Федеральный закон от 13 июля 2020 г

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 7 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 48, ст. 4945; 2007, N 43, ст. 5084; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6603; 2013, N 19, ст. 2326; N 48, ст. 6165; 2016, N 1, ст. 8) следующие изменения:

а) пункт 1 части 1 после слов «для медицинского применения» дополнить словами «в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»,»;

б) в части 2 слова «перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций,» исключить;

2) статью 6 4 дополнить частью 3 1 следующего содержания:

«3 1 . Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, обеспечивает предоставление сведений из указанного Федерального регистра в предусмотренный частью 1 статьи 44 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.»;

3) часть 2 статьи 6 10 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6) обеспечивает предоставление сведений в предусмотренный частью 1 статьи 44 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815; N 42, ст. 5293; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 52, ст. 7540; 2015, N 29, ст. 4367; 2017, N 31, ст. 4791; 2018, N 1, ст. 9; N 49, ст. 7521; 2019, N 23, ст. 2917; N 31, ст. 4456; N 52, ст. 7780, 7793; 2020, N 13, ст. 1856; N 14, ст. 2035) следующие изменения:

1) в пункте 6 статьи 4 слово «ежегодно» исключить;

2) в пункте 1 части 1 статьи 60 слово «сформирован» заменить словами «формируется и не реже одного раза в год пересматривается»;

3) часть 7 1 статьи 67 дополнить предложениями следующего содержания: «Правительство Российской Федерации вправе установить особенности ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения, произведенных в период с 1 июля 2020 года по 1 октября 2020 года. В целях ввода в гражданский оборот лекарственные препараты для медицинского применения, за исключением лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, произведенные за пределами территории Российской Федерации до 1 октября 2020 года, могут быть ввезены в Российскую Федерацию до 1 января 2021 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, без нанесения средств идентификации.».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; 2014, N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927; 2015, N 1, ст. 85; N 10, ст. 1425; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4397; 2016, N 18, ст. 2488; N 27, ст. 4219; 2017, N 31, ст. 4765,4791; N 50, ст. 7544; 2018, N 1, ст. 49; N 32, ст. 5092, 5116; N 53, ст. 8415; 2019, N 10, ст. 888; N 49, ст. 6958; N 52, ст. 7770, 7799, 7836; 2020, N 13, ст. 1856; N 14, ст. 2028; Российская газета, 2020, 11 июня) следующие изменения:

а) часть 4 дополнить словами «, и медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза»;

б) в части 5 первое предложение изложить в следующей редакции: «На территории Российской Федерации государственной регистрации не подлежат медицинские изделия, перечисленные в пункте 11 статьи 4 Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года, в том числе медицинские изделия, которые изготовлены по индивидуальным заказам пациентов, к которым предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которые предназначены исключительно для личного использования конкретным пациентом, а также медицинские изделия, которые предназначены для использования на территории международного медицинского кластера или на территориях инновационных научно технологических центров.»;

2) дополнить статьей 44 1 следующего содержания:

«Статья 44 1 . Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации

1. В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ведение Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье — Федеральный регистр граждан), содержащего следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);

2) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, а также фамилия, которая была у него при рождении;

3) дата рождения;

5) адрес места жительства, места пребывания или места фактического проживания;

6) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов;

7) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;

8) сведения о гражданстве;

9) сведения об основаниях пребывания или проживания в Российской Федерации (для иностранного гражданина, лица без гражданства, в том числе беженца);

10) дата включения в Федеральный регистр граждан;

11) диагноз заболевания (состояние), включая его код по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем;

12) категория граждан (группа населения), имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, категория заболевания, которая является основанием для обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе с учетом Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой;

13) сведения о назначении и отпуске лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, указанных в пункте 12 настоящей части;

14) иные сведения, которые вправе определить Правительство Российской Федерации.

2. Порядок ведения Федерального регистра граждан, в том числе порядок доступа к сведениям, содержащимся в нем, порядок и сроки представления сведений в указанный регистр устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Сведения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи и включаемые в Федеральный регистр граждан, представляются из:

1) федеральных регистров, предусмотренных частью 2 1 статьи 43, частями 4 и 8 статьи 44 настоящего Федерального закона, частью 2 статьи 6 4 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

2) единой государственной информационной системы социального обеспечения.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение региональных сегментов Федерального регистра граждан и своевременное представление сведений, содержащихся в них, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

3) пункт 5 части 2 статьи 81 дополнить словами «, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

4) в части 4 статьи 91 1 слова «частями 4, 8 статьи 44» заменить словами «частями 4 и 8 статьи 44, частью 1 статьи 44 1 «.

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2020 года.

