Новый порядок определения НМЦК на лекарственные препараты

Новый порядок определения НМЦК на лекарственные препараты

Автор: Суворова Т., эксперт журнала

Приказом Минздрава РФ от 19.12.2019 № 1064н установлен новый порядок определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК), цены контракта с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара при закупке лекарственных препаратов, за исключением закупок лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями (далее – Порядок). Документ вступил в силу с 04.01.2020. Рассмотрим новые правила, по которым нужно рассчитывать НМЦК учреждениям здравоохранения.

Общие положения.

Цена единицы лекарственного препарата, начальная цена единицы лекарственного препарата устанавливается по одному наименованию (международному непатентованному наименованию, при отсутствии такого наименования – по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок посредством:

применения методов, предусмотренных п. 1 (метод сопоставимых рыночных цен) и 3 (тарифный метод) ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ[1], без учета НДС и оптовой надбавки;

расчета средневзвешенной цены;

использования цены, которая рассчитывается автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, так называемой референтной цены.

Метод анализа рынка и тарифный метод.

Согласно новому порядку при применении метода сопоставимых рыночных цен заказчик учитывает сведения о цене лекарственных препаратов без учета НДС посредством сбора и анализа общедоступной ценовой информации, в том числе направив запросы о предоставлении ценовой информации поставщикам.

При расчете методом сопоставимых рыночных цен обязательны запросы ценовой информации и учет общедоступной ценовой информации.

При осуществлении закупки у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе определять цену контракта, применяя исключительно метод сопоставимых рыночных цен без использования иных методов (п. 11 Порядка).

Минздрав обязывает применять тарифный метод при расчете цены единицы лекарственного препарата для закупки лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). При этом используются данные государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарства, включенные в перечень ЖНВЛП.

Как рассчитывается средневзвешенная цена?

В соответствии с п. 5 Порядка средневзвешенная цена определяется на основании всех заключенных заказчиком и исполненных поставщиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета НМЦК, за исключением контрактов или договоров на поставку лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации.

Минздрав предлагает использовать формулу:

Ц1 х k1 + … + Цn x kn

Ц – цена единицы лекарственного препарата без учета НДС и оптовой надбавки;

k – количество закупленных лекарственных препаратов в эквивалентных лекарственных формах и дозировках.

При определении средневзвешенной цены учитываются цены и количество единиц лекарственного препарата по документам о приемке товара, подписанным заказчиком в течение 12 месяцев, предшествующих расчету НМЦК на лекарственные препараты, по контрактам, исполнение по которым завершено.

При этом действуют следующие правила.

Не учитываются цены на лекарственные препараты, закупка которых осуществлялась у единственного поставщика по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, путем запроса предложений и запроса предложений в электронной форме по п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1 данного закона.

При закупке многокомпонентных лекарственных препаратов (комбинация из двух или более активных веществ) заказчик вправе не учитывать цены соответствующих однокомпонентных лекарственных препаратов по исполненным контрактам, за исключением случая, когда контракт на поставку этих препаратов был заключен по итогам конкурентной процедуры на поставку многокомпонентных лекарственных препаратов или наборов лекарственных препаратов.

Заказчик вправе не учитывать цены поставленных лекарственных препаратов:

с остаточным сроком годности, на 20% и более отличающимся от предусмотренного заказчиком в описании объекта закупки;

по контрактам, по которым заказчиком взыскивались неустойки;

обращение которых на месяц расчета НМЦК на лекарственные препараты приостановлено в порядке предусмотренном ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Расчет и использование референтной цены.

Референтные цены рассчитываются автоматически с учетом объемов закупки лекарств посредством использования ресурсов ЕГИСЗ[2] по состоянию на 1 мая и 1 ноября (раньше на 1-е число первого месяца каждого квартала) текущего года в рамках одного наименования (международного непатентованного наименования, при отсутствии такого наименования – по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок на основании цен единиц лекарственных препаратов без НДС и оптовой надбавки.

Сведения о референтной цене предоставляются в ЕИС посредством взаимодействия между ЕГИСЗ и ЕИС. Пока в ЕИС не размещены соответствующие данные, референтная цена при расчете НМЦК не применяется.

Другие важные правила.

При установлении цены единицы лекарственного препарата, начальной цены единицы лекарственного препарата не учитываются значения:

цены лекарственного препарата, отсутствующего в обращении на основании сведений, размещенных на сайте Росздравнадзора;

референтной цены для закупок у единственного поставщика по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ путем запроса предложений и запроса предложений в электронной форме по п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ.

Оптовые надбавки могут применяться при расчете НМЦК на препараты, начальных цен единиц лекарственных препаратов, которые включены в перечень ЖНВЛП в случаях, установленных п. 10 Порядка. При этом размер оптовой надбавки для лекарственных препаратов из разных ценовых сегментов определяется по наименьшему предельному размеру оптовой надбавки.

В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки при проведении каждой следующей закупки заказчик устанавливает минимальное значение НМЦК, следующее после НМЦК на препараты, по которой не подано заявок на участие в закупке. Если эти действия так и не привели к заключению контракта, при осуществлении следующей закупки в качестве цены единицы лекарственного препарата, начальной цены лекарственного препарата заказчик применяет максимальное значение цены лекарственного препарата по данным государственного реестра.

