Ответ недели: нормы амортизации б

Ответ недели: нормы амортизации б/у авто, купленного у физического лица

Вопрос: купили б/у авто у физического лица. Как амортизировать в налоговом учете?

Сообщаю Вам следующее:

В рассматриваемой ситуации предыдущим собственником приобретенного автомобиля является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. При приобретении объектов ОС, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом положений п. 7 ст. 258 НК РФ, так как физическое лицо не устанавливает срок полезного использования ОС и не амортизирует его для целей налогообложения. Норма амортизации по таким объектам ОС устанавливается как в отношении нового объекта ОС.

Бухгалтерские проводки приведены в документе 1.

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете организации операции, связанные с приобретением автомобиля, бывшего в эксплуатации, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем? В каком порядке определяется срок полезного использования и производится начисление амортизации по указанному объекту основных средств (ОС)?

Организация по договору купли-продажи, заключенному с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, приобрела для управленческих нужд легковой автомобиль, бывший в эксплуатации у предыдущего собственника 5,5 лет (66 месяцев) (срок эксплуатации установлен на основании паспорта транспортного средства). Договорная стоимость автомобиля составила 203 500 руб. Автомобиль приобретен и начал использоваться в июле. Оплата продавцу произведена в безналичной форме также в июле.

Ожидаемый срок использования автомобиля составляет 25 месяцев. В соответствии с учетной политикой организации начисление амортизации для целей как бухгалтерского, так и налогового учета производится линейным способом (методом). Для целей налогообложения учет ведется методом начисления, амортизационная премия не применяется.

Бухгалтерский учет

Приобретенный автомобиль предполагается использовать для служебных нужд организации на протяжении длительного времени (более 12 месяцев). Следовательно, автомобиль принимается к учету в качестве объекта ОС (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Объекты ОС принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из фактических затрат на их приобретение (за исключением НДС и других возмещаемых налогов). В данном случае первоначальная стоимость автомобиля равна сумме, уплачиваемой продавцу в соответствии с договором (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. п. 23, 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств) .

Моментом принятия объекта к учету в составе ОС является дата фактической готовности объекта к использованию в запланированных целях без дополнительных затрат. Факт такой готовности и принятия объекта к учету в составе ОС оформляется составлением соответствующего первичного учетного документа (ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Таким документом является акт (накладная) приемки-передачи ОС, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект (п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств) .

Затраты на приобретение объектов ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сформированная первоначальная стоимость объекта, принятого к учету в составе ОС, списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

При применении в бухгалтерском учете линейного способа начисления амортизации годовая сумма амортизационных отчислений по объекту ОС рассчитывается исходя из его первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования объекта ОС, установленного организацией при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету (п. 18, абз. 2 п. 19 ПБУ 6/01, пп. «а» п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств при принятии организацией объекта ОС к бухгалтерскому учету срок его полезного использования определяется исходя из ожидаемого срока использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью или исходя из ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта, либо в соответствии с нормативно-правовыми и другими ограничениями использования этого объекта.

В рассматриваемой ситуации исходим из допущения, что автомобиль предполагается эксплуатировать в обычном режиме и нормальных условиях, какие-либо ограничения его использования отсутствуют. Поэтому при принятии к учету данного объекта срок его полезного использования определен исходя из ожидаемого срока использования этого объекта (25 месяцев) (абз. 3 п. 20 ПБУ 6/01, абз. 3 п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). В течение отчетного года амортизационные отчисления начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы (абз. 5 п. 19 ПБУ 6/01, п. 55 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Таким образом, ежемесячная норма амортизации автомобиля составит 4% (100% / 25 мес.), ежемесячная сумма амортизационных отчислений — 8140 руб. (203 500 руб. x 4%).

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету (в данном случае — с августа), и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01, п. 61 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Амортизационные отчисления признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности в месяце их начисления (п. п. 5, 8, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Начисление амортизации по автомобилю, используемому для управленческих нужд, отражается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» (44 «Расходы на продажу» — для торговых организаций) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (п. 25 ПБУ 6/01, п. 65 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на прибыль организаций

В целях налогового учета приобретенный автомобиль признается амортизируемым имуществом и учитывается в составе ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). В данном случае первоначальная стоимость объекта ОС равна цене его приобретения (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ) .

