Сроки камеральной проверки сзв стаж пенсионным фондом

Сроки камеральной проверки сзв стаж пенсионным фондом

Суд напомнил, что должен сделать ПФР при выявлении ошибок в отчетах СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ

В силу Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете учреждение, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, обязано подавать в установленный законом срок в отношении застрахованных лиц сведения по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).

При сверке сведений о застрахованных лицах в этих двух отчетах, Пенсионный фонд выявил, что в форму СЗВ-СТАЖ не включены сведения о шести застрахованных лицах. По результатам проверки был составлен акт и вынесено решение о привлечении учреждения к ответственности в виде штрафа (ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ). Поскольку добровольно требование об уплате штрафа не было исполнено, Фонд обратился в суд с требованием о взыскании санкций с учреждения в принудительном порядке.

Рассмотрев материалы дела, суды трех уровней пришли к выводу, что Фондом не соблюдена процедура уведомления страхователя об ошибках, выявленных в представленных им сведениях.

Напомним, что Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете (ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ) и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета (п. 37 приказа Минтруда России от 21 декабря 2016 г. № 766н) предусмотрена обязанность Пенсионного фонда при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и / или их несоответствия сведениям, имеющимся у Фонда, направить страхователю уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий. Право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах установлено законом (ст. 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ). При устранении страхователем всех неточностей в установленный сроки, финансовые санкции к нему не применяются (п. 39 приказа Минтруда России от 21 декабря 2016 г. № 766н) .

Не направив учреждению уведомление об устранении имеющихся ошибок и неточностей в представленных формах, Пенсионный фонд лишил его права в пятидневный срок устранить обнаруженные ошибки, что освободило бы учреждение от штрафа.

При таких обстоятельствах суды отказали Пенсионному фонду в удовлетворении его требований (постановление АС Центрального округа от 20 сентября 2019 г. по делу № А48-108/2019).

Главные разъяснения ПФР о заполнении СЗВ-СТАЖ

Что случилось?

До 1 марта 2019 года все работодатели, включая ИП, адвокатов и нотариусов, обязаны сдать в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год. ПФР изменил форму этого отчета и правила его заполнения, поэтому выпустил множество разъяснений по поводу внесения в него данных и их проверки. Рассмотрим наиболее важные из них.

Форма СЗВ-СТАЖ в 2020 году

Отчет о страховом стаже потребуется сдавать в разных случаях. Если в 2020 году некоторые из работников получат статус пенсионера, нужна форма СЗВ-СТАЖ. Представить форму специалистам фонда придется при ликвидации фирмы.

Форма отчета

Обновленная форма СЗВ-СТАЖ, которую необходимо применять для отчетности за 2018 год, утверждена постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п. Всего есть четыре формы:

  • СЗВ-СТАЖ, в том числе с типом «дополняющая» — направляется, когда данные по застрахованным лицам не учтены на индивидуальном лицевом счете из-за ошибок, а также если данных по таким лицам нет в ранее предоставленной отчетности;
  • СЗВ-КОРР с типом «особая» — нужно заполнить на застрахованное лицо, сведения по которому отсутствовали в отчетности, предоставленной ранее страхователем, за исключением отчетности по форме СЗВ-СТАЖ;
  • ОДВ-1;
  • СЗВ-ИСХ.

При этом, как напоминают специалисты ПФР, на застрахованных лиц, на которых ранее уже была сдана форма СЗВ-СТАЖ с типом сведений «Назначение пенсии», нужно направлять в орган ПФР форму отчетности СЗВ-СТАЖ с типом «Исходная». А код «ДЛОТПУСК» в форме СЗВ-СТАЖ нужно заполнять только для периодов работы застрахованного лица в особых условиях труда, за которые отсутствуют данные о начисленных страховых взносах по дополнительному тарифу. Подписывает любую из этих форм либо лично руководитель либо представитель по доверенности.

Процесс проведения камеральной проверки ПФР

Непосредственный процесс проведения камеральной проверки со стороны Пенсионного Фонда начинается только в том случае, когда хозяйствующий субъект представил к рассмотрению необходимую отчетность. При этом необходимо отметить, что для организаций с численностью более 25 человек она должна быть передана по защищенным электронным каналам связи через специального оператора. Он предоставляет информацию о том, что документ передан в ПФР, но еще не считается сданным, или же прошел проверку и принят Пенсионным Фондом.

Проверке подвергаются все документы, представленные организацией, на предмет соответствия их требованиям российского нормативно-правового законодательства. При выявлении каких-либо ошибок или неточностей сотрудники Пенсионного Фонда запрашивают объяснения со стороны организации или же дополнительные документы. Необходимо отметить, что Пенсионный Фонд при необходимости может затребовать информацию и у Фонда социального страхования, поскольку в некоторых моментах расчет взносов в оба эти фонды совпадает. К примеру, в обоих случаях взносы не начисляются на суммы по листкам временной нетрудоспособности, по пособиям на рождение ребенка или до 1,5 лет.

Выявленные при проверке РСВ-1 ошибки или упущения должны быть исправлены в течение пяти дней, и при этом необходимо отправить уточненный РСВ-1 с исправленными показателями. В том случае, когда хозяйствующий субъект не согласен с исправлениями, ему необходимо написать официальное письмо, в котором он указывает, в соответствии с чем проставил те или иные данные в расчете. Также необходимо прикрепить к письму копии подтверждающих документов при их наличии. Письмо с сопроводительной документацией также отправляются через защищенные электронные каналы связи при помощи составления простого формализованного письма.