Подведем итог. Ранее действовавший аналогичный порядок определения НМЦК лекарственных препаратов, который был утвержден Приказом Минздрава РФ от 26.10.2017 № 871н, утратил силу. Вместе с тем новый порядок практически не отличается от предыдущего. Есть небольшие нововведения: так, при расчете методом сопоставимых рыночных цены обязательно подавать запросы о предоставлении информации и дополнительно использовать общедоступную ценовую информацию.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 № 555).

Источник:
http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a90/1006133.html

Новые правила расчета НМЦК для лекарств

Отмена приказа 871н

Приказом № 1064н от 19.12.2019 г. Минздрав РФ упразднил свой прежний распорядительный документ от 26.10.2017, который включал в себя приказ 871н об обосновании НМЦК по лекарствам, продержавшийся чуть более 2 лет. Новая система определения НМЦК, разительно не отличаясь от предыдущей, тем не менее внесла значимые коррективы в процесс.

Одной из главных причин отмены предыдущего приказа и замены его новым выступила необходимость использования при определении НМЦК референтных цен на лечебные препараты (ЛП), которые поддаются взаимозаменяемости.

Отныне заказчик, например, используя метод сопоставимых рыночных цен, должен собирать и анализировать пребывающую в общем доступе ценовую информацию и требовать от поставщиков её предоставления, не учитывая при этом НДС.

В отличие от предыдущего приказа теперь при определении средневзвешенного ценового показателя следует:

  1. Не брать в расчёт цены на ЛП, закупленные у единственного поставщика, а также посредством запроса предложений в неэлектронной и электронной формах.
  2. В процессе закупки многокомпонентных ЛП не учитывать ценовых показателей лекарственных средств, состоящих из монокомпонентов.
  3. Не обращать внимание на ценовые величины ЛП, которые были поставлены с остаточным сроком годности, на 20 и более процентов не совпадающим с требованиями заказчика, а также в случае исполнения контракта с неустойками.

Отныне в процессе установления стоимости единицы лечебного препарата можно не брать в расчёт:

  1. Цену ЛП, который отсутствует в гражданском обороте.
  2. Референтную стоимость в процессе установления ценового показателя при проведении закупки у единственного поставщика, а также посредством запросов в неэлектронной и электронной формах.

Теперь величину оптовой надбавки для ЛП, находящихся в разных ценовых категориях, следует устанавливать по минимальной предельной величине.

А при закупке у единственного поставщика заказчик отныне может определять стоимость только с методом рыночного анализа.

А если на участие в планируемой закупочной процедуре не было подано ни одной заявки, теперь в ходе каждой последующей закупки заказчик должен устанавливать наименьший размер НМЦК по сравнению с предыдущим её показателем, при котором не было подано заявок.

Определяя новый порядок установления НМЦК, стоимости контракта, который заключается с единственным поставщиком, а также начальной стоимости единицы товара, работы, услуги в процессе закупок лечебных препаратов, приказ № 1064н обозначает способы их расчёта. Документ называет несколько расчётных методов, которые следует использовать комплексно.

Тарифный и метод сопоставимых рыночных цен

Тарифный метод применяется в ходе приобретения ЛП, которые включены в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). С его помощью устанавливается стоимость единицы лечебного препарата, начальной цены этой единицы согласно сведениям из госреестра предельных отпускных цен производителей для лекарств из перечня ЖНВЛП.

Кроме того, стоимость единицы ЛП, начальная цена этой единицы устанавливается заказчиком в качестве наименьшего значения стоимости из минимальных цен, рассчитываемых им с комплексным применением методов, которые описываются ниже.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик учитывает сведения о цене лекарственных препаратов без учета НДС посредством осуществления сбора и анализа общедоступной ценовой информации.

В этом случае заказчик направляет запросы о предоставлении ценовой информации поставщикам.

Средневзвешенная цена

Этот стоимостный показатель устанавливается на базе данных обо всех государственных и муниципальных контрактах, которые были заключены заказчиком и исполнены поставщиком. Данные контракты предусматривают поставку ЛП, учитывая наличие эквивалентных ему лекарственных форм и дозировок, за 1 год до наступления месяца расчёта НМЦК, а также начальной цены единицы лечебного препарата.

Она рассчитывается по формуле:

,

  • Ц — цена единицы лекарственного препарата без учета НДС и оптовой надбавки;
  • k — количество закупленных лекарственных препаратов в эквивалентных лекарственных формах и дозировках.

Референтная цена

Их расчёт осуществляется автоматически на базе ресурсов ЕИС в здравоохранительной сфере с учётом закупочных объёмов лекарственных препаратов. Референтные ценовые показатели берутся по состоянию на 1 мая и 1 ноября текущего года в пределах одного наименования.

При этом учитываются эквивалентные лекарственные формы и дозировки, базирующиеся на стоимости единиц лечебных средств без учёта НДС и оптовой добавки.

Оптовая надбавка

Данная величина используется в процессе расчёта НМЦК и при установлении начальных цен единиц лечебных препаратов, включённых в перечень ЖНВЛП, в случаях:

  • удовлетворения федеральных потребностей, когда НМЦК после использования оптовых добавок и максимальной величины контрактной стоимости не превышает суммы в 10 млн руб.;
  • обеспечения потребностей субъектов РФ и муниципальных потребностей, когда НМЦК после применения оптовых надбавок не превышает 10 млн руб.;
  • превышения НМЦК или максимальной величины ценового размера контракта вышеуказанных величин, когда стоимость единицы ЛП не превышает стоимость единицы лекарственного препарата, определяемой по тарифному методу.
Читайте также  Как расторгнуть договор страхования

Расчет НМЦК

Приказ 1064н содержит методику обоснования НМЦК для лекарственных препаратов.

