На основании чего нужно проводить инвентаризацию отходов на предприятии

Ключевые вопросы

Нормативные требования к проведению инвентаризации отходов

Рекомендации по организации инвентаризации

Исходные сведения для инвентаризации

Учет отходов, образующихся в результате деятельности подрядчиков и при арендных отношениях

Составление предварительного перечня отходов

Работа с ФККО и БДО

Формирование итогового перечня отходов

Оформление результатов инвентаризации

Практически любая хозяйственная деятельность связана с образованием отходов, а нарушения при обращении с отходами одни из самых очевидных. В июне 2019 г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) были внесены существенные изменения[1]: санкции за нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления стали более дифференцированы[2].

Например, теперь можно получить отдельный штраф за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I–IV классов опасности (ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ), неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ) и др.

Чтобы уменьшить риски получения огромных штрафов, необходимо понимать, с какими отходами вы имеете дело, т.е. провести их полную инвентаризацию.

Представленные в статье рекомендации по проведению инвентаризации отходов имеют общий характер, какие-либо специфические виды деятельности (например, сортировка и утилизация твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), размещение отходов, утилизация продуктов питания, обращение с медицинскими отходами и др.) в рамках данного материала не рассматриваются, т.к. это темы для отдельных статей.

Предложенные подходы носят авторский характер и сформированы на основании многолетнего опыта разработки и согласования проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) для различных объектов.

Нормативные требования к проведению инвентаризации отходов

Прежде всего отметим, что действующим федеральным законодательством требования к проведению инвентаризации отходов и оформлению ее результатов не предъявляются. В настоящее время не существует нормативных правовых актов, которые бы предусматривали четкие требования и алгоритм проведения инвентаризации отходов, а не ограничивались отсылочными нормами. При этом на региональном уровне можно найти документы, содержащие рекомендации по проведению такой инвентаризации[3], но они носят рекомендательный характер.

Вместе с тем в нормативно-правовой документации в области обращения с отходами часто встречаются отсылки к результатам инвентаризации отходов:

• программа производственного экологического контроля (далее — ПЭК) должна включать в себя, помимо прочего, сведения об инвентаризации отходов[4];

• для разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) используются результаты инвентаризации отходов[5];

• организация мест накопления отходов проводится на основании результатов их инвентаризации[6];

• материалы учета в области обращения с отходами используются для проведения инвентаризации отходов[7].

До 2010 г. инвентаризация отходов проводилась всеми хозяйствующими субъектами, образующими отходы, в рамках разработки ПНООЛР и получения документа об утверждении НООЛР, которые все обязаны были иметь. Начиная с 2010 г. от разработки ПНООЛР были освобождены субъекты малого и среднего предпринимательства. С 2019 г. разработка НООЛР касается только объектов I и II категорий[8] вне зависимости от того, относится ли хозяйствующий субъект к малому или среднему бизнесу.

Обратите внимание

Результаты инвентаризации используются не только для разработки необходимой природоохранной документации (НООЛР, программы ПЭК, паспортов отходов I–IV классов опасности), но и для организации процесса обращения с отходами на предприятии в целом:
• подготовки приказов и инструкций;
• ведения учета;
• организации мест накопления отходов;
• разработки планов по внедрению малоотходных и безотходных технологий, планов по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций (см. ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ);
• организации надлежащего удаления отходов (подбор специализированных организаций, заключение договоров, контроль отгрузки и т.д.);
• оптимизации деятельности предприятия и др.

Кроме того, чтобы правильно и наиболее оптимально организовать процесс обращения с отходами, надо понимать, к каким из ваших отходов применяются специфические требования: попадают ли они под запрет на захоронение, являются ли отходами товаров или упаковки, подлежащих утилизации в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров, относятся ли к ТКО, а может, вообще выпадают из-под действия Федерального закона № 89-ФЗ как, например, медицинские, биологические и радиоактивные отходы.

Разумеется, проведение инвентаризации отходов и фиксирование ее результатов сегодня наиболее актуально для объектов I, II и III категорий, т.к. в программе ПЭК, которая разрабатывается в обязательном порядке именно для объектов данных категорий, нужно указывать сведения об отходах производства и потребления, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов[9] (далее — ФККО).

