Нарушение права на образование

Нарушение права на образование

Разделы:

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации .

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, не зарегистрированных на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

В соответствии с п. 15 Приказа, требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 «О правилах приема в ОУ» на вопрос об обязательности предоставления свидетельства о регистрации на закрепленной территории для приема в школу дан следующий ответ:

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет «несколько отсрочено»: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1 августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1 августа.

При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1-й класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории.

«Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, ч. 1, ч. 2 ст. 5 того же закона устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях. Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории. Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Документы по теме:

Новости по теме:

Исследования:

64% опрошенных поддерживают предложение о запрете приема в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов
3 октября текущего года в Госдуму поступил законопроект, устанавливающий запрет на прием в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов. Согласно проведенному опросу, большинство респондентов (64%) поддерживают этот законопроект, а 31% опрошенных выступают против его реализации.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник:
http://www.garant.ru/actual/registraciya/instrukciya/obrazovanie/

Что грозит родителям за отказ обучать ребенка в школе?

Краткое содержание:

Как родители должны исполнять обязанность по обучению детей?

Каждый ребенок имеет право на образование. Обучение детей должны обеспечивать родители. Помимо Конвенции о правах ребенка и Конституции РФ, эти положения отражены в ст. 63 Семейного кодекса «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей».

Информация о содержании образовательного процесса и способах его организации содержатся в:

  • Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ,
  • Приказах Министерства образования России об образовательных стандартах и учебных планах (от 5 марта 2004 года № 1089 и от 9 марта 2004 года № 1312),
  • различных ведомственных разъяснениях, в том числе Министерства образования и науки России.

Обязанность способствовать детям в получении образования не означает, что родители должны зачислять их в школу.

Закон предполагает, что образовательная программа может осваиваться в рамках семейного образования (ч. 2 ст. 63 Закона «Об образовании»). Также допускается сочетание тех или иных форм образования, в том числе с частичным посещением школы, и смена формы образования в любое время (ч. 4 ст. 17 и п. 2 ч. 3 ст. 44 Закона).

Если родители выбрали семейную форму, они должны уведомить об этом управление образования при администрации того муниципального района, где они проживают (ч. 5 ст. 63 Закона).

Поскольку освоение образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (п. 4 ст. 15 Закона), семейное образование также подразумевает контроль успеваемости ребенка школой или иным учреждением, имеющим госаккредитацию.

Поэтому даже если ребенок обучается дома, ему все равно придется ходить в школу для прохождении аттестации, порядок которой определяется по согласованию с родителями.

С этой целью необходимо подать заявление о зачислении ребенка на семейную форму обучения. Сведения о школах, где принимают такие заявления, должны сообщать родителям в администрации при подаче уведомления о выборе семейной формы образования (Письмо Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 года «Об организации получения образования в семейной форме», Порядок приема в общеобразовательные учреждения, утв. приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 года № 107).

Какие образовательные программы являются обязательными?

Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ, ч. 4 ст. 44 Закона «Об образовании»).

Оно включает в себя следующие уровни:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование (5-9 классы);
  • среднее общее образование (10, 11 классы) (ст. 10, 63 Закона, Приказы Минобразования России об образовательных стандартах и учебных планах).

Родители несут ответственность за усвоение ребенком школьной программы в той или иной форме до момента его совершеннолетия (ч. 5 ст. 66 Закона «Об образовании»).

Если ребенок обучается в школе, он может уйти из нее до получения среднего образования только с согласия Комиссии по делам несовершеннолетних и только когда ему исполнилось 15 лет (ч. 6 ст. 66 Закона).

При выборе формы семейного образования родители обязаны самостоятельно организовывать учебную деятельность, в результате которой ребенок не только овладеет знаниями, умениями, навыками и компетенцией. Также должны быть созданы условия для приобретения опыта деятельности с учетом полученных знаний и их применения в повседневности, развития способностей, формирования у обучающегося мотивации к получению образования в течение всей жизни.

Отличие семейного и школьного образвания

Основным отличием получения образования в школе и в семье является следующее: когда обучающийся зачислен в школу, то именно она, в соответствии со ст. 28 Закона, ответственна за качество полученного образования. А если ребенок обучается дома и посещает школу для прохождения аттестации, то учебное заведение отвечает только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации.

Родители могут договориться о прохождении ребенком аттестации на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года (Письмо Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 года).

В случае неуспеваемости ребенка при получении семейного образования он продолжает обучение в школе, где проходит аттестацию, а родители совместно со школой обязаны создать условия для ликвидации академической задолженности (ч.ч. 4, 10 ст. 58 Закона «Об образовании»).

Могут ли родителей привлечь к ответственности?

Функции по контролю за исполнением родителями обязанности по образованию детей возложены на школы, управления образования при администрациях муниципальных районов и комиссии по делам несовершеннолетних.

  • Школы контролируют посещаемость учеников и ведут профилактическую работу с ними при наличии каких-либо проблем.
  • Управления ведут учет детей, подлежащих приему в образовательные учреждения в возрасте от 6 до 15 лет, которые по факту получают образование в семейной форме и не обучаются в образовательных учреждениях.
  • Комиссии принимают участие при решении вопросов об отчислении учащихся из школы и некоторых других.

