Формирование комиссии по трудовым спорам (КТС)

Формирование комиссии по трудовым спорам (КТС)

В соответствии с ч. 1 ст. 384 ТК РФ КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя. Таким образом, для создания КТС в организации достаточно волеизъявления работников в лице полномочных органов или полномочного представителя работодателя. Решение работников о необходимости создания КТС оформляется либо протоколом общего собрания работников организации, либо решением профсоюзного органа, представляющего интересы большинства работников организации. От имени работодателя с требованием о создании КТС может выступить лицо, пользующееся правом приема и увольнения работников. Наличие решения работников организации о необходимости создания КТС является обязательным для представителей работодателя, которые должны назначить своих представителей в состав КТС. В свою очередь, решение полномочного представителя работодателя о создании КТС обязывает работников выделить в установленном законодательством порядке своих представителей в состав КТС.

Из ч. 1 ст. 384 ТК РФ следует, что КТС формируется из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Таким образом, представительство работников в КТС подтверждается решением общего собрания работников организации либо профсоюзного органа работников организации. Полномочия работников в КТС, которые назначены решением профсоюзного органа организации, действительны до проведения первого после такого делегирования собрания (конференции) работников организации. Полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, могут быть подтверждены на общем собрании (конференции) работников организации. Однако собрание (конференция) работников организации может избрать других представителей в состав КТС. В этом случае полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, заканчиваются с момента избрания новых представителей работников в КТС общим собранием (конференцией) работников организации. Следовательно, решение профсоюзного органа о делегировании представителей работников в состав КТС не может противоречить решению общего собрания (конференции) работников организации.

Законодательством не определено, что в состав КТС от работников могут входить лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. В связи с чем работники могут избрать в состав КТС и лиц, которые не состоят в трудовых отношениях с работодателем, например работников вышестоящего профсоюзного органа.

Представители работодателя назначаются в КТС на основании ч. 2 ст. 384 ТК РФ руководителем организации. Из чего следует, что полномочия представителей работодателя в составе КТС могут быть подтверждены исключительно приказом (распоряжением) либо иным документом, в частности доверенностью, выданной лицом, исполняющим обязанности руководителя организации.

Законодательством не определен срок, на который избираются, делегируются или назначаются члены КТС. По этой причине работники в лице полномочных представителей, лицо, исполняющее обязанности руководителя организации, могут менять своих представителей в составе КТС без ограничений каким-либо сроком. Едва ли наличие подобных полномочий будет способствовать эффективности работы КТС. Поэтому в законодательстве целесообразно установить срок, на который члены КТС наделяются полномочиями.

В состав КТС входит равное количество представителей работников и работодателя. Однако законодательство не устанавливает их численность. Поэтому работодатель и работники самостоятельно определяют численный состав КТС. В том случае, если КТС создается по инициативе работодателя, который своим приказом (распоряжением) выделил определенное количество работников в ее состав, у работников возникает обязанность выделить такое же количество представителей в состав КТС. И наоборот, создание КТС по решению полномочного органа работников организации, наделившего полномочиями члена КТС определенное количество представителей, влечет возникновение обязанности у работодателя выделить в состав КТС такое же количество членов. При рассмотрении заявлений работников в КТС также должно присутствовать равное количество представителей работодателя и работников.

По решению общего собрания работников организации комиссии по трудовым спорам (КТС) могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Такие комиссии также должны состоять из равного количества представителей работников и работодателей. Представители работодателя в КТС структурного подразделения могут быть назначены приказом руководителя организации или по его поручению руководителем структурного подразделения, в котором создается КТС. Представители работников в состав КТС структурного подразделения избираются общим собранием работников данного подразделения. До проведения общего собрания работников структурного подразделения в состав действующей в нем КТС представители работников могут быть делегированы решением представительного органа работников организации или профкома структурного подразделения. Полномочия этих представителей могут быть подтверждены на общем собрании работников структурного подразделения. Но при этом общее собрание может не подтвердить их полномочия и избрать в состав КТС других представителей работников. Причем законодательство не предписывает избрание в состав КТС в качестве представителей работников только работников данного подразделения или состоящих в трудовых отношениях с работодателем. Поэтому членом КТС от работников могут стать не только работники соответствующего структурного подразделения, но и другие работники организации, а также лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Законодательством не определен срок полномочий лиц, назначенных, делегированных или избранных в состав КТС. Однако представители работников могут заключить соглашение с представителем работодателя о сроке полномочий лиц, входящих в состав КТС. Данное соглашение может выступать в качестве приложения к коллективному договору, его изменение возможно только по волеизъявлению сторон. Однако такое соглашение не должно ограничивать права общего собрания (конференции) работников по избранию членов КТС. В связи с чем на определенный в нем срок представители работников могут быть назначены лишь решением общего собрания (конференции) работников организации или структурного подразделения. Срок полномочий члена КТС по соглашению между работодателем и полномочными представителями работников может быть установлен, например, в пять лет. В нем же могут быть предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий члена КТС, в частности, в связи с отказом работника, его увольнением с работы и другие случаи. Прекращение полномочия члена КТС с нарушением такого соглашения следует признавать нарушением, которое не позволяет признать полномочия вновь назначенных, делегированных и избранных членов КТС взамен лиц, полномочия которых прекращены незаконно.

