор по 223-ФЗ. Тогда при корректировке нужно будет придерживаться принятой формы. Если в договоре не прописаны правила его изменения, то действует стандартный регламент: корректирующий документ оформляется в том же порядке, что и основной договор.

Поскольку контракт составляется в письменном виде и закрепляется подписями обеих сторон, то и дополнительное соглашение должно быть письменным и подписанным контрагентами. Также необходимо выполнить требование 223-ФЗ: изменение объема договора, периода его действия и цены должны быть отражены в реестре. А именно ч. 2 ст. 4.1 223 ФЗ обязывает заказчика заносить в реестр информацию по всем корректировкам в тексте договора.

Внесение изменений в договор по 223-ФЗ

В законе не содержится указаний, в каком порядке надо вносить изменения в договор по 223-ФЗ. Обычно заказчики прописывают этот регламент в Положении о закупках. Но если и здесь допущен пробел, то все корректировки вносятся по общим правилам.

Читайте также  Какие документы нужно менять при смене прописки - 2020, после, в одном городе, в другом регионе

Если какая-либо сторона договора видит необходимость внесения изменений, то она должна в письменном виде сообщить об этом контрагенту. Уведомление составляется в свободной форме и передается по любому удобному коммуникативному каналу – почтой, факсом или через интернет.

Вторая сторона рассматривает предложение, и при отсутствии возражений составляется дополнительное соглашение, которое закрепляет изменение договора по 223-ФЗ. Это соглашение должно быть оформлено по тем же правилам, что и основной контракт, неотъемлемой частью которого оно является.

В документе должна содержаться следующая информация:

  • Наименование документа и его номер.
  • Место оформления соглашения.
  • Дата.
  • Содержание корректировок и обстоятельства, которыми они вызваны.
  • Дата, с которой поправки вступают в силу.
  • Наименования и полные реквизиты сторон.

Одна из сторон составляет дополнительное соглашение, подписывает его и направляет контрагенту. После того как последний поставить свою подпись, документ вступает в силу. Оформление дополнительного соглашения – единственный путь сохранить правоотношения контрагентов в изменившихся обстоятельствах и снять с себя ответственность за несоблюдение условий договора.

Размещение изменений договора 223-ФЗ в ЕИС

Часть 5 статьи 4 223-ФЗ обязывает заказчика разместить в ЕИС информацию при внесении изменений в срок договора по 223-ФЗ, его цену и объем поставки. Эта норма не применяется только в отношении сведений, которые относятся к государственной тайне.

После того как дополнительное соглашение подписано и вступило в силу, заказчик публикует в ЕИС данные об изменении договора по 223-ФЗ, срок размещения – 10 рабочих дней. Неисполнение данного требования юридическим лицом наказывается штрафом от 10 до 30 тысяч рублей. При этом персональную ответственность несет контрактный управляющий, который также будет оштрафован на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.

Публикация сведений в ЕИС осуществляется по следующему алгоритму:

  1. На сервисе Единой информационной системы посредством ее функционала вносятся данные относительно изменения договора по 223-ФЗ.
  2. Дополнительное соглашение сканируется, файл размещается в системе. Также документ может быть оформлен сразу в электронном виде.
  3. Сведения по изменению договора по 223-ФЗ представляются в ЕИС в виде карточки с прикрепленными к ней документами, этот блок заказчик заверяет квалифицированной ЭП.

Если выбор исполнителя контракта проводился через конкурентную процедуру, то изменение срока договора по 223-ФЗ крайне нежелательно. Контролирующие инстанции в таком факте с большой долей вероятности усмотрят ограничение конкуренции и применят соответствующие санкции к заказчику.

Изменение цены в рамках заключенного договора по 223-ФЗ

У участников закупки часто возникает вопрос, возможно ли изменение цены договора после его заключения по 223-ФЗ. Относительно стоимости сделки стороны приходят к согласию до подписания контракта. Цена в данном случае является существенным условием и не должна подвергаться изменениям в течение всего срока действия договора. Но в особых обстоятельствах иногда возникает необходимость откорректировать стоимость поставки. Причем инициатором может выступать как заказчик, так и подрядчик.