В случае нарушения права ребенка на образование контролирующие органы могут обратиться в прокуратуру, следствием чего может стать предъявление иска родителям в защиту прав ребенка.

Прокурор может возложить на родителей обязанность обеспечения несовершеннолетнему права на получение общего образования в школе (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.02.2015 года по делу № 33-2792/2015).

Если ученик систематически пропускает школьные занятия без уважительных причин и наблюдается неуспеваемость по итогам года, его родители могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ в виде штрафа до 500 рублей.

В таких случаях состав правонарушения должен подтверждаться доказательствами того, что родители препятствуют получению ребенком общего образования (см. Решение Архангельского областного суда от 25.08.2015 года по делу № 7 р-687/2015), и эти доказательства должны быть представлены в деле.

Источник:
http://www.9111.ru/questions/777777777357600/

Права детей на образование

Одним из гарантированных прав несовершеннолетних является право на обучение. Каждый ребенок обязательно должен получить образование. Однако данная сфера относится к самым проблемным. Нехватка детских садов и мест в школах в новых строящихся микрорайонах, ежегодное большое количество первоклассников и отток учителей из сельских районов затрудняют реализацию данного права. Рассмотрим, что оно в себя включает и как защитить нарушенные интересы.

Читайте также  Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Основные положения

Получение образования всеми несовершеннолетними без исключения закрепляется Конституцией Российской Федерации. Закон не предусматривает ни одной уважительной причины для отказа от данного права.

В том числе не принимаются во внимание следующие факторы:

  • состояние здоровья;
  • язык;
  • религия;
  • пол;
  • убеждения;
  • раса;
  • место жительства;
  • социальное положение;
  • национальность;
  • происхождение и любые другие причины.

Отказ в предоставлении образовательных услуг не может быть аргументирован здоровьем несовершеннолетнего. Любому обучающемуся должна быть предоставлена та программа, которая рекомендована психолого-медико-педагогической комиссией. Если ученик не может посещать школу, он переводится на одну из следующих форм обучения:

  • Надомное. Педагоги посещают ребенка по месту жительства.
  • Родительское. Мама и папа сами дают несовершеннолетнему знания, предусмотренные школьной программой. Ученик сдает экзамены на общих основаниях.
  • Дистанционное. Ребенок обеспечивается необходимой аппаратурой для участия в обучении на расстоянии от педагога.

Дети имеют право получить бесплатно образование:

  • дошкольное (доу);
  • общее (начальное, основное, среднее);
  • среднее профессиональное;
  • 1 высшее на конкурсной основе.

Важно! Отказ в зачислении в школу может быть обусловлен только отсутствием мест в классах. При этом законный представитель ребенка имеет право на обращение в любую другую образовательную организацию.

Право ребенка на образование включает в себя комплекс законных интересов несовершеннолетних.

При этом все они должны соблюдаться одновременно. Среди них:

  • Уважительное отношение к ребенку и родителям со стороны педагогов и школьной администрации.
  • Бесплатное обучение.
  • Специализированная программа для детей с особенностями развития.
  • Выбор учебной организации на усмотрение ребенка и родителей.
  • Право на перемену образовательного учреждения.
  • Бесплатное предоставление в пользование материалов школьной библиотеки.
  • Обеспечение безопасности учеников в период получения знаний.
  • Участие в общественно полезной трудовой деятельности с учетом мнения ребенка и родителей.
  • Равенство всех детей перед учителем.
  • Получение знаний от педагогов и помощи от специалистов (психологов, социальных педагогов).

Законодательные нормы

Особенностью данного права является обязательность его реализации. Поэтому оно регулируется большим количеством нормативных актов.

Основные документы, закрепляющие право несовершеннолетних жителей РФ на образование:

  • Конвенция по правам ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс;
  • закон об образовании 2012 года.

Важно! Если несовершеннолетний не желает получать образование, ответственность возлагается на его законных представителей.

Если ребенок плохо учится, допускает много пропусков по неуважительной причине, отличается скверным поведением в период занятий или на перемене, вопрос о его воспитании может быть поднят на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП). К родителям применяется меры ответственности, предусмотренные статьей 5.35 КоАПРФ.

Виды нарушения права на образование

Как и любое другое право, законные интересы учеников встречаются с препятствиями на пути их реализации. Нарушителями могут быть только лица, ответственные за его надлежащее исполнение. Среди них:

  • законные представители;
  • педагоги;
  • должностные лица образовательного учреждения.

Специализированные органы должны принять все меры для восстановления нарушенного права. Рассмотрим подробнее.

Родители/опекуны

Законные представители являются гарантом реализации права на образование. Они несут ответственность за ошибки, допускаемые несовершеннолетним в процессе обучения. Однако в определенных ситуациях именно они могут быть нарушителями, например:

  • отсутствие в квартире оборудованного места для приготовления домашнего задания;
  • отказ от обеспечения несовершеннолетнего одеждой и учебными принадлежностями;
  • запрет на посещение школы;
  • отсутствие контроля над посещаемостью занятий и успеваемостью.

