Как внести изменение в статьи расходов по президентскому гранту

Как внести изменение в статьи расходов по президентскому гранту

Дата публикации 18.05.2020

Сотрудница филиала научно-исследовательского учреждения выиграла президентский грант. Заключено двустороннее соглашение о получении гранта в форме субсидии из федерального бюджета между Минобрнауки России, которому доведены лимиты бюджетных обязательств в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ, и головным учреждением (институтом). Грант предоставляется на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки для материальной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук в целях реализации Указа Президента РФ от 09.02.2009 № 146. Ученый (руководитель проекта) — сотрудница филиала.

Сметой по гранту предусмотрено использование накладных расходов в размере 7%. Накладные расходы выделены в перечне затрат к соглашению отдельной суммой без расшифровки. Между институтом и ученым — руководителем проекта заключается договор по организационно-финансовому и техническому сопровождению гранта, составляется смета. На основании договора эта сумма выделяется в доход института по коду 130. Накладные расходы в соответствии со сметой включают возмещение услуг связи, зарплату сотрудников администрации, участвующих в сопровождении гранта, командировочные расходы.

Головное учреждение перечислило грант филиалу. В филиале сделана проводка по дебету счета 2 201 11 510 и кредиту счета 2 304 04 510. Какой корреспонденцией счетов выделяются накладные расходы филиала в размере 7% согласно смете? Облагается ли сумма накладных расходов НДС 20%?

Гранты — денежные и иные средства, которые передаются безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ).

По общему правилу поступление и расходование грантов отражается в рамках вида финансового обеспечения (деятельности) 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)» (письмо Минфина России от 22.12.2016 № 02-07-10/77351). Однако из этого правила есть исключения.

Гранты могут учитываться и по КФО 5 в рамках субсидий на иные цели. Согласно п. 4 ст. 78.1 БК РФ гранты в форме субсидий предоставляют уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления по итогам проводимых конкурсов, а также органы исполнительной власти (местного самоуправления). Главное условие при квалификации гранта в качестве субсидии на иные цели — требование о контроле за использованием гранта органом-учредителем (п. 4 письма Минфина России от 30.08.2013 № 02-13-09/35843).

В письме Минфина России от 20.09.2019 № 02-05-10/72629 также сказано, что для отражения поступлений грантов в форме субсидии в соответствии со ст. 78.1 БК РФ в зависимости от цели предоставления грантов применяются соответствующие коды вида финансового обеспечения 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), 5 — субсидии на иные цели.

На сайте Пермского филиала ИЭ УрО РАН указано, что функции и полномочия учредителя Центра от имени Российской Федерации осуществляет Минобрнауки России. Поэтому грант, полученный от Минобрнауки России и перечисленный филиалу от головного учреждения, может быть учтен по КФО 5. В такой ситуации орган-учредитель перечисляет субсидию учреждению с применением КВР 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели» (п. 48.6.1.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, далее — Порядок № 85н).

Если грант отражен в учете Минобрнауки России по КВР 613 «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям», то учреждение и филиал учитывают средства гранта по КФО 2. Этот момент необходимо уточнить у учредителя и при необходимости уточнить учетные данные по применению КФО.

Для учета расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними предназначен счет 304 04 «Внутриведомственные расчеты» (п. 276 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

Следовательно, в бухгалтерском учете филиала бюджетного учреждения поступление гранта отражается записью:

Дебет 2(5) 201 11 510, увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 510) Кредит 2(5) 304 04 510 — поступил грант от головного учреждения (п. 72 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее — Инструкция № 174н).

Из вопроса следует, что между исследовательским центром и ученым — руководителем проекта заключается договор по организационно-финансовому и техническому сопровождению проекта, выполняемого в рамках гранта. Как правило, на основании такого договора учреждение предоставляет ученым необходимые условия для реализации проекта. При этом учреждение за такую услугу может получать плату в виде части гранта (компенсацию накладных расходов).

Накладные расходы — это расходы по созданию учреждением необходимых условий для выполнения проекта членами научного коллектива. Конкретные направления их использования учреждение устанавливает самостоятельно.

Возможность самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами является основанием для их учета в качестве доходной операции в рамках КФО 2. Учитывая, что условия для реализации проекта предоставляются ученым на основании договора, полагаем, что накладные расходы в этом случае могут быть квалифицированы в качестве дохода от оказания услуг.

Доходы от оказания платных услуг, работ отражаются по подстатье 131 КОСГУ (п. 9.3.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н) и статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.3 Порядка № 85н). Для учета расчетов по доходам от оказания платных услуг (работ) предназначен счет 205 31 (п. 199 Инструкции № 157н, п. 93 Инструкции № 174н).