В состав КТС структурного подразделения также должно входить равное количество представителей работодателя и работников. Поэтому наличие решения общего собрания работников структурного подразделения об избрании в состав КТС определенного количества лиц влечет возникновение у полномочного представителя работодателя обязанности назначить в КТС такое же количество членов.

КТС организации и структурного подразделения избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Избранным следует считать члена КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию. В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников. Однако КТС формируется на принципе паритетности, гарантирующем равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников. Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон. Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работника. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

Законодательством не определено и минимальное количество членов КТС организации и структурного подразделения. В связи с чем количественный состав КТС определяется по инициативе одной из сторон путем выделения другой стороной такого же количества членов КТС. При этом представители работодателя и работников могут заключить соглашение о количестве членов КТС организации и структурного подразделения. При избрании в состав КТС двух представителей работодателя и двух представителей работников ее заседание будет правомочным в случае присутствия на нем представителя работодателя и представителя работников, то есть двух членов КТС, при избрании в КТС трех представителей работодателя и трех представителей работников ее заседание будет правомочным при участии в нем двух представителей работодателя и двух представителей работников, то есть не менее половины членов, представляющих в КТС работников и работодателя.

КТС организации может рассматривать отнесенные к ее компетенции индивидуальные трудовые споры работников, состоящих с организацией в трудовых отношениях, в том числе и работников структурных подразделений, в которых создана собственная КТС. Поэтому наличие КТС в структурном подразделении не может служить препятствием для обращения работника этого подразделения с заявлением в КТС организации. В соответствии с ч. 3 ст. 384 ТК РФ в КТС структурных подразделений могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Решение КТС структурного подразделения обязательно для руководителей этого подразделения, оно не может быть вынесено в качестве обязательного для руководителей организации. Поэтому решение КТС структурного подразделения должно приниматься только по вопросам, которые могут быть решены руководителем данного структурного подразделения. Вынесение решения КТС структурного подразделения по вопросам, которые не относятся к компетенции должностных лиц данного структурного подразделения, не позволяет обратить решение КТС к обязательному исполнению. Наличие решения КТС структурного подразделения не лишает работника права обратиться с аналогичным заявлением в КТС организации. При рассмотрении таких заявлений документы КТС структурного подразделения, в частности решение, протокол заседания, должны быть использованы в качестве доказательств.

В соответствии с ч. 4 ст. 384 ТК РФ КТС организации должна иметь собственную печать. КТС структурного подразделения может не иметь собственной печати. В этом случае ее решения заверяются печатью КТС организации либо печатью, имеющейся в структурном подразделении. В этом случае необходимо издать приказ руководителя структурного подразделения об удостоверении решения КТС печатью структурного подразделения. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Данное правило распространяется и на КТС структурных подразделений. В связи с чем члены КТС вправе требовать от полномочных представителей работодателя обеспечения деятельности КТС, в частности, изготовления печати, предоставления помещений для проведения заседаний, выделения бумаги и иных принадлежностей, необходимых для осуществления деятельности комиссии. Невыполнение данной обязанности является нарушением трудового законодательства, за совершение которого полномочные представители работодателя могут быть привлечены к установленным законом мерам ответственности. Кроме этого, председатель КТС, ее секретарь могут обратиться с иском к работодателю об обеспечении деятельности КТС необходимыми средствами и помещением.

Читайте также  Диспетчерский контроль за работой лифтов

Неисполнение вступившего в законную силу судебного решения, обязывающего работодателя обеспечить деятельность КТС, также является основанием для привлечения его полномочных представителей к установленным законом мерам ответственности.