Родители должны обеспечить несовершеннолетнему место для приготовления уроков. Для этого не нужны какие-то специальные приспособления, достаточно наличия письменного стола. Подготовка домашнего задания на подоконнике, кухонном столе и других местах, не предназначенных для подобной деятельности, недопустимо.

Мама и папа обязаны обеспечивать ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь) и учебными принадлежностями. Несовершеннолетний должен посещать школу в одежде, подходящей ему по размеру и соответствующей сезону. Если родители не имеют финансовой возможности для обеспечения ребенка школьной формой, тетрадями, ручками и другим, они должны обратиться за оказанием материальной помощи в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

Важно! Для получения финансовой поддержки, наличие постоянной регистрации обязательно.

Законные представители не имеют права препятствовать посещению школы ребенком без уважительной причины. Это может происходить только в случае болезни или непредвиденной ситуации в семье. Родители обязаны предупредить классного руководителя о вынужденном пропуске уроков.

Учителя также могут нарушать образовательные права детей. Хотя проведение уроков является их профессиональной деятельностью, зачастую между учеником и педагогом складываются личные неприязненные отношения, таким образом, нарушается принцип равенства детей.

Межличностные конфликты между учениками не являются редкостью, особенно в подростковом возрасте. Обеспечение безопасности ребенка от противоправных действий других несовершеннолетних возлагается на педагога. Игнорировать подобные факты нельзя.

При этом учитель не может применять к детям физическую силу. Конфликт должен быть урегулирован при помощи беседы, привлечением родителей, директора школы и/или полиции.

Должностные лица

Распространенным нарушением со стороны школьной администрации является отказ в зачислении без уважительной причины. Единственным основанием может быть только отсутствие свободных мест в необходимом классе.

Другое возможное нарушение – это взимание денежных средств на учебную литературу, потребности класса, ремонт и иные цели, финансируемые из регионального бюджета. Подобные действия являются основанием для привлечения прокуратуры.

Препятствия в переводе в другое образовательное учреждение во время учебного года также нарушают права ребенка. Несовершеннолетний может выбирать школу по своему усмотрению с согласия родителей, без учета мнения школьной администрации.

Защита образовательных прав

Право детей на образование также означает, что дети-инвалиды, сироты и несовершеннолетние из бедных семей не должны подвергаться дискриминации со стороны педагогов, администрации школы и других учеников. Именно образование дает им шанс на абилитацию в обществе, социализацию и профессиональную ориентацию для дальнейшей жизни.

Обеспечение охраны образовательных интересов несовершеннолетних, как и других конституционных прав, возлагается на широкий круг граждан и государственных и муниципальных органов. Среди них:

  • родители;
  • другие законные представители;
  • должностные лица образовательных организаций;
  • педагоги;
  • районный отдел образования;
  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • региональное министерство;
  • правительство субъекта РФ;
  • прокуратура;
  • суд.

Защита права на образование имеет заявительный характер. Законный представитель несовершеннолетнего должен обратиться с жалобой о нарушении интересов ребенка. При обращении необходимо соблюдать последовательность. Единовременная жалоба во все органы редко дает хороший результат.

Но если цель законного представителя – причинить вред нарушителю, более эффективный результат даст обращение в СМИ. Ролик, показанный в новостях, станет основанием для проверки образовательного учреждения всеми органами одновременно. Однако ребенку в дальнейшем будет сложно продолжать обучение в этой организации. Поэтому лучший вариант – это последовательное решение проблемы.

Конституция закрепила право на обязательное общее образование для всех жителей страны. Оно обеспечивается и защищается как законными представителями, так и специализированными органами. Несмотря на то, что в сфере знаний случаются свои сложности, Россия обеспечила для своих граждан максимально доступное обучение.

Источник:
http://famadviser.ru/polnomochija/juvenalnaja/pravo-rebenka-na-obrazovanie.html

Куда следует обращаться в случае нарушения прав ребенка? Меры ответственности

Несовершеннолетние входят в число уязвимых категорий граждан. Поэтому каждое правовое государство должно уделять пристальное внимание защите и обеспечению исполнения прав граждан, не достигших совершеннолетия.

Ребенком (несовершеннолетним) признается каждый человек, не достигший возраста 18 лет. За ним закреплены соответствующие обязанности и права, которые должны соблюдаться на территории всех субъектов РФ.

На территории Российской Федерации права несовершеннолетних, отношения между детьми и их родителями или законными представителями (опекунами), а также ответственность за нарушение этих прав регламентируют:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы РФ;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • ФЗ «Об образовании»;
  • локальные акты образовательных учреждений;
  • нормативные акты субъектов РФ.

Российская Федерация, будучи государством-членом ООН, обязана соблюдать права своих несовершеннолетних граждан и своевременно пресекать нарушения их прав и свобод.