Документы, составляемые при камеральной проверке ПФР

По окончании камеральной проверки сотрудники Пенсионного Фонда в течение 10 дней составляют акт, в котором отражаются все ошибки или неточности, которые должны быть исправлены. Он должен быть отправлен проверяемому юридическому лицу в течение 5 дней, а ответ по нему необходимо направить в течение 15 дней. Работодатель всегда имеет право согласиться либо нет с результатами проверки, а также попробовать самостоятельно разобраться в нелегкой ситуации или обратиться за помощью в судебные органы.

Если ответ от юридического лица не будет получен, Пенсионный Фонд выносит Решение о привлечении к ответственности плательщика взносов, вступающее в силу по истечении 10 дней после его составления и подписания. Такое решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с момента его получения.

Сущность камеральной проверки ПФР

Сущность камеральной проверки сотрудниками Пенсионного Фонда сводится к тому, что представляемая отчетность анализируется на предмет правильности ее составления, а также соотносится с размером страховых взносов, которые были уплачены в этом периоде. Камеральная проверка осуществляется на основе отчетности, предоставляемой бухгалтером в Пенсионный Фонд, и проводится непосредственно на месте работы сотрудников фонда без выезда на территорию хозяйствующего субъекта.

Камеральная проверка проводится по сданной отчетности в течение трех месяцев, то есть до периода сдачи отчетности за следующий расчетный период. При обнаружении ошибок сотрудники могут потребовать дать объяснения по поводу расхождений или же затребовать какие-либо дополнительные документы, свидетельствующие о правильности толкования того или иного момента.

Проверку подобного рода проводят сотрудники Пенсионного Фонда, которые в соответствии с их должностными обязанностями имеют право и должны выполнять поставленные перед ними задачи подобного рода. При этом им не требуется разрешения со стороны руководства, так как осуществление данного мероприятия является их прямой должностной обязанностью.

Зачем нужна форма ОДВ-1?

ОДВ-1 не сдается как самостоятельный отчет. Данную форму следует приложить при отправке форм СЗВ-СТАЖ, СЗВ-КОРР и СЗВ-ИСХ.

ОДВ-1 содержит пять разделов, один из которых представляет собой перечень отправляемых в ПФР форм. Из реестра специалисты фонда узнают суммы доначисленных взносов, увидят разбивку оплат по периодам. Отдельный раздел посвящен досрочному назначению пенсии.

Достоверные данные анализируемых форм позволят ПФР правильно рассчитать пенсию.

Сроки камеральной проверки сзв стаж пенсионным фондом

О порядке и сроках представления отчетов по застрахованным лицам в Федеральную налоговую службу, Фонд социального страхования и в Пенсионный фонд России в 2020 году пойдет речь в нашей статье.

СЗВ-СТАЖ: сроки сдачи

В общем случае сдать СЗВ-СТАЖ нужно с данными 2019 года не позднее 02.03.2020.

Если работник принесет заявление о назначении ему пенсии, то направить отчет в ПФР полагается в течение трех дней (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Также не стоит забывать, что уволенному сотруднику нужно вручить форму СЗВ-СТАЖ.

Сдавайте отчетность в ПФР через интернет.
Контур.Экстерн дарит вам 3 месяца бесплатно!

Попробовать

Кто готовит отчет

Персонифицированные данные в ПФР за отчетный год или при выходе сотрудника на пенсию по форме СЗВ-СТАЖ предоставляют категории работодателей, которые платят страховые взносы:

  • юридические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью;
  • некоммерческие организации;
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения;
  • индивидуальные предприниматели, трудоустроившие служащих по найму.

Не подают регистр за отчетный год индивидуальные предприниматели, у которых нет работников по ГПХ, подрядчиков и иных служащих.

Камеральная проверка после закрытия ООО

В том случае, когда организация закрывается, она обязана заплатить все необходимые страховые взносы в Пенсионный Фонд и полностью отчитаться перед государственными органами. Даже если предприятие уже закрыто, Пенсионный Фонд имеет право провести камеральную проверку сданной отчетности и правильности начисления взносов и уплаты платежей. По этой причине необходимо хранить всю документацию в течение установленного законом времени, для ИП – 4 года, для организации – 5 лет.

При камеральной проверке сотрудники Пенсионного Фонда осуществляют следующие действия:

  • проверяют отчетность на предмет правильности составления;
  • анализируют правомерность применения понижающего тарифа;
  • производят контроль правильности исчисления пенсионных взносов;
  • отслеживают своевременность уплаты страховых взносов.

Протокол проверки отчетности — особое внимание

В протоколе проверки отчета СЗВ-СТАЖ, как рассказали специалисты ПФР, можно найти много важной информации. Например, если там содержится «Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР», работодатель должен самостоятельно устранить выявленные ошибки. Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней с даты получения протокола. Если этого не сделать, к организации или ИП будут применены финансовые санкции за представление недостоверных сведений в персонифицированной отчетности.

Сроки сдачи отчетности в ПФР

Обязанность ежемесячно представлять сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) в ПФР сохраняется. Форму необходимо представлять не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным (п.2.3 статьи 11 Федерального закона о персонифицированном учете № 27-ФЗ).

