Льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации в результате чернобыльской катастрофы

Льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации в результате чернобыльской катастрофы

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Кроме компенсационных выплат Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон №1244-1) также предусмотрен ряд льгот для граждан, которые подверглись воздействию радиации в результате чернобыльской катастрофы. Основное отличие компенсаций от льгот — компенсации — это дополнительные выплаты, а льготы – преимущества, предоставляемые определенным категориям граждан, например, установка телефона вне очереди, бесплатный проезд на транспорте, дополнительный отпуск и так далее.

Рассмотрим некоторые виды льгот, предусмотренные Законом №1244-1, при предоставлении которых зачастую возникает вопросы, связанные с налогообложением, и их неоднозначное толкование.

Нужно помнить, что статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) к доходам, не подлежащим обложению НДФЛ, отнесены:

«1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья».

Таким образом, суммы, выплачиваемые работникам и не являющиеся компенсациями, являются объектом обложения НДФЛ.

В соответствии со статьей 238 НК РФ не являются объектом налогообложения ЕСН:

«1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья».

Относительно ЕСН существуют две точки зрения. С одной стороны, суммы, не отнесенные к компенсациям, выплачиваются в связи с предоставляемыми гражданам льготами и, следовательно, являются объектом обложения ЕСН. Однако статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что все расходы, связанные с реализацией его положений, финансируются из федерального бюджета и организациям, осуществляющим выплаты своим работникам в рамках Закона №1244-1, их расходы возмещаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, суммы, выдаваемые работникам, как в порядке компенсации, так и в связи с предоставлением льгот, выплачиваются не из средств организации, а в рамках целевого финансирования и не могут быть включены в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Поэтому данные выплаты могут не включаться в налоговую базу по ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ.

Кроме того, остается открытым вопрос об источнике, за счет которого должен быть начислен ЕСН. Суммы ЕСН, начисленные в данном случае, не могут быть включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в налоговом учете и не могут быть отнесены на себестоимость в бухгалтерском. Как правило, ЕСН начисляется за счет того источника, за счет которого произведены выплаты. Выплата денежных сумм в связи с предоставлением льгот осуществляется за счет целевого финансирования из федерального бюджета. Однако, хотя статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что организациям возмещаются «расходы, связанные с реализацией положений Закона» (а суммы начисленного ЕСН являются расходами, связанными с выплатой гражданам сумм в связи с предоставленными льготами), возмещение организациям сумм начисленного и уплаченного ЕСН законодательно не предусмотрено.

Тем не менее, поскольку позиция налоговых органов однозначна – все выплаты, не относящиеся к компенсациям, являются объектом обложения ЕСН. Организация, не начисляющая на эти суммы ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ, должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.

Эта льгота предоставляется:

¨ гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием;

¨ инвалидам вследствие катастрофы;

¨ участникам ликвидации последствий катастрофы.

Доплата производится до момента восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

Начисление доплаты оформляется бухгалтерской проводкой:

Статьей 182 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) такая доплата отнесена к гарантиям, поэтому не считается компенсационной выплатой. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ, согласно которой гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, а компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работниками затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Отнесение этой доплаты к льготам следует из буквального прочтения первого абзаца статьи 15 Закона №1244-1.

Соответственно, сумма доплаты должна включаться в налогооблагаемый доход граждан и с нее должен быть исчислен и удержан НДФЛ.

Относительно начисления ЕСН – смотрите выше.

¨ 21 календарный день (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим в зоне отселения, до их переселения в другие районы — с 26 апреля 1986 года;

¨ 14 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение — с 26 апреля 1986 года;

¨ 7 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда):

ü лицам, работающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, — со 2 декабря 1995 года;

ü лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение, — со 2 декабря 1995 года;

ü лицам, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы), — до 2 декабря 1995 года;

¨ 14 календарных дней:

ü лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

ü инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы;

ü участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986-1987 годах;

ü гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения (статьи 14, 15, 17 Закона №1244-1).

Граждане, занятые на работах в зоне отчуждения, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск, размер которого Законом №1244-1 не установлен.

Начисление оплаты дополнительного отпуска оформляется бухгалтерской проводкой:

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Так как предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска является льготой, суммы оплаты дополнительного отпуска на наш взгляд являются доходом, подлежащим обложению НДФЛ.