4. Действие положений части 7 1 статьи 67 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2020 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник:
http://rg.ru/2020/07/16/fz-lekarstva-dok.html

Что делать, если нужного лекарства в аптеке не оказалось?

Краткое содержание:

Лекарственное обеспечение — постановка рецепта на «отсроченное обслуживание»

К сожалению, очень часто граждане, которым положено предоставление бесплатных лекарственных препаратов в рамках оказания государственной социальной помощи, их не получают.

Иногда это случается ввиду незнания работниками лечебных учреждений и аптек закона. А иногда такие специалисты намеренно пытаются ввести население в заблуждение, пользуясь правовой неграмотностью последних.

В этой статье мы попробуем разобраться, как нужно действовать в такой ситуации на примере вопроса о постановке рецепта на «отсроченное обслуживание».

Часто пациенты сталкиваются с такой проблемой, что врачи не выписывают рецепты на положенные по закону лекарства, ссылаясь на их отсутствие в аптечных пунктах. Это может происходить даже не по злому умыслу врачей, а просто потому, что они не могут и не успевают уследить за всеми изменениями в законодательстве.

Читайте также  НРЯ - носитель русского языка: как получить статус НРЯ и оформить ВНЖ и гражданство РФ носителям русского языка в 2020 году

Часто врачи при назначении лекарственного препарата выписывают рецепт на основании информации о наличии или отсутствии лекарства. Ранее такая обязанность действительно существовала: при назначении и выписывании лекарственных средств для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи врач (фельдшер) должен был использовать оперативную информацию о наличии в аптечном учреждении необходимых лекарственных средств (дозировки, фасовки). Но сегодня данная норма утратила силу, и врачи обязаны выписывать рецепт, несмотря на наличие или отсутствие лекарственного препарата в аптеках.

Если вы столкнулись с тем, что врач отказывается выписывать вам рецепт, ссылаясь на такое обоснование, настаивайте на выдаче рецепта (например, покажите закон в распечатанном или электронном виде). Если врач по-прежнему отказывается, вы можете обратиться с устным или письменным обращением к главврачу. Как правило, этого хватает и рецепт выдают.

Получив рецепт, вам необходимо прийти с ним в аптечный пункт.

Лекарственного препарата в аптеке действительно может не оказаться. Но НИ В КОЕМ случае не уходите!

Законодательством предусмотрена такая процедура, как «постановка рецепта на отсроченное обслуживание». Для этого вам нужно зарегистрировать свой рецепт в специальном «Журнале учета рецептов отсроченного обслуживания», который должен быть в КАЖДОЙ аптеке. На вашем рецепте специалист аптеки делает отметку (на обратной стороне ставится штамп аптечной организации или отметка с указанием наименования и адреса аптеки, дата постановки на отсроченное обслуживание и подпись зарегистрировавшего лица), что рецепт становится на отсроченное обслуживание, и данные рецепта заносит в указанный журнал.

Следите, чтобы это был именно журнал, а не обычная тетрадь, блокнот и т.д., и не оставляйте свой рецепт в аптеке после регистрации, он должен находиться у вас.

Также не поддавайтесь на уловки работников аптек, которые могут попробовать ввести вас в заблуждение, например, отказать в регистрации рецепта, ссылаясь на отсутствие журнала в аптеке.

Если такая ситуация произошла, просите пригласить заведующего аптекой или звоните на месте в Минздрав или Роспортребнадзор, так как это серьезное нарушение аптекой лицензионных требований и условий деятельности.

Далее, когда ваш рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание, у аптечного пункта есть 10 дней (для препаратов, назначенных по стандарту) и 15 дней (для препаратов, назначенных по решению врачебной комиссии) для предоставления вам лекарственного препарата.

Если по истечении этого времени препарат в аптеке так и не появился, и вы его не получили, можно его покупать (обязательно взять кассовый и товарный чеки).

Купив лекарственные препараты на свои деньги, пройдя данную процедуру полностью (рецепт был зарегистрирован, истек срок), вы имеете право на компенсацию денежных средств, но только в судебном порядке. Если вы не прошли обязательный порядок, в компенсации вам будет отказано.

Также нужно написать претензию главврачу медицинского учреждения, где вам выдали рецепт, и Минздрав о том, что лекарственный препарат вами получен не был.

По закону при истечении срока действия рецепта в период нахождения его на отсроченном обслуживании отпуск лекарственного препарата по такому рецепту осуществляется без его переоформления, но лучше перестраховаться и продлить рецепт – получить новый, снова идти с ним в аптеку и зарегистрировать. Так, в случае судебного производства это станет хорошей доказательственной базой.