Таким образом, формирование состава КТС в соответствии с действующим законодательством и обеспечение работодателем ее деятельности являются необходимыми условиями выполнения комиссией функции по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Источник:
http://hr-portal.ru/article/formirovanie-komissii-po-trudovym-sporam-kts

ЧТО ТАКОЕ КОМИССИЯ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ

Создание и функционирование комиссии по трудовым спорам (далее — КТС) предусмотрено Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) и регламентировано главой 60 ТК РФ.

Согласно ст. 382 ТК РФ КТС — орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. При этом КТС выполняет эту функцию до передачи дела в суд.

В таблице 1 представим отличия КТС от суда.

КАК СОЗДАТЬ КТС

Этап 1. Высказать инициативу

Коллектив или руководство предприятия должны высказать инициативу создания КТС.

Важные нюансы этого этапа:

• инициативу нужно оформить в виде письменного предложения;

• отдельный работник не обладает правом выражения такой инициативы.

КТС не может быть создана по желанию/предложению одного или нескольких работников[1];

• отказ работодателя в создании КТС может быть расценен как уклонение от участия в переговорах по созданию КТС;

• последствия дальнейших событий во многом зависят от того, кто именно проявил инициативу в создании КТС (схема 1).

Этап 2. Определить состав КТС

Достигнув согласия в создании КТС, представители работников и руководство работодателя приступают к определению количественного и поименного состава КТС, а также к решению организационно-технических вопросов создания этого органа (где будет заседать КТС, режим ее работы, порядок обеспечения мебелью и канцтоварами и т. п.).

Порядок образования КТС урегулирован ст. 384 ТК РФ. Но в законе нет никаких критериев и временных рамок деятельности КТС, поэтому при создании КТС нужно определить срочность или бессрочность ее существования.

При определении состава КТС необходимо учитывать следующее:

• требования к количественному составу КТС законодательно не урегулированы. Но из нижеприведенных требований следует, что количество должно быть четным;

• в КТС должно быть равное количество членов от имени работников и от имени работодателя;

• КТС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Этап 3. Разработать Положение о КТС

Положение о КТС разрабатывает и принимает уже избранный состав комиссии. При этом пункты Положения о КТС должны соответствовать требованиям, установленным ст. 387–390 ТК РФ.

В Положении о КТС обязательно нужно предусмотреть следующие моменты:

• порядок действия КТС, режим ее работы;

• порядок созыва заседания КТС;

• правомочность заседаний КТС при отсутствии кого-либо из ее членов;

• разработку положений о председателе и секретаре КТС;

• порядок ликвидации КТС и т. д.

КАК РАБОТАЕТ КТС

КТС рассматривает трудовые споры между работниками и работодателем в рамках одного конкретного предприятия, в котором образована КТС.

Не входят в компетенцию КТС споры:

• с работниками религиозных организаций. Споры между религиозной организацией и ее работниками сразу передаются на рассмотрение суда;

• работниками государственной службы. Споры с госслужащими рассматриваются в судах[2];

• работниками государственной противопожарной службы. Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем в течение одного месяца, а его решение потом может быть обжаловано в суд[3].

Важные моменты работы КТС:

• КТС рассматривает не все споры и не во всех организациях (см. вышеуказанные ограничения);

• срок для обращения в КТС укороченный — 3 месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права[4]. Для обращения в суд сроки для некоторых споров больше[5]. Конечно, при пропуске срока теоретически возможно его восстановление[6], но на практике это почти никогда не случается[7];

• исходя из совокупного анализа норм главы 60 ТК РФ, можно сделать вывод, что правом и возможностью обращаться в КТС обладает только работник. Работодатель в споре с работником должен обращаться в суд[8];

• срок рассмотрения спора тоже укороченный — 10 дней с даты подачи работником заявления;

• заседание КТС правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя[9];

• решение принимается простым большинством голосов. Голосование тайное[10];

• порядок рассмотрения спора в КТС во многом схож с судебным процессом. Так, процедура рассмотрения спора в КТС предъявляет практически такие же требования к присутствию сторон. Спор может быть рассмотрен в их отсутствие. Работник-истец может направить вместо себя представителя или написать письменное заявление о рассмотрении спора в отсутствие.

Последствия неявки работника-истца (при отсутствии заявления о рассмотрении в отсутствие, отсутствии представителя) аналогичны процедуре, установленной для судебного порядка рассмотрения. Первый раз не явился — заседание КТС откладывается на другой день, второй — спор снимается с рассмотрения. Обратите внимание, что это не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного Трудовым кодексом РФ, или обратиться в суд;

• на заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

[1] См., например, Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 22.08.2017 по делу № 33-9494/2017.