Кроме того, в соответствии с Законом №1244-1 гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, гарантируется получение дополнительного оплачиваемого отпуска. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ. Таким образом, оплата дополнительного отпуска является гарантией, не может быть отнесена к компенсационной выплате и, соответственно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке (Письмо МНС Российской Федерации от 6 мая 2004 года №04-2-07/4 «О налогообложении доходов физических лиц»).

Но налоговые органы придерживаются иной точки зрения. По мнению налоговиков, суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного статьями 14 и 19 Закона №1244-1, предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, следует отнести к компенсационным выплатам, связанным с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Исходя из изложенного, по мнению МНС, выплаты по дополнительным отпускам, связанные с возмещением вреда, причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Такая точка зрения изложена в Письме Минфина Российской Федерации от 27 сентября 2004 года №03-05-02-04/23. По мнению Минфина Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого «чернобыльцам» на основании Закона №1244-1, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц как выплаты, производимые в соответствии с действующим законодательством (Письмо Минфина Российской Федерации от 7 августа 2003 года №04-04-06/155).

Исходя из вышеизложенного, организациям, не облагающим дополнительные отпуска «чернобыльцам» налогом на доходы, нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.

Суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам. Статьей 116 ТК РФ предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска, однако предоставление дополнительного отпуска на основании Закона №1244-1 непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях. Следовательно, суммы оплаты дополнительных отпусков не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу. Аналогичного мнения придерживается Минфин Российской Федерации в Письме от 30 сентября 2003 года №04-04-04/109, а также от 23 сентября 2004 года №03-05-02-04/21.

Согласно статье 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией этого Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. В связи с этим считаем, что выплачиваемая организацией работнику сумма денежной компенсации взамен дополнительного отпуска в данном случае не может формировать финансовые результаты деятельности организации, так как подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета. Рассмотрим на примере, как отражаются в бухгалтерском учете данные операции.

Работнику ООО «Феникс» Котову П.К., принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в отчетном месяце предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск 28 календарных дней и на основании его письменного заявления выплачивается денежная компенсация взамен 14 дней дополнительного отпуска в размере 3556 рублей. Котов П.К. имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей:

Читайте также  Загранпаспорт по месту жительства в России: нюансы оформления, нужно ли менять при смене прописки, как сделать и через сколько можно получить?

Источник:
http://www.audit-it.ru/articles/account/stuff/a58/42521.html

Дополнительный отпуск гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

В ТК не нашла о дополнительном отпуске ликвидаторам аварии в Чернобыле существует ли нормативный акт регламентирующий этот вопрос и что в нем прописано по поводу предоставления дополнительного отпуска.

1.Согласно «Закону о социальной защите граждан, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» о № 1244-1 от 19.05.1991 г. Данным работникам предоставляется право использования ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней( п.5 ст.14). Также на данного сотрудника распространяются следующие льготы:

Выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт; — п.6. ст. 14, п.2 ст. 15;

Если работник получил инвалидность — льготы и компенсации приведены ниже, в частности: преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации – п.7. ст. 14
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы
4) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности;
5) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;
6) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;
7) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации.

Статья 15. Возмещение вреда и меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
2) пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, не превышающее максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, независимо от непрерывного стажа работы;

Источник:
http://hr-portal.ru/article/dopolnitelnyy-otpusk-grazhdanam-podvergshimsya-vozdeystviyu-radiacii-vsledstvie-katastrofy

Дополнительные отпуска работникам, пострадавшим от радиоактивного излучения

Последние изменения: Январь 2020

В ст.116 Трудового кодекса РФ дан исчерпывающий перечень дополнительных отпусков, с сохранением зарплаты, предоставляемых сотрудникам по основному месту работы. Практически все перечисленные в этом нормативном акте периоды отдыха подлежат возмещению из средств работодателя. В то же время в РФ есть граждане, подвергшиеся воздействию радиации, которым законодательно определено право на дополнительные отпуска, предоставляемые по месту трудоустройства, но средства для их оплаты выделяются из федерального бюджета.

Кому положен дополнительный отпуск, компенсируемый государством

Нормативно-правовой базой для предоставления права на отдых, оплачиваемый из федерального бюджета стали: Закон РФ № 1244-1 от 15.05.1991 (ред. от 12.11.2018) и Постановление Правительства РФ № 136 от 03.03.2007 (ред. от 06.09.2016).

