Профсоюзы в России: имитация работы или реальная защита трудовых прав

Профсоюзы в России: имитация работы или реальная защита трудовых прав?

Во времена СССР все трудящиеся состояли в профсоюзах, которые обеспечивали их путевками, организовывали культурные мероприятия и даже оказывали материальную помощь нуждающимся. К настоящему моменту профсоюзы играют все менее значимую роль, но продолжают функционировать. Для чего они нужны, как работают и есть ли альтернатива – читайте в статье.

Из истории профсоюзного движения

Профессиональный союз – профсоюз – представляет собой объединение людей, которые связаны между собой по роду деятельности. В основном известны профсоюзы, объединяющие работников какого-нибудь предприятия или отрасли.

В классической экономике профсоюзы – сила, противостоящая работодателям в вопросах оплаты труда и условий работы.

Впервые прообраз профсоюзов возник в XIX веке как ответ сил пролетариата против эксплуатации трудящихся капиталистами. Изначально создавались так называемые «трейд-юнионы» (Trade-Unions), которые к 1868 году вошли в единый Конгресс трейд-юнионов. Этот конгресс и стал основным органом по координации движения профсоюзов.

К первой половине XX века профсоюзное движение распространяется по всему миру. Не в последнюю очередь это происходит и из-за политизации движения под влиянием марксистов. Благодаря этому в 1917 году профсоюзное движение достигает пика и в России.

В западных странах в XX веке профсоюзы стали тоже достаточно влиятельной силой, сохранив при этом независимость. После окончания Второй мировой войны был зафиксирован пик популярности профсоюзного движения. Однако уже с 70-х годов, по мере экономического роста стран Европы, профсоюзы постепенно теряют трудящихся.

К настоящему времени профсоюзы охватывают в Европе порядка 10-15% работающих, тем не менее организации остаются влиятельными. Сейчас права трудящихся в большей степени защищены законодательством, тогда как профсоюзы занимаются, в основном, контролем.

В России в 1918 году создается Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС). Он становится фактически государственным органом власти и успешно функционирует вплоть до распада СССР.

В советское время ВЦСПС был крайне влиятельной структурой, объединяющей как законотворческие, так и исполнительные и контрольные функции:

  • участие в разработке планов развития народного хозяйства;
  • реализация социалистического соревнования;
  • участие в разработке и внесение на рассмотрение законов;
  • разработка инструкций, правил и разъяснений по трудовому законодательству;
  • руководство социальным страхованием и санаторно-курортным лечением, и другие функции.

По сути, совет профсоюзов был верховным органом власти в сфере трудовых отношений. Это противоречило изначальной идее профсоюза – по факту ВЦСПС был государственным органом, который, тем не менее, существовал не на средства бюджета, а на профсоюзные взносы трудящихся.

Федерация независимых профсоюзов России

Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов – ВЦСПС – существовал до 1990 года, когда первый учредительный съезд республиканских профсоюзов РСФСР принял решение отказаться от идей марксизма-ленинизма и создать на базе ВЦСПС новый орган – Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР). ФНПР является преемником советского ВЦСПС, в том числе и по владению имуществом.

История отношений ФНПР с российской властью после распада СССР началась с противостояния. В 1992-1993 годах Федерация организовывала массовые протестные акции против политики властей, однако особого успеха они не имели. В 1993 году было подписано соглашение между ФНПР и правительством касательно тарифов по оплате труда, но оно не выполнялось. В ответ ФНПР снова организовала массовые акции протеста, которые поддержали уже миллионы людей.

В дальнейшем власти заморозили банковские счета ФНПР, после чего в Федерации сменилось руководство. Боясь ликвидации, ФНПР отказывается от противостояния с правительством.

Затем происходят изменения, которые лишают ФНПР существенной части власти и ресурсов:

  • принимаются законы в сфере труда, упрощается увольнение активистов профсоюзов;
  • создается государственная инспекция по труду, что лишает ФНПР полномочий проводить профсоюзную техническую инспекцию;
  • счета Фонда социального страхования переводятся в Федеральное казначейство из принадлежащего Федерации банка «Солидарность».

Как результат – в 1990-е годы быстро сокращается численность членов профсоюзных организаций и руководящих органов. Динамику численности можно оценить по архивным данным:

Более чем вдвое сократившиеся ряды ФНПР принесли соответствующее снижение доходов Федерации и ее региональных представительств.

К настоящему времени ФНПР является самой крупной общественной организацией в стране, включая 120 членских организаций. Почти в каждом регионе действует своя Федерация профсоюзов, которая входит в ФНПР. Также сюда входят 40 отраслевых профсоюзов.

Что касается первичных ячеек (которые создаются на предприятиях), то точных данных в открытом доступе нет. Однако по неофициальной информации, в ФНПР входит около 190 тысяч первичных ячеек.

В каждой ячейке численностью больше 300 человек от работы «освобождается» один человек. Он фактически работает в профсоюзе, получая от него зарплату. Всего таких «освобожденных» работников по стране около 50 тысяч, что ставит ФНПР в один ряд с крупнейшими работодателями страны.

Кроме того, ФНПР обладает объектами инфраструктуры – санаториями, пансионатами, стадионами, гостиницами и т.д. Всего профсоюзам принадлежит около 400 объектов инфраструктуры, которые на постоянной основе приносят доходы.