Права ребенка

Согласно нормам, закрепленным российским законодательством и международными конвенциями, дети имеют право на соблюдение:

  • индивидуальности: собственное имя, гражданский статус, жизнь с родителями;
  • свободы мыслеизъявления, выражения своих взглядов, желаний и потребностей в любой форме;
  • свободы совести и вероисповедания;
  • защиты от физического, сексуального и психологического насилия со стороны кого бы то ни было: родителей, законных представителей или третьих лиц;
  • защиты от рабства и насильственного удержания в неволе, в том числе трудового рабства;
  • получения помощи и защиты со стороны государства при потере связи с семьей и ближайшими родственниками;
  • полного материального обеспечения со стороны родителей или опекунов, обеспечивающее полноценное социальное, физическое, умственное и психологическое развитие (согласно 60 статье СК РФ);
  • права на получение образования, медицинской и социальной помощи.

Права ребенка в семье

Ребенок имеет право:

  • проживать и воспитываться в семье (за исключением случаев, когда такое проживание влечет угрозу его жизни и здоровью), при отсутствии родителей или наличии родителей, лишенных прав — в госучреждениях;
  • иметь собственное имя, отчество и фамилию (с 14 лет — право на добровольную смену имени);
  • общаться с кровными родственниками отца и матери (в том числе после развода родителей);
  • открыто выражать свое мнение;
  • получать доход (стипендию, зарплату);
  • владеть движимой и недвижимой собственностью, унаследованной или полученной в дар.

В список наиболее распространенных нарушений прав несовершеннолетнего со стороны родителей входят:

  • оскорбления и унижение человеческого достоинства;
  • физическое насилие и угрозы насилием;
  • отсутствие заботы и халатное отношение к удовлетворению базовых потребностей ребенка;
  • оставление без присмотра на длительный срок;
  • воспрепятствование перемещениям, длительный запрет на выход за пределы дома или комнаты;
  • нецелевое расходование средств из материнского капитала — лишение детей причитаемой им по закону собственности;
  • лишение возможности получать полноценное питание, образование и медицинскую помощь.

Примеры нарушений и защиты прав детей в России

Большинство случаев нарушений прав несовершеннолетних в России связаны с неправомерными действиями родителей, школьных учителей и воспитателей.

Работники дошкольных учреждений нередко допускают следующие нарушения:

  • незаконный отказ в получении места, а также отчисление без достаточно весомой причины;
  • психологическое насилие: запугивание, оскорбления, социальная изоляция;
  • пренебрежение нуждами детей и оставление без надзора.

В российских школах регистрируют случаи таких нарушений, как:

  • неправомерное удаление или недопуск учеников к урокам;
  • принуждение учеников к посещению факультативов и секций;
  • публичное оскорбление учеников со стороны учителей и других работников школы.

Судебная практика

Однако в ходе изучения судебной практики нередко выявляются нарушения, связанные, например, с рассмотрением дел об определении места жительства ребенка в случае раздельного проживания его родителей, когда мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, с кем он хочет проживать, не учитывается.

Так, одним из судов Пермского края было вынесено решение об определении места жительства двенадцатилетнего подростка, при этом мнение самого ребенка не учитывалось ни органами опеки и попечительства, ни судом, а само решение судом никак не было мотивировано.

Также, судебная практика говорит о случаях, когда суд не учитывает мнение ребенка, когда родители в суде заключают мировое соглашение о месте жительства ребенка, тем самым нарушая требования ст. 57 СК РФ.

Ярким примером такого нарушения служит утверждение судьей одного из судов Новосибирска мирового соглашения между родителями двух несовершеннолетних детей. При этом местом жительства 13-летней дочери было определено с матерью. а местом жительства 7-летнего сына — с отцом. Мнение девочки-подростка при этом судом учтено не было.

В отдельных случаях также в обход требований статьи 57 СК РФ не учитывалось мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в вопросе необходимости лишения его родителя родительских прав.

Куда обращаться?

В случае нарушения прав ребенка в школе родители, в первую очередь, должны обратиться за разъяснениями к педагогу или администрации школы. Если разъяснения родителей не удовлетворили, они имеют право подать письменную жалобу на имя директора образовательного учреждения и получить письменный ответ относительно сложившейся ситуации. Если письменный ответ также не удовлетворил родителей, можно обращаться в вышестоящие органы управления образованием.

Читайте также  Ставки транспортного налога, Современный предприниматель

В случае нарушения прав и законных интересов детей родителями либо опекунами, а также в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию, образованию, при злоупотреблении родительскими правами сам ребенок имеет право обратиться за защитой в органы опеки и попечительства, а при достижении подростком возраста 14 лет — в суд.

Заявить в компетентные органы о нарушении прав несовершеннолетнего могут:

  • сам ребенок;
  • родители или законные представители ;
  • родственники;
  • соседи и школьные учителя;
  • третьи лица, ставшие свидетелями нарушения прав.

Ответственность

После получения заявления о нарушении прав ребенка родителями или опекуном органы опеки обязаны нанести визит родителям или опекунам ребенка и провести разбирательство на предмет того, имеют ли место быть нарушения его законных прав. При выявлении таковых после проведения разбирательства родители могут лишиться родительских прав или получить ограничения в них в качестве меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

Воспитание, которое не соответствует принятым нормам и ущемляющее права ребенка, препятствие общению с родственниками и другие нарушения прав ребенка могут повлечь за собой административную ответственность: штраф или предупреждение.