С 2020 года вводится новая форма отчетности СЗВ-ТД. Сдавайте отчет только по сотрудникам, у которых были кадровые изменения: прием на работу, перевод, увольнение или подача заявления о выборе электронной или бумажной трудовой книжки. Срок сдачи аналогичен СЗВ-М. Впервые нужно будет отчитаться за январь 2020 года до 17 февраля 2020.

Таким образом форму СЗВ-М и СЗВ-ТД нужно будет представить не позднее:

  • 15 января 2020 года за декабрь 2019 года (только СЗВ-М);
  • 17 февраля за январь 2020 года;
  • 16 марта за февраль 2020 года;
  • 15 апреля за март 2020 года;
  • 15 мая за апрель 2020 года;
  • 15 июня за май 2020 года;
  • 15 июля за июнь 2020 года;
  • 17 августа за июль 2020 года;
  • 15 сентября за август 2020 года;
  • 15 октября за сентябрь 2020 года;
  • 16 ноября за октябрь 2020 года;
  • 15 декабря за ноябрь 2020 года.
Читайте также  Может ли фонд капитального ремонта подать в суд на неплательщиков: что делать и куда обращаться, если подали

А также, страхователи, согласно изменениям, внесенным в статью 11 Федерального закона о персонифицированном учете №27-ФЗ, ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, должны представлять в ПФР, сведения о стаже за каждое работающее у них застрахованное лицо. Представить СЗВ-СТАЖ нужно до 02.03.2020 за 2019 год, так как 1 марта выпадает на выходной.

Основные ошибки

Осуществляется проверка СЗВ-СТАЖ онлайн без регистрации или после регистрации пользователя. После контроля отчета с применением программного обеспечения ПФР специалист увидит сообщение об отсутствии ошибок и корректности отчета или уведомление с кодами допущенных ошибок. Разберем наиболее значимые и требующие исправления ошибки с указанием их кодов в таблице.

Источник:
http://livepesok.ru/sroki-kameralnoj-proverki-szv-stazh-pensionnym-fondom/

Штрафы за дополняющую СЗВ-М. Анализ реального ответа ПФР на жалобу страхователя

И это всё о нём — о штрафе за дополняющую СЗВ-М. После обращения в вышестоящую инстанцию получен ответ из регионального отделения ПФР «О рассмотрении жалобы». Разберемся, насколько убедительны тезисы ПФР, и приведем дополнительные аргументы в обоснование неправомерности взыскания штрафа по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Выдержка из ответа ПФР

Тезис № 1 о фабуле дела изложен в пятом абзаце письма-ответа. Из него следует, что страхователь не только не нарушал правовые нормы, но и прямо им следовал, поскольку тип формы «доп» (дополняющая форма), утвержден как раз для «дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период». Основание: Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п.

Тезис № 2 изложен в шестом и седьмом абзацах и повествует о толковании ПФР пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. № 766 н.

Возражения на этот тезис следующие. Во-первых, из пункта 39 Инструкции совсем не следует, что речь в нем идет о застрахованных лицах, сведения на которых ранее предоставлялись в исходной форме. Это чистой воды домыслы ПФР, потому что критерий «застрахованного лица» — это не факт предоставления сведений о нем в ПФР, а факт его страхования в системе ОПС.

Отсюда застрахованное лицо — это вообще любое лицо, в том числе и то, индивидуальные сведения на которое предоставлены не были. Основание: пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 N 167-ФЗ: «Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим федеральным законом».

Во-вторых, практически невозможна в принципе ситуация, когда ПФР принимает исходные индивидуальные сведения с ошибкой (для исправления которой якобы впоследствии страхователю требуется сдать дополняющую форму).

Ведь во избежание ошибок по инициативе ПФР разработан и активно используется целый ряд программных обеспечений, перечень которых предоставлен в свободном доступе на официальном сайте ПФР. Каждая из этих квалифицированных программ легко способна сличить всего три позиции: Ф.И.О., СНИЛС и ИНН застрахованного лица. Положительный протокол входного контроля или отметка о принятии отчета гарантируют прохождение этого «проверочного фильтра» и наверняка свидетельствуют об отсутствии ошибок страхователя.

Поэтому пункт 39 Инструкции на самом деле о том, что финансовые санкции не применяются при самостоятельном обнаружении ошибки в индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица (вообще, а не конкретно указанного в исходной СЗВ-М), и предоставления исправлений (то есть дополняющей СЗВ-М).

Тезис № 3 невозможно не процитировать: «. впервые представленные в отношении застрахованного лица сведения нельзя считать уточненными (исправленными)» (выделено ПФР). Оппонируя ПФР, следует заметить, что индивидуальные сведения — это не только содержание (информация раздела 4 СЗВ-М), но и форма отчета СЗВ-М, который так и называется «СВЕДЕНИЯ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», а аббревиатура СЗВ-М расшифровывается как «Сведения о застрахованных входящие — ежемесячные». Поэтому впервые предоставленные в отношении застрахованного лица сведения в дополняющей форме СЗВ-М безусловно считаются уточненными (исправленными), поскольку уточняют (исправляют) исходную форму СЗВ-М «СВЕДЕНИЙ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», как то и предусмотрено Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п. В противном случае смысл предоставления дополняющей формы вообще отсутствует как таковой. Никто же не станет утверждать, что она придумана исключительно для того, чтобы штрафовать страхователей.

