Особенности расчета арендной платы за аренду земельного участка

Особенности расчета арендной платы за аренду земельного участка

Аренда – право пользования земельным участком на определённый срок. Сдать землю во временное пользование, в частности, может любой собственник.

Органы местного самоуправления являются арендодателями. Документ, который регулирует все права и обязанности сторон – договор.

В соответствии с договором сторон закрепляется арендная оплата за землю. Все моменты урегулированы законодательством РФ.

Законодательное регулирование

Земельный кодекс РФ в статье 22 главы 4 рассматривает все особенности аренды земельных участков.

В статье 39.7 Земельного кодекса РФ прописано об установлении величины платы за аренду земли.

Статья 614 Гражданского Кодекса РФ регулирует порядок, условия и временные рамки, когда вносятся выплаты по аренде.

Постановление от 16.07.2009 N 582 Правительства Российской Федерации «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков…» отредактировано в 2018-ом году.

Соглашения между арендатором и арендодателем расписываются на основании вышеизложенных законодательных документов в договоре.

По каким параметрам можно рассчитать?

Основные принципы определения платы по установлению российского правительства:

  • Предсказуемость. Органы государственной власти, местного самоуправления нормативно (правовыми актами) закрепляют особенности ценовой политики.
  • Стабильность. При переоформлении прав на землю не допускается превышение размера платы более чем в два раза относительно земельного налога.
  • Защита. При социально значимой деятельности арендная оплата фиксируется наравне с земельным налогом.

Размер налога за землю зависит от экономического положения страны, отдельно взятого региона и географического положения.

Арендную плату можно рассчитать на основании двух важных показателей:

  1. Географическое расположение арендуемого земельного участка. Рассматриваются природные зоны: земли сельскохозяйственного назначения юга страны значительно дороже аналогичных участков северных районов. Учитываются расположения вблизи экономически развитых городов. В Подмосковье плата за аренду земельного участка в 4 раза дороже, чем в других пригородах.
  2. Ценность земельного участка. В зависимости от целевого назначения каждый тип земли имеет свои показатели ценности.

Основные параметры:

  • ценность для строительства и инженерных решений;
  • социальная значимость;
  • экономическая роль;
  • природные особенности;
  • ценность в историческом и архитектурном плане.

Арендная стоимость формируется от назначения земли.

Стоимость под строительство торговой площади или жилого дома выше оплаты аренды земли сельскохозяйственного назначения.

Виды стоимости

Условия аренды земельного участка у государства или физического лица отличаются. Государство ориентируется при назначении цены арендной платы на местоположение, назначение участка, а также учитывает планы города.

Частник, как арендодатель, ценовую политику ведёт, учитывая собственные интересы. Если территория привлекательна по разным показателям для арендаторов (удобное расположение, подведённые коммуникации), цена назначается выше.

Законодательными органами государства сформированы разные виды арендной стоимости участка:

Кадастровая

Кадастровую стоимость земельного участка определяет ревизионная комиссия. В состав группы привлекаются лицензированные оценщики, должностные лица из администрации региона. Поставленный на учёт участок вносится в регистрационную запись Росреестра.

Информация о результатах оценки выставляется на сайте местной администрации. В течение 6 месяцев заинтересованные лица могут подавать заявки о несогласии с определением стоимости. Через полгода результат оценки будет иметь юридическую силу.

По закону инвентаризация должна проводиться в 5 лет один раз. От кадастровой стоимости зависит сумма земельного налога.

Факторы определения

Есть параметры, которые определяют ценовую политику при определении кадастровой стоимости:

  • Характеристика состояния земли;
  • Дата, когда ввели в Росреестр;
  • Транспортная инфраструктура;
  • Инженерная инфраструктура;
  • Экологическая обстановка;
  • Региональная привязка. Каждый регион имеет определённый коэффициент по учётным параметрам;
  • Инвестиционная привлекательность.

После инвентаризации земельный участок прикрепляется к кадастровому номеру. На карте отмечается место расположения участка. Определяется категория.

Определение размера оплаты за землю по договору

Арендную плату определяет корректирующий коэффициент от кадастровой стоимости участка:

  • Гражданину (организации), имеющему налоговые привилегии или освобождённому от уплаты земельного налога, назначается 0,01% . Если земля не используется из-за ряда причин, при передаче в аренду оценивается таким же коэффициентом;
  • При использовании арендной земли для ЛПХ или развития сельского хозяйства назначается 0,6 %;
  • Аренда земли для реализации взаимовыгодного проекта между частником и государством — 1 %;
  • Аренда на основании п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ – 1,5 %;
  • Аренда участка для пользования недрами земли – 2 %.

Кадастровую стоимость земельного участка можно узнать на сайте Росреестра по кадастровому номеру участка.

Нормативная

Постановление Правительства РФ от 15.03. 1997 г. № 319 регулирует порядок определения нормативной стоимости надела.

Цена формируется из характерных особенностей:

  • по качеству,
  • местоположению,
  • доходности
  • и самоокупаемости земли

за расчётный период.

Нормативная цена нужна:

  • для экономического расчёта при передаче в собственность надела,
  • оформлении дарственной
  • и выполнение других операций, где земля является капиталом владельца.