Инвентаризацию отходов целесообразно проводить отдельно для каждого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). В случае если у хозяйствующего субъекта имеются обособленные подразделения, не относящиеся к объектам НВОС, на них также должна быть проведена отдельная инвентаризация. При этом если подразделения/объекты типовые, то можно провести выборочную инвентаризацию на нескольких объектах, подготовить типовой перечень отходов и адаптировать его для остальных подразделений/объектов.

Отметим, что формы внутренних документов, регламентирующих проведение инвентаризации отходов, а также итоговые формы инвентаризации могут быть любыми и должны удовлетворять требованиям внутреннего делопроизводства, целям и задачам конкретного предприятия.

[1] См. Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Новые составы правонарушений и новые штрафы ищите по ссылке profiz.ru/upl/KoAP_new.pdf.

[2] Анализ изменений в КоАП РФ в части обращения с отходами см.: Никитина В.В. О несоразмерности и неотвратимости наказания за нарушение требований в области обращения с отходами // Справочник эколога. 2019. № 9. С. 66–74 (прим. редакции).

[3] См., например, Правила учета и оценки отходов производства и потребления на территории Пермской области, утвержденные Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края 13.12.2001.

[4] Пункт 3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2018).

[5] См. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее — Методические указания № 349).

[6] Пункт 3.12 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

[7] Пункт 3 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014; далее — Порядок № 721).

[8] См. п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 26.07.2019; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

[9] Пункт 6 требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

Н.В. Бирюкова, ведущий специалист отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Источник:
http://www.profiz.ru/eco/10_2019/invent_othodov_sovety/

Инвентаризация отходов производства и потребления (образец)

​Акт инвентаризации отходов производства

Все предприятия обязаны соблюдать установленные экологические требования, в числе которых установлена необходимость проводить инвентаризацию отходов производства и потребления. Образец акта инвентаризации, который составляется по результатам инвентаризации, приведен ниже.

Обязательность проведения инвентаризации

Обязательность инвентаризации объектов размещения отходов указана в ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Ошибочно считать, что источником отходов являются только производственные предприятия, имеющие источник загрязнения окружающей среды, например, большой завод или предприятия, ведущие деятельность, связанную с применением материалов, представляющих опасность. Многие малые предприятия и даже ИП ведут деятельность, в результате которой появляются отходы производства.

Так, например, индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, был оштрафован по ст. 8.2 КоАП на 30 000 руб. за то, что не вел учет отходов, использованных автомобильных покрышек. В решении суда указано, что отсутствовала паспортизация, не проводилась инвентаризация отходов, не было учета размещенных отходов, а также образовавшихся, использованных и переданных другим лицам (Постановление Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2012 г. по делу № А75-512/2012 ).

Этапы проведения инвентаризации

Законодательство четко не регламентирует порядок проведения инвентаризации. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее — Правила), в пункте 4 которых указано, что проведение инвентаризации объектов должно быть не реже одного раза в пять лет. После сбора и обработки информации об объекте составляется характеристика каждого объекта размещения отходов согласно приложению к Правилам. В отношении порядка и регламента инвентаризации правил не установлено, поэтому предприятие может устанавливать свои требования.

Читайте также  НДС в договоре цессии

Как правило, инвентаризация отходов проводится в несколько этапов:

  • издание приказа о проведении инвентаризации источников образования отходов;
  • проведение инвентаризации;
  • обобщение полученных в результате инвентаризации данных и оформление акта инвентаризации отходов.

Инвентаризация может проводиться как силами самого предприятия, так и с привлечением сторонней специализированной организации.

Документы, которые необходимо оформить

На предприятии, являющемся источником отходов производства, могут быть издана инструкция о порядке проведении инвентаризации и разработаны документы, которые должны составляться в процессе инвентаризации. Так, могут быть разработаны и утверждены инвентаризационные ведомости источников образования отходов, ведомости объектов хранения и накопления отходов, сведения о предприятиях, принимающих отходы и другие необходимые для учёта образующихся в процессе деятельности отходов документы в зависимости от вида деятельности предприятия,

Для проведения инвентаризации необходимо подготовить приказ, в котором должны быть указаны состав инвентаризационной комиссии, сроки инвентаризации, сроки оформления акта инвентаризации.

В процессе инвентаризации используются проектная документация на строительство объектов размещения отходов, данные обследований объектов размещения отходов и другая документация.

