Правила и сроки оплаты по госконтрактам в 2020 году

Правила и сроки оплаты по госконтрактам в 2020 году

Сроки заключения контракта по 44 ФЗ, а также период исполнения и оплаты — это основополагающие сведения при заключении любого соглашения. В этой статье поговорим о том, когда заказчик должен перечислить деньги исполнителю контракта.

Понятие и порядок оплаты

В условиях передачи денег за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги необходимо отразить следующие сведения:

  1. Валюта (можно установить и иностранную валюту, согласно Общероссийскому классификатору валют ИСО 4217 003-97, но при этом нужно зафиксировать порядок пересчета в рубли для осуществления платежей).
  2. Форма перевода (безналичный или наличный).
  3. Пени и неустойки в случае ненадлежащего исполнения обязательств (Решение ФАС России от 12.07.2016 по делу № ВП-348/16, Письма Минэконом от 10.03.2016 № ОГ-Д28-3630, от 02.10.2015 № ОГ-Д28-12800, от 21.09.2015 № Д28и-2829).
  4. Момент выполнения обязанности по оплате (списание суммы со счета заказчика или поступление денег на счет поставщика).

Можно выделить несколько вариантов оплаты:

  1. Единовременная (ст. 486, 735, 746, 781 ГК РФ) — производится только после выполнения поставщиком своих обязанностей. В договоре необходимо установить, какой документ подтверждает факт исполнения обязательств, и от даты его подписания установить срок перечисления денег (товарная накладная, акт сдачи, акт приема-передачи и др., согласно ч. 7 ст. 94).
  2. Предоплата, или аванс (ст. 487, 711, 781 ГК РФ) — до того, как участник исполнит свои обязательства. Аванс может быть полным (100 % от цены) или частичным, когда окончательный расчет осуществляется после исполнения обязанностей по договору. 44-ФЗ не содержит каких-либо особых требований к авансовым платежам. Однако в отдельных нормативных правовых актах могут предусматриваться ограничения в отношении аванса. Заказчику необходимо внимательно изучить Постановления Правительства, субъекта РФ или муниципалитета, раскрывающие особенности исполнения бюджета соответствующего уровня. К примеру, по государственным контрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту предоплата не может превышать 30 % (п. 42 Постановления № 1551). Есть ли аванс, его размер и сроки выплаты необходимо указать в договоре.
  3. Расчет по завершению отдельных этапов выполнения работы, оказания услуг (ст. 311, 421, 711, 781 ГК РФ). Стороны могут предусмотреть условие о выплатах частями. В договоре следует указать период исполнения каждого этапа, размер платежа по ним и дату окончательного выполнения обязательств и расчета.

Сроки оплаты

44-ФЗ запрещает слишком продолжительный период оплаты. Это сделано, чтобы обеспечить конкуренцию и не допустить ограничение числа участников закупки. Определяя порядок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34, согласно которым этот период не должен составлять более 30 дней с даты подписания документов о приемке. А если в закупке могут участвовать только субъекты малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО), — не более 15 рабочих дней. Заказчик вправе не включать такое условие в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 34.

Изменение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ является изменением его существенных условий. Такое допустимо только в определенных случаях, мы рассказывали о них в статье «Существенные условия контракта по 44-ФЗ».

Устанавливать расчет в договоре рекомендуется в календарных днях, а не периодом времени (к примеру: «Расчет производится в течение 10 дней после подписания акта приема-передачи». Нужно: «Заказчик производит оплату не позднее 01.01.2017»).

Даже просчитав наперед срок действия контракта по 44-ФЗ, в силу тех или иных причин возможно изменение сроков по контракту по 44-ФЗ, которое, в свою очередь, ведет к новому периоду исполнения обязательств по контракту.

Ответственность

Отсутствие в договоре порядка и сроков расчета является нарушением ч. 13 ст. 34. Должностное лицо заказчика, которое утвердило документацию с нарушением, можно привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Если должностное лицо впервые нарушает порядок и сроки оплаты по контракту или обязательства по авансированию, то его могут оштрафовать в размере от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение его могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

Источник:
http://goskontract.ru/kontrakt/poryadok-i-sroki-oplaty-po-kontraktam-po-fz-44

Оплата по контракту 44-ФЗ в 2020 году: сроки, условия

В статье расскажем, когда заказчики должны оплатить контракт, можно ли получить часть оплаты заранее и что делать, если заказчик нарушает сроки оплаты.

Варианты оплаты контракта по 44-ФЗ

Порядок и сроки оплаты товаров, работ, услуг (ТРУ) госзаказчик обязан прописать в проекте контракта в соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ.

Выделяют три варианта оплаты по договору:

Остановимся подробнее на каждом варианте.

Оплата с авансом

Заказчик сам решает, устанавливать в закупке авансирование или нет. Тендеры с авансом удобны для поставщика тем, что часть денег он получит сразу, еще до поставки товара или выполнения работ.

Если госзаказчик решает выплатить аванс, то он должен прописать в тексте договора его размер и установить сроки выплаты. Заказчик нарушит п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, если не укажет эти сведения.

Важно: в закупках с авансом обеспечение исполнения контракта увеличивается до размера аванса.