Органам местного самоуправления дано право решением на 25% менять нормативную цену в сторону повышения или понижения. По отношению рыночной цены нормативная не может превышать 75 процентов.

Если не определена кадастровая стоимость арендуемого надела, оформляется налогообложение по нормативной цене.

При сделках продажи применяется рыночная стоимость надела, которая не может быть ниже кадастровой. Независимые оценщики определяют рыночную цену земельного участка. Также и владелец может установить свою цену. Существует сравнительный, доходный и затратный метод определения цены.

Сравнительный метод расчета

Изучаются объявления на сайтах, в средствах массовой информации цены аналогичных участков. Определяется средняя цена, которая и определит рыночную стоимость определённого надела.

Прогнозируется, какой доход можно получить от надела, если использовать по целевому назначению. Инфраструктура, перспектива развития окружающей среды увеличат рыночную стоимость.

Подсчитываются затраты, которые предполагаются для освоения земли и возведения строений. Рассматриваются и прогнозируемые доходы. Разница между доходами и затратами и есть рыночная цена земельного участка.

Как рассчитать размер оплаты?

Цены в зависимости от арендодателя отличаются. В аренду можно брать у государства и у частника. Расчёт совершается по разным формулам.

За земли государственной собственности исчисляется по формуле: АП = Цк * k.

  • АП – размер арендной платы (земельного налога);
  • Цк – кадастровая стоимость;
  • k – корректирующий коэффициент.

За земли частной собственности действует формула расчёта: АП = Цр * k.

  • АП – арендная плата за один год;
  • Цр – рыночная цена земли;
  • k – ставка рефинансирования центрального банка.

Иногда право на аренду приобретается на торгах, конкурсах. В таких случаях расчёт арендной платы ведётся по разработанной схеме площадки этого мероприятия.

Как оплатить?

Правовые отношения между сторонами в земельных вопросах регулируются Земельным Кодексом. Условия оплаты оговариваются в статье 65 ЗК РФ, согласно которой формами выплаты является налог на землю и арендная плата, размер и сроки которой устанавливаются на основе договора между арендатором и собственником.

Сумма выплаты начисляется на основании кадастровой стоимости земли. Существует специальная формула, по которой ведется расчет стоимости земельной аренды:

  • А — конечная плата,
  • КС — кадастровая стоимость участка,
  • аk — особый коэффициент, который зависит от категории владельца и цели аренды.

Для коэффициента «k» действуют следующие значения:

  • k = 0,0001 — используется для граждан, имеющих специальные льготы по ст. 395 ФЗ №117 от 05.08.2000;
  • k = 0,006 — действует для участков, взятых в найм под садовые, огородные и сельскохозяйственные работы;
  • k = 0,02 — применяется для участков, нанятых с целью добычи полезных ископаемых.

Во всех остальных случаях ЗК РФ принято фиксированное значение коэффициента — 0,015.

Как осуществляется оплата?

Для оплаты аренды существует два способа.

  1. Выплата по договору — осуществляется на основе соглашения об аренде между нанимателем и владельцем участка.
  2. Уплата земельного налога — в большей части регионов России налоговый сбор за эксплуатацию земли является основным способом оплаты аренды.

Для осуществления выплаты используют обычное платежное поручение. Для этого следует напрямую обратиться к арендодателю или воспользоваться услугами любой платежной системы (Яндекс Деньги, Сбербанк, Webmoney, портал Госуслуги). Платеж будет происходить по соответствующим реквизитам и спишется напрямую со счета плательщика.

Основными мерами наказания в случае неуплаты за аренду и является начисления штрафа в размере 20-40 % от суммы арендного платежа или пени, начисляемой за каждый день просрочки до момента полной выплаты долга.

Налоговые нюансы

За использование земли в РФ надо платить.

Арендная плата за землю прописана в договоре сторон, сумму получает арендатор. Земельный налог оплачивается в казну государства, порядок прописан в Налоговом кодексе ст. 387 и 398.

Налоговая база – кадастровая стоимость земли. Налоговая ставка устанавливается муниципалитетом, не может превышать 1,5 и 0,3 процента.

Арендная плата перечисляется владельцу. Владелец обязан платить ежегодный земельный налог государству.

Определение размера налога и НДС

Налог на земельный участок определяется по формуле: Кст * Д * Cт * Кв.

  • Кст – кадастровая стоимость;
  • Д – доля собственности;
  • Ст – налоговая ставка;
  • Кв – коэффициент владения участком земли.

Местный муниципалитет определяет размер налоговой выплаты за землю. Расчёт земельного налога осуществляет налоговый орган. Не обязательно налогоплательщику заниматься бухгалтерским учётом.

НДС – налог на добавленную стоимость. От полученной прибыли государству надо заплатить 18 процентов от дохода.

Заключение

В основе арендной платы берётся кадастровая стоимость за землю. На едином портале Росреестра гражданин РФ в онлайн режиме легко может узнать кадастровую стоимость своего участка по соответствующему номеру. Кроме арендной платы существует земельный налог и НДС.

Арендовать землю можно у частного лица или государства. Доход от земельного налога и арендного наложения используется местными органами власти для улучшения инфраструктуры.

