Выплаты ОСАГО при обоюдном нарушении ПДД

Выплаты ОСАГО при обоюдном нарушении ПДД

В случаях, когда причиной ДТП являются действия одного из участников происшествия, выплаты поступают от страховой фирмы виновника потерпевшей стороне за нанесенный вред ТС и/или здоровью. Порядок возмещения, его размеры и сроки знают многие автовладельцы, но не каждому известно:

Как рассчитываются выплаты ОСАГО при обоюдном нарушении ПДД, результатом которых стала авария?

Кем устанавливается вина водителя, действия которого стали причиной ДТП?

Что делать, если административное правонарушение водитель не совершал, но стал виновником происшествия?

Осведомленность о ситуации подобного рода может стать хорошей опорой автовладельцу в будущем, если у него возникнут аналогичные обстоятельства. К изучению информации предлагается данная статья, где также указано более развернутое объяснение подобного ДТП.

Авария обоюдного типа

Дорожно-транспортное происшествие является результатом обоюдного действия, когда оба водителя совершают определенного рода административные правонарушения. Их результатом и становится ДТП.

Первый водитель перестраивался влево, не посмотрев в боковое зеркало и не включив поворотник, когда второй водитель не увидел первого и не успел пропустить вперед (помеха слева).

Первый водитель ехал по главной дороге с превышением скорости, когда второй водитель второстепенной дороги выехал на перекресток, не удостоверившись о наличие проезжающих машин.

К подобной ситуации можно отнести множество случаев, даже те, в которых второй виновник ДТП стал его участником из-за неправильно припаркованного авто.

Каждому автомобилисту страховая компания, при их обращении, имеет право отказать в компенсации ущерба – только суд при выяснении виновника ДТП может определить в каком процентном соотношении будут производиться страховые выплаты.

Так как по случаю ОСАГО «Обоюдная вина» выплата не может быть произведена страховщиком из-за отсутствия вины его страхователя, назначается судебное разбирательство.

Стоит заметить следующее:

Судом определяется причинно-следственная связь, то есть в результате действий какого именно водителя было образованно ДТП. Если оба виноваты в равной степени, восстановление ТС для каждого будет определено в равном соотношении выплат.

Если судом была установлена конкретная вина одного из участников ДТП, то его страховая компания выплачивает возмещение в полном размере денежной суммы, согласно условиям выплат по ОСАГО. Также потерпевший вправе взыскать у виновника компенсацию за материальный и моральный вред, причиненные ему во время аварии.

Если водителя, не нарушавшего правила дорожного движения, назначили виновником ДТП, стоит обратиться за помощью наших юристов, которые помогут отстоять свои права и выйти из ситуации.

Как определяется вина

В судебное разбирательство входит расследование по указанному обстоятельству, для выяснения вины каждого участника в процентном соотношении.

Если автомобилисты совершили действия, повлиявшие в равной степени на образование опасной ситуации на дороге (50), каждый из них имеет возможность получить страховую выплату в соответствии своего процента вины – 50% от суммы возмещения для восстановления ТС.

Если один из автомобилистов виноват в происшествии в меньшей степени, в отличие от второго участника ДТП, ему назначается страховая выплата в соответствии процента своей вины – 55%, 65%, 75% и т. д. Соответственно, второй участник ДТП получает возмещение, согласно своему проценту вины – 45%, 35%, 25% и т. д.

При обоюдной вине у водителей имеется возможность выбора по страховому возмещению ОСАГО – получить направление в СТО или вместо ремонта запросить денежную компенсацию.

Источник:
http://www.9111.ru/questions/777777777913382/

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Каждый водитель знает, как действовать при аварии, произошедшей из-за неверных действий одного автолюбителя. Но как быть, если в происшествии виноваты оба участника?

В таких ситуациях имеются свои нюансы, влияющие на получение компенсации от страховщика. Разберем, как производятся выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП, чего следует ожидать каждому водителю и каковы особенности подобных аварий.

В каких случаях речь идет об обоюдной вине

В российском законодательстве термин «обоюдная вина» не закреплен. Он используется сотрудниками дорожной полиции и страховщиками, если все водители, участвовавшие в аварии, не соблюдали ПДД и были привлечены к административной ответственности путем составления протокола.

При этом следует помнить, что несоблюдение правил не всегда приводит к аварии.

  • Пример первый. Один автолюбитель проигнорировал запрещающий свет светофора и продолжил движение, в результате чего произошло ДТП. У второго участника нет страховки. Каждый из них нарушил отдельное правило. Но водитель без полиса не будет обвинен в аварии. Речь об «обоюдке» тут не идет.
  • Второй пример. Один автовладелец не уступил дорогу другому участнику дорожного движения, который, согласно ПДД, имел преимущество на данном участке. Второй же ехал с превышением скорости, ушел на встречку, проигнорировав двойную сплошную, не справился с управлением и столкнулся с машиной первого. В данной ситуации можно считать, что оба виноваты в ДТП.

Таким образом, «обоюдка» при ДТП по ОСАГО признается, если:

  • каждый из водителей допустил нарушение ПДД;
  • несоблюдение правил каждым автолюбителем привело к происшествию;
  • разбор обстоятельств аварии не позволяет понять, по чьей вине она произошла;
  • оба участника при составлении Европротокола признали свою вину.

