Особенности изменения вида разрешенного использования земельного участка, порядок процедуры, её стоимость и сроки

Особенности изменения вида разрешенного использования земельного участка, порядок процедуры, её стоимость и сроки

Российское законодательство в области градостроительства и земельных отношений значительно усовершенствовалось, и прочтения одного закона недостаточно для понимания сути вопроса.

Если возникла необходимость смены вида разрешенного использования земельного участка, возможно статья поможет разобраться и убережет от бессмысленного хождения по кабинетам.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Когда смена допустима?

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования (далее – ВРИ) делятся на основные, условно разрешенные, вспомогательные по отношению к основным, либо к условно разрешенным.

Смена ВРИ производится в соответствие с градостроительным регламентом. Градостроительный регламент, являющийся частью правил землепользования и застройки, определяет перечень ВРИ, предусмотренных для территориальной зоны, в границах которой расположен участок.

В таких ситуациях заявитель может обратиться в местную Администрацию с предложением о дополнении градостроительного регламента. В случае положительного решения перевод также возможен.

Существуют территории для которых градостроительный регламент не устанавливается и на которые действие градостроительного регламента не распространяется. Смена вида использования таких участков запрещена, к ним относятся:

  • зеленые насаждения общего пользования;
  • земли лесного и водного фондов;
  • земли запаса;
  • сельхозугодья в составе земель сельскохозяйственного назначения;
  • особо охраняемые природные территории;
  • территории объектов культурного наследия;
  • территории общего пользования;
  • территории линейных объектов;
  • территории добычи полезных ископаемых.

Также нельзя сменить ВРИ участков, находящихся в охранных зонах водных объектов, дорог, промышленных объектов и объектов культурного наследия.

Есть ли шанс поменять ВРИ без согласия собственника?

Если земля находится в частной собственности, однозначно не получится сменить вид использования без согласия собственника. Однако, если речь идет о собственности государственной или муниципальной, то вопрос остается на усмотрении органов местного самоуправления и Росреестра.

Если следовать логике, то утверждение перечня видов использования местными органами власти можно рассматривать, как согласие на смену ВРИ арендатором. Но это не совсем так. Случаи отказа – не редкость, это доказывает многочисленная судебная практика.

Постановление Президиума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации №1756/13 от 25.06.2013 гласит, что изменение ВРИ земельного участка может быть осуществлено только с согласия собственника.

Как изменить ВРИ земельного участка? Способов изменения два – это выбор ВРИ из перечня основных видов, перечисленных в градостроительном регламенте, и получение разрешения на условно разрешенный вид использования.

Существует и третий способ – обращение в Администрацию с предложением внести изменения в Правила землепользования и застройки.

Процедура перевода, порядок действий

Поиск и определение нового типа эксплуатации земли

В первую очередь нужно определиться с новым видом использования. Необходимо обратиться в местную Администрацию за градостроительным планом земельного участка, либо на официальном сайте органа местного самоуправления изучить градостроительный регламент в составе правил землепользования и застройки.

На карте градостроительного зонирования определить территориальную зону, в границах которой расположен участок, в градостроительном регламенте найти перечень видов для данной зоны. Если нужный вид находится в перечне основных, значит обращаться нужно в Росреестр. Если же он находится в перечне условно разрешенных, необходимо обращаться в местную Администрацию за разрешением на условно разрешенный вид использования.

Не менее важно знать об отличиях ВРИ земельных участков:

Сбор документов

Как только мы определились, как сменить вид разрешенного использования земельного участка, следует обратиться в Росреестр, для этого потребуются:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • согласие собственника, в случае, если заявитель им не является.

Для обращения в Администрацию:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • согласие собственника;
  • копии правоустанавливающих документов на земельный участок и иные объекты недвижимости, расположенные на нем.

В заявлениях обязательно указываются персональные данные заявителя, адрес и кадастровый номер земельного участка, вид использования, на который необходимо получить разрешение, а также информация о наличии объектов капитального строительства, число и подпись заявителя.

Пример заявления в Росреестр

В отдел ФГБУ «ФКП Росреестра» от Федоровой С.И.

Прошу осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 00:00:000000:00, находящегося по адресу: г.Челябинск, ул. Первомайская, 40, в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования на вид, предусмотренный зонированием территории: индивидуальное строительство.

Ходатайство об одобрении условной формы применения надела

В комиссию по землепользованию и застройке г. Санкт-Петербурга от Иванова И.И.

Прошу предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка. Информация об объекте недвижимости:

  1. Правообладатель.
  2. Местоположение(адрес).
  3. Кадастровый номер.
  4. ВРИ.
  5. Запрашиваемый ВРИ.
  6. Код территориальной зоны.

Оплату расходов, связанных с проведением публичных слушаний гарантирую.

Получение решения

При обращении в Росреестр, положительным результатом смены ВРИ будет являться кадастровая выписка земельного участка с изменениями. При наличии всех необходимых документов, отказ маловероятен.

Заявление в местную Администрацию рассматривается на публичных слушаниях с участием всех заинтересованных лиц. Решение выносится уже по результатам слушаний. Срок проведения публичных слушаний по данному вопросу не должен превышать одного месяца. Результатом является выдача разрешения либо отказ в выдаче такого разрешения.

