Статья 196 ТК РФ

Статья 196 ТК РФ. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации

Новая редакция Ст. 196 ТК РФ

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Комментарий к Статье 196 ТК РФ

Работодатель может направить работников (по своей инициативе) на курсы повышения квалификации, а может провести переподготовку своими силами. Порядок осуществления профессиональной подготовки и переподготовки должен быть установлен в коллективных договорах, соглашениях и трудовых договорах (абзац 2 ст. 196 Трудового кодекса РФ).

В некоторых случаях работодатель обязан проводить повышение квалификации отдельных категорий работников, если это является условием выполнения их работы (абзац 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ). В качестве примера можно привести медицинских работников, учителей, строителей.

Другой комментарий к Ст. 197 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации ТК РФ относит к числу основных трудовых прав работника. Комментируемая статья воспроизводит норму, содержащуюся в ст. 21 ТК, в части предоставления работнику этого права, а также определяет порядок его реализации.

2. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи право работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации реализуется исключительно путем заключения с работодателем договора, дополняющего трудовой договор.

Если обучение работника будет осуществляться непосредственно у работодателя, отношения сторон по профессиональному переобучению оформляются ученическим договором. Нормы об ученическом договоре сконцентрированы в гл. 32 ТК РФ (см. ст. ст. 198 — 208 ТК РФ и комментарий к ним).

В случае направления работника на обучение в образовательное учреждение начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного образования работник и работодатель также заключают договор, содержание которого действующим законодательством не регламентировано. Исключение касается лишь специалистов, направляемых на подготовку в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Контракты, заключаемые между ними и организацией, направляющей их на обучение, оформляются в соответствии с Типовым контрактом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 44.

Согласно п. 3 Положения о порядке обеспечения работой специалистов, подготовленных в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, утвержденного тем же Постановлением, контракт должен быть заключен не позднее 10 дней до начала подготовки.

В соответствии с Типовым контрактом в период подготовки специалиста в образовательном учреждении организация обязуется оплатить стоимость его подготовки (полностью или частично), командировочные расходы, включая проживание и проезд к месту прохождения подготовки (стажировки) специалиста и обратно; сохранить среднюю заработную плату специалиста по основному месту работы. По завершении подготовки специалиста организация обязуется предоставить ему управленческую должность в соответствии с полученной квалификацией, заключив с ним трудовой договор.

Специалист в свою очередь обязуется освоить программу подготовки в соответствии с Государственным планом и прибыть в организацию для заключения трудового договора не позднее согласованного сторонами срока. Кроме того, в соответствии с данным Типовым контрактом на специалиста возлагается обязанность возместить организации затраты, связанные с его подготовкой в соответствии с Государственным планом, при условии расторжения этого контракта по его инициативе без уважительных причин, отчислении из образовательного учреждения, отказе приступить к работе в установленный срок.

Специалист освобождается от заключения трудового договора с организацией, направившей его на обучение, в следующих случаях:

— при наличии медицинских противопоказаний в отношении работы в конкретных организациях (должностях) или на территориях;

— при наличии одного из родителей или супруга (супруги) инвалида первой или второй группы, находящихся на попечении специалиста, если работа предоставляется не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);

— при беременности или наличии ребенка в возрасте до полутора лет на момент завершения обучения, если работа предоставляется вне места жительства семьи мужа (жены);

— если предлагаемая работа (должность) не соответствует уровню полученной им в ходе подготовки квалификации.

Указанный Типовой контракт может быть взят за основу и при определении содержания договоров о направлении на обучение в образовательное учреждение за счет средств работодателя любых других работников.

Источник:
http://tkodeksrf.ru/ch-3/rzd-9/gl-31/st-196-tk-rf

Разъяснения Минтруда России по вопросам применения профстандартов.

Официальные разъяснения Минтруда России по вопросам применения профстандартов

Минтрудом России подготовлены ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов для организации разъяснительной работы по данному направлению.

Информация Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов

1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?

Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46).

Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.

Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах Минтруда России ( http://profstandart.rosmintrud.ru ) и Научно- методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России ( http://vet-bc.ru ). На этих же сайтах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.

5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?

Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) профессиональные стандарты применяются «в качестве основы для определения требований к квалификации работников». Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких — снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • -согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • -согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ, должностные обязанности работников, при этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.