Закон о закупках 223-ФЗ предоставляет контрагентам больше свободы при изменении договора, нежели закон о контрактной системе в сфере государственных заказов 44-ФЗ. Юридические лица, которые строят свои взаимоотношения на основании 223-ФЗ, могут корректировать прежние договоренности в соответствии с ч. 5 ст. 4 223-ФЗ и ст. 450–453 Гражданского кодекса РФ.

Изменение цены договора по 223-ФЗ также осуществляется по правилам, предусмотренным следующими нормативными актами:

  • Положение о закупке, разработанное заказчиком;
  • п. 8 ст. 448 Гражданского кодекса РФ;
  • текст подписанного сторонами контракта.

Если в своем Положении о закупках заказчик установил запрет на любые корректировки стоимости контракта, то изменить ее в рамках действующего соглашения не получится.

Хотя закон 223-ФЗ не запрещает корректировать цену договора, делать это можно лишь при наличии серьезных обстоятельств. В противном случае у контролирующих органов появляются основания для привлечения заказчика к ответственности по факту ограничения конкуренции. Ведь смысл торгов в том и состоит, чтобы разместить заказ по самой выгодной для заказчика цене. А при ее увеличении в дальнейшем нивелируются преимущества тендера и теряется экономия. Более того, если одновременно с ценой изменения касаются других существенных условий договора – сроков и объемов сделки, то дополнительное соглашение, скорее всего, будет признано новой закупкой.

Внося корректировки в стоимость договора по 223-ФЗ, следует принимать во внимание точку зрения Верховного суда. А она состоит в том, что новые условия не должны существенно отличаться от тех, которые были предусмотрены в закупочной документации. Это логично, потому что в противном случае теряется смысл конкурсной процедуры, призванной произвести закупку на конкурентной основе и на максимально выгодных условиях. Также подобные ограничения предотвращают различные злоупотребления и коррупцию.

Хотя изменение цены договора по 223-ФЗ является вполне законным и не противоречит также положениям ФЗ-135 «О защите конкуренции», прибегать к этой мере надо очень осторожно. Часто предметом разбирательств в антимонопольной службе и суде становятся дела, связанные с корректировкой стоимости заключенных контрактов. Контрагентам приходится доказывать, что такая мера является необходимой.

На сколько можно изменить стоимость договора по 223-ФЗ

Стороны могут изменить цену договора по 223-ФЗ по следующим объективным основаниям:

  1. Для расчета по договору был взят кредит, и в дальнейшем изменилась его ставка.
  2. Муниципальный или государственный орган власти вынес решение об изменении цены договора по 223-ФЗ.
  3. Изменение курса валюты.
  4. Корректировки в налоговом законодательстве.
  5. Изменение регулируемых государством тарифов на объект закупки.
  6. Пересмотр объемов закупки.
  7. Поставка товаров с другими качественными характеристиками.
  8. Возникновение обстоятельств, препятствующих исполнению контракта на начальных условиях (например, значительный рост цены на сырье).

Еще одно объективное основание, по которому заказчик может пересмотреть стоимость контракта, это сокращение выделенных из бюджета средств для конкретной закупки. Либо средняя рыночная стоимость объекта поставки очень сильно снизилась, поэтому заказчик не может оплатить товар или работу по прежней стоимости, так как это будет признано необоснованным обогащением исполнителя.

В какой степени допускается корректировать цену? Закон 44-ФЗ позволяет увеличить объем поставки и, соответственно, цену, устанавливая максимально возможный порог в 10 %. Закон 223-ФЗ не содержит подобных ограничений, поэтому изменение цены договора по 223-ФЗ более чем на 10 процентов вполне допустимо.

