Федеральный закон о таможенном регулировании в Российской Федерации от № 289-ФЗ

Федеральный закон о таможенном регулировании в Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ

4 сентября 2018 года в основном вступил в силу новый Федеральный закон о таможенном регулировании в Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ, заменивший собой аналогичный Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

Часть положений нового Закона (касательно авансовых платежей, возврата излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных и иных платежей и некоторые иные) будет применяться со дня вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 (протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин и их перечисления в доход бюджетов государств-членов) и № 8 (протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам) к Договору о ЕАЭС.

Часть норм нового Закона вступит в силу в более поздние сроки, начиная с 01.01.2019 и заканчивая 01.01.2022.

Отметим наиболее важные и представляющие интерес для участников ВЭД изменения в таможенном регулировании в Российской Федерации по сравнению с нормами Закона № 311-ФЗ:

— сведения при предварительном информировании могут быть предоставлены без перевода на русский язык, если английский язык предусмотрен в качестве международного стандарта форм транспортных документов;

— из перечня лиц, обязанных представлять отчетность таможенным органам, исключены лица, владеющие или пользующиеся товарами, временно ввезенными с применением карнета АТА и Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990;

— в среднем в 1,5 раза сокращены сроки принятия таможенными органами различных решений в области таможенного дела, в том числе: предварительных решений о классификации товаров (срок действия которых продлен с 3 до 5 лет); предварительных решений о происхождении товаров, сроки возврата авансовых платежей и др.;

— взаимодействие и обмен документами и информацией между участниками ВЭД при подаче различных заявлений и таможенными органами при принятии ими соответствующих решений будет осуществляться в большинстве случаев через личный кабинет участника ВЭД на сайте ФТС России;

— ужесточен порядок ввоза компонентов товара в разобранном или несобранном, в том числе некомплектном и незавершенном виде – до определения Правительством РФ случаев и порядка, когда ввоз компонентов допускается в рамках нескольких внешнеэкономических сделок, ввоз таковых разрешен в рамках одной внешнеэкономической сделки; срок ввоза компонентов за пределами первоначального, установленного ТК ЕАЭС 2-летнего срока, исчисляемого с даты регистрации ДТ на первую партию компонентов, может продлеваться контролирующей таможней каждый раз на 1 год, но не более чем до 6 лет, отсчитываемых с той же даты;

— новеллой, направленной на минимизацию возникновения возможных трудностей у участников ВЭД при выборе метода определения таможенной стоимости, является новый вид предварительного решения – по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

— от уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций освобождены товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта и не облагаемые при этом вывозными таможенными пошлинами (беспошлинные товары (не путать со ставками пошлин в 0% и 0 рублей)); вместе с тем, данное улучшение будет нивелировано установлением Правительством РФ в скором времени более высоких ставок таможенных сборов за совершение таможенных операций при помещении товаров под иные процедуры, проект Постановления Правительства об этом размещен 31.08.2018 на сайте Минфина России;

— в новом Законе подробно изложен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнен перечень оснований, при наличии которых отсрочка (рассрочка) не предоставляется;

— перечень случаев и оснований, при наличии которых предоставляется обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, дополнен требованием о предоставлении обеспечения при подаче ходатайства о приостановлении исполнения решения таможенного органа, направленного на взыскание таможенных платежей и обжалуемого заинтересованным лицом в вышестоящий таможенный орган;

— значительно расширен круг случаев и оснований, при наличии которых обеспечение не предоставляется или может не предоставляться при соблюдении определенных условий (часть нововведений вступает в силу с 03.01.2019);

— Законом максимально подробно установлены положения о банковской гарантии как способе обеспечения, в том числе: исчерпывающие требования к содержанию банковской гарантии, основания отказа таможенных органов в приеме банковской гарантии; максимальный срок банковской гарантии теперь не ограничен, однако он должен превышать крайний срок исполнения обязанности по уплате таможенных платежей как минимум на 3 месяца; также перечень гарантов дополнен Евразийским банком развития;

— расширен перечень имущества, которое не может быть предметом залога как способа обеспечения; расширены обязательные требования к содержанию договора залога;

— в предусмотренный ТК ЕАЭС перечень лиц, которые могут выступать декларантами товаров, включено иностранное лицо, имеющее филиал, зарегистрированный (аккредитованный) в Российской Федерации, без ограничения по таможенным процедурам, под которые помещаются товары, но при условии, что таковые перемещаются через таможенную границу не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства — члена Союза, и если при этом иностранное лицо имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

— изменен срок погашения задолженности по уплате таможенных платежей и иных платежей – в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления (уточнения к уведомлению), при этом обращаем внимание, что в целях сокращения расходов бюджета на отправку уведомлений Почтой России уведомления уже направляются участникам ВЭД через личный кабинет на сайте ФТС России.