Читайте также  Доход от возмещения ущерба в 100 ф, Консультация от юристов

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)?

В ТК РФ нет такого основания. Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?

Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.

13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

— согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

— согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Источник:
http://zakupki-profstandart.ru/tipovye-voprosy-o-primenenii-professionalnyx-standartov

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации

СТ 196 ТК РФ.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Комментарий к Ст. 196 Трудового кодекса РФ

1. В комментируемой статье упоминаются две формы подготовки работников: 1) профессиональное образование, 2) профессиональное обучение.

Профессиональное образование представляет собой вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Профессиональное обучение — это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (п. 13 ст. 2 указанного Федерального закона).

Профессиональное обучение предполагает приобретение профессиональной компетенции для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение обучающимися квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. При этом различается профессиональное обучение по программам: а) профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего); б) переподготовки рабочих и служащих (для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности); в) повышения квалификации рабочих и служащих (для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или должности служащего без повышения образовательного уровня) (ч. ч. 1 — 4 ст. 73 указанного Федерального закона).

Дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования, который направлен на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, не сопровождается повышением уровня образования и осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ — повышения квалификации и профессиональной переподготовки (п. 14 ст. 2, ч. 6 ст. 10, ч. ч. 1, 2 ст. 76 указанного Федерального закона).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. ч. 4 и 5 ст. 76 указанного Закона).

Подготовка по программам профессионального образования осуществляется только образовательными организациями. Работодатели — юридические лица, которые не являются образовательными организациями, вправе осуществлять подготовку своих работников только по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным образовательным программам, а работодатели — индивидуальные предприниматели — только по программам профессионального обучения (ч. 1 ст. 21, ч. 5 ст. 31, ч. 3 ст. 32 указанного Закона).

2. Работодатель самостоятельно определяет потребность в подготовке кадров для собственных нужд, руководствуясь при этом потребностями производства и учитывая свои финансовые возможности. Следовательно, определение профессиональной структуры кадрового состава, а также способов обеспечения кадрами той или иной профессии является исключительной прерогативой работодателя.

К ведению работодателя относится и решение вопроса о необходимости дополнительного профессионального образования работников.

В отношении определенных категорий работников требование о систематическом получении дополнительного профессионального образования установлено федеральными законами и иными нормативными актами РФ.

3. Условия и порядок осуществления работодателем профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников определяются в социально-партнерских актах — коллективном договоре и соглашениях либо в трудовом договоре.

В соответствии с п. 3.4 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 — 2016 годы его стороны признают необходимым осуществлять меры, направленные на улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе обновления системы профессионального образования всех уровней, развития систем непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе меры по стимулированию развития системы внутрипроизводственного обучения, а также по стимулированию работодателей, развивающих собственную учебно-материальную базу, участвующих в модернизации материальной базы и образовательных программ образовательных организаций профильного профессионального образования, создающих условия получения работниками необходимых навыков и умений.

В иных соглашениях, а также коллективных и индивидуальных трудовых договорах рекомендуется определять, где осуществляется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников — непосредственно у работодателя (в том числе в специально созданном им структурном образовательном подразделении) либо в образовательных организациях, конкретные формы сочетания работы с обучением (с отрывом от работы, без отрыва от работы), устанавливать дополнительные гарантии работникам на период прохождения ими профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования и др.

4. Работодатель вправе определять формы подготовки работников только по реализуемым им программам профессионального обучения и по дополнительным образовательным программам. При принятии соответствующих локальных актов работодателю следует учитывать действующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, и распространяющиеся на него соглашения, а также свои финансовые и организационные возможности.

Подготовка по указанным программам может осуществляться работодателем в создаваемых им в качестве структурных подразделений учебных центрах профессиональной квалификации или непосредственно на производстве, в очной, очно-заочной либо заочной форме, а дополнительные профессиональные образовательные программы могут реализовываться также полностью или частично в форме стажировки.