Но в практике подобных взаимоотношений обычно в сам контакт включать положение о том, что цена действует на протяжении всего срока и изменению не подлежит. Могут быть также предусмотрены обстоятельства, при наступлении которых возможна корректировка стоимости и предельные значения в процентах. Кроме того, заказчики разрабатывают свои Положения о закупке, в которых также прописывают правила по изменению договора по 23-ФЗ.

Несмотря на то что закон не устанавливает количественные рамки для корректировки цены договора, многочисленные ее изменения привлекут внимание контролирующих органов. Основная претензия к заказчику в этом случае состоит в том, что если бы новая цена изначально была заявлена в тендере, то победителем мог стать другой участник. Подобная схема является основанием подозревать коррупционный сговор. Следовательно, если в ходе исполнения контракта возникает необходимость в изменении цены договора по 223-ФЗ более чем на 10 %, сторонам нужно позаботиться об обоснованности такого действия.

Претензии со стороны надзорных органов возникнут и в том случае, если при дополнительной поставке цена была увеличена непропорционально. Корректируя стоимость, необходимо соотносить ее с реальным ростом составляющих, например инфляцией и увеличением НДС.

Статьей 450 Гражданского кодекса РФ контрагентам предоставляется право внесения изменений в договор в одностороннем порядке. Также этот пункт может быть предусмотрен в самом тексте контракта. Но по отношению к сделкам, совершаемым на основании 223-ФЗ, односторонний порядок обычно не применяется. При необходимости изменения договора контрагенты должны выработать общее решение и откорректировать положения контракта, оформив дополнительное соглашение.

Если поставщик видит потребность поменять условия договора, то он должен привести доказательства в пользу своей позиции. Таковыми могут быть угроза срыва поставки, невозможность выполнить обязательства в полном объеме или в нужный срок, ненадлежащий уровень качества или риск нарушения правил безопасности. Контрагент, получивший предложение об изменении цены договора по 223-ФЗ, рассматривает его в течение определенного времени. При этом он может самостоятельно выполнить анализ рынка, чтобы оценить необходимость увеличения стоимости.

Если же заказчику урезают финансирование из бюджета, то он должен уведомить об этом подрядчика и направить ему копию приказа вышестоящей организации в качестве обоснования снижения стоимости закупки. У подрядчика остается право не соглашаться с подробным решением и отстаивать свои интересы в ФАС или в суде.

Источник:
http://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/izmenenie-dogovora-po-223-fz/

Обзор правоприменительной практики в сфере действия закона №223-ФЗ. Процедура обжалования действий (бездействий) Заказчиков при закупке товаров, работ, услуг по 223-ФЗ.

В целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона о закупках) , в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии со ст. 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Закона ведется в порядке, установленном законодательством РФ. Антимонопольным органом осуществляется контроль за соблюдением требований Закона о закупках в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Читайте также  Можно ли вернуть автомобиль, купленный с рук обратно продавцу? Порядок расторжения договора купли-продажи и возврата денег

В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно ч. 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены.

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.

Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом N 223-ФЗ размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе);

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон о закупках в части 10 статьи 3 устанавливает исчерпывающий перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения ст. 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Следовательно, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.

Данная позиция неоднократно высказывалась Верховным Судом Российской Федерации (см. определения ВС РФ от 11.04.2017 N 304-КГ16-17592, от 27.06.2017 № 141-ПЭК17 по делу А27-24989/2015).

В определении от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502 по упомянутому делу Верховный Суд Российской Федерации указал следующее:

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.

Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в ограниченных случаях. Перечисленные в данной норме основания обжалования действий заказчика в административном порядке соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Иные же действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.

Жалобы по иным основаниям при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации могут быть рассмотрены в порядке и сроки, установленные Главой 9 Закона о защите конкуренции.

При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.

Кроме того, частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции определен круг заявителей, которые вправе подать жалобы на действия субъектов, указанных в ч. 1 данной статьи .