Источник:
http://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/arenda/arendnaya-plata

Базовый размер арендной платы и коэффициент Кд, коэффициент Пкд, коэффициент Км при расчете арендной платы за земельные участки в Московской области

Большинство споров по арендной плате за земельные участки в Московской области, рассмотренных арбитражными судами за период с 2008 по 2014 год, возникали из-за не всегда правильной практики применения Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» №23/96-ОЗ от 07 июня 1996 г. (далее – Закон о регулировании земельных отношений).
Статья 14 Закона о регулировании земельных отношений устанавливала порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В ней в частности было предусмотрено, что для случаев, когда земельный участок предоставляется не на торгах,

расчет арендной платы (Апл) происходит по следующей формуле:

Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S,

где:
Аб — базовый размер арендной платы;
Кд — коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке;
Пкд — повышающий коэффициент;
Км — коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования;
S — площадь арендуемого земельного участка.

Рассмотрим по порядку составляющие указанной формулы.

Базовый размер арендной платы
На начало 2007 года было установлено, что базовый размер арендной платы (Аб), применяемый для определения арендной платы в соответствующем финансовом году, устанавливается законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Впоследствии Законом Московской области от 19.09.2008г. №125/2008-ОЗ в указанную норму были внесены изменения, и было установлено, что базовый размер арендной платы (Аб), устанавливается законом Московской области.
В развитие этого положения Московская область ежегодно принимала законы об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на соответствующий год (далее – Закон об установлении базового размера арендной платы).

Коэффициент Кд
Значение коэффициента Кд устанавливалось Приложением к Закону о регулировании земельных отношений.
Указанный коэффициент (Кд), учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке устанавливался, на наш взгляд, с недостаточной определенностью, разрешенное использование земельного участка могло подходить под несколько видов деятельности арендатора, и соответственно к ним могли применяться различные значения коэффициентов.
При этом в Законе о регулировании земельных отношений специально оговаривалось, что в случае, если в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка арендатор осуществляет различные виды деятельности, или условия использования им земельного участка различны, из всех возможных значений Кд применяется наибольшее.
Так, например, если земельный участок был предоставлен для целей промышленной, производственной, научно-производственной деятельности к нему должен был применяться Кд 1,1. Стоит расширить цель использования такого земельного участка и предусмотреть складскую деятельность, Кд за весь участок становится равным 4,2, что в несколько раз увеличивает арендную плату за такой земельный участок.
Стоит отметить, что промышленная, производственная, научно-производственная деятельность, как правило, сопровождается наличием складов на территории земельного участка.

Читайте также  Минимальная пенсия по старости в СПб (Санкт-Петербург) в 2020 году - размер, какая, будет, изменения

Коэффициенты Пкд и Км
Законом о регулировании земельных отношений предусмотрено, что коэффициенты Пкд и Км устанавливаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Кроме того, указано, что в случаях предоставления в аренду земельных участков гражданам и их некоммерческим объединениям для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также размещения индивидуальных и кооперативных гаражей коэффициенты Пкд и Км не применяются.

С 1996 года по 2015 год в Закон о регулировании земельных отношений, в том числе в статью 14 и приложение к указанному закону, устанавливающему коэффициент Кд, изменения вносились более 25 раз, что, конечно, затрудняло применение и толкование отдельных положений указанного закона.
К примеру, Законом МО от 12.02.2008 №16/2008-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» в статью 14 Закона о регулировании земельных отношений внесено дополнение, согласно которому указанный выше порядок расчета арендной платы не применяется в случае переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков. Для лиц, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков, арендная плата должна была определяется в размере:
• двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
• трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
• полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Указанное дополнение действует до настоящего времени.
Еще одним существенным дополнением, являлись дополнения внесенные в Закон МО от 22.07.2010 N 104/2010-ОЗ, в целях поддержки жилищного строительства. Указанный закон был дополнен пунктом 13.1, который предусматривал, что арендная плата за пользование земельным участком из земель населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа, предоставленным для жилищного строительства, в том числе для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, не может превышать максимального значения базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа в соответствующем муниципальном образовании, установленного законом Московской области о базовом размере арендной платы.
Арендная плата за пользование земельным участком из земель населенных пунктов в границах сельских населенных пунктов и вне границ населенных пунктов, предоставленным для жилищного строительства, в том числе для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, не может превышать минимального значения базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа соответствующего муниципального образования, установленного законом Московской области о базовом размере арендной платы.
Указанная норма утратила силу в соответствии с законом Московской области от 26.12.2012 N 220/2012-ОЗ.

Таким образом, арендатор земельного участка в Московской области для того, чтобы произвести проверку правильности начисления ему арендной платы должен был отлично ориентироваться в нормативных документах соответствующего периода.

Договоры аренды земельных участков в Московской области из земель, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в большинстве своем предусматривали установление регулируемой арендной платы. То есть для изменения размера арендной платы за земельный участок в Московской области не требовалось внесения изменений в договор аренды, подписания дополнительных соглашений к такому договору и их последующей государственной регистрации.
Арендатор земельного участка по условиям такого договора должен был производить оплату арендной платы в соответствии с изменениями действующего законодательства с момента вступления их в силу. Органы власти, как правило, направляли таким арендаторам уведомления, предусматривающие порядок расчета арендной платы на следующий оплачиваемый период.
Органы власти нередко пользовались неопределенностью возникавшей в связи с применением Закона «О регулировании земельных отношений в Московской области» №23/96-ОЗ от 07 июня 1996г. и направляли уведомления, содержащие порядок расчета арендной платы, арендаторам с завышенной арендной платой.