Наличие или отсутствие аванса и его предельный размер в разных закупках определяет законодательство.

Постановление правительства № 1496 устанавливает предельные значения аванса, который могут выплачивать госзаказчики в зависимости от предмета закупки:

  • в любых закупках по усмотрению заказчика, если иное не установлено законом;
  • в закупках по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Предельное значение в 50 % установили временно до конца 2020 года (пп. 5.1, 5.2 постановления №1803).

До 11.05.2020 года аванс в таких закупках не мог превышать 30 % от цены контракта.

Должны выполняться условия:

  • казначейское сопровождение аванса;
  • заказчик до проведения закупки получил одобрение от Минпромторга, что контракт соответствует целям импортозамещения.

в таких закупках как:

  • услуги связи;
  • подписка на печатные издания;
  • экспертиза проектной документации;
  • приобретение авиа- и железнодорожных билетов;
  • грузовые перевозки авиационным и железнодорожным транспортом;
  • путевки на санаторно-курортное лечение и другие из пп «в» п. 18 постановления №1496.

Есть случаи, когда на аванс можно не рассчитывать:

  1. В распоряжении правительства №21 установлен перечень из 22 товаров и 4 услуг, при закупке которых авансирования не может быть. Среди них:
  • постельное белье;
  • блокноты, записные книжки;
  • стиральные и моющие средства;
  • легковые автомобили;
  • услуги по ремонту компьютеров и др.
  1. Аванс не выплатят участнику, который снизил цену на 25 % и больше от начальной цены договора, даже если в проекте контракта есть сведения об авансировании. Такое условие прописано в п. 13 ст. 37 44-ФЗ.

Поэтапная оплата

Заказчик может установить в закупке поэтапное исполнение контракта и его оплату по частям. В таких закупках поставщик будет получать оплату частями после выполнения обязательств по каждому этапу.

В договоре заказчик должен указать период исполнения каждого этапа, размер частичного платежа и дату окончательного расчета по контракту.

Заказчик и поставщик взаимодействуют по такой схеме:

  1. поставщик выполняет обязательства по каждому этапу контракта;
  2. заказчик принимает товар или работы и подписывает документы о приемке, которые подтверждают выполнение обязательств по отдельному этапу;
  3. заказчик перечисляет деньги поставщику в рамках этапа и отправляет сведения об оплате в Единую информационную систему (ЕИС).

После выполнения этапа поставщик может уменьшить размер обеспечения исполнения контракта пропорционально выполненным обязательствам. Если размер обязательств этапа составил 30 %, то и обеспечение будет меньше на 30 %.

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то заказчик не может требовать полную сумму по этой гарантии. Перед тем, как выставить требование банку, он должен рассчитать сумму нового обеспечения с учетом выполненных обязательств по договору.

Если поставщик переводил сумму обеспечения на счет заказчика, то по требованию исполнителя заказчик возвращает ему разницу между первоначальным и уменьшенным обеспечением.

Единовременная оплата

Заказчик оплатит контракт одной суммой после того, как поставщик полностью исполнит обязательства.

В тексте договора заказчик должен указать, какой документ подтверждает факт выполнения обязательств. Таким документом могут быть:

  • товарная накладная;
  • счет-фактура;
  • акт приемки-передачи выполненных работ и другие.

С даты подписания такого документа устанавливают срок оплаты по договору.

Срок оплаты контракта по 44-ФЗ

Заказчик прописывает сроки оплаты в тексте контракта. Если он не установит срок, то нарушит ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ и ч. 8 ст. 30 44-ФЗ, в которых прописаны требования к срокам оплаты:

  • не более 30 дней с момента подписания подтверждающих документов;
  • не более 15 рабочих дней в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Отступить от этого правила можно только в рамках государственного оборонного заказа при увеличении цены контракта, если цена на продукцию выросла. Стороны подписывают дополнительное соглашение, в котором устанавливают отлагательные условия. Окончательный расчет по оборонному заказу могут продлить не более, чем на 30 календарных дней с даты внесения изменений в госконтракт (постановление правительства № 481).

Ответственность за нарушение 44-ФЗ по оплате контракта

За нарушение состава документации закупки, сроков и порядка оплаты ответственное должностное лицо госзаказчика накажут штрафом или отстранением от должности.

Источник:
http://is-zakupki.ru/material/detail/34b6af73-b214-4924-9e99-300b10633db5

Обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Изменения в 44‑ФЗ

Про изменения в обеспечительных инструментах в контрактной системе рассказывают эксперты Школы электронных торгов. Разберем правила для поставщиков и заказчиков, ответим на распространенные вопросы

Статья подготовлена по материалам вебинаров «Контракты по 44-ФЗ: новые правила и актуальные проблемы», «Значимые изменения 44‑ФЗ, 223‑ФЗ». В статье использованы ответы экспертов Контур.Школы из сервиса «Вопрос эксперту».