После проведения инвентаризации, исходя из составленных в процессе инвентаризации документов, составляется акт инвентаризации, который подписывают члены комиссии.

Скачать образец акта инвентаризации отходов производства

Использование материалов инвентаризации

Надо отметить, что согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприниматели и организации, в результате деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих экологическому надзору, должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Руководствоваться необходимо Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 05.08.2014 № 349. Результаты инвентаризации, так же как технологические карты, регламенты и другие материалы, являются основанием для ПНООЛР.

Кроме того, результаты инвентаризации используются для подготовки статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы), утвержденной Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17, а также заполняется экологический паспорт предприятия.

Источник:
http://glavkniga.ru/situations/s503160

Инвентаризация отходов

Инвентаризация отходов производства и потребления — это внутренний документ предприятия, требования по проведению и оформлению которого действующим законодательством не предусмотрены. Мы не говорим сейчас об инвентаризации объектов размещения отходов!

Поэтому, если у вашего предприятия отсутствует инвентаризация отходов производства и потребления — предприятие не может быть наказано.
Но тем не менее, для организации процесса обращения с отходами на предприятии, проведение инвентаризации отходов необходимо прежде всего для выявления всех образующихся отходов.

Инвентаризация отходов производства и потребления — НПА

Порядок учета в области обращения с отходами, пункт 3 (утв. Приказом Минприроды России
от 01.09.2011 N 721):

предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории, определяется предприятием в каждом конкретном случае на основе баланса материалов, результатов инвентаризации отходов с учетом их макро- и микросостава, физико-химических свойств, в том числе агрегатного состояния, токсичности и уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух.

Как видите упоминаний о применении результатов инвентаризации отходов в действующих нормативных правовых актах достаточно.

Для чего необходимо проведение инвентаризации отходов

Как я писала выше, проведение инвентаризации отходов прежде всего необходимо для выявления всех образующихся отходов на предприятии.

Это необходимо прежде всего:

в случае выявления надзорными органами образующегося на предприятии отхода без паспорта на отхода — штрафные санкции составляют на должностное лицо от 20,0 тыс. руб., на юридическое лицо — от 200,0 тыс. руб.

отсутствие отхода в журнале ведения отходов будет расценено надзорными органами как недостоверное ведение учета отходов, соответственно штраф на должностное лицо составит от 20,0 тыс. руб., на юридическое лицо от 200,0 тыс. руб.

если на ОНВОС 1, 2 категории в расчете нормативов образования отходов будет отсутствовать отход образующийся у предприятия, то это может повлечь наложение штрафных санкций на должностное лицо — от 20,0 тыс. руб., на юридическое лицо — от 200,0 тыс. руб.

  • для решения вопросов о транспортировании и передаче отходов сторонним организациям для обезвреживания, утилизации, размещения отходов в соответствии с законодательством.

Проведение инвентаризации отходов

Правил проведения инвентаризации отходов производства и потребления не существует.

1.Проведение инвентаризации отходов начинается с издания приказа:

включаем в приказ по инвентаризации отходов всех руководящих должностных лиц, в подразделениях которых образуются отходы, представителей бухгалтерии. Это необходимо для получения достоверных результатов, а также для разделения бремени ответственности.

2. Далее необходимо определиться с перечнем образующихся отходов на предприятии, оформить актом (свободная форма) :

А) визуально осмотреть территорию, места накопления отходов;

Б) привлечь технологов производственных подразделений или начальников;

В) просмотреть годовые акты списания материалов, оборудования и т.д. (привлекаем бухгалтеров).

По результатам этих действий составить перечень образующихся отходов.

Не рекомендую включать в перечень:

  • отходы, которые образовались однократно,
  • отходы, количество образования которых очень мало и они относятся к 4-5 классу опасности (надо смотреть индивидуально) и которые могут войти в состав отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам.

Помните, что с этим перечнем потом работать прежде всего вам.

3. Организовать накопление образующихся отходов, в соответствии с действующим законодательством.

У меня на сайте по этому вопросу есть следующая информация:

4. Организовать транспортирование и передачу отходов для утилизации, обезвреживания, захоронения в соответствии с законодательством.

5. Составить акт (или любой другой документ) по результатам проведенной инвентаризации отходов.

Результаты инвентаризации отходов оформляются по свободной форме.

