Устройство автомобилей

Устройство автомобилей

Дорожно-транспортная экспертиза

Цели и задачи дорожно-транспортной экспертизы

Аварийная ситуация зачастую порождает много противоречий со стороны участников ДТП, свидетелей, инспекторов ГИБДД. Каждая из сторон может судить ситуацию субъективно, при этом нередко искажаются факты, способные пролить свет на основные причины аварии, поскольку виновник происшествия понесет значительные материальные и моральные издержки.
Поэтому виновная сторона должна быть установлена с максимальной степенью объективности. Без знаний основ, касающихся вопросов назначения и проведения дорожной экспертизы, у потерпевшей стороны зачастую не остается шансов на возмещение причиненного в результате ДТП вреда, а иногда даже оказаться в роли виновной стороны.

Для более четкого отображения картины ДТП, его причин и установления виновных на место происшествия вызываются эксперты — специалисты по расследованию ДТП.
Дорожно-транспортная экспертиза может иметь разный характер, предмет исследования зависит от конкретной ситуации. По своей сути она является одним из видов инженерных экспертиз, проводимых для диагностирования технического состояния автомобильной дороги, дорожного обустройства и внешних условий в обстановке и на участке места ДТП.

Дорожно-транспортной экспертизой (ДТЭ) называют научно-техническое исследование дорожно-транспортного происшествия.
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) возникают в результате нарушения режимов движения транспортных средств, вызвавшего травмы или смерть людей, повреждение транспортных средств и грузов, зданий и сооружений или нанесении каких-либо других материальных ущербов. При проведении ДТЭ эксперт выясняет технические причины ДТП, определяет скорости движения, тормозной и остановочный пути транспортных средств и т. п.

Целью ДТЭ является получение научно-обоснованной характеристики происшествия, определение его объективных причин и возможных способов предотвращения, а также анализ поведения участников происшествия во всех его фазах.
В результате экспертизы должен быть получен ответ на вопрос, имел ли место несчастный случай или же происшествие явилось следствием неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности или несвоевременно выполнивших необходимые действия для исключения ДТП и снижения тяжести опасных действий. В любом случае, при наличии пострадавшей стороны, судом может быть назначена экспертиза, призванная реально обрисовать причины ДТП и возможность его предотвращения тем или иным участником дорожного движения.

Огромное значение на безопасность движения оказывает состояние дороги и ее покрытия. Причиной аварий нередко становятся выбоины, сдвиги, ямы, гребенки, впадины на дорогах. Поскольку ответственность за обеспечение дорожной безопасности несут городские власти и местные органы ГИБДД, именно они обязаны возместить ущерб пострадавшим в случае, если эксперты установят, что причиной ДТП явилось плохое состояние дороги.

В случае, если ДТП имело место из-за нарушения одним или несколькими участниками происшествия правил дорожного движения, экспертиза призвана установить виновность или степень вины каждого из участников аварии, а также оценить реальную возможность предотвратить ДТП со стороны его участников.
Качество и объективность экспертной оценки очень важны, поскольку виновник аварии, в случае наличия пострадавших или нанесении материального ущерба, должен будет возместить ущерб и даже может быть привлечен к уголовной ответственности за тяжкие последствия ДТП.

Объекты экспертного исследования ДТП

Исходными данными для проведения дорожно-транспортной экспертизы служат результаты осмотра места происшествия и автомобилей, а также результаты опроса участников и очевидцев данного происшествия.

Объектом изучения экспертов выступают:

  • анализ обстановки на месте ДТП. Исследуются состояние дорожного полотна, проезжей части, обочины, участков, расположенных в непосредственной близости от дороги;
  • определение параметров движения автомобилей и других участников ДТП во всех временных фазах аварии. Эксперты, опираясь на различные факторы (следы торможения, осколки, пятна ГСМ и т. п.), определяет, с какой стороны и на какой скорости двигались автомобили;
  • исследование дорожного полотна на предмет уклонов, проломов, выбоин, просадок и других дорожных дефектов. В заключении экспертов указываются все размеры и параметры отклонений и особенностей дорожного полотна, которые могут являться причиной или выступать одной из причин возникновения аварии;
  • анализ уровня информационной безопасности на дорожном участке — проверяется наличие дорожной разметки, светофоров, специальных указателей, знаков и т. п.

В некоторых случаях экспертам при установлении причин ДТП приходится использовать аналитические методы, содержащие технические расчеты, учитывающие динамические параметры автомобилей, участвовавших в ДТП, в том числе – их тормозную динамику.