Внесение поправок в ЕГРН

При получении положительного результата из Росреестра либо из местной администрации, остается последний шаг – внесении изменений в единый государственный реестр недвижимости. Для государственной регистрации изменений необходимо обратиться в Росреестр со следующими документами:

  • Заявление, с указанием адреса и кадастрового номера земельного участка.
  • Копия документа удостоверяющий во личность.
  • Кадастровая выписка с новым ВРИ или разрешение на условно разрешенный вид использования.

Расчет стоимости услуг

Изменение ВРИ – услуга бесплатная. Но в отдельных муниципальных образованиях Московской области, а также в самой Москве, за такие изменения взимается плата. Размер её определяется из разницы кадастровой стоимости участка с измененным ВРИ и существующей кадастровой стоимости. Если кадастровая стоимость уменьшилась в результате смены ВРИ, то размер платы будет составлять 10 % от новой кадастровой стоимости. В Санкт-Петербурге смена вида использования земли пока бесплатна.

Государственная регистрация изменения ВРИ осуществляется после оплаты Госпошлины.

При обращении в Росреестр срок предоставления услуги по изменению ВРИ составляет 23 рабочих дня.

При смене ВРИ через проведение публичных слушаний, предоставление готового документа может затянуться на срок более месяца. Это зависит от порядка проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, принятого в данном муниципальном образовании.

Срок внесения изменений в запись ЕГРН – 10 рабочих дней.

Возможные проблемы и их устранение

При изменении ВРИ могут возникнуть следующие трудности:

    Нет нужного вида использования в перечне ВРИ. В этом случае вносится предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части градостроительного регламента.

Процедура внесения изменений осуществляется через проведение публичных слушаний и занимает 2-4 месяца. В случае, если в правила землепользования и застройки изменения были внесены, разрешение на условно разрешенный вид использования выдается заявителю без проведения публичных слушаний. Основание – часть 11 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ.

  • Получен отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Отказ можно оспорить в судебном порядке.
  • Смена ВРИ – это обязательная процедура для получения права использовать земельный участок по иному назначению. Не стоит ей пренебрегать, так как при нецелевом использовании участка велик риск быть привлеченным к административной ответственности.

    Полезное видео

    На видео предоставлена информация о том, что такое изменение вида разрешенного использования земельного участка и каким образом происходит эта процедура:

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Источник:
    http://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/vri/kak-izmenit-vid-ispolzovaniya.html

    Как изменить вид разрешенного использования и целевое назначение земельного участка

    Изменение вида разрешенного использования (ВРИ)

    В 2015 году МинЭкономРазвитя выпустило классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который поможет вам в работе.

    Как узнать вид разрешенного использования по кадастровому номеру

    1. Откройте публичную кадастровую карту Росреестра;
    2. Введите в поисковую строку кадастровый номер земельного участка;
    3. Получите данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн.

    Чтобы документально подтвердить сведения рекомендую заказать выписку из ЕГРН.

    Росреестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х дней (бывают задержки). Если хотите узнать вид разрешенного использования быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через API Росреестра — так вы получите документ в течение дня. Стоимость та же — 350 рублей, данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

    Выписка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через API Росреестра

    На какой вид разрешенного использования можно изменить существующий

    Изменение одного ВРИ на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, то есть изменение допускается в случае, если Правила застройки и землепользования (ПЗЗ) муниципального образования, к территории которого относится данный земельный участок, планируемый к установлению ВРИ предусмотрен.

    Чтобы понять на какой вид разрешенного использования земельного участка можно изменить существующий, нужно обратиться к ПЗЗ. На примере участка под ИЖС порядок действий будет следующий:

    1. Открываем раздел градостроительных регламентов;
    2. Находим пункт «Для ИЖС (Ж-4)»;
    3. Получаем список видов разрешенного использования земельных участков, которые возможны на данной территории.

    К примеру, в Москве существует порядка 40 видов разрешенного использования земельных участков под ИЖС: гостиницы, рестораны, магазины, банки, школы, фитнес-центры, аптеки и т. д.

    А теперь рассмотрим каждый возможный случай отдельно.

    Как изменить вид разрешенного использования под ИЖС на коммерческий

    Прежде чем начать изменения, необходимо ответить на три вопроса:

    1. возможно ли добиться перевода законным путем;
    2. сколько денег на это потребуется;
    3. и так ли это нужно.

    В случае целесообразности действий — начинаем.

    В соответствии с Земельным (ст. 1, 7) и Градостроительным Кодексом РФ (ст. 37), вы можете выбрать любой, из предусмотренных видов разрешенного использования для земельного участка и расположенного на нем здания, самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований. Из 37 статьи Градостроительного кодекса РФ следует, что при соблюдении технических условий, можно изменить вид разрешенного использования с одного на другой.

    То есть без проведения публичных слушаний можно изменить только основной и вспомогательный вид разрешенного использования. Для этого собственнику земельного участка нужно обратиться с заявлением в Росреестр и предоставить:

    1. Заявление установленного образца (выдает Росреестр);
    2. Копию Правил Землепользования и застройки с указанием возможного вида разрешенного использования для данной территории (где взять писал выше);
    3. Декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в виде, как указано в Правилах Землепользования и застройки.

    Как изменить вид разрешенного использования под ЛПХ и СНТ на ИЖС

    Если участок расположен на землях населенных пунктов, то перевод участка из ЛПХ или СНТ в ИЖС выполняется бесплатно по заявлению собственника в РосРеестре (МФЦ). Если участок расположен на землях сельхозназначения, то переходите к пункту ниже.