Как сейчас работают профсоюзы в России

На Западе профсоюзы выполняют важную роль в жизни трудящихся – защищают их права перед работодателями, участвуют в переговорах, а также организуют забастовки и акции протеста. В России Федерация профсоюзов не проводит акций протеста и не одобряет их, нет и соответствующего бюджета на их организацию.

Что касается защиты прав трудящихся, профсоюзы часто подвергаются критике как неэффективный инструмент. Так, ФНПР стала правопреемником ВЦСПС и занимается преимущественно социальными функциями – распределяет путевки, билеты на культурные мероприятия, и т.д.

Реальной защите прав трудящихся профсоюзы уделяют не так много внимания. По статистике, каждый год юристы профсоюзов принимают участие в судебных спорах по вопросам трудового права – в 14-15 тысячах дел. Тогда как всего в судах первой инстанции только за 2014 год рассмотрено 507 тысяч трудовых споров. То есть, профсоюзные юристы участвуют всего в 3% трудовых споров.

Формально члены профсоюзов могут претендовать на такие преференции:

  • получать юридическую помощь при необходимости обратиться в суд по трудовым вопросам;
  • использовать льготы, которые предлагаются работодателем, в полной мере;
  • приобретать путевки на санаторно-курортное лечение и отдых по льготным ценам;
  • привлекать профсоюз для решения трудовых споров на уровне работодателя;
  • принимать участие в работе профсоюзной организации.

За это члены профсоюзов вносят взносы – обычно это 1% от зарплаты. Взносы удерживаются при выдаче зарплаты и передаются первичной организации. Около 80% от взносов остается в первичной организации, 15% идет региональной Федерации, а остальное перечисляется в ФНПР.

По факту активность профсоюзов проявляется в организации митингов и других массовых мероприятий (как правило, они не носят резко протестный характер). Например, ежегодно именно профсоюзы организуют шествие трудящихся на демонстрации 1 мая.

На федеральном уровне проводятся форумы и акции. Например, в октябре 2018 года ФНПР была проведена Всероссийская акция профсоюзов «За достойный труд!». Акция эта заключалась в проведении заседаний трехсторонних комиссий и митингов. Поучаствовали в акции, по данным ФНПР, около 860 тысяч человек.

Критика профсоюзов

Работа профсоюзов в России, по большей части, оценивается как неэффективная. Вместо реальных действий по защите прав трудящихся профсоюзы активно сотрудничают с работодателями. Это нарушает базовый принцип их организации – независимость и следование защите прав работников.

Основная причина критики – это действия профсоюзных организаций ФНПР в интересах работодателей. Вместо того, чтобы выдвигать требования о повышении оплаты труда и обеспечения приемлемых условий труда, активисты занимаются борьбой с хищениями, организуют праздничные мероприятия, политические акции и шествия.

Членство в профсоюзе для многих работников вообще становится неожиданностью, так как их принимают туда еще на стадии трудоустройства. Люди не знают свои трудовые права, а профсоюзы никак на это не влияют.

Критика профсоюзов связана и с тем, что Федерация и ее региональные и отраслевые подразделения не публикуют никакой отчетности. Точно неизвестно, на какие средства функционируют профсоюзные организации, каким имуществом они управляют. Так, если в 1991 году на баланс Федерации перешло около 1500 объектов инфраструктуры, то к настоящему времени их осталось менее 500. Точный же список имущества остается неизвестным.

Профсоюзы, входящие в ФНПР, активно поддерживают действующую власть, в том числе и непопулярные решения (например, решение о монетизации льгот). Но даже если на официальном уровне ФНПР не поддерживает решения власти, как в случае с повышением пенсионного возраста, профсоюзы не в состоянии как то на это повлиять.

Представители Федерации принимают участие в разработке и обсуждении законопроектов в сфере трудовых отношений. Но зачастую их инициативы заведомо невыполнимы (как недавний законопроект об удвоении размера МРОТ, который не был поддержан в парламенте).

Таким образом, профсоюзное движение под эгидой ФНПР занимается, преимущественно, формальными обязанностями. Как результат – по данным опросов только 12% россиян положительно оценивают роль профсоюзов.

Есть ли альтернатива?

Неэффективная работа «официальных» профсоюзов и их тесная связь с работодателями способствуют тому, что численность работников в них постоянно снижается. Тем, кто не желает платить свой заработанный 1% от доходов, достаточно подать соответствующее заявление руководителю профсоюзной организации и главному бухгалтеру (чтобы больше не отчислялись взносы).

Человек в таком случае лишится некоторых «бонусов», но, как показывает практика, в них нет особой необходимости. Например, юридическую помощь по трудовым вопросам можно получить в Государственной инспекции по труду (относится к Роструду), а также в прокуратуре.

Если же работодатель регулярно нарушает правила трудового законодательства, то есть смысл рассмотреть вариант вступления в альтернативный профсоюз (то есть, не входящий в ФНПР).

Наиболее крупное объединение «альтернативных» профсоюзов – это Конфедерация труда России (КТР). Организация по числу членов занимает второе место после ФНПР. Также она входит в Международную конфедерацию профсоюзов – крупнейшее международное профсоюзное объединение. В отличие от ФНПР, профсоюзы, входящие в КТР, действительно ведут борьбу за права трудящихся.