Пример экспертного анализа ДТП

Рассмотрим в качестве примера дорожно-транспортное происшествие, результатом которого был наезд автомобиля на пешехода (рис. 1). Автомобиль А двигался на расстоянии Sп от тротуара, на краю которого находился пешеход П (положение I на рисунке).
Когда между автомобилем и пешеходом было расстояние S , пешеход начал движение по проезжей части перпендикулярно направлению движеня автомобиля. На рисунке 1 положение автомобиля и пешехода, соответствующее этому моменту отмечено цифрой II .
Водитель затормозил, однако избежать наезда не смог.
Автомобиль, ударив пешехода (положение III ), переместился еще на некоторое расстояние и остановился (положение IV ).

На месте происшествия фиксируют длину Sю следа юза шин по дороге, перемещение Sн автомобиля после его наезда на пешехода, а также путь, пройденный пешеходом по проезжей части до наезда.

Проведя следственный эксперимент, замеряют деселерометром максимальное (установившееся) замедление jуст или с помощью переносных приборов коэффициент сцепления φx в зоне происшествия.
На основании опроса свидетелей и других данных устанавливают примерное значение скорости vп , с которой перемещался пешеход перед наездом.
Остальные данные, необходимые для расчета, обычно определяют по таблицам, составленным в результате экспериментов.
Если максимальное значение замедления jуст экспериментально установить не представляется возможным, то его вычисляют по формуле:

либо вычисляют длину пути при установившемся замедлении:

где Кэ – коэффициент эффективности торможения, учитывающий степень использования теоретически возможной эффективности тормозной системы. Для легковых автомобилей Кэ принимается в пределах от 1,1 до 1,2; для грузовых автомобилей и автобусов – от 1,4 до 1,6.

Последовательность анализа происшествия при его исследовании такова.

Исходя из формул, определяющих величину замедления jз :

и скорость автомобиля в конце торможения:

определяют начальную скорость автомобиля перед торможением:

Пренебрегая последним слагаемым подкоренного выражения вследстие его малой величины, можно определить начальную скорость автомобиля по упрощенной формуле:

Затем определяют скорость автомобиля в момент его наезда на пешехода:

Зная скорости v и vн , можно определить время движения автомобиля с того момента, когда водитель начал реагировать на пешехода, до момента наезда на него:

Шириной полосы движения пешехода чаще всего пренебрегают, т. е. изображают его в виде точки. Скорость пешехода считают постоянной.
Тогда время движения пешехода по проезжей части до момента наезда определится по формуле:

Условие своевременности торможения автомобиля можно записать следующим образом:

Если это условие не выполнено и время tн меньше времени tп , то водитель действовал с опозданием и автомобиль успел переместиться из положения I в положение II .

Чтобы установить, мог ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не произошло запаздывание, определяют продолжительность запаздывания:

За это время автомобиль, двигаясь с начальной скоростью v , переместится на расстояние

Согласно рисунку 1 расстояние S между передней частью автомобиля и пешеходом в момент начала движения последнего по проезжей части будет равен:

где Sо – остановочный путь автомобиля.

Если в результате расчетов получится, что расстояние S больше остановочного пути Sо , то водитель мог, применив экстренное торможение, остановить автомобиль до линии следования пешехода.
При S ≤ Sо водитель не имел возможности предотвратить наезд путем торможения, так как пешеход начал движение на слишком малом расстоянии перед автомобилем или двигался с большой скоростью.

Источник:
http://k-a-t.ru/PM.01_mdk.01.01/7_teoria_avto_9_exp/index.shtml

Судебная дорожно-транспортная экспертиза, ее задачи и объекты

Современная судебная дорожно-транспортная экспертиза (СДТЭ) — это экспертное исследование в целях установления механизма и обстоятельств ДТП, технического состояния ТС и дороги, психофизиологических характеристик его участников — по материалам дела и результатам исследования места происшествия, ТС (их деталей, узлов, агрегатов, систем) и водителя [9]. Таким образом, официально принятое ныне определение экспертизы как судебно-автотехнической (САТЭ) вышло за пределы своего названия и в большей степени соответствует предложенному здесь более широкому по смыслу названию.

Читайте также  Как найти собственника земельного участка: варианты поиска

Место и роль СДТЭ в процессе доказывания по делам о ДТП наглядно показаны на схеме 30.