Сама НМЦК рассчитывается по формуле:

  • n – количество поставляемых ЛП;
  • Цi – стоимость единицы 1 лекарственного средства, учитывая НДС и оптовую надбавку;
  • Vi – объём поставки 1 лекарственного препарата.

Своевременная замена содержавшего недочёты прежнего приказа Минздрава РФ на новый оптимизировала порядок определения НМЦК при закупках лекарственных препаратов.

Источник:
http://tendr.guru/44-fz/novye-pravila-rascheta-nmck-dlja-lekarstv

Приказ 1064н: комментарий

Приказ Минздрава России от 19.12.2019 № 1064н (далее — Приказ № 1064н) устанавливает порядок обоснования НМЦк при осуществлении заказчиками закупок лекарственных средств. Данный документ стал реинкарнацией ранее действовавшего приказа Минздрава России от 26.10.2017 № 871н, сохранив все основные механизмы обоснования НМЦк из него. При этом, нужно признать, в Приказе № 1064н были исправлены основные ошибки и недочеты Приказа № 871н, о которых мы писали ранее.

Приказ № 1064н применяется заказчиками по Закону № 44-ФЗ в отношении закупок, извещения по которым размещены в ЕИС начиная с 04.01.2020. В случае, если ранее объявленные закупки, обоснование НМЦк в которых осуществлялось по Приказу № 871н, несостоялись, то при осуществлении новых (повторных) закупок после 04.01.2020 обоснование НМЦк осуществляется в соотвествии с Приказом № 1064н.

Случаи применения Приказа № 1064н

Рассмотрение Приказа № 1064н следует начать со случаев, при которых он применяется и не применяется.

Приказ № 1064н работает в рамках Закона № 44-ФЗ и не применяется заказчиками, работающими по Закону № 223-ФЗ, если, конечно, те сами не решат его применять. Из самого названия приказа видно, что он применяется при осуществлении конкурентных закупок, а также при осуществлении закупок у единственного поставщика. О том же говорит и п. 1 Порядка, утвержденный Приказом № 1064н.

Приказ не применяется при осуществлении закупок до 300 000 рублей по п.4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и до 600 000 рублей по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если такие закупки не проводятся заказчиком на электронной площадке. Приказ также не применяется при осуществлении закупок по п. 28. ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (закупка лекарственных препаратов до 1 000 000 рублей для конкретного пациента по решению врачебной комиссии) .

Большинство контроллеров придерживаются противоположного мнения считая, что обоснование цены контракта на закупку лекарственных средств должно проводиться во всех случаях осуществления таких закупок, в том числе и у единственного поставщика.

Данная позиция понятна и оправдана с точки зрения обеспечения эффективности расходования заказчиком средств. Однако, по мнению Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру”, она не основана на нормах права. Мы вовсе не призываем контрактных управляющих после прочтения данной статьи прекратить обоснование цены контракта по таким закупкам, если они это делали ранее. Вместе с тем, читатель должен понимать, что при любых “нарушениях” в обосновании цены контракта в указанных выше закупках должностные лица не могут быть подвергнуты какой-либо ответственности, т.к. обоснование не должно было проводиться изначально. Вот наши аргументы.

Первое. Согласно ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан обосновать цену контракта в порядке, установленном данным законом, и включить такое обоснование в сам контракт только в случаях, указанных в ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Закупки по п. 4, п. 5, п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ к таким не относятся. Исключение составляют лишь закупки по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, проводимые с 01.07.2020 на электронных площадках на сумму до 3 000 000 рублей.

Второе. С 01.01.2020 план-график закупок не содержит обоснование НМЦк по всем включенным в такой график закупкам. Соответственно обоснование цены контракта не требуется не только при осуществлении закупок, но и при их планировании.

Таким образом, Приказ № 1064н применить просто негде.

Приказ № 1064н не должен применяться при осуществлении закупок по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Нет, мы не ошиблись. Приказ № 1064н не должен применяться при осуществлении таких закупок. Да, мы знаем, что п. 11 Положения, утвержденного Приказом № 1064н, прямо говорит об осуществлении таких закупок, а ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ обязывает обосновать цену контракта при их осуществлении. Однако, мы предлагаем обратиться к содержанию самого п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:

9) закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона;

Как видно выше, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не может применяться заказчиком, если закупаемые им товары включены в перечень, утвержденный Правительством РФ. На день подготовки настоящей статьи к публикации в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 № 1765-р, включены все лекарственные средства. Таким образом, закупки лекарственных средств на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не могут осуществляться, а применение данного основания должно рассматриваться контрольными органами как необоснованный выбор способа закупки.

Однако, жизнь более многообразна, чем нормы закона. Вспомним, например, наводнение в Иркутской области в 2019 году. Применение п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ обусловлено чрезвычайными обстоятельствами, от которых зависит жизнь и здоровье людей. Поэтому п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ довольно часто применяется при осуществлении закупок лекарственных средств несмотря на прямой запрет. Чтобы исключить дополнительные претензии со стороны контролирующих органов к заказчику в части обоснования цены контракта, Приказ № 1064н содержит послабления в части обоснования НМЦк по данному основанию

Порядок применения Приказа № 1064н

Для расчета НМЦк Приказ № 1064н предусматривает обязанность заказчика определить минимальную, но при этом «очищенную» цену за единицу лекарственного препарата (т.е. такая цена не должна учитывать НДС и оптовую надбавку).