Помните, что под действие экологического законодательства не попадают:

Источник:
http://ecoproverka.ru/inventarizatsiya-othodov/

Как делается инвентаризация отходов производства

Инвентаризация отходов производства – это требование нормативных актов, которые регулируют сферу их обращения и охрану окружающей среды. На основании этих нормативных документов обязанность по проведению данного мероприятия распространяется на любые организации и предпринимателей, в деятельности которых образуются отходы. Не выполнение этой обязанности влечет за собой даже уголовное наказание.

Также предлагаем посмотреть статью – Инструкция по обращению с отходами

Для чего нужна инвентаризация отходов производства?

Целей проведения данной проверки достаточно много:

  1. устранение вреда для окружающей среды. В связи с этим в ходе инвентаризации выясняется, насколько сильно предприятие превысило допустимые нормы в ходе сбора, накопления, хранения, утилизирования или захоронения отходов.

Стоит отметить, что нарушение законов, регулирующих защиту экологии, влечет за собой не только административную или дисциплинарную ответственность, но еще и уголовную (глава 26 УК РФ) и имущественную (ст.15 ГК РФ, и иные). А инвентаризация отходов, проводимая на предприятии в установленные сроки, позволяет избежать этих рисков;

  1. инвентаризация позволяет предприятию выявить те отходы, которые можно пустить в утилизацию. На основании ст.1 закона «Об отходах» (№ 89-ФЗ, от 24.06.98г.) под утилизацией понимается не уничтожение, а применение отходов:
  • повторное их использование в производстве (рециклинг), в том числе и в качестве основного или вспомогательного сырья;
  • использование в производстве в качестве сырья, но только после проведения необходимой его подготовки (регенерация);
  • извлечение из отходов полезных составляющих, которые можно еще раз направить в производство (рекуперация).

Фактически, инвентаризация отходов на предприятии открывает возможность для сокращения расходов на покупку сырья, или для получения доходов от продажи полезных компонентов, извлеченных из отходов, и т.д.;

  1. инвентаризация отходов производства и потребления позволяет организовать правильный, в том числе и бухгалтерский учет веществ, материалов и предметов, которые по ряду причин переходят или должны перейти в разряд «отходов»;
  2. также инвентаризация позволяет установить правильность классификации отходов. Не стоит забывать, что их подразделяют на 5 классов опасности, где отходы с 1-го по 4-й класс представляют определенную по силе угрозу окружающей среде. А потому требуют соблюдения особых условий обращения. Кроме того, в рамках проведения инвентаризации опасных отходов проводится еще и инвентаризация объектов размещения отходов. Т.е. специально оборудованных сооружений, которые используются для размещения отходов, их хранения либо захоронения. Причем, проверка данных сооружений осуществляется отдельно от проверки самих отходов.

к содержанию ↑

Что собой представляет инвентаризация источников образования отходов?

Под источниками образования отходов подразумевают те материалы, вещества, топливо, предметы, и многое иное, что должно перейти или уже перешло в разряд отходов в процессе деятельности предприятия. Инвентаризация источников образования отходов своей целью ставит обнаружение всех источников, их идентификацию по классам опасности и по иным критериям, их учет и последующий контроль, а также возможность повторного применения.

Данный вид инвентаризации проводится на всех предприятиях, которые в процессе своей деятельности сталкиваются с возникновением отходов производства и потребления. Стоит отметить, что к отходам относятся, например, старые компьютеры, какие невозможно в дальнейшем использовать по прямому их назначению; просроченные товары; лом цветных и черных металлов; вышедшие из эксплуатации аккумуляторы, и многое другое (статья 1 закона №89-ФЗ «Об отходах»).