    В случае отказа в изменении ВРИ с огородничества или садоводства на ИЖС, придется довольствоваться условно-разрешенными видами (например «Садоводство»), строить дом и регистрировать его по дачной амнистии.

    Обратите внимание, что изменить вид разрешенного использования земельного участка можно только после перевода из аренды в собственность.

    Как изменить вид разрешенного использования с ИЖС на многоквартирный

    Постараюсь ответить общими основаниями, т.к. порядок изменения разрешенного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства регламентируется ПЗЗ соответствующего муниципального субъекта.

    Итак, в случае если правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства (в вашем случае собственники) намерен изменить основной вид разрешенного использования на условно разрешенный вид использования, применяется порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Для этого, вам необходимо направить соответствующее заявление в комиссию по градостроительству и земельным отношениям. Перечень документов, которые необходимо прикладывать к заявлению определен пунктами соответствующих правил — вашего субъекта.

    Документы нужны следующие:

    1. правоустанавливающие документы на земельный участок или решение уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта;
    2. правоустанавливающие документы на расположенные на земельном участке объекты капитального строительства (договоры, свидетельства о государственной регистрации прав, иные акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (при наличии);
    3. кадастровый план (паспорт) земельного участка;
    4. копия топографического плана города Тюмени в масштабе 1:2000 с нанесением границ земельного участка на бумажном носителе (выкопировка);
    5. план границ земельного участка с координатами характерных точек;
    6. санитарно-эпидемиологическое заключение;
    7. сведения о заявителе: для физических лиц — документ, удостоверяющий личность заявителя; для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, — свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; для юридических лиц — свидетельство о государственной регистрации юридического лица»

    Далее, иниицируется обсуждение на публичных слушаниях (в которых участвуют прежде всего соседи). В течение 15 дней с момента проведения публичных слушаний подготавливается заключение о результатах публичных слушаний.

    На основании данного заключения, комиссия направляет рекомендации главе администрации вашего муниципального образования. После чего администрация принимает решение о выдаче разрешения либо же об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Или же, если вам не поможет данная инструкция, то вы вправе обратиться в суд с соответствующем заявлением.

    Можно ли оформить индивидуальный жилой дом земельном участке для комплексного жилищного строительства (КЖС)

    КЖС — это комплексное освоение территории в целях жилищного строительства. Оформить жилой дом на арендуемом ЗУ с РВИ КЖС возможно лишь с соблюдением требований земельного и градостроительного законодательства в форме комплексного освоения при условии реализации всех обязательств первоначального застройщика, в том числе по подготовке документации по планировке территории и выполнению работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. Земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка (массива), ранее предоставленного застройщику для комплексного освоения, имеют такой же вид разрешенного использования – комплексное освоение в целях жилищного строительства. Это значит, что индивидуальная жилищная застройка таких участков гражданами недопустима.

    В случае, если ваш земельный участок находится в пределах массива где утвержден проект планировки территории, а также по правилам землепользования и застройки вашего городского округа находится в территориальной зоне жилищного строительства предусматривающей РВИ ИЖС, тогда вариант с изменением РВИ с КЖС на ИЖС возможен с согласия собственника участка т.е. администрации путем подачи соответствующего заявления в МФЦ.

    Как изменить вид разрешенного использования для земель сельскохозяйственного назначения

    К примеру, вы хотите купить земельный участок сельскохозяйственного назначения с ВРИ — для сельскохозяйственного производства, а потом изменить ВРИ на ведение садоводства или дачное строительство, организовать СНТ и распилить участок на более мелкие участки для членов товарищества. Реально ли изменить ВРИ у такого земельного участка?

    Согласно положений п.1 ст. 78 ЗК РФ — земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), далее по тексту данной статьи — крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, ГРАЖДАНАМИ, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями, НЕКОММЕРЧЕСКИМИ организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями.

    В п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

    Таким образом, изменить ВРИ земельного участка с целевым назначением СХ реально, однако, не зная всех аспектов вашей ситуации точного порядка действий вам дать к сожалению не смогу. Скажу лишь, что после приобретения такого земельного участка для реализации вашей задумки будет необходимо подготовить генеральный план вашего СНТ, после чего уже производить межевание и организацию проездов.

    Как изменить вид разрешенного использования земельного участка в аренде

    Смена ВРИ именно арендуемого земельного участка достаточно проблематичная процедура т.к. в правоотношениях по смене выступает как арендатор так и собственник земельного участка. Дело в том, что договором аренды может быть предусмотрен запрет смены ВРИ или же к примеру, когда вы обращаетесь с заявлением о предоставлении участка в аренду вы пишите цель вашей аренды, но при этом сам ВРИ может не совпадать с ней.

    Чтобы поменять вид разрешенного использования арендуемого земельного участка вы вправе обратиться к собственнику участка с предложением изменить ВРИ без предварительного выкупа в собственность. Если собственник, а как правило это Администрация на территории которой расположен земельный участок, не возражает — то вас известят о решении в письменном виде.

    С соответствующим уведомлением обращаетесь в районную комиссию по смене видов разрешенного использования земельных участков. В случае, если по ПЗЗ вашего поселения данный участок попадает под условную зону смены вида разрешенного использования, то ВРИ вам поменяют.

    Обратите внимание, что изменение ВРИ изменит стоимость арендной платы, что не всегда выгодно собственнику земельного участка, а без его согласия это невозможно.