Не бойтесь отстаивать свои права!

Нормативная база

1) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2017 г. № 403 н “Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность”.

2) Приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N№ 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».

3) Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1175 н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

4) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Источник:
http://www.9111.ru/questions/777777777957785/

Новый закон об отпуске лекарственных средств по рецепту

Наш эксперт: Татьяна Мороз, д.ф.н., профессор кафедры фармации Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования

Наш эксперт: Ольга Рыжова, к.ф.н., доцент кафедры фармации Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования

С момента вступления в силу приказа Минздрава № 403н прошло более 9 месяцев, однако субъекты фармобращения по-прежнему далеки от ясного и всеобъемлющего понимания новых правил отпуска лекарственных препаратов. Виной тому как не всегда удачные формулировки самого документа, так и недостаточно глубокое знание нормативной базы аптечными работниками. Разберем несколько наиболее часто встречающихся вопросов, на которые в настоящее время можно дать однозначные ответы.

Какие рецепты хранить 3 месяца?

Непонимание и неисполнение ряда положений приказа № 403н нередко связаны с тем, что в документе отсутствуют необходимые, на наш взгляд, разъяснения механизмов реализации новых требований. В первую очередь это относится к особому порядку отпуска нескольких групп ЛП, рецепты на которые должны оставляться в аптеке и храниться в течение трех месяцев с момента обслуживания.

В соответствии с приказом № 403н, данное требование распространяется на лекарства следующих АТХ-групп:

Код АТХ: N05A Антипсихотические препараты

Код АТХ: N05B Анксиолитики

Код АТХ: N05C Снотворные и седативные средства

Код АТХ: N06A Антидепрессанты

В каждой из этих групп есть препараты, отнесенные к спискам II и III наркотических средств и психотропных веществ, а также лекарства, подлежащие предметно-количественному учету.

Аптекам необходимо проанализировать торговые наименования указанных АТХ-групп и выделить ЛП, которые не являются наркотическими средствами и не требуют ПКУ, – вот для них-то и вводится новое требование о хранении рецептов в течение 3 месяцев.

Как отпускать спиртосодержащие препараты?

В уточнении также нуждаются положения приказа № 403н, связанные с оборотом этилового спирта и спиртосодержащих препаратов. Часто возникают вопросы о том, какое количество флаконов можно отпускать единовременно, есть ли ограничения по объему и т.п. В этом отношении нужно помнить следующее:

1. Если спиртосодержащий препарат отпускается без рецепта врача, то независимо от доли этанола в нем количество упаковок, которые может приобрести один покупатель, никак не ограничивается

2. Рецепты на ЛП в жидкой форме, содержащие более 15% этилового спирта, остаются в аптеке и хранятся в течение 3 месяцев. В государственном реестре лекарственных средств имеется только один препарат, соответствующий этому требованию, – Хлорофиллипт украинского производства.

3. Рецептурные препараты, содержащие этиловый спирт, в том числе изготовленные в аптеках, отпускаются с учетом установленных требований к объему тары, упаковки и комплектности, утвержденных приказом Минздрава РФ от 21.12.2016 г. № 979н (табл.).

NB! Спирт этиловый в чистом виде и используемый при внутриаптечном изготовлении ЛП подлежит предметно-количественному учету (раздел II приказа Минздрава от 22.04.2014г. № 183н).

Избыточные требования при отпуске наркосодержащих ЛС

Большое число конфликтных ситуаций по-прежнему возникает при отпуске наркотических и психотропных средств. Вот несколько примеров.

Работники аптек часто требуют наличия на рецептах формы 107/y – НП штампа врачебной комиссии. Это требование избыточно. Требования к заверке рецептов формы 107/y – НП при первичном и повторном назначении приведены в приказе Минздрава от 01.08.2012 № 54н. Наличие штампа ВК среди этих требований отсутствует, достаточно подписи руководителя структурного подразделения медицинской организации или специального уполномоченного лица из подразделения, в котором выписывается рецепт. Также не требуется наличия круглой печати, достаточно печати «Для рецептов».

По-прежнему не все аптеки отпускают трансдермальные терапевтические системы с наркотическими средствами списка II, а также ЛП, содержащие сочетания наркотических средств списка II с антагонистами опиоидных рецепторов (бупренофин+ налоксон и оксикодон + налоксон), по рецептам, выписанным на бланке 148-1/у-88, требуя специальный рецептурный бланк. Однако именно такой порядок отпуска (по бланку 148-1/у-88) предусмотрен приказом Минздрава от 20.12.2012 № 1175н.


