Исполнение трудового законодательства

Федеральным законом № 393-ФЗ внесены важные изменения в Трудовой кодекс РФ. Государственным инспекторам труда предоставлены полномочия принимать решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате заработной платы и других сумм, причитающихся работнику.

Федеральным законом № 402-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон № 229-ФЗ) и урегулированы особенности исполнения службой судебных приставов указанных решений государственного инспектора труда о принудительном исполнении.

Расскажем подробнее о сути изменений.

НОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

Федеральным законом № 393-ФЗ к полномочиям трудовой инспекции отнесены:

  • организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Эти мероприятия трудовая инспекция будет определять ежегодно и утверждать в виде программы профилактики таких нарушений;
  • принятие мер по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Соответствующие полномочия теперь закреплены в ст. 356 ТК РФ.

Кроме того, в ч. 1 ст. 357 ТК РФ закреплено право государственных инспекторов труда принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Напомним, что согласно ч. 6 ст. 136 ТК РФ работодатель обязан выплачивать работникам заработную плату в сроки, установленные:

  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • коллективным договором (при его наличии в организации);
  • или трудовым договором.

Заработную плату необходимо выплатить работникам не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, закреплена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ.

ИНСПЕКТОР ГИТ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ

На практике работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) нередко нарушают требования трудового законодательства и других нормативных актов и не выплачивают заработную плату работникам своевременно. В результате у работодателей образуется задолженность по зарплате перед работниками.

Такие нарушения выявляет трудовая инспекция при проведении плановых и внеплановых проверок работодателей.

Полномочия трудовой инспекции по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленной, но не выплаченной зарплаты и других выплат в рамках трудовых отношений закреплены в новой ст. 360.1 ТК РФ. Если в ходе проверки у работодателя было выявлено нарушение, связанное с невыплатой зарплаты и других выплат, государственный инспектор труда выдает ему предписание. В предписании указывается срок для устранения такого нарушения.

Чтобы проконтролировать исполнение работодателем выданного ему предписания, трудовая инспекция вправе проводить внеплановую проверку[1].

В случае неисполнения работодателем в установленный срок предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения, связанного с выплатой работнику зарплаты, инспектор ГИТ принимает решение о принудительном исполнении данной обязанности.

Информация, содержащая разъяснение о порядке принятия решения о принудительном исполнении, должна быть включена в предписание государственного инспектора труда.

Срок принятия инспектором ГИТ решения о принудительном исполнении законодательно ограничен. Такое решение принимается по истечении срока, установленного предписанием государственного инспектора труда, при отсутствии сведений о его исполнении по результатам внеплановой проверки, но не позднее:

  • одного месяца после истечения срока, указанного в предписании;
  • или одного месяца после вступления в законную силу решения суда о признании законным предписания в случае его обжалования в суд.

Решение о принудительном исполнении является исполнительным документом[2].

Оно оформляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В решении о принудительном исполнении должны содержаться:

  • сведения, указанные в ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 229-ФЗ;
  • сведения о реквизитах банковского счета взыскателя

и проставляться отметка о вручении указанного решения работодателю[3].

Решение о принудительном исполнении в течение трех рабочих дней после его принятия должно быть направлено государственным инспектором труда работодателю одним из следующих способов:

  • по почте заказным письмом с уведомлением;
  • в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Работодателю предоставлено право обжаловать в суд решение о принудительном исполнении в течение десяти дней со дня его получения.

В случае, если решение о принудительном исполнении не исполнено работодателем и истек срок его обжалования, экземпляр данного решения направляется на исполнение в Федеральную службу судебных приставов.

Необходимо учитывать, что ч. 6 ст. 360.1 ТК РФ предусматривает исключение из общих правил. Нормы ст. 360.1 ТК РФ не применяются по отношению к взысканию денежных средств, начисленных, но не выплаченных отдельным категориям работников кредитных организаций, указанным в ч. 4 ст. 349.4 ТК РФ. К ним относятся лица, которые занимают должности:

  • единоличного исполнительного органа, его заместителей;
  • членов коллегиального исполнительного органа;
  • главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка;
  • руководителя, главного бухгалтера филиала банка;
  • членов совета директоров (наблюдательного совета) банка;
  • контролирующих банк лиц, определяемых в соответствии с законодательством о банкротстве.
[1] Абзац 2 ч. 7 ст. 360 ТК РФ.