Проводится такая инвентаризация по следующему алгоритму:

  1. руководителем предприятия (предпринимателем) издается приказ, в котором утверждаются сроки, объекты, подразделения и цели инвентаризации, а также состав комиссии для ее проведения;
  2. на основании приказа формируется список структурных подразделений предприятия, в которых будет осуществляться проверка, график ее проведения и перечни веществ и материалов, какие в данных подразделениях можно признать отходами;
  3. в процессе инвентаризации осуществляется выявление и идентификация отходов, как по классам опасности, так и по прочим критериям. Причем, отнесение отходов к классам опасности осуществляется с учетом правил, какие закреплены в приказе Минприроды РФ от 05.12.2014г. № 541, а также на основе ФККО РФ (Федерального классификационного каталога отходов);
  4. все выявленные в ходе проверки отходы заносятся в соответствующий акт инвентаризации отходов производства и потребления, образец которого должен быть утвержден Учетной политикой предприятия (предпринимателя). Данный документ предприятие может разработать самостоятельно, руководствуясь положениями статьи 9 закона № 402-ФЗ «О бухучете». Либо можно воспользоваться старыми формами, которые утверждены 18.08.98г. Госкомстатом в Постановлении № 88, в частности:
  • опись ТМЦ инвентаризационная по форме №ИНВ-3;
  • ведомость для сличения результатов инвентаризации по форме №ИНВ-19;
  • приказ на проведение инвентаризации формы №ИНВ-22.
Читайте также  Cтоимость услуг нотариуса при оформлении наследства

Однако акт инвентаризации отходов производства служит только целям бухучета. Поэтому помимо акта часто составляется еще и инвентаризационная ведомость. В этом документе указываются следующие сведения:

  • источник образования (получения, поступления) отходов;
  • общепринятая кодировка отходов;
  • их название и класс опасности;
  • химико-физические характеристики отходов;
  • место временного хранения, способы утилизирования или удаления, и иное.

Данные инвентаризационной ведомости могут быть использованы при получении лимитов по размещению отходов, для составления отчетности по отходам, и т.д.

Что касается сроков проверки, то вопрос, когда проводить инвентаризацию отходов производства, каждое предприятие решает самостоятельно. Но при этом ему нужно руководствоваться крайними сроками, установленными действующими законами:

  • законом РФ №89-ФЗ «Об отходах потребления и производства»;
  • приказом Минфина РФ №49 «Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств».

Отчет по результатам инвентаризации – выглядит вот так

Что такое инвентаризация объектов размещения отходов?

Правила ее проведения утверждены Минприроды РФ в приказе № 49 от 25.02.10г. Проводится данная инвентаризация:

  • в отношении специальных сооружений, предназначенных для хранения, размещения и (или) для захоронения отходов;
  • юридическими лицами и предпринимателями, которые эксплуатируют данные объекты. При этом не имеет значения, являются ли они собственниками, арендаторами, пользователями или владельцами этих объектов;
  • не меньше 1 раза в 5лет.

По окончании данной инвентаризации составляется на каждый объект размещения отходов Характеристика в 2-х экз. и по форме, которая дана в приказе №49. Один экземпляр Характеристики остается у организации (предпринимателя), а второй – направляется в территориальное подразделение Росприроднадзора РФ, действующее по месту расположения проверяемого объекта.

Образец инструкции о порядке инвентаризации отходов

Описаны практически все технологические процессы и образующиеся отходы. Может использоваться как образец для предприятий разных отраслей.

Инструкция “Порядок проведения инвентаризации отходов производства и потребления”скачать образец в формате .doc (Word)

Дополнительная информация к инструкции – скачать в формате .xls (Exel)

В данном документе перечень отходов не является исчерпывающим. Если в ходе инвентаризации отходов на предприятии будет установлено образование других видов отходов, то эти отходы должны быть включены в акт инвентаризации и перечень отходов образующихся в данном обособленном подразделении.

Источник:
http://xlom.ru/dokumenty/buxgalteriya/kak-delaetsya-inventarizaciya-otxodov-proizvodstva

На основании чего нужно проводить инвентаризацию отходов на предприятии

29 июня 2020 15:18

Если спросить любого промышленного эколога о том, слышал ли он об инвентаризации отходов, то вы почти наверняка услышите положительный ответ. Вот только объяснить, что же это за работа и на каком основании нужна, смогут немногие.

И действительно, ситуация с инвентаризаций отходов ситуация довольно странная. Несмотря на то, что форма проведения такой инвентаризации не установлена, не определены требования к отчету, множество нормативно-правовых документов содержат отсылки к результатам данной работы.

И это не только п. 3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании которого программа производственного экологического контроля (ПЭК) должна содержать в своем составе сведения об инвентаризации отходов производства и потребления.

Это еще и п. 3.12 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», согласно которому предельное накопление количества отходов на территории предприятия определяется на основе результатов инвентаризации отходов.