[2] Пункт 13 ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 11.12.2018).

[3] Пункт 7 ст. 73 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.08.2018).

[4] Статья 386 ТК РФ.

[5] См. ст. 392 ТК РФ.

[6] Часть 2 ст. 386 ТК РФ.

[7] См., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.07.2016 по делу № 33-12433/2016.

[8] См. ст. 392 ТК РФ.

[9] Статья 387 ТК РФ.

[10] Часть 1 ст. 388 ТК РФ.

Н. В. Пластинина,
юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 3, 2019.

Источник:
http://www.profiz.ru/kr/3_2019/komissiya_po_trud_sporam/

Комиссия по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам на предприятии наряду с судом является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Работник обращается в эту комиссию, если самостоятельно не смог урегулировать свои разногласия напрямую с работодателем (ч. 2 ст. 385 ТК РФ). Об особенностях деятельности трудовой комиссии расскажем в нашей консультации.

Как комиссии по трудовым спорам образуются

Порядок образования комиссии по трудовым спорам установлен ст. 384 ТК РФ. Комиссии по трудовым спорам по ТК РФ создаются по инициативе как работников или их представительного органа, так и работодателя. При этом в составе комиссии по трудовым спорам должно быть равное количество представителей работников и работодателя. Когда работодатель или представительный орган работников получают письменное предложение о создании комиссии по трудовым спорам, они обязаны направить в нее своих представителей в десятидневный срок (ч. 1 ст. 384 ТК РФ).

Комиссия избирает из состава своих членов председателя, зампреда и секретаря комиссии (ч. 5 ст. 384 ТК РФ). Может быть разработано Положение о комиссии по трудовым спорам, которое согласовывается с представительным органом работников и утверждается руководителем организации.

Трудовые комиссии могут создаваться как в целом по организации, так и в отдельных структурных подразделениях. В комиссиях подразделений организации рассматриваются трудовые споры в пределах полномочий таких подразделений (ч. 3 ст. 384 ТК РФ).

У комиссии по разрешению трудовых споров должна быть своя печать (ч. 4 ст. 384 ТК РФ).

Напомним, что компетенция трудовой комиссии ограничена ТК РФ и федеральными законами. Так, к примеру, комиссия по трудовым спорам не принимает решение по спорам работника с работодателем-физлицом, не являющимся ИП (ст. 308 ТК РФ), или с работодателем-религиозной организацией (ст. 348 ТК РФ). У таких работодателей индивидуальные трудовые споры разрешаются исключительно в судебном порядке.

Сроки обращения в трудовую комиссию

В комиссию по трудовым спорам работник может обратиться в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом комиссия может рассмотреть спор за пределами этого срока, если причину пропуска трехмесячного срока сочтет уважительной (ст. 386 ТК РФ).

Порядок рассмотрения спора трудовой комиссией

Поступившее заявление в комиссию по трудовым спорам в обязательном порядке регистрируется комиссией и должно быть рассмотрено ею в течение 10 календарных дней со дня подачи (ч. 2 ст. 387 ТК РФ). Если в указанный срок спор комиссией не будет рассмотрен, работник вправе перенести его рассмотрение в суд (ч. 1 ст. 390 ТК РФ).

Читайте также  Расписка при получении денег при покупке, продаже квартиры - нужна ли расписка к договору купли продажи квартиры

В общем случае спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявления. Но работник может подать заявление о рассмотрении спора в его отсутствие.

Комиссия вправе вызывать на свое заседание свидетелей, приглашать специалистов. А работодатель по требованию комиссии обязан представлять необходимые документы.

Заседание трудовой комиссии будет считаться правомочным, только если в нем принимают участие не менее 50% членов комиссии от работников и не менее 50% членов комиссии от работодателя.

Комиссия должна вести протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью трудовой комиссии (ст. 387 ТК РФ).

Комиссия по трудовым спорам принимает решение

Решение комиссии по трудовым спорам принимается тайным голосованием простым большинством голосов. В решении комиссии должно быть указано:

  • наименование организации либо Ф.И.О. работодателя – ИП;
  • Ф.И.О., должность, профессия или специальность работника, обратившегося в комиссию;
  • даты обращения в комиссию и рассмотрения спора;
  • предмет спора;
  • Ф.И.О. членов комиссии и других лиц, которые присутствовали на заседании комиссии;
  • решение и его обоснование;
  • результаты голосования.