При обжаловании процедуры торгов и порядка заключения договоров к таким лицам относятся лица, которые подали заявки на участие в торгах. При этом жалоба может быть подана также и иными заинтересованными лицами в случае, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, и такие нарушения могут ущемлять или нарушают права и законные интересы заявителя, в частности препятствуют подаче им заявки на участие в торгах.

В случае если жалоба подана лицом, которое не подавало заявку на участие в торгах, и в такой жалобе нет ссылки на нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов или порядка подачи заявок на участие в торгах, антимонопольный орган должен рассмотреть такую жалобу в соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ, утвержденным Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 339.

Представляется, что такой подход будет отвечать целям защиты прав и законных интересов лиц, которые не смогли принять участие в торгах в результате создания заказчиком или иным субъектом ограничений доступа к участию в таких торгах, созданию дискриминационных условий и иных нарушений антимонопольных требований к торгам.

Вместе с тем в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, такая жалоба рассмотрению не подлежит. ( см. Определение ВС РФ от 25 мая 2016 г. N 305-КГ16-4698 по делу N А40-167283/2014).

Справочно: В 2017 годудо настоящего времени в Тюменское УФАС России поступило в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции — 260 жалоб на действия Заказчиков при проведении торгов (в 2016 году – 291), из которых принято к рассмотрению в первом полугодии 95, во втором полугодии 16.

Источник:
http://fas.gov.ru/documents/613132

Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках

Штрафы по 223-ФЗ — это ответственность, которое грозит за несоблюдение требований 223-ФЗ. В 2020 году минимальное наказание составляет 3000 рублей, но в некоторых случаях грозит крупный штраф размером до 500 000 рублей. Разберемся подробнее.

Понятие и виды ответственности по 223-ФЗ

Заказчика можно привлечь к следующим видам ответственности:

  • дисциплинарной;
  • гражданской;
  • административной.

Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок по 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но действие (или бездействие), которое нарушает требования 223-ФЗ, а также других нормативных правовых актов РФ, в отдельных случаях может образовывать объективную сторону преступлений, которые предусмотрены статьями Уголовного кодекса РФ. Например, статьей 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» или ч. 5, 6 ст. 204 УК за получение коммерческого подкупа.

Максимальные санкции по ч. 6 ст. 204 УК следующие: штраф в размере от 200 000 до 1 000 000 руб., или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 20-кратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, можно применить к должностным лицам юрлица, которые нарушили нормы внутренних документов заказчика о закупках.

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с нормами ГК РФ. Например, у участника конкурса могут возникнуть убытки в виде упущенной выгоды (в размере цены незаключенного договора), когда по результатам заведомо неправильно проведенной конкурсной процедуры был выбран иной исполнитель договора.

Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно также рассматривать включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках регламентирована статьями КоАП РФ.

В отличие от санкций за нарушения в госзакупках, административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм 223-ФЗ установлена только в 2014 году.

КоАП РФ был дополнен статьями, которыми введены новые составы административных правонарушений. Также определено, что рассмотрение административных дел в сфере закупок по 223-ФЗ осуществляется территориальными органами ФАС России.

В зависимости от вида правонарушения, штраф для должностных лиц может составить от 2000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — от 5000 до 500 000 рублей. Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться именно в электронной форме, должностное лицо, ответственное за организацию процедуры, могут оштрафовать либо дисквалифицировать на срок до одного года.

Все штрафы за нарушения по 223-ФЗ

Помните, что в зависимости от нарушения, ответственность может грозить как организации, так и персонально работнику, который занимает ответственную должность.

Источник:
http://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/otvetstvennost-za-narushenie-223-fz-o-zakupkakh

Требования, ограничивающие количество участников закупок

Один из видов мошенничества в закупках по 223-ФЗ — установление незаконных требований к участникам, снижающих конкуренцию. ФАС может обязать заказчиков внести изменения в ТЗ и выписать штраф.