Списание расходов за счет гранта отражается в соответствии с п. 153 Инструкции № 174н. Выделение накладных расходов не поименовано в перечне затрат Порядка № 209н. Полагаем, что такие расходы могут быть отражены по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ как расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенные на подстатьи 221 — 225, 227 — 229 КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Если грант учтен по КФО 5, выделение накладных расходов отражается записями:

Дебет КРБ 5 401 20 226 Кредит КРБ 5 302 26 732 — начислены накладные расходы за счет гранта (п. 153 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 205 31 562 Кредит КДБ 2 401 10 131 — начислен доход учреждения в сумме вознаграждения (п. 109 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 5 302 26 832 Кредит КИФ 5 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 226) — перечислены с отдельного лицевого счета на лицевой счет, открытый подразделению, суммы в размере накладных расходов за счет гранта (п. 73 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ 2 201 11 510, увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 131) Кредит КДБ 2 205 31 662 — поступили денежные средства в сумме вознаграждения на лицевой счет (п. 72 Инструкции № 174н).

Если грант учтен по КФО 2, выделение накладных расходов отражается записями:

Дебет КРБ 2 401 20 226 Кредит КРБ 2 302 26 732 — начислены накладные расходы за счет гранта (п. 153 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 205 31 562 Кредит КДБ 2 401 10 131 — начислен доход учреждения в сумме вознаграждения (п. 109 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 302 26 832 Кредит КДБ 2 205 31 562 — произведен зачет накладных расходов (п. 94 Инструкции № 174н).

Накладные расходы целесообразно рассматривать в качестве дохода от оказания услуг. Следовательно, такие услуги облагаются НДС в общем порядке на основании п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 162 НК РФ.

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Источник:
http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/18_05_2020_%EF%F0%E5%E7%E8%E4%E5%ED%F2%F1%EA%E8%E9%20%E3%F0%E0%ED%F2%20%F1%EE%F2%F0%F3%E4%ED%E8%EA%F3.htm

Организация получила грант

Целевые средства в виде грантов учреждают российские или иностранные компании и граждане для проведения различных программ, мероприятий, исследований. О том, как учитывать гранты и какие с них платить налоги, – читайте в статье.

Грант – это деньги или другое имущество, которые грантодатели безвозмездно и безвозвратно передают гражданам либо организациям на определенных условиях. Как правило, гранты выделяют на проведение научных исследований по конкретной проблеме, программ в сфере образования, искусства, охраны природы и т. д. Целью финансирования также может быть награждение лауреатов викторин, конкурсов, олимпиад. Победа в них зависит от того, насколько значима для общества или грантодателя программа, предложенная претендентом, или он сам.

Сколько «стоит» грант

В основе «стоимости» гранта лежит смета расходов на проведение данной программы. При ее составлении нужно обосновать потребность в материальных, трудовых, технических ресурсах, программных средствах и т. д. Зачастую к сотрудничеству необходимо привлечь сторонние организации. Например, если у вас нет «образовательной» лицензии, а в программу заложено обучение участников, или когда необходимо перевозить людей к месту проведения занятий, что также невозможно без лицензии.

Так, например, может выглядеть смета расходов по гранту фирмы, которая планирует обучение сотрудников основам законодательства в области внешней торговли (таблица 1).

Таблица 1. Смета расходов по гранту

Налоги

Налог на прибыль. Имущество (в том числе деньги), полученное в рамках целевого финансирования, не учитывают при расчете налога на прибыль. Но только при одновременном выполнении ряда условий (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):
– грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;
– грантодателем является резидент России, иностранная или международная организация из перечня, утвержденного постановлением Правительства России от 24 декабря 2002 г. № 923;
– грант предоставлен для проведения программ в сфере образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (по направлениям СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды. Сюда же входят программы по защите прав и свобод человека, а также проведение конкретных научных исследований;
– грант использован строго по целевому назначению.

Гранты, не удовлетворяющие хотя бы одному из названных требований, облагают налогом на прибыль.

Компании, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования. Ведь при отсутствии такого учета средства гранта считаются подлежащими налогообложению с даты их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

НДС. Гранты не облагают НДС, если их получение не связано с оплатой товаров (работ, услуг). Поэтому входной налог к вычету не принимают. Его списывают за счет средств целевого финансирования.

ЕСН. Поскольку работы по гранту финансируются за счет целевых средств, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Следовательно, можно не начислять ЕСН на зарплату исполнителей целевой программы на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса. Однако это было бы несправедливо по отношению к таким исполнителям. В Минфине России считают, что единый соцналог с их заработка следует начислить (письмо от 8 ноября 2006 г. № 03-05-02-04/172).

Читайте также  Заявление о зачете налога с одного КБК на другой

Если фирма будет привлекать для выполнения целевой программы людей, работающих по гражданско-правовым договорам, то сможет сэкономить часть ЕСН, уплачиваемую в ФСС.

