Иностранные адвокаты в России

Иностранные адвокаты в России

Минюст разработал проект дополнения в Закон об адвокатуре и адвокатской деятельности

Поправкой планируется наделить Правительство РФ полномочиями по установлению требований к порядку деятельности адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории РФ.

Законопроектом, копия которого поступила в ФПА РФ, ст. 2 указанного закона дополняется п. 7 следующего содержания: «7. Требования к адвокатам иностранных государств и условия оказания ими юридической помощи на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Как сообщалось ранее, готовящиеся поправки имеют целью наделение Правительства РФ полномочиями по установлению требований к порядку деятельности адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории РФ. Документ разрабатывается Минюстом России в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства РФ на 2017 г., утвержденным в начале января.

Ранее исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков назвал вполне ожидаемым внесение в законодательство об адвокатуре поправок, направленных на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в связи с участием адвокатов иностранных государств в оказании юридической помощи в России.

«Существующее в настоящее время законодательное регулирование в этом вопросе весьма лаконично: зарубежные адвокаты должны быть зарегистрированы в специальном реестре Минюста, они могут оказывать юридическую помощь на территории России лишь по вопросам права данного иностранного государства, и им запрещено вести дела, связанные с государственной тайной. Однако вопросы адвокатской деятельности гораздо обширнее, и изложенные нормы не охватывают всего многообразия этой работы», – пояснил Андрей Сучков.

«Вместе с тем неурегулированным остается ряд вопросов, касающихся установления требований к адвокатам иностранных государств и условий оказания ими юридической помощи на территории Российской Федерации. Также отмечаем, что в настоящее время законодательно не установлен контроль за деятельностью адвокатов иностранных государств при оказании юридической помощи», – подчеркивает Минюст.

В документе отмечается, что, в частности, следует установить обязанность иностранных адвокатов по уведомлению Минюста о прекращении ими статуса адвоката в иностранном государстве, решении суда о признании адвоката виновным в совершении преступления, о признании его недееспособным или ограниченно недееспособным, «а равно и другой информации, которая может иметь значение для целей предоставления государственной услуги».

В документе отдельно подчеркивается, что регламентации также требуют вопросы обязательного установления для адвокатов иностранных государств правил поведения при осуществлении ими профессиональной деятельности в России.

Разработка Минюстом документа, устанавливающего конкретные требования и условия, планируется после принятия предложенного законопроекта Госдумой во втором чтении.

«Самое интересное начнется, когда станут разрабатывать требования к зарубежным коллегам, – подчеркнул Андрей Сучков, отметив, что законопроект нельзя назвать революционным. – И тут возникает множество вопросов. Начиная от подтверждения адвокатского статуса и его действительности на настоящий момент, отсутствия факта его приостановления и прекращения, а также продления статуса, если такие процедуры предусмотрены национальным законодательством страны, где адвокатский статус был получен».

Кроме того, он заметил, что поскольку зарубежный адвокат попадает в профессиональную среду, где действуют определенные писанные этические нормы, то он должен знать эти требования. «Возможно, будет поставлен вопрос о необходимости сдачи адвокатом иностранного государства теста на знание Кодекса профессиональной этики адвоката, как это в настоящее время делают претенденты на получение статуса российского адвоката», – предположил Андрей Сучков.

Он также не исключил возможного распространения на зарубежных адвокатов и дисциплинарных процедур за этические нарушения, допущенные при осуществлении адвокатской практики на территории России. «Если эта тема будет обсуждаться, то встанет вопрос о том, органы какой региональной адвокатской палаты будут рассматривать такие дела», – заметил он, сообщив, что российская адвокатура выскажет свое мнение по этим и другим вопросам регулирования деятельности адвокатов иностранных государств на территории России, если Правительство РФ привлечет ФПА РФ к обсуждению этой темы.

По плану данный законопроект должен быть представлен в Правительство РФ уже в октябре, а в Государственную Думу ФС РФ внесен в декабре. Согласно паспорту разрабатываемого нормативного акта он должен вступить в силу в декабре 2017 г.

Источник:
http://fparf.ru/news/fpa/inostrannye-advokaty-v-rossii/

Иностранные адвокаты в российском гражданском процессе

Страницы в журнале: 103-106

И.В. ВОРОНЦОВА,

кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры гражданского процесса Саратовской государственной академии права

Рассматриваются проблемы оказания юридической помощи иностранными адвокатами по гражданским делам в судах общей юрисдикции; анализируются нормы Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на предмет наличия в них ограничений на право представления иностранными адвокатами интересов своих клиентов.

