Как правильно казенному учреждению учитывать и производить списание автошин и аккумуляторов, установленных заводом-изготовителем на автомобиль

Как правильно казенному учреждению учитывать и производить списание автошин и аккумуляторов, установленных заводом-изготовителем на автомобиль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Автомобильные шины и аккумуляторная батарея, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, самостоятельными объектами бухгалтерского учета не являются.
При необходимости порядок аналитического учета поименованных в вопросе материальных ценностей может быть установлен учреждением в рамках учетной политики. Такой учет может быть организован в том числе на дополнительно введенном учреждением забалансовом счете.

Обоснование вывода:
Согласно п. 47 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), автомобильные шины и аккумуляторная батарея, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, самостоятельными объектами бухгалтерского учета не являются. Подробная информация о них может быть отражена в разделе 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
В то же время в соответствии с п. 118 Инструкции N 157н автомобильные шины и аккумуляторные батареи, приобретаемые учреждением взамен не пригодных для дальнейшей эксплуатации, подлежат учету в качестве запасных частей к транспортным средствам и по своим функциональным характеристикам соответствуют понятию «материальные запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации». Решение о списании указанных материальных запасов в соответствии с положениями п. 34 Инструкции N 157н принимается комиссией по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия). Указанное решение в соответствии с положениями приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) (далее — Акт (ф. 0504230)). Соответственно, решение о замене аккумулятора и (или) комплекта автомобильной резины, установленных на автомобиль на момент принятия к учету в качестве инвентарного объекта, но пришедших в состояние непригодности для дальнейшей эксплуатации, необходимо зафиксировать в Акте (ф. 0504230) при списании с балансового учета приобретенных для их замены аналогичных материальных ценностей.
Батареи свинцовых аккумуляторов и старые пневматические шины относятся к опасным отходам, утилизация которых вместе с обычными бытовыми отходами запрещена. Выбывшие из эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторные батареи в целях контроля за реализацией мероприятий по их утилизации необходимо учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Основанием для принятия к учету на забалансовом счете 02 автомобильных шины и аккумуляторной батареи, которыми был укомплектован автомобиль при принятии к учету его в качестве самостоятельного инвентарного объекта, может служить Акт (ф. 0504230), оформленный при списании с балансового учета приобретенных и установленных взамен них аналогичных материальных ценностей.
В соответствии с п. 350 Инструкции N 157н на забалансовом счете 09 подлежат учету материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием. Материальные ценности отражаются на забалансовом учете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Соответственно, применение забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» в целях учета автомобильных шин и аккумуляторной батареи, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, не в полной мере соответствует применяемой в настоящее время организациями госсектора методологии бухгалтерского учета.
В то же время согласно абзацу третьему п. 332 Инструкции N 157н для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета. В целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией N 157н, учреждение формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ (п. 6 Инструкции N 157н). Соответственно, учреждением при необходимости порядок аналитического учета поименованных в вопросе материальных ценностей может быть установлен в рамках учетной политики.

К сведению:
Требования, в соответствии с которыми отдельные узлы транспортного средства могут быть признаны непригодными к дальнейшей эксплуатации, изложены, в частности, в Приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 (далее — Правила N 1008). Так, положениями п. 28 Приложения N 1 к Правилам N 1008 установлены следующие критерии отнесения шин к непригодным для дальнейшей эксплуатации:
— наличие участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора меньше установленной длины;
— местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора.
Указанные выше отклонения могут быть установлены уполномоченным должностным лицом (механиком, водителем), ответственным за эксплуатацию транспортного средства.
При отсутствии в штате учреждения профильных специалистов заключение о непригодности автомобильных шин и аккумуляторов к дальнейшей эксплуатации может быть получено от специализированной организации, например от организации, привлекаемой для их утилизации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпиганович Елизавета

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

25 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например:
— п. 3 Приложения 4 к приказу Минюста РФ от 28.04.2006 N 137;
— п. 1 Приложения 1 к приказу Министра обороны РФ от 16.06.2016 N 350;
— распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний от 05.12.2014 N 234-р «Об утверждении Порядка организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

Источник:
http://www.garant.ru/consult/budget/1148270/

Бухгалтерский учет аккумуляторов для автомобилей

Организации, в которых имеется обширный транспортный парк, должны тщательно следить за тем, чтобы бухгалтерский учет автомобильных запчастей осуществлялся по всем правилам российского законодательства. Остановимся на учете таких дорогостоящих запчастей и рассмотрим бухучет аккумуляторов более детально.

Важность бухучета аккумуляторов

Аккумуляторы для транспортных средств представляют собой материально-производственные запасы, то есть имущество предприятия, причем достаточно дорогостоящее, поэтому так важен бухгалтерский учет данных предметов. При этом необходимо учитывать особенности эксплуатации транспортных аккумуляторов и порядок их списания и утилизации, которые характеризуются наличием определенных тонкостей и нюансов, подлежащих детальному изучению.