Постоянно и повсеместно аптечные работники неправомерно ограничивают отпуск трамадола в различных лекарственных формах. Происходит это по двум причинам:

Многие фармспециалисты считают, что препарат относится к наркотическим средствам, однако разделом II приказа Минздрава № 183н от 22.04.2014 г. этот препарат отнесен к лекарственным средствам, подлежащим предметно-­количественному учету.

Первостольники часто ограничивают число отпускаемых упаковок трамадола, хотя у препарата нет ограничений предельно допустимого количества, выписываемого на один рецепт (приложение № 1 к приказу Минздрава № 1175н ).

Нужно ли предлагать самые дешевые лекарства?

Достаточно трудно для понимания изложен п. 17 приказа № 403н: «При отпуске лекарственного препарата фармацевтический работник не вправе предоставлять недостоверную и (или) неполную информацию о наличии лекарственных препаратов, включая лекарственные препараты, имеющие одинаковое международное непатентованное наименование, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов, имеющих более низкую цену». Очень часто фармспециалисты воспринимают эту формулировку как требование предлагать посетителю наиболее дешевый синоним ЛП. Это неверное толкование, на практике же возможен следующий порядок действий:

Ни одна аптека не имеет всего ассортимента синонимов одного МНН, чаще это лекарства 2–5 производителей, поэтому фармацевт без особого труда может показать покупателю весь доступный ценовой диапазон. Например, на вопрос о цене эналаприла можно сказать, что имеется американский по цене 300 руб., югославский по 160 руб. и отечественный за 48 руб.

Такой ответ будет правильным и с маркетинговой точки зрения, т.к. некоторые пожилые люди обижаются, если аптечные работники сразу предлагают им самые дешевые препараты, заведомо предполагая их неплатежеспособность. В свою очередь, такие покупатели часто не уверены в качестве предлагаемых дешевых синонимов.

В нормативной базе нет обязательного требования к наличию в ассортименте самых дешевых синонимов ЛП. В зависимости от своей ценовой политики аптека может приобрести синонимы, имеющие существенные различия в цене, но не снижающие при этом рентабельность ее работы.

Читайте также  Помощь учредителя фирме: какой вариант выбрать и как правильно оформить, сайт в помощь бухгалтеру

Что делать с неправильно оформленными рецептами?

Еще один вопрос, часто возникающий у аптечных работников: как поступать в случае обнаружения ошибок в выписанных врачами рецептах. Согласно п. 15 приказа № 403н, «рецепты, не указанные в п. 14 настоящих Правил (имеются в виду рецепты, выписанные на бланке формы 107-1/у, отпускаемые за полную стоимость), отмечаются штампом «Лекарственный препарат отпущен» и возвращаются лицу, получившему ЛП».

Поскольку эти рецепты в аптеке не оставляются, в интересах больного можно допустить незначительные нарушения в порядке их оформления (например, наличие лишних печатей) и отпустить назначенный ЛП.

Выписанные с нарушением установленных правил рецепты на препараты, подлежащие ПКУ, или отпускаемые льготным категориям пациентов, необходимо регистрировать в «Журнале неправильно выписанных рецептов», указывая выявленные нарушения, фамилию, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, выписавшего рецепт, наименование медицинской организации и принятые меры. Рецепты отмечаются штампом «Рецепт недействителен» и возвращаются покупателю. О фактах нарушения правил оформления рецептов субъект розничной торговли информирует руководителя медицинской организации.

Следует иметь в виду, что согласно п.15 приказа № 403н, покупатель, не получивший ЛП, должен снова пойти к врачу, объяснить ему, почему в аптеке не принимают рецепт, получить новый рецепт и явиться с ним в аптеку. Таким образом, в результате ошибок, допущенных врачом при выписке рецепта или аптечным работником при оценке правильности его оформления, страдает в первую очередь пациент. Это веский аргумент в пользу более мягкого подхода к мелким погрешностям в рецептурных бланках, если это не создаст дополнительных проблем для аптечной организации.

Для того чтобы в дальнейшем можно было предметно говорить о неправильном оформлении рецептов с медицинской организацией, целесообразно оставлять в аптеках их копии.

В каких случаях возможно нарушение целостности упаковки?

Согласно приказу № 403н, нарушение вторичной (потребительской) упаковки лекарства и отпуск препарата в первичной упаковке возможны в случае, «если количество ЛП, указанное в рецепте или необходимое лицу, приобретающему лекарственный препарат (при безрецептурном отпуске), меньше количества лекарственного препарата, содержащегося во вторичной упаковке. В таком случае при отпуске лекарственного препарата лицу, приобретающему лекарственный препарат, предоставляется инструкция (копия инструкции) по применению отпускаемого лекарственного препарата».