Судебные споры о применении коэффициентов Кд, Пкд, Км при расчете арендной платы за земельный участок подробнее

Судебные споры с участием некоммерческих организаций, к которым неправильно применялись коэффициенты и базовый размер арендной платы подробнее

Базовый размер арендной платы в Московской области на 2016 год

ООО «Дикес Консалтинг» оказывает юридические консультации о правильности начисления (расчета) арендной платы, а также услуги по представительству в арбитражном суде по спорам о неправильном начислении арендной платы подробнее

Источник:
http://dikesco.ru/o-poryadke-nachisleniya-arendnoj-platy-za-zemelnye-uchastki-v-moskovskoj-oblasti/

Как рассчитывается арендная плата за земельный участок от кадастровой стоимости?

Органы местного управления и самоуправления при определении размеров арендных плат за земельные участки, находящиеся в их собственности и в ведении соответствующей муниципальной администрации, не имеют правовых оснований закреплять свои обязанности и обременения, которые ограничивают конституционные права и свободы субъектов предпринимательства.

Поэтому выяснение кадастровой стоимости должно соответствовать букве закона и проводится специализированной кадастровой службой Российский Федерации.

Законодательство

Основным нормативно-правовым актом для расчета арендной платы за землю от кадастровой стоимости является Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 (ред. от 30.10.2014) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Также не стоит забывать о Земельном кодексе, как о главном регуляторе земельных отношений в России, и о Гражданском кодексе РФ.

Что такое кадастровая стоимость земли и как она определяется?

Для многих остается секретом, что же такое кадастровая стоимость. А это важнейший элемент при расчете арендной платы в договоре аренды и других платежей при земельных отношениях.

Кадастровая стоимость земли — денежное значение, определяемое в ходе государственной оценки земельного участка по его основному назначению и хранящееся в базе данных Росреестра. Кадастровая стоимость является расчетной величиной.

Согласно российскому законодательству каждый объект недвижимости должен быть внесен в национальный реестр 1 раз.

Установление кадастровой стоимости земли закрепляется статьей 66 Земельного кодекса РФ.

Земля в России в целях классификации подразделяется на кадастровые кварталы, округа, районы. Они представляют собой единицы деления в земельном кадастре.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется путем оценки расположения, объектов на участке, размера площади. Как правило, оценку проводит государство либо местные органы власти, опирающиеся при этом на Земельный кодекс и нормативно-правовые акты, закрепляющие и определяющие кадастровую стоимость.

За какие земли арендная плата рассчитывается в соответствии с кадастровой стоимостью?

Арендная плата подсчитывается на основании кадастровой стоимости при аренде земель государственной собственности РФ, которые расположены на территории России.

Также на основании кадастровой стоимости плата за аренду считается в отношении земельных участков, предоставленных без организации торгов.

Земли сельскохозяйственного назначения арендуются с платой в 0,3 % от кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством РФ. К землям сельхозназначения также относятся земли в составе зон, используемых для сельскохозяйственных целей.

Как рассчитать арендную плату за земельный участок от кадастровой стоимости?

Арендная плата за земли государственной собственности или муниципальных властей, предоставленные без проведения торгов, рассчитывается по общему правилу на основании кадастровой стоимости земельного участка.

При этом арендная плата может составлять определенный процент от кадастровой стоимости, что называется корректирующим коэффициентом:

  • 0,01 % от кадастровой стоимости земли: В случаях предоставления земельного участка гражданину либо организации, которые вправе освободиться от уплаты налога на землю либо имеют другие налоговые привилегии. Такой процент арендной платы также применим к землям, изъятым из оборота (включая земельные наделы, подвергшиеся загрязнению, деградации и заражению), которые по законодательству можно передавать в аренду;
  • 0,6 % от кадастровой стоимости земли: В случаях предоставления земельного участка гражданину или организации в целях ведения личного подсобного хозяйства либо для применения по сельскохозяйственному назначению (включая организацию крестьянско-фермерского хозяйства);
  • 1 % от кадастровой стоимости земли: В случае предоставления земельного участка в целях реализации положений концессионного соглашения;
  • 1,5 % от кадастровой стоимости земли: В случаях предоставления земельного участка по заключенному договору аренды на основании пункта 5 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации;
  • 2 % от кадастровой стоимости земли: При предоставлении земли недропользователю в целях осуществления работ, касающихся пользования недрами.

Размер арендной платы за земли государственной собственности

Годовой размер арендной платы определяется несложной формулой:

А = КСт * k, где

  • А — сумма арендной платы, которую необходимо вносить землепользователю;
  • КСт — кадастровая стоимость земли (ее можно выяснить в кадастровой службе по месторасположению земельного надела);
  • k – корректирующий коэффициент, изменяющийся в зависимости от землепользователя и назначения сдачи в аренду. Размеры корректирующего коэффициента были перечислены выше.

А = 828,08 * 200 * 0,01 = 1656, 16 руб.

Именно такую сумму мы должны выплатить государству за аренду его участка в течение одного года.