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики и др. (ч. 2 ст. 17, ч. 6 ст. 73, ч. ч. 11, 12 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

При формировании перечня необходимых профессий и специальностей для осуществления профессионального обучения работодатель должен руководствоваться Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513. Данный Перечень содержит наименования профессий рабочих как общих для всех отраслей экономики, так и характерных для отдельных отраслей производства, а также должностей служащих с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Принятие работодателем локальных актов, определяющих формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечни необходимых профессий и специальностей, осуществляется с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. Однако, несмотря на то что ст. 372 ТК РФ предусматривает учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников, данная процедура должна быть соблюдена и в случае, когда интересы работников представляет иной избранный ими орган.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечни необходимых профессий и специальностей могут быть предусмотрены и в коллективном договоре.

5. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование является обязательным условием выполнения работы. В таких случаях работодатель обязан обеспечить прохождение работниками соответствующего обучения или получение дополнительного профессионального образования в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

Обязательность дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) предусмотрена, например, для следующих работников:

федеральных государственных гражданских служащих — не реже чем один раз в три года (ч. 5 ст. 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

Читайте также  Идеальный рассказ о себе на собеседовании - что рассказать за 3 минуты о себе

прокурорских работников — не реже чем один раз в три года (п. 1 ст. 43.4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);

аудиторов — ежегодно начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);

должностных лиц, занятых в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

6. Часть 5 комментируемой статьи, будучи направленной на защиту интересов работников, совмещающих работу с получением образования, упоминает только работников, проходящих подготовку. Между тем, как представляется, работодатель обязан создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением и тем работникам, которые осваивают дополнительные профессиональные образовательные программы.

Под созданием работникам необходимых условий для совмещения работы с получением образования необходимо понимать в первую очередь предоставление им условий труда, обеспечивающих непрерывность и полноценность учебного процесса, успешное сочетание трудовой деятельности и обучения. Сказанное означает, что работникам, которые обучаются без отрыва от производства, должны быть предоставлены: а) возможность посещать занятия и б) время для самостоятельной подготовки. Режим их труда и отдыха подлежит корректировке в соответствии с потребностями учебного процесса.

Вместе с тем предоставление работникам, совмещающим работу с получением образования, гарантий и компенсаций, по сути, также направлено на обеспечение сочетания трудовой деятельности и обучения. В частности, ТК РФ предусматривает ряд гарантий и компенсаций работникам, которые без отрыва от работы получают высшее или среднее профессиональное образование по соответствующим образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию (см. ст. ст. 173 — 174, 177 ТК РФ и комментарии к ним).

Кроме того, ТК РФ предоставляет определенные гарантии работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы (см. ст. 187 ТК РФ и комментарий к ней).

Дополнительные гарантии работникам, совмещающим работу с получением образования, могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Источник:
http://www.trudkod.ru/chast-3/razdel-9/glava-31/st-196-tk-rf

Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя

Инна Стромова, эксперт Контур.Школы

Когда работодатель обязан применять профстандарт? Где это сказано? Разберем требования закона.

Есть ошибочное мнение, что применять профстандарт обязаны организации, у которых определенная организационно-правовая форма собственности. Например, бюджетники применять профстандарты обязаны, а коммерческие организации или индивидуальные предприниматели — нет. Это не так.

Обязанность применять профстандарты не зависит от организационно-правовой формы. Нет поблажек для ИП или малых предприятий.

Случаи, когда работодатели обязаны применять профстандарты

1. Если в законе есть требования к квалификации работника

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации работника. Такой вывод следует из формулировки статьи 195.3 Трудового кодекса «Порядок применения профессиональных стандартов».

В таблице ниже — несколько ярких примеров профессий, для которых есть требования к квалификации работников.

Что делать работодателям:

  1. Быть внимательными и не пропустить требования к квалификации некоторых работников. Эти требования могут быть «разбросаны» где угодно: в ТК РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах РФ. Если такие требования есть — работодатель обязан их учесть. Если существующие работники им не соответствуют — работников надо «подтянуть», а новые кадры набирать с учетом требований профстандартов.
  2. Проверять наличие принятого профессионального стандарта для соответствующих работ. В федеральных законах, нормативных правовых актах требования к квалификации зачастую даны в общем виде, а в профессиональном стандарте конкретизирован вид образования, направление подготовки и т.п. Например, в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для главного бухгалтера ОАО и иных организаций, указанных в ч.4 ст. 7, установлено требования к наличию высшего образования и определенного опыта работы. В профессиональном стандарте «Бухгалтер» требование к образованию дополнено прохождением главным бухгалтером дополнительных профессиональных программ – повышение квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Реестр профессиональных стандартов ведет и обновляет Минтруд России. Тексты профстандартов размещены на сайте Минтруда России, а также в справочно-правовых базах. Вот несколько примеров:

  • Приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н «Об утверждении профессионального стандарта “Бухгалтер”».
  • Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».
  • Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

2. Если работникам положены льготы, компенсации, ограничения

Работодатель должен быть в курсе требований статьи 57 Трудового кодекса. Здесь нас интересует следующая оговорка: если выполнение работ связано с предоставлением льгот и компенсаций или для работников есть ограничения, то и наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам.