    Следует учитывать, что в соответствии с ФЗ N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» устанавливаются максимальные размеры участков ЛПХ — в 0,5 Га, при этом, минимальные размеры не предусмотрены. Однако, с учетом сложившейся практики, перевод из огорода в ЛПХ земельного участка площадью, к примеру 4.5. сотки — маловероятен, т.к. размер участка менее 10 соток не позволяет полноценно заниматься личным подсобным хозяйством.

    Изменение целевого назначения (ЦН)

    Сразу предупрежу, что нельзя изменить целевое назначение земельного участка, имеющего статус ООПТ или ГосЗемЗапаса.

    Как изменить земли сельхозназначения на земли населенных пунктов

    Рассчитывать на перевод земли из сельхозназначения в ИЖС можно только в случае, если земельный участок расположен вблизи границ поселения или в скором времени может войти в его состав.

    Перевод земель сельхозназначения в другую категорию следует начинать с подачи заявления в местную администрацию, где подробно и аргументированным описать необходимость изменений. Ходатайство рассматривается в режиме публичных слушаний в месячный срок. При положительном решении администрации, в кадастровый план участка вносятся новые сведения.

    К заявлению прилагаются:

    1. Кадастровый паспорт;
    2. Копия паспорта собственника;
    3. Выписка из ЕГРН, подтверждающая право владения земельным участком.

    Как изменить земли лесного фонда на земли промышленности

    Законодательная регламентация перевода ЗУ Лесного фонда в иную категорию закреплена в Федеральном законе «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ., в редакции от 29.07.2017 г. Обратите внимание на ст. 11 вышеупомянутого Федерального Закона, которая устанавливает условия и особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий. В статье 11 Закона дается исчерпывающий перечень оснований изменения целевого назначения земель лесного фонда, а также определяются условия, при которых эти основания могут быть реализованы.

    Как изменить рекреационные земли на земли населенных пунктов

    Изменение рекреационных земель, например водоохранной зоны, проблематично, но не невозможно, так как территории, относящиеся к рекреационным и не признанные особо охраняемыми, могут быть переведены в категорию земель поселений и использоваться для ИЖС.

    Источник:
    http://zembaron.ru/oformlenie/izmenenie-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka/

    О порядке изменения вида разрешенного использования земельного участка

    Многих собственников земельных участков интересует вопрос, можно ли на своем земельном участке строить капитальное строение (жилой дом) либо земельный участок предназначен только для ведения огородничества с расположением хоз. постройки для хранения хозяйственного инвентаря.

    Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее – Земельный кодекс).

    Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

    Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

    Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

    Комментарий к данному абзацу: Если земельный участок предоставлен администрацией в аренду, то основной вид разрешенного использования земельного участка изменяется по решению администрации, также как и условно разрешенный вид земельного участка, предусмотренного градостроительным планом данного земельного участка.

    Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

    Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 (далее — классификатор видов разрешенного использования земельных участков).

    При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

    Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

    Рассмотрим несколько примеров изменения вида разрешенного использования и невозможности его изменения:

    -Если вам предоставлен земельный участок в собственность либо в аренду администрацией, без проведения торгов либо аукциона с разрешенным видом использования земельного участка не предусматривающего индивидуальное жилищное строительство. То, если он и находится в зоне предназначенной для индивидуального жилищного строительства, то изменение вида разрешенного использования земельного участка не возможно. Поэтому, если у вас земельный участок предоставлен без торгов с ограничением строительства, а вокруг вас стоят индивидуальные жилые дома, то не удивляйтесь что ваше право не ущемлено.

    -Если вы хотите произвести изменение основного вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного зем. уч. который относится к условно разрешенному который предусмотрен градостроительным планом земельного участка. Данная процедура предусмотрена ст.39 Градостроительного кодекса РФ.

    Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ). На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).

    Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).

    -Вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, не может быть выбран вместо основного при предоставлении земельного участка.

    В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

    Градостроительный кодекс исключает возможность выбора (установления) вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков вместо основных (пункт 3 части 1 статьи 37 названного Кодекса).

    Это значит, если у вас разрешенный вид использования земельного участка «для огородничества» не дающий основания возведения капитального строения, то на данном земельном участке возможно возведения хоз. постройки для хранения инвентаря. Если у вас вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» и возведен жилой дом, то по отношению к жилому дому вы можете возводить хоз. постройки, баню, это и является вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка.

    -Также не удивляйтесь, если вы на протяжении многих лет пользуетесь земельным участком на котором расположен индивидуальный жилой дом и рядом с вами начинает возводиться многоквартирный дом. Это значит, что был изменен генеральный план городского округа, который позволяет строительство многоэтажных домов. Если даже согласно правил землепользования и застройки вашего района, установлено что ваша территориальная зона предназначена для малоэтажной застройки и детских садов, значит в скором будущем Правила землепользования и застройки вашего района приведут в соответствие с генеральным планом, и строительство многоквартирного дома никто не приостановит.

    -Если вы имеете основания на своем земельном участке разрешенное использование которого «для индивидуального жилищного строительства» разместить магазин. То необходимо учесть, позволяют ли максимальные параметры вашего земельного участка размещение магазина. Если градостроительном регламентом для данной территориальной зоны предусмотрен условно разрешенный вид использования земельного участка как размещение магазина, даже если через публичные слушания будет принято решение о размещении магазина, это не является основанием что администрация даст на это добро исходя из параметров земельного участка.