В качестве единицы закупаемого лекарственного средства для обоснования НМЦк заказчик выбирает единицу, указанную в ЕСКЛП в качестве потребительской единицы (ПЕ).

Для определения минимальной цены заказчик должен выполнить, условно скажем, три шага, в рамках каждого из которых определить свою минимальную цену. Самая минимальная из всех полученных на каждом из шагов цен и будет являться основой для определения первоначальной НМЦк. Такая минимальная цена должна быть умножена на объем лекарственного препарата, требуемого к поставке. Расчет НМЦк осуществляется заказчиком по каждой позиции, включенной в состав лота, отдельно (вне зависимости от стоимости конкретной позиции и общего количества позиций в составе лота). Рассмотрим названные шаги более подробно.

Шаг 1. В рамках данного шага заказчик определяет цену за единицу закупаемого лекарственного препарата с использованием метода анализа рынка цен, а в случае закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП – также дополнительно с использованием тарифного метода. Приказ № 1064н устанавливает обязанность заказчика при расчете цены указанными методами брать за основу минимальную из полученных цен. Так, например, при поступлении заказчику коммерческих предложений, он должен из них выбрать только то, в котором содержится минимальная цена. Аналогичным образом заказчик применяет тарифный метод — из всех зарегистрированных производителями предельных отпускных цен на лекарственные препараты, подходящие под требования ТЗ заказчика, заказчик выбирает минимальную из них. Данное правило установлено п. 8 Порядка, установленного Приказом № 1064н. Дополнительно следует обратить внимание читателя на то, что с принятием Приказа № 1064н заказчик обязан направить запросы цен поставщикам, осуществляющим поставки лекарственных препаратов (п.3 Порядка). Такие поставщики должны обладать лицензией на право осуществления оптовой торговли лекарственными средствами.

Шаг 2. Названный шаг предполагает расчет заказчиком цены за единицу закупаемого лекарственного препарата на основе ранее заключенных и исполненных заказчиком контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета .

Согласно Приказу № 1064н при расчете средневзвешенной цены заказчиком не учитываются закупки осуществленные для конкретных пациентов по товарным знакам на основании решений, принятых врачебными комиссиями. Дополнительно п.п. “в” и “г” п. 5 Порядка установлено, что при расчете средневзвешенной цены заказчик вправе не учитывать цены лекарственных препаратов:

  • с остаточным сроком годности, на 20 и более процентов отличающимся от остаточного срока годности, предусмотренного заказчиком в описании объекта закупки, для которой осуществляется определение НМЦк;
  • по контрактам, по которым заказчиком взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактами;
  • обращение которых на месяц расчета НМЦК приостановлено в порядке, установленном ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”;
  • отсутствующих в гражданском обороте в Российской Федерации, на основании сведений, размещаемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения на официальном сайте https://www.roszdravnadzor.ru/services/turnover;
  • по контрактам на поставку однокомпонентных лекарственных препаратов (при закупке многокомпонентных (комбинированных) лекарственных препаратов, представляющих собой комбинацию 2 или более активных веществ, а также наборов зарегистрированных лекарственных препаратов)*

* за исключением случая, если исполненный контракт на поставку соответствующих однокомпонентных лекарственных препаратов был заключен по результатам конкурентной процедуры закупки многокомпонентных (комбинированных) лекарственных препаратов или наборов зарегистрированных лекарственных препаратов.

Обратите внимание, что Приказ № 1064н не делает исключений для договоров, заключенных по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а также для контрактов, при заключении которых к участнику были применены антидемпинговые меры в соответствии со ст. 37 Закона № 44-ФЗ. Следовательно, такие контракты заказчик должен учитывать при расчете средневзвешенной цены.

Шаг 3. Заказчиком берется цена на закупаемый лекарственный препарат, рассчитываемая единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения автоматически. Расчет референтной цены осуществляется в соответствии

Такая цена должна быть перенесена ЕИС. Только в этом случае она подлежит обязательному применению. Наличие референтной цены в региональной информационной системе в сфере закупок, в ЕСКЛП или ином информационном ресурсе, при ее отсутствии с ЕИС, обязательному применению не подлежит.

Читайте также  Может ли в главной книге по 302 счету быть минус по кредиту, Юридический портал

Значение референтной цены, рассчитанное по состоянию на 1 мая текущего года, обязательно к применению в отношении закупок, извещения о проведении которых размещены в период с 1 июня по 30 ноября текущего года; а значение референтной цены, рассчитанное по состоянию на 1 ноября текущего года, обязательно к применению в отношении закупок, извещения о проведении которых размещены в период с 1 декабря текущего года по 31 мая следующего года.

При расчете НМЦк значение референтной цены (при ее наличии) не учитывается заказчиком только в одном случае: закупки лекарственных препаратов для конкретных пациентов по решению врачебной комиссии.

Оптовые надбавки при расчете НМЦк

Напомним, что в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчик не вправе заключать и исполнять контракт с применением оптовых надбавок, если:

  • поставщиком лекарственных препаратов выступает сам производитель;
  • если размер НМЦк (прим.: не размер цены заключаемого контракта) превысил 10 000 000 рублей и заказчиком лекарственных средств является федеральный заказчик;
  • если размер НМЦк превысил размер, установленный нормативным актом субъекта РФ (прим.: такой размер не может быть более 10 000 000 рублей, но может быть меньше этой суммы) и заказчиком лекарственных средств является заказчик уровня субъекта РФ или муниципального образования.