Согласно этим документам возможностью оформить отпуск по месту работы, который будет оплачен через соцзащиту, могут воспользоваться:

  • граждане, получившие лучевое заболевание в результате чернобыльской катастрофы, ликвидаторы последствий и инвалиды, потерявшие степень трудоспособности по тем же причинам — на 14 суток;
  • лица, в 1986 году и позднее добровольно покинувшие либо эвакуированные из зон отчуждения и отселения – на две недели;
  • сотрудники, проживающие либо работающие, на постоянной основе, в зоне с правом отселения: ранее 02.12.1995 – на 14 дней; позже – на 7 дней;
  • граждане, трудившиеся (проживавшие) в местностях с льготным социально-экономическим статусом до 02.12.1995, и продолжающие работать в той же обстановке – на 7 суток;
  • лица, трудящиеся в зоне отселения в зависимости от времени начала работы: до 2 декабря 1995 года – на 21 день, позже – на 7 дней;
  • сотрудники, получившие дозу облучения в 25 бэр при проведении ядерных испытаний на полигоне Семипалатинска — на две недели.

Порядок оформления дополнительного отпуска и выплат за него

Любое право на получение льготы необходимо подтверждать документально. Поэтому чтобы воспользоваться возможностью дополнительного отдыха, сотрудник должен составить письменное заявление о предоставлении дополнительного отпуска и приложить к нему справку, подтверждающую право на льготу или копию удостоверения.

В организации издается приказ установленной формы, с которым работника знакомят под подпись.

Для получения выплат за использованный отпуск гражданину необходимо явиться в соцзащиту, по месту жительства, и предоставить следующий перечень документов:

  1. Паспорт лица, претендующего на льготу.
  2. Заявление установленной формы, в котором указываются реквизиты получателя денежных средств.
  3. Оригинал или заверенная установленным порядком копия удостоверения, подтверждающие право на получение льготы.
  4. Подписанная работодателем и главным бухгалтером, заверенная печатью, справка о среднемесячной заработной плате.
  5. Копия приказа о предоставлении дополнительного отпуска.

В РФ законодательно определен порядок оплаты всех видов отпусков. Заработная плата за период отсутствия на рабочем месте по указанным основаниям должна поступить на лицевой счет работника или выдаться на руки за 3 дня до начала отдыха. За нарушения сроков выплаты отпускных работодателей привлекают к административной ответственности. Но в связи с тем, что компенсации за чернобыльский отпуск вносятся из федерального бюджета и, как правило, после фактического отдыха, поэтому такие выходные можно оформить, с согласия работодателя, даже накануне.

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

Источник:
http://zakon-dostupno.ru/otpusk/dopolnitelnyj-otpusk-grazhdan-podvergshixsya-vozdejstviyu-radiacii/

Дополнительный отпуск ликвидаторам и пострадавшим от аварии на ЧАЭС

Дополнительный оплачиваемый отпуск ликвидаторам и пострадавшим от аварии на ЧАЭС предоставляется в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой статьи 18, пунктом 4 части второй статьи 19 и пунктом 2 части второй статьи 20 Закона РФ N1244-I от 15.05.1991 “О социальной защите граждан, которые подверглись воздействию радиации в результате аварии на ЧАЭС”, в дальнейшем по тексту – Закон N 1244-I.

Большинство людей, пострадавших от катастрофы в Чернобыле, имеют право на ежегодный дополнительный отпуск, продолжительность которого составляет 14 дней.

Однако количество дней дополнительного отпуска варьируется от 7 до 21 дня в зависимости от категории граждан, претендующих на компенсацию ущерба.

В соответствии с пунктом 5 части первой статьи 14 право на использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней имеют:

  • Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
    • граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
    • военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
    • граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
    • граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.

В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 18 право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, продолжительностью в зависимости от времени проживания (работы):

  • с 26 апреля 1986 года — 14 календарных дней;
  • со 2 декабря 1995 года — 7 календарных дней

с выплатой единовременной компенсации на оздоровление имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.

В соответствии с пунктом 4 части второй статьи 19 право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, продолжительностью семь календарных дней имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года.

В соответствии с пунктом 2 части второй статьи 20 право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, продолжительностью в зависимости от времени проживания (работы):

  • с 26 апреля 1986 года — 21 календарный день;
  • со 2 декабря 1995 года — 7 календарных дней

с выплатой единовременной компенсации на оздоровление имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставления единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в дальнейшем по тексту — Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 136.