Налог на доходы физлиц. Организация, которая выдает лауреатам конкурса призы, является налоговым агентом по НДФЛ. Полученный приз, подарок, премию облагают налогом по ставке 13 процентов (письмо ФНС России от 2 марта 2006 г. № 04-1-03/ 115).

Однако если денежное поощрение выдано для поддержки науки, культуры и т. д. организацией, упомянутой в постановлении Правительства РФ от 5 марта 2001 г. № 165, удерживать налог не нужно (п. 6 ст. 217 НК РФ).

По окончании года фирма, выдавшая лауреату грант, должна подать в свою налоговую инспекцию сведения о доходах по форме № 2-НДФЛ. Она утверждена приказом ФНС России от 13 октября 2006 г. № САЭ-3-04/706@.

Бухгалтерский учет

Целевые поступления, в том числе гранты, учитывают на счете 86 «Целевое финансирование». Получение грантов отражают по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Учет использования средств грантов ведут по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами: 20 или 26 – при направлении средств на содержание некоммерческой организации; 83 – при использовании целевых средств на инвестиции; 98 – при использовании коммерческой фирмой бюджетных средств на финансирование расходов и т. п. Порядок списания целевых средств у коммерческой и у некоммерческой организации различается.

В коммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер коммерческой организации должен сделать проводку:
Дебет 86 Кредит 98
– сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов.

По мере начисления амортизации на эти основные средства или нематериальные активы делают записи:
Дебет 20 (25, 26. ) Кредит 02 (05)
– начислена амортизация основных средств (нематериальных активов);
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования включены в состав прочих доходов организации.

После отпуска материально-производственных запасов в производство или использования для нужд организации сделайте проводку:
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.

Аналогичные записи сделайте при начислении заработной платы, единого социального налога и других расходов, покрываемых за счет целевых средств.

В некоммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию средства целевого финансирования списывают так:
Дебет 86 Кредит 83
– средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала.

Если средства получены для финансирования текущих расходов, бухгалтер должен отразить их использование так:
Дебет 86 Кредит 20 (26)
– списаны средства целевого финансирования, израсходованные для осуществления текущей деятельности.

Аналитику по счету 86 «Целевое финансирование» формируют по направлению средств и источникам их поступления.

Покажем на примере, как учитывать поступление и расходование гранта на осуществление конкретной программы.

Пример
Завод выиграл грант в сумме 948 400 руб. на ремонт очистных сооружений. За счет этих средств будут профинансированы такие расходы как:
– зарплата ремонтных рабочих (включая ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в сумме 500 000 руб.;
– ремонтные материалы стоимостью 448 400 руб. (в т.ч. НДС – 68 400 руб.).
Бухгалтер завода сделал в учете записи:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86
– 948 400 руб. – отражен грант в составе целевых поступлений;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
– 948 400 руб. – получен грант;
Дебет 60 Кредит 51
– 448 400 руб. – оплачены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 10 Кредит 60
– 380 000 руб. – куплены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 19 Кредит 60
– 68 400 руб. – учтен НДС по материалам;
Дебет 20 Кредит 10
– 380 000 руб. – переданы материалы для проведения ремонта;
Дебет 20 Кредит 70, 68, 69
– 500 000 руб. – начислена зарплата с ЕСН и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ремонтным рабочим;
Дебет 86 Кредит 98
– 880 000 руб. (500 000 + 380 000) – стоимость ремонта очистных сооружений отражена в составе доходов будущих периодов;
Дебет 86 Кредит 19
– 68 400 руб. – списан НДС по материалам за счет гранта;
Дебет 98 Кредит 91-1
– 880 000 руб. – стоимость ремонта включена в состав прочих доходов;

Отчетность по гранту

Прежде всего, за полученный грант надо отчитаться перед грантодателем. Он вправе требовать промежуточных отчетов о выполнении сметы. Если стороны специально это не оговаривали, то отчетность составляют в произвольной форме. Это могут быть, например, распечатки бухгалтерских регистров по 86 счету.

Сам по себе отчет мало чего стоит без подтверждающих документов. Для обоснования получения и оплаты услуг сторонних организаций приложите к отчету копии договоров с соисполнителями, актов выполненных работ, счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую оплату этих работ.

О получении и расходовании средств необходимо поставить в известность и налоговые органы. Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций (см. таблицу 2).

Таблица 2. Заполнение листа 07 декларации по налогу на прибыль

Источник:
http://www.buhgalteria.ru/article/organizatsiya-poluchila-grant

Образец сметы проекта на президентский грант

Для составления сметы используется кассовый метод: все расходы учитываются в бюджете (и в дальнейшем в отчетах) по мере выплаты денежных средств.

Смета должна строго соответствовать содержательной части проекта. При изменении содержательной части проекта следует проверить бюджет на необходимость корректировок.