Получение выплаты

Один из распространенных вопросов о происшествиях, в которых виноваты все участники: кто кому должен платить? Многие думают, что автолюбители обязаны сами решать проблему, раз каждый из них является не только потерпевшим, но и провокатором аварии.

В подобных ситуациях закон предусматривает выплаты по ОСАГО. Для их получения участникам происшествия нужно:

  • уведомить о ДТП свою страховую компанию и ближайшее отделение Госавтоинспекции;
  • попытаться собрать факты, подтверждающие, что вина другого водителя есть (или она больше), сделать фото/видео/аудиозаписи, опросить свидетелей и взять их контакты;
  • проконтролировать оформление протокола – не нужно сразу признавать себя единственным инициатором аварии, наоборот, стоит фиксировать внимание сотрудника на обстоятельствах, подтверждающих виновность другого автовладельца;
  • подавать иск в суд, если равное распределение вины не устраивает.

Как рассчитываются и производятся выплаты

В соответствии с п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО компенсация выплачивается в размере, пропорциональном степени виновности каждого автовладельца. Участники ДТП могут получить как равные, так и разные суммы.

Равные суммы

Подобный вариант компенсации применяется, когда доказано, что оба водителя виноваты в аварии в равной степени. Признаками такой ситуации являются следующие факты:

  • несоблюдение правил каждым автолюбителем;
  • связь действий, не соответствующих ПДД, с происшествием;
  • степень тяжести каждого нарушения примерно одинаковая.

В последнем пункте учитывается количество нарушенных правил, а также суммы взысканий, установленные за каждое из них. Именно такой вариант определения обоюдной вины водителей чаще всего используется судебными органами.

Путем анализа представленных документов устанавливается, какие именно правила не были соблюдены. Если число нарушений и степень наказания за них примерно одинаковые, признается обоюдная виновность автолюбителей в равной степени.

Разные суммы

Подобный вариант применяется намного реже, только когда действительно можно доказать разную степень виновности путем изучения материалов дела.

Пример. Один автолюбитель передвигался на неисправном ТС и остановился на трассе. При этом он не включил аварийку и не поставил знак. Другой водитель ехал на скорости выше разрешенной и ударил стоящее авто, причинив вред не только машине, но и находящемуся в ней человеку.

В подобной ситуации можно установить, что:

  • оба автовладельца виновны в произошедшем – один превысил скорость, а второй нарушил правила аварийной остановки;
  • виновность первого водителя менее значительная – если бы второй двигался с положенной скоростью, он бы успел среагировать на сломанную машину даже без знака остановки.

Расчет компенсации

В происшествиях, в которых виноваты оба участника, при расчете компенсации ключевое значение имеет не объем повреждения, а степень вины каждого водителя.

Итак, возмещение ущерба производится одним из двух способов.

  1. 50 на 50 – если стороны решили не составлять исковое заявление или если суд решил, что их вина одинакова. В данной ситуации каждый водитель получит вдвое меньше суммы установленного ущерба.
    Например, пострадали две машины. Эксперт оценил размер повреждений одной из них в 60 тыс. рублей, а другой – в 70 тыс. рублей. В этом случае первый водитель получить 30 тыс. рублей, а второй – 35 тыс. рублей.
  2. По степени вины. При наличии судебного постановления о неравной степени вины участников аварии СК делает выплаты, исходя из установленного Фемидой соотношения.
    Допустим, эксперт оценил размер повреждений так же, как в прошлом примере. При другом судебном решении (вина 1-го автовладельца составляет 10%, а второго – 90%) первому выплатят 54 тыс. рублей, а второму только 7 тыс. рублей.

Оформление происшествия

Если все участники аварии признают свою вину и не предъявляют претензий к остальным, можно обойтись Европротоколом. Но важно помнить, что максимальная сумма выплаты при таком оформлении – 100 тыс. рублей. Это значит, что каждый водитель может получить по 50 тыс. от страховщика. Если размер ущерба значительный, стоит потратить время и дождаться сотрудников ГИБДД.

В последнем случае будут подготовлены документы, которые нужно предоставить страховщику или суду. Это:

  • справка о ДТП – оба водителя получают по одному экземпляру;
  • протокол;
  • постановление о правонарушении – по одному экземпляру на каждого водителя (на их основании будет распределяться вина).

Протокол также используется для определения степени вины каждого автовладельца, так как в нем указано:

  • расположение автомобилей после аварии (также в виде схемы);
  • показатели замеров;
  • повреждения, которые можно определить визуально;
  • показания каждого водителя.

Когда и как необходимо доказывать обоюдную вину в суде

Для успеха в судебном заседании следует учитывать несколько рекомендаций:

  1. Доказывать обоюдную вину нужно, если сторона не согласна с позицией оппонента либо с заключением страховщика.
  2. Чтобы доказать «обоюдку», можно использовать материалы дорожной полиции, а также свидетельские показания и собранные лично аргументы (фото, видео и т. д.).
  3. Приводить иные обстоятельства дела, например, погодные условия. Если это был дождливый день, можно сослаться на состояние дорожного покрытия (придется представить справку из гидрометцентра).
  4. Желательно представить суду отчеты экспертов – о техническом состоянии авто, о размерах ущерба и т. д.

Здесь важно учитывать, что суд принимает решение, исходя из совокупности обстоятельств. Поэтому по ходу проведения процесса стороны решают, какие доказательства стоит приводить, а какие нет.