Изменения законодательства о таможенном регулировании в РФ также касаются лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в особенности — таможенных представителей, отметим наиболее важные из них:

  • договор оказания услуг по совершению таможенных операций для помещения товаров под таможенную процедуру теперь может заключаться таможенным представителем не только с декларантом товаров, но и с экспедитором, если по договору транспортной экспедиции декларант поручил экспедитору заключить договор с таможенным представителем;
  • солидарная с декларантом товаров обязанность таможенного представителя по уплате таможенных и иных платежей теперь ограничена, в дополнение к предусмотренным ТК ЕАЭС случаям, установленным решением суда или таможенного органа фактом использования при подаче ДТ поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы, если при этом таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу Союза.

В новый Закон включены положения ведомственных нормативных актов и административных регламентов ФТС России, что представляет собой несомненное удобство при использовании и применении в таможенной практике. Вместе с тем, для практического применения норм Закона потребуется принятие значительного количества подзаконных нормативных актов Правительством Российской Федерации, а также Минфином России и Федеральной таможенной службой. Срок для принятия подзаконных актов указанными государственными органами установлен Законом до 1 января 2019 года.

Источник:
http://icargo.ru/zakonodatelstvo.html?id=10

Вступил в силу закон о таможенном регулировании

Доработанный закон о таможенной деятельности приводит требования к российским операторам в соответствие с новым Таможенным кодексом стран ЕАЭС. Теперь приоритет отдается автоматизированным, электронным технологиям над бумажным документооборотом. Закон также стимулирует применение механизмов единого окна, повышает эффективность института уполномоченного оператора, допускает возможность переноса момента уплаты таможенных платежей после выпуска товаров. Одновременно документ направлен на повышение эффективности таможенного администрирования и повышение собираемости таможенных платежей.

Закон также предусматривает возможности применения отсрочки при уплате таможенных платежей в первый месяц для любых категорий товаров. Но только при условии внесения соответствующего обеспечения. Также расширяются возможности для автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров.

С 90 до 60 дней сокращены сроки принятия предварительных решений по классификации товаров, с 10 до одного дня сокращен срок проведения таможенного досмотра.

Устанавливаются также предельные сроки проведения таможенных экспертиз — четыре месяца, для камеральных таможенных проверок — 90 дней. По аналогии с законодательством о налогах и сборах проверяемым лицам предоставлена возможность предъявления возражений таможенным органам по результатам таможенных проверок и обжалования соответствующих решений.

Законом также введена норма, допускающая исполнение обязанности по уплате таможенных платежей третьими лицами. А у таможенного представителя появится право уплачивать таможенные платежи в отношении товаров, ввозимых физлицами. Причем это относится как к российским гражданам РФ, так и к иностранным туристам, а также к иностранным специалистам, работающим в России.

Читайте также  Как принять на работу нового сотрудника: порядок действий, документы, приказы

Рядом поправок урегулирован вопрос, касающийся приостановки деятельности таможенного представителя. При этом Минфин имеет право в кратчайший срок включать обратно в реестр таможенного представителя в случае, если им устранены нарушения. В соответствие с таможенным кодексом приведен вопрос о ввозе многокомпонентных товаров в рамках одной внешнеэкономической сделки.

Кстати, одно из главных нововведений — расширение круга лиц, которые могут получить статус уполномоченного экономического оператора. По старым правилам статус был доступен только импортерам и экспортерам, теперь претендовать на него могут таможенные представители, владельцы складов временного хранения, перевозчики, экспедиторы.

Закон установил градацию уполномоченных экономических операторов (УЭО) с разными степенями доверия, также был введен новый институт оценки финансовой устойчивости. Согласно новому кодексу, вводится три типа свидетельства УЭО. Первому типу будет доступен первоочередной порядок совершения таможенных операций и выпуск товаров до подачи декларации.

Второй тип свидетельства предусматривает упрощения в сфере таможенного контроля, что предполагает наличие у компании собственных площадок, где и будут проходить практически все процедуры таможенного оформления — завершение транзита, проведение таможенного контроля и хранение.

Третий тип объединяет все упрощения, всего их 18. Компания может получить третий тип не сразу, а только после отработки по первому или второму типу в течении как минимум двух лет.