Копии решения трудовой комиссии, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, в течение 3 календарных дней вручаются работнику и работодателю (или их представителям) (ст. 388 ТК РФ).

Решение трудовой комиссии может быть обжаловано работником или работодателем в суд в течение 10 календарных дней со дня вручения им копии решения комиссии (ч. 2 ст. 390 ТК РФ).

Исполнение решений трудовых комиссий

По истечении срока на обжалование (10 дней со дня вручения копии решения) есть 3 календарных дня на то, чтобы исполнить решение комиссии по трудовым спорам (ч. 1 ст. 389 ТК РФ).

Если такое решение исполнено не будет, работнику выдается особое удостоверение. За ним работник может обратиться в течение 1 месяца со дня принятия решения комиссией. Это удостоверение, выдаваемое комиссиями по трудовым спорам, является исполнительным документом. На его основании в течение 3 месяцев со дня получения работник обращается к судебному приставу, который в принудительном порядке приводит решение трудовой комиссии в исполнение.

Источник:
http://glavkniga.ru/situations/k504768

Трудовые споры: состав комиссии (КТС)

Как подбирается состав комиссии по трудовым спорам? Действующим законодательством предусмотрен коллегиальный орган, который обладает полномочиями решать трудовые споры, возникающие между сторонами трудовых отношений: работодателем и работником, не прибегая к судебным процедурам. Расскажем о людях, которые входят в состав комиссии по трудовым спорам.

От споров не уйти

Время от времени работодатели (организации и индивидуальные предприниматели) становятся участниками трудовых споров: конфликтов по вопросам применения законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовую сферу. Иногда возникшее недопонимание удается решить путем переговоров работника и администрации. Однако бывает, что по-хорошему договориться не удалось. В этом случае работник может обратиться в суд.

Однако трудовое законодательство предусматривает еще один способ урегулирования конфликта – рассмотрение спора комиссией по трудовым спорам (КТС). Кто входит в состав комиссии? Как происходит изменение состава комиссии по трудовым спорам? Поговорим об этом подробно.

Индивидуальные и не только

Понятие, причины и виды трудовых споров регламентированы Трудовым кодексом. В соответствии с законодательством трудовые конфликты подразделяются:

Сразу скажем, что отличие индивидуального трудового спора от коллективного в том, что в ходе индивидуального спора оказываются затронуты интересы одного сотрудника. Если же разногласия возникают между работодателем и группой работников – это коллективный трудовой спор. Виды и порядок урегулирования конфликтов зависят от того, к какой категории относится спор.

Если трудовой конфликт относится к индивидуальным, то он может рассматриваться комиссией по трудовым спорам или судом.

Формирование КТС

С инициативой создания комиссии могут выступить как работники, так и представители организации. Состав комиссии по трудовым спорам состоит из равного количества членов рабочего коллектива и представителей администрации. Инициатор основания КТС направляет второй стороне соответствующее предложение в письменной форме. Получив данное предложение, работодатель (представительный орган работников) должен в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Таким образом, состав комиссии по трудовым спорам на предприятии – это равное количество представителей работников и руководства.

Трудовые отношения – это соглашение между работником и работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) о выполнении работы, определенной договором, за плату. Во время работы сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и трудится в интересах работодателя (ст. 15 ТК РФ).

Обе части комиссии набираются по-разному. В части представителей коллектива состав комиссии по трудовым спорам формируется в ходе избрания общим собранием работников или делегируются представительным органом с последующим утверждением на общем собрании.

  • комиссией по трудовым спорам;
  • судом.

Коллективные трудовые споры рассматривает (ч. 2 ст. 398 ТК РФ):

  • примирительная комиссия;
  • посредник между работниками и администрацией;
  • трудовой арбитраж.

Что касается состава комиссии по трудовым спорам (образец Положения о КТС см. «Трудовые споры: положение о комиссии (образец)») в части представителей администрации, то лица, представляющие интересы работодателя назначаются в состав комиссии приказом руководителя, который можно составить в произвольной форме.

Таким образом, формируются состав комиссии по трудовым спорам в школе, например, или в коммерческой организации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник:
http://blogkadrovika.ru/trudovye-spory-sostav-komissii-kts/

Кто входит в комиссию по трудовым спорам, сколько членов должно быть и предоставляются ли работодателям представители?

Законодательство предоставляет участникам трудового конфликта возможность передать его на рассмотрение специализированному органу — комиссии по трудовым спорам.