Размер арендной платы за земли частной собственности

Для земель частных лиц и организаций существует немного другая формула расчета стоимости аренды:

А = С * Р, где

  • А — размер платы за аренду;
  • С — рыночная цена надела, которую определяет независимая экспертиза, проводимая не раньше, чем за полгода до дня вступления нанимателя в арендные права;
  • Р — ставка рефинансирования Центробанка РФ, устанавливаемая в начале года, в ходе которого заключается договор найма земельного участка.

Кто и как должен платить за капитальный ремонт многоквартирного дома? Подробно этот вопрос освещен в нашей статье.

В случае затопления квартиры нужно предпринимать меры немедленно! Что нужно делать в этом случае, вы узнаете здесь.

На что стоит обратить особое внимание?

Несколько фактов и особенностей кадастровой стоимости:

  • Ежегодно кадастровая стоимость растет на 5,2 %;
  • Кадастровая цена объекта может быть отличной от рыночной стоимости земли, потому как в сведениях кадастровой службы нет информации о функциональном составе объекта (технические помещения, паркинги);
  • Территориальные органы кадастровых служб имеют необходимую информацию о стоимости всех земель, находящихся под юрисдикцией территориальной службы.

Плюсы и минусы использования данного способа расчета арендной платы

Кадастровая стоимость земельных участков оценивается раз в 3-5 лет.

Обновления сведений об участках является непростой задачей местных органов кадастровой службы. Оценка участков представляет собой сложную процедуру.

Таким образом, определение размера арендной платы по кадастровой стоимости является несложной задачей. Необходимо лишь знать ваш льготный корректирующий коэффициент и взять сведения из кадастровой службы по месту нахождения арендуемого участка.

Читайте также  Возврат телевизора качественого и бракованного в магазин - инструкция в 2020 году

Источник:
http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/arenda-2/stoimost/arendnoj-platy-za-zemelnyj-uchastok-ot-kadastrovoj-stoimosti.html

Расчет арендной платы за земельный участок от кадастровой стоимости

Для земельного участка, который стоит на кадастровом учете, предусмотрен простой вариант расчета стоимости аренды.

Прежде, чем арендовать землю у муниципалитета или государства, можно предварительно самостоятельно рассчитать предстоящую арендную плату.

Для этого вам необходимо знать только две составляющие.

Правовое регулирование аренды земель, стоящих на учете

Ежегодная плата является одним из основных условий договоров аренды. Земельный кодекс (ЗК РФ) в настоящее время регулирует все отношения арендаторов и арендодателей. Это основной российский нормативный акт, который регулирует вопросы права в отношении земли.

Земельный кодекс России был принят в 2001 году, поправки в него вносятся до сих пор. Он рассматривает землю как объект недвижимого имущества. А также — как объект права собственности и других прав (например, аренды).

Это значит, что, в отличие от предыдущих лет земля может иметь не только статус государственной, но и частной собственности. Согласно ст. 22 ЗК РФ земельные участки (ЗУ), за исключением указанных в ст. 27, могут сдаваться в аренду.

Основные положения статьи, которые касаются аренды земли:

  • размер платы за аренду определяется договором;
  • арендатор имеет право передать землю в субаренду;
  • земли, изъятые из обращения, не могут быть переданы в аренду.

Для расчета используется принцип соответствия каждого земельного участка определенному коэффициенту.

Коэффициенты перечислены в Постановлении Правительства России №582 «О принципах определения арендной платы». Постановление было принято в 2009 году, изменения вносились вплоть до 2017 года. В этом нормативном акте изложены принципы определения арендной платы.

Земельный кодекс подтверждает право Правительства РФ на принятие решений такого масштаба (статья 39.7).

Напомним, что земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных и региональных законов, а также постановлений, принимаемых Правительством РФ при изменениях экономической ситуации в стране.

Какие земли упоминаются в ПП РФ?

Чаще всего на рынке аренды земельных участков плата считается, исходя из кадастровой стоимости в том случае, когда земля принадлежит государству или муниципалитету.

Также считается плата за участки, предоставленные без торгов.

У частных собственников арендная плата рассчитывается по-другому.

Основным документом, регулирующим ее размер, является договор.

Но есть и исключения.

Кадастровая стоимость — количественное (денежное) выражение стоимости земельного участка, которая определена государством в лице оценщиков.

В эту величину закладываются несколько факторов. Их учитывают эксперты. В настоящее время кадастровая стоимость полнее отражает реальное положение дел и становится ближе к рыночной стоимости.

Как узнать арендную плату за землю по кадастровому номеру? В настоящее время сведения о кадастровой стоимости можно почерпнуть в следующих источниках:

Кадастровая стоимость может ежегодно обновляться. Величина арендной платы вычисляется на основе содержащейся в базе данных величины. То есть арендная плата будет целиком и полностью зависеть от государственных интересов.

Если частный собственник включил свой земельный участок в муниципальный арендный фонд, чтобы иметь возможность сдавать свою недвижимость через него, то в этом случае и размер арендной платы также рассчитывается от кадастровой стоимости.

В противном случае арендодатель рассчитывает плату за землю, исходя из рыночных реалий.

Данные для расчета

Для того, чтобы арендодателю или арендатору самостоятельно подсчитать предстоящую плату за аренду земли, нужно знать две составляющие:

  • кадастровая стоимость;
  • коэффициент.