В общей структуре судебных экспертиз СДТЭ занимает место как род класса судебных инженерно-транспортных экспертиз, в которые, кроме СДТЭ, входят также судебные авиатранспортные, водно-транспортные, железнодо-рожно-транспортные экспертизы. Это особый класс экспертиз, имеющих общие задачи и ряд понятий, связанных с родственностью объектов исследования на транспорте, и методов, выработанных из судебно-экспертной технической, психологической, криминалистической диагностики. Специфичность среды движения объектов, самих объектов и субъектов управления транспортом предопределяет разработку и применение специальных методов исследования, что делает каждый род экспертизы самостоятельным и отделяет их друг от друга. Через экспертное исследование следов как отображение процессов взаимодействий частных объектов эти роды экспертизы связаны с традиционными родами класса судебных криминалистических экспертиз; некоторые, в том числе СДТЭ, имеют пограничные виды (вид судебной транспор-тно-трасологической экспертизы).

Все это отражается и в формулировании категориальных понятий экспертизы.

Как известно, предмет любой судебной экспертизы — фактические данные (факты, обстоятельства), устанавливаемые на основе специальных научных познаний и исследования материалов дела. Различают понятия предмета судебной экспертизы, рода, вида (общее научное определение) и конкретной экспертизы (частное определение). Первое доказывается научно для экспертизы каждого рода; второе предопределяется вопросами каждой конкретной экспертизы (А. И. Винберг, А. Р. Шляхов, А. А. Эйсман) [II].

Так,предметом СДТЭ ныне являются фактические данные не только о техническом состоянии ТС (как было ранее для САТЭ на первых этапах), но и месте происшествия, участке дороги, непосредственно примыкающем к нему, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях лиц — участников происшествия и их возможностях, а также о тех обстоятельствах, способствовавших возникновению происшествия, которые устанавливает эксперт на основе своих специальных познаний и материалов дела.

К объекту СДТЭ относятся следующие материализованные источники информации: ТС (их детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место ДТП, оставшиеся на них следы, водитель, а также материалы дела, не требующие правовой оценки.

Перспективы развития рода СДТЭ связаны с применением комплексных методов исследования, специализацией этих исследований по видам и синтезированием их результатов для обеспечения полных и всесторонних исследовании. Совершенствование и развитие каждого вида, базирующегося на специальных методах исследования, с одной стороны, расширяет возможности СДТЭ, с другой — позволяет с большей обоснованностью и достоверностью удовлетворять потребности судебно-следственной практики [10].

Источник:
http://studopedia.ru/12_239837_sudebnaya-dorozhno-transportnaya-ekspertiza-ee-zadachi-i-ob-ekti.html

Дорожно-транспортная экспертиза виды

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Судебная дорожно-транспортная экспертиза (далее – СДТЭ) относится к классу инженерно-транспортных экспертиз. Ее предмет — фактические данные о техническом состоянии автомобиля на месте происшествия, участке дороги, который примыкает к нему, дорожных условиях, действиях лиц – участников происшествия и других обстоятельствах, способствовавших возникновению ДТП. Они устанавливаются экспертом на основании специальных познаний и материалов дела.

Объект судебной дородно-транспортной экспертизы – вещественные доказательства (транспортное средство, дорога, место ДТП, водитель, следы, свидетели, материалы дела, которые не требуют правовой оценки).

Судебная дорожно-транспортная экспертиза на настоящем этапе своего развития состоит из 5 видов исследований:

  • экспертное исследование обстоятельств ДТП, или ситуалогическая экспертиза;
  • экспертное исследование технического состояния автомобиля, или технико-диагностическая независимая экспертиза;
  • экспертное исследование следов на транспортном средстве, месте происшествия, или транспортно-трассологическая экспертиза;
  • исследование водителей автомобилей и других участников движения, или судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников движения;
  • Обследование дороги, дорожных условий на участке дорожно-транспортного происшествия, или судебная автодорожная экспертиза.

Все эти виды экспертиз (по отдельности или комплексно) можно заказать в НП «Федерация Судебных Экспертов».

Задачи ситуалогической экспертизы:

  1. установить, как должен был действовать водитель в сложившихся обстоятельствах с точки зрения безопасности движения;
  2. оценить его действия согласно соответствию их техническим требованиям нормативных актов и правилам безопасности движения;
  3. установить места расположения автомобилей в конкретные моменты времени;
  4. определить скорость движения транспортных средств в определенный момент времени;
  5. определить тормозной и остановочный пути, расстояния, преодолеваемые транспортным средством в определенные промежутки времени, а также наличие возможности предотвратить столкновение путем торможения;
  6. определить время преодоления транспортным средством заданных участков пути.