Есть и другие «альтернативные» профсоюзы и их объединения. Также всегда есть возможность организовать и зарегистрировать свою профсоюзную организацию.

Таким образом, можно дать следующие рекомендации по защите своих трудовых прав через профсоюзы:

  • прежде всего, узнать, какая профсоюзная организация действует на конкретном предприятии или на уровне отрасли;
  • также нужно узнать, какие меры поддержки предлагает этот профсоюз – можно ли заручиться его поддержкой в спорах с работодателем или в судебных разбирательствах; есть ли льготные путевки; какие мероприятия проводит профсоюз;
  • если профсоюз по факту не выполняет никаких функций, можно попытаться принять участие в его работе – так можно поднять важные вопросы, привлечь к этому коллег;
  • в случае, когда профсоюз в конфликтах встает на сторону работодателя – из него лучше выйти. Правда, стоит учитывать, что работодатель и профсоюз могут препятствовать этому;
  • если на предприятии есть другие, «альтернативные» варианты профсоюзов – стоит ознакомиться и с их работой. Возможно, у них можно найти защиту своих трудовых прав.

Источник:
http://bankstoday.net/last-articles/profsoyuzy-v-rossii-imitatsiya-raboty-ili-realnaya-zashhita-trudovyh-prav

Защита трудовых прав работников профсоюзами

Из рассмотренного определения профессионального союза следует, что он вправе защищать социально-трудовые права и интересы своих членов. Для осуществления такой защиты процедура прохождения уведомительной регистрации с целью получения статуса юридического лица правового значения не имеет. В соответствии со ст. 7 Конвенции о свободе ассоциации и защите права на организацию приобретение права юридического лица профессиональным союзом не может быть обязательным условием для осуществления им деятельности по защите прав своих членов. Параметры данной деятельности определяются законодательством и уставом профессионального союза. Направления уставной деятельности профессионального союза не должны вступать в противоречие с законодательством. Если при применении устава выявляются подобные противоречия, у полномочных государственных органов возникает право потребовать от профессионального союза устранения из него положений, не соответствующих законодательству. Однако отсутствие у профсоюза регистрации в качестве юридического лица не может служить законным основанием для отказа от принятия поступающих от него заявлений, например в судебные органы. В связи с изложенным и при отсутствии регистрации в качестве юридического лица профсоюз действующим законодательством признается субъектом, полномочным осуществлять защиту социально-трудовых прав и интересов своих членов в формах, предусмотренных его уставом.

Деятельность профсоюза по защите социально-трудовых прав и интересов граждан проводится по нескольким направлениям. В частности, профсоюз может осуществлять деятельность по защите трудовых прав конкретных работников. При защите прав и интересов конкретных работников профсоюз связан действием принципа диспозитивности, закрепленного в ст. 39 ГПК РФ. Принцип диспозитивности означает, что права и свободы гражданина не могут быть реализованы без его волеизъявления. Поэтому обращение в органы, имеющие полномочия по защите прав и свобод граждан, может состояться только при наличии волеизъявления каждого представляемого профсоюзом работника. Следовательно, при защите прав конкретных граждан профсоюз в силу требований ст. 39, п. 4 ст. 131, ст. 132 ГПК РФ обладает лишь общими полномочиями. Включение в устав профсоюза положения о том, что в силу факта членства в профсоюзе у него возникают специальные полномочия при представительстве работников, вступает в противоречие с перечисленными нормами. Поэтому такое положение не может применяться.

К числу специальных полномочий ст. 54 ГПК РФ относит права представителя на подписание заявления от имени представляемого, предъявление его в суд и иные полномочные государственные органы, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречных требований от имени работника, к которому предъявлены претензии о привлечении к ответственности, полный или частичный отказ от заявленных требований, уменьшение их размера, признание предъявленных гражданину требований, заключение от его имени соглашения, изменение предмета или основания заявленных работником требований, на передачу полномочий другому лицу (передоверие), на предъявление исполнительного документа к взысканию, получение взысканного в пользу гражданина имущества или денег. Перечисленные специальные полномочия могут быть переданы гражданином профессиональному союзу только путем составления доверенности или подачи письменного заявления в суд. В соответствии с п. 6 ст. 53 ГПК РФ перечисленные полномочия могут быть переданы гражданином профсоюзу на основании письменного заявления, адресованного суду. Данное заявление может быть непосредственно передано гражданином судье в ходе гражданского процесса. В этом случае подпись гражданина на заявлении заверять не требуется, так как подлинность заявления проверяет непосредственно судья, проверив личность подавшего заявление гражданина. Гражданин может направить соответствующее заявление с перечислением в нем специальных полномочий, передаваемых профсоюзу, непосредственно в суд. Подпись гражданина на таком заявлении может быть удостоверена жилищными органами или органами местного самоуправления по месту его жительства либо по месту работы. Аналогичным образом может быть удостоверена и доверенность, выдаваемая гражданином профсоюзу, наделяемому перечисленными специальными полномочиями. Таким образом, при осуществлении защиты конкретных членов профсоюз может получить права на специальные полномочия путем оформления доверенности гражданином либо подачи им соответствующего заявления непосредственно в суд. Без оформления специальных полномочий при защите конкретных граждан профсоюз обладает исключительно общими полномочиями. Перечень общих полномочий профсоюза в законодательстве исчерпывающим образом не определен. Поэтому в уставе профсоюза могут фигурировать общие полномочия, которые возникают у профсоюза в силу факта членства гражданина при защите его прав. К числу общих полномочий могут быть отнесены выражение профсоюзом позиции при защите прав конкретных работников, представление им собственных доказательств с целью защиты прав конкретных работников, присутствие представителей профсоюза при рассмотрении заявлений конкретных работников полномочными органами и организациями. Подчеркнем еще раз, что при защите прав конкретных граждан профсоюз может использовать общие права, предусмотренные законодательством и его уставом, а также использовать специальные полномочия на основании выданной ему гражданином письменной доверенности либо письменного заявления в суде. В связи с изложенным профсоюз, например, не вправе без оформления специальных полномочий требовать сложения штрафа с работника, совершившего дисциплинарный проступок. Данное явное нарушение прав работника может быть устранено профсоюзом только при наличии у него документов, подтверждающих специальные полномочия по защите этого работника. Но при этом профсоюз не лишен права высказать представителям работодателя собственное мнение по поводу данного нарушения, профсоюз также может потребовать рассмотрения такого обращения с участием его представителей. Однако штраф с работника не может быть сложен по требованию профсоюза до тех пор, пока работник не оформит передачу профсоюзу специальных полномочий, в частности, на обращение в органы, полномочные сложить штраф, на получение и передачу ему суммы штрафа.