Если страховая отказывает в компенсации

Как и в любом другом страховом случае, СК может отказаться выплачивать компенсацию по полису. Возможность оспаривания зависит от законности действий компании.

Так, отказ страховщика будет правомерен, если:

  • нарушены сроки уведомления о страховом случае;
  • представлен неполный список документов;
  • зафиксировано самовольное оставление места происшествия до приезда сотрудников ГИБДД;
  • имело место пребывание автовладельца в состоянии опьянения;
  • зафиксировано отсутствие страхового полиса либо отсутствие лица, сидевшего за рулем, в списке допущенных к управлению авто.
Читайте также  Договор аренды автосервиса

Если страховая отказывает в выплате на законных основаниях, нужно устранить причину и вновь составить обращение. Например, дополнить пакет документов либо привести уважительные причины, почему были нарушены сроки или оставлено место происшествия. В последнем случае необходимо представить доказательства (например, справку из больницы, куда торопился водитель).

Если получить деньги не удается, нужно:

  • направить в страховую досудебную претензию;
  • обратиться в суд.

Подводим итоги

Когда авария произошла из-за нарушений, допущенных обоими участниками происшествия, речь идет об обоюдной вине. У таких ДТП есть свои особенности:

  • вина признается обоюдной, если оба водителя нарушили правила и в отношении каждого из них составлен соответствующий протокол;
  • также речь об «обоюдке» идет, если вину каждого участника установить не удается;
  • при таких ДТП страховая признает одинаковой степень вины каждого водителя, если они не обращаются в суд;
  • при судебном разбирательстве вина может быть равной либо различной, исходя из этого назначается объем выплат;
  • при обоюдной вине может быть составлен Европротокол (если участники не расходятся во мнениях и ущерб небольшой) либо оформляется протокол с вызовом сотрудников ГИБДД;
  • при несогласии с определением степени вины нужно обращаться в суд и доказывать свою позицию, приведя как можно больше доказательств;
  • если страховщик отказывает в выплате, следует направить в компанию досудебную претензию, затем обращаться в суд, если решить вопрос мирным путем не удается.

Таким образом, в ситуации, когда в аварии виноваты оба водителя, выплата также производится страховщиком. Но важно соблюдать порядок действий и требования к оформлению ДТП и обращению в СК.

Источник:
http://www.driver-helper.ru/osago/t/vyplata-po-osago-pri-oboyudnoj-vine-voditelej

Обоюдная вина при ДТП: выплаты страховой по ОСАГО в 2018 году

Обоюдная вина при ДТП означает, что получить страховку по программе ОСАГО можно только через суд. Для этого будет установлено пропорциональное соотношение вины каждого из автовладельцев, в зависимости от допущенных нарушений и поведения на дороге. В этой статье разберем, в каких случаях наступает обоюдная вина при ДТП, и какие действия должны выполнить водители для получения компенсации.

Что такое обоюдная вина

Страховым случаем по программе ОСАГО признается имущественный ущерб (транспорту, грузу, иным вещам и предметам), а также вред здоровью и жизни граждан. Для получения выплат автовладельцы должны выполнить следующие действия:

  1. зафиксировать все обстоятельства аварии в официальных документах – извещении о ДТП по схеме европротокола, акте и протоколе с участием ГИБДД;
  2. незамедлительно после столкновения уведомить свою страховую компанию, а в течение следующих 5 дней подать извещение о ДТП;
  3. представить автомашину для осмотра экспертом, представить документы о характере и степени вреда здоровью;
  4. подать заявление о выплате компенсации.

При оформлении документов на месте дорожного инцидента нужно зафиксировать не только характер повреждений, но и причины ДТП. Для этого можно использовать протокол о нарушении ПДД, составленный сотрудником ГИБДД, схема аварии с указанием траектории движения машин и места первого удара, европротокол.

Обоюдная вина водителей может следовать из следующих обстоятельств:

  • нарушение ПДД со стороны обоих автовладельцев, подтвержденное протоколами ГИБДД;
  • Европротокол, в котором стороны признают обоюдную вину в столкновении;
  • схема расположения машин после аварии, указывающая на взаимное нарушение или пренебрежение правил движения;
  • письменные и вещественные доказательства (показания очевидцев, записи камер фото- и видеофиксации).

Даже при очевидном характере столкновения, определить точную степень вины водителей может только суд. Если сами автовладельцы укажут в извещении о ДТП степень вины друг друга, для выплаты страховки это не будет иметь значения. Сотрудник ГИБДД или страховая компания также не обладают полномочия по определению степени вины, поэтому гражданам предстоит решить этот вопрос в судебном порядке.

Порядок обращения за выплатами при обоюдной вине

Хотя степень вины может установить только суд, автовладельцы обязаны уведомить страховщика о факте аварии и зафиксировать размер ущерба. Уведомление происходит в письменной форме или путем устного сообщения по телефону. После оформления всех процессуальных документов, нужно подать заявление в свою страховую компанию.

Процедура взаимодействия со страховщиком будет выглядеть следующим образом:

  1. устное или письменное уведомление об аварии фиксируется страховой компанией;
  2. на основании извещения о ДТП и иных представленных документов назначается осмотр автомобиля – каждая страховая компания может направить автомобиль для осмотра к своему эксперту;
  3. в результате осмотра фиксируется характер и степень повреждений, определяется стоимость ремонтно-восстановительных работ;
  4. даже при наличии обоюдной вины, страховщик должен подтвердить признание аварии страховым случаем – если по данному вопросу вынесен отказ, автовладелец имеет право оспорить его в суде;
  5. если страховая компания признала столкновение страховым случаем, она все равно должна вынести отказ в выплатах – одновременно разъясняется право на обращение в суд для установления степени вины.