Положение о предоставлении копии инструкции не вызывает разночтений, хотя зачастую и не выполняется. Что же касается отпуска ЛП в первичной упаковке, то аптечные работники часто упускают из вида тот факт, что в приказе № 403н такая возможность оговаривается как для рецептурных, так и для безрецептурных ЛС.

Назначая ЛП, врач может указать в рецепте количество ЛП, которое он считает необходимым для больного на курс лечения, и оно может отличаться от стандартной упаковки. В таком случае фармспециалист обязан вскрыть вторичную упаковку и отпустить назначенное врачом количество препарата в первичной упаковке.

Однако покупатель может не захотеть приобрести стандартную упаковку безрецептурного препарата, руководствуясь собственными соображениями. Это требование фармспециалист также обязан удовлетворить. Отказывать в отпуске лекарства в первичной упаковке, требовать от покупателя предоставления дополнительных документов (рецепта, амбулаторной карты, записки от врача) аптечный работник не вправе.

Нарушение целостности первичной упаковки при отпуске ЛС не допускается. Например, нельзя разрезать блистер, вскрывать флакон с таблетками и т.п.

В принципе, это положение приказа имеет большое значение. Например, зачем больному выписывать сразу стандартную упаковку препарата, который может ему не подойти? В США в таких случаях фармацевты предлагают лекарство в аптечной упаковке на срок в 2–3 суток, что позволяет оценить целесообразность его дальнейшего применения. В случае приобретения безрецептурных ЛС возможность приобрести небольшое количество препарата в первичной упаковке будет соответствовать либо планам покупателя о длительности приема, либо его финансовым возможностям. Это существенно повышает доступность лекарственной помощи населению.

Источник:
http://rosapteki.ru/stati/po-zakonu/prikaz-%E2%84%96-403n-neobhodimie-razyasneniya/

Новый закон об отпуске лекарственных средств по рецепту

Согласно статье Федерального закона №55 «Об обращении медицинских средств», утверждены правила продажи рецептурных препаратов в аптеках для их использования в больницах и клиниках, которые имеют лицензию на занятие фармацевтической деятельностью. Основные положения Положение о лицензировании деятельности в области фармацевтики №1081 от 22 декабря 2011 года является ключевым документом, который определяет перечень требований, а также условий, предъявляемых государством лицензиатам. Лицензиатами являются юридические лица, которые осуществляют розничную торговлю препаратами, предназначенными для медицинского применения, например, аптечные сети и индивидуальные предприниматели, у которых есть право на данную деятельность. Существует определенный список рецептурных препаратов.

Новые правила отпуска лекарств: отставить панику

Согласно нормативным документам, данный вариант можно использовать при назначении, а также выписывании перечня рецептурных препаратов, которые содержат малые дозы психотропных и наркотических веществ. На этом бланке обязательно должен быть штамп медицинской организации, ее полное наименование наряду с адресом, номером телефона и датой. Кроме того, ставится отметка о возрастной категории пациента: детский или взрослый.

Приказ минздрава № 403н: новые правила отпуска

  • на лекарственные препараты в жидкой лекарственной форме, содержащие более 15 % этилового спирта от объема готовой продукции;
  • на лекарственные препараты, относящиеся по анатомо–терапевтическо– химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (далее — АТХ), к антипсихотическим средствам (код N05A), анксиолитикам (код N05B), снотворным и седативным средствам (код N05C), антидепрессантам (код N06A) и не подлежащие предметно-количественному учету.

При этом обращаем внимание, что подлежат хранению рецепты на лекарственные препараты вышеуказанных групп, выписанные на рецептурных бланках формы № 107-1/у, как имеющие срок действия до 60 дней, так и имеющие срок действия до 1 года. В последнем случае рецепт остается и хранится в течение установленного срока после отпуска пациенту последней партии лекарственного препарата.

Таблетка по рецепту. что сулят россиянам новые правила отпуска лекарств

Если же отсутствуют оба наименования, то по торговому типу. Кто добавлен в список? В списке тех, кто имеет право на назначение и выписку рецептов, появились работники со средним медицинским образованием, к ним в частности относятся акушерки и фельдшеры, но лишь в том случае, если подобные полномочия на них возложены соответствующим указом руководителя медицинского учреждения. У индивидуальных предпринимателей тоже традиционно есть право назначать лекарства и выписывать рецепты, правда, при определенных ограничениях.
Например, нюансы связаны с тем, что эти предприниматели, которые осуществляют частную медицинскую практику, не могут назначать психотропные и наркотические препараты из фармацевтических списков «2» и «3». Также бывают случаи, когда рецептурные препараты без рецептов отпускаются.