Читайте также  Сроки камеральной проверки сзв стаж пенсионным фондом - 2020 год

Вторым направлением деятельности профсоюзов по защите социально-трудовых прав и интересов является предъявление профсоюзом требований в интересах неопределенного круга граждан. Предъявление указанных требований не связано с указанием конкретных граждан, права которых защищает профсоюз. Деятельность по защите неопределенного круга лиц профсоюз осуществляет, участвуя в разработке нормативных правовых актов, требуя отмены нормативных правовых актов, умаляющих социально-трудовые права и интересы граждан, гарантированные в вышестоящих по юридической силе нормативных правовых актах. Данное направление деятельности профсоюзов имеет свои особенности. К их числу следует отнести отсутствие предусмотренных законодательством неблагоприятных последствий за отказ от учета мнения профсоюзов при издании нормативных правовых актов. При обжаловании таких актов особенностью является нежелание судов общей юрисдикции допускать профсоюз к защите прав и интересов неопределенного круга лиц. По мнению должностных лиц Верховного Суда РФ, в настоящее время отсутствует федеральный закон, позволяющий общественным организациям, к числу которых относятся и профсоюзы, обращаться в суд с заявлениями о защите прав неопределенного круга лиц. В связи с чем профсоюзам предлагается представить доказательства того, что оспариваемый ими нормативный правовой акт применен и данное применение повлекло нарушение прав члена профсоюза. Подобная позиция исключает возможность защиты профсоюзами прав неопределенного круга лиц путем оспаривания нормативных правовых актов, она вынуждает профсоюзы переходить и при оспаривании указанных актов на защиту прав конкретных граждан, права которых нарушены при их применении. Однако следует иметь в виду, что данная позиция судебных органов противоречит действующему законодательству. В Определении Конституционного Суда РФ N 265-0 от 11 октября 2002 года об отказе в принятии жалобы местного органа общественной самодеятельности «Реформа» на нарушение конституционных прав и свобод статьями 42 и 115 Гражданского процессуального кодекса РСФСР и статьей 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» дан правовой анализ рассматриваемой позиции по отказу общественным организациям в заявлении требований по защите неопределенного круга лиц. Напомним, что ст. 42 ГПК РСФСР позволяла обращаться в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных законом. В п. 1 ст. 46 ГПК РФ также сказано о том, что в случаях, предусмотренных законом, организации, в том числе общественные, вправе обратиться в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В указанном Определении Конституционный Суд РФ отмечает, что ч. 1 ст. 27 ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает, что для осуществления уставных целей общественная организация, в том числе и профсоюз, имеет право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Очевидно, что суд является органом государственной власти. Поэтому названный Федеральный закон и гражданское процессуальное законодательство позволяют общественным организациям обращаться в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц. Право на защиту интересов неопределенного круга лиц общественными организациями вытекает из перечисленных норм Федерального закона и ГПК РФ, а также из природы общественного объединения и его уставных целей. На данное обстоятельство также обращено внимание в названном Определении Конституционного Суда РФ. Право профсоюзов на защиту неопределенного круга лиц закреплено помимо перечисленных норм в ст. 23 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В связи с изложенным следует сделать вывод о том, что действующее законодательство позволяет предъявлять профсоюзам требования в защиту социально-трудовых прав и интересов неопределенного круга граждан. Причем данное направление деятельности может быть обозначено в качестве цели создания и функционирования профсоюза. В уставе профсоюза вполне может быть дан не исчерпывающий перечень вопросов, по которым профсоюз может осуществлять защиту неопределенного круга лиц. Профсоюз, обращаясь в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, реализует как специальные, так и общие полномочия. И если профсоюз не может без согласия работника добиться вынесения решения о сложении с него штрафа, то он наделен полномочиями требовать отмены локального нормативного правового акта, позволяющего применить к работникам штрафные санкции. Признание судом данного акта недействующим впоследствии может стать основанием для отмены работодателем приказа о наложении на конкретных работников штрафных санкций и возврата им незаконно удержанных сумм. Очевидно, что должны существовать особые правила исполнительного производства при реализации судебных решений о незаконности локальных нормативных правовых актов. Если такой акт издан представителями работодателя с превышением имеющихся у них полномочий, то он должен признаваться недействительным, то есть не порождающим правовых последствий с момента издания.