Есть и ряд других документов.

Исходя из анализа законодательства можно сделать вывод, что инвентаризация отходов является обязательной процедурой для организаций, осуществляющих деятельность на объектах, отнесенных к I-III категориям негативного воздействия (НВОС). Основа такого вывода заключается в том, что программа ПЭК разрабатывается именно для таких категорий объектов НВОС.

При этом с объектами I и II категории НВОС все понятно – сейчас для таких организаций, вне зависимости от принадлежности к малому и среднему бизнесу, согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» производится расчет нормативов образования отходов. Совершенно четко можно утверждать, что при расчете нормативов образования отходов производится и инвентаризация отходов.

Что же делать для организаций, осуществляющих деятельность на объектах III категории?

На основании накопленного опыта, группа компаний «Экологический центр» (ГК «ЭКО ЦЕНТР») предлагает для таких организаций рассматривать инвентаризацию отходов как отдельную работу, по своему составу подобную проекту нормативов образования отходов, то есть включающую не только характеристику технологических процессов с классификаций образующихся отходов, описание схемы обращения с отходами и т.д., но и расчеты образования отходов.

Подобный подход позволяет использовать материалы инвентаризации отходов не только для включения в программу ПЭК, но и для составления форм статотчетности, расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также при заключении договоров на вывоз отходов.

В случае необходимости экономии денежных средств возможна оптимизация состава отчета об инвентаризации отходов. Но в любом случае, с нашей точки зрения, отчет об инвентаризации отходов для предприятий III категории должен быть в составе природоохранной документации предприятия.

Тем не менее, возникает совершенно справедливый вопрос. Какие последствия ждут те организации, которые не проводили никакой инвентаризации отходов, а сведения по составу отходов для составления программы ПЭК взяли из ранее разработанных форм отчетности?

Рассмотрим самый негативный сценарий, который потенциально может быть реализован инспектором надзорного органа при проведении проверки.

Во-первых, может быть поставлена под сомнение сама программа ПЭК исходя из необоснованности указанного состава отходов, что чревато штрафом до 80 тыс. руб. за сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ).

Во-вторых, инвентаризация отходов может быть рассмотрена как одна из форм учета в области обращения с отходами, тем более что п. 3 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» как раз содержит ссылку на указанную инвентаризацию. Это чревато уже штрафом до 350 тыс. руб. за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами (п. 10 ст. 8.2 КоАП РФ).

Безусловно, такую позицию органов надзора в случае ее возникновения можно попытаться оспорить в судебном порядке. Однако результат таких действий заранее предсказать сложно.

Ответственность за выбор стратегии действий лежит, как всегда, на экологической службе предприятия.

ГК «ЭКО ЦЕНТР» со своей стороны предлагает предприятиям III категории провести инвентаризацию отходов силами наших специалистов, имеющих значительный опыт проектирования в сфере экологии, хорошо знакомых не только с принципами нормирования, но и не раз участвовавших в защите интересов предприятий при прохождении проверок.

Мы гарантируем действительно выгодные условия.

Источник:
http://eco-c.ru/news/2265/

Как провести инвентаризацию отходов производства и потребления. Часть 1

Читайте в августовском выпуске журнала «Экология производства» Автор Медведева О.И. ООО «Агрофирма «Золотая Балка»

Д ля составления программы производственного экологического контроля необходимы сведения об образующихся на предприятии отходах. Как регламентировать процесс их инвентаризации с помощью инструкции и провести обследование, расскажем в этой статье.

Кто обязан проводить инвентаризацию отходов

Обязанность проведения инвентаризации отходов производства и потребления закреплена в ст. 67 Закона № 7-ФЗ 1 , где говорится, что сведения об инвентаризации отходов и объектов их размещения входят в состав программы производственного экологического контроля (ПЭК). Такую программу обязаны разрабатывать юридические лица и ИП, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), I, II и III категорий.

В статье 11 Закона № 89-ФЗ 2 установлено, что юридические лица и ИП при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов.

Следовательно, проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и объектов их размещения обязаны хозяйствующие субъекты:

  • осуществляющие свою деятельность на объектах I, II и III категорий;
  • эксплуатирующие объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы).
Читайте также  Жителям Донбасса упростили порядок получения российского гражданства - Российская газета

Хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность на объектах IV категории и прочих (бескатегорийных) с образованием отходов производства и потребления и не эксплуатируют объекты размещения отходов, не обязаны проводить инвентаризацию отходов. При этом они, конечно, могут ее проводить по своему усмотрению.