Ключевые слова: представитель, иностранный адвокат, иностранные граждане, реестр иностранных адвокатов.

Foreign lawyers in the Russian civil procedure

The article is devoted to the problems of foreign lawyers’ legal aid in the civil procedure in common law courts. The article examines the rules of the law “About lawyers’ activity and the Bar in the Russian Federation” if there are any restrictions of foreign lawyers’ right to represent their clients’ interests.

Keywords: representative, foreign lawyer, foreign citizens, a register of foreign lawyers.

Судебное представительство есть не что иное, как предусмотренный правовыми нормами способ (механизм) реализации участником судебного разбирательства своих процессуальных прав и обязанностей в случаях отсутствия у него гражданской процессуальной дееспособности или иной невозможности осуществлять собственными действиями процессуальные права и обязанности стороны или третьего лица[1].

В действующем законодательстве предусмотрены некоторые ограничения в институте представительства, и касаются они иностранных граждан. Иностранные граждане в Российской Федерации могут поручить представлять свои интересы Иностранной юридической коллегии (Инюрколлегии), которая осуществляет представительство по делам с участием иностранцев, или иной юридической фирме, обладающей соответствующей лицензией. Следует согласиться, что наиболее квалифицированную помощь иностранец может получить через адвоката, хотя, анализируя законодательство, можно прийти к выводу, что интересы иностранного гражданина может представлять также любой дееспособный иностранный гражданин.

Следует отметить, что деятельность адвоката иностранного государства в России закреплена законодательно. В статье 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон) сказано, что адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством РФ. Без регистрации в указанном реестре осуществление такой деятельности на территории нашей страны запрещается.

Во исполнение требований указанной статьи было принято постановление Правительства РФ от 19.09.2003 № 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации», в котором содержится порядок ведения реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории России.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 2 Закона адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства; а в соответствии с ч. 2 п. 5 ст. 2 Закона адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

По мнению Н.А. Васильчиковой, в делах с участием иностранных граждан в качестве представителей должны выступать только адвокаты. Участие иностранных граждан в процессе имеет свои особенности, и только адвокаты могут оказать квалифицированную юридическую помощь[2]. В связи с этим, как отмечает Н.А. Васильчикова, в делах с участием иностранных лиц в качестве представителей должны выступать только адвокаты, что должно найти отражение в ГПК РФ путем дополнения ст. 49 частью второй следующего содержания: «Представителями в суде иностранных лиц могут быть только адвокаты»[3].

Следует заметить, что автор не детализирует, о каких адвокатах идет речь: о тех, которые получили статус адвоката в Российской Федерации, или о тех, которые получили этот статус в другом государстве? Логично было бы предположить, что речь следует вести об адвокатах вообще. Однако это не совсем так.

Часть 2 п. 5 ст. 2 Закона закрепляет правило о том, что адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. Толковать данное нормативное положение можно по-разному:

1) иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов помимо оказания любой юридической помощи, в том числе представления интересов своих клиентов в судах Российской Федерации, может оказывать помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства;

2) иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов может только оказывать помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Из содержания ст. 49 ГПК РФ, согласно которой представителями в российском суде могут быть любые дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в законе, а не только адвокат, можно сделать вывод о том, что и иностранные адвокаты, и иные оказывающую юридическую помощь лица могут быть представителями в судах общей юрисдикции. Каких-либо ограничений на сей счет федеральное законодательство не содержит. Однако по прошествии двух лет с момента принятия Закона Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации принял решение от 22.04.2004 (протокол № 5) «О приобретении статуса адвоката иностранными гражданами и адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации» (далее — решение ФПА), в котором разъяснил, что возможность приобретения статуса адвоката Российской Федерации в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона предоставлена иностранным гражданам и лицам без гражданства в порядке, установленном данным Законом.

Читайте также  МБА Финансы что это за организация

Таким образом, адвокат иностранного государства может вести адвокатскую деятельность по вопросам права только того государства, гражданином которого он является (с обязательной регистрацией в специальном реестре). Приобретение статуса адвоката Российской Федерации лицом, являющимся одновременно адвокатом иностранного государства, действующим законодательством не предусмотрено.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе приобрести статус адвоката в установленном порядке, если при этом они не являются адвокатами других государств[4].