В этом случае в ходе исполнительного производства должны быть устранены нарушения прав и свобод граждан, возникшие в связи с применением признанного незаконным нормативного правового акта. В рассмотренном нами случае представители работодателя превысили полномочия при издании акта о привлечении работников к ответственности в виде штрафа. Полномочиями по принятию таких актов обладают исключительно законодательные органы. Поэтому суд вправе признать такой акт не порождающим правовых последствий с момента его издания. После чего в ходе исполнительного производства должны быть устранены нарушения прав конкретных граждан, ставшие следствием применения данного акта.

Таким образом, деятельность профсоюза по защите социально-трудовых прав и интересов может протекать в двух направлениях: в защиту прав и интересов конкретных граждан и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Источник:
http://hr-portal.ru/article/zashchita-trudovyh-prav-rabotnikov-profsoyuzami

§ 2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Профессиональные союзы — это добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Трудовым кодексом и указанным Законом профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации для осуществления своей защитной функции наделены правом представлять и защищать права и интересы работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения; участвовать в установленном порядке в определении работодателем систем оплаты труда, форм материального поощрения и норм труда; добиваться улучшения условий и охраны труда; участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров и многими другими правами.

Одним из важнейших способов защиты профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников является осуществление ими согласно ст. 370 ТК профсоюзного (общественного) контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Закрепленные ст. 370 ТК полномочия профессиональные союзы осуществляют через свои органы (профкомы и другие звенья профсоюзной системы), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и собственные правовые и технические инспекции труда. В своей деятельности они руководствуются законодательством РФ по вопросам труда и актами соответствующих профсоюзных органов.

На уровне организаций профсоюзный контроль осуществляется уполномоченными профсоюзного комитета по охране труда, избираемыми на общем собрании работников структурного подразделения.

Правовые и технические инспекции труда профсоюзов создаются общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями и действуют в соответствии с положениями, утверждаемыми этими профсоюзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, избираемые на общем собрании трудового коллектива из числа своих работников, имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организациях и профсоюзные инспекторы труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы и профсоюзные инспекторы труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо за неустранение нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством (п.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для осуществления деятельности профсоюзов, в том числе по контролю в сфере охраны труда.

Источник:
http://lawbook.online/kniga-trudovoe-pravo-rossii/zaschita-trudovyih-prav-rabotnikov-8397.html

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

Конституция РФ закрепляет положение о том, что каждый имеет право создавать профессиональные союзы. К сожалению, на предприятиях малого бизнеса, у индивидуальных предпринимателей обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, то есть отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников (в бюджетных организациях профсоюзные организации чаще всего имеются). Это происходит по разным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов, так как они ограничивают их всевластие; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профсоюза. Для сохранения своего рабочего места работник иногда вынужден пожертвовать своими законными правами.

Читайте также  Временная остановка судебного разбирательства дела - Гражданское процессуальное право

Глава 58 Трудового Кодекса РФ посвящена защите трудовых прав работников профсоюзами. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. Федерального закона № 444-ФЗ от 22 декабря 2014 г.) определяет, что профсоюз создаётся для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов его членов. Основной функцией профсоюзов является функция защиты, которая реализуется в четырёх организационно-правовых формах: участия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в организации; участия в разрешении трудовых споров; осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Участие профсоюзов в отношениях социального партнерства, установлении условий труда через институт коллективного договора и другие соглашения о труде должно стать основной формой реализации защитной функции профсоюзов.

Статья 370 ТК РФ раскрывает право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства. Профсоюзные инспектора труда имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения. Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют следующие права:

  • проводить независимую экспертизу условий труда;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе;
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям обязательные для рассмотрения предписания об устранении выявленных нарушений;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров;
  • принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Статьи 371 и 372 ТК РФ предусматривают порядок учёта мнения профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. В организации создаётся первичная профсоюзная организация, которая представляет собой добровольное объединение членов профсоюза, работающих в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Данное определение позволяет выделить характерные черты первичной профсоюзной организации.

Во-первых, она представляет собой добровольное объединение членов одного профсоюза. Это значит, что первичная профсоюзная организация, как правило, является частью более крупного профсоюза. Вместе тем необходимо учитывать, что данное понятие во всех без исключения случаях наличие вышестоящего профсоюза не предполагает. Как и любая общественная организация, она может быть создана гражданами для реализации общих целей независимо от вхождения в какой-либо другой, более крупный, профсоюз. В последнем случае первичная профсоюзная организация выступает как самостоятельный субъект права.

Таким образом, первичные профсоюзные организации составляют первое, наиболее многочисленное звено профсоюзного движения и на уровне отдельно взятого предприятия именно они представляют интересы работников через свои органы.