Читайте также  Необходимо ли вынесение проекта коллективного договора на утверждение общего собрания работников?

Чернобыльский отпуск относится к особому виду дополнительного отпуска и для его оформления необходимо не только написать заявление своему работодателю, но и обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

В соответствии с пунктом 2 Правил Получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставлении единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском, с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации. К заявлению прилагаются следующие документы:

  • копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки;
  • справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером и заверенная печатью. Для получения единовременной компенсации справка должна содержать сведения о периоде работы получателя в организации на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.

Таким образом, особенностью дополнительного отпуска чернобыльцам является то, что его оплачивает не работодатель, а местный орган социальной защиты населения за счет средств федерального бюджета.

Новости по теме

Виды и продолжительность отпусков, предоставляемых инвалидам (в том числе «чернобыльцам»). По общему правилу продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска для большинства работников составляет 28 календарных дней (ст. 114 ТК РФ).

Источник:
http://socialnaya-podderzhka.ru/mery_socialnoj_podderzhki/mery_socialnoj_podderzhki_grazhdan_postradavshih_ot_katastrofy_na_chernobylskoj_ajes/dopolnitelnyj_otpusk_likvidatoram_i_postradavshim_ot_avarii_na_chajes/

Оплата дополнительного отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС В избранное

Администрации районов Санкт-Петербурга
  • МФЦ
  • Традиционный способ

Общее описание

Дополнительный отпуск продолжительностью предоставляется гражданам, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в зависимости времени проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения:

  • с 26.04.1986 — 14 календарных дней;
  • с 02.12.1995 — 7 календарных дней;

Оплата дополнительного оплачиваемого отпуска назначается в соответствии с распоряжением администрации района Санкт‑Петербурга (Администрация) о включении гражданина в соответствующий список получателей.


Полное наименование:

Результат предоставления услуги

  1. Принятие решения Администрацией о включении заявителя в список получателей оплаты дополнительного отпуска, оформленное распоряжением о включении в список, либо об отказе в предоставлении государственной услуги. Территориальный орган Федерального казначейства на основании списков перечисляет средства в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.
  2. Направление заявителю уведомления о принятом Администрацией решении о включении в список (отказе во включении) получателей оплаты.

Срок предоставления услуги

Не позднее 8 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми для предоставления государственной услуги документами.

I. Получатели государственной услуги:

  1. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  2. Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
    • граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
    • военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
    • граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
    • граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
  3. Граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
  4. Военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно‑подъемный, инженерно‑технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
  5. Лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждении.
  6. Граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие».
  7. Младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений).
  8. Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Представители граждан, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Законные представители (опекуны, попечители) граждан, имеющих право на получение государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Лично либо через представителя обращается в отдел социальной защиты населения (ОСЗН) Администрации.
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. Получает расписку о приеме документов.
  4. В случае принятия Администрацией решения об отказе получает письмо об отказе с указанием причины отказа и порядка его обжалования.
  5. В случае принятия Администрацией положительного решения получает уведомление о включении в список получателей компенсации.