Отказ страховщика является официальным основанием для подачи иска в суд. Обратиться в судебные инстанции может любой из автовладельцев, а страховая компания будет привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.

По итогам судебного процесса будет вынесено решение. В этом документе суд укажет пропорциональное соотношение вины каждого из граждан. Допускается и полное возложение вины только на одного автовладельца, даже если изначально в процессуальных документах было указанно иное.

Рассмотрим, как происходит разграничение вины в судебном процессе, и как будет рассчитываться выплата по ОСАГО при обоюдной вине.

Как подать в суд

Получив на руки отказ страховщика в выплатах по ОСАГО, водитель должен подать заявление в суд. Для этого нужно подготовить следующий комплект документов:

  • исковое заявление;
  • правоустанавливающие документы на автотранспорт (свидетельство о регистрации ТС, ПТС);
  • действующий полис ОСАГО истца;
  • процессуальные документы о ДТП – протокол ГИБДД, акт или справки об аварии, извещение о ДТП по программе Европротокола, схемы с места происшествия;
  • копия переписки со страховой компанией, в том числе письменный отказ в выплате компенсации;
  • экспертное заключение с результатами осмотра автомобилей;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление пошлины;
  • иные письменные доказательства.

Вести дела в суде граждане могут не только лично, но и через представителя (юриста, адвоката и т.д.). Для этого нужно оформить доверенность через нотариальную контору.

Содержание иска будет зависеть от особенностей ситуации. Выделим перечень обязательных пунктов, которые нужно учесть при подготовке заявления:

  1. наименование судебного учреждения;
  2. подробные данные сторон – об автовладельцах, страховых компаниях;
  3. сведения обо всех обстоятельствах ДТП, в том числе о потенциальной вине обоих автовладельцев;
  4. информация о соблюдении порядка обращения в страховую компанию, причины отказа в выплатах;
  5. указание на степень вины каждого водителя и обоснование таких доводов;
  6. исковые требования – установление степени вины истца и ответчика в ДТП, взыскание выплат со страховщика;
  7. дата и личная подпись.

Чтобы соблюсти все процессуальные правила подачи иска, целесообразно осуществлять действия при поддержке профессионального юриста.

Если по итогам аварии были составлены протоколы о нарушении ПДД, суд может приостановить судебное разбирательство до рассмотрения административного дела. Постановление о наложении штрафа или иной меры наказания будет являться одним из доказательств в гражданском процессе. Однако привлечение к ответственности за нарушение ПДД не обязательно влечет признание вины водителя, так как суд должен установить причинно-следственную связь.

Установление причинно-следственной связи позволяет сделать выводы, чьи действия повлекли негативные последствия (имущественный ущерб, вред здоровью). В частности, суд должен оценить следующие обстоятельства:

  • насколько факт нарушения ПДД повлиял на причины столкновения и наступившие последствия – например, наложение административного штрафа за непристегнутый ремень не может рассматриваться как причина аварии, если в действиях водителя отсутствуют иные нарушения;
  • в каких конкретных действиях или бездействии проявляется вина автовладельца – например, превышение скоростного режима, проезд на красный свет и т.д.;
  • влияние виновных действий или бездействий на последствия от аварии.

Для разграничения вины может потребоваться назначение судебной экспертизы. Например, если схема ДТП не позволяет сделать однозначный вывод о траектории движения машин перед аварией, может проводиться трасологическая или иная экспертиза. Экспертное заключение будет содержать оценку действий водителей, их поведение на дороге и т.д.

Для определения вины каждого из автовладельцев суд должен указать процентное отношение – например, 30% вины одного из граждан и 70% вины второго участника спора. Именно этот показатель будет применяться страховой компанией для расчета компенсации и выплаты водителю. Суд вправе возложить всю вину только на истца или ответчика, если это следует из представленных доказательств.

При несогласии с выводами суда, граждане могут оспорить решение в вышестоящих инстанциях. Это повлияет на сроки получения выплат, так как страховая компания должна получить судебный акт, вступивший в силу.

Как выплачивается страховка

Получив судебный акт, вступивший в силу, гражданин должен представить его в страховую компанию. Расчет выплат проходит по общим правилам:

  1. страховая компания использует заключение эксперта, материалы медицинского освидетельствования граждан;
  2. на основании расчета эксперта автовладельцу выплачивается сумма страховки, пропорционально установленной вине в ДТП (например, если суд признал вину гражданина в размере 30%, он сможет получить только 70% от общей суммы ущерба);
  3. в случае возникновения спора о стоимости ремонтно-восстановительных работ, гражданин может обратиться к независимому оценщику и оспорить заключение страховщика через суд;
  4. при отказе страховой компании выплатить компенсацию по ОСАГО, гражданин обращается в службу ФССП для принудительного исполнения.

Отказать в выплатах по причине обоюдной вины водителей страховая компания не сможет, если ее степень уже была определена судом.