Во-вторых, если территориальная организация профсоюза, межрегиональный или общероссийский профсоюз могут объединять работников различных организаций, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, то первичная профсоюзная организация, как правило, состоит из членов профсоюза, работающих в одной и той же организации.

В-третьих, указанные объединения членов профсоюза могут создаваться практически в любых организациях независимо от формы собственности и подчиненности. Так, например, существует Профсоюз работников народного образования и науки РФ, Профсоюз работников органов безопасности Российской Федерации, Профсоюз адвокатов России.

В-четвертых, для первичной профсоюзной организации предусмотрена возможность действия либо на основании отдельного положения, либо на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

В соответствии со статьей 30 ТК РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Иными словами, по смыслу ТК РФ, первичная профсоюзная организация — это профсоюз (в широком смысле слова), который представляет на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующего профсоюза (часть 1 статьи 30 ТК РФ).

Кодексом предусмотрены следующие случаи принятия работодателем решений с учетом мнения представительного органа работников:

  • введение и отмена режима неполного рабочего времени на срок до шести месяцев в целях сохранения рабочих мест (ст. 74);
  • увольнение работников — членов профсоюза (ст. 82);
  • привлечение работников к сверхурочным работам (ст. 99);
  • составление графиков сменности при сменной работе (ст. 103);
  • привлечение к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113);
  • утверждение графика отпусков (ст. 123);
  • установление системы стимулирующих выплат (ст. 144);
  • установление повышенной заработной платы в ночное время (ст. 154);
  • введение, замена и пересмотр норм труда (ст. 162);
  • утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190);
  • утверждение графика работы на вахте при работе вахтовым методом (ст. 301).

Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данного работодателя. Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта локального акта направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме. Работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трёх дней провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Работодатель может принять локальный нормативный акт и при недостижении согласия, тогда выборный профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора, а принятый акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Государственная инспекция труда обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) профсоюзного органа провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене этого локального нормативного акта (в публикации от 15.05.2015 г. указывалось о правомочности таких проверок).

ТК РФ значительно ограничил работодателя и в принятии незаконного решения об увольнении работника, а профсоюзу предоставил право в более короткий срок защитить и восстановить через государственную инспекцию труда незаконно уволенного работника. В соответствии со ст. 82 ТК РФ увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК, производится с учётом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Порядок учёта мнения профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен ст. 373 ТК РФ. Работодатель направляет в профсоюзный орган проект приказа, а также копии документов, служащих основанием для принятия указанного решения. В течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и направляет работодателю своё мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение (например, указано только «не согласен») работодателем не учитывается. Если профсоюзный орган выразил несогласие, то он в течение трёх рабочих дней проводит с работодателем дополнительные консультации. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в государственную инспекцию труда. Данный орган в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

«Функция защиты» недостаточно полно отражает ту многогранную деятельность, которую призваны осуществлять профессиональные союзы. Вряд ли можно считать только «защитной функцией», например, участие профкома в разработке положения о премировании работников или правил внутреннего трудового распорядка. Поскольку деятельность профсоюзов выходит за рамки «защиты», представляется возможным говорить о функции «обеспечения прав и интересов работников».

Источник:
http://eduface.ru/consultation/pravo/zawita_trudovyh_prav_rabotnikov_professionalnymi_soyuzami

Полномочия профсоюзов по защите трудовых прав работников

Создание профсоюзов как организации работников для кол­лективной защиты их прав в сфере труда обязывает эту общест­венную организацию действовать во взаимоотношениях с работо­дателями в интересах работников.

Государство, признавая за профсоюзами роль представителей и защитников трудовых прав работников, закрепляет круг полно­мочий, позволяющий им охранять и защищать эти права 1 .

Основными вопросами, решаемыми с участием профсоюзов, действующих в интересах работников, являются:

1) регулирование трудовых отношений (правотворчество и правоприменение);

2) контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Кроме того, профсоюзы представляют работников, охраняют и защищают их трудовые права, участвуя в соответствии с зако­нодательством в коллегиальных органах управления организацией, в осуществлении приватизации государственного и муниципаль­ного имущества, в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров, оказывая содействие занятости.

Профсоюзы защищают права своих членов свободно распоря­жаться своими способностями к труду, выбирать род деятельно­сти и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральными законом минимального размера оплаты труда.

Полномочия профсоюзов в регулировании трудовых

Отношений

В области правового регулирования условий труда профсоюзам предоставлены полномочия по участию в установлении общих (кол­лективных) условий труда (правотворчестве) и применении норм трудо­вого права (в том числе установлении индивидуальных условий труда).

На федеральном уровне полномочия профсоюзов в установле­нии общих условий труда выражаются в возможности их участия в правотворческой работе федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Прежде всего это выражается в дея­тельности профсоюзов в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в рамках

1 Общая характеристика правового положения профсоюзов в сфере труда, их прав и обязанностей приведена в главе 5 данного учебника.

которой происходит подготовка проектов многих федеральных за­конов и постановлений Правительства РФ, а также обсуждение проектов, подготовленных сторонами РТК.

На уровне субъектов РФ возможность участия профсоюзов в установлении условий труда нередко шире, чем на федеральном уровне. Помимо участия в региональных трехсторонних комисси­ях по регулированию трудовых отношений, других прав, предос­тавленных федеральным законодательством субъектов РФ, во многих регионах профсоюзы обладают правом законодательной инициативы и активно им пользуются.