Такая процедура является досудебной и представляет собой наиболее компромиссный вариант для спорящих субъектов, в первую очередь, с точки зрения экономии временных и материальных ресурсов сторон.

Однако для реализации вышеуказанной процедуры соответствующий юрисдикционный орган нужно первоначально грамотно сформировать на предприятии. Элементарные знания о составе, образовании и функционировании будут полезны и актуальны для каждого из участников потенциального конфликта.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу юридическую проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Лица, входящие в КТС

Из ч. 1 ст. 384 ТК РФ следует, что юрисдикционный орган формируется на паритетной основе из числа следующих субъектов:

  • Представителей руководителя.
  • Представителей сотрудников предприятия (при этом четко не определен вопрос относительно того, являются ли представители сотрудниками данного конкретного предприятия или могут привлекаться сторонние лица).

Общая структура комиссии выглядит следующим образом:

  • Председатель – ключевая фигура в КТС, назначается на основе голосования. Решение спора выносится после одобрения вердикта председателем КТС.
  • Заместитель – перенимает частично обязанности председателя при его присутствии, а во время его отсутствия берет на себя полную ответственность за происходящее.
  • Секретарь – фиксирует информацию о спорах в письменном виде, в полном объеме отвечает за сохранность документации и ее достоверность.
  • Представители работодателя – отстаивают позицию работодателя, помогают ему с ее аргументацией и общей поддержкой.

Кто не может быть членом комиссии?

Членами специализированного органа не могут быть лица, заинтересованные в исходе дела, а также непосредственные участники конфликта:

  • Руководитель предприятия.
  • Индивидуальный предприниматель.
  • Работник предприятия, непосредственно участвующий в конфликте, чьи права и интересы затронуты.
  • Субъект, являющийся родственником одного из участников конфликта.
  • Недееспособные и несовершеннолетние лица.

Споры с участием указанных субъектов разрешаются в судебных инстанциях.

Из скольки человек состоит?

Законодательно не определен количественный состав членов специализированного органа, какие-либо ограничения не установлены.

Численный состав должен быть четным и может зависеть от общей численности сотрудников конкретной организации.

Вопрос о размере должен решаться представителями сторон посредством ведения переговоров, в том числе на собраниях.

Количество представителей от руководителя должно строго равняться количеству представителей от сотрудников предприятия.

Как формируется?

Процесс формирования не представляет особой сложности. Согласно ч. 1 ст. 384 ТК РФ специализированный орган создается по инициативе сотрудников предприятия и (или) руководителя (для чего создается такая комиссия?). Для формирования достаточно заявления любого участника конфликта.

Воля сотрудников отражается в протоколе общего собрания или в решении профсоюзной организации, защищающей интересы большей части сотрудников конкретного предприятия. Воля руководства отражается в его распоряжении, приказе. Основа формирования комиссии является добровольно-принудительной и соответствует принципу равенства сторон.

Процедура создания добровольна для ее инициатора и императивна для оппонента. Субъектом конфликта в течение десяти дней, получивший предложение о формировании юрисдикционного органа, предоставляются свои представители, для участия в совместном расширенном собрании предприятия, на котором оппоненты будут договариваться о всех организационных вопросах создания и деятельности специализированного органа.

После окончательного утверждения численного и качественного состава членов специализированного органа из его состава следует избрать председателя, его заместителя и секретаря. Данные лица будут обеспечивать дальнейшую организационную деятельность юрисдикционного органа.

Функции, права и обязанности

Представители

Представители – это рядовыми члены специализированного органа (комиссии), которые были избраны сотрудниками и руководителем предприятия на принципе паритета и непосредственно участвуют в рассмотрении конфликта.

Имеют право:

  1. знакомиться со всеми материалами и доказательствами, представленными на рассмотрение;
  2. задавать вопросы любым участникам конфликта;
  3. рассылать запросы;
  4. делать свои выводы и заключения;
  5. освобождаются от своей основной работы на период участия в деятельности юрисдикционного органа (при этом средняя заработная оплата продолжает ему выплачиваться);
  6. могут иметь иные льготы и гарантии, указанные в коллективном договоре.

Член юрисдикционного органа не при каких обстоятельствах не может участвовать в рассмотрении конфликта в качестве непосредственного представителя интересов одного из субъектов конфликта.

Обязаны:

  1. основываться на положениях и нормах действующего законодательства;
  2. исследовать только представленные в процессе рассмотрения конфликта доказательства;
  3. требовать предоставления дополнительных доказательств, вызова новых свидетелей и дальнейшего продолжения работы юрисдикционного органа в том случае, если полагает, что проведенный разбор разногласий дает оснований для вынесения окончательного решения;
  4. не допускать затягивания рассмотрения конфликта.