Смета должна отвечать требованиям реалистичности, обоснованности, прозрачности, целевого использования, эффективности и полноты.

Низкие оценки различных заявок часто были связаны с размером запрашиваемых средств. В конкурсе президентских грантов не работает метод «проси больше – дадим меньше». Чем больше денег просила организация, тем более жесткой оценке подвергалась ее заявка.

При оценке сметы проекта эксперты будут руководствоваться следующими критериями:

  • реалистичностью бюджета проекта и обоснованностью планируемых расходов на реализацию проекта;
  • соотношением планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, адекватностью, измеримостью и достижимостью таких результатов;
  • собственным вкладом организации и дополнительными ресурсами, привлекаемыми на реализацию проекта.

Оплату услуг сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей за счет средств гранта следует планировать в размере не более 30% от запрашиваемой суммы гранта. В указанную величину не включаются офисные расходы, аренда помещений, иного имущества и имущественных прав, расходы на проезд, проживание, питание в составе командировочных расходов и расходов на проведение мероприятий.

Если Ваша организация планирует участвовать в конкурсе Фонда Президентских грантов или уже участвует в нем, то мы готовы сделать для Вас прогноз оценок по баллам совершенно бесплатно. Экспертиза производится сертифицированными специалистами по социальному проектированию.

Предоставляем письма на информационную поддержку проектов.

С НКО, особенно с теми, кто реализует гранты, мы можем заключить соглашение. В этом соглашении мы оцениваем стоимость предоставляемых бесплатно услуг. Эту стоимость Вы можете включить в бюджет своего проекта, как привлеченные средства партнера. Это повышает Ваш собственный вклад в проект. Аналогично тому, как Вы включаете труд добровольцев.

Пишите на armir@mail.ru

Софинансирование указывается только в части софинансирования представляемого на конкурс проекта (не должно включать финансирование всей текущей деятельности организации, например, аренды всего помещения, используемого для размещения всего персонала организации).

Заработная плата работников по проекту устанавливается с учетом средней заработной платы в соответствующем регионе, при этом рекомендуется определить уровень оплаты труда таким образом, чтобы средняя заработная плата персонала проекта не превышала 48 тысяч рублей в месяц на одного работника (в части, финансируемой за счет средств гранта).

Источник:
http://apsp.pro/obrazec-smety-proekta/

Учет операций по получению и расходованию грантов РФФИ

Гранты – это денежные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»). Бюджетное учреждение на основании тройственного договора, заключенного между ним, Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и грантополучателем, участвует в реализации научных проектов. В статье мы поговорим о действиях, совершаемых учреждением при реализации научных проектов, а также о бухгалтерском учете операций, выполняемых учреждением в рамках данного договора.

Отношения между учреждением, физическим лицом – грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным между участниками правоотношений в соответствии с нормами законодательства РФ. Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014 (далее – Правила), установлены действия грантополучателя, учреждения и фонда на этапе реализации проекта (разд. 3 Правил). Рассмотрим действия грантополучателя и учреждения, представив их в форме таблицы.

Документальное оформление расчетов

С учетом изложенного перечисление денежных средств грантополучателю – физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы учреждения, так же как и поручения на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, следует установить локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом – получателем гранта и бюджетным учреждением (Письмо Минфина РФ от 23.07.2015 № 02‑07‑10/42612).

Грантополучатель поручил учреждению заключить договор с контр­агентом на проведение монтажных работ.

Документами, подтверждающим факт расходования денежных средств в этой ситуации будет распоряжение грантополучателя, составленное в письменной форме на заключение договора с организацией, договор на выполнение работ, акт выполненных работ, составленный в произвольной форме, но содержащий все обязательные реквизиты. Внутренними локальными актами учреждения устанавливается, у кого (у учреждения или грантополучателя) хранятся подлинники документов-оснований (договоры, первичные учетные документы), подтверждающие правомерность совершения расходования средств гранта. Распоряжения грантополучателя, составленные в письменной форме, должны храниться у учреждения, поскольку являются документами, подтверждающими выполнение учреждением условий договора, заключенного между ним, РФФИ и грантополучателем.

Грантополучатель поручил учреждению выдать ему денежные средства в размере 5 000 руб. на приобретение материалов, необходимых для проведения исследования.

Поручение на выдачу наличных денежных средств из кассы учреждения на совершение расходования средств в рамках проводимого исследования оформляется в письменной форме и прикладывается к расходно-кассовому ордеру. Документы, подтверждающие приобретение материалов (товарные накладные (ф. Торг-12), кассовые чеки, товарные чеки и др.), если это установлено внутренним локальным актом учреждения, могут:

  • прилагаться к авансовому отчету, составленному грантополучателем и храниться в учреждении;
  • представляться в бухгалтерию учреждения без оформления авансового отчета, и уже бухгалтер делает на них пометки относительно даты и размера расчетов с грантополучателем по приобретенным материалам;
  • оставаться у грантополучателя.
Читайте также  Наследование нетрудоспособными иждивенцами в 2020 году

Бухгалтерский учет операций

Корреспонденция счетов по получению и использованию средств грантов следующая:

Корреспонденция счетов, приведенная в таблице, в силу норм п. 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н, в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) не отражается (Письмо № 02‑07‑10/42728).