Обеспечительные инструменты контрактной системы

Обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств — вот 3 обеспечительных инструмента контрактной системы:

  1. Обеспечение заявки применяют «на входе» в процедуру. Цель — подтвердить добросовестность намерения участвовать в закупке и заключить контракт в случае победы. Действует от подачи заявки до заключения контракта.
  2. Обеспечение исполнения контракта (ОИС) — это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком обязательств по контракту. Действует от заключения контракта до полного исполнения обязательств по контракту обеими сторонами, приемки и оплаты.
  3. Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) позволяет заказчику быть уверенным, что поставщик даже после полного завершения контракта и получения оплаты не забудет о заявленных гарантиях на поставленные товары/работы/услуги. Действует до окончания гарантийных сроков и выполнения всех обязательств по гарантии.

Что изменилось с 1 июля 2019 года?

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

Читайте также  Правила заполнения трудовой книжки

«Во-первых, установлены сроки возврата обеспечения по контракту. Если ранее Закон о контрактной системе указывал лишь на необходимость определять в контракте сроки возврата обеспечения в денежной форме, то теперь эти сроки строго установлены в законе.

С 1 июля 2019 года по общему правилу денежные средства необходимо вернуть:

  • в течение 30 дней с даты исполнения поставщиком своих обязательств;
  • в течение 15 дней, если закупка проводилась с ограничением участия СМП/СОНО.

Во-вторых, можно устанавливать обеспечение по гарантийным обязательствам. Это новый обеспечительный инструмент в контрактной системе. Обеспечение гарантийных обязательств — денежные средства или банковская гарантия, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставляет заказчику до подписания акта приемки по контракту. Это гарантия качества товара (работы, услуги) на весь гарантийный срок эксплуатации. Выбор способа обеспечения гарантийных обязательств — традиционно за участником закупки».

Далее в статье разберем правила, по которым предоставляется обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств.

Как работает обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ?

  • Обеспечение исполнения обязательно применяется в торговых процедурах: конкурсах и аукционах.
  • Заказчик вправе установить требование к обеспечению исполнения контракта в запросе котировок, в ряде случаев — в запросе предложений, а также в закупке у единственного поставщика (ч. 2 ст. 96 Закона №44-ФЗ). Правила расчета обеспечения установлены в ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Победитель процедуры закупки должен предоставить обеспечение исполнения контракта до его заключения.

Правило: обеспечение может быть предоставлено в форме денежного депозита или банковской гарантии — выбор за поставщиком.

Особые условия для СМП/СОНО

Обеспечение исполнения контракта не нужно, если закупка:

  • проводится среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП/СОНО);
  • победитель может подтвердить свою добросовестность: исполненные без пени и штрафов государственные или муниципальные контракты за последние три года. Информация об исполнении — из Реестра контрактов, сумма контрактов должна покрывать НМЦК закупки (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Сумма обеспечения в закупках с преимуществами для СМП/СОНО рассчитывается от цены заключаемого контракта, а не от начальной максимальной цены (НМЦК).

Пример расчета обеспечения в закупках с преимуществами для СМП/СОНО

Аукцион для СМП с НМЦК 1 750 000 рублей, установлено обеспечение 10% (175 000 рублей). Участник — субъект малого бизнеса победил в закупке с предложением 1 200 000 рублей. Обеспечение будет рассчитано от цены заключаемого контракта и составит 120 000 рублей.

Как изменить способ обеспечения?

Это еще одно изменение в Законе о контрактной системе. Тема не новая, но теперь все отрегулировано через норму закона (ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Пример, когда можно изменить способ обеспечения

Победитель не успел вовремя оформить банковскую гарантию и, чтобы заключить контракт в срок, внес свои денежные средства. Затем оформил банковскую гарантию и готов предоставить ее заказчику взамен на возврат денежного обеспечения.

Пример, как можно уменьшить сумму обеспечения

Сумму обеспечения можно уменьшить пропорционально исполненным обязательствам, если выполняются условия: ТРУ поставлены, приняты и оплачены, нет неисполненных штрафных санкций, а информация об исполненных обязательствах включена в Реестр контрактов. Если был внесен депозит: пишите заявление, заказчик вернет часть денег. Если БГ — будет пересчитана сумма, подлежащая уплате по гарантии.

Что делать поставщику, если у банка отозвали лицензию?

Если у банка отозвали лицензию, то у поставщика, предоставившего ранее гарантию этого банка в качестве обеспечения, возникает обязанность предоставить заказчику денежное обеспечение либо новую банковскую гарантию уполномоченного банка. Это условие логичное и понятное, поскольку государственный или муниципальный контракт не может оставаться без обеспечения.

Должен ли заказчик требовать новую БГ, если нарушены сроки исполнения контракта?

Вопрос участника из сервиса «Вопрос эксперту»: по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт на ремонт крыши. Срок исполнения контракта 1 ноября. На 3 декабря подрядчик работу не исполнил, ведется претензионная работа. Срок банковской гарантии истекает 20 декабря. Необходимо ли заказчику требовать новую банковскую гарантию? Каковы действия заказчика в этом случае?

Отвечает Любовь Емельянова, эксперт Школы электронных торгов: «Да, нужно потребовать новую банковскую гарантию. Такой вывод следует из ч. 3 ст. 96 Закона 44-ФЗ. При этом подрядчик вправе предоставить вместо банковской гарантии денежные средства (ч. 7 ст. 96 Закона 44-ФЗ). Дополнительно можно отметить, что стороны вправе разово продлить срок исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ, после того как исполнитель заплатит неустойку».

Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?

В законодательстве нет норм, обязывающих участника закупки лично вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта. Если заказчик не установил такую обязанность в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника.

Судебная практика. Есть пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 № 09АП-52950/2015 по делу № А40-126679/15). Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 № 04-02/2548).

Комментарий эксперта: участники, внимательно анализируйте положения документации и проекта контракта. Изучайте, есть ли требование о личном внесении обеспечения исполнения контракта. Если все же денежное обеспечение будет предоставлять третье лицо, будьте готовы защищать свою позицию, в том числе в судебном порядке.

Надо участнику писать заявление на возврат обеспечения или заказчик обязан сам в положенные сроки вернуть обеспечение?

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

«Срок возврата денежного обеспечения исполнения контракта указан в контракте (это требование ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) и не зависит от обращения/необращения с письменным запросом о возврате денежных средств. Бывает, что заказчики просят поставщиков обратиться за возвратом денежного обеспечения в письменной форме, например, для уточнения реквизитов для перечисления денежных средств».

Как работает обеспечение гарантийных обязательств по контракту?

Поставщик дополнительно обеспечивает исполнение гарантийных обязательств, если такое требование есть в контракте. Форма обеспечения — денежной суммой или банковской гарантией по выбору поставщика. Поставщик может предоставить единую БГ или отдельно две банковские гарантии: одна будет обеспечивать исполнение контракта, вторая — действовать отдельно в части гарантийных обязательств.

Срок БГ должен превышать срок действия гарантийных обязательств не менее чем на месяц. Если платеж внесен денежными средствами, то поставщик имеет право на своевременный возврат той части обеспечения, которая закрывает именно исполнение контракта. Часть, которая закрывает исполнение гарантийных обязательств, будет находиться у заказчика до истечения гарантийного срока.

Специальное условие для банковских гарантий на гарантийные обязательства:

  • установлено право заказчика потребовать от банка уплатить сумму по гарантии при нарушении гарантийных обязательств. У банка при этом нет полномочий исследовать этот вопрос: что было нарушено, при каких условиях, почему заказчик так решил. Если гарантию предъявят банку, то у него самые короткие сроки для того, чтобы ее погасить.

Установлены также общие требования, сроки и правила в отношении БГ по гарантийным обязательствам. Подробности — в Постановлении Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 (в ред. ПП РФ от 18.07.2019 № 920).

Требование к обеспечению гарантийных обязательств на товары, работы, услуги — это обязанность или право заказчика?

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

«Все зависит от объекта закупки. В общем случае (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ) «Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку устанавливаются заказчиком при необходимости». Т.е. это право заказчика.

Однако «в случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку … объему предоставления гарантий …» В этом случае требование обеспечения гарантийных обязательств — это обязанность заказчика.

При закупке новых машин и оборудования отдельно должны быть установлены требования к гарантиям производителя. Эти гарантии передаются заказчику вместе с товаром».

Подробнее о том, как ОГО работает на практике, чем отличается от ОИС смотрите в фрагменте из интервью «Значимые изменения 44‑ФЗ, 223‑ФЗ», комментирует Светлана Китаева:

Статья подготовлена по материалам вебинаров «Контракты по 44-ФЗ: новые правила и актуальные проблемы», «Значимые изменения 44‑ФЗ, 223‑ФЗ». В статье использованы ответы экспертов Контур.Школы из сервиса «Вопрос эксперту».

Источник:
http://school.kontur.ru/publications/1720

Обеспечение исполнения контракта: понятие и роль в заключении и исполнении государственного контракта

Государственные закупки – это в подавляющем большинстве случаев процедуры конкурентного определения потенциального исполнителя по государственному или муниципальному контракту. Нередко для того, чтобы получить тот или иной контракт, потенциальные исполнители идут на существенное снижение цен на сами контракты, а также предоставляют заказчику лучшие условия для исполнения контракта. Однако подобные действия нередко приводят к тому, что контракт по факту исполняется с нарушениями или не исполняется вовсе.

Именно по этой причине на государственном уровне было принято решение о необходимости создания гарантирующего инструмента, который сможет обезопасить государственного заказчика от возможных потерь при ненадлежащем исполнении контракта выигравшим исполнителем. Таким инструментом стало обеспечение исполнения контракта. Что это за гарантирующий инструмент, каким образом рассчитывается и как может использоваться?

Понятие обеспечения исполнения контракта

Гарантия того, что контракт будет исполнен в полном объеме, необходима для того, чтобы государственный заказчик не пострадал от действий недобросовестных исполнителей. В качестве такой гарантии рассматривается обеспечение исполнения контракта. Данный вид гарантии для государственных контрактов предусмотрен статьей 96 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

В том случае, если электронная закупка проводится для того, чтобы выбрать исполнителя государственного контракта из числа субъектов малого предпринимательства, требование о наличии обеспечения исполнения контракта может не устанавливаться. Такое же правило действует для тех случаев, когда речь идет о социально ориентированных некоммерческих организациях, которые выполняют работы, оказывают услуги или поставляют товары для исполнения государственных контрактов.