Целью бухгалтерского учета аккумуляторных батарей для транспортных средств принято считать грамотную организацию учета поступления и списания МПЗ данного типа, а также заполнение в соответствии с принятым законодательством необходимой документации по обороту аккумуляторов внутри предприятия. В связи с указанной целью необходимо выделить основные задачи учета аккумуляторных батарей, к которым относятся:

  • оформление документации по поступлению или списанию аккумуляторов;
  • отражение операций по соответствующим счетам синтетического и аналитического учета;
  • контроль над сроками эксплуатации автомобильных аккумуляторов;
  • правильная утилизация данных МПЗ в соответствии с нормами и стандартами проведения указанного мероприятия.

Нормы эксплуатации аккумуляторов

В целях учета аккумуляторов для транспортных средств необходимо ознакомиться с нормами их эксплуатации, которые закреплены на законодательном уровне в “Нормах сроков службы стартерных аккумуляторных батарей” Минтранса РФ № РД-3112199-1089-02. В соответствии с ними предприятие имеет возможность определения норматива на использование таких батарей и момента их списания с бухгалтерского учета.

При этом использование таких нормативов должно быть закреплено в локальных нормативных документах организации, в том числе и в учетной политике. Именно согласно этому документу производится бухгалтерский учет МПЗ, а потому о правилах их использования и списания должно быть прописано в обязательном порядке.

Нормы эксплуатации аккумуляторных батарей зависят от наработки или пробега транспортного средства, а также типа транспортного средства.

В соответствии с указанными характеристиками рассчитывается срок эксплуатации аккумуляторов, по истечении которого они должны списаться с учета и утилизироваться по правилам и нормам охраны природной среды.

Средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей

Для того чтобы определить и подтвердить факт физического износа аккумулятора, необходимо организовать грамотный учет наработки, к примеру, в виде таблицы или графика, в соответствии с которыми будут рассчитываться нормы эксплуатации аккумуляторов. Кроме того, необходимо учитывать и работы, проведенные в связи с техническим обслуживанием аккумуляторных батарей, а также выявить результаты зарядки после проведения указанной процедуры.

В настоящий момент имеются средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей, которые зависят от интенсивности использования:

Учет поступления и списания аккумуляторов

При поступлении аккумуляторных батарей в организацию они приходуются также как и запчасти, на счет 10 “Товары и материалы”, субсчет 5 “Запасные части”. Читайте также статью: → “Счет 10: проводки, примеры учета. Поступление и списание материалов». Этот счет является активным, и по его дебету отражается поступление покупаемой продукции от поставщиков, а по кредиту – списание вследствие износа и негодности, которое относится к расходам по обычным видам деятельности.

Поступление должно сопровождаться определенной первичной документацией, к которой относятся накладные и счета-фактуры, расходные кассовые документы (при покупке на подотчетные деньги), сертификаты соответствия качества, а также иная техническая документация изготовителя.

Поступившие в организацию аккумуляторы приходуются по фактической стоимости, которая, как правило, включает:

  • цену, указанную в договоре купли-продажи имущества подобного рода;
  • расходы, понесенные в связи с получением консультационных услуг;
  • затраты, связанные с доставкой аккумуляторов до организации.

Как правило, все эти моменты входят в единую стоимость, указанную в договоре, а потому учитываются на счете 10.5 одной суммой. При этом НДС, который содержится в стоимости, отражается не на счете 10, а на счете 19, как и по другим приобретаемым материально-производственным запасам. Читайте также статью: → “Счет 19: НДС по приобретенным ценностям. Пример, проводки».

При физическом или моральном износе аккумуляторов их списывают с обязательным составлением акта на списание, в котором указывается причина осуществления данного мероприятия. При этом списание может быть отдельно взятого аккумулятора, но может быть также произведено списание всего транспортного средства, и такая операция уже относится к движению основных средств в организации.

В том случае, когда списывается аккумулятор как самостоятельная единица, его стоимость отражается по Кредит счета 10/5.

Особенности учета материально-производственных затрат данного вида

Необходимо понимать, что поступление аккумуляторов для автомобилей может быть осуществлено по двум схемам:

  1. аккумуляторы поступают в организацию в составе транспортного средства, то есть изначально являются не обособленным приобретением. В данном случае они не должны учитываться отдельно от транспортного средства, а только в совокупности с ним, при этом входя в стоимость автомобиля;
  2. аккумуляторы покупают индивидуально, то есть обособленно, с целью замены вышедших из строя или пришедших в негодность аккумуляторных батарей. В данном случае они должно относиться к материально-производственным запасам, а потому учитываться на специально предназначенном для этого счете.
Читайте также  Письмо Министерства транспорта РФ от 8 апреля 2019 г

Учет ведется в специальной карточке учета эксплуатации аккумуляторных батарей, в которой указывается тип аккумулятора и его номер, наименование изготовителя и дата производства, а также нормативная наработка до момента списания с учета.