Под жестоким обращением понимаются установленные факты избиения, отсутствие дома необходимых продуктов питания, игнорирование требований лечащего врача ребенка и пр.

Педагогические работники образовательных учреждений, медицинские специалисты и иные лица, под присмотром которых мог находиться некоторое время ребенок, могут понести административное наказание за допущенное психическое или физическое насилие над личностью ребенка. Нарушение прав ребенка может обернуться для педагога или иного специалиста наложением штрафа, а при обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба. За неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, сопряженное с жестоким обращением, виновное лицо может понести уголовную ответственность.

Источник:
http://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/otvetstvennost.html

В чем заключается право ребенка на образование

Каждый ребенок с рождения обладает широким кругом прав наравне со взрослыми, которые ему предоставляет государства, контролирую возможность реализации дарованных прав.

В данной статье мы рассмотрим, какими правами и свободами обладают дети, согласно международной Конвенции ООН, конкретно разберем особенности получения образования ребенка в РФ.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Кто такой ребенок

Впервые термин ребенка раскрывался в акте международного характера «Конвенция о правах ребенка». Этот документ имеет юридическую силу на территории нашей страны с 1990 года.

В соответствии с его нормой, ребенком считается человеческое существо, которое не достигло возраста 18 лет, если он ранее в порядке, который предусмотрен законодательством не получил статус полностью дееспособного лица. Это понятие дублируется в Законе «Об образовании в РФ».

Ребенок понимается как лицо, которое не достигло совершеннолетия (18 лет).

Благодаря высшему закону страны, а также ранее указанных правовых документов, любой рожденный ребенок имеет набор дарованных ему прав:

  • право иметь имя;
  • знать, кем являются его родители и право на получение с их стороны заботы (в случае, если по каким – либо причинам родители не осуществляют воспитание ребенка);
  • сохранения связей с родственниками и семьей;
  • иметь свою индивидуальность;
  • на приоритетное воспитание в своей семье (вмешательство со стороны государства допускается только в случаях, определенных законом);
  • на изложение собственных взглядов и наличия своего мнения. При этом государством в случаях, определенных законом это мнение должно учитываться в соответствии с физическим и умственным развитием ребенка;
  • самостоятельно избрать религию, свободно выражать мысли;
  • реализацию мирных собраний (проведение, участие в них);
  • неприкосновенности, а также защиты государством в случае нарушения тайны личной жизни;
  • получения информации;
  • на охрану своего здоровья;
  • пользования системой социального обеспечения или принимать участия в социальном страховании в лице своих представителей;
  • на условия жизни, способствующие развитию физических, умственных способностей, социальное развитие;
  • право ребенка на образование;
  • осуществления досуга и отдыха, принятия участия в развлекательных мероприятиях;
  • по защите от трудовой эксплуатации, а также от участия в экономических процессах, которые могут нанести вред здоровью или нравственному развитию;
  • по защите от сексуальной эксплуатации, совращения, носящего сексуальный характер;
  • на физическую неприкосновенность;
  • на защиту со стороны государства в случае совершения преступления, а также такого обращения и наказания, которое не нанесет ущерба здоровью или психическому развитию и будет соответствовать развитию ребенка.

Обязан ли ребенок ходить в школу

Каждый ребенок имеет право на образование. Главным законом государства провозглашается право всех детей на образование.

В связи с этим возникает вопрос, обязан ли ребенок ходить в школу?

Провозглашая право учиться для каждого, государство берет на себя ответственность по организации возможности воспользоваться этим правом.

Это означает, что должны быть созданы условия для возможности обучения:

  1. Политикой должна предусматриваться возможность для зачисления каждого ребенка в образовательное учреждение, а в случае, если ребенок имеет особенности развития, зачисления в специализированные учебные организации.
  2. Осуществление обучения должно осуществляться безвозмездно.
  3. Образовательные учреждения должны иметь статус государственных или муниципальных и финансироваться за счет соответствующего бюджета.

Правом на получение образования ребенок должен воспользоваться обязательно. Об этом свидетельствует норма в Конституции, в соответствии с которой получение основного общего образования обязательно.

Если для детей это право, то организация процесса обучения возникает в виде обязанности у родителей. В этом случае родители исполняют роль гаранта получения образования детьми.

В случае, когда родители не исполняют обязанность по получению детьми знаний, то для них предусмотрены следующие виды ответственности:

  • административная в виде выплаты штрафа;
  • уголовная в виде выплаты штрафа, обязательных работ, ареста;
  • предусмотренная нормами семейного законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, что посещение детьми учебного учреждения является обязательным условием воспитания детей и реализацией их права на образования.

Какие права и обязанности у ребенка в школе

В соответствии с международной конвенцией о правах ребенка право на образование, неотъемлемая часть всех прав, которые должны дароваться ребенку с его рождения.