Нельзя обойти вниманием и тезис № 4. Он о том, что страхователю вменяется нарушение Инструкции, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. № 766 н, вступившей в юридическую силу 19 февраля 2017 года и поэтому отсутствовавшей как таковой на дату предоставления страхователем дополняющих форм СЗВ-М (в рассматриваемом примере это декабрь 2016 года).

Отстаивание ПФР противоположной точки зрения — это не только абсурд, но и нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Тезис № 5 требует краткого пояснения. В рассматриваемом примере территориальный орган ПФР при вынесении санкций за дополняющие СЗВ-М 2016 года использовал не вступившие в юридическую силу формы Актов о выявлении правонарушения, утвержденные Постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 № 1058п. Изложенная в письме-ответе позиция регионального отделения ПФР такова, что это «не противоречит норме статьи 17 Закона № 27-ФЗ».

Но на самом деле ни в статье 17 Закона № 27-ФЗ, ни в каком другом нормативно-правовом акте нет и не может быть разрешения об использовании незарегистрированных и официально не опубликованных нормативно-правовых актов, и применять их действительно нельзя. Основание: пункт 10 Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017): «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

Тезис № 6 представляется особенно интересным. ПФР не принимает во внимание собственное письмо от 14.12.2004 г. № КА-04-09-255/13379, поскольку полагает, что оно относится к периодам 2002-2009 годов и к формам СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2. И снова ПФР не прав. Во-первых, письмо не отменено и не изменено и действует по настоящее время. Во-вторых, конституционные принципы, изложенные в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 г. № 12-п, универсальны и отнюдь не привязаны к той или иной форме отчетности в ПФР. Речь здесь не о форме, а о содержании, это очевидно. Для тех, кто изложенного не понимает, в письме даже есть пояснения: «Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей».

А еще подписавший письмо господин Куртин А.В., занимающий до настоящего времени должность первого заместителя Председателя Правления ПФР, кандидат экономических наук, обладатель звания «Заслуженный экономист РФ», награжденный «Орденом почета», медалью «В память 850-летия Москвы», полагает, что «такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР».

Поскольку в рассматриваемом примере руководитель регионального отделения ПФР считает иначе, тезис № 6 порождает две мысли: либо происходят «перегибы на местах», либо второе лицо в Правлении ПФР не в курсе интересов ПФР.

В тезисе № 7 ПФР затронул тему смягчающих обстоятельств и, несмотря на то, что страхователь об этом не просил (в связи с непризнанием неправомерности своих действий), кратко остановимся и на этом тезисе. Действительно, перечня смягчающих обстоятельств в Законе № 27-ФЗ нет, но это не значит, что органам ПФР вообще запрещено принимать такие обстоятельства во внимание. Основание: пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П: «Впредь до внесения необходимых изменений законодательство РФ о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в настоящем Постановлении».

Тезис № 8 — о проведении камеральных проверок, которых (как указано в письме ПФР) не существует как «понятия». Действительно, Закон 27-ФЗ не содержал и не содержит механизма выявления органами ПФР правонарушений страхователя, и этот пробел обнаружился в законодательстве после вступления в силу Закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ. Однако до 01.01.2017 г. в Федеральном законе № 212-ФЗ вполне конкретно существовали и работали нормы о проведении камеральной проверки, и о ее сроке — три месяца (часть 2 статьи 34). Исключение этих норм не в пользу страхователя, потому что ПФР теперь считает, что вправе проверять его в любое время и за любой период (тезис № 9).

Но поскольку Федеральный Закон от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ, ухудшающий положение страхователя, обратной силы не имеет (ввиду отсутствия в нем соответствующей специальной оговорки), невозможна его ретроактивность, то есть применение к отношениям 2016 года. Следовательно, камеральная проверка форм СЗВ-М за декабрь 2016 года закончилась в марте 2017 года, не выявив никаких нарушений. Составленные впоследствии в мае 2017 года акты ПФР являются неправомерными также и потому, что вынесены за рамками законно установленных правил проведения камеральных проверок.

И, в заключение, немного позитива. Это — Постановление Арбитражного Суда Дальневосточного округа № Ф03-924/2017 от 10.04.2017 г. А, значит, страхователям есть резон отстаивать свои права и законные интересы.

Источник:
http://www.klerk.ru/buh/articles/466037/

Энциклопедия решений. Периодичность и сроки проведения камеральной проверки ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)

Периодичность и сроки проведения камеральной проверки ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)

С 2017 года контроль за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в соответствии с нормами НК РФ.

В то же время территориальные органы ПФР и ФСС РФ продолжают проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до этой даты. В прежнем порядке также представляются в Фонды расчеты по страховым взносам за 2016 год и уточненные расчеты за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ст.ст. 20 и 23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее — Закон N 212-ФЗ).

Основанием проведения камеральной проверки является факт подачи отчетности по страховым взносам (ч. 1 ст. 34 Закона N 212-ФЗ). Соответственно, периодичность проведения камеральных проверок страховых взносов определяется исходя из периодичности представления расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам.

Читайте также  Техническая инвентаризация в Москве и СПБ в 2020 году

Срок проведения камеральной проверки — в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Указанный срок исчисляется со дня, следующего за датой представления соответствующего отчета (ч. 2 ст. 34, ч. 2 ст. 4 Закона N 212-ФЗ).