Пример: работник имеет право на льготную пенсию — в этом случае работодатель должен при переименовании должностей опираться на квалификационные справочники или профстандарты, если они уже появились.

Что надо знать о части 2 статьи 57 Трудового кодекса? Советы работодателю

Комментирует Евгения Конюхова, эксперт по трудовому законодательству:

«Норма части 2 статьи 57 Трудового кодекса не является новой и действует с начала существования Трудового кодекса. Напомню, в декабре 2013 года к квалификационным справочникам добавились профессиональные стандарты. Связано это, прежде всего, с тем, что некоторые должности, профессии, специальности в квалификационных справочниках не обновлялись более 25 лет и во многом не соответствуют современным требованиям. На практике работодатели могут столкнуться с тем, что по одной должности, профессии или специальности есть одновременно и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт. На что ориентироваться при выборе наименования должности, профессии, специальности и определении квалификационных требований к ним? – работодатель принимает это решение самостоятельно. Норма является альтернативной, т.е. предполагает право выбора (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

Внимание: если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, либо есть ограничения, то работодатель обязан привести наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним в соответствии с требованиями квалификационного справочника или профессионального стандарта.

Такое «переименование» необходимо проводить через процедуру перевода. Вносить изменения в штатное расписание:

  • добавлять новые наименования должностей, профессий, специальностей;
  • подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе;
  • со дня, когда работники будут переведены на новые должности, профессии, специальности можно исключать из штатного расписания старые наименования».

Профстандарт на практике

Вариант 1: использовать профстандарты как основу, рекомендательно:

  • если работодатель не нашел требований к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, и
  • работа по определенным должностям, профессиям, специальностям не предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

В этом случае работодатель сам решает, в каком объеме он будет ориентироваться на профстандарт, от первой до последней строчки или всего на одно предложение. Этот выбор — на ответственности работодателя.

Вариант 2: использовать профстандарты обязательно:

  • если работодатель нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ;
  • если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы). В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию.

Например, работодатель определяет самостоятельно, в каком объеме он возьмет из профстандарта описание трудовой функции для составления должностной инструкции.

Далее в статье читайте рекомендации по внедрению профстандартов. Эти советы актуальны для тех работодателей, кто обязан применять профстандарты, а также для тех, кто хочет ввести их добровольно.

Внедрение профстандартов в организации: что делать работодателю?

Для работы понадобится информация о наличии профессиональных стандартов и их применении (размещены на сайте Минтруда России).

Рабочая группа по внедрению профстандартов

Для внедрения профессиональных стандартов работодателю необходимо создать рабочую группу. Задача группы — разработать план по применению профстандартов у работодателя. Рабочая группа создается приказом руководителя. Количество и состав членов рабочей группы определяет исключительно работодатель. Рекомендуется включать в рабочую группу экономистов по труду или тех работников, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалистов по управлению персоналом, юристов, возможно руководителей структурных подразделений. В плане по переходу на профессиональные стандарты подробно необходимо прописать действия, сроки и ответственных за каждый этап лиц.

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, это соотнести должности, имеющиеся у работодателя, с профессиональными стандартами. Это самая глобальная и трудоемкая работа, т.к. при этом нельзя опираться только на название должности (профессии) в штатном расписании и название самого профессионального стандарта. Необходимо найти те профессиональные стандарты, которые могут потенциально подойти под должности (профессии) указанные в штатном расписании. Для этого нужно соотносить основную цель профессиональной деятельности по стандарту (графа «Основная цель вида профессиональной деятельности» профессионального стандарта) с целью работы по должности (профессии) у работодателя, дополнительно обращая внимание на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений.