Рассмотрим это на примерах.

  • Завод по производству бумаги (объект II категории) в процессе деятельности образует отходы I-V классов опасности. При этом собственных и арендуемых объектов размещения отходов нет. Предприятие обязано провести инвентаризацию отходов производства и потребления.
  • На заводе по переработке металлов (объект I категории) образуются отходы I-V классов опасности. Предприятие имеет собственный объект размещения отходов. Завод обязан проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и объекта их размещения.
  • Индивидуальный предприниматель занимается заготовкой сельскохозяйственных культур, образуются отходы IV-V классов опасности (объекту присвоена IV категория). Такой ИП не обязан проводить инвентаризацию отходов, но при этом обязан вести первичный учет в области обращения с отходами производства и потребления согласно приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 721 3 .
  • У ИП образуются твердые коммунальные отходы (ТКО), при этом объект не имеет категории (условно «V категория»). Отходы передаются для размещения оператору по обращению с ТКО. Такой ИП не обязан проводить инвентаризацию ТКО, но должен осуществлять первичный учет в области обращения с отходами согласно приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 721 3 .

Таким образом, ответ на вопрос, надо ли проводить инвентаризацию отходов, зависит исключительно от присвоенной объекту НВОС категории. Хозяйствующие субъекты, которые не обязаны проводить инвентаризацию отходов, но у которых они образуются, для облегчения ведения первичного учета в области обращения с отходами и для минимизации спорных вопросов при проверках могут проводить инвентаризацию по собственной инициативе.

Обязательность проведения инвентаризации отходов зависит от категории объекта НВОС.

С чего начать?

Итак, вы обязаны провести инвентаризацию отходов. С чего начать, какими нормативными документами руководствоваться? На сегодняшний день нет документов, которые бы регламентировали порядок инвентаризации отходов (аналогичных, например, принятым для инвентаризации источников выбросов). Установлен лишь порядок инвентаризации объектов размещения отходов (приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 49 4 ), но это тема для отдельного рассмотрения.

Поэтому хозяйствующие субъекты сами устанавливают порядок, регламент и сроки проведения инвентаризации отходов производства и потребления.

Как правило, инвентаризация отходов проходит в несколько этапов:

  • издание приказа о проведении инвентаризации;
  • сама процедура инвентаризации;
  • обобщение полученных данных и оформление акта инвентаризации отходов.

Инвентаризация может проводиться как силами самого предприятия, так и с привлечением сторонней организации.

Можно издать инструкцию о порядке инвентаризации и разработать формы документов, которые должны составляться в процессе инвентаризации.

Прежде всего необходимо подготовить приказ, в котором указать состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инвентаризации и оформления акта по ее итогам →(Пример1).

ПРИМЕР 1

ООО «Ромашка»

ПРИКАЗ

от «___» __________ 20 _г.

О проведении инвентаризации отходов производства и потребления

В связи с требованиями ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в целях организации первичного учета отходов, системы раздельного сбора отходов, а также разработки мероприятий по снижению количества образования отходов,

приказываю:

1. Утвердить Инструкцию о порядке проведения инвентаризации отходов производства и потребления.

2. Провести инвентаризацию отходов производства и потребления во всех подразделениях и службах предприятия в соответствии с организационной схемой.

3. Назначить инвентаризационную комиссию в составе:

председатель комиссии: ______________________

члены комиссии: ____________________________

4. Главному бухгалтеру ______обеспечить инвентаризационную комиссию необходимой информацией по номенклатуре и количеству поступающего и списываемого сырья, материалов, изделий.

5. Инженеру по охране окружающей среды (экологу) ___________ обеспечить инвентаризационную комиссию необходимой информацией по учету данных об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, передаче на утилизацию, захоронение, размещение отходов производства и потребления за предыдущий календарный год, а также иной информацией в области обращения с отходами, имеющейся на предприятии в период проведения инвентаризации.

5. Председателю инвентаризационной комиссии _____________:

к инвентаризации приступить _____________ и окончить ее ____________. Результаты инвентаризации оформить актом до __________ (число, месяц, год)

6. Материалы инвентаризации отходов производства и потребления направить инженеру по охране окружающей среды (экологу) не позднее ____________.