Задачи транспортно — трассологической экспертизы:

  1. определить траекторию и характер движения транспортных средств и других, объектов до столкновения;
  2. определить относительное расположение транспортных средств и препятствий в момент удара;
  3. установить места столкновения;
  4. определить траекторию и характер движения транспортного средства и пешехода;
  5. установить место наезда транспортного средства на пешехода; установить механизм ДТП;
  6. идентифицировать лицо, управлюющего ТС на момент ДТП;
  7. установить конкретные транспортные средства, которые участвовали в столкновении;
  8. установить принадлежность отделившихся в процессе столкновения частей к конкретному транспортному средству.

Задачи технико-диагностической экспертизы:

  1. установить неисправности транспортных средств (узлов, механизмов, деталей);
  2. выяснить причины и временя их возникновения;
  3. выяснить влияние неисправностей на возникновение ДТП;
  4. установить соответствие технического состояния автомобиля требованиям и нормам безопасности движения;
  5. установить причинно-следственную связь между неисправностями и ДТП и обстоятельствами, способствовавшими возникновению неисправностей;
  6. определить возможность своевременного выявления неисправностей до ДТП.

Задачи инженерно-психофизиологической экспертизы:

  1. установить возможность своевременной оценки водителем опасной ситуации;
  2. определить время реакции водителя, участвовавшего в ДТП, в зависимости от сложившихся дорожных обстоятельств;
  3. выяснить возможность выполнения водителем требуемых действий в аварийной ситуации;
  4. определить возможность выявления и восприятия водителем сложившейся перед ДТП дорожной обстановки;
  5. установить возможность предотвращения водителем ДТП, учитывая психофизиологическое воздействие на него различных обстоятельств.

Автодорожная экспертиза отвечает на следующие вопросы:

  1. какая техническая документация (ТД) регламентирует те или иные эксплуатационные характеристики автодороги на участке ДТП;
  2. есть ли в допустимых техническими документами пределах обнаруженные дефекты дороги на участке ДТП;
  3. соответствуют ли сцепные характеристики покрытия на месте ДТП требованиям ТД;
  4. в случае несоответствия, если ли причинно-следственная связь между ДТП и этим несоответствием;
  5. есть ли техническая причинная связь между отклонением от нормы обнаруженного дорожно-технического фактора и заносом автомобиля на участке ДТП;
  6. есть ли какие-нибудь недостатки в организации движения на месте ДТП;
  7. какими требованиями ТД должны руководствоваться должностные лица, ответственные за эксплуатацию дороги на данном маршруте;
  8. соответствуют ли их действия данным требованиям и т.д.

Найти ответы на все эти вопросы может судебная дорожно-транспортная экспертиза, проведенная специалистами НП «Федерация Судебных Экспертов». Мы также можем написать ходатайство о назначении судом дополнительных экспертиз и исследований для прояснения ситуации и установления действительного состояния вещей.

Многолетний опыт, современное оборудование, юридическая подготовка позволяют нам оказывать квалифицированные экспертные услуги (в частности, судебную дорожно-транспортную экспертизу) и сотрудничать как с частными, так и с юридическими лицами (организациями, предприятиями, органами государственной власти и правоохранительными органами).

Источник:
http://sud-expertiza.ru/dorozhno-transportnaya-ekspertiza-vidy/

Дорожно-транспортная экспертиза

Рассказываем о том, в каких случаях необходимо проведение дорожно-транспортной экспертизы, сформулируем перечень типовых вопросов, которые рекомендуется использовать потерпевшим в их ходатайствах о назначении экспертизы.

Для установления виновного лица, ответственного за дорожно-транспортное происшествие, причиной которого явились опасные дорожные условия, назначается дорожно-транспортная экспертиза.

Без знаний основ, касающихся вопросов назначения и проведения дорожной экспертизы, у потерпевшего не остается и минимальных шансов на возмещение причиненного ему вреда.

Термин «дорожно-транспортная экспертиза» имеет несколько синонимов.

Тождественными, по сути, являются такие понятия как «дорожная экспертиза», «экспертиза состояния дороги», «экспертиза дорожных условий» и т.д.

Наиболее удачной, по нашему мнению, с точки зрения, исследуемых на сайте «ДТП и автострахование» проблем является предложенная формулировка.

Вопросы дорожных условий нами рассматриваются в связи с дорожно-транспортным происшествием.