Источник:
http://rg.ru/2018/09/04/vstupil-v-silu-zakon-o-tamozhennom-regulirovanii.html

Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внес

Подписан Федеральный закон о таможенном регулировании в Российской Федерации.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются:

— отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

— права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

— правовые и организационные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации;

— отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию, и товарами, вывозимыми из Российской Федерации;

— отношения, связанные с введением запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров.

Закон также направлен на совершенствование таможенного администрирования и упрощение совершения таможенных операций.

В частности, в числе прочего реализована возможность: использования «реестрового обеспечения» таможенного представителя при таможенном декларировании товаров; выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров; освобождения от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей добросовестными компаниями; представления предварительной информации на английском языке.

Кроме того, сокращены сроки выдачи предварительных решений о стране происхождения товаров и о классификации товара, расширен перечень случаев освобождения от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, реализована таможенная процедура свободного склада, упрощена процедура идентификации товаров в продуктах их переработки.

Закон включает в себя в числе прочего положения, предусматривающие, что таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования могут быть уплачены с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, а также наличными денежными средствами в кассу таможенного органа в случаях отсутствия в месте совершения таможенных операций кредитных организаций и возможности уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей.

В случаях отсутствия в месте совершения таможенных операций, расположенном в пункте пропуска через Государственную границу РФ, кассы таможенного органа, кредитных организаций либо возможности уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования могут быть уплачены наличными денежными средствами непосредственно уполномоченному должностному лицу при условии заключения таможенным органом с этим лицом договора о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные операции в отношении которых производятся в местах международного почтового обмена, могут быть уплачены с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, а также наличными денежными средствами в кассу организации федеральной почтовой связи.

Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиками (транспортными экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц — получателей товаров, уплачиваются в безналичном порядке, в том числе с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей.

Требования к операторам таможенных платежей, порядок организации взаимодействия между ними, лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также порядок обеспечения надлежащего исполнения принимаемых операторами таможенных платежей на себя обязательств и взыскания денежных средств в случае неисполнения операторами таможенных платежей принимаемых на себя обязательств определяются Правительством РФ.

Предусматривается, что оператор таможенных платежей обязан обеспечить возможность внесения авансовых платежей, таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, путем использования национальных платежных инструментов в сроки, установленные Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Порядок совершения операций по внесению авансовых платежей, уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, по согласованию с Банком России.

Также уточняется порядок исполнения банком поручения таможенного органа на бесспорное взыскание.

Установлено, что банк безусловно исполняет:

— поручение таможенного органа на бесспорное взыскание в очередности, установленной гражданским законодательством РФ: не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, при взыскании денежных средств с рублевых счетов; не позднее двух операционных дней, следующих за днем получения такого поручения, при взыскании с валютных счетов или со счетов в драгоценных металлах;

— поручение таможенного органа на перевод электронных денежных средств: не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения поручения таможенного органа, при взыскании за счет остатков электронных денежных средств в валюте РФ; не позднее двух операционных дней, следующих за днем получения поручения таможенного органа, при взыскании за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте.

Исполнение банком поручения таможенного органа на бесспорное взыскание, поручения таможенного органа на перевод электронных денежных средств осуществляется банком также за счет денежных средств (драгоценных металлов), электронных денежных средств плательщика (лица, несущего солидарную обязанность), в отношении которых банком приостановлены операции во исполнение принятого таможенным органом решения о приостановлении операций по счетам плательщика в банке и переводов его электронных денежных средств.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

В частности, предусматривается, что положения касающиеся организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков, применяются с 1 января 2019 года, положения о подаче жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела в электронной форме — с 1 января 2022 года, а положения об электронной форме консультирования — с 1 января 2020 года. Источник: Подробнее >>>

Источник:
http://www.9111.ru/questions/777777777358457/

Изменения в законе о таможенном регулировании: нововведения и улучшения

Законопроект №289 (редакция от 01.05.2019) внес ряд изменений в разные законодательные акты. Какие отношения регулирует и что изменилось с его принятием, будет рассмотрено в этой статье.

Читайте также  Как прошить книгу учёта движения трудовых книжек и вкладышей

Коротко о главном, или суть законопроекта

С помощью этого закона наше государство регулирует таможенную деятельность. Проводится надзор за ввозом различных материалов, изделий и товаров через границу России. Под контролем находится вся работа, выполняемая сотрудниками таможенных структур. Благодаря этому происходит оперативное взаимодействие с другими госучреждениями. Обеспечивается выполнение норм международных соглашений, отстаиваются экономические интересы страны при осуществлении внешних закупок.