Для расчета суммы компенсации учитывается и максимально возможный размер, зафиксированный в законодательных актах:

  • для повреждений автомашины – не более 400 тыс. руб.;
  • для ущерба иному имуществу – не более 400 тыс. руб.;
  • для возмещения вреда здоровью и жизни – не более 500 тыс. руб.

Установление степени вины может повлиять и на возмещение морального вреда от ДТП. Такие споры проходят только в судебном порядке без участия страховой компании. Иск предъявляется одним из водителей ко второй стороне ДТП, поэтому допускается одновременное рассмотрение двух встречных заявлений.

Источник:
http://autocarmy.ru/oboyudnaya-vina-pri-dtp-vyplaty-straxovoj-po-osago-v-2018-godu/

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Не редко в ДТП виновник бывает единственный и в ходе разбора выясняется, что вина получается обоюдная, но в нашем законодательстве такого понятия как обоюдная вина не зафиксировано и здесь начинаются сложности, в ГИБДД не выдают справку в которой сказано, что виноваты оба водителя, а выдается документ о том, что вину не возможно установить и водителям в результате не понятно, как же получить выплаты по ОСАГО и что же делать с неопределенной виной. В статье я хочу рассказать, как же действовать после ДТП где вина была обоюдная и можно ли получить выплаты по ОСАГО.

Читайте также  Границы участка не совпадают с кадастром - что делать?

Можно ли получить выплаты по ОСАГО при обоюдном ДТП?

Да выплаты получить можно и обычно это так и происходит, потому как ущерб был, но вину определить не возможно, так как каждый из водителей дает показания которые противоречат друг другу и единой картины ДТП не складывается, сотрудники ГИБДД не могут определить кто прав и кто виноват, так как каждый водитель нарушил ПДД и выдается документ, что вину определит не возможно.

В итоге суд должен решить, какая степень вины в ДТП у каждого водителя, так как такие дела обычно решаются в суде. Бывает, что степень вины распределяется в пропорции 40 на 60%, бывает 50 на 50%, здесь все будет зависеть от того, на сколько каждый нарушил ДТП и как отработал каждый из адвокатов сторон, были случаи где вина распределялась 10 на 90%.

Но обычно происходит все следующим образом, вину бывает установить не просто даже в суде, так как бывает очень мало доказательств, экспертиза может не дать однозначного ответа на вопрос о степени вины и получается, что вина распределяется 50 на 50% и после долгих споров и длительных разбирательств все уже готовы согласиться с таким положением дел, ведь лучше получить что то, чем ничего или совсем мало, 50 на 50 обычно всех устраивает.

Если вы пойдете в страховую с документами из ГИБДД в которых указано, что вину установить не удалось, то говорю вам честно, вы получите отказ, хотя отказ при наличии ущерба не правомерен, но увы обоюдная вина в нашем законодательстве не урегулирован и все решается в суде.

Действуйте следующим образом, у вас спорная ситуация, идите в суд и доказывайте, что ваша степень вины меньше или вы вовсе не нарушали ПДД.

В статье 1083 ГК РФ, есть пункт 2 который говорит о том, что возмещение ущерба должно производиться пропорционально степени вины. Но как я говорил обычно вина устанавливается судом в пропорциях 50 на 50%, хотя вина половина на половину бывает крайне редко и равной степени вины практически не бывает, но здесь если вы хотите уменьшить свою степень вины, нужно идти до конца и я вам советую нанять хорошего юриста.

Что значит обоюдная вина?

Как мы говорили выше при обоюдной вине каждый из участников ДТП признается виновным в той или иной степени, то есть каждый нарушил ПДД и в той или иной мере несет ответственность. Но скажу вам что не все так просто, ведь если каждый водитель нарушил ПДД, это еще не значит, что нарушение имело отношение к возникновению ДТП. Один из участников мог нарушить ПДД и именно это повлекло возникновение ДТП, а второй мог так же нарушить ПДД, но такое нарушение на не имеет отношение к возникшему ДТП.

К примеру один воитель не предоставил преимущество второму авто и выехал со второстепенной дороги не предоставив преимущество, а водитель ехавший по главной дороге был лишен водительского удостоверения. В итоге оба нарушили ПДД, но виноват все равно водитель не уступивший дорогу, не смотря на то, что второй водитель был без прав, а первый нарушил ПДД и нарушение имеет прямое отношение к возникшему ДТП и здесь вина не будет обоюдно, просто водителя без прав оштрафуют за его нарушение.

Но бывает, что скажем один из водителей поворачивал на лево через двойную сплошную, а второй обгонял его через вторую сплошную и произошло столкновение и в такой ситуации уже реально говорить об обоюдной вине в ДТП.

Разберемся по закону в вопросе возмещения ущерба по ОСАГО при обоюдке!

Все же в законе об ОСАГО кое что сказано об обоюдной вине в пункте 22 статьи 12 и там говорится следующее, что если в дорожно-транспортном происшествии виновными признаны все участники, то страховщик все же должен осуществить (страховые выплаты) возмещение ущерба причиненного в результате такого ДТП, но при этом возмещение ущерба осуществляется пропорционально степени вины каждого из участников, а степень вины должна быть установлена в судебном порядке.

При чем здесь гражданская ответственность каждого из участников должна быть застрахована, если чья либо ответственность не застрахована, то ущерб возмещается водителем без страховки из своего кармана в соответствии со степенью его вины в ДТП. А если у всех участников есть ОСАГО, то возмещение ущерба осуществляется за счет страховой. В случае когда участников ДТП более двух, потерпевшие могут предъявить требование о возмещении ущерба в любую из страховых компаний оставшихся участников ДТП причинивших вред.