В указанных случаях цена закупаемых лекарственных средств не должна превышать зарегистрированную предельную отпускную цену производителя. Данное правило применяется при осуществлении закупок лекарственных средств, включенных в перечень ЖНВЛП.

При этом Приказ № 1064н позволяет в одном случае применять оптовые надбавки при расчете НМЦк, если она превышает размеры, указанные в п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ: если при расчете НМЦк минимальная цена за единицу планируемого к закупке лекарственного препарата получилась меньше его предельной отпускной цены, зарегистрированной производителем. В данной ситуации заказчик вправе применить оптовую надбавку в размере, установленном в конкретном субъекте РФ, но не выше суммы предельной отпускной цены производителя на указанный лекарственный препарат.

У заказчиков может возникнуть следующий вопрос: какую предельную отпускную цену производителя нужно принимать для расчета, если по одному МНН несколько производителей имеют свою цену? Ответ: минимальную из них. Это установлено п. 10 Порядка.

Несостоявшиеся закупки

В случае признания закупки несостоявшейся Приказ № 1064н позволяет оперативно обосновать НМЦк для повторной закупки. Теперь не требуется производить расчет НМЦк заново. Заказчик в качестве НМЦк принимает следующую минимальную цену, полученную по результатам предыдущего расчета. Использовать указанный механизм можно только при условии, что заказчик в неизменном виде сохранил ТЗ, а на проводимую им закупку не было подано ни одной заявки.

Если контракт так и не был заключен, то при закупках лекарственных препаратов, отсутствующих в ЖНВЛП, заказчик заново проводит расчет и обоснование НМЦк. Если закупаемый препарат в перечне ЖНВЛП — в качестве НМЦк берется максимальное значение предельной отпускной цены из реестра.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Источник:
http://44fz.ru/article/prikaz-1064n-kommentarij/

Закупаем лекарственные средства: пошаговая инструкция

Закупка лекарственных препаратов — это приобретение медикаментов конкурентными и неконкурентными способами в рамках Федеральной контрактной системы. С августа заработают новые ограничения.

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

Новые правила в описании лекарств с сентября 2020 года

8 сентября 2020 года вступило в силу постановление №1357 от 04.09.2020, которое:

  1. Утвердило правила использования информации о взаимозаменяемости.
  2. Дополнило регламент описания лекарств, который утвержден ПП №1380 от 15.11.2017.

После вступления в силу этих изменений, госзаказчики при подготовке технического задания на закупку руководствуются информацией о взаимозаменяемости лекарств из соответствующего перечня Минздрава, если товар не входит в реестр лекарственных средств, которые закупают по торговым наименованиям. Критерии взаимозаменяемости прописывать не нужно. Подробнее: «Как работать с перечнем взаимозаменяемых лекарств по 44-ФЗ».

Перечень препаратов, которые закупают по торговым наименованиям (ТН), до сих пор не утвержден. Руководствуйтесь иными основаниями для указания торгового наименования, которые прописаны в п. 6 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, среди которых:

  • решение врачебной комиссии (в этом случае заказ реализуют способом — запрос предложений в эл. форме);
  • заключение контракта на вложение инвестиций (организуют конкурс).

С этими основаниями пересекаются и положения ПП №1380, которые предполагают покупку по ТН на основании заключения врачей.

Новые правила по расчету НМЦК в закупках лекарств

С 4 января заказчики применяют новый механизм расчета НМЦК на закупку лекарств в связи с принятием приказа №1064н от 19.12.2019, который уточняет:

  • использование мониторинга цен;
  • случаи расчета средневзвешенной цены;
  • правила определения оптовой надбавки;
  • как определить НМЦК новой закупки, если в предыдущая не состоялась;
  • основной метод расчета НМЦК для закупок у ед. источника — мониторинг цен.

С 8 августа вступили в силу новые ограничения по допуску импортных лекарств (ПП №1289 от 30.11.2015), которые действуют до конца года. Под них не подпадают препараты для лечения тяжелейших заболеваний у детей.

Изменения, которые вступили в силу 8 сентября на основании постановления №1357 от 04.09.2020:

  1. Разъяснили заказчикам:
  • куда обращаться с вопросами о взаимозаменяемости лекарств — в Минздрав и ФАС;
  • каким ресурсом руководствоваться при подготовке технического задания — перечнем взаимозаменяемых препаратов, который размещен на сайте ГРЛС.
  1. Уточнили, как медработники и сотрудники аптек используют информацию о взаимозаменяемости медикаментов:
  • медики при назначении лечения берут за основу сведения о взаимозаменяемости товаров;
  • фармацевт предоставляет покупателю данные о равнозначности препаратов при их продаже.

Как рассчитать НМЦК (начальную цену единицы товара) при закупке лекарственных препаратов по 44-ФЗ

Рассчитать НМЦК (цену контракта с единственным поставщиком), начальную цену единицы лекарственного препарата для медицинского применения сложнее, чем для других товаров. Если вы собираетесь провести закупку с определенным объемом, то рассчитывайте НМЦК, а если с неопределенным — начальную цену единицы лекарственного препарата.

Цена контракта с единственным поставщиком рассчитывается в том же порядке, что и НМЦК.

При выборе единицы препарата нужно учесть эквивалентные лекарственные формы и дозировки.