Дорожно-транспортная экспертиза является одним из видов инженерных экспертиз, проводимых для диагностирования технического состояния автомобильной дороги, дорожного обустройства и внешних условий в обстановке и на участке места ДТП.

Читайте также  Должностная инструкция врача-педиатра

Экспертизой устанавливаются причины и условия, способствующие дорожной аварии.

Задачи дорожно-транспортной экспертизы

Дорожная экспертиза решает множество задач, рассмотрим некоторые из них.

Экспертное исследование обстановки на месте происшествия.

Эксперт, по представленным в его распоряжение материалам и результатам непосредственного осмотра места дорожной аварии, анализирует состояние дорожного покрытия проезжей части дороги, обочин, а также участков, расположенных за пределами дорожного полотна.

Определение величин коэффициентов и параметров, относящихся к движению транспортного средства.

Эксперт рассчитывает коэффициенты сопротивления качению, сцепления колес с поверхностью дороги, определяет величину замедления при торможении на участке места происшествия.

Например, при осмотре места происшествия выявлено загрязнение дорожного покрытия проезжей части дороги от разлива моторного масла, которое могло явиться причиной потери управляемости автомобиля и его опрокидывания. Для ответа на ключевой вопрос о наличии у водителя технической возможности избежать опрокидывания, необходимо определить коэффициент сцепления колес автомобиля при его движении по загрязненной поверхности дороги.

Определение наличия на дороге уклонов и закруглений и их величин.

Не всегда при визуальном осмотре места происшествия имеется возможность определить геометрию проезжей части дороги и ее величину.

Значимость в определении экспертом указанных характеристик дороги обусловлена назначением по делу независимых автоэкспертиз.

Часто вопросы, решаемые дорожно-транспортной экспертизой, входят в предмет комплексных транспортно-трасологических экспертиз, определяющих механизм ДТП и действия его участников.

Статьи в помощь:

Установление уровня информационной безопасности на дороге, с точки зрения ее оборудования дорожными знаками, светофорными объектами, дорожной разметкой.

Обустройство дороги средствами регулирования движения и предупреждения об опасности, напрямую влияет на ее эксплуатационные качества и безопасность.

В компетенцию эксперта входит разрешение различных вопросов направленных на установление причинно-следственной связи при ДТП.

Например, могло ли способствовать совершению ДТП отсутствие соответствующих информационных знаков на участке дороги в месте проведения работ?

Таким образом, основной целью дорожно-транспортной экспертизы является определение влияния дорожных условий на механизм автодорожного происшествия в условиях обстановки места происшествия.

Когда проводится дорожно-транспортная экспертиза

Назначение дорожной экспертизы целесообразно во всех случаях, когда причинами ДТП является загрязнение дорожного покрытия, несоответствие сцепных качеств дороги требованиям безопасности, при авариях в местах проведения ремонтных, строительных и иных дорожных работ, открытых (неисправных) крышек технологических колодцев, при наличии дефектов дорожного покрытия.

Статьи в помощь:

Дефекты дороги включают в себя следующие элементы.

Колейность дорожного покрытия, то есть деформация поперечного профиля относительно полос наката.

Выбоины в виде глубинных разрушений с выраженными краями общей площадью от 200 квадратных сантиметров и глубиной более 3 сантиметров.

Выкрашивание дорожного покрытия общей площадью от 200 квадратных сантиметров и глубиной более 3 сантиметров.

Сдвиги на покрытии, образованные, перемещением содержащего битум слоя.

Проломы дороги – прорези покрытия по полосам наката.

Гребенка в виде чередующихся поверхностных углублений и выступов дорожного покрытия.

Просадки в виде впадин с пологими склонами, искажающими профиль дороги.

Еще одной распространенной причиной автопроисшествий, о которой не принято говорить публично, является ненадлежащее обеспечение безопасности дорожного движения сотрудниками подразделений ГИБДД на местах дорожно-транспортных происшествий.

Низкий уровень профессионализма и организации службы в некоторых подразделениях дорожной полиции проявляется в том, что прибыв к месту ДТП, сотрудник ГАИ занимается только документированием аварии.

При отсутствии безопасных условий для других участников дорожного движения, по вине полиции на месте одного дорожно-транспортного происшествия происходит еще несколько.

Если кому-либо из лиц, читающих эти строки, не посчастливилось оказаться участником такой аварии, то для поиска и установления виновного должностного лица советую добиваться назначения независимой дорожно-транспортной экспертизы.