Кроме того, в этом документе отражается информация о том, на какой именно автомобиль и на какую конкретную дату установлен аккумулятор, а также кто из водителей является ответственным за данную зап.часть к транспортному средству. Именно на основе этой информации можно грамотно отслеживать, сколько именно должна отработать батарея по времени и когда нужно будет ее утилизировать в связи с окончанием срока нормативной эксплуатации.

Порядок утилизации аккумуляторов

При выбытии из деятельности организации аккумуляторов вследствие их морального или физического износа они не могут быть просто отправлены в мусорохранилище, поскольку являются предметами, способными загрязнять окружающую среду. В связи с этим их утилизация должна производиться по определенным правилам, которые закреплены на законодательном уровне.

При этом утилизацией должны заниматься только те организации, которым выдана соответствующая лицензия на осуществление мероприятия данного рода. Их сотрудники извлекают все элементы аккумуляторов, которые могут быть переработаны и использованы при последующем производстве батарей.

Если организация не сдает на утилизацию отработавшие аккумуляторы, а просто выбрасывает их на мусорную свалку, она наносит вред окружающей природной среде. В соответствии с такими действиями Росприроднадзор имеет право наказать предприятие, наложив на него административный штраф:

  • на должностных лиц компании – от 10 до 30 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 100 до 250 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток.

Утилизация отработанных аккумуляторных батарей предполагает их реализацию на сторону, то есть продажу специализированной организации. При этом необходимо составлять вести специальный журнал, в котором будут отражаться основные характеристики проводимых операций, в том числе наличие на начало периода, поступление и передача сторонней организации в отчетном периоде, а также наличие на конец периода.

Типовые проводки по учету аккумуляторов

Типовые проводки по учету аккумуляторных батарей могут быть представлены в следующем виде:

Дт 10.5 Кт 60 – отражена стоимость поступивших аккумуляторных батарей

Дт 19 Кт 60 – отражена сумма НДС по приобретаемым аккумуляторам

Дт 60 Кт 51 (71) – отражена оплата покупаемых батарей через расчетный счет или с использованием подотчетных средств

Дт 20 Кт 10.5 – списана стоимость аккумуляторных батарей в расходы по основной деятельности или вспомогательному производству

Дт 62 Кт 10.5 – отражена стоимость реализуемых на сторону батарей

Дт 91.1 Кт 62 – отражена сумма выручки при реализации аккумуляторов как МПЗ

5 ответов на часто задаваемые вопросы про особенности бухгалтерского учета аккумуляторов для автомобилей

Вопрос №1. Если аккумулятор для транспортного средства куплен по очень большой стоимости, то есть, к примеру, превышает 100 000 руб., его необходимо учитывать как основное средство или как материал?

В данном случае стоимость аккумулятора никакой роли не играет в постановке на учет – он всегда будет считаться ТМЦ, поскольку, кроме стоимости, не соответствует другим параметрам и характеристикам, присущим основным средствам. К примеру, аккумулятор не является обособленным средством, с помощью которого можно было бы выполнять какие-либо операции, то есть он является только комплектующим к транспортному средству.

Вопрос №2. Если организация приняла решение продать аккумуляторы, на каком счете и по каким документам должен быть осуществлен бухгалтерский учет полученных денежных средств?

При продаже аккумуляторов, которые не являются продукцией или товаром для предприятия, полученный доход относится на счет прочих доходов и расходов – счет 91.1. Читайте также статью: → “Счет 91. Учет прочих доходов и расходов. Проводки». При этом необходимо сформировать следующие проводки:

Дт 91.1 Кт 10 – отражена стоимость продаваемого аккумулятора

Дт 62 Кт 91.1 – отражена непосредственная реализация аккумулятора

Дт 51 (50) Кт 62 – отражено поступление денежных средств от продажи аккумулятора

Данные проводки сопровождаются оформлением товарной накладной по форме ТОРГ-12, как и при продаже собственной продукции или товаров.

Вопрос №3. Когда следует списывать в расходы стоимость аккумуляторов – при их покупке или в момент начала эксплуатации?

Аккумуляторы списываются в расходы только тогда, когда они устанавливаются на транспортные средства. то есть когда начинается непосредственная эксплуатация указанных запчастей. До этого момента аккумуляторные батареи находятся на складе и не используются, а потому учитываются в качестве запасов и не могут быть списаны в расходы.

Вопрос №4. Есть ли какие-либо особенности документального оформления при сдаче аккумуляторов на утилизацию?

Да, при сдаче аккумуляторных батарей на утилизацию необходимо внести соответствующие записи в журнал учета образования и движения отходов. Этот журнал призван помочь сотрудникам предприятия рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также составлять ежегодную экологическую отчетность и представлять сведения в органы госстатистики.

Вопрос №5. Если организация занимается скупкой использованных аккумуляторов и их последующей продажей в перерабатывающее предприятие, необходимо ли иметь какие-либо лицензии?