    Источник:
    http://www.9111.ru/questions/777777777880818/

    Изменение вида разрешенного использования земельного участка. Обзор практики от Верховного суда

    Верховный суд РФ выпустил Обзор судебной практики рассмотрения споров, связанных с изменением видов разрешенного использования земельных участков. В него вошли вопросы о том, в каких случаях собственники и арендаторы участков могут требовать изменения вида разрешенного использования, а в каких нет, а также каковы последствия несоблюдения процедуры изменения разрешенного использования и нарушения законодательных ограничений. Всего в обзоре представлено девять судебных позиций.

    На прошлой неделе, 14 ноября 2018 г., Президиум Верховного суда РФ утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (далее — Обзор). Он подготовлен в связи с тем, что на практике возникают сложности в разрешении таких споров, как, в частности, при установлении лиц, управомоченных на изменение вида разрешенного использования, при применении процедурных особенностей такого изменения, при определении последствий несоблюдения установленных процедур и последствий использования земельных участков с нарушением ограничений.

    Изменение вида разрешенного использования арендатором

    Если компания арендует земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, она не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов. Так, в одном деле суд рассматривал ситуацию, когда участок по результатам торгов был передан для строительства четырех-пятиэтажного многоквартирного дома. Впоследствии право собственности на незавершенный строительством дом перешло к другой компании. Она заключила с городской администрацией новый договор аренды земельного участка для завершения строительства. При этом новый арендатор потребовал изменить разрешенное использование на «строительство многоквартирного дома пяти-девяти этажей» и внести изменения в договор аренды земельного участка. Городская администрация отказала. Суды ее поддержали. Они указали, что, приняв на себя права и обязанности по договору, новый арендатор выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования. По мнению судов, обращение нового арендатора с требованием об изменении вида разрешенного использования земельного участка по существу было направлено на обход процедуры торгов, предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков.

    Также не получится поменять вид разрешенного использования публичного земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования. Например, в суде рассматривалась такая ситуация: арендатор земельного участка с видом разрешенного использования «для размещения объекта по оказанию услуг и обслуживанию населения (площадь не более 150 кв. м)» пытался поменять его на «индивидуальное жилищное строительство». Администрация города ему отказала. Первая инстанция и апелляция признали этот отказ незаконным. Но ВС РФ отметил, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. В данном случае арендатор получил участок с другим видом разрешенного использования, для которого не требовалось проводить аукцион, а затем решил в обход всех процедур поменять разрешенное использование. Таким образом, произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

    Вспомогательный вид разрешенного использования вместо основного

    Верховный суд РФ указал, что вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, нельзя выбрать вместо основного при предоставлении земельного участка.

    Вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

    Речь идет о такой ситуации: истец являлся собственником земельного участка из категории «земли населенных пунктов» с разрешенным видом использования «сады, огороды». Он попросил у администрации предоставить в собственность земельный участок, который примыкал к его участку, под открытую гостевую стоянку. Этот соседний участок располагался в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами. К числу основных видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в этой зоне, относились в том числе индивидуальные жилые дома, садоводство, огородничество, дачное строительство. Открытая гостевая стоянка являлась вспомогательным видом использования земельных участков в данной зоне. Собственник получил отказ в его требовании предоставить примыкающий земельный участок. Первая инстанция и апелляция поддержали собственника, признав незаконным решение органа исполнительной власти субъекта РФ в области имущественных отношений об отказе в предоставлении в собственность земельного участка под открытую гостевую стоянку. Но суд кассационной инстанции принял по делу новое решение. Он отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку истец не представил доказательства использования участка в соответствии с основным разрешенным видом использования.

    Разрешенное использование должно соответствовать предельным размерам участка

    В Обзор включена позиция о том, что вид разрешенного использования земельного участка невозможно изменить, если градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.

    Так, собственник земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» обратился в орган муниципального образования с заявлением о принятии решения об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка. Он просил изменить «индивидуальное жилищное строительство» на условно разрешенный вид «магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв. м», предусмотренный градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки, к которой правилами землепользования и застройки сельского поселения отнесен спорный земельный участок. При этом он просил принять во внимание, что на основании постановления главы муниципального образования были проведены публичные слушания, по результатам которых комиссия по проведению публичных слушаний дала заключение о возможном изменении вида разрешенного использования земельного участка. Но орган местного самоуправления отказал. Собственник подал в суд заявление о признании незаконными действий органа местного самоуправления.

    Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Он установил, что площадь земельного участка, принадлежащего истцу, составляла 625 кв. м. В то же время градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки было предусмотрено, что для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м, минимальный размер земельного участка должен быть 1000 кв. м. Апелляция оставила решение суда первой инстанции без изменения.

    Таким образом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.

    Установление видов разрешенного использования в градостроительном регламенте

    Градостроительным регламентом для территориальной зоны могут быть установлены виды разрешенного использования с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков.

    Так, в правила землепользования и застройки части территории одного муниципального образования были внесены изменения. Для территориальной зоны «ведение огородничества», соответствующей функциональной зоне генерального плана муниципального образования «ведение огородничества», был установлен градостроительный регламент, включающий вид разрешенного использования «ведение садоводства». Правообладатели земельных участков в этой территориальной зоне подали коллективный иск об оспаривании такого решения. Они ссылались на то, что это нарушает права и законные интересы собственников земельных участков, препятствует их надлежащему использованию, устанавливает ограничения по эффективности эксплуатации участков (строительство и реконструкция жилых домов) и снижает их стоимость. Кроме того, установление вида разрешенного использования «ведение садоводства» в функциональной и территориальной зонах «ведение огородничества» противоречит положениям классификатора видов разрешенного использования земельных участков, а также требованиям ст. 35 и 36 ГрК РФ.