С учетом характера средств (грантополучателями являются физические лица) их использование по своей экономической сущности не является расходами учреждения (Письмо № 02‑07‑10/42728). В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ. Компенсация затрат учреждения на выполнение научного проекта, предусмотренного договором о предоставлении гранта, в случаях, определенных условиями договора, отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Учреждение заключило тройственный договор на участие в реализации научного проекта, по которому грантополучателем является работник учреждения. На лицевой счет учреждения поступил грант в размере 1 000 000 руб. Грантополучатель представил поручение о выдаче ему денежных средств в размере 10 000 руб. на закупку химических реагентов, необходимых для проведения исследования. По правилам, установленным в учреждении, документы, подтверждающие расходы грантополучателя, остаются у него и в бухгалтерию не представляются.

В бухгалтерском учете операции по получению гранта и списанию денежных средств отражаются следующим образом:

По условиям договора, заключенного между РФФИ, грантополучателем и учреждением, последнему выплачивается вознаграждение в размере 20% от суммы гранта – 200 000 руб.

В бухгалтерском учете операции по получению вознаграждения за участие в реализации научного проекта отражаются следующим образом:

Налог на доходы физических лиц

Таким образом, доходы физических лиц – грантополучателей в виде гранта (его части), предоставленного на проведение научных исследований в соответствии с договором, заключенным с фондом, включенным в перечень Правительства РФ, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 6 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 30.03.2015 № 03‑04‑06/17268). В Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602, включен Российский фон фундаментальных исследований, в связи с чем гранты, из этого фонда, не подлежат обложению НДФЛ.

Страховые взносы

В завершение статьи сформулируем следующие выводы:

  1. Отношения между учреждением, физическим лицом – грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным в соответствии с нормами законодательства РФ, Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014.
  2. Средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, отражаются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении» и не являются средствами учреждения.
  3. Расходование средств гранта производится по поручению грантополучателя и отражается с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.
  4. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, устанавливается локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом – получателем гранта и бюджетным учреждением.
  5. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, не подлежат обложению НДФЛ.
  6. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, подлежат обложению страховыми взносами.
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Источник:
http://www.klerk.ru/buh/articles/436559/

Как внести изменение в статьи расходов по президентскому гранту

Грант: как сдать всю отчетность и не сойти с ума

Получить грант – это только начало большого пути. На этом пути возникает множество непредвиденных обстоятельств, которые могут повлечь за собой изменения хода реализации проекта. Как грантодатель может помочь преодолеть сложные ситуации? Как выстроить с ним конструктивные взаимоотношения и не утонуть в отчетности? Этим вопросам было посвящено выступление заместителя генерального директора Фонда президентских грантов Иннокентия Дементьева, прошедшее в рамках Нулевого дня Восточного экономического форума.

О том, что удалось узнать представителям некоммерческих организаций от представителя Фонда президентских грантов, рассказывает Екатерина Придворова. Она приняла участие в организованном в рамках Нулевого дня ВЭФ образовательном дне для НКО в качестве представителя Арсеньевской епархии, в 2018 году выигравшей президентский грант на реализацию проекта «Дальневосточная ярмарка русской культуры «ЗА ВЕРУ ОТЕЧЕСТВО»».

Цель взаимодействия Фонда с грантополучателями – помочь качественно реализовать проект, помочь добиться результатов, заявленных в заявке.

Система сопровождения проектов выглядит так:

1. Сопровождение каждого проекта куратором и финансовым аналитиком. У каждого проекта есть куратор. Куратор – это единственный человек, с которым взаимодействует грантополучатель, «единое окно».

консультирует по вопросам, возникающим при реализации проекта;

осуществляет мониторинг и проверку аналитической отчетности;

оценивает результаты реализации проектов;

передает все вопросы тем или иным людям в Фонде, которые могут помочь их решить. Например, финансовым аналитикам.

Также кураторы проводят образовательные мероприятия в регионах.

· осуществляют мониторинг и проверку финансовой отчетности

· осуществляют мониторинг специального грантового счета

· консультируют по узкоспециализированным финансовым вопросам использования гранта

2. Обучение и информационная поддержка.

3. Управление изменениями. 90% грантополучателей вносят изменения в ходе проекта, поэтому разработана целая система управления изменениями.

4. Осуществление содержательного и финансового мониторинга.