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования (пп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

Срок полезного использования объекта ОС определяется организацией самостоятельно на дату ввода его в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ).

В данном случае организацией приобретен объект ОС, бывший в употреблении. По общему правилу приобретенные объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 257 НК РФ). При применении линейного метода амортизации налогоплательщик вправе определять норму амортизации по такому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Если срок фактического использования данного ОС у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией основных средств, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов (п. 7 ст. 258 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации предыдущим собственником приобретенного автомобиля является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. При приобретении объектов ОС, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом положений п. 7 ст. 258 НК РФ, так как физическое лицо не устанавливает срок полезного использования ОС и не амортизирует его для целей налогообложения. Норма амортизации по таким объектам ОС устанавливается как в отношении нового объекта ОС.

Дополнительно по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Учитывая приведенные разъяснения, организация устанавливает срок полезного использования по автомобилю, приобретенному у физического лица, не являющегося предпринимателем, исключительно на основании Классификации основных средств без учета срока пользования автомобилем предыдущим собственником.

В соответствии с Классификацией основных средств легковые автомобили (за исключением автомобилей, отнесенных к иным группам) относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно) (п. 1, абз. 4 п. 3 ст. 258 НК РФ). В данной консультации исходим из предположения, что организация установила минимальный срок полезного использования данного ОС в пределах указанной амортизационной группы, который равен 37 месяцам.

Следовательно, для целей налогообложения величина ежемесячных амортизационных отчислений по легковому автомобилю в данном случае составляет 5500 руб. (203 500 руб. x (1 / 37 мес. x 100%)) (п. 2 ст. 259.1, пп. 1 п. 1 ст. 259 НК РФ).

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (в рассматриваемом случае — с августа) (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Сумма начисленной амортизации ежемесячно признается в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 2 ст. 259, п. 3 ст. 272 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Исчисление и уплату НДФЛ в отношении доходов, полученных от реализации имущества, физические лица производят самостоятельно. В связи с этим у организации, приобретающей имущество у физического лица, не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 2 ст. 226, пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). В рассматриваемом случае заметим, что доход от продажи автомобиля не будет облагаться НДФЛ, поскольку автомобиль находился в собственности физического лица более трех лет (п. 17.1 ст. 217 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

Сумма амортизационных отчислений, ежемесячно признаваемых расходом в бухгалтерском учете (8140 руб.), превышает амортизацию, включаемую в расходы для целей налогового учета (5500 руб.). В связи с этим в учете организации ежемесячно возникают вычитаемые временные разницы (ВВР) в размере 2640 руб. (8140 руб. — 5500 руб.) и соответствующие им отложенные налоговые активы (ОНА) в размере 528 руб. (2640 руб. x 20%) (п. п. 11, 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

В бухгалтерском учете стоимость объекта ОС будет списываться через амортизацию в течение 25 месяцев. Следовательно, начиная с 26-го месяца по мере начисления амортизации в налоговом учете указанные ВВР и ОНА будут уменьшаться на 1100 руб. (5500 руб. x 20%) ежемесячно до полного погашения (п. 17 ПБУ 18/02).

Возникновение ОНА отражается записью по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (абз. 5 п. 14 ПБУ 18/02, Инструкция по применению Плана счетов). При уменьшении (погашении) ОНА производится обратная бухгалтерская запись по указанным счетам.

Источник:
http://ric480.newsmine.ru/2019/09/12/otvet-nedeli-normy-amortizacii-b-u-avto-kuplennogo-u-fizicheskogo-lica/

Амортизация автомобиля

Если организация приобрела автомобиль для длительного использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не планирует его последующую перепродажу, его необходимо амортизировать в бухгалтерском учете (п.п. 4, 17 ПБУ 6/01 ). А если его первоначальная стоимость в налоговом учете еще и превышает 100 000 рублей, объект будет амортизироваться также в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 256 НК РФ). Как рассчитать амортизацию автомобиля? О порядке амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в нашей консультации.

Читайте также  Программа Молодая семья в Москве - условия получения сертификата, размер помощи, список документов, контактная информация

Когда начинаем амортизировать автомобиль

В бухгалтерском учете амортизация машины начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ее к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01 ). Напомним, что к учету основные средства принимаются следующей записью (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 01 «Основные средства» – Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303 ).

Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля – это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01 ). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1, п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей консультации.

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01 ). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Выбираем способ амортизации

Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.

В бухгалтерском учете допускаются такие способы (п. 8 ПБУ 6/01 ):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При этом в бухгалтерском учете способ амортизации должен быть один для всех транспортных средств, входящих в группу однородных объектов, а в налоговом учете – вообще для всех амортизируемых активов (кроме тех, по которым амортизация независимо от выбранного метода в отношении иных активов всегда начисляется только линейным способом) (п. 18 ПБУ 6/01 , п.п.1,3 ст. 259 НК РФ).

Источник:
http://glavkniga.ru/situations/k504526

Как определить срок полезного использования автомобиля – таблица СПИ в бухгалтерском и налоговом учете

Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.

Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.

Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

Является ли транспорт основным средством?

Автомобили можно отнести к основным средствам как в бухгалтерском, так и налоговом учете.

Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

  • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
  • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
  • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

  • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
  • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

Нужно ли устанавливать СПИ для расчета амортизации транспортных средств?

Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Как определить в бухгалтерском учете?

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

То есть при желании компания вправе в бухучете для автомобиля установить тот же СПИ, что и в налоговых целях по Классификации основных средств.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

  • сферу применения автомобиля;
  • планируемое время эксплуатации;
  • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
  • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

Как узнать в налоговом учете по Классификатору?

Срок полезного использования в целях налогообложения определяется по Классификации утвержденной Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 в ред. от 07.07.2016.

Данная Классификация предусматривает 10 амортизационных групп с различными сроками службы.

Транспортное средство в зависимости от его типа, области применения, размера, мощности можно отнести к группе со второй по пятую.

При этом срок службы в зависимости от амортизационной группы может варьироваться от 2 до 9 лет.

Данные о сроках полезного использования для различных видов движимого имущества представлены в таблице.

  • Грузопассажирские подъемники, имеющие платформы
  • Легковые автомобили.
  • Автобусы малого типа длиной в пределах 7.5 м.
  • Грузовые автомобили грузоподъемностью до 3.5 т.
  • Специальные машины, не вошедшие в прочие группы
  • Легковые машины, предназначенные для людей с инвалидностью
  • Средние, большие и особо большие городские автобусы до 24 м
  • Междугородние автобусы
  • Троллейбусы
  • Самосвалы, бортовые грузовики, фургоны, тягачи независимо от массы
  • Специальные машины – катафалки, бензовозы, лесовозы, транспорт, обслуживающий коммунальное хозяйство
  • Спецмашины различных служб (полиция, спасательная, аварийная)
  • Машины, транспортирующие газ и нефтепродукты
  • Легковые автомобили от 3.5 л
  • Прочие автобусы, кроме перечисленных выше, от 16.5 до 24 м
  • Грузовой транспорт от 3.5 до 12 т
  • Специальные машины — тягачи седельные, гидроподъемники, мусоровозы
  • Прицепы, а также полуприцепы

Легковой авто

Для автомобилей легкового класса срок полезного использования отличается в зависимости от размера машины:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – большого и высшего класса с объемом двигателя от 3.5 литра;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автомобили малого класса, предназначенные для инвалидов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие легковые машины.

Чтобы определить правильный срок полезного использования, нужно узнать объем двигателя у легкового автомобиля, далее выяснить амортизационную группу (3 или 5, для инвалидов – 4), после этого выбрать из предложенного диапазона подходящий СПИ.

Автомобиль Мерседес Бенц 350 R350 CDI 4Matic с мощностью двигателя 224 л.с. можно отнести к 3 амортизационной группе в качестве легковой машины среднего класса с объемом двигателя до 3.5 л (ОКОФ 310.29.10.2).

Для него можно выбрать в качестве срока службы любое количество месяцев из диапазона от 85 до 108.

Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.

То есть, чтобы правильно определить СПИ, нужно знать габариты автобуса (его длину), а также область его применения.

ПАЗ 32053 с бензиновым двигателем применяется для пассажирских перевозок в черте города, имеет длину 6,925 м.

Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).

Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.