    Первая инстанция удовлетворила иск. Апелляция отменила это решение. Она решила, что виды разрешенного использования «ведение садоводства» и «ведение огородничества», установленные в территориальной зоне «ведение огородничества», являются сочетаемыми и предусматривают использование земельных участков в сельскохозяйственных целях, связанных с выращиванием сельскохозяйственных культур, размещением хозяйственных строений, сооружений или садовых домов. Градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны «ведение огородничества» с основным видом разрешенного использования «ведение садоводства» с возможностью размещения объектов капитального строительства, не противоречит нормам федерального законодательства и не лишает административных истцов права на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе на возведение объектов капитального строительства (садовых домов). Включив это дело в Обзор, ВС РФ поддержал позицию апелляции.

    Принять к сведению

    Другие позиции Верховного суда из Обзора судебной практики

    При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

    Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

    Если при предоставлении земельного участка вид разрешенного использования не был определен, то администрация муниципального образования не вправе отказать в установлении вида разрешенного использования земельного участка.

    Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.

    Источник:
    http://www.eg-online.ru/article/385509/

    Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?

    Время чтения: 7 мин.

    Изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка – процедура, с которой легко может справиться каждый землевладелец, однако и в ней есть свои особенности и нюансы.

    Мы расскажем вам, как быстро и грамотно поменять назначение земли, куда обращаться с этим вопросом и с какими документами, а также, в каких случаях требуется согласовывать будущее назначение с уполномоченными органами власти.

    Смена ВРИ – это возможно?

    Каждый земельный участок должен использоваться строго по своему назначению, то есть в соответствии с целями, под которые этот участок формировался, выдавался, передавался из муниципальной собственности. Например, для строительства жилого дома, под офис, магазин, обслуживание автотранспорта, производство и т. п.

    При невыполнении этого условия органы земельного надзора вправе не только выписать штраф, но и отобрать землю даже у частного собственника.

    Чтобы использовать участок иным способом, отличающимся от того назначения, которое содержится в документах на землю, нужно:

    1. ознакомиться с градостроительной документацией;
    2. выбрать подходящее назначение;
    3. оформить под него документы.

    Иными словами, существует список, из которого можно выбирать назначение для своего земельного надела.

    Местные органы власти определили, какие виды разрешенного использования участков могут быть в той или иной территориальной зоне. Землевладельцам остается только подстраиваться под принятый документ или предлагать внести в него изменения.

    Начнем по порядку. Чтобы изменить назначение участка, вам необходимо первым делом ознакомиться с правилами землепользования и застройки (ПЗиЗ).

    Правила землепользования и застройки

    ПЗиЗ разрабатываются в целях реализации Генерального плана развития города. Ими устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, в них содержатся данные о правилах применения этого документа и порядке внесения изменений в него же (ст. 30 ГрК РФ).

    Ваш участок принадлежит к одной из территориальных зон, определенных зонированием территории, в отношении которой либо утвержден градостроительный регламент, либо не утвержден.

    Перечень разрешенных назначений, допустимых для применения внутри одной зоны, делится на три вида, установленные ст. 37 ГрК РФ:

    1. основные;
    2. условно-разрешенные;
    3. вспомогательные.

    Ответ на вопрос, как изменить вид разрешенного использования, зависит от того, к какому типу относится выбранное вами назначение.

    Скачать для просмотра и печати:

    Как изменить назначение участка

    Основной вид разрешенного использования

    Если назначение, необходимое вам, относится к основному ВРИ, то вы можете выбрать его для своего участка просто по заявлению, не согласовывая свой выбор ни с какими инстанциями.

    Порядок действий собственника участка при изменении вида разрешенного использования:

    1. подаете заявление в Росреестр о замене ВРИ;
    2. получаете уведомление о том, что назначение участка изменено.

    Подавать заявку можно любым подходящим вам способом: через портал Росреестра в электронной форме, Госуслуги либо лично через любое отделение МФЦ. Госпошлина не оплачивается.

    Насчет формы заявления также переживать не придется – его заполняет сотрудник МФЦ.

    Если владельцев несколько, то все они одновременно должны явиться в МФЦ и подписать заявление о смене назначения.

    Документы, необходимые для подачи заявления на смену ВРИ через МФЦ:

    • паспорт собственника;
    • нотариальная доверенность с полномочиями на смену ВРИ, если интересы собственника представляет доверенное лицо, паспорт представителя;
    • правовой документ на участок;
    • выписка из ПЗиЗ (необязательно);
    • если собственником участка является юридическое лицо, руководителю необходимо предоставить документ, на основании которого он вступил в должность.

    Назначение, указанное в заявлении, должно точь-в-точь совпадать с формулировкой из ПЗиЗ.

    Установка вспомогательного ВРИ

    Отдельно вспомогательное назначение выбирать нельзя, а только как дополнение к основному или условно-разрешенному.

    Выбор условно-разрешенного назначения

    Все способы использования земли, относящиеся, согласно градостроительному регламенту, к условно-разрешенному списку, получится применить только с согласия с уполномоченными госструктурами.

    Процесс начнется с вашего заявления в Комитет по градостроительству и архитектуре. Практически во всех городах РФ такие обращения принимает комиссия комитета, чаще всего они работают при городской администрации.

    Уполномоченный орган организует публичные слушания, подготавливает заключение о результатах процедуры, затем оформляет рекомендации – в них указывает, допустимо или нет устанавливать участку испрашиваемое назначение.