Да, при осуществлении подобной деятельности необходимо иметь лицензию. Связан этот момент с тем, что в аккумуляторных батареях имеются драгоценные металлы, а потому они признаются ломом цветных металлов. В соответствии с законодательством организации, которые хранят, заготавливают, транспортируют, перерабатывают или продают лом цветных металлов, обязаны получить соответствующую лицензию.

Источник:
http://online-buhuchet.ru/buxuchet-akkumulyatorov/

Как вести карточку учета эксплуатации аккумуляторной батареи

– Не лениться и более активно участвовать в жизни проекта, так как никто кроме них не сделает его ещё лучше. Ведь каждым новым материалом, выложенным на странице проекта, пользователи помогают своему коллеге из другого региона, а может быть даже и другой страны. Аудитория проекта большая – Казахстан, Беларусь, Латвия, Литва, Украина и другие страны Европы. Иногда бывают посетители совсем из отдаленных континентов, которым просто интересно: «А как это у них там?».

Карточка учета эксплуатации аккумуляторной батареи

Сумма материальных расходов в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства. Дело в том, что сезонные шины не могут быть квалифицированы как активы, стоимость которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ должна уменьшить материальные расходы налогоплательщика, а именно:

Как вести карточку учета эксплуатации аккумуляторной батареи

В данном случае стоимость аккумулятора никакой роли не играет в постановке на учет – он всегда будет считаться ТМЦ, поскольку, кроме стоимости, не соответствует другим параметрам и характеристикам, присущим основным средствам. К примеру, аккумулятор не является обособленным средством, с помощью которого можно было бы выполнять какие-либо операции, то есть он является только комплектующим к транспортному средству.

Бухгалтерский учет аккумуляторов для автомобилей

6 — постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. N 33 «Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды»

Порядок учета отработанных аккумуляторов

04) Если аккумулятор переставляют из одного транспортного средства нa другое или применяют в специальном оборудовании, в карточке учета отмечают соответствующие дату и наработку аккумулятора, а также дату установки в другое транспортное cредство или специальное оборудование.

Карточка учета аккумулятора

Сумма материальных расходов в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства. Дело в том, что сезонные шины не могут быть квалифицированы как активы, стоимость которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ должна уменьшить материальные расходы налогоплательщика, а именно:

Как вести карточку учета эксплуатации аккумуляторной батареи

Стоимость работ по ремонту (восстановлению) шин (АБ) относится к расходам текущего периода. Так же учитываются и работы по замене (в т. ч. сезонной) шин и АБ (п. 3.19 Положения № 102). Такие расходы включаются в состав прочих расходов на обслуживание соответствующего автомобиля (п. 15 П(С)БУ 7) и отражаются в учете проводкой: Дт 23, 91–94 – Кт 685.

Учет шин и аккумуляторов

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Автомобильные шины и аккумуляторная батарея, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, самостоятельными объектами бухгалтерского учета не являются.
При необходимости порядок аналитического учета поименованных в вопросе материальных ценностей может быть установлен учреждением в рамках учетной политики. Такой учет может быть организован в том числе на дополнительно введенном учреждением забалансовом счете.

Как правильно казенному учреждению учитывать и производить списание автошин и аккумуляторов, установленных заводом-изготовителем на автомобиль

Бухгалтерский учет поступления АКБ Активы, учтенные в составе средств в обороте, приобретенные и (или) предназначенные для реализации, или находящиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или находящиеся в виде сырья, материалов и других аналогичных активов, которые будут потребляться в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или используемые для управленческих нужд организации, принимают к бухгалтерскому учету в качестве запасов (п. 2 Инструкции № 133). К запасам в т.ч. относят запасные части (п. 3 Инструкции № 133).
Поэтому АКБ, приобретенные для замены АКБ, пришедших в негодность, следует учитывать в составе запасов как запасные части на субсчете 5 «Запасные части» счета 10 «Материалы». Запасы принимают к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Читайте также  Перерасчет пенсии: кому, когда и как

Бесплатная юридическая помощь

Танковые аккумуляторные батареи, не отработавшие гарантийного срока службы и отдавшие при контрольном разряде емкость менее 100% номинальной, подвергаются повторному контрольному разряду. Плотность электролита перед вторым разрядом устанавливается 1,28±0,01 г/см3 независимо от климатической зоны эксплуатации.

Как вести карточку учета эксплуатации аккумуляторной батареи

Операции по замене шин и аккумуляторов не относят к техническому переоснащению, реконструкции, модернизации и другим видам улучшения техники (п. 3.19 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержден­ного приказом Минтранса Украины от 30.03.98 г. № 102). Они считаются мерами поддержания ее работоспособности и исправности и включаются в состав расходов (п. 15 П(С)БУ 7).