Следует согласиться с А.А. Кольцовым, который отмечает не совсем логичную ситуацию, когда адвокат иностранного государства вправе выступать в арбитражном суде в качестве представителя только по делу, касающемуся вопросов права данного государства при наличии регистрации в специальном реестре, а иное иностранное оказывающее юридическую помощь лицо — по всем делам, не обязательно затрагивающим вопросы применения иностранного права[5]. Указанный автор считает, что у иностранных адвокатов тем не менее есть выход — получение статуса адвоката в Российской Федерации после сдачи соответствующего квалификационного экзамена в соответствии со статьями 9—12 Закона. Однако разделить его предложение, сформулированное им еще до принятия указанного решения ФПА, уже нельзя.

Следует также поддержать мнение А.И. Муранова, который отмечает, что данное решение парадоксально: «по мысли совета, оказывается так, что тот, кто адвокатом никогда не был, более достоин стать российским адвокатом, нежели тот, кто с практической точки зрения в юриспруденции, как правило, более сведущ»[6].

В законопроекте «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» также регулируется порядок оказания юридических услуг иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые не имеют приобретенного на территории Российской Федерации статуса адвоката, нотариуса или патентного поверенного. Предполагается, что такие лица будут допускаться к оказанию квалифицированной юридической помощи на территории России только в случаях, предусмотренных международными договорами и федеральными законами, и только по вопросам международного права и права тех государств, на территории которых они в установленном порядке признаны субъектами юридической помощи[7].

Однако не совсем понятно, чем вызвано желание компетентных органов ограничить участие иностранных адвокатов по делам своих клиентов в судах Российской Федерации. По мнению А.И. Муранова, очевидно, что данное решение является скорее политическим, нежели юридическим. Указание в решении ФПА на невозможность приобретения статуса российского адвоката иностранцами могло быть продиктовано желанием не допустить их через получение такого статуса к оказанию юридической помощи на территории России по вопросам, связанным с государственной тайной (недаром в решении ФПА есть упоминание о такой тайне). Но, как представляется, в большей степени данное решение обусловлено неправильно истолкованными отдельными корпоративными интересами, и в свете этого оно вполне объяснимо, хотя, если разобраться в вопросе о мнимой угрозе интервенции иностранных адвокатов, оно все равно ошибочно с точки зрения и политики, и указанных интересов[8].

Не касаясь деталей перечисленных и других причин, отметим, что мотивы таких ограничений остаются непонятными и потому, что действия государства направлены на расширение зоны экономического пространства, на взаимодействие с другими государствами в различных сферах общественной жизни, в связи с чем заключаются договоры, создаются рекомендации. В качестве примеров можно привести Рекомендации по осуществлению адвокатами и адвокатскими образованиями Российской Федерации международной адвокатской деятельности в странах—членах Европейского союза от 2 марта 2006 г.; Методические рекомендации об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи от 31 июля 2008 г.

Любопытен также и тот факт, что законодатель, ограничивая право иностранных адвокатов в осуществлении деятельности, одновременно в п. 8 ст. 2 Закона предусмотрел право адвоката представлять интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации. Таким образом, считаем уместным предложение о том, что подобные вопросы следует оговаривать в международных договорах об оказании юридической помощи; а пока этого не предвидится, следует внести в главу 43 «Общие положения» раздела V «Производство по делам с участием иностранных лиц» ГПК РФ статью «Представительство иностранных граждан», в которой отразить исключения из ст. 49 ГПК РФ.

Следует отметить, что это согласуется с международными требованиями. Положения международного права не запрещают государствам на своей территории устанавливать ограничения по допуску иностранных адвокатов к оказанию юридической помощи. VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями принял Основные принципы, касающиеся роли юристов (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.), закрепив в них положение, согласно которому правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб какому-либо лицу в отношении начала или продолжения профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения, за исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное.

1 См.: Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. — М., 2003. С. 257.

2 См.: Васильчикова Н.А. Право иностранных граждан в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — СПб., 1997. С. 12.

3 См.: Она же. Производство по делам с участием иностранных лиц в российских судах: теория и практика: Дис. … д-ра юрид. наук. — СПб., 2003. С. 108.

4 См.: Вестн. Федеральной палаты адвокатов РФ. 2004. № 2(5). С. 6—7.

5 См.: Кольцов А.А. Участие иностранных лиц в российском арбитражном процессе: Дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2004. С. 113.

6 Муранов А.И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами: некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов. — М., 2006. С 26.

7 См.: Позднеева Т. Скоро все станем адвокатами? // Новое законодательство. 2009. № 1. С. 20.