Корректирующий коэффициент зависит от нескольких обстоятельств.

Во-первых, от того, кто является землепользователем, а во-вторых, от того, какие цели преследует арендатор.

Получая землю по договору аренды, арендатор может поставить на участке магазин для розничной торговли, а может использовать его для субаренды.

Каждый способ использования предполагает определенную прибыль для ее арендатора.

К примеру, нельзя сравнить прибыль от использования земли под торговый центр и под посадку овощей. Поэтому специальный коэффициент нивелирует эту разницу. И делает выгодной аренду как для сельхозпроизводителя, так и для промышленного магната.

Как подсчитать самостоятельно?

Арендная плата, базируясь на кадастровой стоимости, определяется, исходя из следующих категорий:

  • экономическая целесообразность;
  • категория земель и ВРИ (вид разрешенного использования);
  • недопущение ухудшения экономического состояния арендаторов;
  • предполагаемая доходность земельного участка.

К тому же при сдаче земельных участков в аренду учитывается необходимость содействия государства социально-значимых видов деятельности.

Для этого устанавливается арендная плата, которая не превышает земельный налог.

Тем категориям граждан, которые освобождены от земельного налога, предполагается снизить или освободить от арендной платы.

Органы местного самоуправления принимают решение по определению арендной платы.

Они действуют только в рамках федеральных законов и не должны самочинно устанавливать корректирующие коэффициенты.

В противном случае они ограничивают интересы и права арендаторов.

Корректирующий коэффициент

В Постановлении Правительства отдельным пунктом выделены правила, согласно которым определяется порядок расчета арендной платы.

Согласно 3 пункту важной составляющей расчета является корректирующий коэффициент (КК), который может составить от 0,01 до 2 процентов от кадастровой стоимости.

В отношении разных участков эти данные составляют:

  1. Если физическое или юридическое лицо освобождено от уплаты земельного налога согласно налоговому законодательству, то КК составляет 0,01%.
  2. Физическое лицо, имеющее право на уменьшение налоговой базы, платит арендную плату с КК 0,01%. При этом в результате уменьшения налоговая база приравнивается к нулю.
  3. Корректирующий коэффициент равен 0,01% при расчете для физического лица, которому по закону положено уменьшение налоговой базы. Эта ставка устанавливается тогда, когда налоговая база больше размера налогового вычета.
  4. КК равняется 0,01%, когда речь идет об аренде земель, выведенных из оборота, но согласно закону передан в аренду.
  5. КК равен 0,01 процента, если участок загрязнен радиоактивными отходами и другими вредными веществами.
  6. Такой же коэффициент предусмотрен для земельных участков, если они переданы для размещения Посольства и Консульства иностранных государств.
  7. КК равен 0,6 процента в случае, если участок предоставлен гражданину для строительства ИЖС, садоводства, огородничества, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, выпаса с/х животных и сенокоса.
  8. Коэффициент равен 0,6% в случае предоставления участка в аренду фермерскому хозяйству.
  9. Такой же КК предусмотрен для тех, кто берет землю с целью осуществления любой сельскохозяйственной деятельности.
  10. КК равен 1,5%, если арендатором является:
    • лицо, которое имеет право на предоставление бесплатного земельного участка;
    • лицо, заключивший с органами местного самоуправления договор на развитие территории;
    • у кого есть право на внеочередное получение земельных участков;
    • юридическое лицо, с которым заключен договор о строительстве жилья.
  11. Корректирующий коэффициент равен 2 процентам при проведении арендатором работ, связанных с использованием недр.

Вычисляемая стоимость аренды не должна превышать сумм, которые получаются, исходя из этих данных.

Годовой подсчет

Формула расчета очень проста. Она базируется на кадастровой стоимости.

Годовая плата считается по формуле: Ар = КС х КК, где:

  • Ар — арендная плата за год;
  • КС — кадастровая стоимость земельного участка;
  • КК — корректирующий коэффициент.

Например, фермеру нужно рассчитать предстоящую арендную плату за земельный участок. На этом участке он предполагает разводить свиней и организовать сенокос и выращивание овощей.

Полная кадастровая стоимость участка, куда вошли площадь, ВРИ и категория, рельеф, расположение, удаленность от города, равна 2 миллионам рублей. КК — 0,6%. Перемножаем эти два значения: 2 000 000 х 0,6% = 12 000

Получаем 12 тысяч рублей.

Для частных лиц и организаций

Формула расчета для физических и юридических лиц ничем не отличается друг от друга.

Как правило в расчет принимается деятельность компании и его предполагаемая прибыль, а не форма.

Расчет формулы производится по правилам, указанных в земельном законодательстве.

Они зависят от того, какой деятельностью будет заниматься частное лицо или организация, то есть — от корректирующего коэффициента.

Плюсы и минусы способа

Основным плюсом этого способа расчета является его простота. Достаточно знать свой коэффициент и несложно будет узнать годовую арендную плату.

Сложность чаще всего заключается в том, что кадастровая стоимость оценивается раз в 3-5 лет и может существенно измениться.

Кадастровая оценка составляет сложность прежде всего для региональных подразделений федеральных органов. Но, в целом, отчисления от аренды в бюджет покрывают такие расходы.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано о нюансах аренды земельного участка и о том, как на плату влияет кадастровая стоимость.