Права и свободы ребенка в образовании РФ, регулируются законом об образовании в нашей стране, а также местными административными регламентами, которые принимаются в школах, на основании вышеуказанных документов.

Основными правами ребенка в школе являются следующие:

  • на получение не только начального, но и среднего образования на условиях безвозмездности;
  • принимать участие в процессе управления школой, в формах, которые предусмотрены школьными уставами;
  • владеть информацией об отметках, полученных за выполнение письменных или устных заданий;
  • принимать участия в мероприятиях, организуемых в школах, в соответствии с соблюдением критерий возраста;
  • добровольно принимать участие в деятельности по благоустройству школьной территории;
  • выбрать форму обучения в соответствии с критериями физического и умственного развития;
  • посещать кружки и дополнительные уроки;
  • участвовать в проведении различных конкурсах, соревнования, олимпиадах.
  • участвовать в организации объединений, которые не запрещены школьным уставом;
  • иметь возможность отдыха от учебной деятельности;
  • получить на безвозмездной основе медицинскую помощь;
  • участвовать в учебном процессе, построенном, в соответствии с последними методиками;
  • принимать пищу в соответствии с организацией питания, предусмотренной уставом;
  • получить психолого-педагогическую помощь, при наличии необходимости;
  • пользоваться электронными ресурсами, специализированными кабинетами, лабораториями в процессе получения знаний.

Документами предусмотрено право ребенка на дополнительное образование, которое должно быть направлено на формирование у ребенка дополнительных творческих навыков.

Дополнительное образование делиться на:

  • Общеразвивающее (доступно для детей и взрослых);
  • Предпрофессиональное (доступно только для детей в сфере искусства, спорта, кинематографии и так далее).

Помимо прав при обучении на детей возлагаются определенные обязанности:

  • по выполнению распоряжений представителей администрации школы, а также учителей, которые не противоречат требованиям Устава;
  • по недопущению порчи школьного имущества;
  • по уважению всех участников учебной деятельности;
  • по предоставлению медицинского документа в случае пропуска учебных занятий;
  • по предоставлению записки, написанной родителями о необходимости покинуть школу, до окончания процесса обучения;
  • по ежедневному выполнению домашних заданий;
  • по ведению школьного дневника;
  • по представлению сменной обуви;
  • по соблюдению чистоты и порядка в школьных помещениях;
  • по соблюдению требования о запрете курения, а также употребления на территориях школы спиртных напитков;
  • по соблюдению требования о запрете использования мобильных средств в течение урока.

Ответственность

Если ребенком в процессе получения образования будут нарушаться обязанности, то администрация учебного учреждения имеет право применить к нему и его родителям следующие виды ответственности:

  1. За грубые нарушения внутреннего документа школы допускается исключение из образовательного учреждения.
  2. В случае причинения ущерба имущественного характера в результате виновных действий ученика допускается его привлечение к административной ответственности. В случае если этот ущерб является крупным, допускается привлечение к уголовной ответственности.
  3. В случае появления на территории образовательного учреждения в состоянии алкогольного опьянения или наркотического опьянения, допускается привлечение к административной ответственности родителей, или законных представителей ребенка.

Заключение

Итак, право ребенка на получение образование одно из прав, дарованных государством, гарантом реализации которого выступают родители.

В свою очередь в процессе получения образования в школе следует исполнять обязанности, наложенные внутренними документами учреждения, поскольку при неисполнении предписаний могут наступить различного рода правовые последствия.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Источник:
http://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-detej/obrazovanie.html

familyr_pravo

letidor_pravo

Ссылки на законы:

Конституция РФ (ст. 43) гласит: «…Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях…»

Однако Конституция не говорит, что именно заключается в понятии «дошкольное образование», и чиновники часто пользуются этим, пытаясь доказать вам, что первые воспитатели — это родители, вот и воспитывайте сами своих детей до школы, или что группа кратковременного пребывания — полноценная и законная замена детскому саду.

Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Дело в том, что Конституция и международные законы и договоры, подписанные Россией, устанавливают само право, а его регулирование (получение и реализацию) осуществляют законы и подзаконные акты — распоряжения исполнительной власти. Законы федеральные и субъектов Федерации разъясняют, что собой подразумевает право, кто его имеет и какие органы власти помогают его осуществить. Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Следует помнить, что право на дошкольное образование в нашей стране — заявительное, то есть если вы не зарегистрировали ребенка в очереди, то и предоставить вам место в детском саду у мэрии нет никаких оснований.

Закон РФ «Об образовании» (ст. 18) говорит: «…Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений …»

Типовое положение о дошкольном образовании (п. 3), принятое Правительством России и обязательное для всех государственных и муниципальных МДОУ, поясняет: «…Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет…»

Как известно, у нас есть три уровня власти: федеральный (РФ), региональный (область, край, республика) и местный (город). И кто же должен нести ответственность за нарушение прав наших детей? Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п. 13 ст. 16) говорит: «…к вопросам местного значения относятся … организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования…». Следовательно, ответственность лежит на администрациях (мэриях) городов. Именно они обязаны сохранять и расширять сеть детских садов.