И в этой же статье сказано, что в случае когда суд не смог установить степень вины участников, степень вины устанавливается в равных долях, то есть 50 на 50%.

К примеру в ДТП попали 2 автомобиля, вина была обоюдной и по ходу судебных разбирательств было установлено, что вина первого водителя была 30%, а второго 70%. Ущерб первого автомобиля составил 150000 рублей, а второго 50000 рублей. Водитель первого авто вина которого всего 30% получит 70% от суммы в 150000 рублей, а это 105000 рублей. Водитель второго авто степень вины которого 70% получит 30% от суммы ущерба в 50000 рублей, то есть 15000 рублей.

Если вина установлена в пропорции 50 на 50%, и скажем ущерб первого авто составил 200000 рублей, а второго 140000 рублей. Водитель первого авто получит 100000 рублей, а второго 70000 рублей, то есть по 50% от суммы ущерба.

Вот примерно так происходят выплаты по ОСАГО при обоюдной вине. Как мы разобрались, вину устанавливает только суд, в ГИБДД степень вины не устанавливается. Есть ситуации когда к примеру в ДТП обвиняют одного водителя и выдана соответствующая справка, н водитель которого обвинили не согласен со своей виной и в течении 10 дней обжалуют вынесенное постановление ГИБДД в суд и доказывают, что вина в ДТП была обоюдной или вообще их вины в ДТП нет, просто инспекторы ГИБДД на основании неверных показаний вынесли решение не в его пользу.

Здесь самое главное обзавестись доказательствами отсутствия своей вины в ДТП или доказательствами, что нарушение было и у второго участника ДТП, но как мы с вами выяснили, нарушение второго участника должно иметь прямое отношение к возникшему ДТП как и нарушение первого водителя.

Если у вас остались вопросы относительно выплаты по ОСАГО при обоюдке, то задайте их нашему юристу, который с удовольствием вас проконсультирует и подскажет, как вам поступить в той или иной ситуации.

Источник:
http://yurist174.ru/autopravo/osago/vyplaty-po-osago-pri-oboyudnoy-vine-v-dtp

Как получить выплату по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП?

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей выполняются согласно ФЗ №12 пункта 22, в этом законе обоим участникам дорожного происшествия предоставляется право на получение компенсации. В такой ситуации страховой полис будет гарантией, чтобы надеяться на оплату расходов для ремонта автомобиля.

Что такое обоюдная вина

Многие аварии, возникающие на дорогах, происходят по вине одного участника. Однако немало случаев, когда происшествие спровоцировали несколько водителей. В результате выносится постановление о нарушении, касающемся двух участников аварии. В таком случае имеет место обоюдная вина участников дорожной аварии, в простонародной речи это называют «обоюдкой».

В законе такого термина не существует, его обычно используют сотрудники ГИБДД при оформлении документов, если выявлены свидетельства нарушения двумя участниками. Этот факт в обязательном порядке указывается в протоколах каждого нарушителя.

В протоколе обязательно указывается:

  • пункт правил, который нарушен;
  • ответственность за это нарушение.

Обоюдная вина подтверждается протоколом и постановлением о нарушении.

Степень вины

При оформлении страховки каждый водитель знает, что если он попадет в ДТП, то полис ОСАГО обеспечит полную или частичную выплату финансовых средств пострадавшему водителю. Законодательство дает право на получение денег по ущербу для обоих участников ДТП.

Существует две степени вины:

Степень вины может установить только суд, страховая компания этим вопросом не занимается. Поэтому страховщик будет возмещать ущерб только по решению судебного органа. Чтобы в последующем не было проблем при судебном разбирательстве, нужно правильно себя вести во время дорожного происшествия, и грамотно оформить все бумаги.

Не все нарушения закона признаются основанием для обоюдной вины при судебном разбирательстве. Если один водитель не включил ходовые огни, а другой вылетел на встречную полосу, то виноват будет только второй водитель. Суд при разбирательстве всегда следует разумному принципу.

Оформление ДТП при обоюдной вине

При возникновении аварии на дороге водитель должен выполнить следующее:

  1. Остановить автомобиль и не покидать место происшествия до прибытия сотрудников полиции или работников страховой компании.
  2. Постараться самостоятельно зафиксировать наибольшее число признаков вины второго водителя: фотоснимки, записать данные свидетелей, сохранить видеозапись, если имеется видеорегистратор и другие доказательства.
  3. Вызвать сотрудников ГИБДД и позвонить в страховую фирму.
  4. Проконтролировать правильность внесения инспектором информации в протокол.
  5. Не принимайте сразу на себя всю вину.
  6. При заполнении протокола четко формулируйте свою позицию, добивайтесь, чтобы ваши объяснения были внесены в протокол. Показывайте сотруднику доказательства вины другого водителя.

Если вы точно знаете, что виноват полностью второй водитель, то обязательно подавайте заявление в суд, и добивайтесь, чтобы была признана вина другого водителя. В противном случае страховая фирма выплатит обоим участникам половину суммы.

Если повреждения автомобилей небольшие, жертв и разногласий нет, то вызывайте только страховщиков, заполните бланки для них и оформите «Европротокол».