Источник:
http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B0%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5

Иностранный адвокат осуществляющий адвокатскую деятельность в рф

В статье представлены подходы различных государств к вопросу о допуске к национальной сфере адвокатской помощи адвокатов других государств. Вводится такое понятие, как «имплементация иностранных адвокатов».

Ключевые слова: адвокат, иностранный адвокат, имплементация иностранных адвокатов.

Иные статьи по теме

  • Мельниченко Р.Г. Квалификационный экзамен на получение статуса российского адвоката. // Право и образование. № 11. 2010. С. 26-39.[ВАК]
  • Мельниченко Р.Г. Имущественный ценз доступа к адвокатской профессии // Адвокат. № 3. 2009. С.15-17. [ВАК канд.] [форум]
  • Мельниченко Р.Г. О принципах формирования адвокатской корпорации в России // Адвокат. № 9. 2004. С. 18-20.[En]
  • Мельниченко Р.Г. Необходима ли адвокатская монополия на рынке юридических услуг? // Закон. Апрель 2008. [ВАК докт.] [En]
  • Анализируя поверенное законодательство иностранных государств можно выделить два основных подхода по поводу допуска иностранных адвокатов к адвокатской деятельности на территории зарубежного государства.

    Первый состоит в полной изоляции правовой системы государства от участия иностранных адвокатов. Например, законодательство Украины указывает, что адвокатской деятельностью может заниматься исключительно адвокат, который в свою очередь может быть только гражданином Украины.

    Второй подход, является наиболее распространенным и оговаривает допуск иностранных адвокатов к адвокатской практике определенными условиями и наличием определенных ограничений в их деятельности.

    Вопросы регулирования деятельности иностранных адвокатов законодательства государств, как правило, относят к своей компетенции. Например, согласно поверенному законодательству республики Армения иностранные адвокаты осуществляют адвокатскую деятельность в порядке, установленном национальным законодательством, если иное не предусмотрено международными договорами. Это стандартное условие присуще большинству законодательств и исходит из принципа примата международного права над национальным.

    Для того, чтобы иностранный адвокат мог заниматься на территории принимающего государства адвокатской деятельностью необходима его имплементация. Имплементация иностранного адвоката — это процедура по включению или отнесению иностранного адвоката в систему органов или индивидов оказывающих адвокатские услуги на территории государства. Национальные законодательства для имплементации иностранного адвоката, как правило, ставят определенные условия, только при наличии, которых иностранный адвокат может заниматься в этом государстве адвокатской практикой. Какие же это могут быть условия? Их можно условно разделить на две группы: общие и индивидуальные.

    К общим условиям относятся требования, условно относящиеся к государству гражданства иностранного адвоката. Этим условием, которым может обуславливаться имплементация иностранного адвоката, является условие подписания двухстороннего договора с государством гражданства иностранного адвоката. Так, иностранный адвокат может оказывать юридическую помощь, если со страной его гражданства подписан соответствующий договор. Например, согласно законодательству Кыргызской Республики адвокаты из иностранных государств могут оказывать юридическую помощь в любой форме гражданам и юридическим лицам «на основании межгосударственных соглашений Кыргызской Республики со страной адвоката».

    Следующим распространенным общим условием является условие взаимности. Так, в Республике Таджикистан признается право адвокатов иностранных государств на оказание юридической помощи на своей территории, но оно обусловливается возможностью своих адвокатов осуществлять аналогичную деятельность на территории соответствующего государства. Например, если Российская Федерация позволит адвокатам Таджикистана осуществлять адвокатскую деятельность на ее территории, то и российские адвокаты, соответственно, могут заниматься этой деятельностью на территории Таджикистана.

    К индивидуальным условиям относятся требования, предъявляемые к личным качествам и навыкам иностранного адвоката. Особенно четко проработаны индивидуальные условия допуска иностранных адвокатов в законодательстве США. Иностранный адвокат может заниматься поверенной деятельностью в США если:

    — достиг возраста 26 лет;

    — являлся в течение не ме-нее пяти лет, адвокатом в государстве своего гражданства;

    Читайте также  Подлежит ли возврату тонометр, купленный в аптеке?

    — обладает необходимыми моральными качествами и удовлетворяет общим требованиям пригодности для член-ства в ассоциация юристов штата, где он собирается осуществлять свою деятельность;

    — намерен иметь в США свой офис;

    — оплатил пошлину за выдачу лицензии.