Читайте также  Поддельные планы БТИ

Поскольку законодательство о дошкольном образовании несовершенно и сама по себе формулировка п. 2 ст. 43 Конституции (об общедоступности и бесплатности дошкольного образования) неконкретна, Конституционный суд разъяснил нерадивым чиновникам, как ее следует понимать. В Постановлении Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П говорится, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Также судом отмечается, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей. Помимо всего, говорится о том, что образовательное учреждение должно находиться на разумном географическом удалении. Несмотря на то, что постановления Конституционного суда не имеют силу закона и потому не принимаются в суде в качестве аргумента, они разъясняют (толкуют) Конституцию, поэтому фактически эти их разъяснения придают Конституции дополнительный вес и обязывают власти действовать в соответствии с этими толкованиями (см. ФЗ-1 «О Конституционном суде Российской Федерации»).

В соответствии с законодательством, порядок устройства детей в детский сад (предоставление мест) определяется исключительно органами местного самоуправления, в частности, администрацией города (района) или, если вы живете в сельской местности, непосредственно дирекцией детского сада. Этим занимается особая структура в мэрии — управление (департамент, отдел) образования. (Кстати, именно поэтому не имеет никакого смысла обращаться за помощью к Президенту РФ, Папе Римскому и т.д.: все ваши обращения вернутся в управление по дошкольному образованию). Как раз на этом уровне существует громадное количество нарушений законодательства. Основные особенности реализации органами местного самоуправления своих полномочий в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • Орган местного самоуправления имеет свое положение о комплектовании детских садов;
  • Орган местного самоуправления распределяет места в детских садах только своего муниципалитета;
  • Места распределяются, в связи с их нехваткой, в порядке очереди;
  • Существуют группы детей, имеющие право на получение места в детсаду вне очереди и в первую очередь (это право регулируется как федеральными законами, так и местными актами, и прописывается в положении о комплектовании);
  • Для распределения мест орган местного самоуправления создает некую комиссию, которая утверждает списки детей на получение мест;
  • Для реализации своего положения о комплектовании муниципалитет ведет списки очереди (при этом помимо «основной» очереди может существовать «льготная» очередь из тех, кто имеет право на получение места «внеочередное» и «первоочередное»), которая иногда бывает «электронной», т.е. доступна в интернете;
  • Для постановки в очередь необходимо зарегистрироваться в управлении образования;
  • Путевки выдаются только при наличии свободных мест;
  • В некоторых регионах на время стояния в очереди вам могут предложить посещение группы кратковременного пребывания.

Основные признаки незаконного бездействия (либо недостаточного действия) органа местного самоуправления в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • В очереди надо стоять более одного года;
  • Программа по увеличению мест в МДОУ в вашей администрации отсутствует либо принята, но очередь в детские сады при ее реализации не ликвидирует либо ликвидирует спустя неоправданно долгое время;
  • Вводятся либо действуют платные группы пребывания детей в детском саду, причем плата гораздо выше, чем в среднем по городу (т.е. «коммерческие» группы);
  • Ваше управление образования не предлагает вам при регистрации ребенка в очереди написать заявление о предоставлении места в детском саду в установленный вами самими срок (например, по достижении вашим ребенком возраста 1,5 лет);
  • Ваше управление образования усиленно вводит группы кратковременного пребывания.

Основной сложностью законодательства России (в которое входят нормативно-правовые акты всех уровней власти, начиная от Конституции и международных договоров и заканчивая НПА местного самоуправления, является отсутствие четких сроков предоставления места в детском саду в группе полного дня (10-12 часов пребывания) с момента обращения в управление образования.

Тем не менее, исходя из совокупности законодательных актов, можно сделать вывод, что вам обязаны предоставить место в детском саду в ближайший установленный мэрией период комплектования (или доукомплектования) детских садов новыми воспитанниками.

Следует также помнить, что вы и только вы как родитель (законный представитель) ребенка вправе определять, в группу с какой продолжительностью пребывания ребенка вы его определите. Если вам «впаривают» группу кратковременного пребывания, то вы не обязаны принимать такое предложение. Существует Письмо Минобрнауки РФ от 28.09.2011 «О Типовом положении о ДОУ» № 03-ПГ-МОН-17269, в котором разъяснено, что различие в различных режимах пребывания ребенка в группе (от 3 часов до круглосуточного пребывания) принято для удобства родителей и связано, прежде всего, с их режимом работы. При этом н еобходимо знать, что письма Минобрнауки РФ не являются нормативно-правовыми актами (а значит, не обязательны к исполнению органами местного самоуправления), но показывают позицию федерального органа исполнительной власти, а также толкуют изданный нормативно-правовой акт Правительства РФ, коим является уже упомянутое «Типовое положение о ДОУ».