Заключение

При заключении договора аренды с определенной арендной платой обратите внимание, каким коэффициентом будут пользоваться ваши арендодатели. Если у арендатора есть льготы, то это обязательно скажется на размере аренды.

Источник:
http://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kadastr/stoimost/raschet-arendy

Коэффициенты (К1, К2 и К3) для расчета величины годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена

Коэффициенты (К1, К2 и К3) для расчета величины годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена

Процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога (К1)

Коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка (К2)

Коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов, (К3)

Под жилыми домами, общежитиями

Земли под многоэтажными жилыми домами и общежитиями, за исключением земель государственного и муниципального жилого фонда, с прилегающими дворовыми территориями и подъездными путями

Земли под многоэтажными жилыми домами и общежитиями государственного и муниципального жилищного фонда с прилегающими дворовыми территориями и подъездными путями

Земли, занятые индивидуальными жилыми домами и подъездными дорогами к ним

Земли под индивидуальными жилыми домами пенсионеров и подъездными дорогами к ним*

Под объектами производственной сферы (промышленность, строительство (в том числе строительство жилья), транспорт, связь, энергетика и др.)

Земли, предоставленные под индивидуальное жилищное строительство и организацию подъездных путей

Земли под индивидуальное жилищное строительство пенсионерам* и организацию подъездных путей

Земли, предоставленные для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства

Земли под производственные объекты, площадью не менее 10000 кв. м предприятиям и организациям строительного комплекса, ведущим жилищное строительство на территории г. Чебоксары

Земли, предоставленные муниципальным организациям и учреждениям либо акционерным обществам, 100 % пакет акций которых находится в муниципальной собственности города Чебоксары, осуществляющим предпринимательскую деятельность:

в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания,

в прочих отраслях

Земли, предоставленные юридическим лицам, осуществляющим установку пунктов приема вторичного сырья на территории города Чебоксары

Земли, предоставленные организациям и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, для обеспечения выполнения уставных задач, для строительства объектов промышленного, гражданского и административно-бытового и прочего назначения, для организации подъездных путей

Земли, предоставленные для строительства гаражей, автостоянок

Земли, предоставленные для строительства объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания

Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов

Под административными зданиями, помещениями и офисами

Под объектами учреждений и организаций образования, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, искусства

Под стоянками автомототранспорта, парковками, в том числе временными

Читайте также  Жалоба на ТЕЛЕ2: куда писать?

Под объектами оптовой торговли, базами, складами, гаражами, хозблоками

Земли под индивидуальными и кооперативными гаражами, подъездными дорогами к ним, хозяйственными блоками, погребами

Земли под индивидуальными и кооперативными гаражами, подъездными дорогами к ним, хозяйственными блоками, погребами пенсионеров*

Земли, предоставленные организациям, обслуживающим металлические гаражные формирования без образования юридического лица и размещения подлежащих переносу самовольно установленных гаражей

Земли под гаражами юридических лиц и подъездными дорогами к ним

Земли под объектами оптовой торговли, базами, складами

Под объектами общественного питания и бытового обслуживания

Под объектами розничной торговли (магазины, павильоны с торговой площадью, аптеки, объекты нестационарной торговой сети):

отдельно стоящими (объекты стационарной торговой сети, киоски по продаже печатной и газетной продукции, лотерейных билетов); встроенно-пристроенные

отдельно стоящими (объекты нестационарной торговой сети (киоски, ларьки, палатки, мини-магазины, павильоны и другие временные сооружения мелкорозничной торговли)

под универсальными розничными рынками

под специализированными розничными рынками, в том числе:

под сельскохозяйственными розничными и сельскохозяйственными кооперативными рынками, сельскохозяйственными ярмарками

Под объектами автосервиса и автозаправочными, газонаполнительными станциями, под станциями техобслуживания, автомойками

Земли под автозаправочными, газонаполнительными комплексами

Земли под объектами автосервиса, под станциями техобслуживания, автомойками

Под объектами придорожного сервиса

Под объектами банковской, страховой, биржевой деятельности

Для организации деятельности субъектов малого предпринимательства, занимающихся производством, ремеслами и оказанием бытовых услуг населению ( при объеме не менее 70 процентов)

Под объектами базовых станций сети сотовой радиотелефонной связи, рекламы (рекламные щиты и стенды, расположенные на основаниях)

Для сельскохозяйственного производства, а также земли дачных, огородных участков и личных подсобных хозяйств, земли под лесопарками, парками, скверами, ботаническими садами)

Земли коллективных садов, дачных и огородных участков, личных подсобных хозяйств

Земли коллективных садов, дачных и огородных участков, личных подсобных хозяйств пенсионеров*

Земли коллективных садов, дачных и огородных участков, личных подсобных хозяйств ветеранов войны и инвалидов**

Земли сельскохозяйственного использования

Земли под лесопарками, парками, скверами, ботаническими садами

Под объектами природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

Земли под санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями, базами и домами отдыха, оздоровительными лагерями и пансионатами и другими объектами природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

Для иной деятельности, связанной с извлечением прибыли

Земли под строительство объектов, предназначенных для размещения государственных и муниципальных учреждений культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, а также органов государственной власти и местного самоуправления;