Возможность продления и/или приостановления срока камеральной проверки законодательством о страховых взносах не предусмотрена.

Трехмесячный срок, отведенный для проведения камеральной проверки, является пресекательным. Проведение проверки за пределами этого срока суды нередко признают грубым нарушением процедуры проведения проверки, влекущим недействительность вынесенного по ее итогам решения о привлечении к ответственности (см., например, постановления ФАС Московского округа от 20.04.2012 N Ф05-3269/12, Одиннадцатого ААС от 18.07.2013 N 11АП-10151/13, А72-1755/2013, Четырнадцатого ААС от 22.01.2013 N 14АП-9961/12).

При проведении камеральных проверок ФСС РФ проверяющие руководствуются также Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей, утвержденными постановлением ФСС РФ от 21.05.2008 N 110 (далее — Методические указания ФСС РФ).

В п. 6 Методических указаний ФСС РФ установлены другие сроки проведения камеральных проверок ФСС РФ:

— при проведении камеральной проверки отчетности — два месяца со дня представления страхователем отчетности в отделение (филиал отделения) Фонда;

— при выделении средств страхователям — 10 рабочих дней со дня представления страхователем всех необходимых документов.

Вместе с тем Методические указания ФСС РФ являются подзаконным актом и утверждены до вступления в силу Закона N 212-ФЗ, поэтому применяются они в части, не противоречащей порядку проведения проверок, определенному Законом N 212-ФЗ.

А поскольку Закон 212-ФЗ не содержит исключений по срокам проведения проверок, суды не находят нарушений процедуры проверки, если проверка проведена ФСС РФ в пределах трехмесячного срока, в том числе и при обращении страхователя о выделении необходимых средств (см., например, постановление Тринадцатого ААС от 11.03.2013 N 13АП-1403/13).

Источник:
http://base.garant.ru/58079087/

Как проходят камеральные проверки Пенсионного фонда

Наиболее часто применяемой и основной проверкой Пенсионного фонда РФ является камеральная. Периодичность проверки — ежеквартально. Мы рассмотрим процедуру проверки и оформления её результатов.

При камеральной проверке органы ПФР контролируют чистоту исчисления, а также полноту и своевременность уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Камеральная проверка может начаться по решению сотрудника территориального органа Пенсионного фонда РФ, в соответствии с его служебным заданием без какого-либо специального разрешения руководителя орана ПФР. Камеральная проверка проходит по местонахождению проверяющего подразделения данного фонда. Такие проверки осуществляют без каких-либо утвержденных планов. Контролю подлежит самая главная отчетность по форме РСВ-1. На первом месте проверяют отчеты тех компании, которые применяют пониженный тариф по страховым взносам. Главное условие начала проверки – плательщик должен представить данные расчеты в ПФР. Еще один главный фактор – то, что срок для проведения камеральной проверки составляет 3 месяца с момента представления данного расчета в ПФР.
Основные направления проверки:

  • идентификация плательщика страховых взносов;
  • своевременность предоставления расчета;
  • арифметический контроль, включающий проверку сопоставимости показателей РСВ с РСВ предыдущего отчетного периода;
  • проверка сопоставимости показателей РСВ с РСВ предыдущего отчетного периода (сальдовые остатки);
  • проверка достоверности показателей РСВ на основе анализа всей имеющейся в территориальном органе ПФР информации;
  • правомерность применения тарифа;
  • правильность применения тарифа с учетом возрастных категорий;
  • полнота и своевременность уплаты страховых взносов.

Не исключено, что, проверяя отчетность, Пенсионный фонд может запросить любой документ, так как перечень запрашиваемых документов не ограничен. Поэтому, советуем вам, представлять все документы, перечисленные в перечне. Если компания этого не сделает, то она может столкнуться со штрафом от 300 до 500 рублей (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Результаты проверки
1. Если в ходе проведения камеральной проверки не выявлены факты правонарушения, то акт не составляется и плательщику о результатах не сообщается, проверка закрывается.
2. Если в ходе проведении камеральной проверки выявлена недоимка, то в день завершения камеральной проверки составляется Справка по форме 3-ПФР о выявлении недоимки. Данная справка составляется в одном экземпляре. Её подписывает руководителем органа ПФР, заверяет печатью. Справку по форме 3-ПФР регистрируют в журнале и хранят в наблюдательном деле, но плательщику не выдают. Зато в течение 3 месяцев плательщику направляется требование об уплате недоимки.
3. Если в ходе проведения камеральной проверки выявлены ошибка в расчетах или несоответствие сведений, то плательщику направляется требование по форме 8-ПФР. В данном требовании плательщика просят предоставить пояснения, либо внести соответствующие исправления. На указанные действия компании дается 5 рабочих дней.