Агро Корзина

ПБУ 18/02«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). В бухгалтерском учете разница будет отражена записью Дебет 68. Налог на прибыль Кредит 77 «Отложенное налоговое обязательство» (сумма разницы, умноженная на 20%).
Некоторые автотранспортные предприятия, имеющие на балансе большое количество крупногабаритной техники, не всегда, например, при повреждении или иных случаях негодности шин, утилизируют их. Для восстановления работоспособности такие шины отдают на шиноремонтные заводы, цеха, предприятия, которые восстанавливают их в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008-99, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.07.1999 № 18.

Бланк карточки учета шин и аккумуляторов

Статьей 8.2 КОАПРФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Списание автомобильных шин и аккумуляторов

Как отразить в бюджетном учете расходы в рамках заключенного контракта на приобретение саженцев деревьев и выполнение работ по их посадке с целью благоустройства территории казенного учреждения? Надо ли включать подросшие деревья в состав основных средств?

Форма карточки учета эксплуатации аккумуляторной батареи

Наименование организации _______________________________________________________
Тип АКБ и ее условное обозначение ______________________________________________
Завод-изготовитель ___________________________ Дата изготовления _______________
Получена по счету ________________ от ____________ Стоимость АКБ _______________
Наработка АКБ до постановки на автомобиль __________________ тыс.км ____________
месяцев.
Остаточная стоимость до постановки на автомобиль _______________________________
Гаражный номер АКБ (при установке 2 АКБ порядковые номера пишутся через тире) ________________________________________________________________________________

Источник:
http://uristsos.ru/zashhita-prav-potrebitelya/kak-vesti-kartochku-ucheta-ekspluatatsii-akkumulyatornoj-batarei

Учет аккумуляторов в бюджетных учреждениях

Многие бюджетные предприятия на балансе имеют транспортные средства. И они так же, как и коммерческие организации, сталкиваются с проблемой отражения в своем учете списания АКБ. Тем более, учет аккумуляторов в бюджетных учреждениях имеет свои специфические особенности и отличается от учета в коммерческой организации. Рассмотрим некоторые из них.

Срок службы аккумулятор

У каждого АКБ свой срок службы. Этот срок очень важен для правильности списания аккумуляторов в бюджетном учете. Он всегда индивидуален, поскольку определяется условиями эксплуатации того транспортного средства, где эти АКБ используются. Но порядок его определения необходимо прописать в Учетной политике.

Часто для этой цели используются Нормы сроков, предназначенные для свинцово-кислотных АКБ автотранспорта и автопогрузчиков (РД-3112199-1089-02, утверждены Минтрансом РФ 26.09.02г.) (далее в тексте – Нормы). Именно на эти Нормы ссылаются в Учетной политике, если иное не рекомендовано учредителем бюджетного предприятия. Например, можно сделать такую запись в основном Учетном документе учреждения: «Срок службы свинцово-кислотных АКБ, находящихся на балансовом учете учреждения, определяется на основании Норм № РД-3112199-1089-02».

Стоит отметить, что в этих Нормах РД-3112199-1089-02 дан нормативный срок службы АКБ, который «привязывается» к виду транспортного средства и к минимальной его наработке – к конкретному километражу его пробега либо к количеству отработанных моточасов. Более того, нормативная наработка, в свою очередь, уточняется типом перевозок:

  • в городских условиях;
  • по пригородным дорогам;
  • в междугородних рейсах;
  • при выполнении сельскохозяйственных перевозок.

Но в бюджетном учете списание аккумуляторов может произойти и позже их нормативного срока. Для этого Нормами позволяется скорректировать срок, используя данные таблицы №2 Норм. А если нужны исключительно индивидуальные сроки службы, то за ними необходимо уже напрямую обращаться в Минтранс России.

И тогда в Учетной политике либо ставится сразу откорректированный срок, или же прописываются условия, при которых может быть скорректирован его норматив.

Выработка аккумулятором его нормативного срока: как доказать

Фактическая выработка АКБ его нормативного срока должна быть подтверждена в реальных условиях. Это необходимо, чтобы потом правильно и своевременно отразить списание аккумулятора в проводках бюджетного учета.

Для данной цели рекомендуется лицам, которые ответственны за эксплуатацию транспортных средств, вести учет наработки АКБ и результатов их обслуживания. Такой учет необходимо организовать сразу с момента ввода аккумулятора в эксплуатацию и до момента его списания. Причем наработку аккумулятора следует отражать в тех же показателях, что и наработку транспорта, на котором батарея установлена. Т.е. в километрах либо в моточасах.

Учет нужно вести в специальной форме:

  • ее может бюджетное учреждение разработать само;
  • либо воспользоваться формой, которая утверждена к Нормам РД-3112199-1089-02 (Приложение «Карточка учета эксплуатации АКБ»).

Но независимо от выбранного варианта документа его обязательно нужно утвердить Учетной политикой.