При этом сам исполнитель решает, какого рода он будет предоставлять такое обеспечение – в виде перечисления денежных средств на счет государственного заказчика или в виде банковской гарантии, которая также должна предоставляться в строгом соответствии с положениями статьи 45 Федерального закона «О контрактной системе».

Правила расчета

Обеспечение исполнения контракта рассчитывается на основании того, какой является начальная максимальная цена контракта, указанная в документации по проведении той или иной закупки.

Читайте также  Обжалование постановления кассационной инстанции арбитражного суда

При этом для тех контрактов, по которым заказчик перечисляет аванс, размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше установленной суммы аванса. Но если аванс более тридцати процентов от НМЦК, то размер обеспечения устанавливается в равном виде по отношению к внесенному авансу.

Так, для контрактов, НМЦК которых менее пятнадцати миллионов, размер обеспечения контракта будет установлен в виде доплаты дополнительных пятидесяти процентов от ранее установленного размера обеспечения. Если НМЦК более пятнадцати миллионов рублей, то контракт может быть заключен только после того, как исполнитель предоставит обеспечение в том размере, который указан в документации к закупке, а также подтвердит свою добросовестность одним из предусмотренных в статье 37 Федерального закона №44-ФЗ способом.

Уменьшенный и увеличенный размер

Как уже говорилось выше, заказчик в некоторых случаях может потребовать от потенциального исполнителя по контракту предоставить увеличенный размер обеспечения исполнения контракта. Это требование используется в качестве антидемпинговых мер и предусмотрено статьей 37 указанного нормативного акта.

Однако, кроме увеличенного объема обеспечения, есть случаи, когда исполнитель вправе предоставить уменьшенный объем. Используется такое право исполнителя только в тех случаях, когда речь идет о выполнении части обязательств по взятому контракту. В том случае, если поставщик выполнил часть взятых на себя обязательств по контракту, он вправе написать заявление на имя руководителя государственного заказчика с целью возврата обеспечения. После того как обеспечение ему будет возвращено, он обязан перечислить объем обеспечения исполнения контракта в размере, пропорционально равном оставшемуся к выполнению объему обязательств. Данное право исполнителя в отношении внесенного обеспечения контракта предусмотрено частью 7 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе».

Такое право исполнители контрактов используют чаще всего в тех случаях, когда речь идет о контрактах, которые по своему сроку являются достаточно длительными и превышают один финансовый год, так как такая возможность для таких длительных контрактов позволяет высвободить часть средств, внесенных в качестве обеспечения, и направить их на заключение других государственных контрактов нередко с тем же государственным или муниципальным заказчиком, что и ранее заключенный с уменьшенным обеспечением контракт.

Удержание обеспечения

Так как обеспечение исполнения контракта – это гарантия того, что победитель закупочной процедуры сможет выполнить взятые на себя обязательства, в некоторых случаях внесенные денежные средства могут удерживаться заказчиком. На сегодняшний день в рамках действующего законодательства не указываются случаи, когда заказчик вправе удержать внесенное обеспечение.

Однако в настоящее время сложилась правоприменительная практика, в соответствии с которой обеспечение исполнения контракта удерживается полностью или частично в тех случаях, когда победитель процедуры государственной или муниципальной закупки не выполняет в полном объеме возложенные на него обязательства. При этом в заключаемом контракте должны быть указаны все возможные штрафные санкции, которые могут быть применены к недобросовестному поставщику.

В остальных случаях обращение взыскания на внесенное обеспечение должно покрывать лишь часть такой суммы. Сама сумма взыскания рассчитывается на основании специальных формул расчета неустойки.

Процедура предоставления обеспечения

Обеспечение исполнения контракта, независимо от того, в каком виде оно предоставляется, является основанием для заключения контракта с победителем процедуры определения потенциального исполнителя по государственному контракту. На основании частей 3-5 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе» существуют определенные правила предоставления такого вида гарантий исполнения контракта.

При этом если речь идет о банковской гарантии, она по своему сроку должна превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц с момента полного прекращения действия такого контракта. Если речь идет о предоставлении денежных средств, то потенциальный исполнитель должен понимать, что внесенные средства в качестве обеспечения будут заблокированы на счету заказчика до момента полного исполнения всех обязательств по контракту.

Внести обеспечение исполнения контракта победитель процедуры должен в срок не более пяти дней с момента получения извещения о признании его победителем (извещение направляется сразу после подписания протоколов подведения полных итогов проведенной процедуры).

Возврат обеспечения по контракту

По правилам действующего в сфере государственных и муниципальных закупок законодательства заказчик обязан в полном объеме вернуть средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта после того, как будут подписаны итоговые документы, подтверждающие факт выполнения всех обязательств, которые были возложены на исполнителя по такому контракту.

В том случае, если заказчик не перечисляет средства вовремя, исполнитель вправе подать жалобу на действия заказчика в ФАС, а в случае отказа в рассмотрении – обратиться с иском в суд в соответствии с действующими правилами подачи таких исковых заявлений.