Здесь возможны два варианта дальнейших событий:
Правонарушения не выявлены, при предоставлении пояснений плательщика. Тогда акт проверки не составляется и о результатах плательщику не сообщается.
Выявлен факт правонарушения, при предоставлении пояснений плательщика. В таком случае составляется акт по форме 16-ПФР, не позднее 10 рабочих дней после дня истечения срока для камеральной проверки. Самому плательщику вручается акт в течение 5 рабочих дней после его подписания под роспись. Если же плательщик начнет уклоняться от подписи, то ему акт направляют заказным письмом по почте (акт будет считаться врученным на 6 день после отправки заказного письма). Вместе с актом вручают уведомление о времени и рассмотрении акта.
В течение 15 дней после получения акта плательщик может предоставить свои возражения. Если он не предоставит свои возражения, то в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления возражений выноситься решение о результате проверки. Решение оформляется по форме 19-ПФР (о привлечение к ответственности), либо по форме 20-ПФР (об отказе в привлечении к ответственности). Копия решения после в течение 5 рабочих дней после дня вынесения отправляется плательщику под роспись. Если роспись получить невозможно, то так же как акт по форме 16-ПФР отправляется по почте заказным письмом. Решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения. В течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения выноситься требование об уплате недоимки, пени и штрафов по форме 5-ПФР. Данное требование вручается так же под роспись или отправляется заказным письмом.
Обжаловать решение можно в вышестоящий орган, либо в суд. Можно обратиться с жалобой сразу в две инстанции. Срок для предоставления жалобы – в течение месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе прикладывают обосновывающие документы.

Источник:
http://www.buhday.ru/articles/nalogi/kak-prokhodyat-kameralnye-proverki-pensionnogo-fonda/

Форма СЗВ-М

Отчет по форме СЗВ-М — это ежемесячная отчетность в пенсионный фонд РФ для работодателей. Форма, сроки и порядок предоставления отчета СЗВ-М утверждены Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ № 83п от 01.02.2016.

Кто должен сдавать отчет по форме СЗВ-М в пенсионный фонд РФ

Отчет по форме СЗВ-М должны сдавать индивидуальные предприниматели и организации за тех сотрудников, которые работают по трудовому или гражданско-правовому договору и получают доходы, облагаемые страховыми взносами в пенсионный фонд РФ.

Таким образом, представлять в Пенсионный фонд обязательную ежемесячную персонифицированную форму обязаны:

Российские юридические лица и их подразделения.

Иностранные организации и их подразделения.

«Самозанятые» лица – нотариусы, адвокаты, детективы.

Сдача СЗВ-М указанным лицам обязательна, только если они работают с:

сотрудниками по трудовым договорам;

исполнителями- физическими лицами по ГП договорам;

авторами- физическими лицами;

физическими лицами – обладателями исключительных прав на интеллектуальную собственность в сфере искусства, литературы или науки – по лицензионным договорам или по договорам об отчуждении прав;

издателями по лицензии.

Если подобные договорные отношения с физическими лицами действуют в отчетном месяце, то подавать на них отчет по форме СЗВ-М необходимо, даже если:

выплат физическим лицам не было;

фирма или индивидуальный предприниматель не вели предпринимательскую деятельность в периоде, за который сдается отчет СЗВ-М.

Куда сдается отчет по форме СЗВ-М

Отчет по форме СЗВ-М сдается в территориальный орган пенсионного фонда РФ, в котором зарегистрирована отчитывающаяся организация.

Сдавать СЗВ-М по месту регистрации в Пенсионном фонде РФ нужно фирмам без подразделений, предпринимателям и «самозанятым» лицам.

Фирмам, имеющим в своем составе подразделения, следует отчитываться следующим образом:

Какая информация содержится в отчете по форме СЗВ-М

Ежемесячная отчетность в пенсионный фонд РФ по форме СЗВ-М заполняется по всем работникам и содержит следующую информацию:

номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);

В отчет по форме СЗВ-М включаются даже сотрудники в декрете или в отпуске, главное условие — наличие договора. Если в отчетном периоде договор будет расторгнут, данные на такого сотрудника также нужно отразить в СЗВ-М.

Полные сведения вы можете найти в бланке отчета по форме СЗВ-М.

Кто освобожден от сдачи отчетности в пенсионный фонд РФ

Для отдельных категорий хозяйствующих субъектов и работников предусмотрены исключения.

Так, отчет СЗВ-М не предоставляют:

крестьянские фермерские хозяйства, где нет наемных работников;

индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, частнопрактикующие адвокаты и нотариусы, которые уплачивают фиксированные страховые взносы только за себя;

работодатели в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которые временно пребывают в России или работают дистанционно, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование;

работодатели в отношении военнослужащих, сотрудников органов МВД и ФСБ (за исключением вольнонаемных), так как к ним обязательное пенсионное страхование не применяется, и для них государством предусмотрены иные гарантии.

Отметим, что форму СЗВ-М обязаны предоставлять и те компании, у которых не оформлено ни одного сотрудника.

Согласно действующему законодательству, генеральный директор также является наемным работником.

Состав отчета по форме СЗВ-М

Отчет по форме СЗВ-М включает четыре раздела:

сведения о застрахованных лицах.

Порядок заполнения отчета по форме СЗВ-М

Отметим, что инструкции по заполнению СЗВ-М не существует.

Порядок заполнения раздела 1

В данном разделе пишется наименование организации, ее регистрационный номер в ПФР, ИНН и КПП.

Порядок заполнения раздела 2

Здесь следует указать месяц, за который сформирован отчет.

Порядок заполнения раздела 3

В этом разделе следует отметить тип формы. Всего их три.

1. Исходная форма СЗВ-М — это первичный отчет.

2. Дополняющая форма СЗВ-М сдается, если в исходной форме указаны не все сведения.

3. Отменяющая форма СЗВ-М. Эту форму нужно сдавать, если исходная форма содержит ошибочные данные.