Списание АКБ

Отражение списания аккумуляторов происходит просто. В бюджетном учете запчасти, которые выдаются вместо изношенных деталей (т.е. для цели ремонта транспортного средства), ставятся на забалансовый учет. Для этого есть специальный счет 09 «Запчасти для транспорта, выданные взамен изношенных» (счет утвержден к Плану счетов приказом Минфина РФ №174н от 16.12.10г.).

Перечень запчастей, которые подлежат отражению через данный счет, должен быть закреплен в Учетной политике учреждения. Числятся такие запчасти на счете 09 до тех пор, пока эксплуатируются в составе транспорта. При их выбытии из-за износа они списываются со счета 09. На проводках это выглядит так:

Дебет сч. 09 – отражен аккумулятор, который установлен вместо отработавшей батареи;

Кредит счета 09 – списан аккумулятор, который отработал свой срок. Подтвердить необходимость списания АКБ с учета поможет акт о выполнении его замены.

Источник:
http://xlom.ru/dokumenty/buxgalteriya/uchet-akkumulyatorov-v-byudzhetnyx-uchrezhdeniyax

Обязаны ли учреждения вести карточки учета шин и аккумуляторных батарей?

Обязаны ли бюджетные учреждения (ФГБУ) вести карточки учета шин и аккумуляторную батарей? А так же формуляры ( данные о ТО, ремонте и тд.). На основании каких нормативных документов присутствует или отсутствует эта обязанность ?

И что грозит учреждению, если для расчета норм расхода топлива в 2010-2015гг. использовали не Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 14.07.2015) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», а Руководящий нормативно-методический документ (Р 3112194-0366-03), который утратил силу в 2008. Является ли это нарушением?

Материально ответственное лицо должно учитывать поступление и движение автозапчастей (шин, аккумуляторов и т.д.) в книге учета материальных ценностей по форме 0504042 (утверждена приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н). А бухгалтер — вести карточку количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041). Она применяется для аналитического учета и представляет собой ведомость по учету операций с материальными ценностями с указанием бухгалтерских проводок и сумм операций. Стоимость выданных запасных частей относят на расходы учреждения (по КОСГУ 272 «Расходование материальных запасов»). Основанием для этого служит акт о проведении работ.
Учет автомобильных запчастей, выданных взамен изношенных, нужно вести на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 152 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 № 162н).
Применение нормативов, указанных в утратившем силу нормативном акте, могло привести к хищению неизрасходованного топлива. Кроме того, если установленные в учреждении нормы будут больше подходить для реактивных самолетов, чем для обычных автомобилей, списание стоимости топлива в расходы наверняка вызовет вопросы у налоговых инспекторов.
С одной стороны, уже из названия можно сделать вывод, что применение Методических рекомендаций не носит обязательный характер. С другой стороны, анализ судебной практики показывает, что арбитры зачастую относятся к Методическим рекомендациям как к нормативному акту и считают, что им должны пользоваться все без исключения организации.
Если у Вас возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к юристам нашей компании!

Консультация юриста бесплатно

Похожие вопросы

Обязан ли ИП вести книгу учета доходов и расходов?

Обязана ли организация вести КС-6 сейчас и до 2013 года?

Обязательно ли ведение книги учета доходов и расходов у ИП на общем режиме налогообложения?

Нужно ли вести книгу учета БСО и КУДиР для ИП на УСН?

Ведение Книги учета доходов и расходов у ИП на общем режиме налогообложения

Источник:
http://pravoved.ru/question/1783686/

Аккумуляторные батареи: правила эксплуатации и учет

Правила эксплуатации АБ

Правила эксплуатации и сроки службы АБ регламентированы Нормами № 489. Срок службы АБ прежде всего зависит от пробега автомобиля в период эксплуатации такой АБ.

Эти Нормы должны применять все предприятия, которые эксплуатируют КТС общего назначения и специальные машины, выполненные на колесных шасси, в частности с использованием АБ в составе силовых установок специального оборудования.

Нормы № 489 не распространяются на:

• аккумуляторы КТС специального назначения, которые эксплуатируют подразделения МВД, Минобороны, Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, Госпогранслужбы, СБУ, Управления госохраны, Государственной спецслужбы транспорта, Госслужбы спецсвязи и защиты информации;

• АБ гоночных и спортивных КТС;

• КТС, изготовленные более 30 лет назад и имеющие коллекционную ценность;

• АБ, используемые с нарушением требований правил их эксплуатации, положений эксплуатационной документации производителей транспортных средств и АБ, а также обязательных стандартов, технических регламентов, кодексов сложившейся практики (сводов правил) и других нормативных документов.

Читайте также  Размер компенсации морального вреда за легкий вред здоровью

Как правило, предприятие изначально предполагает, что после установки на автомобиль АБ должна выработать свой ресурс.

Ресурс АБ — это суммарная наработка АБ с даты начала эксплуатации или с даты ее возобновления после ремонта до момента достижения предельного состояния. Ресурс АБ включает в себя время использования КТС по назначению с этими АБ, выполнения работ по техобслуживанию и ремонту КТС, а также время хранения АБ во время перерыва в использовании КТС ( разд. 2 Норм № 489).