    Рассматриваемая имплементация иностранных адвокатов происходит в определенной форме. Ее осуществляют или специально на то уполномоченные исполнительные органы государственной власти или суд. В США, например, именно суды выдают иностранцу лицензию на практику в качестве юридического консультан-та в конкретном штате.

    После завершения акта имплементации, иностранные адвокаты могут заниматься адвокатской практикой, но с некоторыми ограничениями. Основным ограничениями является запрет иностранного адвоката оказывать юридическую помощь, если эта деятельность будет связана с государственной тайной. Еще одним возможным ограничением является запрет некоторых государств открывать иностранным адвокатам на своей территории адвокатские конторы.

    Некоторые государства устанавливают в своем законодательстве такие ограничения, которые, по сути, блокируют участие иностранных адвокатов в оказании юридической помощи. Так, оказание правовой помощи адвокатами-иностранцами на территории Азербайджана ограничивается исключительно предоставлением консультаций и заключений по применению законов государства, уроженцем которого является иностранец, или международных правовых норм».

    Особо актуальным в свете изменения законодательства является вопрос об участии в адвокатской деятельности адвокатов иностранных государств на территории России. В науке вопрос о допуске иностранных адвокатов всегда был дискуссионным. Еще в период анализа проектов Закона «Об адвокатуре Российской Федерации», ряд цивилистов подвергали справедливой критике положения о запрете допуска к представительству иностранного юриста. К сожалению, действующее поверенное законодательство России фактически устраняет возможность участия иностранных адвокатов в оказании юридической помощи на ее территории.

    При рассмотрении вопроса об адвокатах иностранцах необходимо различать два понятия: «иностранные граждане, получившие статус адвоката» и «адвокаты иностранных государств». Первое понятие охватывает лиц, которые приняты в корпорацию российских адвокатов. Для этого они должны окончить российское высшее учебное заведение, обладать стажем работы на территории России и сдать квалификационный экзамен. Правовой статус этих лиц практически не отличается от статуса российского гражданина, входящего в корпорацию российских адвокатов.

    К понятию «адвокаты иностранных государств» относятся адвокаты, входящие в соответствующую корпорацию какого-либо иностранного государства и осуществляющие адвокатскую деятельность на территории России.

    Необходимо отметить, что нормы международного права разрешают государствам ограничивать допуск иностранных адвокатов к оказанию юридической помощи на их территории. Конгресс ООН принял «Основные принципы касающиеся роли юристов» (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 года), закрепив в них положение согласно которому требование любого государства, о том, что адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное.

    Как же обстоит дело с допуском адвокатов иностранных государств по действующему российскому законодательству? Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации исключительно по вопросам права данного иностранного государства. Рассмотрим круг возможностей по оказанию юридических услуг, предоставленных иностранным адвокатам. Речь идет о так называемом Коллизионном праве — случаях, когда российские государственные органы в своей правоприменительной деятельности обязаны применять право иностранного государства.

    В основном это касается норм гражданского права, а так же примыкающих к нему норм семейного и авторского права. Согласно международному частному праву, к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе и в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, может применяться право иностранного государства. В случае, когда российский суд при вынесении решения обязан применить правовую норму иностранного государства, например Франции, помощь французского адвоката была бы не только полезной, но и необходимой.

    Потребитель приобрел стиральную машину производства США. Вследствие недостатка товара произошло возгорание и уничтожение домовладения потребителя. В судебном заседании российского суда потребитель имеет право требовать применения к данным правоотношениям правовых норм законодательства США. Именно в этом случае для оказания ему юридической помощи может быть приглашен адвокат из США.

    Можно представить, насколько редки будут на практике подобные случаи.

    Еще менее вероятны случаи участия иностранного адвоката в уголовном процессе. Как известно, в России применение иностранных уголовно-правовых норм фактически исключено. Редким исключением можно считать процедуру экстрадиции.

    От правительства государства Австрия поступил запрос о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации. При разбирательстве экстрадиционного дела в суде, лицо может воспользоваться услугами адвоката из Австрийской республики. Это будет целесообразно потому, что российскому суду так или иначе придется в своем разбирательстве затрагивать вопросы уголовного права Австрии.

    Кроме того, адвокатам иностранных государств запрещено оказывать юридическую помощь по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

    Закон требует, чтобы все иностранные адвокаты осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации должны быть внесены в специальный реестр.

    Указанные ограничения по оказанию иностранными адвокатами юридической помощи в России приводят к тому, что квалифицированную юридическую помощь могут оказывать преимущественно лица, специализирующиеся на правовой системе России (т.е. российские адвокаты).