В том случае, если речь идет о возвращении обеспечения для получения уменьшенного объема обеспечения при частичном исполнении контракта, также срок перечисления денежных средств или возврата банковской гарантии составляет не более пяти дней с момента получения соответствующего письма от исполнителя по контракту.

Если речь идет о частичном перечислении денежных средств, то требование о возврате полученного ранее обеспечения должно быть оформлено в виде заказного письма с уведомлением о вручении, исполненного на официальном бланке организации.

В том случае, если заказчик отказывается от выполнения требования о возвращении обеспечения взамен на получение уменьшенного размера, следует получить обоснование причины такого отказа. Однако действия по удержанию внесенного обеспечения в случае, если исполнитель добросовестно реализует взятые на себя обязательства, являются незаконными и могут быть обжалованы в предусмотренном законом порядке.

Обеспечение исполнения контракта – это специальная гарантия, предусмотренная Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок», которая подразумевает возможности государственного или муниципального заказчика снизить свои финансовые и фактические риски, которые могут быть им понесены в случае, если по каким-то причинам победитель процедуры определения исполнителя по тому или иному контракту нарушит свои обязательства. При этом право на установление требования об обеспечении исполнения контракта дано непосредственно заказчику в рамках определения требований к участникам той или иной закупки.

Источник:
http://zakonguru.com/goszakupki/44/obespecenie-ispolnenia.html

Обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Изменения в 44‑ФЗ

Про изменения в обеспечительных инструментах в контрактной системе рассказывают эксперты Школы электронных торгов. Разберем правила для поставщиков и заказчиков, ответим на распространенные вопросы

Статья подготовлена по материалам вебинаров «Контракты по 44-ФЗ: новые правила и актуальные проблемы», «Значимые изменения 44‑ФЗ, 223‑ФЗ». В статье использованы ответы экспертов Контур.Школы из сервиса «Вопрос эксперту».

Обеспечительные инструменты контрактной системы

Обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств — вот 3 обеспечительных инструмента контрактной системы:

  1. Обеспечение заявки применяют «на входе» в процедуру. Цель — подтвердить добросовестность намерения участвовать в закупке и заключить контракт в случае победы. Действует от подачи заявки до заключения контракта.
  2. Обеспечение исполнения контракта (ОИС) — это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком обязательств по контракту. Действует от заключения контракта до полного исполнения обязательств по контракту обеими сторонами, приемки и оплаты.
  3. Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) позволяет заказчику быть уверенным, что поставщик даже после полного завершения контракта и получения оплаты не забудет о заявленных гарантиях на поставленные товары/работы/услуги. Действует до окончания гарантийных сроков и выполнения всех обязательств по гарантии.

Что изменилось с 1 июля 2019 года?

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

«Во-первых, установлены сроки возврата обеспечения по контракту. Если ранее Закон о контрактной системе указывал лишь на необходимость определять в контракте сроки возврата обеспечения в денежной форме, то теперь эти сроки строго установлены в законе.

С 1 июля 2019 года по общему правилу денежные средства необходимо вернуть:

  • в течение 30 дней с даты исполнения поставщиком своих обязательств;
  • в течение 15 дней, если закупка проводилась с ограничением участия СМП/СОНО.

Во-вторых, можно устанавливать обеспечение по гарантийным обязательствам. Это новый обеспечительный инструмент в контрактной системе. Обеспечение гарантийных обязательств — денежные средства или банковская гарантия, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставляет заказчику до подписания акта приемки по контракту. Это гарантия качества товара (работы, услуги) на весь гарантийный срок эксплуатации. Выбор способа обеспечения гарантийных обязательств — традиционно за участником закупки».

Далее в статье разберем правила, по которым предоставляется обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств.

Как работает обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ?

  • Обеспечение исполнения обязательно применяется в торговых процедурах: конкурсах и аукционах.
  • Заказчик вправе установить требование к обеспечению исполнения контракта в запросе котировок, в ряде случаев — в запросе предложений, а также в закупке у единственного поставщика (ч. 2 ст. 96 Закона №44-ФЗ). Правила расчета обеспечения установлены в ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Победитель процедуры закупки должен предоставить обеспечение исполнения контракта до его заключения.

Правило: обеспечение может быть предоставлено в форме денежного депозита или банковской гарантии — выбор за поставщиком.

Особые условия для СМП/СОНО

Обеспечение исполнения контракта не нужно, если закупка:

  • проводится среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП/СОНО);
  • победитель может подтвердить свою добросовестность: исполненные без пени и штрафов государственные или муниципальные контракты за последние три года. Информация об исполнении — из Реестра контрактов, сумма контрактов должна покрывать НМЦК закупки (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Сумма обеспечения в закупках с преимуществами для СМП/СОНО рассчитывается от цены заключаемого контракта, а не от начальной максимальной цены (НМЦК).

Пример расчета обеспечения в закупках с преимуществами для СМП/СОНО

Аукцион для СМП с НМЦК 1 750 000 рублей, установлено обеспечение 10% (175 000 рублей). Участник — субъект малого бизнеса победил в закупке с предложением 1 200 000 рублей. Обеспечение будет рассчитано от цены заключаемого контракта и составит 120 000 рублей.

Как изменить способ обеспечения?