    Постановление главы города об утверждении условно-разрешенного ВРИ или об отказе в нем завершает процедуру перевода.

    Отрицательное решение можно обжаловать в суде.

    Подробнее о выборе условного назначения читайте в нашей статье.

    Воспользуйтесь бесплатной консультацией, если у вас имеются вопросы по установлению условного ВРИ.

    Где взять информацию о разрешенных назначениях для земельных участков

    Есть несколько способов выяснить, в какой зоне находится интересующий вас участок.

    1. Через интернет, на сайте уполномоченной организации. Если вы уверенный пользователь интернета и хорошо ориентируетесь в карте города, вам не составит труда выяснить зону, допустимые назначения и предельные размеры интересующего вас участка. Это можно сделать в течение нескольких минут, не теряя время на получения официального документа.
    2. Заказать выписку из ПЗиЗ. Запросить такую выписку можно через личный кабинет Госуслуг или через любое отделение МФЦ. Для оформления заявки не требуются документы, но следует знать кадастровый номер интересующего вас участка. Этот способ не такой быстрый, но зато идеально подходит тем, кто хочет получить официальные сведения ИСОГД о зоне расположения участка или не может найти нужные данные самостоятельно.
    3. Обратиться за консультацией к юристу, который предоставит вам всю необходимую информацию.

    Как пользоваться ПЗиЗ – разбираем на конкретном примере

    Предположим, некий предприниматель захотел открыть собственный спортклуб. Помещение есть, однако, существующее назначение земли не соответствует будущему виду использования. Сначала необходимо выяснить, к какой территориальной зоне относится участок и какие назначения земли предусмотрены для этой зоны.

    Ниже приводим фрагмент выписки из ПЗиЗ одного из городов РФ. Имеющийся в распоряжении предпринимателя участок попал в зону общегородского центра второго типа (Ц-2).

    Спортивные объекты предусмотрены в качестве основных объектов, которые могут располагаться в данной зоне.

    Это означает, что собственнику земельного надела необходимо обратиться в Росреестр (через МФЦ, портал Госуслуг – при наличии электронной подписи) для перевода ВРИ в соответствие с правилами.

    Срок рассмотрения заявки займет около 5-7 дней.

    По окончании этого времени в ЕГРН будут внесены изменения.

    При желании открыть боулинг, а не спортклуб, предпринимателю понадобится разрешение от органов архитектуры и градостроительства, так как это назначение является условно-разрешенным. Сначала нужно провести публичные слушания в установленном законом порядке, а потом, при наличии положительного решения органов власти, вносить изменения в ЕГРН.

    Если в данной территориальной зоне нет того ВРИ, которое вам требуется, придется либо подыскать участок в другой зоне, в которой допустимо устанавливать выбранное назначение, либо предложить внести изменения в градостроительный регламент.

    Не всегда назначение участка должно содержать строгую конкретику, встречаются более обобщенные формулировки: «для размещения нестационарных объектов», или даже «для иных видов использования, характерных для земель населенных пунктов».

    Помимо назначений, следует обратить внимание на предельные размеры земельного участка, параметры разрешенного строительства, реконструкции ОКС, также указанные в выписке из ПЗиЗ. Ниже показано, как выглядит полный фрагмент выписки из ПЗиЗ для одной из терзон.

    Внесение изменений в градостроительный регламент

    Если нужного вам назначения не предусмотрено правилами, вы вправе инициировать рассмотрение вопроса об их изменении.

    У этого действия также существует определенный порядок.

    Вы можете в уполномоченную структуру направить следующие предложения:

    • об изменении границ территориальной зоны;
    • об изменении основных, вспомогательных и условно-разрешенных видов в пределах конкретной зоны;
    • установлении или изменении предельных размеров.

    Услуга бесплатная, но к заявлению необходимо приложить:

    • пояснительную записку о планируемом использовании территории;
    • лист карты градостроительного зонирования с обозначением изменений;
    • ситуационный план, на котором отображаются границы территории, в которые надлежит внести новые сведения.

    В итоге комиссия либо подготавливает проект на внесение изменений в ПЗиЗ, либо письмо об отклонении вашего предложения с причиной отказа. Срок рассмотрения не больше 2 месяцев. Отрицательное решение возможно обжаловать в суде.

    В Москве подавать заявление на внесение изменений в ПЗиЗ можно через портал Госуслуг, подписывая его электронной подписью заявителя.

    Источник:
    http://urpomosh03.ru/land/zemlya/izmenenie-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka

    Как сменить вид разрешенного использования участка земли?

    Земельные участки, принадлежащие гражданам, должны эксплуатироваться в строгом соответствии с категорией земли и видом разрешённого использования (ВРИ) участка, в противном случае возможны штрафные санкции и изъятие земли. Изменение вида землепользования происходит путём обращения в местную администрацию.

    Понятие и необходимость изменения ВРИ земельных участков

    Вид разрешенного землепользования – это перечень видов деятельности, которые можно осуществлять на участке в соответствии с его категорией земли. Каждой категории земли соответствуют несколько видов разрешенного пользования, полный перечень которых приведён в Приказе Минэкономразвития № 540.

    Смена ВРИ участка происходит без изменения категории земли и регулируется следующими законами:

    • Земельным кодексом РФ;
    • Градостроительным кодексом РФ.