Масштабные объемы госзакупок по 223-ФЗ становятся причиной различных уловок и махинаций со стороны заказчиков. Они могут не вовремя размещать план закупок на сайте zakupki.gov, ограничивать конкуренцию в конкурсных документах, устанавливать нереалистичные сроки выполнения работ или поставки товара. Наиболее полный список мошеннических схем в закупках по 223‑ФЗ мы анализировали в предыдущей статье. Теперь остановимся на требованиях, которые могут ограничивать количество участников закупок. Как правило, они зависят от требований ФАС и вида закупки.

Требования, которые нельзя измерить

223-ФЗ запрещает устанавливать неизмеряемые требования (п. 4 ч. 1 ст. 3 № 223-ФЗ). Закон требует, чтобы они устанавливались четко и не вели к ограничению круга потенциальных поставщиков.

В качестве примера можно рассмотреть закупку № 31503176512, где заказчик установил следующие требования к продукции:

  • наличие необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров или выполнение работ, подлежащих лицензированию;
  • наличие необходимых сертификатов на продукцию;
  • наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых ресурсов, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку продукции;
  • финансовое состояние участника, не влекущее за собой риски невыполнения обязательств по договору (расчет выполняется по методике оценки финансовой устойчивости компаний-партнеров ПАО «Сбербанк»).
Читайте также  Переоформление квартиры - пошаговая инструкция

Решение ФАС от 03.02.2016 №223-ФЗ-23/16 на основе рассмотрения жалобы на эту закупку свидетельствует о ряде недостатков в формулировке требований:

  • документация не позволяет установить, на какие товары, работы и услуги нужны свидетельства и лицензии;
  • документация не проясняет, какие сертификаты на продукцию нужно представить в составе заявки на участие в конкурсе;
  • непонятно, что подразумевает заказчик под профессиональной компетентностью;
  • непонятно, какие финансовые и трудовые ресурсы, оборудование и другие материальные возможности необходимы для исполнения договора.

Заказчика заставили внести изменения в документацию и сделать требования измеряемыми.

Чрезмерная детализация и избыточность

Например, при закупке № 31503187329 на оказание услуг по комплексной уборке помещений заказчик установил следующие требования: среди поставляемых материалов должны быть мешки из ПНД/ПНВ толщиной 50-60 мкм размером 500-70*600-1100 мм черного, синего, зеленого или красного цвета (при этом предмет контракта — уборка помещений, а не закупка мешков).

Согласно Решению московского отделения УФАС (01.02.2016 по делу № 1-00-162/77-16), данное требование избыточно, потому что не влияет на качество выполняемых работ (предмет конкурса), ограничивает круг участников (многие допустят ошибки при заполнении формы) и ограничивает конкуренцию при проведении конкурса. Следовательно, отклонять заявки на основании такого несоответствия неправомерно. Заказчика заставили изменить ТЗ.

Документы от производителя в составе заявки, подтверждающие возможность участника распространять товар

Еще один пример требований, которые ограничивают участников закупки: если участник не производит товар, который хочет поставить, то в составе заявки должны быть документы от производителя, подтверждающие возможность участника распространять товар.

Об этом нарушении свидетельствует Решение ФАС от 14.01.2016 №223-ФЗ-8/16 по закупке № 31503101859 — установленное в документации требование излишне и нарушает ч. 1 ст. 2 № 223-ФЗ.

На основании такого требования в документации заказчика можно подавать жалобу в ФАС.

Отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков

Требование о том, чтобы об участнике закупки не было сведений в реестре недобросовестных поставщиков, тоже неправомерно. Достаточно обратить внимание на Решение ФАС от 21.01.2016 №223-ФЗ-15/16 по закупке № 31503170267. ФАС посчитала, что требование не основано на положениях 223-ФЗ и ограничивает количество потенциальных участников конкурса, нарушая ч. 7 ст. 3 № 223-ФЗ.

Установление перечня банков, приемлемых для обеспечения заявок и надлежащего исполнения обязательств по договору

Часто заказчики прописывают пул банков, от которых они готовы принимать платежи. Согласно Решению ФАС от 29.01.16 № 223-ФЗ-30/16 по закупке № 31503022681, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам конкурса, либо на качество исполнения таких обязательств. Это противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 № 223-ФЗ и нарушает ч. 1 ст. 2.