земли под предприятиями, осущест-вляющими добычу торфа, извести и других мелиорантов в целях повышения плодородия почв, в части площадей разработок месторождений

Земли под инженерную инфраструктуру города, в том числе канализационные насосные станции (КНС), насосные станции (НС), центральные тепловые пункты (ЦТП), шахты, очистные сооружения, комплектные трансформаторные подстанции КТП), распределительные пункты, трансформаторные подстанции (ТП), котельные, головные газораспределительные пункты (ГРП), шкафные распределительные пункты (ШРП), открытые отключающиеся устройства (ООУ)

Земли, предназначенные для размещения гостиниц

Иная деятельность, связанная с извлечением прибыли

Для иной деятельности, не связанной с извлечением прибыли

Земли под организации, в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсерви-рованными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения;

земли под объекты обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;

Земли под некоммерческие профсоюзные организации, созданные в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта

Иная деятельность, не связанная с извлечением прибыли

Под строительство, а также обслуживание индивидуальных жилых домов, под гаражами, хозблоками, банями, погребами ветеранов войны и инвалидов**;

Под объектами организаций и общественных объединений инвалидов, в которых более 50 процентов работающих составляют инвалиды

Земли под строительство и обслуживание индивидуальных жилых домов ветеранов войны и инвалидов

Земли под индивидуальными и кооперативными гаражами, хозяйственными блоками, банями, погребами ветеранов войны и инвалидов

Земли под объектами организаций и общественных объединений инвалидов, в которых более 50 процентов работающих составляют инвалиды

— граждан, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия;

— граждан, участвовавших в боевых действиях и межнациональных конфликтах на территориях бывших республик СССР;

— граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженных конфликтов в Чеченской Республике;

— граждан, являющихся собственниками строений, не получающих социальные пенсии (мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет);

— пенсионеров, получающих пенсии, назначенные в соответствии с пенсионным законодательством;

— граждан, являющихся собственниками строений, имеющих трех и более детей, если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике;

— родителей и супругов военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

— ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а также граждан, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;

— Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров орденов Славы;

— инвалидов I и II группы, инвалидов с детства;

— физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 01.01.2001 г. N 3061-I), в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

— физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Заместитель главы администрации

города Чебоксары — Председатель Горкомимущества ёнок

Источник:
http://pandia.ru/text/78/492/64662.php

Расчет арендной платы земельного участка от кадастровой стоимости по формуле

Наше предприятие является арендатором земельного участка площадью 299200 кв. м., кадастровый № 25:13:020404:2613. Кадастровая стоимость участка: 347 072.00 руб.

Данный участок был нам предоставлен в аренду как пользователям недр, для ведения работ, связанных с пользованием недрами, так как мы имеем лицензию на добычу песка.

Согласно выданного нам расчета арендной платы, формула расчета следующая:

Ц — размер арендной платы за год;

К — кадастровая стоимость 1 кв. м;

S — площадь передаваемого в аренду земельного участка;

С — ставка арендной платы за использование земельного участка, утверждается постановлением администрации Партизанского района.

По этому расчету годовая арендная плата земельного участка составляет:

Ц = 1,16 * 299200 * 1,3 = 451 193 рубля 60 копеек,

Что в 1,3 раза превышает кадастровую стоимость земельного участка, которая равна 347 072,6 рубля.

Ставка арендной платы(?) в размере 1,3 (или 130%) установлена решением Думы Партизанского муниципального района от 24/06/2011 г. № 244.

Считаю указанный размер арендной платы многократно завышенным, а расчет аренды не соответствующим действующему законодательству РФ.

Так как, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 «ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПРИ АРЕНДЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, И О ПРАВИЛАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА, УСЛОВИЙ И СРОКОВ ВНЕСЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» определены основные принципы формирования и расчета арендной платы.

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Согласно правил расчета (п. 3 правил), арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах от 0,01% до 2 % от кадастровой стоимости участка. То есть, арендная плата за арендуемый нами участок должна составлять:

Ц = 347 072 ,6 * 2 % = 6 941,45 рубль,

Таким образом, Размер арендной платы за использование земельного участка, утвержденный решением Думы Партизанского муниципального района, в 65 раз превышает размер арендной платы утвержденный Правительством РФ.

Кроме того, не совсем понятно, как годовая арендная плата может быть в разы (в 1,3 раза) больше кадастровой стоимости земельного участка и в 8,3 раза больше выкупной стоимости участка, которая составляет 8 ставок земельного налога, то есть 12% от кадастровой стоимости и равна 54143,23 р.

Как следует из статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности или в ведении соответствующего муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.

Произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам российского права.

В связи с тем, что данная проблема касается не только нас, но большого количества предпринимателей Партизанского муниципального района, прошу Вас проверить законность и правильность применяемой специалистами управления по распоряжению муниципальной собственностью методики расчета и установленных ставок арендной платы, утвержденных решением Думы Партизанского муниципального района от 24/06/2011 г. № 244.

Если норма установлена незаконно, то как ее обжаловать или отменить?

Возможно ли определить стоимость вопроса и количество юристов, после изучения вопроса?

Источник:
http://pravoved.ru/question/186882/