Работа с грантополучателями

Принципы работы Фонда президентских грантов с организациями-победителями:

1. Презумпция добросовестности грантополучателя

2. Индивидуальный подход к каждому проекту: комплексный анализ ситуации для принятия решений по отчетности и расходам. Учет условий реализации проекта при определении требований к подтверждающим материалам.

3. Поддержка грантополучателей.

4. Риск-ориентированный мониторинг: требования к подтверждению выполнения мероприятий проекта зависят от масштаба проекта (чем больше, тем строже требования к подтверждающим материалам). Проверяется целевое назначение платежей на крупные суммы. Также производится оценка репутации организации для формирования «групп риска» в следующих конкурсах (при проверке отчетности Фонд ориентируется на определенные параметры и показатели).

Учеба для победителей

Как строится обучение грантополучателей:

выездные семинары по социальному проектированию с участием кураторов;

вебинары по процедурам заключения договора и реализации проекта;

ежемесячные вебинары по актуальным темам и часто задаваемым вопросам по финансовой отчетности и бухгалтерии;

вебинары по законодательству в сфере НКО;

форумы и конференции (к примеру, Нулевой день ВЭФ).

«В последнее время форумов, где есть место социальной повестке, стало довольно много. Раньше такого не было, – подчеркнул спикер. – Во всем мире сейчас уделяется большое внимание некоммерческим организациям. И это неслучайно: именно НКО стоит на острие общественных проблем».

Как строится информационная поддержка грантополучателей?

1. Публикации о поддержанных проектах в информационных ресурсах Фонда. Пример такой публикации о реализации проекта Арсеньевской епархии – https://vk.com/pgrants?w=wall-143830192_11253

2. Публикации и репортажи о проектах в федеральных и региональных СМИ. Каждый проект может быть освещен таким образом один раз. Обычно для этого выбирается ключевое мероприятие проекта. В проекте Арсеньевской епархии «Дальневосточная ярмарка русской культуры «ЗА ВЕРУ И ОТЕЧЕСТВО»» таким мероприятием является Дальневосточная ярмарка хоров, которая состоится в г. Арсеньеве 3-4 ноября. Мы уже подали запрос об информационном освещении этого мероприятия куратору нашего проекта.

Методическая основа системы сопровождения проектов для грантополучателей:

1. Договор о предоставлении гранта.

2. Требования к использованию гранта.

3. Порядок внесения изменений – в договор о предоставлении гранта можно вносить изменения.

4. Методические рекомендации к каждому виду отчетности.

5. Шаблоны документов.

Особенности договора о предоставлении гранта
Президента Российской Федерации

Необходимо внимательно изучить договор о предоставлении гранта, особенно:

П. 3.1.6 – о расходовании средств только со специального грантового счета, только в безналичном порядке, запрете на снятие наличных денежных средств;

П. 3.1.8 – о запрете перечисления более 50% гранта одному контрагенту без согласования с Фондом;

П. 3.1.10 – о недопустимости использования приобретенного за счет гранта имущества в целях, не соответствующих целям проекта, а также о запрете его передачи третьим сторонам без согласования с Фондом;

П. 3.1.12 – о запрете на конвертацию в иностранную валюту;

П. 3.1.18 – о сопровождении проекта информацией о его поддержке Фондом (включая печатные материалы и информационные системы, созданные при поддержке Фонда).

Управление изменениями в ходе проекта

Крайне редко проект реализуется строго по первоначальному детальному плану. В него вносятся изменения. Фонд президентских грантов очень лояльно относится к изменениям: более 90% запросов на изменения одобряются Фондом.

Изменения, для которых не требуется дополнительное соглашение:

1. Изменения в ключевых контрольных точках

2. Изменения, составляющие менее 25% от согласованных условий в:

Графике отчетности и платежей (в том числе изменение срока реализации проекта).

Заключение дополнительного соглашения нужно только при изменении более 25% от согласованных условий в бюджете и графике платежей.

Не требуется согласовывать:

изменения в составе команды;

незначительные перераспределения средств в пределах одной статьи расходов;

изменение дат мероприятий в рамках одного этапа;

иные текущие организационные вопросы.

Изменения, влекущие существенное сокращение количественных и качественных результатов проекта;

Замена юридического лица – грантополучателя. Грант получает организация. Перевести грант на другое юридическое лицо нельзя!

Сколько раз можно вносить изменения, касающиеся приложений к договору?

По договорам, заключенным с победителями конкурсов 2018 г. – один раз за отчетный период.

По договорам, заключенным с победителями конкурсов 2019 г. и позднее – два раза за отчетный период.

Изменения, вносимые без согласования с Фондом (о них необходимо уведомить куратора в диалоге с Фондом):

1. Изменение сведений в ЕГРЮЛ (смена руководителя организации, наименования, юридическогофактического адреса, устава и т.п.).