Основанием для обращения в суд и прокуратуру является письменный отказ в предоставлении места вашему ребенку на основании отсутствия свободных мест в МДОУ. Несмотря на то, что в большинстве положений о комплектовании МДОУ присутствует норма отказа на этом основании, именно это является поводом для обвинения мэрии в неисполнении своих полномочий по организации предоставления дошкольного образования: нет свободных мест — значит, и не исполняет свои обязанности. Более того, мэрия не имеет установленного законом полномочия отказывать вашему ребенку! Письменный отказ вы можете получить, только обратившись также письменно в управление образования с требованием предоставить место в детском саду для вашего ребенка. Отличным подспорьем при обращении в прокуратуру будет конкретный факт необоснованного предоставления места ребенку, который был зарегистрирован позднее вашего и не имеет никаких льгот.

Любой гражданин нашей страны имеет право бесплатно обращаться с предложением, заявлением, жалобой в органы местного самоуправления (администрацию города), имеет право знакомится с документами и материалами, касающиеся его обращения.

Всегда следует запрашивать письменный ответ по существу поставленных вопросов.

При рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка госпошлина не взимается (пп.15 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).

Аргументы на возражения ответчика:

— Вы встали на очередь поздно.

— В законодательстве отсутствует установление сроков предоставление места в детском саду, но место в детском саду гарантируется. Никаким документом не указаны точные сроки постановки, и понятия «рано» или «поздно» относительные.

— Ну, мы же вам не отказываем в образовании, мы вас поставили на очередь и в свое время вы получите путевку.

— Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, то есть постановка на очередь еще не означает, что ребенок в данный момент получает образование, и в очереди можно простоять и 5 лет, и это не значит, что ребенок участвует в образовательном процессе. Право на дошкольное образование у ребенка наступает с момента заявления об этом его родителя (законного представителя) в мэрию.

— Вашему ребенку нет еще трех лет.

— В соответствии с Типовым положением о ДОУ дошкольное образование могут получать дети в возрасте от 2 месяцев и до 7 лет.

— По Постановлению главы нашего населенного пункта правила приема устанавливает муниципалитет, что разрешено Федеральным законом «Об образовании».

— Муниципалитету вверено устанавливать правила приема, правила комплектования, а не собственно прием и непосредственно комплектование, то есть не решать, кому из детей получать образование, а кому нет, а решать, например, какие медицинские документы необходимы, сколько групп открывать в данном детсаду и т.п. — то есть просто обеспечить организацию механизма раздачи путевок. Законодательные акты местного значения должны исполняться в соответствии с высшими нормативными актами. А, судя по логике вашего Постановления, вы можете оставить во всем городе один единственный детский сад, и тогда почти все дошкольники будут лишены гарантированного им Конституцией образования, а виновными вы считать себя не будете, несмотря на то, что допустили такую ситуацию.

— Если мы дадим вам путевку, то нарушим права других детей, стоящих перед вами.

— Во-первых, данное судебное заседание не рассматривает нарушение прав других детей, поскольку вы не являетесь их представителями (у представителя должны быть доверенности от родителей); во-вторых, в вашей компетенции и в ваших полномочиях создавать места, и если бы вы исполняли в полном объеме вверенные вам обязанности, то не возникало бы очереди и ничьи права бы не нарушались.

Следует также указывать на то, что понятие «муниципальное дошкольное образовательное учреждение» гораздо шире, чем «детский сад». МДОУ — это юридическое лицо, а не строение, в котором занимаются дети. Никто не запрещает мэрии приобретать некие площади для расширения количества мест и групп в детском саду и передавать их МДОУ. Более того, мэрия, напротив, имеет для этого юридические (законодательство РФ и прописанные в нем полномочия) и финансовые (собственный бюджет) механизмы для надлежащего исполнения своих обязанностей. Это обязательно нужно проговорить судье: даже она в этом может не разобраться.

— Мы же вам предлагаем группу кратковременного пребывания, ваш ребенок и там может получить дошкольное образование

— Группы с различным режимом пребывания придуманы для того чтобы родитель мог исполнять свои трудовые обязанности без коллизии с обязанностями по воспитанию ребенка. Именно для этого и существуют детские сады и на это направлено Типовое положение о ДОУ, принятое Правительством РФ. Я как законный представитель ребенка вправе самостоятельно определять, в группе с какой продолжительностью пребывания будет заниматься мой ребенок, а если у вас нет свободных мест в таких группах, то вы не исполняете в полной мере свои полномочия.

Любое ваше высказывание в суде должно быть аргументировано нормой закона. Домыслы судом не будут приняты во внимание.

На всех последующих заседаниях, если таковые будут, нужно повторять то же самое, что и всегда, больше аргументов в принципе нет и не нужно. На судебных заседаниях отвечать, обращаться нужно стоя, и в целом держаться надо уверенно, поскольку закон на вашей стороне. Не нужно эмоций. Если ответчик в ходе судебного процесса говорит о том, что, скорее всего, в ближайший набор вам дадут путевку, спросите, могут ли они это гарантировать, и если могут и вас это устраивает, то нужно затребовать письменное доказательство с печатью и подписью директора департамента, если это не будет сделано – иск не отзывайте. Текст «шапргалки» подготовил координатор РДДДО в Химках Кирилл Дружинином, специально для Letidor

Источник:
http://familyr-pravo.livejournal.com/3876.html