Основание для отказа в предоставлении государственной услуги — отсутствие в комплекте документов, необходимых для предоставления государственной услуги, сведений, определяющих право на получение государственной услуги.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Специалист ОСЗН Администрации, ответственный за прием комплекта документов:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Устанавливает личность заявителя и его полномочия.
  3. Консультирует заявителя о порядке оформления заявления по форме и проверяет правильность его оформления. По просьбе заявителя, не способного по состоянию здоровья либо в силу иных причин собственноручно оформить заявление, заявление может быть оформлено специалистом ОСЗН, ответственным за прием документов, о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  4. Определяет необходимость и способ информирования заявителя о принятом Администрацией решении по предоставлению государственной услуги в устной либо письменной форме, в том числе через МФЦ, согласно волеизъявлению заявителя в соответствии с отметкой в заявлении.
  5. Проверяет сведения в автоматизированной информационной системе «Электронный социальный регистр населения Санкт‑Петербурга» (ЭСРН).
  6. Дополняет представленный комплект документов (в случае необходимости) сведениями в ЭСРН.
  7. Проверяет наличие документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню необходимых документов.
  8. Определяет необходимость осуществления межведомственных запросов в исполнительные органы государственной власти (организации) Санкт‑Петербурга, исполнительные органы государственной власти (организации) субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти (организации), местные администрации муниципальных образований (в том числе иных субъектов Российской Федерации), о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  9. В случае необходимости направления межведомственных запросов о предоставлении необходимых сведений (документов), а также получения ответов на них — передает копию заявления с отметкой о необходимости подготовки межведомственных запросов специалисту Администрации, ответственному за подготовку и направление межведомственных запросов, а также получение ответов на них.
  10. Ксерокопирует документы (в случае необходимости) для формирования комплектов документов заявителя, заверяет копии документов.
  11. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  12. Выдает заявителю расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты приема.
  13. В случае предоставления при личном обращении заявителя неполного комплекта документов — делает на заявлении запись «О предоставлении неполного комплекта документов проинформирован». Факт ознакомления заявителя с записью заверяется его подписью. Если при этом заявитель отказался от подачи заявления и потребовал возврата предоставленных документов, делает на заявлении запись «Настоящее заявление отозвано, документы возвращены заявителю» и возвращает предоставленные заявителем документы.
  14. Передает заявление и комплект документов заявителя для принятия решения специалисту ОСЗН, ответственному за подготовку проекта решения о включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска.

II. Подготовка и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных органов государственной власти и организаций

Специалист Администрации, ответственный за подготовку, направление межведомственных запросов и получение ответов на них:

  1. Определяет состав документов (информации), подлежащих получению по межведомственным запросам, и органы (организации), в которые должны быть направлены межведомственные запросы.
  2. Подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе в форме электронного документа.
  3. При необходимости представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи.
  4. Направляет межведомственные запросы.
  5. Получает ответы на межведомственные запросы.
  6. Анализирует документы (информацию), полученные в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы), на соответствие направленному межведомственному запросу.
  7. Передает полученные документы (информацию), специалисту ОСЗН, ответственному за подготовку проекта решения о включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска (об отказе во включении).

III. Принятие решения о включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска (об отказе во включении)

Специалист ОСЗН, ответственный за подготовку проекта решения о включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска (об отказе во включении):

  1. Осуществляет проверку комплекта документов заявителя.
  2. В случае принятия решения о включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска готовит проект распоряжения Администрации об утверждении списка получателей оплаты дополнительного отпуска.
  3. В случае принятия решения об отказе во включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска готовит проект письма в адрес заявителя об отказе во включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска.
  4. Передает комплект документов, а также проекты распоряжения либо проект письма об отказе главе Администрации для подписи.
  5. После подписания главой Администрации указанных документов направляет копию распоряжения или письмо об отказе заявителю.
  6. Направляет в Комитет по социальной политике Санкт‑Петербурга списки граждан получателей оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, утвержденные распоряжением, для последующего предоставления единых списков получателей мер социальной поддержки в Управление Федерального казначейства по Санкт‑Петербургу.
  7. Формирует комплект документов получателя и направляет его в Санкт‑Петербургское государственное казённое учреждение «Городской информационно‑расчетный центр» для внесения сведений в ЭСРН.
Читайте также  Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные документы:

  1. Заявление о предоставлении оплаты дополнительного отпуска по форме.
  2. Паспорт гражданина Российской Федерации либо иной документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации:
    • паспорт гражданина Российской Федерации;
    • документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации (в случае если заявителями выступают иностранные граждане, беженцы, лица без гражданства), Федеральным законом от 25.07.2002 №115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в случае если заявителями выступают иностранные граждане, беженцы, лица без гражданства), указами Президента Российской Федерации от 21.12.1996 №1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», от 14.11.2002 №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», от 13.04.2011 №444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 19.02.1993 №4528‑1 «О беженцах»;
    • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;
    • иные документы, удостоверяющие личность в соответствии с действующим законодательством.
  3. Удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки (в случае получения удостоверения на территории Санкт‑Петербурга представление заявления не требуется).
  4. Справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью.

II. Дополнительные документы (при обращении представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги):

  1. Документ, удостоверяющий личность представителя.
  2. Документ, оформленный в соответствии с действующим законодательством, подтверждающий наличие у представителя прав действовать от лица заявителя, и определяющий условия и границы реализации права представителя на получение государственной услуги, либо
  3. Документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, решение органа опеки и попечительства об установлении опеки и попечительства).