Грузовая машина

Для правильного определения периода службы грузовиков нужно смотреть на максимальную допустимую массу по техническому паспорту, область эксплуатации:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – грузовики с дизельным и и бензиновым двигателем с массой от 3.5 до 12 т и свыше 12 т;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – грузовые авто общего назначения (сюда входят бортовые грузовики, тягачи, самосвалы, фургоны);
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – небольшие грузовики с максимально возможной массой до 3.5 т.
  • КамАЗ 6520 – это большегруз самосвал, который можно отнести к 4 амортизационной группе (ОКОФ 310.29.10.4). СПИ может быть от 61 до 86 месяцев включительно.
  • Грузовая газель ГАЗ-33023, работающая на бензине, предназначенная для перевозки грузов, грузоподъемностью 1 т – включается в 3 группу амортизацию как грузовой автомобиль с бензиновым двигателем до 3.5 т (ОКОФ 310.29.10.42.111), СПИ от 37 до 62 месяцев включительно.
  • Прицеп – как грузовой, так и легковой можно включить в 5 группу (ОКОФ 310.29.20.23).

Спецтехника

В зависимости от своего предназначения специальные машины могут быть отнесены к 3, 4 или 5 группе амортизации.

Соответственно, для них может быть установлен срок использования:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – тягачи седельные; автогидроподъемники, мусоровозы;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автокатафалки, бензовозы, лесовозы, ТС для коммунального и дорожного хозяйства, ТС аварийно-спасательных службы и полиции, ТС для перевозки газа до 1.8Мпа, нефтепродуктов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие спецмашины.

Полезное видео

Как определяется срок полезного использования для нового автомобиля и средства бывшего в эксплуатации (подержанного), подробно рассказано в данном видео:

Организации обязаны принимать транспортные средства в качестве амортизируемого имущества и определять по нему срок полезного использования.

В течение этого срока компания начисляет ежемесячно амортизацию.

В налоговом учете срок можно установить в годах или месяцах в зависимости от амортизационной группы по Классификации основных средств.

В бухгалтерском учете можно выбрать тот же СПИ, что и для налогообложения, либо самостоятельно определить нужную длительность в зависимости от планируемых условий эксплуатации.

Источник:
http://praktibuh.ru/buhuchet/vneoborotnye/os/amortizatsiya/srok-poleznogo-ispolzovaniya-avtomobilya.html

Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?

Казенное учреждение приобрело объект основных средств (легковой автомобиль), ранее бывший в эксплуатации. Как определить срок его полезного использования в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации?

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н [1] сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.

По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:

  • информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
  • принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).
Читайте также  Госпошлина за прописку по месту жительства в 2020 году: временную, постоянную, сумма оплаты

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС), легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно (код ОКОФ 15 3410010)). Согласно абз. 3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку. Поэтому срок полезного использования автомобиля составит пять лет (60 месяцев).

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, от 23.09.2009 № 03‑03‑06/1/608).

Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Для наглядности приведем пример.

Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).

На момент принятия автомобиля к учету он уже эксплуатировался 2 г. 8 мес. (32 мес.), поэтому оставшийся срок его полезного использования составит 2 г. 4 мес. (28 месяцев) (5 л. (60 мес.) — 2 г. 8 мес. (32 мес.)).

Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Источник:
http://www.klerk.ru/buh/articles/452438/

Ответ недели: нормы амортизации б/у авто, купленного у физического лица

Вопрос: купили б/у авто у физического лица. Как амортизировать в налоговом учете?

Сообщаю Вам следующее:

В рассматриваемой ситуации предыдущим собственником приобретенного автомобиля является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. При приобретении объектов ОС, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом положений п. 7 ст. 258 НК РФ, так как физическое лицо не устанавливает срок полезного использования ОС и не амортизирует его для целей налогообложения. Норма амортизации по таким объектам ОС устанавливается как в отношении нового объекта ОС.

Бухгалтерские проводки приведены в документе 1.

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете организации операции, связанные с приобретением автомобиля, бывшего в эксплуатации, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем? В каком порядке определяется срок полезного использования и производится начисление амортизации по указанному объекту основных средств (ОС)?