Председатель

Председатель – это избранное из состава членов юрисдикционного органа лицо, которое обязано организовывать и руководить деятельностью специализированного органа. При этом имеет право решающего голоса. Если в процессе голосования по какому-либо вопросу голоса членов юрисдикционного органа разделятся поровну, голос председателя будет иметь решающее значение.

Прочие права и обязанности председателя совпадают с правами и обязанностями рядовых членов юрисдикционного органа.

Заместитель

Заместитель председателя – лицо, избираемое из состава членов юрисдикционного органа, которое выполняет обязанности председателя при его отсутствии по уважительным причинам.

Секретарь – лицо, избираемое из состава членов юрисдикционного органа, которое ведет протоколы заседаний специализированного органа и оформляет его акты и удостоверения. Кроме всех правомочий и долженствований, присущих рядовым членам юрисдикционного органа, на него возлагаются обязанности вызова необходимых лиц, организация и ведение делопроизводства.

Как избираются представители?

От работодателя

Руководитель предприятия самолично назначает представителей в специализированный орган, путем издания соответствующего акта: приказа, распоряжения (ч. 2 ст. 384 ТК РФ). На представительство также может выдаваться доверенность.

От работника

Представители сотрудников предприятия избираются общим собранием (конференцией) или направляются профсоюзной организацией с обязательным утверждением на общей конференции. Собрание правомочно избирать и утверждать членов, если на его заседании присутствует более половины сотрудников конкретного предприятия.

Членами юрисдикционного органа становятся кандидаты, получившие большинство голосов.

Несмотря на то, что специализированный орган (комиссия по трудовым спорам) не является ни органом судебной власти, ни органом государственного принуждения, его решения все-таки подлежат обязательному исполнению участниками конфликта.

Такой особый статус общественного юрисдикционного органа заслуживает особого внимания, а процедура передачи спора на его рассмотрение должна являться приоритетной по сравнению с процедурой разрешения разногласий в судебных инстанциях.

Источник:
http://moepravo.guru/trudovye-spory/komissiya/sostav-k.html

Создание комиссии по трудовым спорам на предприятии

И работодатель, и сотрудники обязаны следовать положениям Трудового кодекса. Однако очень часто положения закона нарушаются. При наличии мелких претензий в суд обращаться нет смысла. Это довольно неэффективное решение. Имеет смысл решать вопрос прямо на месте. Для этого формируются комиссии по трудовым спорам.

Что собой представляет комиссия по трудовым спорам

Первый по популярности и простоте метод решения трудовых споров – это переговоры с работодателем. Второй – это обращение к комиссии по трудовым спорам. Это специальная структура, служащая для решения конфликтов внутри компании. Позволяет решить конфликт без обращения к сторонним инстанциям. Комиссия включает в себя обе стороны конфликта.

Эта структура может формироваться по инициативе как сотрудников, так и работодателей. Решения комиссий должны соответствовать нормативным актам. Никто не имеет право оказывать давление на участников структуры.

Создание трудовой комиссии сопровождается формированием специального положения.

Оно включает в себя порядок создания органа, число участников, порядок принятия коллегиальных решений, сроки.

Задачи и преимущества комиссии

Комиссия создается для решения вопросов, связанных с этими аспектами:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Нарушения трудового соглашения.
  • Незаконное наложение дисциплинарных взысканий.
  • Выплаты командировочных и сверхурочных.

Комиссия уполномочена разрешать только трудовые споры индивидуального характера. Формирование этой структуры отличается этими преимуществами:

  • Повышение доверия сотрудников. Работники знают, что в случае возникновения проблем они могут обратиться за помощью, а потому работодатель может рассчитывать на лояльность. Комиссии позволяют предотвратить обращение в суд и прокуратуру.
  • Решение проблем прямо на месте. Обращение в суд или трудовую инспекцию предполагает трату большого количества времени и средств, утрату репутации. А потому удобно решать проблемы в пределах самого предприятия. Это ускоряет процесс, сокращает издержки.
  • Упрощение сбора документации. Если возникли проблемы, комиссия сама запрашивает все нужные документы у руководителя. В случае если решение комиссии не удовлетворит сотрудников, они могут обратиться в суд. Работникам не придется собирать документы, так как за них это сделано комиссией.

Комиссии по трудовым спорам – это цивилизованный и законный способ решать все возникающие локальные проблемы.