[2] Часть 4 ст. 360.1 ТК РФ, п. 5.1 ч. 1 ст. 12 Федерального

[3] Часть 1.2 ст. 13 Федерального закона № 229-ФЗ.

Источник:
http://www.profiz.ru/kr/1_2020/prinuditelnoe_vzyskanie/

Соблюдение трудового законодательства: проверки упорядочиваются

Проверки трудового законодательства, пожалуй, – одни из самых сложных для хозяйствующих субъектов и мы часто обращаемся к этой теме на нашем сайте audar-info.ru. Хотя, с одной стороны, данные проверки не выглядят неизбежными и с проверяющими можно долго, буквально годами, так и не встретиться. С другой – если подобная проверка состоится, то вряд ли она обойдется без назначения штрафов. Настолько много разносторонних требований к соблюдению трудового законодательства.

Теперь Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197 внесены заметные изменения в некоторые документы, регулирующие порядок проведения таких проверок. И, вероятно, теперь большинству хозяйствующих субъектов не получится избежать таких проверок. По прошествии пусть нескольких лет в самом благоприятном для этого лица случае, но проверка состоится.

А вот для многих других такая проверка может вовсе не состояться, если только не возникнет повода для внеплановой проверки.

Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (Рострудинспекция). В связи с этим применяется Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [1] (далее – Положение).

Данный документ предусматривает проведение плановых и внеплановых документальных и выездных проверок соблюдения законодательства в области охраны труда (п. 8 Положения).

Что касается внеплановых проверок (которые, как следует из их названия, с большой долей вероятности могут и не состояться), то согласно п. 10 Положения они проводятся по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (то есть по результатам предыдущей проверки);

2) поступление в Рострудинспекцию:

  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Рострудинспекции и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством);
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) или Рострудинспекции о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

А вот в отношении плановых проверок в п. 9 Положения было лишь указание на то, что они проводятся не чаще, чем раз в три года на основании составляемых Рострудинспекцией планов.

Данный пункт Постановлением Правительства РФ № 197 отменен. Но по‑прежнему действуют Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [2] , в соответствии с которыми эти планы составляются.

Хозяйствующий субъект может проверить, включен ли он Рострудинспекцией в план проверок на текущий год. Для этого надо заглянуть на сайт этой организации по адресу https://www.rostrud.ru/control/soblyudenie-zakonodatelstva-o-trude/?CAT_ID=8143.

От проверок по срокам – к риск-ориентированному подходу

Главные из этих оснований приведены в п. 8 ст. 9 данного закона и подразумевают истечение трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления [3] .

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сферах теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года (п. 9 ст. 9 Федерального закона № 294‑ФЗ).

Читайте также  Требование-накладная по форме М-11

Сравнительно недавно введено и еще одно условие, согласно которому Правительство РФ может устанавливать иную периодичность проведения плановых проверок при осуществлении некоторых видов государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности (п. 9.3 ст. 9 Федерального закона № 294‑ФЗ).

Список таких видов государственного контроля приведен в Постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Этот список Постановлением Правительства РФ № 197 дополнен, в него включен Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно п. 2 ст. 8.1 Федерального закона № 294‑ФЗ под риск-ориентированным подходом понимается отнесение деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности устанавливает Правительство РФ, если такие критерии не предусмотрены федеральным законом (п. 4 ст. 8.1 Федерального закона № 294‑ФЗ).

В связи с этим Положение дополнено п. 17 – 24. В соответствии с п. 20 Положения проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска – один раз в два года;
  • для категории значительного риска – один раз в три года;
  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в пять лет;
  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в шесть лет.

В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Согласно новому п. 21 информация о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, будет размещаться на сайте Роструда до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Хозяйствующие субъекты, отнесенные к другим классам, могут получить информацию о своей категории, сделав запрос в Рос­трудинспекцию. Орган контроля должен ответить на запрос в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления. Если данное лицо считает, что его надо отнести к другой категории, оно вправе подать в Рострудинспекцию заявление о ее изменении.

Как определить свою категорию?