Эволюция ФЗ №289 и его задачи

Федеральный закон о таможенном регулировании претерпел ряд изменений. Он пришел на смену существовавшему законопроекту №311 от 2010 г. Хотя отдельные пункты этого закона еще действуют. Это касается таможенных платежей и деятельности экономических операторов.

Таможенный кодекс ЕЭС – это сокращенное название от Евразийского экономического союза. В январе прошлого года он вступил в силу. Приложение к правовому соглашению о Таможенном кодексе ЕЭС было подписано главами государств еще весной 2017 г. Сам ЕЭС был учрежден в мае 2014 г. На тот момент в него входили Беларусь, Казахстан, Россия. Уже в октябре туда присоединилась Армения, а в декабре – Киргизская Республика. На данный момент в ЕЭС входит 5 стран.

Вернемся к принятому закону. Таможенный кодекс ЕЭС содержит ряд отсылочных норм. Согласно им правоотношения регулируются на уровне законодательства глав государств.

Применение и возможности нововведений

С появлением предварительного решения для оценки таможенной стоимости разных товаров многое упростилось. Это удобный способ для участников внешнеэкономической деятельности, чтобы свериться с таможней.

Статья 25 регулирует основные вопросы по оценке таможенной стоимости разных товаров, ввозимых в страну. Предварительное решение выносится через 30 дней.

Сократилось время выдачи официального ответа о классификации разных товаров и их происхождении. Теперь эта процедура занимает всего 60 дней. По старым правилам приходилось ждать 3 месяца.

Предварительное решение теперь принимается не о стране товаров, а об их происхождении. Значит и форма решения в корне меняется. Вынесенное постановление о классификации товаров истекает через 5 лет с момента его принятия (ФЗ №289).

Изменения в сфере таможенного контроля, проверок, экспертиз

Ужесточился контроль деятельности лиц, участвующих в таможенном деле. Этот момент коснулся и экономических операторов. Проверять их будут не только во время работы, но и в течение последующей пары лет после исключения из реестров.

По новым правилам срок таможенной проверки (камеральной) составляет 90 дней. Отсчет происходит со дня уведомления проверяемого лица. В отдельных случаях его увеличивают до 120 дней. Это необходимо для грамотного проведения таможенной экспертизы.

Случаются ситуации, когда нельзя завершить таможенную экспертизу точно в срок. Тогда время ее проведения продлевается, но оно не должно превышать 4 месяцев с момента официального решения о дополнительном продлении экспертизы (п.1 ст. 390 кодекса ЕЭС).

Возврат переплаты или авансовые платежи

На рассмотрение авансовых платежей, принятие самого решения о возврате или непосредственно возврат авансовых сумм отводится 10 дней. Следующий день после регистрации заявления является отсчетным периодом. Этот момент регулируется п. 22 ст. 36 ФЗ №289.

Излишки уплаченных или взысканных платежей должны быть возвращены. С момента обнаружения этого факта и до возврата средств должно пройти не более трех дней. Лишние деньги возвращаются в счет следующих авансовых поступлений.

Мнимые сделки и борьба с однодневками

С помощью поправок в закон усовершенствовалась работа по возвращению в государственный бюджет денежных средств, полученных от мнимых сделок.

На данном этапе проводится борьба с фирмами-однодневками. Теперь сотрудники таможенных ведомств могут обратиться в судебные инстанции с требованиями:

  • о признании определенной сделки недействительной;
  • о ликвидации конкретной организации.

К положительным моментам рассматриваемого законопроекта можно отнести упрощение ряда таможенных процедур и оформление товаров в электронном виде.

Источник:
http://ruszakony.ru/news/fz-289-o-tamozhennom-regulirovanii/

Принят новый Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации

Предметом регулирования Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются:

  • отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, их перевозкой по территории РФ под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
  • определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
  • установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов РФ;
  • регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в РФ, и товарами, вывозимыми из РФ;
  • регулирование отношений, связанных с введением запрета на оборот в РФ отдельных категорий товаров.
    Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ. Таможенное дело — совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза и вывоза товаров, их нахождения и использования в РФ или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством РФ, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