Компетенции представителей комиссии

Комиссия принимает жалобы и претензии от бывших и действующих сотрудников, касающихся следующих аспектов:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Исполнение положений трудового соглашения.
  • Штрафы, различные взыскания (выговоры, увольнения).
  • Прочие вопросы, которые не удалось решить при прямых переговорах с работодателем.

Комиссия не имеет полномочий для решений вопросов, связанных с этими аспектами:

  • Восстановление сотрудников в должности.
  • Восстановление сотрудника в должности после увольнения.
  • Начисление компенсаций за прогулы при наличии уважительных причин.
  • Выплата разницы в ЗП при понижении в должности.
  • Причинение вреда сотруднику по вине предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Во всех этих случаях нужно идти в суд. Только он имеет право принимать юридически действительные решения. Компетенции комиссии оговорены в статье 385 ТК РФ. В частности, это исключительно индивидуальные трудовые споры.

Порядок формирования комиссии по трудовым спорам

Создание комиссии может инициироваться как сотрудниками, так и работодателями. В состав структуры должно входить равное количество представителей работников и руководителя. Точное число участников комиссии законом не установлено.

Как это происходит? Работодатель получает письменное предложение о создании комиссии. В течение 10 суток работодатель и представительский орган сотрудников направляют в комиссию своих представителей (часть 1 статьи 384 ТК РФ).

ВНИМАНИЕ! Рассматриваемый орган формируется по обоюдному решению руководителя и работников.

Представители работодателя и сотрудников должны утвердить Положение о комиссии. Именно на его основании будет действовать структура. Издается приказ о формировании комиссии. Это распорядительная бумага, через которую руководитель устанавливает все важные положения, касающиеся образования органа.

Работодатель на основании части 2 статьи 384 ТК РФ должен установить перечень своих представителей, которые будут участвовать в работе комиссии. Именно руководитель должен обеспечить организационно-техническое сопровождение работы структуры на основании части 4 статьи 384 ТК РФ.

После основных этапов формирования комиссии ее участники избирают председателя, его заместителя и секретаря комиссии. Избираются представители этих должностей из членов структуры. Основание – часть 5 статьи 384 ТК РФ.

В нормативных актах ничего не сказано по поводу сроков функционирования органа, поэтому комиссия может формироваться как для решения конкретного вопроса, так и для постоянной деятельности. Состав участников структуры может изменяться. К примеру, если нужно решить финансовый вопрос, в состав включается бухгалтер.

Особенности деятельности комиссии

Приведем этапы обращения сотрудника в комиссию по трудовым спорам:

  1. Подача заявления сотрудником. Обращаться в орган нужно в течение 90 дней с даты возникновения правонарушения. Обращение составляется в письменной форме. Документ оформляется на имя председателя комиссии. Составляться обращение может в свободной форме. Главное – изложить суть претензии и требования. Если есть дополнительные документы, подтверждающие позицию сотрудника, рекомендуется их приложить к заявлению.
  2. Проведение заседания. Не позже 10 суток после получения обращения организуется заседание. Протокол его вручается сотруднику, который направил заявление. Работник может не участвовать в заседании, но нужно оговорить это в заявлении. Комиссия может не рассматривать обращение, если сотрудник не явился на заседание без предварительного уведомления.
  3. Сбор требуемого пакета документов. Комиссия имеет право затребовать у работодателя эти бумаги: приказ о наложении взыскания, табель рабочего времени, различные бухгалтерские отчеты, объяснительные и докладные. Документы требуются в том случае, если предоставленной информации для решения вопроса недостаточно.
  4. Голосование участников комиссии. Вопрос ставится на голосование после изучения всех документов и материалов, слушаний представителей сторон конфликта. После этого организуется тайное голосование. В нем должно участвовать не меньше 50% представителей и работодателя, и сотрудника.
  5. Вынесение вердикта. Решение комиссии принимается на базе большинства голосов. В решении указывается эта информация: суть проблемы, доводы сторон, юридическое обоснование, резюме. Экземпляры документа в течение 3 дней передаются и сотруднику, и работодателю.

Все требования должны быть исполнены в трехдневный срок. Исчисляться он будет после 10 суток после принятия решения. 10 дней – это время для обжалования решения. Если требования не были исполнены, сотрудник может обратиться к судебным приставам. На основании удостоверений, выданных комиссией, инициируется исполнительное производство.

Источник:
http://assistentus.ru/trudovoe-pravo/komissiya-po-trudovym-sporam/