Организация по договору купли-продажи, заключенному с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, приобрела для управленческих нужд легковой автомобиль, бывший в эксплуатации у предыдущего собственника 5,5 лет (66 месяцев) (срок эксплуатации установлен на основании паспорта транспортного средства). Договорная стоимость автомобиля составила 203 500 руб. Автомобиль приобретен и начал использоваться в июле. Оплата продавцу произведена в безналичной форме также в июле.

Ожидаемый срок использования автомобиля составляет 25 месяцев. В соответствии с учетной политикой организации начисление амортизации для целей как бухгалтерского, так и налогового учета производится линейным способом (методом). Для целей налогообложения учет ведется методом начисления, амортизационная премия не применяется.

Бухгалтерский учет

Приобретенный автомобиль предполагается использовать для служебных нужд организации на протяжении длительного времени (более 12 месяцев). Следовательно, автомобиль принимается к учету в качестве объекта ОС (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Объекты ОС принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из фактических затрат на их приобретение (за исключением НДС и других возмещаемых налогов). В данном случае первоначальная стоимость автомобиля равна сумме, уплачиваемой продавцу в соответствии с договором (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. п. 23, 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств) .

Моментом принятия объекта к учету в составе ОС является дата фактической готовности объекта к использованию в запланированных целях без дополнительных затрат. Факт такой готовности и принятия объекта к учету в составе ОС оформляется составлением соответствующего первичного учетного документа (ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Таким документом является акт (накладная) приемки-передачи ОС, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект (п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств) .

Затраты на приобретение объектов ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сформированная первоначальная стоимость объекта, принятого к учету в составе ОС, списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

При применении в бухгалтерском учете линейного способа начисления амортизации годовая сумма амортизационных отчислений по объекту ОС рассчитывается исходя из его первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования объекта ОС, установленного организацией при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету (п. 18, абз. 2 п. 19 ПБУ 6/01, пп. «а» п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств при принятии организацией объекта ОС к бухгалтерскому учету срок его полезного использования определяется исходя из ожидаемого срока использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью или исходя из ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта, либо в соответствии с нормативно-правовыми и другими ограничениями использования этого объекта.

В рассматриваемой ситуации исходим из допущения, что автомобиль предполагается эксплуатировать в обычном режиме и нормальных условиях, какие-либо ограничения его использования отсутствуют. Поэтому при принятии к учету данного объекта срок его полезного использования определен исходя из ожидаемого срока использования этого объекта (25 месяцев) (абз. 3 п. 20 ПБУ 6/01, абз. 3 п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). В течение отчетного года амортизационные отчисления начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы (абз. 5 п. 19 ПБУ 6/01, п. 55 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Таким образом, ежемесячная норма амортизации автомобиля составит 4% (100% / 25 мес.), ежемесячная сумма амортизационных отчислений — 8140 руб. (203 500 руб. x 4%).

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету (в данном случае — с августа), и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01, п. 61 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Амортизационные отчисления признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности в месяце их начисления (п. п. 5, 8, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Начисление амортизации по автомобилю, используемому для управленческих нужд, отражается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» (44 «Расходы на продажу» — для торговых организаций) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (п. 25 ПБУ 6/01, п. 65 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на прибыль организаций

В целях налогового учета приобретенный автомобиль признается амортизируемым имуществом и учитывается в составе ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). В данном случае первоначальная стоимость объекта ОС равна цене его приобретения (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ) .

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования (пп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

Срок полезного использования объекта ОС определяется организацией самостоятельно на дату ввода его в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ).

В данном случае организацией приобретен объект ОС, бывший в употреблении. По общему правилу приобретенные объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 257 НК РФ). При применении линейного метода амортизации налогоплательщик вправе определять норму амортизации по такому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Если срок фактического использования данного ОС у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией основных средств, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов (п. 7 ст. 258 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации предыдущим собственником приобретенного автомобиля является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. При приобретении объектов ОС, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом положений п. 7 ст. 258 НК РФ, так как физическое лицо не устанавливает срок полезного использования ОС и не амортизирует его для целей налогообложения. Норма амортизации по таким объектам ОС устанавливается как в отношении нового объекта ОС.