После того, как будут соотнесены должности, профессии, которые есть у работодателя, и выявлены профессиональные стандарты, которые подлежат применению, рабочая группа составляет отчет. В отчете надо отразить перечень принятых профессиональных стандартов, по которым есть виды деятельности у работодателя. Этот перечень станет основой для дальнейших действий.

Если работник не соответствует профстандарту — проводите аттестацию

На практике не все работники могут подойти под требования, изложенные в профстандартах.

Пример: работник занят на видах работ, названных в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», например, на подземных работах. Должность работника должна называться так, как указано в профессиональном стандарте или квалификационном справочнике. А его знания, умения, опыт работы должны соответствовать квалификационным требованиям, приведенным в профстандарте. Работодатель выяснил, что есть работник, занимающий определенную должность, и есть требования профстандарта, но работник им не соответствует. Что делать с таким работником?

Увольнять по причине несоответствия профстандарту нельзя. Работодатель может провести аттестацию. Для этого придется разработать целую систему локальных нормативных актов, которая описывает процедуру, порядок проведения аттестации. Надо будет создать комиссию, определить критерии, по которым будем оценивать работника. По итогам аттестации комиссия сделает выводы: соответствует работник занимаемой должности или нет.

Допустим, работник не соответствует квалификационным требованиям. Можно ли уволить по этой причине? – этот вопрос остается сегодня открытым. Но работодатели должны учесть, что проводить аттестацию надо не с целью избавиться от «лишних» сотрудников, а с целью установить, кого из них направить на обучение и повышение квалификации. Цель должна быть благой — довести существующих работников до требуемого уровня.

Важно: работодатели могут принять решение и направить работников на курсы по повышению квалификации или переподготовку в целях достижения соответствия требованиям профстандартов. Но это право, а не обязанность работодателя! Работодатель сам определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ, п. 11 Информации Минтруда от 04.04.2016).

Новых работников, которых будем принимать после 1 июля 2016 года, надо четко отбирать по установленным квалификационным требованиям, которые прописаны в профстандартах. Это относится исключительно к работодателям, для работников которых:

  1. в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации
  1. в соответствии с частью 2 статьи 57 ТК РФ выполнение работ связано с предоставлением льгот, компенсаций или для работников есть ограничения.

Все остальные работодатели применяют профстандарты в качестве основы — для них профессиональные стандарты рекомендательные, а не обязательные.

Источник:
http://school.kontur.ru/publications/237

В какие сроки нужно проходить профессиональное обучение (повышение квалификации). Обязательно ли его прохождение для всех сотрудников?

Профессиональное обучение проводится по основным образовательным программам профессионального обучения и не сопровождается изменением уровня образования. Наличие такого образования позволяет выполнять определенные трудовые, служебные функции (определенные виды трудовой, служебной деятельности), работать с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами (п. 13 ст. 2, ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ)).

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Профессиональное обучение проводится в организациях (у индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации на производстве. Профессиональное обучение может проходить и в форме самообразования (ч. 3 ст. 32, ч. 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ).

Однако, квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37) регламентирует требования, предъявляемые к каждой конкретной должности, в том числе и к периодичности повышения квалификации.

Читайте также  Налоговики мучают бухгалтеров сравнением строк 040 и 070 формы 6-НДФЛ

Также, Перечень профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется подготовка, утвержден Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513.

По окончании профессионального обучения работникам (лицам, ищущим работу) присваиваются квалификационные разряды, классы, категории по профессии рабочего или должности служащего. Такой вывод следует из ч. 1 ст. 73 Закона N 273-ФЗ.

Профессиональное обучение осуществляется по следующим программам (п. 3 ч. 3 ст. 12 Закона N 273-ФЗ):

— программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих. Такие программы предназначены для лиц, которые раньше не имели профессии рабочего или должности служащего (ч. 2 ст. 73 Закона N 273-ФЗ);

— программы переподготовки рабочих, служащих. Данные программы рассчитаны на лиц, которые уже имеют профессию (профессии) рабочего или должность (должности) служащего и предполагают получение новой профессии рабочего или должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности (ч. 3 ст. 73 Закона N 273-ФЗ);

— программы повышения квалификации рабочих, служащих. Эти программы применяются при обучении лиц, которые уже имеют профессию (профессии) рабочего или должность (должности) служащего, и направлены на совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии или должности без повышения образовательного уровня (ч. 4 ст. 73 Закона N 273-ФЗ).