Такой метод оформления также позволяет получить компенсацию. В 2018 году наибольший размер компенсации при таком способе равен 50 тыс. рублей. При обоюдной вине водители получат по 25 тысяч рублей.

Если дорожное происшествие оформляет инспектор, составляются документы:

В протоколе должна быть информация:

  • Расположение автомобилей после ДТП со схемой.
  • Результаты измерений от автомобилей до контрольных мест.
  • Описание повреждений транспортных средств.
  • Объяснения водителей.

Возмещение ущерба

При возникновении дорожной аварии с обоюдной виной водителям необходимо подать заявление в свою страховую фирму, где был оформлен полис ОСАГО. По старому закону можно было получить компенсацию от своего страховщика или от страховой компании другого участника. Сегодня такого нет, компенсация выплачивается только в своей компании.

Читайте также  Возврат билета РЖД: сколько теряешь 2020

Документы подаются не позднее 10 рабочих дней после ДТП.

Если этот срок вышел, то получить деньги будет сложнее. Если страховщик не согласен с суммой компенсации, назначается судебное разбирательство, и выплаты производятся согласно решению. Если эти деньги не будут вовремя оплачены клиенту, то на компанию налагается большой штраф.

Расчет компенсации

Получить деньги при обоюдной вине допускается только пропорционально установленной степени вины двух человек. Если водитель виноват на 60%, то ему заплатят 40% от величины ущерба, а другому водителю – 60%.

Если рассматривать судебную практику, то компенсации обычно делятся поровну между двумя водителями. Суды при этом ссылаются на то, что если невозможно определить степень виновности, то вина считается равной. Если нет судебного решения, то вина считается также равной. Если вина вообще не установлена, то компенсация выплачиваться никому не будет.

С 2017 года согласно поправкам в законодательстве водители могут получить компенсацию деньгами вместо ремонта.

Получение компенсации

Если участники дорожного происшествия согласны с равной выплатой, то в суд можно не подавать заявление. Необходимо сразу идти к страховщику, после получения документов из ГИБДД. Если вы не согласны с половиной суммы, то нужно:

  1. уведомить об этом страховую компанию;
  2. получить решение суда о вине всех участников;
  3. получить выплату.

Судебный процесс чаще всего происходит несколько месяцев. В суд рекомендуется обращаться, если:

  • ГИБДД не выявила виновника;
  • очевидна вина одной стороны;
  • ущерб от аварии значительный, поэтому важным является получение наибольшей возможной компенсации по страховке.

Источник:
http://mirmotor.ru/article/read/vyplata-osago-pri-oboyudnoj-vine-uchastnikov

Самая необходимая информация о выплатах по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Полис ОСАГО – страховая гарантия для водителей на случай дорожно-транспортного происшествия. Человек, который попал в такую ситуацию, может рассчитывать на частичную либо полную компенсацию расходов на транспортное средство.

Но как происходит выплата, когда виновниками ДТП являются обе стороны, то есть при так называемой «обоюдке»? Какие права и обязанности в таком случае возникают для каждого из участников аварии?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Большая часть аварий, которые случаются на дорогах, являются следствием вины одного из водителей. Но случаются ситуации, когда они спровоцированы несколькими участниками.

Результатом этого является Постановление о правонарушении в отношении обоих водителей. Именно это есть обоюдная вина.

В законодательных источниках данный термин отсутствует. Его используют лишь сотрудники ГАИ, оформляя аварию, если обнаружены четкие подтверждения того, что обоими водителями были нарушены правила. Обоюдное нарушение фиксируется сотрудником ГИБДД в индивидуальном протоколе каждой стороны.

Документ обязательно включает себя два пункта: правило, которое было нарушено, и ответственность, которую за это предусматривает закон.

Об обоюдной вине можно говорить лишь тогда, когда каждый из водителей получил протокол и Постановление об административном правонарушении, которое было им совершено.

Возможно ли денежное возмещение ущерба?

В «Законе об ОСАГО» присутствует позиция, которая регламентирует подобные случаи (ст. 12 п.22). Она говорит о том, что выплаты при обоюдной вине водителей производят на основе степени вины сторон, которая была установлена судом. При этом та же статья говорит, что если степень вины не установлена, то страховыми компаниями компенсация выплачивается в равных долях.

Причина в том, что уровень виновности каждого участника может не устанавливаться судовыми органами при разных обстоятельствах:

  • Если при разбирательстве суд не установил, какова степень виновности каждой из сторон ДТП.
  • Водители не обращались в суд, ввиду чего степень вины не была установлена.

Обе позиции подходят под то, что описано в законодательстве. Однако каждая из них имеет своих сторонников. Так, некоторые утверждают, что отсутствие обращения в судовые инстанции и значит, что степень сторон не была установлена судом.

А формулировка «судом не установлена» гласит, что со стороны судебных органов были попытки установить уровень виновности. При обоюдной вине сторон судовые разбирательства являются неодолимыми, поскольку закон не предполагает иные варианты.

Однако автолюбители нередко трактуют закон по-своему и утверждают, что страховые компании должны возмещать по 50% компенсации каждой стороны, и обращаться в суд для этого не обязательно. Аргументируют они это тем, что список необходимых для выплат документов не включает в себя судовое решение.

Выплаты в данном случае, конечно, возможны, то точное решение об этом принимает страховая компания.