Отпуск лекарств по-новому! новый закон о отпуске лекарств с сентября 2017

Сегодня далеко не все препараты люди покупают, чтоб бороться с недугами. Этот факт подтверждает массовое отравление настойками боярышника в Иркутске, где пострадали более 70 людей. Кроме этого, фармацевтам запрещено советовать клиенту более дорогостоящие лекарства, если есть недорогой аналог.


Хотя, как утверждают многие представители фармакологической отрасли, в инструкции работников аптек и ранее были прописаны такие нормативы. Также провизоры обязаны предоставить своему клиенту данные о характеристиках и противопоказаниях медпрепаратов, а также о периоде их годности, условиях хранения и дозировке. Ранее о таких вещах не говорили вообще. Рецептурные препараты По закону Министерства здравоохранения №785 лекарства с 1 марта 2017 года отпускаются по рецепту.
Исключение – список тех препаратов, которые можно отпускать без рецепта.

Закон о продаже антибиотиков только по рецепту

Врачи ответственны за назначение препаратов в рамках соблюдения необходимых требований. Работники аптек, прежде чем отпускать препарат по рецепту, должны проводить фармацевтическую экспертизу. Поэтому важным требованием является наличие обратной связи между медицинскими и фармацевтическими структурами.

То есть нормативные требования подразумевают регулярную отправку сведений обо всех некорректно выписанных рецептах в медицинское учреждение. Подобный процесс регулярной обратной связи исключает возникновение вопросов по нарушениям отпуска рецептурных препаратов. Кто, согласно правилам, имеет право выписывать рецепты? На сегодняшний день пять форм бланков рецептов являются действительными.

В начале 2016 года были внесены некоторые изменения в формы рецептурных бланков.

Лекарства по рецепту с 1 марта 2017 года

Этот даст возможность навсегда позабыть о фальсификате и серых препаратах, происхождение которых неизвестно. Честным фармакологическим бизнесменам такие перемены только пойдут на пользу. Лекарства дорожают? Многих интересует вопрос о том, коснуться ли эти перемены простых людей в финансовом смысле? По утверждению специалистов фармакологического рынка, изменения никак не повлияют на стоимость препаратов.

Как они сообщают, новые требования будут полезны покупателям, а также владельцам честных аптек, которые не используют незаконные схемы продажи лекарств. Стоимость препаратов не должна стать выше. Об этом говорят и цены на препараты в аптеках уже в январе. Цены почти не поменялись. Список бесплатных лекарств на 2017 год Стоит отметить, что существует определенный список бесплатных лекарств на 2017 год для льготных категорий населения.

Разъяснения правил отпуска препаратов аптеками

  • Отпуску в медицинских учреждениях подлежат лекарственные средства, которые зарегистрированы в Российской Федерации согласно установленному порядку.
  • Отпуск лекарств в медицинских организациях, в том числе по льготным рецептам, производится в соответствии с порядком, который был утвержден приказом Министерства здравоохранения.

Встречайте новые правила отпуска лекарственных препаратов

С конца сентября приобрели законную силу новые правила отпуска лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента − установленные приказом Минздрава РФ от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов», определяющий процесс выдачи этих препаратов российскими аптечными учреждениями. Он не оставил равнодушным ни потребителей, ни фармацевтов, породив своего рода неразбериху по тому или иному пункту приказа. Чтобы внести ясность в соблюдение новых правил отпуска лекарств из аптеки (приказ2017) и устранить пересуды и разночтения, сформулируем ряд популярных вопросов о новом законе об отпуске лекарств (сентябрь 2017) и ответим на них.
Новые правила об отпуске относят все виды лекарств к рецептурным? Нет, конечно. Правила отпуска лекарств по рецептам обновлены частично и касаются отпуска только четко определенного ряда препаратов.

Читайте также  Нужен ли техпаспорт при продаже квартиры, можно ли продать квартиру без технического паспорта

Правила отпуска рецептурных препаратов

Возможно ли его забраковать либо считается, что он выписан правильно? Пояснение к этому вопросу находится в приказе Министерства здравоохранения №1175. Суть заключается в том, что медицинский сотрудник обладает правом использования при выписке торгового наименования при условии индивидуальной непереносимости либо согласно жизненным показаниям. Правда, такое решение должно быть утверждено врачебной комиссией, что подтверждает наличие штампа на обороте рецепта.

Правила отпуска рецептурных препаратов и отличия бланков В чем же состоит отличие формы бланков и как правильно их следует оформлять медицинским работникам, чтобы избегать неправильной фармацевтической экспертизы? А также каковы основные правила при отпуске препаратов? Бланки рецептов можно различать по целям применения, их структуре и составу реквизитов, а также по сроку действия и хранения.