Вопросы для дорожно–транспортной экспертизы

Разрешаемые автодорожной экспертизой вопросы, относящиеся к техническому состоянию дороги, дорожного обустройства и внешних условий на участке ДТП, в зависимости от конкретной ситуации могут формулироваться следующим образом.

Какой является обстановка на месте ДТП: дорожное покрытие проезжей части, обочины, прилегающая к дороге территория?

Возможно ли экспертным путем определить основные параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и других объектов на месте происшествия?

Какова величина уклона дороги в продольном и поперечном направлениях?

Какова видимость и обзорность дороги с места водителя в условиях дорожной обстановки, в момент ДТП с учетом ограничивающих видимость объектов при указанном росте водителя и других его индивидуальных особенностей?

Располагал ли водитель автомобиля Антонов Дмитрий Сергеевич технической возможностью предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния и обустройства дороги и других особенностей?

Имелись ли обстоятельства, связанные с состоянием дорожной и обустройством дороги, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия?

Какими нормативно-техническими актами регламентированы эксплуатационные свойства участка автомобильной дороги, расположенного на 104 километре + 350 метров трассы М — 4, нарисованного в схеме дорожно-транспортного происшествия?

К какому из видов дефектов автомобильной дороги относится яма, обозначенная в схеме места происшествия под номером 1.3, допускается ли этот дефект нормативно-техническая документация?

Является ли дефект автомобильной дороги, обозначенный под номером 1.3 на схеме места происшествия, несоответствующим нормативно-технической документации, и находится ли такое несоответствие в причинно-следственной связи с фактом дорожно-транспортного происшествия от 13.12.2014 года на 104 километре + 350 метров трассы М – 4 с технической точки зрения?

Требованиями каких нормативно-технических документов, определены действия должностных лиц (организаций) ответственных за безопасную эксплуатацию дороги – трассы М-4?

Соответствуют ли действия должностных лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию дороги – трассы М-4, участок 104 километр + 350 метров, требованиям нормативно-технических документов, регламентирующих их деятельность?

Уважаемые читатели, нами рассмотрена еще одна важная и достаточно сложная тема из раздела «ДТП по вине дорожных служб».

Надеемся на то, что полученная информация о дорожно-транспортной экспертизе будет вам полезна.

Источник:
http://dtp-avtostrahovanie.ru/dorozhno-transportnaya-ekspertiza

Дорожно-транспортная экспертиза

За время вождения любой автолюбитель, так или иначе, сталкивался с опасностью ДТП или даже являлся его непосредственным участником. Даже при соблюдении всех правил дорожного движения ни один водитель не может быть полностью защищен от подобных происшествий. И далеко не всегда виновником обязан быть один из водителей.

Только что же делать в тех случаях, когда виновниками ДТП являются дорожные условия и целостность дорожного полотна в целом. Уже на месте происшествия это может быть очевидным, однако не всегда можно так просто доказать собственную правоту. Именно для этого и назначаются дорожно-транспортные экспертизы. А в нашей статье мы расскажем о ней подробнее и о тех вопросах, которые можно с помощью нее решить.

Что такое дорожно-транспортная экспертиза?

Дорожно-транспортная экспертиза – это одна из разновидностей расследования, проводимого экспертами, на основе имеющихся данных о требуемом предмете выяснения. В данном случае изучению подлежат причины, которые повлекли за собой ДТП, связанные непосредственно с дорожными условиями.

Подобную процедуру называют по-разному: экспертиза состояния дороги, дорожная экспертиза, экспертиза дорожных условий и прочие смежные с этим формулировки. Однако все это представляет собой выяснение одинаковых по факту обстоятельств ДТП. Так же проводится и судебная дорожно-транспортная экспертиза, когда ведется разбирательство по происшествию.

Что именно помогает узнать

Полное изучение ситуации экспертами часто помогает выделить во время дорожно-транспортных расследований самые различные детали, ранее не очевидные. Так, к примеру, дорожно-транспортные экспертизы дают ответы на следующие вопросы:

  • Соответствует ли участок дороги необходимым нормативным требованиям;
  • Какие факторы обстановки на дороге способствовали возникновению ДТП (качество или наличие разметки, наличие необходимых дорожных указателей, регуляторов движения);
  • Как должен был повести себя водитель при сложившихся обстоятельствах;
  • Каким был угол обзора водителя в сложившейся ситуации и насколько он мог быть осведомлен;
  • Какие действия мог предпринять водитель для предотвращения аварии с технической стороны вопроса;
  • Какие были именно технически возможные варианты для предотвращения ДТП, учитывая общую дорожно-транспортную обстановку;
  • Соответствует ли полотно и его состояние на момент происшествия всем необходимым нормам строительства;
  • Были ли на участке дороге нарушения, которые подвергали участников движения непосредственной опасности;
  • Могли ли являться причиной аварии именно нарушения в расположении или отсутствии дорожных знаков, разметки, светофоров.
Читайте также  Какие сроки сдачи больничного листа работодателю по законодательству

Как видите, проведение подобной дорожной экспертизы помогает установить огромное количество фактов для успешного рассмотрения в суде.