Базовые значения среднего ресурса АБ приведены с ориентиром на календарные месяцы в приложениях к Нормам № 489. Они могут быть откорректированы по правилам, описанным в разд. 6 Норм № 489, в ситуациях, когда условия эксплуатации КТС отличаются от нормальных.

Важно! В случае если производитель устанавливает в эксплуатационной документации или в договоре купли-продажи гарантийный ресурс АБ или нормы среднего ресурса выше, чем определены Нормами № 489, то следует руководствоваться нормами производителя АБ ( п. 3.9 Норм № 489).

Иногда для предприятий разрабатывают и устанавливают временные эксплуатационные нормы среднего ресурса. Это происходит, в частности, если ( п. 3.6 Норм № 489):

• КТС используют в особых условиях эксплуатации, отличных от нормальных;

• средний месячный пробег КТС превышает указанный в эксплуатационных нормах среднего ресурса АБ;

• АБ питают потребителей, не предусмотренных производителем КТС.

Временные нормы среднего ресурса АБ разрабатывает госпредприятие «Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт» (ГосавтотрансНИИпроект)* на договорных началах с заказчиком ( п. 5.3 Норм № 489).

* ГП «ГосавтотрансНИИпроект» находится по адресу: пр. Победы, 57, Киев-113, Украина, 03113. Телефоны: (38044) 456-30-30, 201-08-10. Факс: (38044) 455-67-91. E-mail: info@insat.org.ua.

Временные нормы среднего ресурса аккумуляторов первоначально устанавливаются на срок до 48 месяцев. Затем этот срок может быть бесплатно продлен в случае подтверждения его соответствия фактическим ресурсам АБ, если нет необходимости в дополнительных исследованиях среднего ресурса АБ.

Временные нормы среднего ресурса АБ вводят в действие приказом руководителя предприятия на определенный разработчиком срок и применяют только для этого предприятия ( п. 5.7 Норм № 489).

Обратите внимание! Достижение наработки среднего ресурса АБ, установленного Нормами № 489, — обязательное, но недостаточное условие для списания АБ. Согласно пп. 3.12 и 3.13 этих Норм АБ можно списать с баланса, если:

• батарея достигла предельного состояния, когда дальнейшая ее эксплуатация недопустима или нецелесообразна по причине уменьшения емкости ниже 40 % от номинальной или восстановление ее исправности невозможно или нецелесообразно;

• выявлены производственные или эксплуатационные дефекты аккумулятора, который не подлежит ремонту или ремонт которого экономически нецелесообразен. В этом случае АБ списывают на основании акта независимо от соответствия фактического ресурса установленным нормам.

Поступление АБ на предприятие, как правило, сопровождается расходной накладной от поставщика. Зачастую на практике предприятие-покупатель оформляет еще приходную накладную или приходный ордер. Реквизиты приходного ордера типовой формы № М-4, утвержденной приказом Минстата от 21.06.93 г. № 193, позволяют учесть все характеристики приобретенного товара.

Учет АБ ведут по типам и маркам автомобилей, местам их хранения и техническому состоянию: новые, отремонтированные, требующие ремонта.

Аккумулятору, который поступил на склад, присваивают инвентарный номер, под которым на него заводится карточка учета наработки и отслеживания оборота АБ, форма которой приведена в приложении 12 к Правилам № 795.

Выдачу АБ для установки на автомобиль проводят только в обмен на снятую батарею или при наличии акта, подтверждающего непригодность к дальнейшей эксплуатации снятой батареи.

Приказом руководителя на предприятии создается комиссия, которая уполномочена определять фактическое техническое состояние АБ и принимать решения о дальнейшей эксплуатации АБ: ремонт, оформление претензий к продавцу (производителю, исполнителю работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту АБ или КТС), списание, передача на утилизацию и т. д. Именно на основании заключения этой комиссии АБ, которая исчерпала установленный ресурс, списывают с баланса.

Решение комиссии с указанием причин снятия АБ с эксплуатации записывают в карточку учета, которая и выполняет роль акта ее списания ( п. 8.4 Правил № 795).

В аналогичном порядке списывают АБ, которые достигли предельного состояния и не пригодны для выполнения функций по назначению, но не исчерпали установленный ресурс. При этом определение предельного состояния АБ обеспечивают проверкой емкости полностью заряженной АБ. Последовательность действий по определению предельного состояния аккумулятора приведена в приложении 13 к Правилам № 795.

Важно! Отработанные АБ наряду с другими подобными отходами от функционирования автотранспорта, которые образуются на любом предприятии (масло, маслофильтры и т. п.), относятся к категории опасных отходов. Собирают и перевозят такие отходы к местам их утилизации (удаления) специализированные предприятия, имеющие соответствующие лицензии, разрешения органов Минэкоресурсов и спецтранспорт.