Читайте также  Образец договора безвозмездного пользования земельным участком

Дополнительно по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Учитывая приведенные разъяснения, организация устанавливает срок полезного использования по автомобилю, приобретенному у физического лица, не являющегося предпринимателем, исключительно на основании Классификации основных средств без учета срока пользования автомобилем предыдущим собственником.

В соответствии с Классификацией основных средств легковые автомобили (за исключением автомобилей, отнесенных к иным группам) относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно) (п. 1, абз. 4 п. 3 ст. 258 НК РФ). В данной консультации исходим из предположения, что организация установила минимальный срок полезного использования данного ОС в пределах указанной амортизационной группы, который равен 37 месяцам.

Следовательно, для целей налогообложения величина ежемесячных амортизационных отчислений по легковому автомобилю в данном случае составляет 5500 руб. (203 500 руб. x (1 / 37 мес. x 100%)) (п. 2 ст. 259.1, пп. 1 п. 1 ст. 259 НК РФ).

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (в рассматриваемом случае — с августа) (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Сумма начисленной амортизации ежемесячно признается в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 2 ст. 259, п. 3 ст. 272 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Исчисление и уплату НДФЛ в отношении доходов, полученных от реализации имущества, физические лица производят самостоятельно. В связи с этим у организации, приобретающей имущество у физического лица, не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 2 ст. 226, пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). В рассматриваемом случае заметим, что доход от продажи автомобиля не будет облагаться НДФЛ, поскольку автомобиль находился в собственности физического лица более трех лет (п. 17.1 ст. 217 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

Сумма амортизационных отчислений, ежемесячно признаваемых расходом в бухгалтерском учете (8140 руб.), превышает амортизацию, включаемую в расходы для целей налогового учета (5500 руб.). В связи с этим в учете организации ежемесячно возникают вычитаемые временные разницы (ВВР) в размере 2640 руб. (8140 руб. — 5500 руб.) и соответствующие им отложенные налоговые активы (ОНА) в размере 528 руб. (2640 руб. x 20%) (п. п. 11, 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

В бухгалтерском учете стоимость объекта ОС будет списываться через амортизацию в течение 25 месяцев. Следовательно, начиная с 26-го месяца по мере начисления амортизации в налоговом учете указанные ВВР и ОНА будут уменьшаться на 1100 руб. (5500 руб. x 20%) ежемесячно до полного погашения (п. 17 ПБУ 18/02).

Возникновение ОНА отражается записью по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (абз. 5 п. 14 ПБУ 18/02, Инструкция по применению Плана счетов). При уменьшении (погашении) ОНА производится обратная бухгалтерская запись по указанным счетам.

Источник:
http://ric480.newsmine.ru/2019/09/12/otvet-nedeli-normy-amortizacii-b-u-avto-kuplennogo-u-fizicheskogo-lica/

Как определить срок полезного использования автомобиля – таблица СПИ в бухгалтерском и налоговом учете

Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.

Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.

Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

Является ли транспорт основным средством?

Автомобили можно отнести к основным средствам как в бухгалтерском, так и налоговом учете.

Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

  • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
  • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
  • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

  • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
  • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

Нужно ли устанавливать СПИ для расчета амортизации транспортных средств?

Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Как определить в бухгалтерском учете?

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

То есть при желании компания вправе в бухучете для автомобиля установить тот же СПИ, что и в налоговых целях по Классификации основных средств.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

  • сферу применения автомобиля;
  • планируемое время эксплуатации;
  • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
  • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

Как узнать в налоговом учете по Классификатору?

Срок полезного использования в целях налогообложения определяется по Классификации утвержденной Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 в ред. от 07.07.2016.

Данная Классификация предусматривает 10 амортизационных групп с различными сроками службы.

Транспортное средство в зависимости от его типа, области применения, размера, мощности можно отнести к группе со второй по пятую.

При этом срок службы в зависимости от амортизационной группы может варьироваться от 2 до 9 лет.

Данные о сроках полезного использования для различных видов движимого имущества представлены в таблице.