На территориальном уровне профсоюзы также участвуют в раз­работке и обсуждении проектов нормативных актов по вопросам труда, принимаемых органами местного самоуправления.

На локальном уровне работодатель принимает решения с уче­том мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 371).

Федеральный закон «О профсоюзах. » предусматривает, что:

а) проекты законодательных актов, затрагивающие социаль­но-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общерос­сийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций);

б) проекты нормативных правовых актов, затрагивающие со­циально-трудовые права работников, рассматриваются и прини­маются органами исполнительной власти, органами местного са­моуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов;

в) профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-тру­довой сферы;

г) участвовать в рассмотрении органами государственной вла­сти, органами местного самоуправления, работодателями, их объ­единениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений (см. пп. 1, 3, 4 ст. 11).

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представ­ляющего интересы работников организации при принятии локаль­ных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, пре­дусматривает ст. 372 ТК РФ, а при расторжении трудового догово­ра с работником по инициативе работодателя — ст. 373 ТК РФ.

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, пред­ставляющего интересы работников организации, при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, состоит из следующих этапов:

1. В случаях, предусмотренных ТК РФ, работодатель перед при­нятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в вы­борный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или

448 Раздел IV. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

большинства работников данной организации. По смыслу ст. 372 ТК РФ это обязанность работодателя, невыполнение которой долж­но влечь признание неправомерности действий работодателя и от­сутствие юридической силы локального нормативного акта, приня­того без соблюдения указанного выше требования закона.

2. Выборный профсоюзный орган не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного акта направ­ляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Мнение профсоюзного органа должно быть рассмотрено на его заседании и одобрено большинством голосов присутствующих на заседании членов этого органа с соблюдением кворума (присутствия на заседании более 50% избранных в данный орган членов). Мотивы мнения выборного профсоюзного органа должны опираться на зако­нодательство и фактические обстоятельства (экономическую и соци­ально-трудовую ситуацию в организации).

Читайте также  Налоговый вычет при покупке квартиры, калькулятор вычета

3. Если выборный профсоюзный орган возражает против проекта локального нормативного акта, представленного работо­дателем на его рассмотрение (не содержит согласия с этим ак­том), либо профсоюзный орган вносит предложения по его со­вершенствованию, работодатель имеет право согласиться с необ­ходимостью доработки проекта либо в течение 3 дней после получения мотивированного мнения профсоюзного органа обязан провести дополнительные консультации с выборным профсоюз­ным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.

4. Если согласие не достигнуто, возникшие разногласия оформ­ляются протоколом.

После этого работодатель вправе принять локальный норматив­ный акт, а выборный профсоюзный орган вправе его обжаловать в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный профсоюзный орган имеет право начать процедуру кол­лективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК. РФ.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (за­явления) выборного профсоюзного органа обязана в течение 1 месяца со дня получения жалобы (заявления) провести провер­ку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предпи­сание об отмене указанного локального нормативного акта, обя­зательное для исполнения.

Источник:
http://infopedia.su/13xc378.html

Способы защиты профсоюзами трудовых прав работников

Страницы в журнале: 86-90

А.С. СТЕПАНОВА,

аспирант Сочинского государственного университета tta 70@ mail . ru

Рассматриваются основные способы защиты нарушенных прав работников и виды ответственности работников по законодательству Российской Федерации. Установлено, что наиболее действенным способом защиты трудовых прав являются профсоюзы.

Ключевые слова: работник, профсоюз, ответственность, социальное партнерство, трудовые правоотношения.

Ways of Workers Trade Unions Protection of the Labor Rights

The author considers the main ways to protect the violated rights of workers and basic types of liability for employees with Russian legislation. The most effective way to protect labor rights are the unions is proved.

Keywords: worker, trade union, responsibility, social partnership, labor legal relationship.

Ключевым направлением развития трудового законодательства вне зависимости от содержания его правовых институтов является защита прав и интересов сторон трудового отношения. В рамках этой задачи используются такие традиционные способы защиты, как самозащита работниками трудовых прав, защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, судебная защита.

В условиях социально-экономических преобразований существенно возрастает роль профсоюзов в представительстве и защите социально-экономических интересов своих членов. Защитная функция профсоюзов осуществляется в случае нарушений (угрозы нарушения) прав, свобод и законных интересов как индивидуального работника, так и коллектива работников в целом. Нарушения трудовых прав работника (работников) могут быть выявлены в ходе осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства, который имеет место как при установлении (изменении) условий труда, так и в ходе правоприменительной деятельности.

В связи с этим очень важной представляется подробная законодательная регламентация основных прав профсоюзов, прежде всего права на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Реализация профессиональными союзами данного права является одной из важнейших при решении вопроса о мотивации профсоюзного членства, так как от того, насколько хорошо, быстро и эффективно осуществляются профсоюзными организациями такие представительство и защита, зависит количество работников, принявших решение о вступлении в члены профсоюза.

12 января 1996 года был принят Федеральный закон № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон № 10-ФЗ), который в дальнейшем был изменен и дополнен в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Предметом регулирования Закона № 10-ФЗ являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Таким образом, профсоюзы представляют собой объединения граждан.