От чего зависит решение страховой компании?

Вопрос о выплатах решает страховая компания, учитывая при этом ряд факторов. Отказ в компенсациях чаще всего возможен в следующих случаях:

  • один из водителей-участников ДТП не был вписан в полис гражданской ответственности (можно ли получить выплаты в такой ситуации узнаете здесь);
  • одна из сторон находилась в алкогольном либо же наркотическом опьянении;
  • одним из участников ДТП или страховой компанией оппонента было подано заявление об обжаловании судового решения;
  • виновник скрылся с места аварии (как в такой ситуации можно получить компенсацию по ОСАГО читайте тут).

Например, если в ваше авто въехала, допустим, жена владельца другой машины, которая не была вписана в полис ОСАГО, страховая компания может отказать в подаче документов на выплату.

Эта статья гласит, что право требования в данном случае переходит к гражданину, который причинит потерпевшему вред, то есть, тому, кто является непосредственным виновником ДТП. Поэтому пострадавшей стороне должна быть выплачена компенсация. То же самое касается ситуаций, когда виновник был в наркотическом или алкогольном опьянении. В данном случае при обжаловании участником решения суда страховщик может приостановить процесс выплат, но отказать в них не может. То же самое касается ситуаций, когда виновное лицо покинуло место ДТП.

Не получить возмещение ущерба можно только тогда, когда личность виновника не была установлена. Если же виноваты оба водителя, у них обоих есть право получить компенсацию.

Кто платит за причинённый ущерб?

Стоит рассмотреть ситуацию, при которой участники ДТП виновны в нем в равной степени. Тогда они оба подают заявления на выплаты в свои СК. После этого возникает ряд юридических аспектов, которые нужно учитывать.

Каждый из участников в этом случае может получить лишь 50% суммы ущерба. Допустим, если ремонт будет стоить 50 тысяч, то будет выплачено только 25 тысяч.

Существует мнение, что остаток суммы на ремонт можно требовать со второго участника аварии, однако это не так.

Есть и более сложные ситуации, когда пострадали обе машины, но ремонт одной стоит, допустим, 300 тысяч рублей, а второй – 1200 тысяч. В этом случае каждый из водителей может также рассчитывать на половину: первый – на 150 тыс. рублей, второй – на 600 тысяч рублей. Однако на данный момент размер компенсации не может быть выше 500 тыс. руб.

После получения водителями выплаты по ОСАГО они имеют право подавать на другого участника в суд для получения оставшейся суммы ущерба. Однако в этом случае возмещение возможно только второму водителю, и сумма будет равняться половине за минусом выплаты, полученной участником ДТП от страховой компании, то есть 120 тыс.*50% – 500 тыс. = 100 тыс.

Что может быть, если водители покинули место происшествия по взаимному согласию?

Если в ДТП отсутствуют пострадавшие, и то, у кого какая степень вины, у его участников не вызывает разногласий, они могут не вызывать сотрудников ГАИ, а воспользоваться одним из следующих путей:

  1. Самостоятельно оформить Европротокол (о порядке получения компенсации в случае оформления ДТП по Европротоколу читайте в отдельном материале).
  2. Оформить аварию в отделении ГИБДД.
  3. Не оформлять ничего в официальном порядке.

Первый вариант не подойдет для случаев обоюдной вины, поскольку в соответствии с Европротоколом виновен должен быть только один водитель.

Второй вариант имеет право на существование, однако в данном случае должны отсутствовать разногласия относительно вины, что на практике встречается нечасто.

Если же участники ДТП не планируют оформлять происшествие, поскольку каждый осознает свою вину, и уровень пострадавших при этом отсутствует, то на законных основаниях они могут просто разъехаться, и никакого наказания за это не предполагается.

Но в последнем случае важно обязательно написать расписку о том, что взаимные претензии отсутствуют. В противном случае можно оказаться виноватым в дорожно-транспортном происшествии на 100% , и за оставление места аварии утратить права.

Последствия, если в аварии есть пострадавшие

При наличии в дорожно-транспортном происшествии пострадавших или погибших виновнику будет грозить административная либо даже уголовная ответственность в зависимости от тяжести повреждений. Такие ситуации рассматривают уже суды по уголовным делам. Если вина обоюдная, то нести ответственность будет каждый из виновников. И если речь идет о смертельном исходе, как правило, это лишение свободы.

Конечно, за причиненный самому себе вред нести наказания не придется. Если серьезно пострадает только один водитель, то уголовное либо административное наказание полагается лишь второму виновнику участнику вне зависимости от степени его вины.

Если же пострадало лицо, которое не является виновником аварии, к примеру, пассажир, то наказание за причинение травм либо смерти по неосторожности будут нести все виноватые. При этом нужно помнить, что причиной происшествия должно быть нарушение водителем правил дорожного движения. Лишь в этом случае он будет считаться виновным в произошедшем. Это было закреплено постановлением №25 Пленума Верховного Суда.

Обоюдная вина в ДТП – довольно неприятная ситуация, поскольку каждый виновник является одновременно и виновником, и пострадавшим, то есть, во-первых, он несет ущерб сам, а, во-вторых, отвечает за вред, нанесенный им другим, соответственно, получить выплату по ОСАГО в данном случае возможно, но она будет серьезно занижена.

Источник:
http://uravto.com/strahovanie/osago/dtp/oboyudnaya-vina.html