По завершении профессионального обучения организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит квалификационный экзамен. К его проведению привлекаются представители работодателей, их объединений (ст. 74 Закона N 273-ФЗ). Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Такой вывод следует из п. 2 ч. 10 ст. 60 Закона N 273-ФЗ.

Образец документа о квалификации организация, осуществляющая образовательную деятельность, разрабатывает самостоятельно (ч. 3 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

Аннотация. Таким образом, трудовой кодекс РФ (ст. 196 ТК РФ) информирует нас о том, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования определяет работодатель (руководитель организации), то есть сроки и обязательность прохождения трудовым законодательством не установлена.

Что касается обязательности и сроков прохождения профессионального обучения (повышения квалификации) по конкретным должностям, то об этом возможно узнать из следующих документов:

— квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37) регламентирует требования, предъявляемые к каждой конкретной должности, в том числе и к периодичности повышения квалификации.

— Перечень профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется подготовка, утвержден Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513

В случае же, если искомая должность не поименована ни в квалификационном справочнике ни в Перечне профессий рабочих и должностей служащих, то обязанность проходить профессиональное обучение либо курсы повышения квалификации отсутствует (остаётся на усмотрение работодателя).

Более подробную информацию о профессиональном обучении возможно почерпнуть в Путеводителе по кадровым вопросам. Ученический договор .

Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс.

Источник:
http://ks063.ru/vopros-ekspertu/faq/v-kakie-sroki-nuzhno-proxodit-professionalnoe-obuchenie-povyishenie-kvalifikaczii.-obyazatelno-li-ego-proxozhdenie-dlya-vsex-sotrudnikov

О некоторых вопросах профессионального обучения по профессиям рабочих, должностях служащих

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > О некоторых вопросах профессионального обучения по профессиям рабочих, должностях служащих

Профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (п. 13 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее — Закон об образовании).

Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации опубликовано письмо от 05.12.2017 № 06–1793 «О методических рекомендациях», в котором даны методические рекомендации по организации прохождения обучающимися профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций. Некоторые обозначенные вопросы заслуживают отдельного внимания.

Организация профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования

В соответствии с частью 5 статьи 73 Закона об образовании профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно. Кроме того, согласно части 2 статьи 78 Закона об образовании иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.

В соответствии с пунктом 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 7 июня 2012 г., регистрационный № 24480), образовательная организация обеспечивает реализацию при наличии необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда.

Таким образом, предоставление профессионального обучения в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования осуществляется при наличии необходимых условий. Данные условия могут быть созданы как самой образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего общего образования, либо с использованием ресурсов других организаций, осуществляющих образовательную деятельность посредством сетевой формы реализации образовательных программ (статья 15 Закона об образовании).

В реализации программы среднего общего образования с использованием сетевой формы могут участвовать профессиональные образовательные организации, обладающие необходимой инфраструктурой для реализации части такой программы, обеспечивающей прохождение профессионального обучения. В этом случае общеобразовательная организация и профессиональная образовательная организация совместно разрабатывают и утверждают основную образовательную программу среднего общего образования, предусматривающую получение обучающимися профессионального обучения.

Согласно части 2 статьи 15 Закона об образовании использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

  1. вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
  2. статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;
  3. условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
  4. выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
  5. срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Несмотря на то что Закон об образовании не предусматривает в качестве существенного условия договора о сетевой форме реализации образовательных программ определение финансовых условий такого договора, образовательные организации должны согласовать, каким образом и в каком объеме будет осуществляться финансовое обеспечение деятельности профессиональной образовательной организации, реализующей часть образовательной программы среднего общего образования. С учетом того, что в рамках государственного (муниципального) задания общеобразовательная организация получает субсидию на реализацию образовательной программы среднего общего образования в полном объеме, финансирование прохождения профессионального обучения в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования должно осуществляться именно за счет средств данной субсидии.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона об образовании нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, а также с учетом иных особенностей, предусмотренных Законом об образовании. Таким образом, предоставление профессионального обучения может рассматриваться как отдельный профиль образовательной программы среднего общего образования либо как особенность, предусмотренная частью 5 статьи 73 Закона образовании. Следовательно, при утверждении органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов финансового обеспечения реализации основной образовательной программы среднего общего образования может быть введен корректирующий коэффициент, отражающий особенности содержания образовательной программы, либо рассчитано отдельное значение норматива затрат реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования, предусматривающей прохождение обучающимися профессионального обучения.