Порядок заполнения раздела 4

Этот раздел представлен в виде таблицы.

Напротив ФИО каждого работника указывают его СНИЛС и ИНН.

Если организация не обладает информацией об ИНН сотрудника, то эту графу можно оставить пустой.

В какой форме подается ежемесячная отчетность

Компания, где менее 25 застрахованных лиц, может предоставлять отчетность в виде документов в письменной форме (на бумаге).

Сдать бумажную форму СЗВ М можно:

в канцелярию ПФР – лично или с помощью представителя;

по почте – желательно ценным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Если среднесписочная численность сотрудников превышает 25 человек, то отчет СЗВ-М необходимо сдавать в электронном виде с помощью электронной цифровой подписи.

Отправить в ПФР необходимо только один файл – сразу по всем физическим лицам.

Нулевой отчет по форме СЗВ-М

В отчете по форме СЗВ-М отражаются данные по застрахованным лицам.

Если такие лица отсутствуют, то и заполнять отчет не нужно.

Соответственно, нулевых отчетов по этой форме быть не может.

Читайте также  Пошаговая инструкция по кадровому делопроизводству с нуля 2020

Срок сдачи отчета по форме СЗВ-М

Отчет по форме СЗВ-М нужно подавать в пенсионный фонд РФ ежемесячно.

Крайний срок подачи отчетности – не позднее 15-го числа, следующего за отчетным месяцем.

Если крайний срок сдачи формы выпадает на праздничный или выходной, сдавать ее надо в ближайший рабочий день.

Действующим законодательством не запрещено сдавать отчетность и ранее, в текущем месяце.

Однако работодатель должен быть уверен, что до конца месяца не примет на работу нового сотрудника. Иначе будет штраф за предоставление неполных сведений.

Сроки сдачи СЗВ-М для ИП с работниками не отличаются от общеутвержденных сроков.

Штрафные санкции за несдачу отчета по форме СЗВ-М

За несдачу ежемесячной отчетности в пенсионный фонд РФ или подачу отчетности с неполными или недостоверными сведениями предусмотрен штраф в размере 500 рублей за каждого работника.

Таким же штрафом будет наказываться подача неполных и (или) недостоверных сведений в отношении каждого работника.

Кроме этого с должностных лиц организации (руководитель, главный бухгалтер) дополнительно могут взыскать штраф в размере от 300 до 500 рублей (статья 15.33 КОАП РФ).

В случае ошибочных сведений штрафа можно избежать, если исправить неточность самостоятельно.

Пример

Организация должна отчитаться за 10 сотрудников.

Отчет по форме СЗВ-М был сдан с опозданием на три дня.

Штраф за просрочку равен 5 000 руб. (500 руб. х 10 сотрудников).

В учете организации операции по начислению и уплате штрафа следует отразить следующим образом:

— 5 000 руб. – начислен штраф в ПФР;

— 5 000 руб. — уплачен штраф в ПФР;

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» — 1 000 руб. (5 000 руб. х 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Источник:
http://www.audit-it.ru/terms/trud/forma_szv_m.html

Штрафы за дополняющую СЗВ-М. Анализ реального ответа ПФР на жалобу страхователя

И это всё о нём — о штрафе за дополняющую СЗВ-М. После обращения в вышестоящую инстанцию получен ответ из регионального отделения ПФР «О рассмотрении жалобы». Разберемся, насколько убедительны тезисы ПФР, и приведем дополнительные аргументы в обоснование неправомерности взыскания штрафа по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Выдержка из ответа ПФР

Тезис № 1 о фабуле дела изложен в пятом абзаце письма-ответа. Из него следует, что страхователь не только не нарушал правовые нормы, но и прямо им следовал, поскольку тип формы «доп» (дополняющая форма), утвержден как раз для «дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период». Основание: Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п.

Тезис № 2 изложен в шестом и седьмом абзацах и повествует о толковании ПФР пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. № 766 н.

Возражения на этот тезис следующие. Во-первых, из пункта 39 Инструкции совсем не следует, что речь в нем идет о застрахованных лицах, сведения на которых ранее предоставлялись в исходной форме. Это чистой воды домыслы ПФР, потому что критерий «застрахованного лица» — это не факт предоставления сведений о нем в ПФР, а факт его страхования в системе ОПС.

Отсюда застрахованное лицо — это вообще любое лицо, в том числе и то, индивидуальные сведения на которое предоставлены не были. Основание: пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 N 167-ФЗ: «Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим федеральным законом».

Во-вторых, практически невозможна в принципе ситуация, когда ПФР принимает исходные индивидуальные сведения с ошибкой (для исправления которой якобы впоследствии страхователю требуется сдать дополняющую форму).

Ведь во избежание ошибок по инициативе ПФР разработан и активно используется целый ряд программных обеспечений, перечень которых предоставлен в свободном доступе на официальном сайте ПФР. Каждая из этих квалифицированных программ легко способна сличить всего три позиции: Ф.И.О., СНИЛС и ИНН застрахованного лица. Положительный протокол входного контроля или отметка о принятии отчета гарантируют прохождение этого «проверочного фильтра» и наверняка свидетельствуют об отсутствии ошибок страхователя.

Поэтому пункт 39 Инструкции на самом деле о том, что финансовые санкции не применяются при самостоятельном обнаружении ошибки в индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица (вообще, а не конкретно указанного в исходной СЗВ-М), и предоставления исправлений (то есть дополняющей СЗВ-М).