2. Изменения в команде проекта (при замене руководителя проекта нужно письмо руководителя организации).

Читайте также  Доход в виде материальной выгоды: от исчисления НДФЛ до отражения в отчетности

3. Изменения в календарном плане в рамках одного этапа, не влияющее на исполнение ключевых контрольных точек.

4. Изменение сумм расходов внутри одной статьи (без изменения наименования расходов и количества единиц).

5. Несущественные изменения в содержании расходов (смена поставщика оборудования, модели оборудования и т.п.).

Изменения, требующие согласования с Фондом (необходимо проработать с куратором в диалоге с Фондом):

1. Ключевые контрольные точки.

3. Сроки реализации проекта и транши.

Шаг 1. Подготовка письма-предложения (оно должно быть подготовлено уполномоченным лицом) о внесении изменений и направление его скан-копии в диалог с Фондом.

Шаг 2. Фонд принимает решение (в течение 10 дней).

Шаг 3. Подготовка и подписание дополнительного соглашения ИЛИ учет изменений для последующего описания в отчете.

Содержательный и финансовый мониторинг проекта

1. Аналитическая и финансовая отчетность – поэтапный мониторинг достижения запланированных результатов и целевого использования гранта.

2. Мониторинг специального расчетного счета – контроль за расходованием средств гранта и выбором контрагентов.

3. Посещение грантополучателей и мероприятий по проектам (иногда инкогнито) – личный контакт с командой проекта, оценка качества проведения мероприятий.

Аналитическая отчетность (содержательный мониторинг) – мониторинг выполнения запланированных ключевых контрольных точек и достижения показателей.

Ключевые параметры, по которым Фонд рассматривает подтверждение выполнения ключевых контрольных точек:

1. Фотографии мероприятий, материальных объектов, созданных на средства гранта;

2. Электронные ссылки на публикации о проекте в СМИ и в сети Интернет;

3. Электронные версии материалов, созданных на средства гранта.

Фотографии являются основным подтверждением реализации мероприятий проекта и достижения количественных показателей за отчетный период. Рекомендованное количество фотографий к каждому мероприятию – от 3 до 10. На фотографиях должно присутствовать общее количество участников (зрителей), ключевые фигуры проекта, раздаточные материалы и оборудование, изготовленные или приобретенные за счет средств гранта.

Если в рамках мероприятия за счет средств гранта организовано питание – приложить 1 общее фото.

Дополнительные фотографии – через файлообменник (материалы должны быть доступны как минимум до окончания срока реализации проекта, а лучше – всегда).

Финансовая отчетность (мониторинг расходования средств гранта). Цель проверки финансового отчета – контроль экономности и результативности расходования средств гранта, а также целевого характера расходов.

Состав отчета: информация о расходах, произведенных за счет средств гранта за отчетный период по статьям бюджета. Документы, подтверждающие целевое использование гранта (скан-копии первичных документов, подписанные электронной подписью).

Фонд не проверяет полноту и правильность ведения бухгалтерского учета, соблюдение трудового законодательства и порядка уплаты налогов.

отчеты за каждый этап выполнения проекта – промежуточный мониторинг, позволяющий выявить риски для реализации проекта и предотвратить нарушения условий договора о предоставлении гранта.

Итоговые отчеты (содержат расширенный перечень данных для оценки результатов проекта и социального эффекта). Именно на основании итогового отчета производится оценка реализации всего проекта.

Оценка результатов проекта и социального эффекта

1. Выявление лучших практик реализации социально значимых проектов.

2. Формирование перечня организаций, наименее успешно выполняющих проект, для учета при проведении следующих конкурсов.

На сайте оценка.гранты.рф производится внешняя оценка успешно реализованных проектов. Оценку производят региональные власти, общественные палаты, победители, эксперты и все желающие.

Элементы оценки, проводимой Фондом:

1. Показатели результативности: основные и дополнительные.

2. Оценка открытости и доступности информации о проекте для общественности.

3. Общий выводотметка о репутации.

По результатам оценки гранту присваивается одна из трех категорий:

«Успешно»: достигнуты основные результаты, нет существенных замечаний по отчетности и информационной открытости;

«Удовлетворительно»: не полностью достигнуты основные результаты, по существу проект реализован, отчетность предоставлена;

«Неудовлетворительно»: низкий уровень достижения основных результатов проекта и (или) допущены грубые нарушения договора.