Новый Закон приходит на смену ныне действующему Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Большая часть статей нового Закона начнет действовать с 4 сентября 2018 года, но ряд положений вступает в силу в более отдаленные сроки. Новым Законом установлен целый ряд переходных положений.
Закон разработан в связи с принятием и вступлением в силу с 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), который является приложением к Договору о ТК ЕАЭС. ТК ЕАЭС содержит отсылочные нормы, согласно которым регулирование ряда правоотношений либо установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств — членов ЕАЭС. Целью Закона является установление особенностей таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с положениями права ЕАЭС.
При подготовке Закона за основу приняты положения Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в той мере, в какой это позволяет ТК ЕАЭС. В Законе реализована значительная часть отсылочных норм ТК ЕАЭС, направленных на совершенствование таможенного администрирования, а также на упрощение совершения таможенных операций.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Сравнение положений ТК ТС и ТК ЕАЭС

Данный документ находится в системе «Помощник юриста».
Купить информационно-правовую систему для юриста «Кодекс: Помощник юриста» Вы сможете, заказав бесплатную демонстрацию в Вашем офисе.
Позвоните по телефону: +7(495)730-07-66.
Контактное лицо: Зорина Екатерина

Источник:
http://proinfosoft.ru/news/2018/august/federalnyij-zakon-ot-03.08.2018-n-289-fz-o-tamozhennom-regulirovanii-v-rossijskoj-federaczii-i-o-vnesenii-izmenenij-v-otdelnyie-zakonodatelnyie-aktyi-rossijskoj-federaczii

Изменения в 289 ФЗ о таможенном регулировании и чего от них ожидать

Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» начал терять актуальность после выхода Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (он вступил в силу в силу 01.01.2018) и к текущему 2020 году полностью утратил силу. На замену ему пришел №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обновленный федеральный закон не только вносит поправки в старые положения, но и добавляет несколько новых аспектов в процесс регулирования таможенной деятельности. О том, что и как поменялось, чему еще предстоит измениться, – читайте далее.

Что гласит закон 289

4 августа 2018 года был опубликован Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации…». Он принят в качестве замены Закону от 27.11.2010 №311-ФЗ. Отдельная часть положения вступит в действие только с 1 января 2022 года.
Новый закон включает в себя 68 глав (в предшествующем законе было 47 глав). В числе новшеств:

  • применение «реестрового обеспечения» таможенного представителя (ТП), когда проводится таможенное декларирование товаров, а также выдача предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров;
  • освобождение добросовестных компаний от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей;
  • перевод предварительных данных на английский язык и их подача в данном формате.
Читайте также  Типовой договор купли-продажи материалов

Что регулирует

Предмет регулирования – действия относительно ввоза и вывоза товаров, их перемещения внутри границы РФ под присмотром таможенных органов, декларирования, временного хранения, выпуска и дальнейшего применения в соответствии с таможенными процедурами, организацией и проведением контроля, взысканием и погашением платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Плюс, закон закрепляет права и обязательства лиц, чья деятельность связана со сферой тамож. дела и т. п.

Общие положения

Толчком для принятия нового закона послужил Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), вступивший в силу 01.01.2018. ТК ЕАЭС включает в себя отсылочные нормы, из-за которых регулирование отдельных правоотношений либо определение дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должно устанавливаться на уровне национального законодательства государств – членов ЕАЭС.

В законе отражены особенности таможенной деятельности в России в соответствии с положениями договора. Большая часть правил, созданных на основе ТК ЕАЭС и касающихся совершенствования таможенного администрирования и упрощения совершения таможенных операций, в нем реализована. Поправки приняли для того, чтобы все так же отслеживать соблюдение прав и обязанностей лиц, занимающихся экспортно-импортной деятельностью, развивать внешнеэкономическую деятельность России, пресекать попытки реализации некачественного товара на территории страны и т. д.

Справка. Новый закон принимают для того, чтобы ускорить таможенные операции и усилить контроль над товарами после их выпуска.

Какие произошли изменения

Изменения затронули множество областей. Так, они повлияли на правила выдачи предварительных решений, правила по уплате пошлин на товары для личного потребления, правила таможенного контроля, процедуры, а также другие моменты. Итак, разберем их по отдельности.

Относительно предварительных решений

Новый закон уменьшил срок ожидания для выдачи предварительных решений о классификации товара. Теперь ответ на такой запрос таможенники будут обдумывать в течение 60 календарных дней с момента поступления и регистрации запроса о получении предварительного решения о классификации продукции. Плюс, сам документ будет действителен пять лет со дня вступления в силу. По старым правилам ответ на такой запрос мог занять 90 дней, а срок действия составлял три года.

Предварительное решение также теперь можно будет приобрести по происхождению товаров. Их будут выдавать на каждое наименование продукта, поступающего на территорию ЕАЭС. Срок их выдачи такой же – 60 дней. Также теперь можно получить предварительное решение по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Его выдают не позже 30 календарных дней с момента регистрации заявления.