    Однако, налицо и ряд недостатков такого ограничения.

    Во-первых, ограничение конкуренции. Более широкое участие иностранных специалистов, особенно из стран с развитыми правовыми системами и богатой практикой по оказанию юридических услуг, пошло бы на пользу как клиентам, так и российским адвокатам. Такое мнение сложилось как у практиков, так и у лиц, занимающихся теоретическими разработками в данной сфере.

    Во-вторых, ряд авторов замечают, что сама возможность получить квалифицированную помощь западной адвокатской фирмы может оцениваться как косвенный стимул-поощрение осуществления иностранных инвестиций. Авторы справедливо отмечают, что «крупный иностранный инвестор привык к особым доверительным взаимоотношениям с западноевропейскими адвокатами или адвокатами Уолл-стрита, которые складывались десятилетиями в процессе его коммерческой деятельности и которые вырабатывают у него деловую уверенность. Эта «психология привычки», их ориентация на признанные в мире юридические фирмы должна тонко учитываться законодателем стран СНГ».

    В-третьих, как бы ни был независим российский адвокат от государства, в некоторых случаях, например в «громких» уголовных околополитических процессах, привлечение иностранного адвоката наряду с российским, сделало бы адвокатскую защиту более независимой и действенной.

    С целью некоторого смягчения жесткой позиции закона видится возможность заключения двухсторонних международных договоров, в которых на принципах взаимности расширялись бы возможности участия иностранных адвокатов в оказании юридической помощи. Заключая двухсторонние международные договоры, контролировался бы профессиональный уровень адвокатов допущенных на российский рынок адвокатских услуг (например, как нам представляется желательны договоры со странами Европы, США и т. п.). В связи с тем, что международные договоры Российской Федерации имеют большую юридическую силу чем законы, подобные двухсторонние договоры действовали бы преимущественно перед ограничения наложенными Законом РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации».

    Существенным недостатком такого предложения является отсутствие практики заключения подобного рода двухсторонних международных соглашений. Ни один из подписанных Россией международных договоров правового характера, пока не содержат правил, регламентирующих участие иностранных адвокатов в оказании юридической помощи на ее территории.

    Адвокат иностранец

    Иные статьи по теме

  • Мельниченко Р.Г. Квалификационный экзамен на получение статуса российского адвоката. // Право и образование. № 11. 2010. С. 26-39.[ВАК]
  • Мельниченко Р.Г. Имущественный ценз доступа к адвокатской профессии // Адвокат. № 3. 2009. С.15-17. [ВАК канд.] [форум]
  • Мельниченко Р.Г. О принципах формирования адвокатской корпорации в России // Адвокат. № 9. 2004. С. 18-20.[En]
  • Мельниченко Р.Г. Классификация юридических профессий в современной России // Юридический бизнес. №10-11. 2008. С. 66-70.
  • Мельниченко Р.Г. Шаг вперед, кувырок назад // Российский адвокат. № 3. 2008. С. 24-25.[En]
  • Мельниченко Р.Г. Необходима ли адвокатская монополия на рынке юридических услуг? // Закон. Апрель 2008. [ВАК докт.] [En]
  • Источник:
    http://melnichenko.net/_p_name12.html

    Проблематика определения правового положения иностранного адвоката при осуществлении адвокатской деятельности на территории РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

    Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юзефович Ж.Ю., Бурлаченко А.С., Морковкин А.В.

    Статья посвящена рассмотрению вопроса об определении пра-вового положения иностранного адвоката при осуществлении адвокатской деятельности на территории РФ. Определение полномочий иностранного адвоката , осуществляющего адвокатскую деятельность на территории РФ, имеет важное значение при реализации прав граждан на правовую помощь. Анализируя данную проблему, авторы приходят к выводу, что иностранный адвокат , осуществляющий в установленном законом порядке адвокатскую деятельность на территории РФ, пользуется равными правами с российскими адвокатами и не ограничен лишь возможностью оказывать юридическую помощь на территории РФ по вопросам права иностранного государства, в котором выдан документ, подтверждающий статус адвоката

    Похожие книги на litres.ru

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юзефович Ж.Ю., Бурлаченко А.С., Морковкин А.В.