    Ст. 39 Градостроительного кодекса определяет правила изменения ВРИ участка, расположенного на территории населённых пунктов, а порядок изменения вида землепользования сельскохозяйственных участков определяется законами субъектов федерации и муниципалитетов.

    Землепользователи изменяют ВРИ в следующих случаях:

    • При получении разрешения на строительство;
    • При необходимости сменить вид деятельности на участке;
    • При сдаче земли в аренду.

    Владельцы сельскохозяйственных участков также должны менять вид разрешённого землепользования в зависимости от планируемой деятельности или нужд арендатора.

    Как изменить вид разрешенного пользования?

    Изменить ВРИ земельного участка может специальная комиссия, формируемая при местном органе исполнительной власти, в ведении которой находится данный участок. Комиссия рассматривает вопрос на основании заявления и принимает решение:

    • По итогам публичных слушаний;
    • Без слушаний.

    Публичные слушания назначаются при наличии заинтересованных сторон в виде соседних землепользователей, законные интересы которых могут быть затронуты при смене вида разрешенного землепользования участка заявителя.

    Подавать заявление местным властям могут следующие категории землепользователей:

    • Собственники;
    • Арендаторы;
    • Обладатели права бессрочного пользования или наследуемого владения.

    Если заявление об изменении ВРИ подано арендатором, ему необходимо согласие собственника в письменном виде.

    Необходимые документы

    Для изменения ВРИ земельного участка понадобятся следующие документы:

    • Заявление в местный орган исполнительной власти;
    • Кадастровый документ;
    • Ситуационный план участка;
    • Выписка об обладателе прав собственности;
    • Согласие собственника (для арендаторов);
    • Копия паспорта.

    Если землепользователь подаёт заявление через представителя, то потребуется нотариальная доверенность. Выписку о собственнике можно заказать в отделе Росреестра или МФЦ. Ситуационный план предоставляется в земельном комитете местной администрации бесплатно или изготавливается в геодезических фирмах на коммерческой основе.

    Юридическим лицам нужно подготовить дополнительно:

    • Выписку из ЕГРЮЛ;
    • Документ о регистрации;
    • ИНН.

    Если земля арендуется у муниципального собственника, то оформления отдельного согласия не требуется, оно будет получено в процессе рассмотрения заявления.

    Порядок процедуры

    В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:

    1. Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
    2. Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
    3. Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
    4. Проводятся публичные слушания;
    5. По итогам слушаний комиссия принимает решение;
    6. При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
    7. На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.

    Образец текста заявления можно скачать по этой ссылке. В заявлении должны быть отображены следующие сведения:

    • ФИО и контактные данные землепользователя;
    • Категория земли и адресные ориентиры участка;
    • Текущий и запрашиваемый ВРИ;
    • Причина смены вида землепользования;
    • Перечень прилагаемых документов.

    Максимальный срок между рассылкой уведомлений о слушаниях посредством СМИ или почтовых отправлений и принятием комиссией решения устанавливается местным законодательством, но не может превышать 30 дней (п. 7 ст. 39 Градостроительного кодекса).

    В ходе публичных слушаний выступает заявитель, аргументируя необходимость смены ВРИ, а заинтересованные лица выражают своё мнение о последствиях изменения землепользования землёй членам комиссии.

    Комиссия при принятии решения руководствуется следующими факторами:

    • Целесообразность изменения ВРИ;
    • Последствия изменения ВРИ для окружающей среды;
    • Правовые и экономические последствия для соседних землепользователей.

    Например, если владелец участка для огородничества хочет сменить ВРИ для строительства дома, комиссия может отклонить заявление из-за угрозы затенения соседнего возделываемого участка.

    Если комиссия постановляет сменить вид землепользования участка, копия решения направляется всем участникам слушаний. Через 10 дней после вынесения решения составляется акт об изменении ВРИ, копия которого выдаётся заявителю. Заявитель должен обратиться в Росреестр для регистрации изменений в кадастровом реестре, приложив к копии акта следующие бумаги:

    • Копию паспорта;
    • Квитанцию об уплате госпошлины;
    • Заявление на внесение изменений;
    • Кадастровый паспорт на участок.

    Новый вид разрешенного землепользования отобразится на кадастровой карте местности в течение 7-10 дней с момента обращения в Росреестр.

    Возможные затраты

    Оформление смены вида землепользования участка может включать следующие расходы:

    • Госпошлина – 350 рублей;
    • Заказ кадастровой выписки в МФЦ – 300 рублей;
    • Изготовление ситуационного плана – 1500-3000 рублей;
    • Организация публичных слушаний – 3000-10000 рублей.

    Все расходы, связанные с проведением слушаний, должен покрывать землепользователь, подавший заявление о смене ВРИ (п. 10 ст. 39 ГрК РФ). Оплатить необходимо рассылку уведомлений, регистрацию участников слушания и аренду места их проведения. В зависимости от количества участников и региона проведения мероприятия величина затрат может сильно меняться.

    На что можно рассчитывать, доживя до 80 лет? Про государственную поддержку старых людей читайте в нашем материале.

    Причины по которым выгодно увольняться по соглашению сторон, вы узнаете в нашей статье.

    Заключение

    Смена вида разрешенного землепользования происходит по итогам публичных слушаний на основании анализа возможных последствий такой смены экспертами. Смена деятельности на участке без официального измерения ВРИ может привести к штрафам и изъятию земельного участка у нарушителя, а грамотная аргументация землепользователя повышает вероятность положительного решения комиссии.

    Источник:
    http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/kategorii/kak-smenit-vid.html