Банковская гарантия от любого другого банка ничем не хуже и не влияет на работу. Заказчика обязали внести изменения в документацию.

Согласование привлечения субпоставщиков и субисполнителей

Такое требование, как обязательное предварительное согласование с заказчиком привлечения субпоставщиков, не допускает коллективного участия, потому что заказчик его в итоге не согласует. На самом деле коллективное участие уже разрешено 223-ФЗ и Гражданским кодексом.

Это подтверждает и Решение ФАС от 30.12.2015 № 223-ФЗ-454/15 по закупке № 31502831355: требование ограничивает возможность участия в закупке на стороне одного участника нескольких юридических лиц и противоречит положению о закупке и ч. 1 ст. 2 № 223-ФЗ.

Запрет на привлечение субподрядчиков из числа МСП

Согласно Решению ФАС России от 25.01.2016 № 223-ФЗ-11/16 по закупке № 31503011696, это требование противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 и нарушает ч. 1 ст. 2 № 223-ФЗ.

Пороговые требования для участника

Например, заказчик может предъявить требование о наличии собственной или партнерской сервисной сети или ее запуске в течение 3-х месяцев, опыте техобслуживания и ремонта не менее 3-х лет.

По Решению ФАС России от 02.02.2016 №223-ФЗ-32/16 по закупке № 31502730907, требования ко всем участникам закупки применяются не в равной степени. Не у каждого участника закупки есть партнерская сервисная сеть в России и не каждый может организовать ее за три месяца. Это противоречит п. 4 ч. 1 ст. 3 закона о закупках, п. 1.2 положения о закупке, а также нарушает требования ч. 1 ст. 2, п. 9 ч. 10 ст. 4 № 223-ФЗ.

Заказчику пришлось убрать это требование из документации.

Наличие у участника закупки лицензии МЧС

Требование заключается в том, что сам участник закупки должен иметь лицензию МЧС на монтаж, техобслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Предоставление лицензии субподрядной организации не допускается.

Если согласно 44-ФЗ сам участник закупки должен иметь такую лицензию, то в рамках 223-ФЗ возможно коллективное участие, поэтому такая лицензия может быть только у одного из участников.

Решение Хабаровского УФАС России от 02.07.2015 № 64 по делу 8-01/115 по закупке № 31502278317 указывает на то, что это требование не позволяет привлекать субподрядчиков, то есть ограничивает конкуренцию при проведении электронного аукциона и нарушает ч. 1 ст. 17 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Требование «аналогичные договоры»

Часто заказчик в качестве основного критерия устанавливает опыт работы на основании аналогичных выполненных ранее договоров без расшифровки аналогичности. То есть он не проясняет требование.

Согласно Решению Мурманского УФАС от 09.02.2016 по делу № 07-03пр/16-12 по закупке № 31603195860, порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, потому что невозможно определить, что подразумевается под «аналогичными договорами». Заказчика заставили поправить документацию и расшифровать этот критерий.

Отсутствие зависимости между предложением участника и присваиваемыми баллами по критерию «квалификация участника»

Поставщик должен представить все документы, подтверждающие, опыт работы или финансовую состоятельность, чтобы получить сто баллов. Если какого-то документа не хватает, участник получает ноль баллов, потому что система не позволяет участникам получить промежуточные баллы.

По Решению Московского УФАС России от 13.11.2015 по делу № 1-17-1682/77-15 по закупке № 31401740302, бинарная система оценки заявок участников по критерию «квалификация участника» предусматривает присвоение участникам конкурса либо максимально предусмотренного балла, либо ноль баллов. Участники конкурса не могут получить промежуточные баллы, которые соответствуют их уровню квалификации.

Заказчика заставили расширить критерии квалификации участника и количество баллов.