Тезис № 3 невозможно не процитировать: «. впервые представленные в отношении застрахованного лица сведения нельзя считать уточненными (исправленными)» (выделено ПФР). Оппонируя ПФР, следует заметить, что индивидуальные сведения — это не только содержание (информация раздела 4 СЗВ-М), но и форма отчета СЗВ-М, который так и называется «СВЕДЕНИЯ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», а аббревиатура СЗВ-М расшифровывается как «Сведения о застрахованных входящие — ежемесячные». Поэтому впервые предоставленные в отношении застрахованного лица сведения в дополняющей форме СЗВ-М безусловно считаются уточненными (исправленными), поскольку уточняют (исправляют) исходную форму СЗВ-М «СВЕДЕНИЙ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», как то и предусмотрено Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п. В противном случае смысл предоставления дополняющей формы вообще отсутствует как таковой. Никто же не станет утверждать, что она придумана исключительно для того, чтобы штрафовать страхователей.

Нельзя обойти вниманием и тезис № 4. Он о том, что страхователю вменяется нарушение Инструкции, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. № 766 н, вступившей в юридическую силу 19 февраля 2017 года и поэтому отсутствовавшей как таковой на дату предоставления страхователем дополняющих форм СЗВ-М (в рассматриваемом примере это декабрь 2016 года).

Отстаивание ПФР противоположной точки зрения — это не только абсурд, но и нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Тезис № 5 требует краткого пояснения. В рассматриваемом примере территориальный орган ПФР при вынесении санкций за дополняющие СЗВ-М 2016 года использовал не вступившие в юридическую силу формы Актов о выявлении правонарушения, утвержденные Постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 № 1058п. Изложенная в письме-ответе позиция регионального отделения ПФР такова, что это «не противоречит норме статьи 17 Закона № 27-ФЗ».

Но на самом деле ни в статье 17 Закона № 27-ФЗ, ни в каком другом нормативно-правовом акте нет и не может быть разрешения об использовании незарегистрированных и официально не опубликованных нормативно-правовых актов, и применять их действительно нельзя. Основание: пункт 10 Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017): «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

Тезис № 6 представляется особенно интересным. ПФР не принимает во внимание собственное письмо от 14.12.2004 г. № КА-04-09-255/13379, поскольку полагает, что оно относится к периодам 2002-2009 годов и к формам СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2. И снова ПФР не прав. Во-первых, письмо не отменено и не изменено и действует по настоящее время. Во-вторых, конституционные принципы, изложенные в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 г. № 12-п, универсальны и отнюдь не привязаны к той или иной форме отчетности в ПФР. Речь здесь не о форме, а о содержании, это очевидно. Для тех, кто изложенного не понимает, в письме даже есть пояснения: «Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей».

А еще подписавший письмо господин Куртин А.В., занимающий до настоящего времени должность первого заместителя Председателя Правления ПФР, кандидат экономических наук, обладатель звания «Заслуженный экономист РФ», награжденный «Орденом почета», медалью «В память 850-летия Москвы», полагает, что «такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР».

Поскольку в рассматриваемом примере руководитель регионального отделения ПФР считает иначе, тезис № 6 порождает две мысли: либо происходят «перегибы на местах», либо второе лицо в Правлении ПФР не в курсе интересов ПФР.

В тезисе № 7 ПФР затронул тему смягчающих обстоятельств и, несмотря на то, что страхователь об этом не просил (в связи с непризнанием неправомерности своих действий), кратко остановимся и на этом тезисе. Действительно, перечня смягчающих обстоятельств в Законе № 27-ФЗ нет, но это не значит, что органам ПФР вообще запрещено принимать такие обстоятельства во внимание. Основание: пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П: «Впредь до внесения необходимых изменений законодательство РФ о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в настоящем Постановлении».

Тезис № 8 — о проведении камеральных проверок, которых (как указано в письме ПФР) не существует как «понятия». Действительно, Закон 27-ФЗ не содержал и не содержит механизма выявления органами ПФР правонарушений страхователя, и этот пробел обнаружился в законодательстве после вступления в силу Закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ. Однако до 01.01.2017 г. в Федеральном законе № 212-ФЗ вполне конкретно существовали и работали нормы о проведении камеральной проверки, и о ее сроке — три месяца (часть 2 статьи 34). Исключение этих норм не в пользу страхователя, потому что ПФР теперь считает, что вправе проверять его в любое время и за любой период (тезис № 9).

Но поскольку Федеральный Закон от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ, ухудшающий положение страхователя, обратной силы не имеет (ввиду отсутствия в нем соответствующей специальной оговорки), невозможна его ретроактивность, то есть применение к отношениям 2016 года. Следовательно, камеральная проверка форм СЗВ-М за декабрь 2016 года закончилась в марте 2017 года, не выявив никаких нарушений. Составленные впоследствии в мае 2017 года акты ПФР являются неправомерными также и потому, что вынесены за рамками законно установленных правил проведения камеральных проверок.

И, в заключение, немного позитива. Это — Постановление Арбитражного Суда Дальневосточного округа № Ф03-924/2017 от 10.04.2017 г. А, значит, страхователям есть резон отстаивать свои права и законные интересы.

Источник:
http://www.klerk.ru/buh/articles/466037/