Источник:
http://gu.spb.ru/188065/traditional/

Дополнительный отпуск чернобыльцам

Вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС пострадало немало граждан бывшего Советского Союза, как находившихся на момент аварии на электростанции и зоне, подвергшейся радиоактивному заражению, так и принимавших участие в ликвидации последствий.
Остановимся подробнее, как сегодня, спустя многие годы, государство оказывает социальную поддержку продолжающим трудиться людям, оказавшимся под влиянием неблагоприятных факторов, кто оплачивает дополнительный отпуск чернобыльцам.

Кому положен дополнительный отпуск?

С целью защиты прав и интересов людей, которые были подвержены радиоактивному воздействию после взрыва атомного реактора, был издан закон № 1244-1, нормы его актуальны с последними изменениями от 02.12.2019.

В зависимости от степени причинения вреда здоровью от последствий Чернобыльской катастрофы выделяют несколько категорий, имеющих право получать социальные гарантии и материальное возмещение для прохождения лечения, оздоровление. Одной из льгот является доп отпуск ЧАЭС, продолжительность которого напрямую зависит от того, к какой категории чернобыльцев относится работник.

Согласно трудовому законодательству, помимо обязательных оплачиваемых дней оплачиваемого отдыха, не менее 28 календарных дней, работодатель обязан предоставлять при определенных обстоятельствах дополнительно отпуск:

  • с сохранением среднего заработка, за неиспользование которого при увольнении выплачивается денежная компенсация;
  • социального характера, когда по желанию сотрудника он может быть приурочен к ежегодному отпуску по графику или взят отдельно, но не переносится на следующий календарный год.

Законодательное определение категорий граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы

Условия предоставления отпуска для разных категорий чернобыльцев

Поскольку отпуск для чернобыльцев в России предусмотрен как социальная гарантия, разберемся, кто попадает в категорию лиц, имеющих на него право.

по долгу воинской службы выполняющие обязанности в чернобыльской зоне отчуждения

Особенности предоставления отпуска чернобыльцам

Условно все категории граждан, которые были подвержены воздействию радиоактивного излучения, делят на 4 категории.

Лицам, входящим в 1, 2 категорию, дополнительный отпуск обязаны оплатить из расчета среднего заработка. Предоставляется такой отдых по желанию сотрудника – когда ему удобно.

Двум другим категориям чернобыльцев дополнительное время для отдыха должны представить по письменному заявлению, но за свой счет.

Право на получение отпуска для чернобыльцев в России не зависит от общего страхового стажа и непрерывной работы у данного работодателя. Причем, если во время такого оплачиваемого дополнительного отдыха работник заболеет, отпуск должны продлить или перенести на другой период.

При прекращении трудовых отношений по собственному желанию, сотрудник может подать письменное обращение с просьбой предоставить ему чернобыльский отпуск с последующим увольнением. Этот срок будет зачтен в двухнедельный период обязательной отработки, после уведомления руководителя о принятом решении прекратить работу.

Компенсация за неиспользованные дни оплачиваемого чернобыльского дополнительного отдыха, гарантированного законом лицам, пострадавшим при ликвидации аварии или ее последствий, выплачивается при увольнении вместе с расчетными в последний день выполнения трудовых обязанностей.

Поскольку отпуск дается для восстановления здоровья, так же как и дополнительные дни отдыха, положенные за вредные условия труда, не могут быть замены во время продолжения трудовых отношений эквивалентной денежной компенсацией.

Денежная компенсация за неиспользованный чернобыльский отпуск возможна только в случае увольнения

Порядок оформления дополнительного отпуска

Отпуск должен быть оформлен документально письменным распоряжением работодателя с указанием его начала и окончания. С приказом, под роспись, обязаны ознакомить работника, имеющего право на данную льготу.

Основанием предоставления дополнительного отдыха чернобыльцу служит письменное от него заявление.

Примечание. При составлении графика очередности предоставления очередного ежегодного отпуска, категории лиц, пострадавших от последствий ЧАЭС, которых относят к 1, 2 категории, могут приурочить дополнительные дни отдыха к основному отпуску.

Если работнику положены оплачиваемые дни чернобыльского отпуска, выплаты производят, как того требует закон – за 3 дня до начала отдыха.