Данные критерии в определенной степени носят оценочный характер, при этом понятно, что оценивать их значимость будут чиновники. В то же время присутствуют и объективные показатели.

Так, будет оцениваться принадлежность хозяйствующего субъекта к определенной отрасли. При этом будет иметь значение количество погибших или пострадавших от несчастных случаев на 1 000 человек, работающих в этой отрасли. В результате рассчитывается значение показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) при осуществлении определенного вида деятельности. Оно должно пересматриваться не реже, чем раз в три года. На данный момент его значения по отраслям приведены в специальном Перечне:

Источник:
http://www.klerk.ru/buh/articles/460448/

Статья 353 ТК РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Новая редакция Ст. 353 ТК РФ

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Комментарий к Статье 353 ТК РФ

В России государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства всеми без исключения работодателями возложены на федеральную инспекцию труда. Наряду с ней за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности следят соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 утверждено Положение о федеральной службе по труду и занятости. В соответствии с ним Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 29 мая 2006 г. N 413 утверждено Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда для организации совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и сохранению здоровья работников, а также для разработки организациями на его основе положений о комитетах (комиссиях) по охране труда с учетом специфики их деятельности.

Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.

Комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.

Задачами комитета являются:

— разработка на основе предложений членов комитета программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

— организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

— информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

Функциями комитета являются:

— рассмотрение предложений работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

— оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;

— участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;

— информирование работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

— доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

— информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

— содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве;

— содействие своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;

— участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

— содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

— подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья;

— рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Читайте также  Увольнение за хищение на рабочем месте по трудовому кодексу: статья за хищение денежных средств директором ООО, что должен сделать при обнаружении кражи имущества руководитель офиса?

Другой комментарий к Ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Данная статья устанавливает перечень органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

От лица государства деятельность по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят как органы надзора и контроля общей компетенции, надзирающие или контролирующие соблюдение не только трудового, но и иного законодательства (органы прокурорского надзора, внутриведомственного государственного контроля), так и специализированные органы, создаваемые для проведения надзора и контроля исключительно за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В сфере исполнительной власти федеральным органом, осуществляющим функции по надзору и контролю в установленной сфере деятельности, является Федеральная служба по труду и занятости (подп. «а» п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

2. Специализированным органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми без исключения работодателями является федеральная инспекция труда. О деятельности федеральной инспекции труда см. ст. ст. 354 — 365 ТК РФ и комментарий к ним.

3. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, надзирают за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на отдельных объектах промышленности. К этим органам относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. ст. ст. 366, 367, 369 ТК РФ и комментарий к ним); Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. ст. 368 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Указанным органам подконтрольны организации, находящиеся в их ведении. Организация со стороны указанных органов контроля за соблюдением трудового законодательства является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, осуществляющих исключительно функции контроля в сфере труда. Структурные подразделения и лица, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль, порядок организации контрольной деятельности, определяются соответствующим органом государственной власти, органом местного самоуправления. Порядок и условия осуществления внутриведомственного государственного контроля определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

5. Государственный прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением указанными лицами прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 Закона).

При осуществлении надзорной деятельности прокурор вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ответственности (дисциплинарной, материальной).

В случае установления факта нарушения трудовых прав человека (работника) прокурор или его заместитель приносят протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт либо вносят в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение, представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, об устранении нарушений закона.

Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт либо акт, нарушающий права человека и гражданина, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

По представлению прокурора в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах прокурору должно быть сообщено в письменной форме.

6. Контроль за соблюдением законодательства о труде также осуществляется в рамках проведения государственной экспертизы условий труда (см. об этом ст. 216.1 ТК РФ и комментарий к ней).

Источник:
http://tkodeksrf.ru/ch-5/rzd-13/gl-57/st-353-tk-rf

Понятие трудового законодательства России: концепция, основные нормы

Трудовое законодательство РФ — основное понятие

Трудовое законодательство — это свод законов, содержащих нормы трудового права и регулирующее трудовые отношения.

  • Конституция РФ;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • нормативные правовые акты (НПА);
  • коллективный договор между работниками и работодателем.