В связи с этим расходы профессиональной образовательной организации, участвующей в сетевой форме реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования, по предоставлению профессионального обучения должны быть покрыты за счет средств, полученных общеобразовательной организацией на реализацию всей указанной программы. Расчет стоимости предоставления профессионального обучения может быть произведен нормативным способом (пропорциональной объему реализуемой образовательной программы в часах, с учетом установленных корректирующих коэффициентов (при наличии) либо затратным способом (путем калькуляции расходов профессиональной образовательной организации на реализацию программы среднего общего образования в части профессионального обучения).

Государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения, заключая договор о сетевой форме реализации образовательных программ, предусматривающий оплату с их стороны реализации части основной общеобразовательной программы среднего общего образования, должны учитывать положения законодательства о закупках товаров, работ и услуг. Правовая регламентация осуществления закупок зависит от типа государственного (муниципального) учреждения. Если государственное (муниципальное) образовательное учреждение относится к типу казенного или бюджетного учреждения, то договор о сетевой форме реализации образовательных программ заключается с учетом норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае типа автономного учреждения применяется Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона об образовании лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Прохождение профессионального обучения в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования не требует отдельного лицензирования при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по уровню среднего общего образования.

Однако в случае, если организация, осуществляющая образовательную деятельность, планирует проводить итоговую аттестацию обучающихся, проходящих профессиональное обучение в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования в форме квалификационного экзамена, и по его результатам выдавать свидетельство о профессии рабочего (должности служащего), то необходима лицензия на осуществление образовательной деятельности по программам профессионального обучения.

Если прохождение профессионального обучения в пределах образовательной программы среднего общего образования осуществляется с использованием сетевой формы, то образовательная организация, реализующая программу среднего общего образования в части профессионального обучения, должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам среднего общего образования.

Реализация отдельной программы профессионального обучения для обучающихся по программе среднего общего образования

Прохождение обучающимися профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования может быть организовано путем реализации отдельной (самостоятельной) основной образовательной программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

В таком случае прохождение профессионального обучения осуществляется вне рамок основной общеобразовательной программы среднего общего образования. Программа профессиональной подготовки может быть реализована организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по виду образования «профессиональное обучение». При этом места осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения в лицензии не указываются.

Такой подход к организации процесса профессионального обучения позволяет оптимизировать выбор площадок для реализации основных программ профессионального обучения, упростить изменение места реализации образовательной программы.

Вместе с тем необходимо отметить, что отсутствие в лицензии на осуществление образовательной деятельности указания мест осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения не освобождает лицензиата от необходимости соблюдать все лицензионные требования, установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966, в том числе и требования о наличии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (подпункт «а» пункта 6 указанного Положения).

Учредитель вправе осуществлять финансирование профессионального обучения в качестве отдельной государственной (муниципальной) услуги. При этом должен быть произведен расчет нормативных затрат на реализации программы профессиональной подготовки по соответствующим профессиям, должностям служащих. Нормативные затраты могут быть дифференцированы в зависимости от соответствующих профессий, должностей служащих. Учредителем может быть определен перечень профессий рабочих, должностей служащих, обучение по которым может осуществляться за счет средств бюджетных ассигнований соответствующего бюджета.

При организации прохождения профессионального обучения путем реализации отдельной программы профессиональной подготовки получать соответствующее государственное задание могут непосредственно профессиональные образовательные организации, обладающие необходимыми материально-техническими и кадровыми ресурсами. В этом случае взаимодействие общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы среднего общего образования, и профессиональных образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы профессионального обучения, реализуется посредством совместного формирования графиков обучения и расписаний занятий, позволяющих обучающимся пройти профессиональное обучение одновременно с получением среднего общего образования.

Источник:
http://eduface.ru/consultation/pravo/o_nekotoryh_voprosah_professional_nogo_obucheniya_po_professiyam_rabochih_dolzhnostyah_sluzhawih