Пакет документов для получения льгот

Лица, проживавшие или направленные в Чернобыльскую зону, принимавшие участие ликвидации аварии, ее последствий, имеют соответствующие удостоверения, подтверждающие льготный статус.

Для получения доп. отпуска и других льгот необходимо предоставить чернобыльское удостоверение

Как правило, при трудоустройстве на работу, в кадровую службу передают:

  • копии документов, удостоверяющих личность;
  • трудовую книжку (при ее наличии);
  • копии дипломов и удостоверений о наличии должного уровня образования и квалификации;
  • копию чернобыльского удостоверения, согласно которому работодатель сможет планировать предоставление отпуска.

Поскольку отпуск может быть как оплачиваемый, так и за свой счет, необходимо подтвердить право на ту или иную льготу, для чего достаточно:

  • удостоверения о признании группы инвалидности, как следствие лучевой, прочих болезней, вызванных повышенной дозой радиоактивного облучения;
  • нагрудного знака, выданного ликвидаторам аварии или соответствующего удостоверения;
  • паспорта, если во время трагедии на ЧАЭС человек был прописан по месту жительства в зоне катастрофы.

Кто оплачивает дополнительный отпуск?

Отпускные чернобылец получает через кассу предприятия, или деньги перечисляют на его расчетный счет кредитной организации. Но, оплата льгот чернобыльцев происходит из федерального бюджета.

Для возмещения затрат оплаты отпускных лицам, имеющим право на дополнительный оплачиваемый отдых, в органы социальной защиты населения по месту регистрации юридического лица, работодатель направляет:

  • бухгалтерскую справку с расчетом суммы выплаченных отпускных;
  • заверенную должным образом копию приказа о предоставлении дополнительных дней чернобыльского отпуска, с уточнением его продолжительности и ссылкой на нормы закона;
  • копии документов, подтверждающих право человека на льготный отпуск;
  • реквизиты для перечисления денежных средств на счет организации.

Если говорить о том, кто оплачивает чернобыльский отпуск работающим, в конечном итоге делаем вывод – государство берет эти расходы на себя.

Образец заявления на предоставление чернобыльского отпуска

Специальных бланков для заполнения письменного обращения с просьбой предоставления дополнительного отпуска льготникам не существует. Документ составляют произвольно, можно написать разборчивым почерком от руки или распечатать средствами современной оргтехники, обязательно удостоверив подписью заявителя.

Обычно образцы подобного рода обращений имеются в кадровой службе.

Примерный образец заявления

Пишут заявление, соблюдая общие правила деловой переписки:

  • правая верхняя часть документа – его «шапка», где указывают должность первого руководителя, фамилию, инициалы имени, отчества и данные заявителя, уточнив полностью ФИО, занимаемую должность, льготную категорию;
  • посередине новой строки – заглавие («Заявление» или «Заявление на дополнительный отпуск»);
  • переходят к текстовой части – по существу выражают просьбу получить положенные дни дополнительного отпуска, период желаемого отдыха, ссылку на нормы закона;
  • отдельным списком перечисляют копии приложенных документов, подтверждающих право получить оплачиваемые или неоплачиваемые дни отдыха на определенный период;
  • ставят дату и личную подпись, рядом расшифровав фамилию, инициалы имени, отчества.

Правовое обоснование получения чернобыльского отпуска

Законом РФ № 1244-1, изданным 15.05.1991, закреплены основные меры, принимаемые государством для осуществления социальной защиты прав и интересов граждан:

  • проживающих в чернобыльской зоне на момент катастрофы;
  • пострадавших во время аварии и ликвидации последствий.

Здесь же законом определены:

  • источники финансирования льгот и компенсаций, предоставляемых чернобыльцам;
  • критерии льготных категорий (от степени воздействия вредных факторов, полученных увечий, ставших причиной инвалидности, периода пребывания в зоне повышенной радиации).

Трудовые правоотношения наемных рабочих с работодателями регулируются ТК РФ, где в ст. 116, законодатель предусматривает предоставление ежегодных дополнительных отпусков с оплатой среднего заработка в ситуациях, оговоренных кроме Трудового кодекса, другими федеральными законами.

Право на предоставление работодателем бесплатного дополнительного отдыха чернобыльцам дано согласно ч. 6 ст. 128 ТК РФ.

Источник:
http://urist-bogatyr.ru/article-item/dopolnitelnyy-otpusk-chernobylcam/