Что мы получаем в результате действия трудового законодательства:

  • право на труд;
  • благоприятные условия труда (безопасность, соблюдение гигиены);
  • право на отдых, выходные и нерабочие дни, обеденный перерыв;
  • предоставление ежедневного обеденного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, а также оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • четко прописанное каждое действие: устройство на работу, увольнение, повышение квалификации, трудовые споры, охрана труда и так далее.

За что отвечает Трудовой кодекс России

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) — кодифицированный законодательный акт о труде, утвержденный Федеральным законом №197 от 30 декабря 2001 года. Он действует на территории России с 1 февраля 2002 года и принят вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.

Ежегодно Кодекс пополняется. Если возникают новые требования трудовой жизни, вносятся изменения и дополнения. Кодекс содержит 424 статьи, 62 главы, 14 разделов и 6 частей. Это самый главный документ о труде в РФ.

За что отвечает:

  1. Трудовой кодекс устанавливает основные права и обязанности работодателя и работника.
  2. Регулирует вопросы охраны труда, профессиональной подготовки, повышения квалификации работников, трудоустройства, социального партнерства и другие.
  3. В нем закреплены правила оплаты и нормирования труда, описан порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан.
  4. Гарантирует работникам право на защиту здоровья, своего достоинства, на социальное страхование, судебную защиту прав и свобод, возмещение вреда, причиненного во время трудовой деятельности.

Общие положения Трудового кодекса

Общие положения прописаны в первом разделе документа и включают в себя 22 статьи. В каждой из них подробно прописаны основы трудового законодательства и трудовые отношения. Главное — предмет рассмотрения права и обязанностей работника и работодателя.

Трудовой Кодекс Российской Федерации со всеми изменениями на 2020 год можно посмотреть здесь.

Нормативные правовые акты

Этот раздел формулирует цели и задачи трудового законодательства. В нем изложены основные принципы трудовых отношений.

Например, статья 3 говорит о запрещении дискриминации в сфере труда, статья 4 — о том, что у нас в стране запрещен принудительный труд. Статья 8 посвящена локальным нормативным актам, которые имеет право принимать работодатель.

Таким образом, этот раздел посвящен порядку действия ТК.

Трудовые отношения

Трудовые отношения возникают, когда заключен трудовой договор. Они включают в себя непосредственно саму работу, оплату труда, соблюдение условий труда, выполнение правил внутреннего трудового распорядка.

В этой главе описаны все основания, по которым наступают трудовые отношения. Чаще — это трудовой договор. Кроме того, это происходит при избрании на должность, назначении на должность, судебном решении и т.д.

Статья 21 содержит основные права и обязанности работника, статья 22 — обязанности работодателя.

Социальное партнерство

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками, работодателями и органами власти и местного самоуправления.

Оно нужно для того, чтобы при необходимости можно было вести коллективные переговоры, проводить консультации, создавать комиссии и решать возникающие трудовые вопросы и споры, тем самым повышая уровень эффективности.

Самый яркий пример социального партнерства — это коллективный договор, который заключается между тремя или двумя перечисленными сторонами. Этот документ разрабатывается в процессе переговоров и принимается на общем собрании коллектива.

Цель социального партнерства — принятие решений, которые обеспечивают эффективность работы организации и создают систему гарантии трудовых прав работника.

Трудовой договор

Этот документ подробно описан в Трудовом кодексе. Это главный документ, который подписывается работником и работодателем при приеме на работу.

По сути, это двухстороннее соглашение, в котором четко прописано, какую работу будет выполнять работник, сколько ему будет за эту работу платить работодатель.

При этом, обязательным пунктом считается выплата зарплаты не реже двух раз в месяц в определенные дни, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка.

Подробно содержание трудового договора описано в статье 56 ТК РФ.

Очень важны сроки трудового договора: неопределенный и определенный. Надо понимать, если срок в договоре не указан, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

В разделе подробно описывается порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора. Отдельная глава (14) посвящена защите персональных данных работника.

Рабочее время

Рабочее время — это время, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности.

Читайте также  Как заполнить заявление о смене фамилии, имени или отчества

В нашей стране законодательно установлена продолжительность рабочего времени. Она не должна быть больше 40 часов в неделю.

Кодекс предусматривает также сокращенную продолжительность рабочего времени для определенных категорий населения. Например, для работников в возрасте до шестнадцати лет не более 24 часов в неделю. От шестнадцати до восемнадцати лет рабочий день должен составлять не более 35 часов в неделю. Это условие в обязательном порядке прописывается в Трудовом договоре.