На предприятие АБ могут попасть двумя путями: или в составе транспортного средства, или приобретенными отдельно, в частности для замены аккумуляторов, исчерпавших свой ресурс или ставших непригодными.

В первом случае поступление авто вместе с аккумулятором сопровождается актом приема-передачи, в котором стоимость и характеристики АБ отдельно не выделены. Стоимость такой АБ учитывается в составе первоначальной стоимости автомобиля на субсчете 105 «Транспортные средства» и амортизируется в обычном порядке в процессе эксплуатации автомобиля.

Во втором случае, когда АБ приобретаются отдельно, в бухучете их стоимость включают в состав запасов в соответствии с П(С)БУ 9 «Запасы» и учитывают на субсчете 207 «Запасные части».

Замена АБ не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения транспортных средств. Это установлено п. 3.19 Положения № 102.

Кроме того, операции по замене аккумуляторов не включены в перечень операций, относящихся к техническому обслуживанию, — их нет в приложениях А, Б и В к Положению № 102.

Не являются АБ и базовыми агрегатами. Поэтому их замена не может считаться ремонтом (улучшением) транспортных средств. А значит, это затраты на поддержание автомобиля в работоспособном состоянии.

На практике сложилось два варианта учета АБ, переданных в эксплуатацию.

Вариант 1. При установке АБ на автомобиль ее стоимость сразу списывают на расходы записью: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 207. В дальнейшем ведут только аналитический учет АБ по местам эксплуатации и материально ответственным лицам.

Вариант 2. Стоимость АБ попадает в расходы только в момент ее фактического списания в связи с невозможностью дальнейшей эксплуатации.

При таком варианте для учета аккумуляторов открывают субсчета к субсчету 207 «Запасные части». Например, к субсчету 2072 «Аккумуляторные батареи» могут быть открыты субсчета:

• 20721 «Аккумуляторные батареи на складе»;

• 20722 «Аккумуляторные батареи в эксплуатации»;

• 20723 «Аккумуляторные батареи в ремонте».

В этом случае установку АБ на автомобиль показывают записью: Дт 20722 — Кт 20721. И лишь в момент ее фактического списания с баланса делают проводку: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 20722.

Принимая во внимание тот факт, что сейчас бухучет играет решающую роль для учета по налогу на прибыль, данный вариант нам представляется более безопасным.

Какой вариант учета выбрать, каждый плательщик решает сам. При этом желательно оговорить его в приказе об учетной политике.

Налог на прибыль

Высокодоходники и малодоходники, добровольно корректирующие бухгалтерский финрезультат на разницы из разд. III НКУ, должны обращать внимание на использование в хоздеятельности автомобиля, в составе которого эксплуатируется АБ. Стоимость АБ, оприходованной на субсчет 105 в составе автомобиля непроизводственного назначения, не подлежит амортизации в налоговом учете. Поэтому на сумму амортизации непроизводственного авто нужно будет увеличить финрезультат до налогообложения.

Что касается затрат, связанных с использованием (заменой) АБ, приобретенных отдельно от автомобиля, то в бухучете они являются расходами отчетного периода. Все плательщики налога на прибыль (высоко- и малодоходные) учитывают такие расходы так же, как и в бухучете. Причем независимо от того, используется автомобиль в хоздеятельности предприятия или нет.

Каких-либо корректировок финрезультата в случае списания АБ, не выработавших свой ресурс, НКУ не предусматривает.

С этим налогом тоже все стандартно. При покупке АБ предприятие отражает налоговый кредит (при наличии зарегистрированной налоговой накладной).

В случае списания аккумулятора по причине повреждения, исключающего ремонт (восстановление), ранее срока, установленного Нормами № 489, может возникнуть вопрос о начислении «компенсирующих» НДС-обязательств по п.п. «г» п. 198.5 НКУ.

На наш взгляд, оснований для начисления налоговых обязательств нет, если автомобиль, в составе которого эксплуатировалась АБ, использовался в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности предприятия.

А вот при нехозяйственном (необъектном, льготном) использовании автомобиля, в составе которого эксплуатируется АБ, начислить «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС придется ( п. 198.5 НКУ).

В завершение рассмотрим на условном числовом примере, как отразить в учете оприходование новой и замену непригодной АБ, а также ее утилизацию специализированной организацией.

Пример. Предприятие для замены на грузовом автомобиле аккумулятора с истекшим сроком эксплуатации приобрело новую АБ по цене 1869,00 грн. (в том числе НДС — 311,50 грн.). Снятая с автомобиля батарея, не пригодная для дальнейшего использования, передана на склад и затем утилизирована специализированным предприятием. Стоимость непригодного аккумулятора — 950,00 грн. Стоимость услуг по его утилизации — 120,00 грн. (в том числе НДС — 20,00 грн.).

В учете данные операции отражают следующим образом.

Содержание хозяйственной операции

Источник:
http://i.factor.ua/journals/bn/2016/december/issue-49/article-23513.html