  1. Как определить единицу лекарственного препарата для расчета цены.
  2. Как определить цену (начальную цену) за единицу лекарственного препарата.
  3. Как рассчитать НМЦК при закупке лекарственных препаратов.
  4. Как оформить обоснование НМЦК при закупке лекарственных препаратов.
  5. Как рассчитать НМЦК, если закупка не состоялась.

Что скорректировать в работе прямо сейчас

Изменения, которые коснулись регламента закупки препаратов, внесли правки в подготовку тендерной документации:

  1. При расчете НМЦК заказчик не учитывает цены товаров, которые:
  • закуплены способом — у ед. источника;
  • с подходящим к окончанию сроком годности;
  • стоимость товаров, не равным по компонентности;
  • цены товаров, которые пропали из продажи.
  1. При установлении условия участия в тендере, прописать новые ограничения по допуску импортной продукции, которые предусмотрены изменениями в ПП №1289 от 30.11.2015.
  2. Учитывать правила описания объекта закупки, которые указаны в ПП №1357 от 04.09.2020 и ПП №1380 от 15.11.2017:
  • если поставка товара по ТН недопустима, используйте данные о взаимозаменяемости товаров из реестра, который размещен на сайте ГРЛС.
  • самостоятельно устанавливать критерии равнозначности не нужно.

Пример из технического задания заказчика:

Когда поставка альтернативы препарату не предусмотрена, заказчик описывает товар следующим образом:

Где проводят госзакупки лекарств

24.12.2019 года Минздрав запустил единую платформу для госзакупок лекарств. Планируется, что новый сервис позволит избежать завышения стоимости закупок и устранить недобросовестную конкуренцию. Сайт единого справочника — каталога лекарственных препаратов — http://esklp.egisz.rosminzdrav.ru.

17.12.2019 г. вступило в силу постановление правительства №1683 от 16.12.2019 об изменении некоторых актов в части государственной регистрации и перерегистрации предельных отпускных цен на лекарства из перечня ЖНВЛП. ФАС по этому поводу опубликовала письмо-разъяснение №АЦ/111577/19 от 19.12.2019 о протоколе согласования цены поставки лекарства из перечня ЖНВЛП. В этом письме Антимонопольная служба указала, что в графе №8 протокола согласования цены лекарства с 17.12.2019 г. придется указывать дату реализации лекарства производителем, цену приобретения и цену реализации лекарства организациями оптовой и розничной торговли в зависимости от режима налогообложения (то есть графы 9—11, 14—16, 21—22 протокола согласования цен заполняются в зависимости от режима налогообложения поставщика и получателя).

Как установить ограничения по лекарствам

С 08.08.2020 по 31.12.2021 года действуют изменения в постановление правительства №1289 от 30.11.2015 об ограничениях в допуске иностранных лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) Эти ограничения не применяются в закупках ряда лекарств, которыми лечат злокачественные новообразования лимфоидной и кроветворной тканей и орфанные заболевания у детей. Без ограничений к закупкам допускаются, например, такие оригинальные и референтные лекарства:

04.01.2020 г. вступил в силу приказ Минздрава №1064н от 19.12.2019. Этот приказ утвердил новый порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) в госзакупках лекарств для медицинского применения. Приказ Минздрава №871н от 26.10.2017 утрачивает силу.

Новые правила практически не отличается от ранее действовавших, но есть и особенности закупки лекарственных средств по 44-ФЗ в 2020 году:

  1. Когда применяют метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заказчик обязан собирать и анализировать общедоступную информацию о ценах и отправить запросы о предоставлении ценовой информации поставщикам.
  2. Когда определяют средневзвешенные цены:
    • не учитывают цены на лекарства, которые закупались у единственного поставщика по п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в форме запроса предложений, в т. ч. и в электронной форме по п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1;
    • в закупках многокомпонентных лекарств заказчик вправе не учитывать цены соответствующих однокомпонентных лекарственных препаратов, за исключением ситуаций, когда контракт на поставку таких однокомпонентных лекарственных препаратов заключили в рамках конкурентной процедуры на поставку многокомпонентных лекарственных препаратов или наборов лекарственных препаратов;
    • вправе не учитывать цены поставленных лекарственных препаратов: с остаточным сроком годности, на 20 и больше процентов отличающимся от предусмотренного заказчиком; по контрактам, которые исполнены с неустойками и обращение которых на месяц расчета НМЦК приостановлено по ч. 1 ст. 65 Федерального закона №61-ФЗ от 12.04.2010.
  3. Когда устанавливают цену единицы лекарственного препарата, не учитывают значения:
    • цены лекарства, которого нет в гражданском обороте;
    • референтной цены при определении цены для госзакупок у единственного поставщика по п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ путем запроса предложений, в т. ч. и в электронной форме по п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ.
  4. Размер оптовой надбавки для лекарств из разных ценовых сегментов определяйте по наименьшему предельному размеру оптовой надбавки.
  5. В закупках у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ заказчики вправе определять цену только методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
  6. Если в закупке нет участников, то когда проводите каждую следующую, устанавливайте минимальное значение НМЦК, которое идет после стартовой цены, по которой на участие в закупке не подано заявок.
Читайте также  Имеют ли право банки звонить родственникам должника - Алексей, 13 мая 2020

Как определить способ закупки

Это первый шаг процедуры. При выборе способа заказа ориентируйтесь на аукционный перечень. Лекарственные средства включены в распоряжение правительства №471-р от 21.03.2016, преимущество в закупках отдается электронному аукциону. Но не всегда. Заказчики вправе:

  1. Провести запрос котировок в электронной форме. Такая возможность есть для контрактов с НМЦК не выше 500 000 рублей. Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) таких процедур — не больше 100 000 000 рублей, или 10%. Запрос котировок на бумаге проводится исключительно по положениям статьи 76 44-ФЗ.
  2. Организовать электронный запрос предложений. Есть два допустимых варианта. Запрос предложений проводят либо для приобретения лекарств, указанных в решении врачебной комиссии, либо после несостоявшихся конкурентных процедур.
  3. Инициировать электронный конкурс. Торги в конкурсной форме проходят только в рамках статьи 111.4 закона о Федеральной контрактной системе — для заключения инвестиционных контрактов.

Допускаются и заказы малого объема: по решению заказчиков проводится закупка лекарственных препаратов у единственного поставщика. Правила обновились: заказы малого объема осуществляют для заключения соглашений, цена которых не выше 600 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Если вам необходимо закупить лекарства по медицинским показаниям, то лимит увеличивается. Вы вправе заключить контракт с единственным поставщиком на сумму до 1 000 000 рублей (п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Как подготовить техническую документацию

Техническое задание — это основа любого заказа. В документах описывают объект торгов, ключевые свойства и характеристики препаратов, правила поставки и приемки лекарств. Техническое задание раскрывает наименование и лекарственную форму препарата, объем поставки и ее периодичность, срок годности, тип упаковки и дозировку. Описание делаем, руководствуясь постановлением правительства №1380 от 15.11.2017, которое утверждает особенности описания лекарств. Любой заказ проходит по законодательным правилам, поставку надлежит сопровождать конкретными документами, которые прописаны в нормативах. Все сведения о закупаемом лекарстве представлены на двух ресурсах:

1. Каталог товаров, работ и услуг. Для поиска достаточно войти в Единую информационную систему, найти раздел КТРУ и ввести наименование приобретаемого товара в поисковую строку (п. 4 правил пользования КТРУ).

2. Государственный реестр лекарственных средств. Это официальный сервис Министерства здравоохранения.

Если необходимой информации в электронных системах не предоставлено, техническую часть готовьте по инструкции препарата.

Лекарства закупаются по действующему веществу. Проверяют его по МНН — международному непатентованному наименованию. Есть группировочное или химическое наименование. Его используют, если проверка лекарства по МНН не состоялась. Если вам необходимо несколько различных препаратов с одним действующим веществом, объединяйте их в один заказ и описывайте в технической части.

Заказчику доступно объединение заказов и по цене. Для этого придется просчитать сумму, в совокупности затраченную на приобретение лекарств в предыдущем году, и определить НМЦК текущего (объединенного) лота. Вот как они соотносятся (п. 1 ПП РФ №929 от 17.10.2013):

  • СЗ (сумма заказов) за прошлый год не превышает 500 000 рублей, текущая НМЦК — не выше 1 миллиона рублей;
  • СЗ за прошлый год — от 500 000 рублей до 5 миллиардов рублей, текущая НМЦК — не выше 2,5 миллиона рублей;
  • СЗ за прошлый год — более 5 миллиардов рублей, текущая НМЦК — не выше 5 миллионов рублей.

Если у лекарственного препарата нет аналогов в лекарственной и дозировочной форме, объединять с другими медикаментами его нельзя. Не получится совместить закупку конкретного лекарства, назначенного комиссией врачей, с другими позициями. Не подлежат объединению в лоты и радиофармацевтические, психотропные и наркотические лекарства. Их закупают вместе, только если начальная цена контракта находится в пределах 1 000 рублей (п. 2 ПП РФ №929). Составляйте техническое задание корректно и не забывайте, что за нарушение заказчикам грозят крупные (до 50 000 рублей) штрафы от ФАС (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ).

Как составить описание и выявить потребительские свойства препаратов

Заказчик обязан подготовить корректное описание. В технических документах четко расписывают сведения о приобретаемых фармацевтических препаратах. Специфические условия, особые характеристики, фармакологические свойства и правила хранения описываются в техзадании. Составляя техническую часть по закупке лекарственных средств, используйте рекомендации Федеральной антимонопольной службы (письма ФАС №ИА/3737/18 от 23.01.2018, №АК/12985/18 от 27.02.2018, № ИА/23540/18 от 05.04.2018, №АЦ/54724/18 от 16.07.2018). Вот какие разделы документации включает закупка лекарственных препаратов по 44-ФЗ в 2020 году:

  • наименование;
  • форма лекарства;
  • дозировка;
  • количество;
  • остаточный срок годности;
  • форма упаковки.

Источник:
http://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/zakupaem-lekarstvennye-sredstva-poshagovaya-instruktsiya

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Правила расчета НМЦК при осуществлении закупок медицинских изделий

Приказом Минздрава РФ от 15 мая 2020 г. № 450н (далее — Приказ № 450н) утвержден порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий (далее – Порядок).

Новый Порядок не применяется к закупкам, извещения о проведении которых размещены в ЕИС до даты его вступления в силу, то есть до 31 августа 2020 г.

Порядок не применяется при обосновании НМЦК для закупки следующих медицинских изделий (далее – медизделие):

● одноразовых медизделий из ПВХ-пластика, включенных в утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 перечень № 2;
● поставляемых по гособоронзаказу;
● включенных в реестр отечественной радиоэлектроники в случае установления ограничений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2020 № 878.