Необоснованный критерий оценки о наличии определенного опыта работы у участника

В закупке № 31502890545 заказчик установил порядок оценки заявок, одним из критериев которого был опыт предоставления услуг воздушного патрулирования и перевозок организация системы «Транснефть». Удельный вес критерия составил 0,15.

Заказчик не смог доказать, что опыт работы с Транснефтью лучше опыта работы перевозок с другой компанией.

По Решению ФАС России от 12.01.2016 № 223-ФЗ-458/16, установление критерия оценки «опыт предоставления услуг воздушного патрулирования и перевозок организациям системы «Транснефть» противоречит п. 3.3 положения о закупке, п. 2 ч. 1 ст. 3 223-ФЗ и нарушает ч. 1 ст. 2 223-ФЗ.

Заказчика заставили внести изменения в документацию. В описании заявки остался опыт воздушного патрулирования и перевозок, но без указания конкретной компании.

Проектной документации нет в ЕИС (часто встречается при закупке строительных работ)

В соответствии с п. 4.1 приложения № 9 подрядчик обязуется выполнить комплекс работ в объеме и в сроки, предусмотренные договором. Он также должен сдать соответствующий указанным в проектно-сметной документации показателям объект заказчику в надлежащем состоянии и в установленный срок.

Согласно п. 5.1 приложения № 9 документации заказчик передает подрядчику утвержденную проектно-сметную документацию по объекту в двух экземплярах в течение 5 рабочих дней с момента подписания договора.

Подрядчик при выполнении комплекса работ не вправе отступать от проектно-сметной документации без письменного согласия заказчика.

Согласно Решению ФАС от 30.09.2015 по делу № 223-ФЗ-269/15 (закупка № 31502579591), заказчик дает проектно-сметную документацию только после подписания договора, но при этом поставщик должен идти на эту закупку, не видя проектно-сметную документацию, подписаться под тем, что он выполнит все в нужные сроки и в полном объеме.

Действия заказчика были квалифицированы как нарушение п. 3 ч. 9 ст. 4 и п. 1 ч. 10 ст. 4 № 223-ФЗ. Его заставили разместить проектно-сметную документацию и наложили штраф.

Документы о запросе предложений не соответствуют № 223-ФЗ

Заказчик заказал поставку оборудования по проекту «Реконструкция производственной и испытательной базы». ФАС решила, что документы не соответствуют требованиям заказчика о закупках отдельных видов юрлиц. Название, количество и характеристики оборудования не указаны в ТЗ. В проекте договора не установлен порядок работ.

Заказчику выписали штраф в размере 2 000 руб.

Допущение предложений участников в обход правил

Когда такое происходит, победителя определяют неправильно.

Один из примеров: заказчик провел открытый запрос предложений на поставку автотранспорта, участник закупки, не являющийся победителем, обратился с жалобой в УФАС на то, что заказчику поставят автомобиль классом ниже заявленного в документации.

Комиссия провела проверки и признала жалобу обоснованной. Закупка была аннулирована.

Данные на сайте ООС и на ЭТП отличаются

Заказчик указал разное время проведения аукциона на выполнение работ по техобслуживанию и текущему ремонту автомобилей Nissan: в ЕИС — 10.00, а на ЭТП — 9.00.

Во время внеплановой проверки ФАС принимает решение о ненадлежащем размещении информации о времени проведения аукциона, что нарушает № 223-ФЗ. Заказчику был выписан штраф в 10 000 руб.

Неправомерные требования к коллективному участнику закупки

ФГУП разместило извещение на поставку оборудования по проекту «Реконструкция производственной и испытательной базы». Поставщик предъявил требования к отдельному поставщику, чтобы допустить коллективного участника до подписания договора.

Заказчика оштрафовали на 5 000 руб.

Решение ФАС: заказчики не вправе предъявлять отдельные требования, не указанные в документации, к участникам, входящим в состав коллективного участника. Поставщики в целом, как группа, должны соответствовать требованию: например, у одного из них есть лицензия, у другого — финансовые средства.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник:
http://kontur.ru/articles/5621