Закон № 10-ФЗ впервые четко определил, в каком случае и кого защищают и представляют профсоюзы. Так, профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Одним из важнейших способов защиты профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников является осуществление ими согласно ст. 370 ТК РФ профсоюзного (общественного) контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

В соответствии с нормами ТК РФ и Закона № 10-ФЗ профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации для осуществления своей правозащитной функции наделены правами представлять и защищать права и интересы работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения, участвовать в установленном порядке в определении работодателем систем оплаты труда, форм материального поощрения и норм труда, добиваться улучшения условий и охраны труда, участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров и др.

Профессиональные союзы осуществляют полномочия, закрепленные в ст. 370 ТК РФ, через свои органы (профкомы и другие звенья профсоюзной системы), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и собственные правовые и технические инспекции труда.

Профессиональные союзы вправе представлять и защищать интересы своих членов при заключении трудового договора. Так, работник вправе при приеме на работу привлечь представителя профессионального союза, который смог бы объяснить работнику условия предлагаемого им трудового договора, проинформировать о действии коллективного договора и пр. Профессиональные союзы непосредственно участвуют в установлении и изменении условий труда, определении режимов рабочего времени, графиков сменности и т. д., решают вопрос о согласовании в исключительных случаях сверхурочных работ и пр. В области коллективных прав и интересов профессиональные союзы в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке представляют всех работников организации.

Указанные положения получили закрепление в трудовом законодательстве. Так, ст. 29 ТК РФ предусматривает, что представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками. Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Статья 30 ТК РФ закрепляет право работников, не являющихся членами профсоюза, уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

Приведенные нормы полностью соответствуют международным стандартам. Так, в соответствии с Рекомендацией Международной организации труда (далее — МОТ) № 91 «О коллективных договорах» (принята в г. Женеве 29.06.1951 на 34-й сессии Генеральной конференции МОТ) положения коллективного договора, заключенного профсоюзом, распространяются на всех работников организации, независимо от их членства в профсоюзе, если самим коллективным договором не предусмотрено иное. Поскольку реализацию данного права можно рассматривать как основополагающее направление деятельности профсоюза, право представлять и защищать интересы работников в коллективно-трудовых отношениях должно в обязательном порядке закрепляться в уставах профсоюзов[1].

Право на представительство и защиту интересов работников в коллективно-трудовых отношениях может быть получено профессиональным союзом на общем собрании (конференции) коллектива организации, а также путем сбора подписей и иными способами, не противоречащими действующему законодательству.

Права профессиональных союзов, связанные с принятием новых нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере, являются не менее важными, так как профсоюзы имеют возможность выразить свое мнение о содержании тех или иных законопроектов, проанализировать, к каким социальным последствиям приведет их принятие. Конституция РФ не предоставила профессиональным союзам право законодательной инициативы. Тем не менее законодательство о профессиональных союзах предусматривает, что проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Иными словами, акты, затрагивающие права и интересы работников в социально-трудовой сфере, должны проходить правовую экспертизу в профессиональных союзах соответствующего уровня. При этом органы законодательной и исполнительной власти не вправе произвольно отбросить мнение, высказанное профсоюзом. Если оно отклоняется, профсоюзу должно быть направлено об этом мотивированное заключение. Представляется, что активное использование профессиональными союзами предоставленных им прав позволит добиться улучшения качества принимаемых в социально-трудовой сфере законов и иных нормативных правовых актов, что положительно скажется на уровне правовой защищенности работников.

Профсоюзам предоставлено право выступать с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, должны рассматриваться органами государственной власти с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.

Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав. Воспрепятствование профессиональным союзам в реализации данных прав является нарушением закона и может быть обжаловано в суд.

За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена ТК РФ. За дисциплинарный проступок могут быть применены следующие виды дисциплинарного воздействия: замечание, выговор и увольнение. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности установлен статьей 193 ТК РФ. Административная ответственность устанавливается ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 3.11 КоАП РФ определяет дисквалификацию как лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Уголовная ответственность за нарушения прав профессиональных союзов Уголовным кодексом РФ не предусмотрена[2]. Это нарушает целостность правовой системы и в ряде случаев порождает безнаказанность руководителей, грубо нарушающих права профессиональных союзов, предусмотренных действующим законодательством. Представляется, что для устранения данного пробела профессиональные союзы должны объединиться и направить соответствующие предложения субъектам законодательной инициативы.

Кроме того, ст. 378 ТК РФ предусматривает, что лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом. Иными словами, профессиональные союзы могут требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения в связи с нарушением виновными лицами законодательства о профсоюзах, невыполнением своих обязательств по коллективному договору, соглашению, нарушением должностными лицами законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытием несчастных случаев на производстве.

В заключение хотелось бы отметить, что, хотя правовое регулирование защиты трудовых прав и свобод профессиональными союзами является достаточно целостным, постоянно переосмысливается и дорабатывается законодателем, нельзя признать, что рассматриваемая система защиты трудовых прав является вполне эффективной и достигает своих целей.

1 См.: Коршунова Т.Ю. Комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»: произв.-практ. изд. — М., 2002. С. 156.

2 См.: Сидорова В.Н. Особенности правозащитной деятельности профсоюзов в процедурах банкротства // Юрист. 2006. № 5. С. 28.

Источник:
http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2