В пунктах 3-5 Порядка закреплены способы обоснования НМЦК для определенных групп медизделий:

● для закупки технических средств реабилитации по распоряжению Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р НМЦК определяется методом анализа рынка с использованием источников информации, установленных распоряжением Правительства РФ от 18.09.2017 № 1995-р;
● для закупки имплантируемых в организм человека медизделий по постановлению Правительства РФ от 30.12.2015 № 1517 НМЦК определяется тарифным методом либо методом анализа рынка с учетом установленных предельных отпускных цен производителей;
● для закупки медизделий у единственного поставщика по п. 3, 6, 9, 11, 12, 35, 40, 41, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчики вправе использовать только метод анализа рынка (закупки по режиму повышенной готовности по коронавирусу, мобподготовка, закупки силовых ведомств, предприятий УИС и УИП).

Порядком определено, что НМЦК единицы медизделия складывается из суммы цен самого медизделия, стоимости всех необходимых для эксплуатации медизделия в течение гарантийного срока расходных материалов (далее – РМ), а также стоимости всех услуг по техобслуживанию (далее – ТО) медизделия в течение гарантийного срока. При этом в пункте 7 Порядка установлено, что целях формирования стоимости РМ и ТО гарантийный срок определяется в соответствии с эксплуатационной документацией на МИ и должен составлять не менее 12 месяцев, а в случае отсутствия у заказчика информации о наличии и длительности гарантийного срока, заказчик устанавливает такой срок равным 24 месяцам со дня передачи ему медизделия.

В целом, при расчете НМЦК заказчиком должны использоваться один или в совокупности несколько методов обоснования НМЦК, таких как анализ рынка и метод расчета НМЦК на основе информации, содержащейся в реестре контрактов. При этом определено, что заказчик вправе снизить НМЦК, и соответственно, пропорционально снизить начальную цену единицы медизделия, исходя из имеющегося у него объема финансового обеспечения.

Приказ № 450н зарегистрирован в Минюсте России 20 августа 2020 г. за № 59346 и вступает в силу с 31 августа 2020 г.

Источник:
http://stav-zakupki.ru/activity/recommendation/info/2792/

Расчет НМЦК при закупке лекарственных препаратов

Рассчитывая НМЦК, заказчики обязаны применять положения статьи 22 Федерального закона №44-ФЗ. Существуют несколько наиболее общераспространённых способов расчета НМЦК, которыми пользуются заказчики, имея дело с закупом медикаментов.

1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Если опираться на п.6 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) наиважнейший при определении и обосновании НМЦК, независимо от того, какой вид товаров будет закупаться заказчиком. О приоритетности этого способа, в том числе и когда закупаются препараты из списка ЖНВЛП речь идет также в письме Минэкономразвития РФ от 18.03.2016 №Д28и-693.

При всем при этом, заказчик, являясь лечебным учреждением, обязан запрашивать коммерческие предложения непосредственно у потенциальных участников закупки, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность с правом осуществления оптовой торговли (или с правом осуществления оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения), либо лицензию на производство лекарственных средств. Заказчик вправе применять рекомендации по расчету НМЦК, которые утверждены Минэкономразвития РФ приказом от 02.10.2013 N 567.

Если закупаемые препараты являются лекарственными средствами из перечня ЖНВЛП, то при расчете НМЦК следует заострить внимание, чтобы цены, которые предлагают потенциальные участники (а, соответственно, и расчетные цены за единицу продукции) не была выше предельных отпускных цен производителей (далее — ПОЦП) + оптовых региональных надбавок + НДС (10%).

2. Тарифный метод расчета НМЦК.

Когда предметом закупки является лекарственное средство из списка ЖНВЛП, и на запрос поставщиков о предоставлении коммерческого предложения не поступило ответа, заказчик вправе воспользоваться тарифным методом для расчета НМЦК.

Но стоит учитывать, что тарифный метод будет включать в себя ПОЦП + НДС (10%) без учета региональных оптовых надбавок.

Такой же позиции по технологии расчета тарифным методом придерживается Минэкономразвития РФ, публикуя ее в письме от 12.01.2015 №Д28-11. Если вдруг к закупаемому международному непатентованному наименованию с определенными техническими характеристиками подходит несколько торговых наименований, заказчик вправе выбрать как наибольшую, так и наименьшую предельную цену производителя.

3. Иной метод расчета НМЦК .

Читая пункт 12 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ можно увидеть, что при невозможности определения НМЦК другими методами, перечисленными в части 1 ст.22, заказчик имеет право прибегнуть к иным методам расчета. Таким способом, как пример, заказчики могут воспользоваться при условии ограниченного финансировании из вышестоящих бюджетов.

Заказчик рассчитывает НМЦК одним из выше перечисленных методов и в случае, если полученная цена превышает размер выделенных лимитов по данной статье на конкретную закупку, то заказчик уменьшает НМЦК до размера отведенных ассигнований.

Согласно этого же пункта 12 ст.22 заказчик обязан подготовить обоснование невозможности применения других методов расчета начальной (максимальной) цены контракта.

Внимание! Расчет НМЦК с поиском цен и ТЗ для обоснования и документирования закупки доступен в нашем программном обеспечении! Подробнее.

Источник:
http://good-tender.ru/poleznye-stati/426-raschet-nmtsk-pri-zakupke-lekarstvennykh-preparatov