Это еще одно изменение в Законе о контрактной системе. Тема не новая, но теперь все отрегулировано через норму закона (ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Пример, когда можно изменить способ обеспечения

Победитель не успел вовремя оформить банковскую гарантию и, чтобы заключить контракт в срок, внес свои денежные средства. Затем оформил банковскую гарантию и готов предоставить ее заказчику взамен на возврат денежного обеспечения.

Пример, как можно уменьшить сумму обеспечения

Сумму обеспечения можно уменьшить пропорционально исполненным обязательствам, если выполняются условия: ТРУ поставлены, приняты и оплачены, нет неисполненных штрафных санкций, а информация об исполненных обязательствах включена в Реестр контрактов. Если был внесен депозит: пишите заявление, заказчик вернет часть денег. Если БГ — будет пересчитана сумма, подлежащая уплате по гарантии.

Читайте также  Буквой закона

Что делать поставщику, если у банка отозвали лицензию?

Если у банка отозвали лицензию, то у поставщика, предоставившего ранее гарантию этого банка в качестве обеспечения, возникает обязанность предоставить заказчику денежное обеспечение либо новую банковскую гарантию уполномоченного банка. Это условие логичное и понятное, поскольку государственный или муниципальный контракт не может оставаться без обеспечения.

Должен ли заказчик требовать новую БГ, если нарушены сроки исполнения контракта?

Вопрос участника из сервиса «Вопрос эксперту»: по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт на ремонт крыши. Срок исполнения контракта 1 ноября. На 3 декабря подрядчик работу не исполнил, ведется претензионная работа. Срок банковской гарантии истекает 20 декабря. Необходимо ли заказчику требовать новую банковскую гарантию? Каковы действия заказчика в этом случае?

Отвечает Любовь Емельянова, эксперт Школы электронных торгов: «Да, нужно потребовать новую банковскую гарантию. Такой вывод следует из ч. 3 ст. 96 Закона 44-ФЗ. При этом подрядчик вправе предоставить вместо банковской гарантии денежные средства (ч. 7 ст. 96 Закона 44-ФЗ). Дополнительно можно отметить, что стороны вправе разово продлить срок исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ, после того как исполнитель заплатит неустойку».

Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?

В законодательстве нет норм, обязывающих участника закупки лично вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта. Если заказчик не установил такую обязанность в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника.

Судебная практика. Есть пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 № 09АП-52950/2015 по делу № А40-126679/15). Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 № 04-02/2548).

Комментарий эксперта: участники, внимательно анализируйте положения документации и проекта контракта. Изучайте, есть ли требование о личном внесении обеспечения исполнения контракта. Если все же денежное обеспечение будет предоставлять третье лицо, будьте готовы защищать свою позицию, в том числе в судебном порядке.

Надо участнику писать заявление на возврат обеспечения или заказчик обязан сам в положенные сроки вернуть обеспечение?

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

«Срок возврата денежного обеспечения исполнения контракта указан в контракте (это требование ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) и не зависит от обращения/необращения с письменным запросом о возврате денежных средств. Бывает, что заказчики просят поставщиков обратиться за возвратом денежного обеспечения в письменной форме, например, для уточнения реквизитов для перечисления денежных средств».

Как работает обеспечение гарантийных обязательств по контракту?

Поставщик дополнительно обеспечивает исполнение гарантийных обязательств, если такое требование есть в контракте. Форма обеспечения — денежной суммой или банковской гарантией по выбору поставщика. Поставщик может предоставить единую БГ или отдельно две банковские гарантии: одна будет обеспечивать исполнение контракта, вторая — действовать отдельно в части гарантийных обязательств.

Срок БГ должен превышать срок действия гарантийных обязательств не менее чем на месяц. Если платеж внесен денежными средствами, то поставщик имеет право на своевременный возврат той части обеспечения, которая закрывает именно исполнение контракта. Часть, которая закрывает исполнение гарантийных обязательств, будет находиться у заказчика до истечения гарантийного срока.

Специальное условие для банковских гарантий на гарантийные обязательства:

  • установлено право заказчика потребовать от банка уплатить сумму по гарантии при нарушении гарантийных обязательств. У банка при этом нет полномочий исследовать этот вопрос: что было нарушено, при каких условиях, почему заказчик так решил. Если гарантию предъявят банку, то у него самые короткие сроки для того, чтобы ее погасить.

Установлены также общие требования, сроки и правила в отношении БГ по гарантийным обязательствам. Подробности — в Постановлении Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 (в ред. ПП РФ от 18.07.2019 № 920).

Требование к обеспечению гарантийных обязательств на товары, работы, услуги — это обязанность или право заказчика?

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

«Все зависит от объекта закупки. В общем случае (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ) «Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку устанавливаются заказчиком при необходимости». Т.е. это право заказчика.

Однако «в случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку … объему предоставления гарантий …» В этом случае требование обеспечения гарантийных обязательств — это обязанность заказчика.

При закупке новых машин и оборудования отдельно должны быть установлены требования к гарантиям производителя. Эти гарантии передаются заказчику вместе с товаром».