    Текст научной работы на тему «Проблематика определения правового положения иностранного адвоката при осуществлении адвокатской деятельности на территории РФ»

    ПРОБЛЕМАТИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННОГО АДВОКАТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

    Ж.Ю. Юзефович, А.С. Бурлаченко, А.В. Морковкин

    Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса об определении правового положения иностранного адвоката при осуществлении адвокатской деятельности на территории РФ. Определение полномочий иностранного адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность на территории РФ, имеет важное значение при реализации прав граждан на правовую помощь. Анализируя данную проблему, авторы приходят к выводу, что иностранный адвокат, осуществляющий в установленном законом порядке адвокатскую деятельность на территории РФ, пользуется равными правами с российскими адвокатами и не ограничен лишь возможностью оказывать юридическую помощь на территории РФ по вопросам права иностранного государства, в котором выдан документ, подтверждающий статус адвоката.

    Читайте также  Выписка из ЕГРН онлайн в г

    Ключевые слова: иностранный адвокат, адвокатская деятельность, реестр адвокатов иностранных государств, право на защиту, свобода выбора защитника.

    THE PROBLEMS OF DETERMINING THE LEGAL STATUS OF

    FOREIGN LAWYER WITH THE ADVOCACY

    ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

    J.Y. Yuzefovich, A.S. Burlachenko, A.V. Morkovkin

    Abstract. The article is devoted to the question of the definition of the legal status of a foreign lawyer in the exercise of advocacy in the Russian Federation. Determination of the powers of a foreign lawyer to practice law in the Russian Federation, its importance in the realization of citizens’ rights to legal assistance. In analyzing this issue, the author concludes that a foreign lawyer performs in accordance with the law practice law in the Russian Federation shall enjoy equal rights with Russian lawyers and is not limited to only the opportunity to provide legal assistance in the territory of the Russian Federation on a point of law of a foreign country which issued document confirming the status of the lawyer.

    Keywords: foreign lawyer , lawyer activity , Register of Advocates of foreign states , the right to protection , defenders of freedom of choice.

    Российская Федерация является не региональным государством, но полноправным, а в некоторых направлениях — и ведущим

    Источник:
    http://cyberleninka.ru/article/n/problematika-opredeleniya-pravovogo-polozheniya-inostrannogo-advokata-pri-osuschestvlenii-advokatskoy-deyatelnosti-na-territorii-rf

    Интересные времена наступают на рынке адвокатских услуг нашей страны. Теперь россияне получат право выбора и возможность самостоятельно решать, кто будет отстаивать их права и интересы: отечественные адвокаты или иностранные. До вчерашнего дня двери на работу в нашей стране перед иностранными адвокатами были если не закрыты наглухо, то прикрыты весьма серьезно.

    Сегодня ситуация изменилась. Федеральная палата адвокатов РФ отменила свое собственное разъяснение от 2004 года, а Совет палаты единогласно за это проголосовал.

    По этому документу адвокаты иностранных государств не имели права получить аналогичный статус в России, а могли только консультировать по вопросам права своей страны. Это ограничение появилось в свое время потому, что бытовало такое мнение – для адвокатов иностранных государств достаточно возможности участвовать в делах на территории России, касающихся иностранного права.

    В Законе об адвокатской деятельности сказано, что иностранцы могут получить статус российского адвоката на общих основаниях, а также о том, что адвокаты из другой страны могут оказывать юридическую помощь на территории России по вопросам права данного государства. При этом они должны зарегистрироваться в специальном реестре минюста.

    Отмена старого ограничения – это попытка устранить препятствия для проверки компетентности иностранных защитников и допуск их к работе в статусе адвокатов.

    Сегодня в нашей стране официально зарегистрировано 63 тысячи адвокатов. Известно, что их услуги стоят недешево. Правда, «ножницы» цен сильно отличаются друг от друга в разных регионах – где-то действительно дорого, где-то – терпимо. Пальма первенства у городов-миллионников. По мнению самих защитников, цену на их услуги определяет клиент. Но в таком утверждении есть доля лукавства.

    А как скажется цена на квалифицированную юридическую помощь для потребителя с увеличением числа адвокатов за счет иностранцев? Складывается впечатление, что пока наши защитники не выказывают особого беспокойства по этому поводу и не боятся, что их «подсидят». Возможно, это продиктовано тем, что по информации Федеральной палаты адвокатов сейчас в России трудится примерно 100 иностранных адвокатов. Но они занимаются консультированием. В отечественные суды, по словам защитников, из них ходят всего два человека, получивших на это специальное разрешение. И они погоды, что говорится, не делают. Ситуация со стоимостью услуг адвокатов может развиваться двояко. С одной стороны, наличие иностранцев, возможно, будет стимулировать российских адвокатов подтягивать до европейских стандартов уровень юридической помощи. С другой, расценки на услуги российских адвокатов могут начать движение вверх, до планки расценок европейских коллег. Какая точка зрения победит, покажет время.