Источник:
http://plusbuh.ru/novyj-zakon-ob-otpuske-lekarstvennyh-sredstv-po-retseptu/

Разъяснение норм приказа от 11 июля 2017 г. № 403 н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»

Материал опубликован 27 сентября 2017 в 18:53.
Обновлён 27 сентября 2017 в 18:54.

В связи с поступающими обращениями по применению норм приказа от 11 июля 2017 г. № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» (далее соответственно — приказ № 403 н, Порядок)

Министерство здравоохранения Российской Федерации сообщает следующее.

1. По вопросу отпуска лекарственного препарата по рецепту, срок действия которого истек в период его нахождения на отстроченном обслуживании (пункт 9 Порядка).

Норма, предусмотренная пунктом 9 Порядка, распространяется на все группы лекарственных препаратов, в том числе подлежащих предметно­количественному учету, за исключением наркотических и психотропных лекарственные препаратов, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (далее — перечень).

Для вышеуказанных наркотических и психотропных лекарственных препаратов действует норма, предусмотренная частью 6 статьи 25 Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в части запрета их отпуска по рецептам, выписанным более пятнадцати дней назад.

2. По вопросу отпуска иммунобиологических лекарственных препаратов (пункты 3 и 13 Порядка).

В соответствии с абзацем шестым пункта 3 Порядка отпуск иммунобиологических лекарственных препаратов по рецептам осуществляется только аптечными организациями (аптеками, аптечными пунктами).

Указанная норма регламентирована пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», согласно которой отпуск гражданам иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики производится по рецепту на лекарственный препарат аптечными организациями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

При отпуске иммунобиологических лекарственных препаратов должны соблюдаться требования, предусмотренные пунктом 13 Порядка. При этом помимо термоконтейнеров могут применяться и другие устройства, позволяющие сохранить температурный режим, необходимый для хранения иммунобиологического лекарственного препарата, на период его доставки в медицинскую организацию.

3. По вопросу хранения рецептов на лекарственные препараты (пункт 14 Порядка).

Приказом № 403 н не вводится норма о необходимости получения пациентами рецептов на лекарственные препараты, которые в установленном порядке зарегистрированы в качестве безрецептурных и имеющих соответствующую запись в инструкции по медицинскому применению «Отпускается без рецепта».

Отнесение лекарственных препаратов к рецептурному или безрецептурному отпуску осуществляется на этапе их государственной регистрации, условия отпуска указываются в регистрационных документах на лекарственные препараты, в том числе в инструкции по медицинскому применению.

Приказ № 403 н регулирует только сроки хранения рецептов и не вводит дополнительных ограничений на оборот вышеуказанных лекарственных средств.

Пунктом 14 Порядка введена новая норма о хранении в течение трех месяцев рецептов в аптечной организации или у индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность:

на лекарственные препараты в жидкой лекарственной форме, содержащие более 15 % этилового спирта от объема готовой продукции;

на лекарственные препараты, относящиеся по анатомо-терапевтическо- химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (далее — АТХ), к антипсихотическим средствам (код N05A), анксиолитикам (код N05B), снотворным и седативным средствам (код N05C), антидепрессантам (код N06A) и не подлежащие предметно-количественному учету.

При этом обращаем внимание, что подлежат хранению рецепты на лекарственные препараты вышеуказанных групп, выписанные на рецептурных бланках формы № 107-1/у, как имеющие срок действия до 60 дней, так и имеющие срок действия до 1 года. В последнем случае рецепт остается и хранится в течение установленного срока после отпуска пациенту последней партии лекарственного препарата.

Информация о процентном содержании этилового спирта в жидких лекарственных формах лекарственных препаратов, а также о соответствии лекарственных препаратов определенным группам АТХ также содержится в инструкции по медицинскому применению конкретного лекарственного препарата.

Например, лекарственные препараты с международными непатентованными наименованиями Хлорпромазин («Аминазин») и Хлорпротиксен («Хлорпротиксен», «Труксал») относятся к группе антипсихотических средств (код N05A), с международными непатентованными наименованиями Тофизопам («Грандаксин») и Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин («Феназепам», «Элзепам», «Фезанеф», «Фенорелаксан» и др.) — к группе анксиолитиков (код N05B), с международными непатентованными наименованиями Амитриптилин («Амитриптилин»), Сертралин («Золофт», «Серената», «Асептра» и др.) и Эсциталопрам («Селектра», «Ленуксин», «Элицея» и др.) — к группе антидепрессантов (код N06A).

4. По вопросу отпуска наркотических и психотропных лекарственных препаратов (пункт 20 Порядка).