Подробнее о том, как ОГО работает на практике, чем отличается от ОИС смотрите в фрагменте из интервью «Значимые изменения 44‑ФЗ, 223‑ФЗ», комментирует Светлана Китаева:

Статья подготовлена по материалам вебинаров «Контракты по 44-ФЗ: новые правила и актуальные проблемы», «Значимые изменения 44‑ФЗ, 223‑ФЗ». В статье использованы ответы экспертов Контур.Школы из сервиса «Вопрос эксперту».

Источник:
http://school.kontur.ru/publications/1720

В какие сроки оплачиваются госконтракты по 44-ФЗ

Срок оплаты договора по 44-ФЗ — это 30 дней в общем случае и 15 дней в госзакупках для СМП.

Какие формы оплаты есть

В госконтракте обязательно должны содержаться условия: форма, сроки и порядок оплаты товара, работ и услуг по 44 ФЗ. Форма оплаты предполагает, будут ли деньги переведены контрагенту госзаказчика безналичным путем, например, на банковский счет, или выплачены наличными. Порядок выплаты предполагает один из вариантов:

  • полное единовременное перечисление средств;
  • авансирование;
  • поэтапная оплата по мере исполнения контракта.

Условия о сроке и порядке оплаты заказчиком являются обязательными, их отсутствие в тексте или несогласованность делает соглашение недействительным.

На основании каких документов оплачивается контракт

Чтобы обоснованно оплатить госконтракт, заказчик обязан иметь как заключение экспертизы, так и акт выполненных работ и товарную накладную, если это предусмотрено условиями соглашения.

Как оплатить полностью

Полная единовременная выплата устанавливается соглашением в случае, когда для исполнения госконтракта контрагенту заказчика не нужен аванс, и соглашение не предусматривает промежуточных этапов исполнения. При единовременной выплате контрагент госзаказчика исполняет в полном объеме обязательства, заказчик принимает результат исполнения и, если результат не вызвал вопросов и принят, оплачивает его целиком.

По общему правилу из ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ, сроки оплаты контракта по 44 ФЗ в 2020 году составляют не более 30 рабочих дней с момента подписания сторонами документов о приемке. Допустимо изменение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ в сторону уменьшения: госзаказчик вправе заплатить раньше истечения предоставленного ему месяца. Увеличить 30-дневный период нельзя.

Как оплатить поэтапно

Поэтапное перечисление суммы по соглашению допустимо в госконтрактах, где имеется разбивка на этапы выполнения работ, которые принимают по отдельности по мере выполнения. Например, в строительных соглашениях.

По итогам выполнения каждого этапа стороны проводят приемку результатов, составляют и подписывают закрывающие этап документы. В контракте предусматривают сроки выплаты вознаграждения по отдельному этапу работ. Выплата по каждому этапу производится в течение 30 дней после приемки.

Как оплатить, если есть аванс

Аванс — это платеж, который проводит заказчик в пользу контрагента до того, как тот выполнит и сдаст ему результат работ. Сумма аванса вычитается из общей суммы договора, поэтому после его исполнения расчет заказчика производится в сумме соглашения за вычетом уже перечисленного аванса. Последняя редакция сроков оплаты по 44 ФЗ о закупках не вводит каких-либо специальных правил относительно сроков выплаты аванса. Не установлены в законе и общие требования к размеру аванса. Д опустим любой размер аванса , вплоть до 100%.

Но есть Постановление Правительства № 1496 от 09.12.2017 о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета. Оно регулирует заключение и исполнение отдельных видов госконтрактов. В нем установили предельные размеры авансовых платежей. Например, в отношении соглашений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.

Федеральный закон № 44-ФЗ запрещает выплачивать аванс поставщикам, к которым при заключении контрактов применяли антидемпинговые меры, то есть тем, которые на этапе участия в тендере предложили цену контракта значительно ниже НМЦК.

Специальные сроки для СМП

Из общего правила, по которому установлена оплата за 30 дней по 44-ФЗ с изменениями на 2020 год, имеются исключения. Они касаются госконтрактов, заключенных в результате закупки, проводимой среди СМП и СОНО. Заплатить контрагенту по такому контракту госзаказчик обязан не позднее, чем через 15 рабочих дней после того, как состоялась приемка товара или услуги.

Иногда правила по выплате денег установлены в специальных законах. Например, правительство для обеспечения обороноспособности и безопасности государства вправе установить специальные сроки оплаты контрактов по 44-ФЗ с изменениями 2020 года. Такая возможность оговаривается в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ.

Ответственность за задержку

Законодательно жестко установлено, сколько дней сроки оплаты по контракту по ФЗ 44, —30 рабочих дней (или 15 рабочих дней для СМП). Если госзаказчик перечислит деньги позже, ему грозит:

  • уплата пени в соответствии с ч. 5 ст. 34 44-ФЗ в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки. Пени зависит от невыплаченной суммы. Если заказчик частично исполнил обязанности, сумма, которую он уже перечислил для расчета, не учитывается;
  • административная ответственность для должностного лица заказчика, допустившего опоздание. Ответственность наступает по ст. 7.32.5 КоАП РФ и заключается в штрафе от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Источник:
http://gozakaz.ru/v-kakie-sroki-oplachivayutsya-goskontrakty-po-44-fz/