Примечание. Не только декларант, но и его представитель теперь получает предварительное решение на руки.

Новые правила по уплате таможенных пошлин на товары для личного потребления

По новым правилам за товары для личного пользования разрешено уплачивать пошлины и налоги через специальные программные и технические средства. При этом оплату напрямую в кассу таможни никто не отменял. Плюс ко всему, физические лица могут оплачивать пошлины за товары этой категории в отделениях Почты России.

В таможенном контроле

Закон 289-ФЗ предусматривает проведение автоматической регистрации и выпуск деклараций. Таможенная экспертиза будет длиться 20 календарных дней и в случае необходимости ее продлят еще на 20 дней. Период камеральных проверок – 90 календарных дней, но его могут продлить до 120. В прежнем законе эти сроки определены не были.

Также законодательство установило срок рассмотрения таможней обращения лица о корректировке декларации и принятия решения – 30 дней. А предметы, оформленные под процедуру «свободный склад», теперь можно оставлять на нескольких складах.

Корректировки по таможенным представителям

Действие такого понятия, как солидарная ответственность, больше не будет таким жестким для таможенных представителей, как раньше. Было принято считать, что представитель несет с декларантом солидарную ответственность по всему: выплате различного рода пошлин, налогов, пеней, процентов. Однако есть два исключения из этого правила.

Первое исключение – это инциденты, описанные в п. 5 ст. 405 «Обязанности таможенного представителя» ТК ЕАЭС (в связи с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары и т. д.). Второе – в случае, когда представитель проводил груз по поддельным документам, но не знал и не мог знать об этом, и это подтвердилось в суде.

Важно! Если юридическое лицо включено в реестр таможенных представителей, оно обязано размещать на своем официальном сайте актуальную информацию о стоимости собственных услуг.

Изменение правил таможенной процедуры

Процедура свободного склада была реализована и, согласно ей, товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты соответствующих налогов и пошлин, если, конечно, были соблюдены все условия этой процедуры. Также установлены правила применения такой процедуры и возможность Правительства России вводить дополнительные ограничения.

Поправки в части авансового платежа

В законе появился срок для рассмотрения запросов о возврате авансовых платежей (в прошлом его не было и он мог растянуться на более длительный временной промежуток). Время на рассмотрение запроса и принятие решения не может длиться дольше 10 рабочих дней с того момента, как декларант подал заявку.

До 20 календарных дней сократился срок на получение отчета о денежном расходовании по совершению авансовых платежей (ранее этот срок составлял 30 календарных дней).

Дата вступления в силу остальных положений

Практически все изменения уже действуют. Совсем недавно вступили в силу положения об организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков (применяются с 1 января 2019 года). Только одно из всех нововведений еще не вступило в действие. Оно повлияет на порядок предоставления жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела в электронной форме (положения части 2 статьи 264 об электронной форме консультирования). Оно вступит в силу с 2022 года.

Чего еще ждать от обновлений

По новым правилам декларанту, погасившему таможенные платежи, могут выплатить с них проценты, если сотрудники таможни нарушили сроки по возврату излишне уплаченных пошлин, и эта ошибка привела к негативным для декларанта последствиям. Выплата по процентам рассчитывается как 1/360 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы переплаты за каждый день просрочки.

Что касается негативных изменений для декларантов – теперь отсрочка по уплате всех сборов не может превышать один месяц. Прежде же можно было договориться на срок от одного до шести месяцев.

Заключение

Таким образом, на замену Федеральному закону №311 пришел закон №289-ФЗ. Толчком для принятия нового закона послужил Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, вступивший в действие с 01.01.2018. Поправки направлены на соблюдение прав и обязанностей лиц, занимающихся экспортно-импортной деятельностью, развитие внешнеэкономической деятельности России, пресечение попыток реализации некачественного товара на территории страны и т. д.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (495) 935-86-36
+7 (812) 449-55-12
+7 (800) 700-39-98

Это быстро и бесплатно !

В целом, применение нового закона предполагает ускорение таможенных операций и усиление контроля над товарами после их выпуска. В 2022 году начнет действовать последнее запланированное изменение. Оно внесет корректировки в правила подачи жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела в электронной форме.

Источник:
http://prava.expert/tamozhennoe/izmeneniya-v-289-fz-o-tamozhennom-regulirovanii-i-chego-ot-nih-ozhidat.html