Пунктом 20 Порядка уточнена норма о лицах, имеющих право получать наркотические и психотропные лекарственные препараты, внесенные в список II перечня. Так, указанные препараты могут получать:

пациенты, которым выписаны указанные лекарственные препараты; их законные представители (если пациентами являются несовершеннолетние или недееспособные);

иные лица при наличии доверенности от пациента, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении доверенности от пациента на получение наркотических и психотропных лекарственные препаратов отмечаем, что она оформляется в простой письменной форме (статья 185 Гражданского кодекса Российской Федерации) и может быть нотариально удостоверена по желанию пациента или при невозможности им написать доверенность (статьи 163 и 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом, если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее подписания.

Министерство здравоохранения Российской Федерации предлагает довести данную информацию до сведения всех руководителей территориальных органов управления здравоохранением, аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и осуществляющих отпуск лекарственных препаратов.

Категории: Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий.

Источник:
http://minzdrav.gov.ru/ministry/61/10/stranitsa-858/raz-yasnenie-norm-prikaza-ot-11-iyulya-2017-g-403-n-ob-utverzhdenii-pravil-otpuska-lekarstvennyh-preparatov-dlya-meditsinskogo-primeneniya-v-tom-chisle-immunobiologicheskih-lekarstvennyh-preparatov-aptechnymi-organizatsiyami-individualnymi-predprinimatelyami-imeyuschimi-litsenziyu-na-farmatsevticheskuyu-deyatelnost

Изменился порядок назначения льготных лекарств в России

Краткое содержание:

Минздрав России разработал поправки в свой приказ об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов (приказ Минздрава от 14.01.2019 г. № 4 Н), который регулирует процедуру с прошлого года. Теперь, начиная с 9 февраля, правила назначения льготных лекарств будут работать с учётом ряда существенных корректировок.

На кого из граждан распространяются новые правила Минздрава?

Поправки Подробнее >>> затрагивают интересы граждан, которые имеют право на получение бесплатных лекарств, а также медикаментов с 50% скидкой. Среди пациентов, которые обращаются за выпиской фармпрепаратов на безвозмездной основе:

-инвалиды 1 группы, неработающие инвалиды 2 группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;

-дети первых 3-х лет жизни, а также дети из многодетных семей до 6 лет;

-участники и инвалиды ВОВ, герои Советского Союза и герои РФ, полные кавалеры ордена Славы;

-родители и жёны военнослужащих, погибших при исполнении своих служебных обязанностей или при защите страны, ветераны боевых действий на территории других государств;

-граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, инвалиды-чернобыльцы;

-остальные граждане в соответствии с полным перечнем Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 Подробнее >>>

Пенсионеры, а также работающие инвалиды 2 группы, инвалиды 3 группы, признанные безработными, имеют право на отпуск лекарств с 50% скидкой на основании приложения №2 к указанному перечню.

Какие перемены в обслуживании ждут льготников?

  • При хронических заболеваниях пациентов бумажные и электронные рецепты теперь могут быть выписаны врачами на более длительный курс лечения до 180 дней, вместо прежних 90 дней.
  • Для выписки препаратов, обладающих наркотической и психотропной активностью (из списка 2 — Подробнее >>> ), при курсе лечения, превышающем 30 дней, потребуется дополнительный контроль в виде надписи-шаблона с подписью медработника, печатью на бумажном носителе и усиленной квалифицированной электронной подписью.
  • Изменения коснулись и формы рецептурного бланка.

Бланк подстроили под использование с помощью компьютерных технологий — добавили место для штрихкода.

  • Уточнён список фармацевтических сокращений для рецептов.

Если на рецепте стоит пометка «statim», то по нему должны немедленно обслужить пациента, в течение одного рабочего дня. Если бланк обозначен «cito», тогда лекарство обязаны выдать в течение двух дней с момента обращения.

  • В цифровом кодировании рецептурных бланков теперь допускается указывать иной процент оплаты рецепта за счёт различных бюджетов, кроме «бесплатно [1]» и «50% [2]», действовавших до настоящего времени.

1) У врачей появилась возможность, опираясь на протоколы лечения, увеличить количество льготных препаратов при длительном курсе лечения пациента. 2) Контроль отпуска лекарственных препаратов при этом ужесточается. 3) Поправки гарантируют, что для развития медицинской электронной отчётности запланирован новый этап, который не пойдёт в обход оборота рецептов.

Спасибо за внимание! Каждый день разбираем правовые и практические аспекты нашей жизни. Делитесь информацией здесь на 9111.ru и в других социальных сетях с указанием авторства.

Источник:
http://www.9111.ru/questions/777777777796526/