    Решение отменить ограничение для иностранных адвокатов нельзя назвать неожиданным. Еще в начале февраля на сайте Минюста России был опубликован проект приказа «Об утверждении Административного регламента предоставления Минюстом РФ госуслуги по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ».

    По этому проекту иностранных адвокатов, работающих в России, будут регистрировать в специальном реестре. Проект приказа определяет сроки и последовательность действий. Предусматривается, что регистрация иностранного адвоката в реестре и оформление свидетельства должны проходить в течение трех месяцев со дня поступления в минюст необходимых документов. Срок рассмотрения может быть продлен главой минюста, его заместителем или директором департамента. Но не более чем на 30 дней и заявителя надо уведомить о продлении. Основанием для продления срока может быть отсутствие ответов на направленные минюстом в госорганы запросы, «касающиеся проверки представленных сведений».

    Что, по мнению минюста, должен предъявить им иностранный адвокат, чтобы начать работать в нашей стране? По проекту приказа – заявление о регистрации в реестре, анкету, копию документа, удостоверяющего личность заявителя, копию документа, подтверждающего статус адвоката иностранного государства (копии должны быть переведены на русский язык и нотариально заверены), заверенную у нотариуса копию документа, подтверждающего легальность его пребывания в России, две фотографии.

    Почему требование пустить иностранцев в Россию связано с будущим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию? Дело в том, что правила ВТО не ограничивают участие иностранных адвокатов в юридической деятельности на территории любой страны – члена организации с признанием их статуса. Среди условий вступления России в организацию такое требование было: российским властям необходимо установить процедуру проверки компетентности юристов из любого другого государства – члена ВТО и соблюдать эту процедуру после вступления РФ в организацию.

    Сейчас в минюсте совместно с адвокатским сообществом обсуждаются правила и порядок аттестации иностранных адвокатов в России.

    Источник:
    http://xn--b1abdcel8amabt.xn--p1ai/?p=43

    Получить статус адвоката в Российской Федерации для иностранца

    При создании новых стандартов регулирования профессии не предлагается запрещать или ограничивать право российских клиентов заключить договор с иностранной юридической фирмой об оказании юридических услуг за границей для целей получения юридической помощи по вопросам иностранного права. Речь идет лишь об упорядочении их деятельности в России – о создании единого профессионального стандарта для оказания юридической помощи, причем на принципах взаимности и без нарушения обязательств Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией.

    Необходимо отметить, что в настоящее время в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 2 Закона об адвокатуре адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. При этом адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются Минюстом России в специальном реестре. Осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации без регистрации в указанном реестре запрещается.

    Для обеспечения защиты национальных интересов следует предусмотреть, что осуществление не только адвокатской деятельности, но и деятельности по оказанию юридической помощи в любой другой форме лицами, являющимися адвокатами или юристами иностранных государств, допускается при условии их регистрации в специальном реестре, который ведется Минюстом России, и лишь по вопросам права данного иностранного государства, при соблюдении принципа взаимности
    (то есть иностранное государство, в котором данное лицо является адвокатом или юристом, предоставляет российским адвокатам на своей территории статус, позволяющий оказывать юридическую помощь).

    Указанный порядок не исключает возможности иностранных граждан получить статус адвоката в Российской Федерации и право оказывать юридическую помощь по вопросам российского права, если они имеют высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации или Союзе ССР, либо высшее юридическое образование, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации, при условии соблюдения принципа взаимности (то есть, если в соответствии законодательством данного иностранного государства гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, вправе получить в данном государстве на тех же условиях статус адвоката или иной аналогичный статус, позволяющий оказывать юридическую помощь по вопросам права этого государства).

    Также необходимо установить, что с определенного момента юридические услуги по вопросам российского права (в том числе судебное представительство) на территории Российской Федерации смогут предоставлять только те организации, которые зарегистрированы в соответствии с российским законодательством в качестве юридических лиц, являющихся адвокатскими образованиями. При этом следует предусмотреть ряд мер, исключающих прямую или косвенную подконтрольность таких адвокатских образований иностранным лицам, в частности, путем установления ограничений по субъектному составу участников адвокатских образований и т.д.

    Источник:
    http://www.advokatorium.com/ru/advokatura/poluchit_status_advokata_v_rossijskoj_federatsii_dlya_inostrantsa