Как и когда производится

В первую очередь следует отметить тот факт, что время проведения экспертизы и ее специфика зависит напрямую от того является ли она частной или нет. То есть можно условно разделить проводимые дорожно-транспортные экспертизы на два вида:

  1. Частные независимые экспертизы. Подобная дорожная экспертиза может быть проведена в самое ближайшее после аварии время. Услуга не бесплатна, включая и сам вызов эксперта по факту происшествия. Оплата производится обычно тем участников аварии, кто заказывает процедуру. Следует помнить, что проведение дорожно-транспортной экспертизыперед судебным разбирательствомне запрещено. То есть Вы можете собрать необходимые доказательства своей невиновности предварительно. Помимо прочего, эксперту будет проще восстановить ситуацию «по горячим следам»;
  2. Судебные дорожно-транспортные экспертизы. Подобная дорожная экспертиза назначается исключительно в суде, после подачи соответствующего ходатайства (прошения) о ее необходимости. Она довольно часто используется в судебном процессе для вычисления виновника происшествия, если ранее точное определение не было возможным. Судебную экспертизу имеет право проводить только определенный назначенный специалист, который является экспертом-автотехником требуемого разряда.

Если у частной больше возможностей собрать требуемую информацию самостоятельно, то специалист судебной экспертизы вынужден будет в основе своей опираться на имеющиеся документы. Именно для этого потребуется предоставить информацию в полном объеме.

Источник:
http://dtp.help/dorozhno-transportnaya-ekspertiza.html

Судебная дорожно-транспортная экспертиза

Предпосылок возникновения аварии несколько, это могут быть: техническая неисправность автомобиля, несоблюдение ПДД, отсутствие специальных дорожных знаков, несоответствующее государственным стандартам дорожное покрытие. В ситуации, когда определить настоящую причину аварии довольно сложно назначается дорожно-транспортная экспертиза. Данное мероприятие может проводиться экспертами МВД, или же автоэкспертами независимых структур.

Когда назначается дорожно-транспортная экспертиза

Аварийная ситуация порождает много противоречий со стороны участников ДТП, свидетелей и инспекторов ГИБДД. Каждая из сторон может судить ситуацию субъективно, однако, в любом случае виновная сторона должна быть установлена. Для более четкого отображения картины ДТП на место происшествия вызываются эксперты. Сама экспертиза может иметь разный характер, предмет исследования зависит непосредственно от ситуации.

Как оспорить независимую экспертизу в суде.

Что грозит при ДТП при обгоне на перекрестке читайте тут.

Все ДТП условно делятся на виды:

  • Аварии, возникшие вследствие нарушения ПДД.
  • Аварии, возникшие в результате технической неисправности ТС.
  • Аварии, возникшие вследствие технической невозможности исключить столкновение.

Все вышеперечисленные вариации могут в той или иной степени стать причиной аварии. Касаемо технической невозможности, то к данному термину относят ДТП, возникшие из-за опасных дорожных условий.

Как правило, дорожно-транспортная экспертиза назначается в суде, целью ее проведения является установка виновных лиц в результате действий которых произошло ДТП.

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Объектом изучения экспертизы выступают:

  1. Анализ обстановки на месте ДТП. Исследуется состояние дорожного полотна, проезжей части, обочины и участков, расположенных в непосредственной близости у дороги.
  2. Определение параметров движения автомобилей пострадавших в ДТП. Эксперт, опираясь на различные факторы (следы торможения, осколки, пятна масла и т.д), определяет с какой стороны и на какой скорости двигались автомобили.
  3. Исследование дорожного полотна на предмет уклонов, проломов, выбоин, просадок и других дорожных дефектов. В заключении экспертов указываются все размеры и параметры отклонений и особенностей дорожного полотна, которые могут являться причиной возникновения аварии.
  4. Анализ уровня информационной безопасности на дорожном участке. Проверяется нанесена ли дорожная разметка, присутствуют ли специальные знаки, светофоры и т. д.