В Кодексе установлены нормы работы в ночное время, порядок сверхурочной работы. Также даются понятия о том, что такое ненормированный рабочий день, сменная работа и т.д.

Время отдыха

Это время, которое работник использует по своему усмотрению, т.е не работает. Почему тогда это понятие включено в ТК?

Это право закреплено в статье 37 Конституции РФ, а Трудовой кодекс обеспечивает реализацию этой гарантии.

В ТК перечислены все виды отдыха при осуществлении трудовых обязанностей:

  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
  • нерабочие праздничные дни;
  • отпуска.

Продолжительность такого отдыха устанавливается отдельными нормативными документами. Например, еженедельные выходные дни должны длиться не менее 42 часов.

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работнику согласно Конституции РФ. Срок отпуска составляет 28 календарных дней. Это минимальный отпуск.

Удлиненный отпуск определяется нормативными документами и предоставляется работниками со специфическими условиями труда, здоровья, возраста. Например, работникам моложе 18 лет отпуск предоставляется продолжительностью не менее 31 календарного дня. Работодатель обеспечивает в период отпуска сохранение за работником рабочего места.

Значение Трудового кодекса для общества и государства

Трудовой кодекс — это защита и помощник для каждого из нас. Законы, из которых он состоит, помогают нам достойно отстаивать свои права и соблюдать все нормы и правила.

Если человек, вступая в трудовые отношения, знает и понимает свои права, обязанности, это помогает ему правильно выстраивать отношения на работе и, как результат, способствует успешности его работы.

Руководитель, принимающий человека на работу, обеспечивает все права работника, требует с него работу в рамках трудового договора и оценивает его деятельность по достоинству.

Все вместе это помогает избегать конфликтов, обеспечивает стабильность в обществе.

Источник:
http://wiki.fenix.help/pravo/trudovoye-zakonodatelstvo

Основные права и обязанности работника

При приеме на работу, гражданин заключает с работодателем трудовой контракт. Это соглашение, в котором отражены существенные и дополнительные условия.

Реализуя конституционное право граждан на труд, государство гарантирует защиту граждан в области трудовых правоотношений. Это достигается посредством исполнения норм трудового законодательства работодателями, с которыми заключается трудовой договор.

Сторонами контракта выступают работники и их работодатели. Каждый в этих правоотношениях обладает объемом полномочий. В более широком смысле — компетенцией при реализации прав и исполнении обязанностей, а также ответственности за нарушения. Каковы же основные полномочия субъектов, которые относятся к трудовым отношениям?

Основные права работника

При приеме на работу, гражданин заключает с работодателем трудовой контракт. Это соглашение, в котором отражены существенные и дополнительные условия. Без существенных условий договор не может быть признан законным, поэтому их отражение в его тексте является обязательным. Существенными условиями являются:

  • срок;
  • оплата труда;
  • выполняемые работником функции;
  • место осуществления трудовой деятельности.

Отсутствие дополнительных условий по правовым последствиям не приводит к незаконности сделки. Но, как правило, ни все же включаются в текст, поскольку помогают лучше понять суть отношений между сторонами. Основные права и обязанности работника определены ст. 21 ТК РФ:

  • заключение, изменение, расторжение контракта с работодателем;
  • получение заработной платы полностью, иных выплат, не входящих в ее состав;
  • рабочее место, обговоренное условиями соглашения;
  • отпуск;
  • достоверная, актуальная информация, касающаяся условий оплаты труда;
  • участие в профсоюзах, их создание в организации;
  • защитатрудовых прав;
  • обязательное страхование;
  • возмещение вреда, причиненного работодателем.

Этот перечень прав (незакрытый) относится к работникам организации.

Основные обязанности работника

Если работник наделен правами, значит у него существуют и обязанности. Ими являются:

  • соблюдение законодательства вобласти трудового права;
  • соблюдение норм поохране труда;
  • добросовестное исполнение трудовых обязанностей;
  • исполнение норм труда;
  • бережливое отношение к имуществу, принадлежащему работодателю.