Подготовила Екатерина ПРИДВОРОВА,
пресс-секретарь Арсеньевской епархии

Источник:
http://money.prichod.ru/34893/

Бюджетное учреждение получает средства в виде гранта от фонда. Согласно условиям соглашения грантополучатель — бюджетное учреждение вправе привлекать для выполнения комплекса мероприятий соисполнителей (бюджетное либо автономное учреждение) на основании заключенных с ними договоров. В соответствии с условиями данных договоров грантополучатель (бюджетное учреждение) обязан передать часть средств гранта для выполнения определенного объема мероприятий, а соисполнитель (бюджетное или автономное учреждение) обязан предоставить отчет о целевом расходовании средств. Как правильно (на каком счете) в бухгалтерском учете бюджетного учреждения — соисполнителя отразить доходы по начислению и поступлению части средств гранта от грантополучателя? Какие коды вида расходов и статьи КОСГУ следует использовать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения — соисполнителя начисление и поступление доходов в виде части гранта следует отразить с применением счета 0 205 52 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» по АнКВД 150 и подстатье 152 КОСГУ.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов операции со средствами грантов, а также приобретенные (созданные) за счет средств грантов нефинансовые активы обязательно должны учитываться обособленно — на отдельных аналитических счетах (субсчетах), предусмотренных Рабочим планом счетов.
На основании прямой нормы пп. 12.1.5 п. 12 Порядка N 132н безвозмездные денежные поступления, в том числе в форме грантов, пожертвований, иных безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц относятся на статью 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов. Вместе с этим одним из принципиальных новшеств, установленных действующим Порядком N 209н, является введение отдельных кодов КОСГУ для текущих и капитальных безвозмездных поступлений и перечислений. Так, согласно п. 7 Порядка N 209н под поступлениями (перечислениями) капитального характера понимаются поступления (перечисления), направленные:
— на осуществление получателями расходов капитального характера в основные фонды (основные средства), нематериальные активы, непроизведенные активы, включая расходы на бюджетные инвестиции (строительство объектов, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) непроизведенных активов);
— на приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, отнесенного к основным средствам;
— на приобретение (создание) программного обеспечения и иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов.
В соответствии с пп. 9.6.2 п. 9 Порядка N 209н поступления, предоставляемые государственным (муниципальным) учреждениям на подобные цели, относятся на подстатью 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ.
К поступлениям (перечислениям) текущего характера относятся безвозмездные поступления (перечисления), не признаваемые поступлениями (перечислениями) капитального характера. Доходы, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующих бюджетов, от субсидии на иные цели текущего характера; иные трансферы (в части расчетов с автономными и бюджетными учреждениями) текущего характера относятся на подстатью 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ (пп. 9.5.2 п. 9 Порядка N 209н).
В рассматриваемой ситуации соисполнителем-получателем части средств гранта является бюджетное учреждение, которому предоставляются эти денежные средства для выполнения определенного объема мероприятий. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данное поступление денежных средств относится к поступлениям текущего характера. Следовательно, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения — соисполнителя поступление части гранта следует отразить по аналитической группе подвида доходов бюджетов 150 «Безвозмездные денежные поступления» и подстатье 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ.
В соответствии с положениями Инструкции N 174н для расчетов по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления*(1) предназначен одноименный счет 0 205 52 000. Отражение в учете доходов в виде поступивших средств гранта будет зависеть от того, предусмотрены ли договором (соглашением) о предоставлении гранта определенные условия или нет. Доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая гранты), предоставленных на условиях при передаче актива (п. 6 СГС «Доходы»), признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов (п. 40 СГС «Доходы»). По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений. В свою очередь, безвозмездные поступления денежных средств (включая гранты), полученные без условий при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете в качестве прочих доходов от необменных операций текущего отчетного периода по факту возникновения права на их получение от передающей стороны в части, относящейся к отчетному периоду (п. 39 СГС «Доходы»).
Таким образом, если часть гранта предоставлена соисполнителю — бюджетному учреждению на условиях при передаче актива, то в бухгалтерском учете учреждения поступление денежных средств следует оформить следующими корреспонденциями счетов:
Дебет 0 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВД 150, КОСГУ 152) Кредит 0 205 52 662 — поступили средства гранта на лицевой счет учреждения;
Дебет 0 205 52 562 Кредит 0 401 40 152 — начислен доход учреждения-соисполнителя от получения средств гранта;
Дебет 0 401 40 152 Кредит 0 401 10 152 — по мере выполнения условий по использованию средств гранта доходы в виде суммы гранта учтены как доходы текущего года.
Если же часть средств гранта будет предоставлена без условий при передаче активов, в бухгалтерском учете учреждения-соисполнителя необходимо сделать следующие записи:
Дебет 0 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВД 150, КОСГУ 152) Кредит 0 205 52 662 — поступили средства гранта на лицевой счет учреждения;
Дебет 0 205 52 562 Кредит 0 401 10 152 — начислен доход учреждения от получения средств гранта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) В соответствии с п. 2 Порядка N 209н к сектору государственного управления относятся органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами РФ, иные юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (смотрите также Методические рекомендации, доведенные письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153).

Источник:
http://www.garant.ru/consult/budget/1278952/