Безопасность движения полностью зависит от структуры дорожного покрытия. Так, причиной аварийной ситуации могут стать сдвиги, выбоины, расколы, ямы, гребенки и впадины на дорогах. Ответственность за обеспечение дорожной безопасности несут городские власти и районное управление ГИБДД. Аварийные ситуации, возникающие в результате дефектов асфальтного покрытия, случаются также нередко. В данном случае объектом изучения экспертизы выступает дорога. Ответственность за подобные ДТП несут городские власти, которые собственно и обязаны возмещать ущерб пострадавшему.

Вопросы для дорожно-транспортной экспертизы

Дорожно-транспортная экспертиза обстоятельств ДТП должна разрешать такие вопросы:

  • Какая обстановка на месте аварии. Какое состояние дорожного покрытия, обочины, прилегающих участков к магистрали?
  • Может ли эксперт путем расчета коэффициентов определить параметры движения автомобиля?
  • Есть ли уклоны на дороге (если есть, то какие размеры)?
  • Какой обзор и видимость дороги был у водителей ТС, которые участвовали в аварии?
  • Где возникло и как столкнулись ТС?
  • Как располагались ТС относительно дорожного участка на момент аварии?
  • Была ли техническая возможность у участников аварии избежать происшествия?
  • Какое состояние дорожного полотна и придорожного обустройства?
  • Могли ли неправильное дорожное обустройство (ямы, расколы, отсутствие знаков) повлиять на управление ТС попавшее в ДТП?
  • Какими нормативными актами регламентируются эксплуатационные параметры данного дорожного участка?
  • Какие дефекты были обнаружены на дорожном участке где возникла авария? Какой вид дефекта (размер выбоин и т.д)?
  • Соответствует ли исследуемый участок эксплуатационным параметрам по нормативной документации?
  • Кто должен отвечать за соблюдение требований, перечисленных в нормативно-технической документации на данных автодорожных участках?

Как проводится дорожно-транспортная экспертиза

Частная независимая экспертиза может осуществляться через несколько часов после ДТП, за счет одного из участников аварии. Проводить экспертизу разрешается до судебного разбирательства для выяснения обстоятельства аварии, однако, как уже было сказано данная процедура не бесплатна.

Судебную дорожно-транспортную экспертизу могут назначить исключительно в суде по ходатайству одного из участников аварии либо с целью дополнительного расследования для определения виновника. Проводить экспертизу имеет право исключительно эксперт-автотехник (1, 2, 3 разряда). Эксперт-автотехник является специалистом, имеющим специальность «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» и опыт работы по направлению подготовки не менее 1 года.

Для проведения экспертизы требуется предъявить:

  • схему ДТП;
  • задокументированные письменно опросы свидетелей и участников ДТП;
  • видеозаписи, фотоснимки с места происшествия;
  • акт осмотра ТС;
  • справка о ДТП;
  • постановление об административном правонарушении;
  • протокол административного правонарушения (копия);
  • заключение о наличии неисправностей ТС и стоимости восстановительного ремонта.

Акты осмотра ТС и заключения предоставляет страховая компания, которая выплачивает компенсацию ущерба.

Сроки проведения экспертизы могут колебаться от 2 до 7 дней в зависимости от обстоятельств. В основном на проведение судебной экспертизы отводится не более 10 дней.

Стоимость экспертизы дорожно-транспортного происшествия

Судебная экспертиза должна быть бесплатной. Независимая экспертиза проводится за счет заказчика. Истец имеет право требовать с виновника аварии или страховщика возместить затраты на проведение экспертных работ. Стоимость зависит от вида процедуры, например, комплексная экспертиза может обойтись от 5000 до 7000 рублей. Стоимость автотехнической экспертизы в зависимости от состояния автомобиля вследствие ДТП может обойтись от 1500 до 4000 рублей.

Как заполнить извещение о ДТП читайте тут.

Заключение дорожно-транспортной экспертизы

Оригинал заключения выдается на руки заказчику экспертизы. Если человек намерен взыскать ущерб с виновника аварии либо судится со страховой, тогда необходимо уведомить ответственное лицо о дате и месте проведения экспертизы. Копии документов могут быть предоставлены сразу же всем заинтересованным лицам на месте проведения диагностики. В случае подачи иска в суд копия заключения предоставляется вместе с заявлением в качестве дополнительного документа.


Видео — дорожно-транспортная экспертиза

Источник:
http://1avtourist.ru/ekspertizy-dtp/sudebnaya-doroaya-ekspertiza.html