Кроме того, обязанностью работника в области трудового права является соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка

Охрану правил внутреннего трудового распорядка осуществляет работодатель. Согласно 189 ст. ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка — это нормативный акт локального назначения, который подчиняется ТК РФ, иным ФЗ.

Правила внутреннего трудового распорядка – документ, который регламентирует порядок приема, ухода с работы сотрудников организации, их полномочия, ответственность, режим отдыха и работы, поощрения, взыскания, а также иные вопросы, связанные с трудовыми отношениями.

Как правило, этот документ является приложением к коллективному трудовому договору, реже — к контракту отдельно взятого работника. Положение о наличии этих правил у работника при заключении им договора не является обязательным положением. Но с правилами должен быть ознакомлен каждый работник, трудящийся на предприятии.

Способы защиты прав работников

В целях защиты и охраны прав работников законодательство установило несколько вариантов этого действия. Защита трудовых прав в настоящее время является актуальным вопросом, поскольку случаи их нарушения нередки. Государство, осуществляя охрану трудовых прав, реализует это следующими способами:

  • обращение работника в комиссию по трудовым спорам;
  • заявление в Трудовую инспекцию;
  • обращение в Прокуратуру;
  • иск в суд.

Кроме того, защитить свои права и помочь в решении ряда вопросов могут и такие организации, как профсоюзы.

Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, каковы перечисленные способы защиты прав работников по результативности. Каждый из них эффективен, но при соблюдении определенных алгоритмов действий.

Комиссия по трудовым спорам может присутствовать не на каждом предприятии.

Хотя ее предписание для работодателя имеет силу исполнительного листа. В этом случае работнику есть смысл обратиться за защитой в Трудовую инспекцию. Этот орган создан для защиты трудовых прав. Обратиться в инспекцию можно лично, через почту или через официальный сайт.

Суд и Прокуратура также призваны охранять трудовые права работника. В Прокуратуру можно обратиться лично, записавшись на прием к прокурору по месту нахождения работодателя. В суд необходимо обращаться через исковое заявление.

Источник:
http://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-tk-rf/osnovnye-prava-i-obyazannosti-rabotnika.html

Права и обязанности работника и работодателя

Основные права и обязанности сторон трудовых отношений – работодателя и работника – установлены Трудовым кодексом. Работодатель – это физическое или юридическое лицо. Работник – это физлицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ).

Основные права и обязанности работодателя

Работодатель имеет право (ст. 22 ТК РФ):

  • заключать, изменять и расторгать трудовые договоры в порядке, установленном ТК;
  • поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
  • требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя;
  • требовать от работников соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
  • привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК;
  • принимать локальные нормативные акты;
  • реализовывать права, предоставленные законодательством о специальной оценки условий труда.

Обязанностей работодателей гораздо больше (ст. 22 ТК РФ). Перечислим основные обязанности работодателя:

  • соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудовых договоров;
  • предоставлять работникам работу, предусмотренную трудовым договором;
  • обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечивать работников всем необходимым для исполнения трудовых обязанностей;
  • обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
  • выплачивать заработную плату в полном размере и в сроки, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или трудовыми договорами;
  • знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;
  • обеспечивать обязательное социальное страхование работников;
  • возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей и т.д.

Права работника по Трудовому кодексу РФ

Права работника во многом корреспондируют с обязанностями работодателя. Так, работник имеет право на (ст. 21 ТК РФ):

  • заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке, установленном ТК;
  • предоставление ему работы, предусмотренной трудовым договором;
  • рабочее место, которое соответствует нормативным требованиям охраны труда;
  • своевременную и полную выплату заработной платы;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней и оплачиваемых ежегодных отпусков;
  • дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном ТК;
  • разрешение индивидуальных и коллективных споров в порядке, установленном ТК;
  • возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей;
  • обязательное социальное страхование.

Отметим, что гарантии и компенсации работникам предусмотрены отдельным разделом VII Трудового кодекса.

Обязанности работника

Список обязанностей работника содержит следующие пункты (ст. 20 ТК РФ);

  • добросовестное исполнение трудовых обязанностей, возложенных трудовым договором;
  • соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • выполнение установленных норм труда;
  • бережное отношение к имуществу работодателя и других работников;
  • сообщение работодателю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

Источник:
http://glavkniga.ru/situations/s504840