7. Секретарю-делопроизводителю ______________ ознакомить с данным приказом перечисленных лиц под роспись.

8. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой

Руководитель организации ___________

Ознакомлены:

Председатель комиссии ___________

Члены комиссии ______________

Инструкция о проведении инвентаризации отходов должна содержать общие сведения о порядке проведения, об оформлении документов и хранении полученных данных →(Пример2).

ПРИМЕР 2

Утверждаю

Руководитель «Название организации»__________________ «____» ______________ 201_ г.

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке проведения инвентаризации отходов

производства и потребления

Содержание

1. Область применения…

2. Цели и задачи…

3. Сопутствующая нормативная документация…

4. Термины и определения

5. Общие положения…

6. Этапы проведения инвентаризации отходов производства и потребления…

7. Оформление результатов инвентаризации отходов производства и потребления

8. Документы и их хранение…

9. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендательное). Организационная схема структурных подразделений предприятия

10. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендательное). Перечень отходов производства и потребления, образующихся на предприятии.

11. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (обязательное). Инвентаризационная ведомость источников образования отходов…

12. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное). Сведения о наличии транспортных средств…

13. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (обязательное). Блок-схемы технологических процессов.

14. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (обязательное). Инвентаризационная ведомость объектов временного накопления/хранения отходов…

15. ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (обязательное). Сведения о передаче отходов специализированным организациям…

16. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 (обязательное). Перечень отходов, для которых устанавливается годовой норматив образования

17. ПРИЛОЖЕНИЕ 9 (обязательное). Форма акта проведения инвентаризации отходов производства и потребления

Проведение инвентаризационного обследования

На подготовительном этапе изучаются следующие сведения:

  • информация о видах деятельности предприятия;
  • схема организационной структуры предприятия;
  • учетные данные (журналы первичного и общего учета отходов, форма государственной статистической отчетности 2-ТП (отходы)), договоры на передачу отходов сторонним организациям, акты приема-передачи отходов, акты выполненных работ и иные документы, свидетельствующие об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, передаче на утилизацию, захоронение, размещение отходов производства и потребления;
  • генеральный план, представляющий собой схему расположения зданий и сооружений на территории предприятия;
  • технологические карты производственных процессов;
  • данные бухгалтерского учета о поступлении и списании видов сырья, вспомогательных материалов, готовых изделий и полуфабрикатов, которые используются (планируется использовать) в производственных процессах;
  • порядок пуска и вывода из эксплуатации оборудования;
  • иная информация о режимах работы оборудования, объемах и составе сырья и материалов, применяемых в производственных процессах, об объемах образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства;
  • материалы последней инвентаризации.

На этапе инвентаризационного обследования проводятся:

  • определение видов деятельности, характерных для каждого структурного подразделения предприятия и сопровождающихся образованием отходов;
  • обследование структурных подразделений организации в соответствии с планом-схемой расположения зданий и сооружений;
  • выявление веществ, материалов и изделий, перешедших в состояние «отход», а также определение наименований образующихся отходов производства по источникам образования отходов;
  • разработка блок-схем технологических процессов, включающих в виде отдельных блоков:
    • используемые сырье, материалы, полуфабрикаты и прочее;
    • производственные операции;
    • производимую продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы);
    • образующиеся отходы (по происхождению или условиям образования);
    • операции по дальнейшему обращению с отходами, включающие использование, обезвреживание, размещение отходов, передачу отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам;
  • определение мест и объектов временного хранения и накопления отходов и их характеристика;
  • обозначение источников образования отходов производства и потребления и мест их временного хранения и накопления на карте-схеме расположения зданий и сооружений организации;
  • проведение пересчета, замеров, взвешиваний количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений;
  • расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологических процессов исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования;
  • определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обращения с отходами.

Для целей инвентаризации источников образования отходов в структурных подразделениях предприятия рассматриваются основные отходообразующие виды деятельности и процессы. Таблица ↓

Таблица. Пример отражения образования отходов в структурных образованиях предприятия

Источник:
http://news.ecoindustry.ru/2019/08/kak-provesti-inventarizatsiyu-2/