  • Грузопассажирские подъемники, имеющие платформы
  • Легковые автомобили.
  • Автобусы малого типа длиной в пределах 7.5 м.
  • Грузовые автомобили грузоподъемностью до 3.5 т.
  • Специальные машины, не вошедшие в прочие группы
  • Легковые машины, предназначенные для людей с инвалидностью
  • Средние, большие и особо большие городские автобусы до 24 м
  • Междугородние автобусы
  • Троллейбусы
  • Самосвалы, бортовые грузовики, фургоны, тягачи независимо от массы
  • Специальные машины – катафалки, бензовозы, лесовозы, транспорт, обслуживающий коммунальное хозяйство
  • Спецмашины различных служб (полиция, спасательная, аварийная)
  • Машины, транспортирующие газ и нефтепродукты
  • Легковые автомобили от 3.5 л
  • Прочие автобусы, кроме перечисленных выше, от 16.5 до 24 м
  • Грузовой транспорт от 3.5 до 12 т
  • Специальные машины — тягачи седельные, гидроподъемники, мусоровозы
  • Прицепы, а также полуприцепы

Легковой авто

Для автомобилей легкового класса срок полезного использования отличается в зависимости от размера машины:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – большого и высшего класса с объемом двигателя от 3.5 литра;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автомобили малого класса, предназначенные для инвалидов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие легковые машины.

Чтобы определить правильный срок полезного использования, нужно узнать объем двигателя у легкового автомобиля, далее выяснить амортизационную группу (3 или 5, для инвалидов – 4), после этого выбрать из предложенного диапазона подходящий СПИ.

Автомобиль Мерседес Бенц 350 R350 CDI 4Matic с мощностью двигателя 224 л.с. можно отнести к 3 амортизационной группе в качестве легковой машины среднего класса с объемом двигателя до 3.5 л (ОКОФ 310.29.10.2).

Для него можно выбрать в качестве срока службы любое количество месяцев из диапазона от 85 до 108.

Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.

То есть, чтобы правильно определить СПИ, нужно знать габариты автобуса (его длину), а также область его применения.

ПАЗ 32053 с бензиновым двигателем применяется для пассажирских перевозок в черте города, имеет длину 6,925 м.

Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).

Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.

Грузовая машина

Для правильного определения периода службы грузовиков нужно смотреть на максимальную допустимую массу по техническому паспорту, область эксплуатации:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – грузовики с дизельным и и бензиновым двигателем с массой от 3.5 до 12 т и свыше 12 т;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – грузовые авто общего назначения (сюда входят бортовые грузовики, тягачи, самосвалы, фургоны);
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – небольшие грузовики с максимально возможной массой до 3.5 т.
  • КамАЗ 6520 – это большегруз самосвал, который можно отнести к 4 амортизационной группе (ОКОФ 310.29.10.4). СПИ может быть от 61 до 86 месяцев включительно.
  • Грузовая газель ГАЗ-33023, работающая на бензине, предназначенная для перевозки грузов, грузоподъемностью 1 т – включается в 3 группу амортизацию как грузовой автомобиль с бензиновым двигателем до 3.5 т (ОКОФ 310.29.10.42.111), СПИ от 37 до 62 месяцев включительно.
  • Прицеп – как грузовой, так и легковой можно включить в 5 группу (ОКОФ 310.29.20.23).

Спецтехника

В зависимости от своего предназначения специальные машины могут быть отнесены к 3, 4 или 5 группе амортизации.

Соответственно, для них может быть установлен срок использования:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – тягачи седельные; автогидроподъемники, мусоровозы;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автокатафалки, бензовозы, лесовозы, ТС для коммунального и дорожного хозяйства, ТС аварийно-спасательных службы и полиции, ТС для перевозки газа до 1.8Мпа, нефтепродуктов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие спецмашины.

Полезное видео

Как определяется срок полезного использования для нового автомобиля и средства бывшего в эксплуатации (подержанного), подробно рассказано в данном видео:

Организации обязаны принимать транспортные средства в качестве амортизируемого имущества и определять по нему срок полезного использования.

В течение этого срока компания начисляет ежемесячно амортизацию.

В налоговом учете срок можно установить в годах или месяцах в зависимости от амортизационной группы по Классификации основных средств.

В бухгалтерском учете можно выбрать тот же СПИ, что и для налогообложения, либо самостоятельно определить нужную длительность в зависимости от планируемых условий эксплуатации.

Источник:
http://praktibuh.ru/buhuchet/vneoborotnye/os/amortizatsiya/srok-poleznogo-ispolzovaniya-avtomobilya.html